петропавловский храм бабаево вконтакте
Освящение храма
24 ноября в нашем городе состоялось освящение нового храма великим чином, которое совершил епископ Череповецкий и Белозерским Флавиан. В начале богослужения, когда Владыка прибыл в храм и облачился в священные одежды, присутствующее духовенство вышло встречать прибывшую икону преподобного Гурия Шалочского, в честь которого освящается храм.
Ее торжественно установили в центре храма. Этот старинный образ был передан нам прихожанами храма Георгия Победоносца д. Понизовье. Встречая икону, архиерейский хор исполнил тропарь и кондак с величанием преподобному. После этого началось освящение храма. Владыке сослужили: настоятель Покровского храма с. Конечное протоиерей Александр Краев, благочинный Бабаевского округа протоиерей Роман Подосенов, член Вологодской епархиальной комиссии по церковному искусству, строительству и реставрации протоиерей Алексий Фомичев, настоятель Благовещенского храма с. Дмитриево протоиерей Алексий Алин, клирик кафедрального собора г. Череповца протоиерей Владимир Богданчиков, настоятель храма Гурия Шалочского иерей Димитрий Малинкин, архиерейский диакон Николай Карпухин, клирик храма Гурия Шалочского диакон Алексий Дьяченко.
Протоиерей Алексий Фомичев оказывал консультативную помощь в строительстве еще на этапе проекта. Он сделал эскизы внешнего вида храма, звонницы и иконостаса.
Протоиерей Алексий Алин хорошо известен жителям нашего города – он был настоятелем Петропавловского храма г. Бабаево с 1994 по 2002 год.
Протоиерей Владимир Богданчиков был благочинным Череповецкого округа (куда в то время входил и Бабаевский район) в то время, когда, в 2007 году, началось возведение храма.
После освящения храма состоялась первая Божественная литургия, на которой был возведен в сан диакона Сергей Леонидович Вильгельм – человек, который положил много трудов на возведение нашего храма.
По окончании службы Владыка обратился к присутствующим с проповедью, где отметил важность сегодняшнего исторического события.
После проповеди архиерея с приветственным словом к участникам торжества обратился заместитель губернатора Вологодской области Богомазов Евгений Артемович, который подчеркнул важность храма в жизни каждого человека.
Юрий Валентинович Парфенов, глава Бабаевского района, поблагодарил Владыку за службу и подчеркнул, что это первое храмовое здание в городе. На заре зарождения Бабаево была попытка построить деревянный храм, но она не увенчалась успехом – грянула революция и здание было передано комсомольцам города. Сейчас там располагается Дом Культуры Железнодорожников.
Владыка поблагодарил всех благотворителей храма и вручил церковные награды меценатам:
Медаль преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких II степени была вручена Напалькову Виктору Михайловичу. (Медаль III степени Виктору Михайловичу была вручена ранее за строительство Введенского храма д. Седуново)
Медалью преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких III степени были награждены:
Макаров Николай Иванович
Кичигина Татьяна Вениаминовна
Кабанов Вячеслав Николаевич
Канин Андрей Николаевич
Клубова Лилия Иосифовна
Пивень Сергей Григорьевич
Масечко Иван Степанович
Цапилов Дмитрий Владимирович
Багманян Эдуард Володиевич
Шахбазов Юрий Викторович
Протоиерей Алексий Фомичев
Архиерейскими грамотами были отмечены:
Морозов Павел Борисович
Глебов Алексей Владимирович
Козлова Наталья Георгиевна
Шадричев Николай Викторович
Марданян Карине Сережаевна
Тишин Олег Людвигович
Иванов Дмитрий Акиндинович
Басалаев Виталий Иванович
Голубев Роман Александрович
Зайцев Алексей Петрович
Зайцев Василий Петрович
Бирк Алексей Юрьевич
Шабанова Лидия Павловна
Конечно это не полный список всех тех, кто активно помогал в деле строительства храма. Каждый житель города Бабаево и района внес свою посильную лепту, чтобы наконец дело, которое началось в далеком 2006 году наконец-то успешно завершилось. Низкий поклон нашим прихожанам, которые много лет молились о созидании храма, по крупицам собирали деньги, ходили по квартирам, жертвовали свои средства, работали на благоустройстве территории, никогда не отказывали в просьбах помочь строительству храма. Слава Богу, мы можем видеть результат наших общих трудов.
И мы помним всех тех, кто не дожил до сегодняшнего торжества. В первую очередь это настоятель Петропавловского храма иерей Анатолий Даренин, который скончался в 2012 году. Это и Людмила Ивановна Широкова, которая принимала участие в становлении прихода в 90-х годах, и которая пожертвовала внушительную сумму на строительство храма Гурия Шалочского. Это все наши дорогие прихожане, о упокоении которых теперь будут молиться и в новом храме.
24 ноября произошло историческое событие – теперь новый храм открыл свои двери для каждого посетителя. Старое же здание Петропавловского храма будет использоваться как актовый зал воскресной школы и библиотеки.
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Год постройки: 1956
Закрыт: 2019 (в связи с переездом в новое здание храма)
Деревянная
Бывший пошивочный цех КБО. Передан верующим в 1991 году.
Приход в городе Бабаево сменил несколько мест, прежде чем администрацией города было передано деревянное здание бывшего пошивочного цеха КБО.
Одним из зданий, использовавшимся под храм, было строение расположенное на пересечении ул. Советской и Красного Октября (в 2013 году здание было снесено).
До того, как в Бабаево появился постоянный священник, сюда приезжали служить священнослужители из Спасо-Прилуцкого монастыря. В том числе и игумен Гурий (Чезлов).
Еще в начале 1992 года в Бабаево был переведен священник Георгий Носенко, который стал первым настоятелем прихода за все время существования города.
Священник Георгий Носенко
Переданное здание было поделено вдоль на две равные части. Таким образом в храме планировалось сделать два придела. В 1993 году были завезены необходимые материалы и рабочие приступили к ремонту левого придела. И уже Пасху в 1994 году прихожане отмечали в новом храме. Чин малого освящения совершил благочинный Череповецкого округа протоиерей Александр Куликов. Престол был освящен в честь святителя Николая Чудотворца.
Второй придел был сделан в 1995-96 гг. уже при новом настоятеле священнике Алексии Алине и был посвящен святым Первоверховным апостолам Петру и Павлу. Отец Алексий был штатным священником Воскресенского собора города Череповца и приезжал только на воскресные и праздничные службы.
В 2002 году для Бабаевского храма был рукоположен Анатолий Даренин, который и стал новым настоятелем. Отец Анатолий прослужил в этом храме 10 лет до своей скоропостижной кончины 26 июня 2012 года.
Два месяца приход был без настоятеля. 14 августа в Спасо-Прилуцком монастыре для Петропавловского храма в сан священника был рукоположен клирик Воскресенского собора диакон Димитрий Малинкин. В сентябре новый настоятель приступил к своим обязанностям.
В течении 2013 года в храме были заменены все окна. В январе 2015 года был начат капитальный ремонт правого придела. Был заменен и утеплен пол. Так же утеплены стены. Сделан новый потолок и электрика.
В течении 2017 года был сделан новый иконостас.
В 2019 году, в связи с тем, что был построен храм в честь преподобного Гурия Шалочского, здание Петропавловского храма стало использоваться в качестве Воскресной школы.
Храм Святых первоверховных апостолов Петра и Павла (недействующий)
Информация о храме Святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Бабаево Вологодской области Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Наименование храма: храм Святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Бабаево Вологодской области Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Контактная информация: 162450 Вологодская область г. Бабаево, ул. Карла Маркса, д. 14 а, тел. 2-24-26
Исторические факты: По данным за 1912 г. На территории Бабаевского района существовало около 40 часовен и 30 церквей, в том числе и одна Троицкая.
Когда-то Троицкая церковь, постройки 1750 г., была в сельце Варнакушка, которое впоследствии вошло в состав с. Борисово. Георгиевская церковь – в Чистиковскм с/с – деревянной постройки 1708 г. – исключительно талантливой работы были царские врата (в 1912 г., приезжали из Москвы., чтобы сфотографировать царские врата).
Примерно к началу 40х годов все храмы были закрыты, заброшены и частично разрушены. И только в начале 90-х годов начинается возрождение православных храмов. В настоящее время в районе зарегистрированы 3 православных храма: в г. Бабаево, Новостаринском, Пожарском сельсоветах.
Из воспоминаний жительницы г. Бабаево, пожелавшей остаться неизвестной и опубликовавшей данный материал в районной газете от 24 сентября 1992 г. Под псевдонимом Е.И.:
«В Бабаеве никогда раньше не было настоящего церковного помещения, но церковные службы проходили. Сначала иконостас был поставлен прямо в цехе локомотивного депо. Когда же освободился рабочий барак, располагавшийся возле школы № 65, то проведение церковной службы перенесли туда. Своего священника тоже сначала не было. Приезжал батюшка из д. Володино, где была хорошая каменная церковь со старинным приходом. Далее церковное помещение в Бабаеве оборудовали в бараке, что стоял возле бывшего десятого магазина горпо. Там даже была приделана колокольня. Появился и свой священнослужитель – отец Александр, носивший фамилию Муравьев.
Интересен и тот факт, что до 1920 года умерших в городе хоронили на Володинском погосте. А в начале 20-х годов у отца Александра умерла матушка, и он похоронил её на нынешнем городском кладбище. Так что его и можно считать основателем Бабаевского кладбища
Что же касается церковного помещения, то оно все же строилось, причем на пожертвования верующих и других граждан. Однако служба в церкви так и не началась. Поскольку в годы советской власти помещение было отдано под клуб – сейчас это Дом культуры железнодорожников (ранее клуб им. 1 Мая).
Интересен следующий материал газеты «Наша Жизнь» от 9 августа 1993 г., от имени Приходского собрания, совета Церкви г. Бабево:
«В жизни Бабаевской общины православных христиан произошло радостное событие. Президиум городского Совета принял решение передать для религиозных нужд церкви Апостолов Петра и Павла и Святителя Николая здание бывшего цеха массового пошива в г. Бабаево, по ул. К.Маркса, дом 14.
Наконец-то появилась возможность оборудовать для отправления религиозных обрядов помещение более пригодное для этих целей: более пространное, с меньшим износом строение, где можно над верхней частью здания сделать шатер с куполом и крестом и колокольню, для которой уже приобретены колокола. Предоставлена возможность провести центральное отопление».
25 февраля 1992 года прошло первое заседание приходского собрания храма свв. перв. апостолов Петра и Павла, на котором была учреждена община православных христиан и выбран приходской совет и ревизионная комиссия. Председателем приходского совета избрана Широкова Людмила Ивановна (в настоящее время – почетная прихожанка). В это время настоятелем является иерей Георгий Носенко, который с марта 1992 года назначается председателем приходского совета.
В феврале 1994 года решением приходского собрания Петропавловской общины г. Бабаево переименовали общину в Никольскую и председателем приходского совета назначена Соколова Тамара Лаврентьевна.
С 1995 года настоятелем храма назначен отец Алексей Алин.
Интересная беседа Ю.К. Епифанова, корреспондента газеты «Наша жизнь» с настоятелем храма отцом Алексеем от 28 ноября 1995 г. На вопрос «какие планы у отца Алексея». Настоятель церкви отвечает. Что планируется произвести ремонт крыши, поставить купола с крестами, начать строительство колокольни, в аланах обложить все здание кирпичом. В будущем придать особый торжественный вид нашему храму. Отец Алексей является настоятелем Бабаевского храма по совмещению. Это происходит 2 раза в месяц, через воскресенье. И в день приезда совершаются все требы, что просят прихожане, служит литургию и вечернюю службу, молебны, отпевания, крещение, венчание не во время поста.
В воскресные дни из Новой Старины приезжает Евгений Павлович Боев, который благословлен Владыкой Максимилианом псаломщиком, чтецом и который по воскресеньям и четвергам читает акафисты Николаю Чудотворцу и Святым первоверховным апостолам Петру и Павлу.
«Ровно 10 лет назад состоялось первое Богослужение в г. Бабаево после десятилетних гонений на Церковь, – пишет в своей статье «Во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла» Ю.К. Епифанов, журналист газеты «Наша жизнь» от 10 июля 2000 г. – Церковное помещение располагалось тогда в бывшем жилом доме по ул. Советской. А этому предшествовало создание в городе православной общины, ходатайство об открытии перед местными властями.
Надо сказать, что районные власти с пониманием отнеслись к чувствам верующих и не чинили препятствий для появления в городе церковного помещения. Нельзя сегодня не сказать, что большим энтузиазмом по созданию православного прихода в Бабаеве была в то время Людмила Ивановна Широкова. Это она предложила освятить Бабаевскую ь во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Вначале появился в церкви придел во имя Святого Чудотворца Николая. Его освящение связано с тем, что перед революцией местные жители на свои пожертвования почти уже построили церковь, которую предполагалось освятить в честь Святителя Николая Мир Ликийских.»
«В 1993 г. Приходской совет подыскал новое, более удобное помещение. Глава городской администрации Г.И. Малов дал, как говориться, этому добро. И сегодня в Бабаеве каждый православный верующий имеет возможность посетить церковь, присутствовать на богослужении, помолиться, поставить свечи «за здравие» живущих и «за упокой» умерших, исповедаться и принять причастие.
В нашей церкви, – пишет Ю.К. Епифанов, – не только крестят детей, совершают часто этот обряд, кстати, даже и взрослые. Здесь бывали уже и венчания супружеских пар. В некоторые православные праздники помещение церкви с трудом позволяет побывать здесь всем желающим.
В настоящее время Бабаевская церковь именуется Петро-Павловской, имеющей придел во имя Чудотворца Святителя Николая. И очень символично, что 10-летие первого богослужения в нашем городе, по сути дела 10-я годовщина открытия действующей церкви в Бабаеве совпадает с кануном Великого православного праздника в честь Святых первоверховных апостолов Петра и Павла».
За эти годы в жизни православных верующих г. Бабаево произошли большие перемены. Планы претворены в жизнь. Церковь посещают все желающие поклониться Господу.
Проходивший послушание на клиросе Анатолий Валентинович Даренин поступил учиться в духовное училище и в 2002 г. в июне месяце был рукоположен во священники.
До 2012 года настоятелем храма являлся отец Анатолий Даренин. После скоропостижной кончины иерея Антолия Даренина, с сентября 2013 г. настоятелем храма назначен иерей Димитрий Малинкин.
С ноября 2002 года в церкви проходят богослужения каждое воскресение.
Почитаемые праздники – храмовые:
День святых первоверховных апостолов Петра и Павла
День святителя Николая Чудотворца
Суббота – вечернее богослужение – с 17 час.
Воскресение – исповедь, Литургия – с 8 час. 45 мин.
Святые источники – нет
Как проехать: Поездом до станции Бабаево. Далее от железнодорожного вокзала пешком по улице Свердлова (около 400 м). От вокзала по главной ул. Свердлова до ул. Карла Маркса. По ул. Карла Маркса до д. 14 а.
Банковские реквизиты для пожертвований:
МПРОП Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла
ХРАМ св. Первоверховных апостолов ПЕТРА и ПАВЛА
В связи со строительством в 1957 году Воткинской ГЭС и созданием водохранилища на реке Каме часть села, Таборы и в том числе здание функционирующей церкви подлежало сносу. На основании распоряжения Исполкома Пермского Совета депутатов трудящихся № 1082 от 16.10.1957 года с религиозной общиной договор заключённый ранние расторгнуть, а религиозной общине к 1.05.1958 года освободить указанное здание.
Всю церковную утварь и имущество, находящиеся в здании, передать религиозной общине для молитвенного дома. Здание церкви к 01.07.1959 года снести. По воспоминания жителей каменная церковь была взорвана 10 марта 1962 года.
В это же время начинается строительство молитвенного дома, строительством руководит Иерей Игнатий Габов, строительство было завершено, и 1 ноября 1959 года епископ Пермский и Соликамский Павел освятил престол нового храма. [11]
ХРАМ св. Первоверховных апостолов ПЕТРА и ПАВЛА запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЕ ВРАЧИ
Исповедь по двадцати мытарствам
Мытарство 1: грех словом, т. е. празднословие, многоглаголание, пустословие, насмешки, кощунство, смех, сюда же относятся злые и нескромные шутки, пресыщение чрева, неумеренное употребление вина, страстные лобзания.
Мытарство 2: ложь, всякая ложь и преступление, призывание имени Божия всуе, неисполнение обетов данных Богу, утаивание грехов на исповеди.
Показать полностью.
Мытарство 3: клевета, оклеветание ближнего, осуждение, уничижение, обесславление его, ругательство, насмешки, забвение собственных согрешений и недостатков при невнимании к ним.
Мытарство 4: чревоугодие, объедение, пьянство, безвременное и тайное ядение и без молитвы, нарушение постов, сластолюбие, пресыщение словом, все роды угождения чреву.
Мытарство 5: леность, грехи от беспечности, леность и нерадение в служении Богу, уныние, оставление церковных и домашних молитв, тунеядство и исполнение своих обязанностей с небрежением.
Мытарство 7: сребролюбие и скупость.
Мытарство 8: лихоимство и присвоение чужого.
Мытарство 9: неправды всякого рода.
Мытарство 10: зависть, досада, ненависть, т.е. грехи зрения.
Мытарство 11: гордость, тщеславие, самомнение, презрение, величание.
Мытарство 12: ярость, гнев, запальчивость, злоба, жестокосердие.
Мытарство 13: злопомнение и памятозлобие.
Мытарство 14: убийство, отравление ядом и прочее.
Мытарство 15: чародейство: волхование, наговоры, призывание бесов.
Мытарство 16: блуд, нечистые слова, мысли, желания и дела.
Мытарство 17: прелюбодеяние, т. е. несоблюдение супружеской верности, блудные падения лиц, посвятивших себя Богу.
Мытарство 18: содомские грехи, т. е. противоестественные грехи, кровосмешение.
Мытарство 19: ересь, т. е. ложное мудрствование о вере, сомнение в вере, отступление от православной веры.
Мытарство 20: немилосердие и жестокосердие.
Светлана Шилова запись закреплена
ХРАМ св. Первоверховных апостолов ПЕТРА и ПАВЛА запись закреплена
†ПРАВОСЛАВНЫЕ†
УНИКАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛАДАНА. ЭТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ!
Аромат ладана лечит душевную боль, дарит человеку чувство спокойствия и защищенности. А еще ладан подавляет размножение микробов в воздухе, в воде и, главное, в организме!
В чём же секрет этого вещества?
Показать полностью.
ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ЛАДАНА. В Библии указан рецепт, как приготовить благовонное курение и как его использовать: «И сказал Господь Моисею: «Возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый».
Чистый ливан — это и есть ладан, смола очень редкого дерева Boswellia, произрастающего в Аравии. Стакти — это смирна из стираксового дерева (мирра). Халван душистый — это застывшие гранулы млечного сока из растения семейства зонтичных, обладающего болеутоляющими, спазмолитическими и мочегонными свойствами. Ониха — не что иное, как створка раковины особого вида моллюска, обитающего в Красном море. Истертые в порошок, они с древности использовались в медицине.
Собрав воедино эти компоненты, ученые попытались установить свойства истинного библейского ладана. Результат их поразил: ладан оказался мощнейшим иммуностимулятором! Вот и получается, что когда священнослужители окуривали ладаном больных, дым, олицетворяя светлые силы, заполнял пространство комнаты. В медицинском смысле — убивал вирусы и болезнетворные бактерии. Мельчайшие частицы, попадая через легкие в организм, оказывают невероятный оздоровительный эффект! B дыме ладана содержатся вещества, которые побеждают стресс, помогают справиться с нервным истощением, паническими атаками и бессонницей.
Аромат ладана укрепляет память. В эпоху Средневековья армянский врач Амирдовлат Амасиаци писал: «Своей горячей и сухой природой ладан укрепляет разум и излечивает забывчивость». Даосы рекомендовали ладан как средство, продлевающее жизнь. На Руси в монастырях для укрепления здоровья издревле пили воду, настоянную на ладане. Окуривая ладаном, лечили больных, одержимых бесами. Ведь ладан, как и молитва, — в большей степени лекарство для души, нежели для тела. Смола при высоких температурах высвобождает биокатализаторы, которые облегчают расширение сознания.
ХРАМ св. Первоверховных апостолов ПЕТРА и ПАВЛА запись закреплена
Протоиерей АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ(сообщество друзей)
24 ОКТЯБРЯ (11 октября ст.ст.) — СОБОР ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ.
«Светом лица Твоего огнезрачную страну Русскую озарив, Господи, и ныне во святых Твоих, яко в лучах неизчетных, не престай озаряти нас премудростию Твоею…»
Показать полностью.
Сердце наше наполняется неизъяснимой радостью, и от избытка сердца говорят уста (Лк. 6, 45) о величии духовного подвига, святости жизни и божественной славе, евангельской простоте и деятельной жертвенной любви старцев Оптиной обители, которая простиралась на всех приходивших к ним в скорбях и радостях за помощью и советом.
В течение целого столетия Оптина была источником духовного просвещения для всего русского общества: от некнижных простецов до философов и писателей, от крестьян до царственных особ, от монашествующих до церковных иерархов.
Для всех приходивших сюда монастырь был целебным источником, врачевавшим душевные раны; всякий паломник уходил отсюда просветленным и преображенным, укрепленным духовно, на всю жизнь записав на скрижалях своего сердца евангельскую любовь и святость жизни оптинских монахов. Воистину дивен подвиг их жизни, он вписан в летопись российской святости.
В прославлении… угодников Божиих мы усматриваем особое благословение Божие к нам, действие божественной благодати, укрепляющей каждого человека и проявляющейся видимым образом через свои избранные сосуды на земле. Мы видим свидетельство непрерываемой связи времен, которое проявляется через духовный опыт старцев Оптиной пустыни.
Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768-1841) — первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.
Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.
Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782-1862) явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.
Схиигумен Антоний (Путилов) (1795-1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова….
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812-1891) — великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве…
Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805-1873) — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824-1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.
Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810-1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества.
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом.
Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845-1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.
Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855-1922), прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1856-1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих.
Иеромонах Никон (Беляев) (1888-1931) ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
Архимандрит Исаакий II (Бобриков) (1865-1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Этот святой старец четырежды претерпел тюремное заключение и увенчал свою исповедническую жизнь мученичеством за Христа.
Возлюбленные! В наши непростые дни, когда все мы ощущаем на себе сложности жизни и происходящие в Отечестве перемены, когда оскуде преподобный и умалишася истины от сынов человеческих (Пс. 11, 2), каждый христианин всем своим сердцем должен почувствовать, сколь благодатны и вдохновенны светлые образы великих Оптинских старцев, сколь яркий свет подлинно евангельской жизни излучают они на современную нам Русь, подавая пример искренней веры, надежды и любви, свидетельствуя, что Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8), пример жертвенного служения ближним и дальним, пример беззаветной преданности православному Отечеству нашему.
Памятуя евангельскую заповедь поминать наставников наших и подражать вере их (Евр. 13, 7), поспешим сегодня в молитве припасть к иконе старцев Оптинских, …которые молятся о всех нас, а наипаче о богохранимом крае, перед Престолом Всевышнего о даровании всем нам сил в несении жизненных испытаний, чтобы имели мы мир душевный, чистоту сердечную и проводили жизнь в целомудрии и святости, сохраняя единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3).
Из слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в день прославления Собора старцев Оптинских (Свято-Введенский собор Оптиной пустыни, 26 июля 1996 года)
ТРОПАРЬ, глас 6
Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии, молитеся ко Господу, да утвердит земное Отечество ваше в православии и благочестии и спасет души наша.
КОНДАК, глас 4
Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещеннии отцы, тайная сердца человеческаго ведуще, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждущим и немощным спострадаша и исцеление дароваша. Ныне же, во славе Божией пребывающе, молятся непрестанно о душах наших.
МОЛИТВА
О велицыи угодницы Божии, столпи и светильницы Земли Российстей, преподобнии и богоноснии отцы наши Оптинстии, Льве, Макарие, Моисее, Антоние, Иларионе, Амвросие, Анатолие, Исаакие и Иосифе, Варсонофие, Анатолие, Нектарие, Никоне и Исаакие, по закону Евангельскому Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением возлюбившии и всему народу Божию во спасение бывшии; сего ради под покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во обитель Оптину, покаявшимся разбойником основанную, притекшии, путем тесным и прискорбным смирения и самоукорения до конца дней ваших ходившии, темже убо благодатныя дары святаго Духа преизобильно стяжавшии; старых и младых, знатных и препростых, мудрых века сего и худоумных, никогоже от грядущих к вам ижденувшии, николиже тща и неутешна отпустившии, но светом истины Христовы всех просветившии и духовно воскресившии, ближних ваших, яко себе самех, возлюбившии и тех в сердце своем вместившии, по словеси Апостола, пророчествующе и назидающе, увещающе и утешающе. Умолите Милосердаго Господа, во обитель райскую разбойника благоразумнаго с собою вземшаго, даровати нам, недостойным, яко работником единонадесятаго часа, дух сокрушения, сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, слезы покаяния, веру непостыдную, любовь нелицемерную, мир душевный и здравие телесное, да предстательством вашим сподобит нас Господь добраго ответа на Страшнем Судищи Своем, вечных мук избавляя, и царствия Небеснаго купно с вами да удостоит во веки веков. Аминь.