Платонов песчаная учительница о чем
Андрей Платонов — Песчаная учительница:
Краткое содержание
Глава 1
Городок в Астраханской губернии, 1920-е годы. 20-летняя Мария Никифоровна Нарышкина – дочка учителя. «Пустыня была ее родиной, а география поэзией». После учебы ее направили учительницей в Хошутово.
Глава 2
Нищее «Хошутово было почти совсем занесено песком». Крестьяне днями убирали песок со скудной земли. Мечты Марии о новой, интересной жизни рушатся.
Глава 3
Дети пропускают занятия, а зимой теряют интерес к учебе вообще. Взрослые тоже не ценят школу. Какой от нее прок. Два школьника умерли от голода и болезней. Тогда Мария решила, что школа станет центром борьбы с песком. В отделе образования ей посоветовали самой изучить эту науку.
Глава 4
Спустя год село изменилось. У Марии нашлись помощники – Никита Гавкин и Ермолай Кобозев. Общими усилиями посевы защитили зарослями шелюги (кустарника). Еще через год посадки укрепили соснами. Теперь влага держалась в земле. Урожаи выросли. Школа наполнилась детьми, ходили туда и взрослые.
Глава 5
На третий год пришли кочевники со стадами. Вся зелень была съедена. Вождь объяснил Марии: степь – их кормилица. Выжить хотят и крестьяне, и они. Мария поехала за правдой в округ, там ей предложили ехать в Сафуту, кочевничье село. Если людей научить жить в условиях песков, как в Хошутово, глядишь, кочевники станут крестьянами. Жалко Марии своей молодости, но и людей двух народов тоже. Она соглашается.
Читательский дневник по рассказу «Песчаная учительница» Платонова
Сюжет
Молодая учительница из Астраханской губернии Мария Никифоровна Нарышкина едет в нищее село на песках Хошутово. Мария начинает борьбу с песком. Крестьяне сажают кусты (шелюгу) и сосны для защиты посевов от сухости и ветра. Урожаи растут, но всю зелень съедает скот кочевников. Однако люди уже знают, что делать с песком. Марию зовут в село Сафута: обучать кочевников жить по-крестьянски. Ей жаль людей – она едет.
Отзыв
В названии рассказа – судьба молодой самоотверженной учительницы. Она из учительской династии (ее отец – педагог). Выросла среди песков, и ее призванием стала борьба с ними. Мария – счастливый человек. Ее смысл жизни – помощь людям. Она не жалеет, что молодость проходит мимо, что у нее пока нет семьи. Ее семья – два народа в голодной степи. Тема молодых энтузиастов, которые трудятся на благо людей, борьбы с природой, нищетой, невежеством. Мария мечтает, чтобы выживание сменилось жизнью. Рассказ учит ставить перед собой благородные цели, думать не только о себе, но и о других, самопожертвованию, бескорыстию, смелости.
Краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» и отзыв для читательского дневника (А.П. Платонов)
Многомудрый Литрекон представляет вниманию читателей краткий пересказ основных событий рассказа А.П. Платонова «Песчаная учительница». Ознакомление с сюжетом произведения в сокращении поможет подготовиться к занятию и подобрать аргументацию для сочинений.
Краткий пересказ
(430 слов) Рассказ «Песчаная учительница» начинается с описания жизни Марии Нарышкиной. Девушка родилась в небольшом городке Астраханской губернии. Её семьи не коснулись ужасы войны и революции. Отец не рассказывал Марии о происходящем, желая отгородить девочку от потрясений.
Мария увлекалась изучением географии, и уже в шестнадцать лет её отправили на педагогические курсы в Астрахань. После окончания обучения девушку определили учительницей в селе Хошутово, находившемся на границе с пустыней. Там Мария Никифоровна познала неприглядные стороны местной природы — песчаные бури.
Село было почти полностью покрыто песком, и каждый день жители очищали свои дома с помощью лопат. Мария Никифоровна прочувствовала настроение села Хошутово: уныние, смиренность, обремененность тяжким и бесполезным трудом.
Девушка жила в комнате при школе. Местный сторож очень обрадовался присутствию хоть какой-то компании и помогал молодой учительнице с обустройством.
Ученики посещали школу не каждый день. А с приходом зимы это место и вовсе зачастую оставалось без посетителей, ведь дети попросту не могли одеться по погоде из-за нищеты. Тяжелые условия существования довели крестьян до нищеты, голода, а некоторых — до смерти.
Мария Никифоровна, переживая из-за ненужности школы в подобном положении крестьян, пребывала в отчаянии. Но затем она придумала следующее: чтобы привлечь учеников, нужно обучать их тому, что необходимо именно сейчас, — противостоянию пескам. Молодая учительница оповестила об этом местных крестьян, собрала подписи и отправилась в округ. Там ей выделили книги и предложили заняться преподаванием этой науки самой.
Спустя два года Хошутово изменилось: с помощью общественных работ местным жителям удалось огородить село защитными сооружениями, препятствующими распространению песка. Мария Никифоровна также решила высадить сосны у школы, чтобы увеличить количество урожая от посевов. Шелюгой же крестьяне теперь топили дома, а из прутьев делали предметы мебели. Жителям Хошутова стало легче жить, и теперь в школе всегда было полно народу: как детей, так и взрослых.
Ещё через год жителям села пришлось столкнуться с неприятностями: кочевники, которые приходили сюда каждые пятнадцать лет, запоздали, и к августу степь уже стала безжизненной. Вскоре явились тысячи кочевников, которые за три дня разорили Хошутово: не было ни сосны, ни воды.
Ощущая безысходность своего положения, Мария Никифоровна отправилась к вождю кочевников, но тот лишь оправдался желанием своих соратников выжить.
Нарышкина поехала в округ, чтобы доложить о произошедшем. Однако её ошеломили предложением покинуть Хошутово и отправиться в Сафуту. Марии объяснили, что обученные жители села теперь справятся и сами, а в Сафуте, где селятся кочевники, необходимо рассказать о науке борьбы с песками. Это помогло бы остановить перебежки кочевников, тогда и русские поселения не разорялись бы.
Мария Никифоровна задумалась о своей судьбе, о трудной молодости и о будущем. Но в итоге молодая учительница согласилась отправиться в Сафуту, пообещав когда-то вернуться уже не по песку, а по лесной дороге.
Отзыв
(414 слов) Моё впечатление от рассказа «Песчаная учительница» весьма неоднозначно. С одной стороны, Мария помогла целому поселению, а также исполнила свой учительский долг. С другой стороны, жизнь молодой учительницы могла бы быть лучше, не будь она в глухой деревне, заваленной песком. Она приносит свою молодость в жертву благодетели, что, несомненно, является героическим поступком.
Мне понравилось то, какое решение приняла главная героиня в финале произведения. Это благородно и человечно. Но поступки заведующего и других «начальников» вызывают недоумение. Сначала они просто скептически отнеслись к идее Марии Никифоровны. Затем, увидев положительные результаты упорной работы молодой учительницы и крестьян, они предлагают Нарышкиной проделать такой же огромный труд в другом поселении. Заведующие могли бы привлечь добровольцев, могли бы обратиться в вышестоящие органы для финансирования работ с песком. Но они взвалили эту непосильную ношу на молодую учительницу, у которой один раз уже получилось спасти крестьян. Мое мнение об их поведении мешает мне полностью одобрить произведение: все-таки один в поле не воин, и люди не должны привыкать к тому, что есть какой-то праведник, взваливший на себя все их проблемы. Это несправедливо. Нежелание заведующих помочь реальными делами и изначальное неверие крестьян в успех замысла учительницы стали отягчающими обстоятельствами для реализации идеи Марии Нефедоровны. Однако ей удалось справиться с этим.
Что же этим хотел сказать автор? Главная мысль произведения «Песчаная учительница» заключена в понимании того, что для благополучной жизни необходимы усилия. Много лет жители села Хошутово боролись с последствиями песчаных бурь, но нужно было противостоять самому природному явлению. С приездом Марии Никифоровны их жизнь изменилась в лучшую сторону: осознав, что существование может быть радостным и безбедным, жители с охотой взялись за работу. Автор учит читателя искать причины недовольства своей жизнью и бороться с ними — трудиться ради определённого результата. Такова мораль произведения «Песчаная учительница», которое заставляет задуматься о том, что вместо жалоб и упреков каждый из нас мог бы подумать, как можно изменить ситуацию? Что нужно сделать именно ему?
Рассказ «Песчаная учительница» — это история лишь одного поселения и одной неравнодушной учительницы. Но если в России ещё тысячи сёл, находящихся на грани вымирания, то сколько найдётся в стране таких же отзывчивых и добродетельных учителей? Произведение Платонова затрагивает важные проблемы, которые актуальны и в наше время. На примере Марии Никифоровны автор показал, как важно помогать другим и как необходимо преодолевать трудности ради лучшей жизни. Рассказ «Песчаная учительница» поражает своей откровенностью в изображении бедственного положения крестьян, а также наталкивает на мысли о судьбе людей, которые жертвуют своим будущем ради благополучия нуждающихся. Это произведение вызывает двойственные чувства и призывает к неравнодушию. Таково моё отношение к рассказу «Песчаная учительница».
Краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» Андрея Платонова
Глава 1
Городок в Астраханской губернии, 1920-е годы. 20-летняя Мария Никифоровна Нарышкина – дочка учителя. «Пустыня была ее родиной, а география поэзией». После учебы ее направили учительницей в Хошутово.
Глава 2
Нищее «Хошутово было почти совсем занесено песком». Крестьяне днями убирали песок со скудной земли. Мечты Марии о новой, интересной жизни рушатся.
Глава 3
Дети пропускают занятия, а зимой теряют интерес к учебе вообще. Взрослые тоже не ценят школу. Какой от нее прок. Два школьника умерли от голода и болезней. Тогда Мария решила, что школа станет центром борьбы с песком. В отделе образования ей посоветовали самой изучить эту науку.
Глава 4
Спустя год село изменилось. У Марии нашлись помощники – Никита Гавкин и Ермолай Кобозев. Общими усилиями посевы защитили зарослями шелюги (кустарника). Еще через год посадки укрепили соснами. Теперь влага держалась в земле. Урожаи выросли. Школа наполнилась детьми, ходили туда и взрослые.
Глава 5
На третий год пришли кочевники со стадами. Вся зелень была съедена. Вождь объяснил Марии: степь – их кормилица. Выжить хотят и крестьяне, и они. Мария поехала за правдой в округ, там ей предложили ехать в Сафуту, кочевничье село. Если людей научить жить в условиях песков, как в Хошутово, глядишь, кочевники станут крестьянами. Жалко Марии своей молодости, но и людей двух народов тоже. Она соглашается.
Читательский дневник по рассказу «Песчаная учительница» Платонова
Сюжет
Молодая учительница из Астраханской губернии Мария Никифоровна Нарышкина едет в нищее село на песках Хошутово. Мария начинает борьбу с песком. Крестьяне сажают кусты (шелюгу) и сосны для защиты посевов от сухости и ветра. Урожаи растут, но всю зелень съедает скот кочевников. Однако люди уже знают, что делать с песком. Марию зовут в село Сафута: обучать кочевников жить по-крестьянски. Ей жаль людей – она едет.
Отзыв
В названии рассказа – судьба молодой самоотверженной учительницы. Она из учительской династии (ее отец – педагог). Выросла среди песков, и ее призванием стала борьба с ними. Мария – счастливый человек. Ее смысл жизни – помощь людям. Она не жалеет, что молодость проходит мимо, что у нее пока нет семьи. Ее семья – два народа в голодной степи. Тема молодых энтузиастов, которые трудятся на благо людей, борьбы с природой, нищетой, невежеством. Мария мечтает, чтобы выживание сменилось жизнью. Рассказ учит ставить перед собой благородные цели, думать не только о себе, но и о других, самопожертвованию, бескорыстию, смелости.
Краткое содержание Платонов Песчаная учительница
Нарышкина Мария Никифоровна выросла в семье учителя. Мария пошла по стопам отца и тоже получила педагогическое образование. На практику девушку послали работать учителем в школе села Хошутово. Село было глухим, располагалось рядом с астраханской пустыней. Неудивительно, что часто село страдало от последствий песчаных бурь – каждый день жители расчищали улицы от песков. Крестьяне не могли работать, урожая не было.
Из-за нищеты и проблем с песком дети часто болели, поэтому пропускали школу, у них не было желания учиться. Однако Мария Никифоровна не унывает. Преподавательница решила тоже бороться с проблемой песков. Она искала помощи в отделе образования, ей не смогли помочь, так как не оказалось специалистов по этой проблеме. Вместо помощи Марии Никифоровне дали книги, описывающие методы борьбы против песчаных наносов. Изучив тематическую литературу, она берется за дело: проводит ежегодные работы по озеленению местности, убеждая жителей в необходимости этой меры. Частично это помогает преодолеть проблему села Хошутово – посаженные кустарники защищали посевы от песков.
Школьники охотнее ходят на учебу, и не только они – в школе стали появляться и взрослые, чтобы научиться жить более полноценно вблизи мертвой пустыни. Но вскоре приходит новая беда: недалеко от Хошутово селятся кочевники. Хозяйственная деятельность кочевников губит посаженные растения и истощает запасы воды в колодцах, их кони вытаптывают зелень. В селе снова неурожаи. Учительница пытается справиться и с этой проблемой: она направляется к вождю кочевого племени и просит прекратить разорять деревню, относиться бережно к посаженным растениям и имеющимся источникам воды. Вождь соглашается и просит Марию научить кочевников жить так же, как живут в Хошутово.
Хошутовцам Мария больше не нужна: они справляются с песками без нее. Марию решили перевести в другое село, где тоже нужна помощь в борьбе с песками. Как и у многих девушек, у нее была мечта встретить любимого и выйти замуж, а в глуши, куда ее посылают это вряд ли возможно. Но Мария решает посвятить себя помощи другим и продолжает озеленение пустыни в разных селах.
История Марии – яркий пример энтузиазма и самоотверженности. Она боролась с проблемой, несмотря ни на что, отказалась от личной жизни ради того, чтобы помочь целому народу. Ее стремление изменить окружающий мир в пользу будущего многих людей достойно похвалы. Произведение показывает целеустремленность человека.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Платонов. Все произведения
Песчаная учительница. Картинка к рассказу
Сейчас читают
В далёкой стране жил король со своими детьми. Мальчики учились в школе, а девочка, дочь короля, была ещё совсем маленькой.
Майн Рид великий английский писатель был рожден 4 апреля 1818 года в, бедных ирландцев. С ранних лет писатель работал, чтобы помогать семье. Мальчик с детских лет был очень любознательным, и несмотря на занятость
В произведении «Пикник на обочине», написанном русскими писателями братьями Стругацкими, повествуется о том, какие последствия остались на Земле после приземления там космических кораблей инопланетян.
Бассанио, благородный, но бедный венецианец, просит у своего друга, богатого купца Антонио, взаймы три тысячи дукатов для сватовства к богатой наследнице Порции из Бальмонта. Антонио, все деньги которого вложены в заморские операции
Воспоминания рассказчика в первой главе связаны с созерцанием явлений окружающего мира в период желанных теплых дней ранней осени. Изменения, связанные с вступлением осени в свои права, проявлялись постепенно
Песчаная учительница — Кратко содержание для читательского дневника
Краткое содержание — Песчаная учительница — Андрей Платонович Платонов
Автор, жанр, год издания, главные герои
Автор: Андрей Платонович Платонов
Год написания: 1927
Главные герои: Мария Нарышкина
Краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» для читательского дневника показывает пользу академических знаний, которые помогут в любых случаях.
Краткое содержание
Мария с детства увлекалась географией и точно знала, что будет учителем. Когда она получила образование, ее направили на работу в село Хошутово, где люди постоянно боролись с природой и умирали от голода.
Девушка стала учить их, как выживать в эти условиях, и через год ее усилия дали свои плоды. Люди в деревне стали жить лучше и сытнее. Но тут пришла иная беда: через село проходили тысячные стада кочевников, которые уничтожили все посевы и выпили всю воду. Девушка пыталась этому помешать, но ей ответили, что это кочевые пути и скот должен чем-то питаться.
Тогда она отправилась в область с жалобой, но там решили ее перевести в другое село, где жили кочевники, которые не умели заниматься земледелием. Девушке не хотелось менять уезжать и губить свою молодость в глуши, но она подчинилась приказу.
Главная мысль (вывод, мнение)
Молодая девушка с помощью ее знаний смогла помочь людям бороться с природными стихиями и наладить их жизнь. Она была ответственной и добросовестной и готова была трудиться всю жизнь ради всеобщего благоденствия.