плюсы и минусы заочного обучения в школе
Заочное обучение в школе: о плюсах выбора
Возможность обучаться в школе заочно появилась в России давно. Внедрен такой подход был не просто так, а с целью предоставить возможность детям с ограничениями по здоровью, например, получить образование, гарантированное конституцией РФ. Вообще, в нашей стране есть несколько законных форм обучения:
очная предполагает посещение ребенком занятий непосредственно в школе;
заочная, когда ребенок проходит обучение удаленно, не посещая учебное заведение;
очно-заочная – чему-то ребенок учится, посещая уроки, какие-то предметы изучает самостоятельно;
семейная форма обучения – дети учатся дома, помогают им в этом родители или репетиторы. Кстати, в 2020 году в России насчитали свыше двенадцати тысяч школьников, которые выбрали семейную форму обучения;
самообразование. И такое есть и доступно только старшеклассникам, иначе говоря, детям, достигшим 15 лет.
А теперь дружно вспоминаем дистанционку, которая доводила родителей всей страны до истерического состояния, потому что школы оказались не готовы к онлайн-обучению. Поэтому можно представить качество заочного обучения в государственной школе. Конечно, власти стараются ситуацию исправить, но им удалось привести в порядок это направление в нескольких десятках учебных заведений, которые находятся в крупных федеральных центрах.
Школы региона могут похвастаться разве что единственным компьютером на все здание. Однако бояться «заочки» не стоит, потому что сейчас достаточно частных школ, которые предоставляют услуги по заочному обучению. Единственный момент: не у всех есть аккредитация и государственная лицензия, которые подразумевают, что по итогу обучения ребенок получит аттестат гособразца.
Во-первых, по мнению клинических психологов, ребенок все же должен учиться в составе группы, то есть очно посещать школу. Но! Бывает так много «но», которые не оставляют выбора. Например:
у ребенка заболевание, которое ограничивает его возможности в обучении очно;
школьник профессионально занимается спортом, а это – частые сборы, соревнования. И, что естественно, очень страдает учебный процесс;
семья переехала за границу, но родители хотят, чтобы ребенок закончил российскую школу и получил аттестат государственного образца;
родители приняли решение на какое-то время покинуть город проживания в связи с работой или другими обстоятельствами.
В любой из этих ситуаций заочное обучение – настоящее спасение, главное – выбрать школу, где процесс действительно налажен. Например, в сети частных детских садов и школ «Академическая Гимназия» к процессу подошли, учитывая все моменты. Эксперты этого учебного заведения выделяют несколько факторов, на которые стоит обратить внимание родителям при переходе на заочную форму:
Наличие аккредитации и лицензии, что гарантирует аттестат государственного образца.
Наличие собственной ИТ-инфраструктуры и площадки для онлайн-обучения. И лучше, чтобы она была разработана для конкретной школы, где будет и личный кабинет, и онлайн-дневник со всей необходимой для школьника и его родителей информацией.
Продуманные и отработанные программы обучения. В «Академической Гимназии» пошли дальше: помимо базовых наук, там углубленно изучают иностранные языки, плюс в программу включен гимназический компонент и налажено сотрудничество с ведущими ВУЗами страны, например, с МГУ им. Ломоносова. То есть ребенок после ЕГЭ может заочно поступить в российский ВУЗ.
«Когда мы разрабатывали программу заочного обучения, – говорит Калетина Лилия Анатольевна директор по развитию сети частных детских садов и школ «Академическая Гимназия», – ставили перед собой цель сделать реально доступную услугу. Стоимость обучения в год меньше двух тысяч рублей. Мы постарались все услуги, что дети получают очно, перевести в дистанционный формат. Услуги психолога, в том числе. И спрос на заочное обучение большой, это реалии современного мира».
«Я забрала дочь из школы»: плюсы и минусы дистанционного обучения
«Я забрала ребенка из школы. Маша теперь учится заочно онлайн, а я уже второй месяц пребываю в нирване. Программа та же, знания глубже, нервы никто не треплет ни мне, ни ей. »
С каждым годом в России становится все больше родителей, выбирающих для своих детей дистанционную и семейную форму обучения. Так, в этом учебном году предпочли учебу из дома более 100 тысяч школьников. По оценкам экспертов, в будущем эта цифра будет только расти.
Почему дистанционное обучение становится все популярней, есть ли в этом вина традиционной школы — разбирался корреспондент «МК».
Недавнее масштабное международное исследование «Уверенность в процессе обучения» показало, что российская школа находится на первом месте по уровню стресса у учеников. В ходе опросов 79% наших учащихся отметили, что испытывают стресс из-за успеваемости, а 68% учителей заявили, что учеба в школе вызывает у детей тревогу и неуверенность в себе.
Такое положение вещей, очевидно, и подтолкнуло родителей к поиску новых, более комфортных форм получения среднего образования. В том числе небывалую популярность стало обретать так называемое дистанционное или онлайн-образование. Дистанционное (или семейное) обучение у нас в стране существует очень давно. Однако традиционно по данной форме занимались дети с различными заболеваниями, при которых ежедневно посещать учебное заведение проблематично, и ребята с девиантным поведением. Однако в последние годы родители все чаще стали переводить на заочные формы обучения абсолютно здоровых и, что важно, весьма успешных в учебе детей.
Рост количества детей, обучающихся на дому, произошел и в результате появления специальных онлайн-школ, где ученики могут присутствовать на уроках в режиме реального времени, не выходя из дома. Теперь родителям так называемых «семейников» не нужно обучать детей собственными силами или нанимать репетиторов. А для получения аттестата о среднем образовании школьникам достаточно успешно проходить промежуточную аттестацию и впоследствии очно сдать ОГЭ И ЕГЭ в любой аккредитованной школе своего региона.
Кто и почему выбирает дистанционное обучение, можно ли полноценно учиться через компьютер и для каких ребят подходит данная система, а для каких категорически противопоказана — нам рассказали родители и специалисты.
За онлайн-обучением будущее?
После того как журналист Анастасия Кузина рассказала в соцсетях о том, что с этого учебного года перевела свою дочь-восьмиклассницу на онлайн-обучение, под ее постом появилось несколько тысяч комментариев. Сама Анастасия говорит, что решение об обучении дочки на дому далось ей весьма непросто, однако на данный момент она нисколько не жалеет о своем выборе.
— К решению о переходе на дистанционное обучение мы шли последние два года, — вспоминает Анастасия. — Еще в 6-м классе дочка все успевала, в том числе ходила после уроков в художественную школу и на спорт с удовольствием. Потом добавились седьмые уроки. В этом году семь уроков поставили на пятницу, начались дополнительные уроки якобы по выбору. В общем, школьный день начал пожирать все. Сначала отвалился спорт, потом сошла на минимум художка. К тому же учеба у Маши начала вызывать постоянный стресс, уроки ей казались неинтересными, а требования учителей — непонятными и бессмысленными. Да и отношения с одноклассниками все больше сходили на нет. По характеру моя дочь очень ответственная и серьезная, она сама стремится к знаниям. В школе обстановка совсем другая: так называемых «ботанов» презирают, принято ругаться матом, употреблять всякие снюсы и хвастаться, например, тем, что не сделал домашку по географии США, так как терпеть не может «пиндосов». Дети, которым комфортно в школе хотя бы в отношениях со сверстниками, вряд с легкостью решатся перейти на онлайн-обучение. У Маши же в начале этого года реально наступила точка кипения, когда выносить школьную жизнь стало практически невозможно. У ребенка начался страх перед предметами: Маша заявила, что ненавидит историю и еще парочку дисциплин. Каждый вечер в районе десяти вечера я ждала слез: домашка по пяти предметам плюс по художке. Какой там сон, прогулки, подружки! Я предлагала ей перейти в другую школу, но она категорически не хотела быть новенькой в чужом коллективе.
Анастасия окончательно решилась перевести Машу на дистанционное обучение после того, как на эту форму перешла ее одноклассница.
— Маша сходила к ней домой — послушать, как в онлайн-школе преподается история, ей понравилось, попросила включить лекции по другим предметам, — рассказывает Настя. — Сама она сейчас вспоминает, что в тот момент ее поразил контраст между уроками в онлайн и ее школе. «А что, так можно было?» — как говорится. Никто не кричит, не мордует «двойками», объяснения лектора интересны и понятны.
Подробно изучив всю информацию об онлайн-школе и отзывы учащихся, Кузина забрала документы дочки из школы и заключила договор на онлайн-обучение. С октября Маша изучает школьную программу по видео, а в конце года ей нужно будет пройти промежуточную аттестацию в аккредитованной школе — партнере онлайн-платформы — в данном учебном заведении сейчас и числится девочка.
— С момента нашего перехода на онлайн-обучение прошло почти полгода, и вот что мы имеем на данный момент, — поясняет Настя. — Поспав и поев нормально, Маша в пижаме с зайцами и с чашкой какао в 10 часов утра садится к ноутбуку. Преподаватели в школе замечательные, невыгоревшие творческие люди, многие преподают в известных вузах и лицеях. Урок в онлайн-школе проходит в тишине. Понятно, что учитель спокоен как удав, весел и уважителен к ученикам, потому что никого не надо успокаивать. Маша перестала нервничать, бояться криков на уроке и непонятных требований. В спокойном состоянии и материал стал усваиваться быстрее и лучше. К тому же урок не тратится на перекличку, проверку домашки и вызов к доске. Вначале — разбор сложностей по домашнему заданию, а затем подробное объяснение новой темы, обсуждение и ответы на вопросы от учеников в чате.
Каждый будний день в онлайн-школе Мария проходит по 4–5 уроков и два в субботу. После занятий ученикам приходит тестовое домашнее задание, которое они могут выполнить сразу или в течение дня. Таким образом, дети имеют возможность правильно организовывать свое время и освобождать вечера для прогулок или дополнительных занятий по интересам. За каждое задание школьник получает определенное количество баллов, которые суммируются. По мере набора определенного количества баллов ученик переходит на новый уровень, что является дополнительным стимулом.
— После перехода в онлайн-школу Маша смогла освободить себе вечера и вернуться на спорт, — говорит Анастасия. — Сейчас она почти каждый день ходит на фитнес и два раза посещает художественную школу. Также мы оставили репетитора по английскому, так как на виртуальных уроках в разговорном языке не преуспеть. С общением с друзьями тоже проблем никаких, его хватает в художественной школе, на каникулах и выходных. Учитывая, что в последние годы круг ее общения был далек от одноклассников, в этом вопросе она ничего не потеряла. Но главное даже не это. Для меня важно, что Маша перестала быть похожей на зомби с постоянным кирпичом на шее: «А-а-а, я должна, я не успеваю, я не могу!». Ей интересно учиться, она даже стала намного реже резаться в компьютерные игры — раньше она это делала, потому что, мол, ей надо «расслабиться». У меня тоже полностью ушел весь стресс. Я вижу ее новых преподавателей, слышу, что говорят на лекциях, и очень довольна уровнем.
Однако, несмотря на свое полное удовлетворение, Анастасия Кузина уверена, что такая форма обучения подойдет не всем.
— Маша — очень организованный человек, ответственный, да и я живо интересуюсь ее обучением. Если вы понимаете, что ваше дитя склонно лениться и может «прогуливать» виртуальные уроки, так оно и произойдет.
Защита от буллинга и сокращение расстояний
Конечно, причин, по которым российские родители забирают детей на домашнее обучение, очень много. И, к сожалению, очень часто это бывает вынужденный шаг. Так, взрослые, проживающие в отдаленных поселках и деревнях, вынуждены выбирать для детей заочное обучение просто из-за отсутствия возможности добираться до ближайшей школы, которая им подходит.
«Нам пришлось перейти на дистанционку в 10-м классе. Дело в том, что в нашей поселковой школе удалось набрать только один класс с физико-математическим уклоном, а моя дочь — чистейший гуманитарий, такую нагрузку не потянула бы, да и не нужна ей углубленная физика и математика. А ежедневно добираться до школы в райцентре, где есть гуманитарный класс, нереально», — объясняет одна из мам.
Другой причиной перехода на заочное обучение часто становятся сложные отношения ребенка с одноклассниками, в том числе и злосчастный буллинг.
— Мы поменяли три школы, прежде чем приняли решение о переходе на дистанционное обучение, — рассказала мне моя подруга Елена, мама пятиклассника. — Проблема в том, что у сына стабильно не складывались отношения с одноклассниками. Он всегда хорошо учился, плюс носит очки и немного упитанный, все это регулярно становилось причиной издевательств и травли со стороны других детей. Дошло до того, что у ребенка начался невроз, он боялся ходить в школу. В результате по совету психолога мы ушли на дистанционное обучение, пока нас все устраивает.
Кроме того, все чаще родители выбирают дистанционное образование из-за конкретного недовольства качеством обучения в обычной школе.
— В какой-то момент я поняла, что для нашей семьи школа стала не помощником в обучении детей, а обузой, — объясняет Ольга, мать троих детей из Подмосковья. — Уже в 5-м классе мы столкнулись с тем, что практически по всем предметам старшему сыну нужно дополнительно объяснять материал дома. При этом подобные проблемы возникли не только у моего ребенка, но и у львиной доли класса. Конечно, перестроиться на дистанционный тип обучения сыну было сначала непросто, он ленился и пытался бездельничать. Однако уже через год его отношение к учебе сильно изменилось, а наша помощь сократилась до минимума. Большой плюс онлайн-школы в том, что ребенок в ней учится таким важным навыкам, как правильная организация времени, поиск и анализ информации и, собственно, желанию и умению мыслить самостоятельно.
Опасности виртуальной школы
Учитывая, что массовую популярность заочное образование стало приобретать лишь в последние два года, реальных исследований о его результативности в сравнении с традиционным образованием в нашей стране пока нет. Однако наряду с положительными отзывами об онлайн-обучении, естественно, появляются и примеры негативного опыта виртуального образования.
— Мы погорели на том, что слишком доверяли своему сыну и недостаточно контролировали ситуацию после перехода на дистанционное обучение, — рассказывает Лариса из Москвы. — Ребенок успешно участвовал в математических олимпиадах и в какой-то момент смог убедить нас, что при переходе на онлайн-обучение основная учеба не пострадает, а успехи в математических соревнованиях только улучшатся. С олимпиадами так и произошло, а вот по остальным предметам картина получилась просто катастрофическая. К счастью, промежуточную аттестацию мы сдавали в своей школе, у знакомых учителей. Они популярно объяснили мне, что происходит, и уговорили вернуть сына в школу. Хорошо, что все это случилось в 8-м классе, а не в 9-м, когда нужно сдавать ОГЭ, хотя вернуться к обычному школьному режиму ему оказалось непросто — были и скандалы, и истерики, и «двойки». Наш опыт показал, что при переводе на дистанционку родители должны жестко контролировать весь процесс. Нужно понимать, что, если такой возможности нет, виртуальное обучение может преподнести весьма неприятные сюрпризы.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ:
Екатерина Морозова, учитель математики: «К школе, где я работаю, прикреплено несколько детей, обучающихся по дистанционной и семейной форме обучения. Могу сказать, что на промежуточных аттестациях эти ученики показывают очень разные результаты. Есть дети, результат которых после перехода на заочную форму действительно улучшился. Но бывают и моменты, когда я вижу, что ребенок на домашнем обучении, наоборот, скатился и растерял все знания. Такое случается даже с детьми, которые на традиционных уроках показывали неплохие результаты. Так или иначе, решение о переходе на дистанционное обучение — большая ответственность для родителей, они должны четко и объективно оценивать способности своего ребенка к самостоятельности и в любом случае постоянно держать руку на пульсе, контролируя процесс. В некоторых случаях мы советуем родителям для принятия решения о полном переводе ребенка на дистанционное обучение попробовать выбрать данную форму для ученика по одному-двум предметам. Через полгода будет понятно, по силам ли это школьнику, и если эксперимент не удастся, то быстро восполнить пробелы по одному предмету намного проще, чем по всем. Еще один важный момент — это сдача ЕГЭ и ОГЭ. Дело в том, что любой экзамен так или иначе проверяет не только знания ребенка, но и его выдержку, умение сконцентрироваться и показать максимально возможный результат в нужный момент. Дети, которые обучаются по традиционной форме обучения, регулярно пишут проверочные и контрольные работы, чаще лучше концентрируются на решающих испытаниях, чем «дистанционники» и «семейники». Но, безусловно, и из этого правила бывают исключения».
Юлия Кротова, детский психолог: «В последние годы школьная программа становится все более перегруженной. Кроме того, растет количество детей с различными девиациями, из-за этого чаще происходят школьные драки, случаи травли и буллинга. Неудивительно, что в подобной ситуации все больше родителей задумываются о дистанционном обучении. Таким взрослым я советую заранее готовить детей к подобной форме образования, чтобы минимизировать риски. Если школьник будет четко понимать, что он учится не ради оценок, а ради знаний, он вполне сможет с минимальной помощью родителей заниматься дистанционно. Вопрос об отсутствии социализации на заочном обучении, который часто обсуждают как негативный фактор, достаточно спорный. В последние годы я часто замечаю, что на переменах дети не общаются друг с другом, а сидят, уткнувшись в свой гаджет. Вполне можно организовать ребенку полноценное общение со сверстниками в различных кружках и на спортивных занятиях.
Плюсы онлайн-обучения:
— экономия времени на поездки в школу;
— экономия денег на форму, сменку, рюкзак и другие школьные принадлежности;
— возможность учиться в любом месте и в любое время, что очень актуально для детей, серьезно занимающихся спортом и творчеством;
— психологический комфорт (индивидуальный темп занятий, нет страха перед вызовом к доске, травли и буллинга).
Минусы онлайн-обучения:
— социальная изоляция, которую не все дети могут восполнить другим общением;
— отсутствие жесткого контроля и, как следствие, проблемы с самоорганизацией;
— не подходит несамостоятельным детям с низкой мотивацией к обучению;
— детям, увлеченным химией, биологией и физикой, будет не хватать реальных практических опытов;
— возможны проблемы с изучением иностранных языков, в том числе с произношением.
Я учусь в школе на заочке (и ни о чём не жалею)
Про семейное образование говорят часто, а про заочное — значительно реже. Однако у них много различий и сложностей как для детей, так и для учеников. Наш новый блогер, ученица 11-го класса Иванна, рассказывает, как проходит обучение вне школы.
Меня зовут Иванна, мне 17 лет, в этом году я оканчиваю 11-й класс. Последние два года я учусь в школе заочно. Сразу хочу обратить ваше внимание: у заочной формы нет золотого стандарта, от школы к школе, от человека к человеку опыт может различаться. Статья адресована ученикам.
В пункте 3.1 статьи 44 Федерального закона «Об образовании» № 273-ФЗ указано: «Законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать, помимо всего прочего, формы получения образования и формы обучения» (после 9-го класса выбирать может ребёнок). В статье 17 того же закона закреплено, что «образование можно получить в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (очная, очно-заочная, заочная формы) и вне них (семейное образование и самообразование), при этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения».
Семейную и заочную формы часто путают, разница — в двух пунктах
У семейной формы образования больше свободы. Семья сама решает, как обучаться, с какой скоростью, когда проходить аттестации, контакт со школой сведён к минимуму.
Заочный процесс обучения во многом определяется школой, заочникам приходится чаще пересекаться со школьной системой образования.
На семейном обучении ученик прикрепляется к школе только на время аттестаций. На заочном же ученик прикреплён к школе всё время — отсюда и ограниченность выбора.
Как всё устроено?
Заочное обучение бесплатно и работает по простому принципу: ученик самостоятельно овладевает программой и с определённой периодичностью проходит аттестации по каждому предмету (это может быть раз в четверть, каждые полгода или раз в год — определяет школа), финальная оценка является годовой, а ОГЭ и ЕГЭ сдаются вместе с очниками.
Аттестации — это те же контрольные. Я прохожу их раз в год по заранее оговоренному графику, при этом мне доступны четыре консультации с учителем по каждому предмету. В среднем получается сдать один, два или три предмета в месяц. Чтобы изучить материал, я пользуюсь учебниками из школьной библиотеки и интернета, обращаюсь к образовательным курсам и сайтам («Решу ЕГЭ», «Фоксфорд», «Инфоурок», Stepik, Arzamas и другие). Родители во всём этом не участвуют, я занимаюсь сама.
До этого я училась восемь лет в частных школах и один год в государственной. Перешла на заочное обучение по простым причинам:
Под последним пунктом я подразумеваю две проблемы. Первая — это сильная загруженность из-за шести-семи уроков и времени на домашнее задание после. Вторая — программа по многим предметам сильно размазана, потому что в классе собраны самые разные ученики, обучить нужно всех, но при сосредоточенном изучении материал можно пройти гораздо быстрее.
Нужно ли вам заочное обучение?
Заочное обучение подойдёт тем, кому по тем или иным причинам сложно или некомфортно посещать занятия очно. Например, из-за состояния здоровья, психологической обстановки в учебном заведении, профессионального занятия спортом или иной деятельности. Впрочем, вы можете перейти на заочное и без особых причин — просто потому, что захотите.
Однако одного желания и/или весомых причин недостаточно. Заочная форма обучения освобождает время, даёт свободу в графике, воспитывает самостоятельность, но взамен требует самодисциплины, силы воли, умения учиться, знаний. Вряд ли вы сможете самостоятельно освоить программу, если до этого учились средне, что-то пропускали, рассчитывали на удачу или постоянно списывали. На заочном такое не сработает: тут вы либо знаете, либо нет.
Хоумскулинг, анскулинг или дистанционно: шесть способов учиться в школе
Будучи заочником, вы сам себе начальник. Только вы отвечаете за результат обучения. Заочное обучение — это большая ответственность, которую несут не учителя, не школа, не родители, а ученик.
Многим на самом деле лучше на очном, потому что, помимо высокого проходного порога, есть и минусы, которые могут оказаться критическими. На заочном обучении нет одноклассников, с которыми можно поболтать или прогуляться после школы, поэтому, если вне учебного заведения у вас нет компании, вам быстро станет одиноко. Если вы ничем, помимо школы, не занимаетесь и никуда не ходите, появится огромное количество свободного времени, которое нужно занять. Если у вас возникают трудности с освоением материала, то, кроме нескольких часов консультаций, не будет никого, кто мог бы помочь. В старшей школе готовятся к ЕГЭ, и школа играет в подготовке не последнюю роль. Без неё будет тяжелее.
Заочное обучение не для всех, и это нормально. Ситуации и люди бывают разные. Если вы чувствуете, что это как раз то, что вам нужно, не бойтесь неизвестного, обращайтесь к школе, договаривайтесь и учитесь с комфортом.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Khomenko Maryna)
Школа XXI века: плюсы и минусы заочного образования
Еще десять лет назад мы и представить не могли, что такое возможно, а сегодня заочная форма обучения в школе быстро набирает популярность. В образовательных центрах проходят мастер-классы «Как мотивировать детей на самостоятельное обучение». Родители изучают школьные программы и уверены, что смогут самостоятельно дать детям лучшее образование, без участия профессиональных педагогов. VN.ru решил разобраться в новом модном веянии в образовании и выяснил, чем заочное обучение так привлекает его адептов и какие у него недостатки.
Свой бизнес в 14 лет – как все успеть
— Мотивы – высвобождение времени, — говорит педагог школы №83 «Умка» Светлана Гольцер в эфире программы «Есть мнение» ГТРК-Новосибирск. – Это единственный ресурс, который сейчас важен. Школа хочет тотально контролировать время ребенка, она так устроена. Скорее всего, от этой идеи придется отказываться. Мотивы простые: мне нужно успеть гимнастикой позаниматься, у меня модельный бизнес. Вот девочка у нас сейчас уехала в Сингапур, перевелась на заочное, затем опять переведется на очное. И эту образовательную траекторию нужно сопровождать.
Для современного ребенка время – сверхважный ресурс
В школе «Умка» при наполняемости 300 человек учится больше 1000 детей-заочников. Это не только жители Новосибирска, но и других городов России, и даже из-за границы. Например, дети сотрудников посольств или из семей с высокой мобильностью, которые желают получать российское образование. Также как и их сверстники, посещающие обычные занятия, они сдают ЕГЭ и итоговые проверочные работы под камерами. Что касается социализации таких детей, то, по мнению сторонников заочного образования, в современном мире школа далеко не единственная и не главная структура, которая за это отвечает.
Компьютер VS школьный учитель
Современное образование все больше отрывается от личности учителя. Благодаря интернету мы можем пользоваться видеоуроками лучших лекторов по теме, использовать компьютерные тренажеры, чтобы научиться решать задачи по физике и математике, мгновенно получая обратную связь и вариант правильного решения. Как показывает опыт, даже на пианино благодаря электронному учителю ребята начинают играть быстрее.
— Кроме нерационального использования времени, проводимого в школе, второй минус школы – это обязательные домашние задания, которые еще более плохая вещь, чем сидение на уроке, — считает основатель Центра самообразования «Новая школа» Григорий Хацевич. – Нельзя задавать тридцати детям одно и тоже. Если ребенок понял, как решается этот тип задач, нет смысла тратить на него время. Если он решает их с трудом, значит неправильно задавать их на дом, нужно решать сначала задачи полегче. Выбирать, что и сколько решать, должен сам ученик, нужно только предоставить ему какую-то образовательную рамку, чтобы он мог на нее опереться.
Освободившееся время ребята обычно тратят на более углубленное изучение материала, не торопясь оканчивать школу. Не все дети решаются полностью порвать со школой. Некоторые ученики Григория Хацевича выбрали для заочного обучения только один или два основных предмета.
Списывание и никаких знаний
Однако обычные школьные учителя довольно скептически относятся к такой форме обучения. На практике итоговые контрольные работы под камерами сдают далеко не во всех школах, и все это превращается больше в формальность.
— Я скептически отношусь к заочному школьному образованию, — рассказывает преподаватель географии ЧОУ «Юнион» Игорь Резун. – Когда ученик сидит у меня на уроке и делает контрольную, я хотя бы спокоен, что он не заглядывает в телефон. А что толку от этого контроля знаний, когда ученик дома за полчаса решает контрольную с помощью интернета? Может быть, где-то итоговые контрольные школьники-заочники и решают под камерами, но у нас в школе этого нет. Потом на выходе сплошные «пятерки», а где знания?
Освободившееся время школьники-заочники тратят на углубленное изучение материала
По словам Игоря Дмитриевича, в 11 классе у него сейчас два заочника. Разумеется, этим ученикам также придется сдавать ЕГЭ. Однако среди обязательных предметов географии нет, а на выбор ученик может и не захотеть сдавать этот предмет. Получается, что прохождение части школьной программы при такой форме обучения никак не контролируется.
В каком веке работает ваша школа
Во время беседы с новосибирскими родителями директор нашумевшей школы «Летово» Михаил Мокринский отметил, что один из вопросов, которым стоит задаться, отправляя ребенка в первый класс – в каком веке работает ваша школа. Дело в том, что большая часть сегодняшних школ работает в 19 и 20 веке. Причем речь идет об успешных школах, которые несут важные умения и знания детям, но все равно это школы, которые готовят детей к позавчерашнему миру.
— Современная школа обязана не отнимать у ребенка возможности, потому что у ребенка есть право передумать, решить поступать в другой вуз, увлечься чем-то еще, он стремится открывать для себя новые перспективы и с удовольствием нырять из математики в историю и литературу, из истории и литературы – в экономику и обществознание, – считает Мокринский.
Второй важный момент – научить ребенка участвовать в принятии решения по поводу его будущей судьбы, и желательно, чтобы это случилось к девятому классу, а не позже. «Девятый класс – это первая развилка на пути серьезных выборов. В это же время важно определиться не только с профилем вуза, но и с тем, в российский вуз вы собираетесь поступать или в зарубежный».