питер храм казанской божьей матери
Казанский кафедральный собор
Казанский кафедральный собор является действующим храмом Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Собор открыт:
понедельник — суббота 9:00-19:45
воскресенье 6:30-19:45
Показать полностью.
Богослужения совершаются ежедневно. С расписанием можно ознакомиться по ссылке: http://kazansky-spb.ru/texts/raspisanie
Трансляции богослужений можно смотреть на канале в YouTube.
В течение дня в соборе находится дежурный священник, совершаются Таинства крещения и венчания, а также молебны и панихиды.
Казанский кафедральный собор запись закреплена
В Неделю 20-ю по Пятидесятнице, празднование иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 7 ноября, протоиерей Николай Преображенский совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе.
За богослужением хор собора под управлением главного регента Светланы Румянцевой исполнил «Литургию святого Иоанна Златоуста» П.И. Чайковского. Исполнение было приурочено к 128-летию со дня кончины великого русского композитора.
Запись трансляции смотрите на нашем канале в YouTube.
Казанский кафедральный собор запись закреплена
Казанский кафедральный собор запись закреплена
В Димитриевскую родительскую субботу, 6 ноября, протоиерей Сергий Кудряшов совершил в Казанском кафедральном соборе Божественную литургию.
После окончания Литургии была совершена панихида, на которой были вознесены молитвы «о упокоении душ рабов Божиих всех от века усопших православных христиан».
Казанский кафедральный собор запись закреплена
В день празднования Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), 4 ноября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе. В этот день в России отмечается государственный праздник ― День народного единства.
Его Высокопреосвященству сослужили епископ Петергофский Силуан, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, духовенство кафедрального собора.
На богослужении молились губернатор Санкт-Петербурга Александр Дмитриевич Беглов, депутат Государственной Думы Вячеслав Серафимович Макаров, начальник отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Георгиевич Иванов.
Богослужебные песнопения исполнили хор Казанского собора (регент — Светлана Румянцева) и хор Воскресной школы (регент — Мария Красноцветова).
Казанский собор — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви
Казанский собор в Санкт-Петербурге — один из крупнейших храмов и одна из главных достопримечательностей города.
Полное официальное название храма — Собор Казанской иконы Божией Матери. Располагается святыня на одноимённой площади Северной столицы.
Казанский собор
Свою историю современный Казанский собор ведёт с рубежа XVIII и XIX столетий, когда на Невском проспекте было начато строительство собора, в котором должен был храниться чтимый список чудотворной иконы Божией Матери Казанской.
Однако до начала строительства нового храма в городе существовала церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которой в свою очередь предшествовала деревянная часовня, располагавшаяся рядом с Невкой. Данная часовня находилась на Посадской улице Городового острова. Спустя непродолжительное время в часовне установили полотняную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1727 году в результате обветшания часовня была закрыта, а иконы и утварь перенесены в Троицкий собор, который располагался рядом с Петропавловской крепостью.
Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери
В 1733 году состоялась закладка придворной церкви, располагавшейся на Невском проспекте — церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Это событие произошло 6 (по новому стилю — 17) сентября. Строительным материалом храма стал камень.
Данная церковь была построена в стиле барокко, имела деревянный купол и колокольню над входом. Спустя неполных четыре года с начала строительства храм был освящён в присутствии императрицы Российской империи Анны Иоанновны. Именно здесь до строительства нового собора хранился чтимый образ Казанской иконы Божией Матери.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Со временем церковь стала ветшать и потребовался новый храм. В связи с этим в 1799 году был объявлен конкурс на проект нового собора. После рассмотрения многочисленных проектов одобренным оказалось предложение бывшего крепостного графа Строганова, архитектора — Андрея Воронихина.
27 августа (по новому стилю — 8 сентября) 1801 года состоялась закладка нового собора, на которой присутствовал лично император Александр I. Спустя десять лет возведение нового храма было завершено. В сентябре 1811 года митрополит Амвросий освятил Казанский собор, а старую церковь разобрали.
После победы в Отечественной войне 1812 года собор стал восприниматься современниками как памятник русской воинской славы. После окончания войны здесь были выставлены различные трофеи: военные французские знамёна и штандарты, ключи от взятых крепостей и городов, личный жезл маршала Даву и прочее. В 1813 году здесь был похоронен генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов.
Генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов
В 1903 году прихожанами планировалось воздвижение колокольни, но из-за возражений, выдвинутых Академией художеств, построить данный объект не удалось.
На протяжении многих десятилетий 30 августа из Казанского собора отправлялся самый большой в Санкт-Петербурге торжественный крестный ход. Верующие двигались по Невскому проспекту к Александро-Невской лавре. День 30 августа в Северной столице был выходным. 8 июля в престольный праздник также собиралось огромное количество людей, в связи с чем молебен проводился на особом помосте перед чудотворным образом на площади у Казанского собора.
Казанская площадь перед собором
Также торжественно отмечались и другие праздники, в числе таковых были и «царские дни», во время которых на богослужении находились члены императорской семьи, министры и видные сановники.
С 1870 года при соборе действовало благотворительное общество, при котором находились школа-приют, бесплатная столовая, богадельня, дом с дешевыми квартирами и дачей для бедных детей под Сестрорецком.
После смены власти Казанский собор подвергся изъятию церковных ценностей, которое происходило в 1922 году. В 1923 году храм был передан обновленцам, в результате чего с середины 20-х годов ХХ столетия стал кафедральным собором обновленческой Ленинградской митрополии.
В январе 1932 года Казанский собор оказался закрытым по решению Леноблисполкома (Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся) от 26.12.1931 и Президиума ВЦИК (Всероссийского центрального исполнительного комитета) от 10.03.1932, после чего здесь был открыт Музей истории религии и атеизма. Чудотворная икона оказалась перенесённой во Владимирский собор, где располагалась у правого клироса.
Казанский собор в советский период
С начала 1990-х годов в храме начали проводиться богослужения. Полное освящение собора состоялось в марте 1998 года. Спустя ещё два года храм был возвращён Русской православной церкви и превратился в кафедральный собор.
Внешний облик Казанского собора отличает его от классического православного храма. Дело в том, что император Павел I, при котором было начато строительство нового здания, выразил желание, чтобы храм был похож на главную католическую святыню — Собор Святого Петра в Риме. В связи с этим архитектором Воронихиным была возведена колоннада, включавшая 96 колонн, а сам храм был построен в стиле ампир. Также в нём прослеживаются черты классицизма.
В архитектуре собора нашли сочетание формы как базиликального (чисто римского), так и крестово-купольного храма. Само здание имеет форму четырёхконечного латинского креста, в средокрестии которого находится купол. Казанский собор вытянут с запада на восток. Вдоль барабана купола располагается 16 окон. Он имеет два свода: нижний и верхний, а диаметр купола превышает 17 метров. Интересно, что при его сооружении впервые в истории мировой строительной практики была разработана и применена металлическая конструкция. Венчает купол крест, который располагается над уровнем земли на 71,6 метр.
Купол Казанского собора
Интересен и тот факт, что первоначально предполагалось наличие у храма не одной, а двух колоннад, вторая из которых должна была располагаться с южной стороны. Однако этим замыслам не суждено было осуществиться. Примечательно, что Казанский собор не имеет колокольни. При этом храм располагает звонницей, находящейся в западной части колоннады.
Снаружи храм облицован серым пудостским камнем. Первоначально на фасаде располагались многочисленные статуи, а также храм был украшен рельефами, часть из которых не сохранилась. Например, и сегодня можно увидеть два пьедестала, располагающиеся по бокам колоннады. На них до 1824 года размещались гипсовые скульптуры ангелов. Предполагалось, что они будут заменены на бронзовые, однако задуманное не осуществлено до настоящего времени.
Северные врата храма отлиты из бронзы. За образец были взяты «райские двери» флорентийского кафедрального храма — Собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Казанский собор имеет колонны не только снаружи, но и внутри. Так, во внутренней части здания можно увидеть 56 колонн коринфского ордера, выполненные из розового финского гранита. Капители у колонн — золочёные. Таким образом внутри Казанский собор — римская базилика, четыре ряда монолитных колонн которой делят пространство на три нефа.
Северные врата храма
Ранее в соборе было несколько барельефов, из которых до наших дней сохранилось только два: «Несение креста» и «Взятие под стражу». Следует отметить, что остальные барельефы были убраны ещё в 1814 году.
Внутри храма хранятся многочисленные святыни и реликвии, основной из которых является Чудотворная икона, обретённая в 1579 году в Казани. В Санкт-Петербург икона была привезена в 1710 году. Вероятнее всего сюда она попала из Москвы с царицей Параскевой Феодоровной.
Часть почитаемых образов сегодня находится не в соборе. В их числе икона Спасителя в иконостасе, иконы святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, которые были подарены Кутузовым. К числу таковых также относится икона Воскресения Христова с частицей Гроба Господня, которая была прислана в 1906 году патриархом Иерусалимским Дамианом. Также одной из важных реликвий, бывших в Казанском соборе является Голгофа с частицей Живоносного Гроба, которая была устроена по проекту российского зодчего Николая Никонова в 1891 году.
Важной составляющей внутреннего убранства храма является живопись. Её можно видеть в иконостасе, на стенах и пилонах — подкупольных столбах. Наиболее выдающейся работой является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо», принадлежащий кисти Карла Брюллова.
Казанский собор внутри
Храм имеет четыре придела, главный из которых посвящён Казанской иконе Божией Матери, северный — Святым Антонию и Феодосию Печерским. Также здесь имеются южный придел — Рождества Пресвятой Богородицы и пещерный — священномученика Гермогена.
Важно отметить, что Казанский собор стал первым на территории России храмом, который был построен русским архитектором полностью в европейском стиле. Здесь гармонично переплелись архитектура, скульптура и живопись.
В 2011 году Банком России была выпущена памятная монета с изображением Казанского собора. Её номинал составил 25 рублей, вес — 155,5 грамма. Металлом изготовления стало серебро. Монета была выпущена в рамках серии «Памятники архитектуры России».
Монета «Казанский собор»
В настоящее время Казанский собор — это не только кафедральный собор Санкт-Петербурга, но и объект культурного наследия народов Российской Федерации, привлекающий внимание не только верующих, но и туристов со всей России и зарубежья.
Казанский собор: храм, который построил крестьянин
Приблизительное время чтения: 13 мин.
А знаете ли вы, как раньше назывался Невский проспект, главная улица Санкт-Петербурга? Оказывается — Большая перспективная дорога. Это потому, что глянешь вдоль проспекта, и всё видно на несколько километров вдаль — какая перспектива открывается!
И вообще, много чего в этом удивительном городе называется как-то странно. Вот, например, Казанский собор — почему он вдруг Казанский? Он же стоит не в Казани, а в Санкт-Петербурге! Загадка… А еще непонятно — почему в этом соборе могила фельдмаршала? Откуда на его стенах ключи от европейских городов? Что можно увидеть, глядя на собор с вертолета? И как получилось, что в Казанском служится «детская Литургия»?
Крестьянин-архитектор
Однажды российский император Павел поехал в Рим, столицу Италии, и увидел там большущий и торжественный собор святого Петра! Император так восхитился, что захотел построить такой же собор у себя в Петербурге, тогдашней столице России. Ему давно хотелось, чтобы в городе был по-настоящему величественный и огромный храм. Так появился в Петербурге Казанский собор, который действительно очень напоминает собор святого Петра. И что удивительно, построил его… крестьянин. Да-да, обыкновенный крепостной крестьянин, которых в то время было в России очень много. Эти люди были земледельцами, то есть пахали землю, выращивали пшеницу, рожь и вообще кормили всю Россию.
Хотя не таким уж и обыкновенным крестьянином был наш архитектор.
Его звали Андрей Никифорович Воронихин. Он родился на Урале, его папа — Никифор Степанович и мама — Пелагея Ивановна, были крепостными крестьянами графа Строганова. Крепостными — значит, они не могли никуда уйти, например, наняться в городе сапожниками или продавать пряники, а были «прикреплены» к земле своего барина и работали на ней. Правда, Воронихины были не такие крестьяне, которые только и знали, что пахать землю да картошку сажать. Александр Сергеевич Строганов давал отцу Андрея, Никифору Степановичу, разные поручения — тот был письмоводителем графа, то есть доверенным слугой.
Крестьянский мальчик Андрей учился иконописи в родном селе Ильинском, потом в мастерской при монастыре. А потом граф Строганов заметил, что он хорошо рисует, и послал его учиться в Москву и Петербург. Представьте себе: крестьянский паренек сидел за одной партой с сыном своего барина Павлом, потомственным дворянином! Андрей и путешествовал вместе с Павлом по России и Европе. В конце концов, граф дал молодому талантливому крепостному вольную, и тот стал архитектором, как и мечтал!
Когда император объявил конкурс на лучший чертеж Казанского собора, кто только не вызвался в нем участвовать! Сплошь одни иностранцы, и притом очень важные да знаменитые. Как тут тягаться с ними молодому и никому не известному архитектору, да еще — бывшему крепостному! Он до этого только и успел спроектировать что интерьеры дворца и дачи своего барина… Но произошло неожиданное. Императору почему-то больше других понравился проект Андрея Воронихина.
Взгляд из вертолета
Если сфотографировать собор из космоса, или, например, сесть на вертолет и подняться в небо, то, взглянув на собор, мы увидим крест. Так придумал архитектор — построить храм в форме креста.
Но если б все построили так, как было задумано с самого начала, то, глядя из вертолета, можно было бы увидеть уже не крест, а две буквы: «I» и «Х». Это первые буквы имени Иисус Христос, только на церковнославянском языке. Букву «I» образует храм, а букву «Х» — две полукруглые колоннады. Здорово придумано! Но начались войны, и на вторую колоннаду денег не хватило. Так и осталась одна.
Строили собор столько лет, что можно было бы поступить в первый класс и окончить школу! Когда построили, оказалось, что этот храм теперь — самый большой в Петербурге. Ради строительства пришлось снести 11 домиков и переселить их жителей. А чтобы сделать огромный купол, архитектор Андрей Воронихин впервые в истории применил конструкцию из металла. Проект был по тем временам неслыханный!
«Гнилые камни»
Хоть Воронихин учился во Франции и Швейцарии и в каких только заграничных странах не бывал, он и его барин, Строганов, свою страну любили больше всего. Поэтому они старались приглашать русских мастеров и использовать русские богатства для строительства. Так, все материалы, из которых решили строить Казанский собор, были наши, российские: малиновый порфир, серо-черный шунгит, розовый и серый мрамор, рыжая яшма и разные другие камни.
А вот колонны внутри храма сделали… из «гнилого камня»! Не то чтоб он и впрямь был трухлявый и гнилой — просто ему дали такое название, потому что добывали этот камень в выборгских болотах, а там пахнет гнилью. А на самом деле это очень прочный и красивый гранит.
И знаете, что еще интересно? Основные художественные работы по мрамору в соборе тоже делал не какой-нибудь именитый скульптор, а талантливый самоучка по имени Самсон Суханов. А возводили собор в основном крестьяне. Их очень торопили и поэтому работали они даже ночью, зимой, в лютый мороз! Казанский собор был готов осенью 1811 года. Успели: меньше чем через год началась страшная Отечественная война…
Кто похоронен в храме?
Всего-навсего полгода длилась эта война, но была очень тяжелая. Летом французский император Наполеон Бонапарт вторгся в Россию, а осенью уже нагло сидел в Московском Кремле. На одного русского солдата в момент нападения приходилось сразу трое французских! Недаром эту войну назвали Отечественной: мы могли и потерять свое Отечество…
Так что когда в декабре 1812 года мы одержали победу, главнокомандующего русской армии, Михаила Илларионовича Кутузова, просто носили на руках. Народ его очень любил. Вы, наверное, слышали о нем?
Михаил Илларионович Кутузов участвовал во многих войнах, и за свою жизнь два раза получил смертельные ранения. Однажды, когда ему было всего 29 лет, в битве с турками пуля угодила прямо в голову, между глазом и виском. А через 14 лет, в новой войне с турками, он снова был ранен в голову, причем пуля попала в то же место, что и в первый раз! Но Кутузов поправился, хотя доктора не могли поверить: как так у него получилось?… В этом увидели знак, что ему предстоит выполнить какую-то очень важную миссию, поэтому Бог его так бережет. И действительно, такой миссией для Кутузова стала оборона страны в войне против Наполеона.
Но при чем же тут Казанский храм, спросите вы?
А дело в том, что именно здесь и похоронен великий полководец, прямо в самом храме! Разве в храмах хоронят людей? А вот и да. Такая традиция существовала еще в Средние века. И в некоторых католических костелах, если посмотреть под ноги, можно увидеть каменные плиты, на которых выбиты имена похороненных там. Это считалось самой большой честью.
В России такое встретишь не часто: так у нас хоронили только царей и императоров, а еще — очень-очень важных особ, которые, как никто другой, послужили своей стране. Вот почему в Казанском соборе есть могила великого фельдмаршала Кутузова (фельдмаршал — высшее звание в армии в то время). Между прочим, когда Кутузова везли хоронить в погребальной карете, народ бросился к его гробу, лошадей распрягли, и сами люди буквально на своих плечах доставили гроб к самому Казанскому собору!
«Болтай да и только», или два Михаила
Так Казанский собор стал не просто храмом, а еще и памятником воинской славы. Перед ним стоят два монумента героям войны 1812 года. Слева — Кутузову. А справа — Барклаю де Толли. Странная фамилия, правда? А между прочим, это был русский полководец, князь, и имя у него самое обыкновенное, русское — Михаил. Просто происходил он из старинного шотландского рода Барклай, и даже, говорят, в его жилах текла кровь викингов, которые когда-то завоевали Англию! Его отца звали Вейнгольд Готтард, но когда он оказался в России, то взял себе славянское имя — Богдан.
В начале Отечественной войны 1812 года Михаил Богданович Барклай де Толли стал во главе русской армии, хотя потом ему и пришлось передать командование Кутузову. Солдаты с трудом выговаривали его необычное имя и потому в шутку называли Барклая де Толли «Болтай да и только».
В знаменитом Бородинском сражении Барклай командовал правым крылом и центром русских войск. Он воевал очень мужественно и бесстрашно. Говорят, что в тот день под ним было убито и ранено пять лошадей! А когда Наполеон бежал из России, Барклай возглавлял войска, освобождавшие от французских завоевателей Европу. И даже участвовал во взятии Парижа!
Памятник Барклаю де Толли — это символ начала войны, когда русские всё отступали и отступали под напором врага. Видите, он чуть-чуть отступил назад, опустив руку с фельдмаршальским жезлом? А вот Кутузов стоит уже со шпагой в правой руке, а в левой — жезл фельдмаршала. Он указывает им вперед, как будто отдает команду: «В атаку!», так что можно не сомневаться: война закончилась победой! Приглядитесь: недаром под ногами у обоих полководцев лежат французские знамена.
Между прочим, эти два памятника придумал и создал тоже бывший крепостной крестьянин — талантливый скульптор Борис Иванович Орловский. Орловским он стал потом, когда сделался свободным, а настоящая его фамилия — Смирнов, и родился он в семье крепостного крестьянина. Вот так.
Кстати, а вы заметили, что Кутузова и Барклая де Толли звали одинаково? А значит, Орловский создал памятники двум Михаилам! А ведь Михаил — это имя архангела, архистратига небесного воинства, то есть главнокомандующего. Вот такое совпадение!
Ключи не от квартиры
Удивительное дело: в Казанском соборе прямо на стенах висят ключи. И не от какой-нибудь там квартиры, а от целых городов! Как это?!
Когда-то этих ключей здесь было очень много. А еще больше было знамен вражеских войск. Когда солдаты идут в бой, они такое знамя несут перед собой — и нести знамя доверяли только самым храбрым! А когда выигрывалось сражение, знамена вражеской армии победители забирали себе. Если же битва шла за какой-нибудь город и город сдавался, то победителям отдавали ключи от главных городских ворот. Это был символ военной победы.
Так вот, было около ста штук таких знамен в Казанском соборе — они висели на длинных деревянных шестах и там и сям: в оконных проемах и на стенах. Но однажды большую часть этих трофеев — и знамена, и ключи — перевезли в Москву. Теперь на них можно полюбоваться в Историческом музее. А в Казанском соборе осталось только шесть знамен и шесть связок ключей от ворот европейских городов. Все они висят над могилой Кутузова.
Но зачем же русским понадобилось штурмовать чужие города?
Дело в том, что Наполеон заглядывался не только на Россию. Когда его войска вторглись к нам, он уже успел завоевать почти всю Европу! Выгнав жадного до чужих земель французского императора, русские решили и европейцам помочь освободиться от власти Наполеона. Поэтому наши войска не стали отдыхать, а пошли освобождать Европу.
Железнодорожная катастрофа
В Казанском соборе есть много необычных мест. Одно из них скрывается в дальнем уголке собора. Если пройти весь храм с севера на юг, вы увидите… Иерусалим. Честное слово! В южной стене есть углубление, а в нем нарисовано звездное небо и спящий Святой Город — Иерусалим. Перед этой нишей стоит деревянное распятие. Нишу приказано было сделать в благодарность Богу за спасение императорской семьи. Александр III с супругой и детьми, в том числе — с наследником престола, будущим императором Николаем II, чуть не погибли, когда возвращались домой из Крыма в самом обыкновенном поезде. Паровоз вдруг сошел с рельсов. Это случилось в 1888 году, 17 октября в 14 часов 14 минут.
Вся семья, кроме дочери императора княжны Ольги, в этот момент вместе обедала в столовой. Вдруг сильный толчок свалил всех с ног, и послышался страшный грохот — 10 вагонов сошли с рельсов! Пол провалился, все, кто был в вагоне, упали на насыпь. А император Александр… держал на своих плечах рушившийся тяжеленный потолок, пока все члены его семьи и свита не выбрались из-под обломков! Он был человеком невероятной силы, может быть, даже сильнее, чем Илья Муромец! Запросто мог одной рукой скрутить стальную вилку «бантиком». Так вот, благодаря его силе ни жена, ни дети не пострадали. А великую княжну Ольгу, которая была в момент крушения в своем купе, просто выбросило на насыпь.
Хотя одной только физической силой царя такое чудесное спасение, конечно же, не объяснить. В этой ужасной аварии погибли более двадцати пассажиров из других вагонов. А члены императорской семьи получили только царапины и небольшие ушибы. В память об этом чуде в Казанском соборе, куда сразу же после возвращения в Петербург поспешил император, и сделали «Иерусалимскую нишу».
Война, Философ и «детский» храм
В 1914 году началась новая война — Первая мировая. Воевать ушли 11 певчих из Казанского собора и 10 сторожей и дворников, которые там работали. И еще на фронт, чтобы укреплять дух солдат, отправился священник собора, протоиерей Тимофей Налимов. А перед этим он взял да и отдал свою квартиру под лазарет, то есть под больницу для раненых. Сюда их привозили прямо с поля боя. А на фронт отправляли теплые вещи, которые собирали всем приходом. Отвозил эти вещи сам настоятель Казанского собора, человек с удивительным именем — Философ Орнатский. Так его назвали родители, в честь мученика Философа, который жил в III веке.
Философ Орнатский и в самом деле был мудрым. А еще — добрым. Он был учеником и другом святого праведного Иоанна Кронштадтского, а когда только-только стал священником, служил в церкви при детском приюте. После смерти его причислили к лику святых мучеников, потому что он пострадал за Христа.
Между прочим, именно отец Философ придумал построить в Казанском соборе маленький нижний храм во имя священномученика Ермогена. Чтобы туда попасть, нужно найти лестницу в западной стороне собора и спуститься вниз. Еще там есть баптистерий — это такая маленькая комната, в которой взрослые и дети принимают крещение. А в наше время один раз в месяц в этом крохотном храмике служится «детская Литургия», специально для детей! Поют на клиросе и прислуживают в алтаре тоже дети. Но служит, конечно, самый настоящий батюшка.
Закопанное сокровище
Мы с вами узнали столько всего любопытного: вместе с Андреем Воронихиным прошли путь от крестьянской избы до дворцов Петербурга; увидели Казанский собор с вертолета; услышали про героев войны 1812 года. Но одну загадку все-таки осталось разгадать! Почему же все-таки Казанский собор — именно Казанский?! Ведь собор в Риме, который так понравился императору Павлу, назван во имя апостола Петра…
А дело тут вот в чем. Павел, повелев строить Казанский собор, будто предчувствовал, что скоро будет война и что нужно будет молиться о победе нашего Отечества. А в России была одна почитаемая икона, которая ровно за 200 лет до вторжения Наполеона уже прославилась как символ победы!
Это Казанская икона Божьей Матери. Ее назвали Казанской по месту, где ее нашли, то есть в городе Казани. А было это так: в 1579 году в Казани случился страшный пожар, большая часть города — а городá ведь тогда были деревянные — оказалась уничтожена огнем. После пожара одной простой десятилетней девочке по имени Матрона во сне пришла Божья Матерь и сказала: «Ищи мою икону на пепелище», и указала ей, где следует искать. Девочка рассказала об этом необычном сне взрослым и, действительно, начав копать в указанном месте, на глубине около одного метра они нашли икону Божьей Матери. На этом месте построили монастырь, а Матрона стала в нем одной из первых монахинь и приняла имя Мавра (потому что в монашестве людям даются новые имена).
Казанская икона — чудотворная. Рассказывают, что первое чудо случилось уже тогда, когда ее переносили с пепелища в церковь: двое слепых, которые шли вместе со всеми в этой процессии, вдруг стали видеть!
С нее делали списки, то есть копии. Некоторые из них тоже становились чудотворными. Одним из таких списков благословляли князя Дмитрия Пожарского и купца Кузьму Минина и их народное ополчение, когда они в 1612 году шли освобождать Москву от завоевателей-поляков. Перед таким списком 200 лет спустя молился Михаил Илларионович Кутузов, отправляясь защищать Россию от французов. А во время Великой Отечественной войны, когда на нашу страну напали фашисты, перед памятником великому Кутузову и перед его могилой в Казанском соборе собирались защитники Ленинграда (так в ХХ веке назывался Петербург). Для чего? Для того чтобы помолчать и вспомнить свою славную историю, стойкость и отвагу нашего народа в борьбе с Наполеоном и с этой памятью идти в бой…
О чем вы подумаете, когда сами впервые зайдете в Казанский собор Санкт-Петербурга? О русских солдатах разных времен, защищавших нашу страну? О чудесной иконе, которую сама Матерь Божья открыла девочке Матроне? Об обычном крестьянине, осуществившем свою мечту? Все это наша история. И теперь вы о ней знаете немножко больше.