пинский лещинский монастырь пинск

Пинский Лещинский монастырь

пинский лещинский монастырь пинск. 280px Le%C5%A1%C4%8Da near Pinsk%2C N. Orda. пинский лещинский монастырь пинск фото. пинский лещинский монастырь пинск-280px Le%C5%A1%C4%8Da near Pinsk%2C N. Orda. картинка пинский лещинский монастырь пинск. картинка 280px Le%C5%A1%C4%8Da near Pinsk%2C N. Orda.

Лещинский монастырь в Пинске.Рисунок Н.ОрдыСтранаБелоруссияГородПинскКонфессияПравославиеТипМужскойСтатусНе сохранившийся

Пинский Лещинский Свято-Успенский монастырь ― православный монастырь XIII века, один из наиболее древних в Белоруссии. Не сохранился.

Содержание

История монастыря

В XVI веке монастырь разорили татары.

В 1778 году в церкви монастыря был установлен орган, первый в белорусских униатских церквах.

В 1997 году место, где находился монастырь, обозначили памятным знаком.

Архитектура монастыря

Согласно инвентарям 1588 и 1595 комплекс монастыря был деревянным, обгорожен забором из кольев. На детинце, куда вела многоярусная колокольня с проезжими воротами, находились гридница со светлицей, трёхкамерная изба, гумно, конюшня, баня, две церкви: пятиверховая из вертикально поставленных брусьев ― Успенская, и «тёплая» с трапезной ― св. Духа.

Источник

Пинский лещинский монастырь пинск

пинский лещинский монастырь пинск. leche. пинский лещинский монастырь пинск фото. пинский лещинский монастырь пинск-leche. картинка пинский лещинский монастырь пинск. картинка leche.Леще. Позабытое нынче пинское урочище, что находилось между Каролином и Альбрехтово. Сейчас здесь городской парк культуры и отдыха.

Еще на заре христианства на Руси, за столетие до появления летописного свидетельства о самом Пинске, отсюда, как гласит церковное предание, разнеслась по Полесскому краю смиренная проповедь православия. А в годы единения Великого княжества Литовского князь-монах Войшелк укрылся в кельях обители (1263 г.), чтобы при первом удобном случае с помощью пинчан победить врагов и вернуть отцовский престол.

Лещинский, прибавляли каждый раз при упоминании местного Успенского монастыря. С большой заботой к нему относились князья, знал и ученый люд. Еще бы! Здесь инок Митрофан вел пинскую летопись, находилось старинное, известное в наши дни по давней описи собрание богослужебных книг.

Издалека виднелся Лещинский храм. Из Пинска, из Статычево. Главный колокол “Лебедь” разносил звон над просторами.

С середины семнадцатого века почти на два столетия монастырь становится греко-католическим. В 1746 году появился новый храм. После воссоединения униатов монастырь на Лещах больше не возобновлялся. Церковь, ставшая приходской, достояла до начала нашего века и, по словам старожилов, сгорела во время сильной грозы.

Исследователь Д. Довгялло, публикуя в 1909 году старинный инвентарь Лещинского монастыря, отмечает, в частности, что название урочища вполне могло произойти от места, поросшего орешником – лещиной.

Однако далее автор пишет: “. смысл названия монастыря настолько интересен, настолько же пока и не установлен”.

Отсчет летописного прошлого Лещинский монастырь начал вести с 1263 года. В Новогрудке в результате заговора были убиты основатель Великого княжества Литовского князь Миндовг и его дети. Печальной участи удалось избежать лишь сыну Войшелку – монаху, принявшего в крещении имя Роман. Он нашел прибежище под Пинском, выждал несколько лет, пока недруги ослабеют, и с помощью отряда оставшихся верных пинчан сел на положенный ему по праву княжеский престол.

Историко-статистическое описание Минской епархии, составленное ректором духовной семинарии архимандритом Николаем, указывает, что монастырь до 1584 года являлся Рождество-Богородичным, а затем Успенским. В 1340 году князь Пинский, Георгий Наримунтович, внук Гедимина, придал ему немалые земельные наделы. “Последующими благотворителями Лещинского монастыря были в 16 веке князь Пинский Федор Иванович Ярославич, Андрей и Богдан Велятыцкие. ”. Игумен Варлаам (1514 г.) был одним из последних духовников последнего пинского князя Федора Ярославича.

Сторицей на ниве христианского просвещения отдавали святые отцы Полесскому краю, проповедуя Евангелие и служа вере православной. Лещинская обитель стала архиерейским Домом для Турово-Пинских епископов. Именно с это обителью связано упоминание о первой пинской библиотеке богослужебных и духовных книг. Существует указание на “сохранившееся в некоторых местах писанные в этом монастыре славянские переводы творений Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина. ”. “Здесь жил монах Митрофан – летописец, повествует архимандрит Николай. – Древние его документы истреблены в начале 16 века во время набегов татарских”. (Показания при ревизии 1554 г.) О пинском современнике составителя “Повести временных лет” Нестора упоминали польский хронист Кадлубока (13 в.) и историк 16 столетия Стрыйковский. В последний набег крымчаков (1527 г.) монастырь вполне мог подвергнуться разграблению.

Ближе к средине 80-х годов 16 века на Леще появилась новая церковь. Старые постройки, судя по всему, изрядно одряхлели. Их отремонтировали или заменили. Главный храм освящен как Успенский. При трапезной теплая во имя Сошествия Святого Духа церковь. “Напрод входечи в монастыр звоница на воротех, на которой звон великий один, а меншых тры,а пятый звон названный Лебед. ”.

Пройдет еще не более десяти лет, и разгоревшаяся вражда между последователями Греко-католической и Православной церквей обратят исконно миролюбивую обитель в место религиозных раздоров. Лещинский монастырь с 1668 года окончательно стал униатским. При греко-католиках Успенский собор 16 века стараниями архимандритов Иваницкого и Булгака сменила третья по счету и последняя церковь на Леще (1740-е г.г.). С малого алтаря на центральный была перенесена статуя Спасителя, некогда чудесным образом уцелевшая в одной из сгоревших городских часовен. Они оставались главной святыней и после отмены в 1839 году унии, закрытия монастыря и обращения церкви в приходскую.

О судьбе храма мы узнаем в издании “Пинск 16 столетия” А.И. Лозицкого: “Церковь не сохранилась. По рассказам старожилов, она сгорела от молнии в 1905 году”.

. Сегодня в Леще уже ничего не напоминает о былом. Территорию монастыря, древнейшего могильника, кладбища – все поглотила цивилизация. Река Струмень стала Припятью, Леще – просто частью города.

В рамках выполнения программы подготовки и проведения празднования 900-летия Пинска решением горисполкома на месте Лещинского монастыря – религиозного и просветительного центра 13-19-го веков – установлен памятный знак.

Источник

Патриарший экзарх всея Беларуси освятил храм Рождества Пресвятой Богородицы на месте древнего Лещинского монастыря в Пинске

пинский лещинский монастырь пинск. BN7 5085. пинский лещинский монастырь пинск фото. пинский лещинский монастырь пинск-BN7 5085. картинка пинский лещинский монастырь пинск. картинка BN7 5085.

31 октября 2020 года состоялся визит Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина в Пинскую епархию.

Прибыв в Пинск, митрополит Вениамин в сослужении архиепископа Пинского и Лунинецкого Стефана совершил великое освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы на месте древнего Лещинского монастыря. По освящении в храме была совершена Божественная литургия. Архипастырям сослужили настоятель храма протоиерей Георгий Мацкевич и духовенство Пинской епархии.

На торжественном богослужении присутствовали председатель Пинского городского исполнительного комитета Иван Ребковец и экс-председатель горисполкома (занимал пост в 2005-2013 годах) Александр Гордич.

На малом входе протоиерей Георгий Мацкевич был награжден правом ношения креста с украшениями. За Литургией были вознесены сугубые молитвенные прошения о даровании мира белорусскому народу и о прекращении распространения вредоносного поветрия. Патриарший экзарх подарил храму напрестольный крест. От Пинской епархии Предстоятелю Белорусской Православной Церкви был преподнесен образ Купятицкой иконы Божией Матери, а от местных властей – картина.

Во внимание к помощи в деле строительства храма Рождества Пресвятой Богородицы владыка экзарх вручил Ивану Ребковцу и Александру Гордичу орден святителя Кирилла Туровского. Наград Белорусской Православной Церкви был удостоен ряд активных приходских тружеников и участников возведения дома Божия.

Пинский Лещинский мужской монастырь впервые упоминается в исторических документах в 1263 году. Первый храм обители был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В XIV-XV веках монастырь был центром православной Турово-Пинской епархии, здесь велись хроники, переписывались славянские переводы византийских литературных произведений. В XVII веке обитель несколько раз переходила от православных к униатам и обратно. В 1840 году монастырь упразднили, его территория пришла в запустение. Закладка камня в основание храма Рождества Пресвятой Богородицы на месте утраченного монастыря состоялась в 2011 году.

Купятицкая икона Божией Матери – одна из древнейших белорусских икон. По преданию, ее чудесное явление произошло в 1182 году около села Купятичи на Пинщине. В 1629 году при храме, где хранилась икона, был основан Купятицкий Введенский мужской монастырь, в стенах которого подвизались будущие святые преподобномученики Афанасий, игумен Брестский (†1648) и Макарий, игумен Пинский (†1678). В 1655 году обитель передали униатам. Православные иноки во главе с архимандритом Лазарем (Барановичем), покидая монастырь, взяли с собой святую икону Богородицы и перенесли ее в Киевский Софийский собор, где икона находилась до 1920-х годов. Дальнейшая ее судьба неизвестна. Точная копия чудотворной иконы, изготовленная в XVII веке, находится сейчас в Николаевской церкви деревни Купятичи. Икона представляет собой небольшой медный крест. На одной стороне креста рельефно изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем на левой руке, на другой – Распятие.

Источник

пинский лещинский монастырь пинск. 4169772. пинский лещинский монастырь пинск фото. пинский лещинский монастырь пинск-4169772. картинка пинский лещинский монастырь пинск. картинка 4169772.

★ Пинский Лещинский монастырь

Когда-то существовала легенда, что монастырь был основан киевским князем Владимиром. с момента своего основания монастырь стал центром православия в Западной. XVII века митрополит Западно-Русской Церкви называли себя, в дополнение к титулу Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси ― Лещинского, и только позже Киево-Печерской.

Первая монастырская церковь была освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Она упоминается под 1263 год, когда сын великого князя Миндовга Войшелк монах романе после убийства Миндовга Треинта, бежали сюда от Lavrikovskoe монастырь.

В XVI монастырь разрушен татарами.

Архимандрит Лещинского монастыря был Иосиф Нелюбович-тукальского, Елисея Плетенецкого.

В 1778 году в церкви монастыря был установлен первый в белорусской униатской церкви.

В XIX века монастырь был подчинен от Жировичский «провинциала», и другие 20 униатский монастырь. после монастыря в 1840 году, Успенская церковь стала приходской.

В 1997 году место, где монастырь был объявлен памятником.

1. Архитектура монастыря. (The architecture of the monastery)

По данным инвентаризации 1588 и 1595 монастыря были деревянными, ограночного забор из кольев. на Цитадель, где он вел многоярусной колокольни с воротами, были гридница с передним, трех-изба, сарай, конюшня, баня, две церкви: petiverana из вертикально поставленных плит ― предположение, и «тёплая» трапезной ― Св. дух.

В 1740 году построена новая деревянная церковь в стиле барокко, Успенский, собор, трехнефная здание с галереей сверху над центральной частью и двумя башнями на фасаде. она изображена на чертеже Наполеона Орды. сожгли в 1905 году.

Источник

ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ПИНСКА THE ORTHODOX SHRINES IN PINSK

Известная древнейшая святыня Пинска – православный Свято-Успенский Лещинский монастырь на левом берегу Пины, у ее слияния со Струменем. Полагают, что он возник еще во времена крещения Руси на месте языческого капища Монастырские летописи, написанные монахом Митрофаном, до наших дней не дошли.

The famous ancient shrine of Pinsk is Orthodox Svyato-Uspensky Leszczynski Monastery on the left bank of the Pina, at its confluence with the Strumien.It is believed to have originated in the time of the baptism of Ruson the site of a former pagan temple. Monastic chronicles written by a monk Mitrofan, haven’t survived up to now.

Первое письменное упоминание о монастыре относится к XIII в.,когда в Леще под именем инока Романа скрывался от заговорщиков сын великого литовского князя Миндовга – Войшелк. Князь-монах, как называли Войшелка, с помощью пинской дружины покарал убийц отца, вернув престол в Новогрудке, основал Лавришевский православный монастырь на Немане и много сделал для укрепления православия в Великом княжестве Литовском. Канонизирован православной церковью как святой Елисей Лавришевский.

В ансамбль монастыря входили теплая Свято-Духовская церковь с трапезной, пятиглавый Успенский собор, жилые корпуса с монашескими кельями и хозяйственные постройки.Рядом возвышались два высоких сторожевых кургана, один из которых назывался Гора Миндовга. Монастырский храм славился на всю округу чудотворной иконой Богоматери.

The monastery ensemble consisted of warm Ecclesiastical-Holy Church with the refectory, the five-domed Assumption Cathedral, residential buildings with monastic cells and household buildings. Nearby two tall guard mounds stood, one of which was called the Mindovg’s Mountain. The monastery church was famous all around for the miraculous icon of the Mother of God.

Значительное время (1596- 1650, 1688-1839) монастырь был униатским. После закрытия монастыря (1839) Свято-Успенская церковь стала приходской,а в 1905 г. во время грозы храм был уничтожен пожаром. На месте монастыря теперь лишь гранитная стела в память о древнейшем на Полесье центре христианства.

Considerable time (1596-1650, 1688-1839), the monastery was Uniate. After the closure of the monastery (1839) Holy Assumption Church became a parish, and in 1905 during a storm the temple was destroyed by fire. Now there is only a granite stele at the place of the monastery to commemorate the ancient center of Christianity in Polessye.

В XVI в. в Пинске, куда из Турова были перенесена православная епархия, насчитывалось 16 православных храмов.На территории замка возвышался каменный Дмитриевский собор. Значительные пожертвования на него были сделаны вXIV в. великим князем Витовтом. Второй каменный храм –Никольская церковь – располагался на Старом Рынке. Вокруг них поднимались купола деревянных церквей – Спасской, Юрьевской, Онуфриевской, Воскресенской, Стефановской, Свято-Духовской, Федоровской, Богоявленской и др.

После Ноябрьского восстания 1830-1831 гг. храм был передан православному приходу, а над пониженной крышей появился барабан с луковкой.Свято-Варваринский собор имеет лаконичную безбашенную композицию с полукруглой апсидой. Главный фасад завершен живописным фронтоном сложного барочного силуэта и декорирован пилястрами,профилированными поясами и карнизами, лиштвами арочных окон и нишами.

After the November rebellion in 1830-1831 the Temple was handed over to the Orthodox parish. After that the tambour with spherical dome appeared over the lowered roof. St.Varvara Cathedral has an uncluttered turretless composition with a semicircular apse. The main facade is completed with a pediment picturesque baroque silhouette and decorated with pilasters, profiled eaves,platbands of arched windows and niches.

При бернардинцах этот храм был примечателен алтарями, изображенными на стенах в технике гризайль. Сегодня своды храма покрыты гризайлевой росписью в традициях раннего классицизма. В храме большое число икон XVIII-XIX вв. Самый знаменитый раритет – это созданная на рубеже XV_XVII вв. икона «Богоматерь Одигитрия Иерусалимская».

In the time of the Bernardines the walls of this church were decorated by the altars in grisaille technique. Nowadays the vaults of the temple are painted by grisaille design in early classicism style. There are a lot of icons of XVIII-XIX centuries. The most famous rarity is the icon «Virgin Hodigitriya of Jerusalem”, created at the turn of XV – XVII centuries.

Эпоха «воинствующего атеизма» не оставила камня на камне от Свято-Федоровского православного собора, который с 1857 г. находился в переосвященном доминиканском костеле, построенном в стиле классицизма. После его сноса в 1950-е гг. на месте храма по типовому проекту построили кинотеатр, рядом с которым оказались здание консистории, жилой дом архиепископа Пинского и Полесского Александра и несколько монастырских корпусов.

The era of «militant atheism» destroyed the Orthodox Saint Fyodorovski Cathedral, which situated in the deconsecrated Dominican Cathedral, built in the traditions of classicism, since 1857.

After its demolition in the 1950-s, the cinema was built on the place of the old church according to the standard design. Consistory, the house of Aleksandr,the Archbishop of Pinsk and Polessye,as well as several groups of monastic buildings were next to this cinema.

В 1994 г. здание кинотеатра, а вслед за ним консисторию и другие постройки отдали православной церкви. Сегодня в здании консистории размещается администрация Пинско-Лунинецкой православной епархии во главе с владыкой Стефаном – архиепископом Пинско-Лунинецким, а также домовая церковь Святого первомученика Стефана с удивительным роскошным алтарем.

In 1994, the cinema building, followed by consistory and other buildings were returned to the Orthodox Church. Nowadays the Pinsk – Luninets eparchy of the Orthodox Church headed by Stephen, the Archbishop of Polessye and Pinsk, and the church of the first martyr Saint Stephen, with an amazing and luxurious altar are housed in the building of consistory.

Рядом сияет куполами новый храм – собор Воскресения Словущего, освященный в 1995 г. Он необычен во всех отношениях. Накладные фасады с пилястрами, карнизами, стрельчатыми окнами и нишами, квадратные башни с четырехскатными крышами и главками-луковками, а также большой центральный купол преобразили былое задние кинотеатра до неузнаваемости. По соседству с храмом и консисторией находится восстановленный в Пинске Свято-Варваринский женский монастырь.

The VoskresenieSlovuscheyeChirchis situated near the consistory, shining with its domes. This church was consecrated in 1995. It is really unusual. The facades with pillars, curtains, lancet windows and niches, square towers with hipped roofs and onion-shaped domes and, of course, the big central domes have transformed the former cinema building. The reconstructed Pinsk St. Barbara Nunnery is located near the church and consistory.

Новый Свято-Федоровский собор, который находится в микрорайоне «Луги» – настоящее украшение города над Пиной. Возведенный в традициях русско-византийского стиля по проекту архитектора Л. В. Макаревича, он торжественен и монументален подобно древним белокаменным святыням. Его фасады разделены на три арочных прясла, украшенных лишь узкими окнами. Над волнами закомар – живописное пятикуполье. А напротив храма возносится в небо соборная колокольня. Начали строить собор в 1990 г. В 2001 г. его торжественно освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

New St. Fyodorovski Cathedral is situated in the Lugi area and, in fact, it is a real decoration of the town over the Pina. The cathedral was built in Russian and Byzantium style. It is erected on the project of L. V. Makarevich and it is festive and monumental like an ancient white stone shrine. Its facades are divided into three arched walls decorated only by narrow windows. Five picturesque domes are above the vaults. The cathedral bell tower rises into the sky opposite the church. The church building began in 1990. In 2001 the Patriarch of Moscow and all Russia Alexiy II blessed this cathedral.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *