относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения

О праве каждого на образование без электронного обучения и применения дистанционных информационных технологий

Данный пост является реакцией на де-факто лишение права на образование учащихся 6-11 классов школ, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, со ссылкой на указ Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ.

Как представляется, данный указ не может быть истолкован как ограничивающий право на образование, гарантированное ст. 43 Конституции Российской Федерации, а также как допускающий причинение вреда здоровью обучающихся.

Данное положение Указа послужило основанием для ограничения права обучающихся 6-11 классов большинства школ города Москвы на очное образование и реализацию образовательной программы исключительно с использованием электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий (ст. 16 Закона об образовании в Российской Федерации).

Между тем данное положение названного акта администрации города Москвы не может быть истолковано как предполагающее ограничение права на очное образование (в помещениях образовательной организации при непосредственным контакте с педагогическим работником) и его замену электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями для обучающихся, родители (законные представители) которых не выражали согласия на такое ограничение и замену.

А. Так, пунктом 2 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации закреплен принцип недопустимости дискриминации в сфере образования. Между тем то толкование положений п. 13.2 Указа Мэра города Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ, согласно которому образовательные учреждения, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, обязаны перейти на дистанционную форму обучения, в то время как иные образовательные организации могут продолжать образовательный процесс в очной форме, представляет собой дискриминационное, а потому ошибочное толкование.

Так, как видно из указа, его положения предполагают возможность различного режима обучения для лиц:

Следовательно, указ содержит возможность различного режима для лиц, обучающихся в разных образовательных организациях, только в том случае, когда он истолковывается как запрещающий проведение очного образования в подведомственных городу Москве образовательных организациях. Помимо недопустимости дискриминации, а также нарушения принципа равенства всех перед законом, в частности, равенства прав на образование, такое толкование нарушает п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании, в силу которого действует принцип единства образовательного пространства на территории Российской Федерации.

B. Пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона об образовании предусмотрено право выбора форм получения образования, форм обучения. В соответствии с ч. 3 ст. 44 Закона об образовании в Российской Федерации родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения.

С учетом данного права п.13.2 Указа Мэра Москвы № 100-УМ не может быть истолкован как предполагающий лишение соответствующего права в случае, когда выбирается именно очная форма обучения, в частности, без использования электронного обучения и без применения дистанционных образовательных технологий.

C. Согласно п. 1 ст. 5 Закона об образовании в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Данное право вытекает из ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Соответствующее право относится к правам человека, признанным на международном уровне. Так, в силу ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.

Как следует из толкования, содержащегося в п. 2.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 № 5-П каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

E. Статьей 19 Конституции Российской Федерации закреплен принцип равенства всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В этой связи п. 13.2 Указа Мэра Москвы не закрепляет запрета на продолжение очной формы обучения, а передает решение соответствующего вопроса на уровень администрации образовательной организации.

F. В подтверждение названного толкования следует сослаться на письмо Минпросвещения России от 09.10.2020 № ГД-1730/03, в силу которого ст. 12 и 28 Закона об образовании организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, самостоятельны в разработке названных образовательных программ.

G.Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, ни Мэром, ни администрацией образовательной организации не может быть ограничено право на образование. Следовательно, не может быть ограничено право на получение очной формы обучения без применения электронного обучения и дистанционных информационных технологий, если соответствующие родители (законные представители) не давали на это своего согласия, тем более возражают против этого.

H. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации действует приоритет жизни и здоровья человека. В силу ч. 9 ст. 13 Закона об образовании в Российской Федерации использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

Очевидно, что эти требования в настоящее время не соблюдаются (количество уроков в названных классах превышает 3, длительность выходит за указанные пределы).

При этом в силу п. 2 ст. 28 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населении программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Очевидно, что образовательная программа, нарушающая названные выше предельные требования, не может иметь санитарно-эпидемиологического заключения.

I. По смыслу образовательной деятельности она не может быть сведена к передаче информации и тестовому контролю способности ее отражения. Такая деятельность должна включать помимо информационного компонента также и невербальный компонент, направленный на научение и подбор подходящих методов обеспечения понимания. Такое обеспечение понимания, помимо прочего, предполагает непосредственное взаимодействие педагогического работника с обучающимися, проверку реакции, подбор подходящих для данного момента, данной аудитории и данного места слов и выражений, примеров, темпа и т.п. Образование как движение к созданию понимания невозможно без вовлечения в сопереживание (эмпатия), которое принципиально невозможно в дистанционном формате. По этой причине передачу информации с использованием дистанционных технологий нельзя квалифицировать как образование в конституционно-правовом смысле. Во избежание введения потребителей в заблуждение такое информирование следует именовать образовательным продуктом и отделять от образования, право на которое имеет каждый.

K. В свете изложенного представляется необоснованной позиция образовательных организаций, ссылающихся на положения приведенного выше Указа в обоснование отказа в обеспечении права на очное образование тем родителям (законным представителям), которые не давали согласия на применение электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий и уж тем более требуют восстановить очное образование без электронного обучения и без названных дистанционных технологий.

L. В большей своей части все сказанное применимо и к обучающимся иных уровней обучения (студенты, магистранты).

По традиции данный пост является частным мнением и необязательно разделяется образовательными организациями, в которых автор осуществляет преподавательскую деятельность.

Источник

Итоги и перспективы: эксперты рассказали о будущем онлайн-образования

относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения. 756086576417133. относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения фото. относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения-756086576417133. картинка относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения. картинка 756086576417133.

1. Пандемия — катализатор развития трендов

Пандемия способствовала развитию и проникновению онлайн-образования.

относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения. 756086579635721. относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения фото. относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения-756086579635721. картинка относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения. картинка 756086579635721.

Илья Паршин, генеральный директор «Учи.ру»:

«Самый очевидный катализатор развития онлайн-образования — это, конечно, эффект пандемии. Именно он стал ключевым триггером ускоренного развития и масштабирования EdTech, с одной стороны, и распространения новых паттернов поведения аудитории, с другой. Но все инструменты, которые приобрели популярность в этом году, были созданы до пандемии. Тенденции — это что-то качественно новое, и как бы ни хотелось привести пример прорыва в EdTech — его не было. Даже мобильное обучение, первые инновации в сфере искусственного интеллекта и виртуальной реальности проявились в сфере онлайн-образования задолго до 2020 года».

относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения. 756086579635708. относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения фото. относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения-756086579635708. картинка относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения. картинка 756086579635708.

Алексей Малеев, директор по дистанционным программам МФТИ:

«Пандемия — главный катализатор, который продолжает ускорять все процессы, связанные с цифровизацией образования и развитием различных онлайн-программ. Это уже давний тренд, но до сих пор процесс шел более плавно. С одной стороны, это был очень нервный переход — и для школ, и для вузов. С другой, — мы за полгода прошли отрезок, который в нормальных условиях занял бы несколько лет.

Вот один из наших примеров: в начале этого года мы планировали в десяти городах провести фестиваль по искусственному интеллекту и программированию RuCode. В марте мы поняли, что все надо срочно переводить в онлайн, иначе придется просто все отменить. В результате мы охватили гораздо большее количество регионов и участников, более того — по расходам все вышло дешевле. Это позволило нам провести еще один фестиваль осенью, выделить больше ресурсов на новые онлайн-курсы. Поэтому я считаю, что цифровизация открывает новые возможности с точки зрения доступности. И этот тренд будет активно развиваться и в 2021 году».

относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения. 756086579635691. относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения фото. относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения-756086579635691. картинка относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения. картинка 756086579635691.

Виктория Сусакова, директор региона Восточная Европа и Центральная Азия IE Business School:

«Безусловно, главным триггером, оказавшим влияние на отрасль онлайн-образования, стал COVID-19. Как и в случае со многими другими индустриями, пандемия стала катализатором, ускорившим уже существующие процессы — в первую очередь, распространение дистанционного обучения. Те, кто относился к нему скептически, осознали, что такой формат действительно работает и имеет много плюсов. В первую очередь, гибкость с точки зрения графика: онлайн-образование вписывается в повседневную жизнь намного проще».

Некоторые эксперты выделили и другие факторы, повлекшие за собой развитие онлайн-обучения.

относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения. 756086579635715. относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения фото. относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения-756086579635715. картинка относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения. картинка 756086579635715.

Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox:

«Любой кризисный период вызывает бум на рынке образовательных услуг: многие теряют работу или хотят уйти из сферы, которая становится неперспективной. Экономический кризис для многих сопряжен с личностным кризисом. Поэтому в EdTech-отрасли растет спрос не только на учебные программы, но и на карьерные клубы, сессии с коучами и менторскую поддержку. Также развиваются системы мониторинга, например, онлайн-прокторинг.

Постепенно меняется траектория карьеры и форматы занятости. Удаленная работа становится нормой, а удаленные работники получают те же права, что и офисные сотрудники. В то же время компании отказываются от штатного персонала в пользу самозанятых — по данным Gartner, эту практику применяет уже треть организаций. Должностные рамки становятся все более гибкими — на передний план выходят не формальные обязанности, а навыки. Эта тенденция затрагивает и образовательные платформы, которые предлагают программы по soft skills или гибридные обучающие программы».

2. Онлайн-обучение становится более качественным

Как отметили эксперты, из-за резко возросшего спроса на дистанционные образовательные продукты, а также из-за конкуренции, вырос и уровень зрелости индустрии.

Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox:

«Последние пять-десять лет многие гипотезы в EdTech были поверхностными — теперь компании постепенно начинают опираться на данные и инсайты, полученные в результате дата-аналитики. Условно, онлайн-школа внедряет геймификацию не потому, что это классно и так делают все, а потому что доказано, что игровые механики эффективно работают. Сама EdTech-индустрия становится более зрелой, что отражается и на бизнес-процессах. Стартапы все реже используют «кустарные» методы и больше инвестируют в R&D, дизайн платформ и методики обучения. Этому способствует и растущая конкуренция».

относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения. 756086582861663. относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения фото. относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения-756086582861663. картинка относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения. картинка 756086582861663.

Дарья Козлова, первый проректор, директор института международного развития и партнерства Университета ИТМО:

«Качество образования вдруг стало очень прозрачным. Легко подсоединиться к лекции, семинару любого преподавателя или посмотреть запись. Образование в сети стало доступно всем, оценка качества тоже перешла в онлайн».

3. Дистант проник во все сферы обучения

Илья Паршин, генеральный директор Учи.ру:

относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения. 756086582861704. относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения фото. относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения-756086582861704. картинка относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения. картинка 756086582861704.

Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:

«Казалось бы, корпоративное онлайн-обучение — далеко не новая практика, но вплоть до пандемии лишь малая часть компаний постоянно прибегала к этому формату. Два месяца в начале карантина показали: при помощи доступных продуктов можно организовать тренинги и курсы любой сложности — от простых вебинаров до полноценных обучающих программ. Удаленно можно провести и обучающий семинар на несколько человек, и лекцию с командной работой в группах онлайн для сотрудников по всему миру.

Теперь нет нужды инвестировать значительные средства в аренду офисов и открывать корпоративные офлайн-университеты, оплачивая, в том числе, транспортные расходы приглашенных экспертов. Можно сэкономить, привлекая высококвалифицированных спикеров из других стран».

Дарья Козлова, первый проректор, директор института международного развития и партнерства Университета ИТМО:

«Этот быстрый переход в дистанционный формат — точка бифуркации, которая показала уровень цифровизации каждого отдельного вуза. Большинство образовательных компаний начали анализировать цифровую инфраструктуру: как транслировать занятия, какую ВКС использовать, где хранить тонны контента, как защитить интеллектуальные права на выложенные в открытом доступе лекции и занятия. Каждый вуз с разной степенью решительности пересмотрел технологии обучения, продолжительность занятий, принципы организации расписания и т.д. Раньше мы не решались на эти перемены — отлично, что смогли сейчас.

Вузы начали заключать партнерства с медиа-компаниями и совместно запускать полноценные образовательные программы. В России, в отличии от США, до прошлого года они были единичными. Сотрудники вузов сами были вынуждены учиться, потому что многообразие цифровых технологий расширяется — а значит, можно применять все новые и новые инструменты».

4. Университеты и бизнес продолжат активно сотрудничать

относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения. 756086628744991. относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения фото. относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения-756086628744991. картинка относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения. картинка 756086628744991.

Андрей Коршунов, руководитель магистратур «Финтех» и «DigitalPro», директор центра Корпоративных программ ИБДА РАНХиГС:

«Рост количества и доли совместных проектов вузов с другими участниками рынка станет трендом в сфере высшего образования в 2021 году: это будут, например, сетевые бакалавриаты и магистратуры, разработанные университетами совместно с бизнесом и онлайн-школами. Например, РАНХиГС запускает сетевые программы онлайн-бакалавриата вместе со Skillbox, а магистратуру с «Нетологией-групп».

Дарья Козлова, первый проректор, директор института международного развития и партнерства Университета ИТМО:

«Корпорации активно идут в высшее образование, и это здорово. Сейчас подключаются медиа компании. С нетерпением ждем, когда ворвутся активно-развлекательные сервисы, игры».

5. Цифровая трансформация высшего образования ускорится

Андрей Коршунов, руководитель магистратур «Финтех» и «DigitalPro», директор центра Корпоративных программ ИБДА РАНХиГС:

«Набор на программы высшего образования все больше уходит в онлайн. Уже запущена государственная платформа для подачи документов через «Госуслуги». А Университет-2035 предлагает всем вузам проводить открытый отбор на программы на основе цифрового следа на своей платформе.

В будущем процессы по цифровой трансформации высшего образования будут углубляться. Уже сегодня большие корпорации и стартапы новой волны EdTech идут в ногу с государственной политикой по цифровизации экономики. Сбербанк развивает цифровую платформу для вузов, которая будет объединять жизнь онлайн с жизнью кампусов, а сами они объединяются с платформами и сервисами других участников рынка в сложные экосистемы.

Технологии из бизнеса переходят в высшее образование: agile, распределенные команды, продуктовый и клиентоориентированный подход и др. Меняясь в направлении EduScrum, сетевые кафедры ведут высшее образование и вузы вслед за финансовой, логистической и медиа индустриями в цифровую трансформацию».

6. Смешанное обучение становится стандартом

Эксперты отметили, что разделение на онлайн и оффлайн больше неактуально.

Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox:

«В целом 2020 год стимулировал развитие гибридизации, в том числе смешанного обучения (blended learning). Мы уже экспериментируем с этим форматом и в сентябре вместе с РАНХиГС запустили бакалавриат с государственным дипломом по машинному обучению и работе с данными. Также стираются границы между онлайн- и офлайн-платформами: сервисы предлагают соединять разные виды образовательных практик».

Дарья Козлова, первый проректор, директор института международного развития и партнерства Университета ИТМО:

«Смешанное обучение никуда не исчезнет — мы просто обязаны оставить выбор студенту, ходить очно на занятия или заниматься дома. Многообразие форм и методов доставки контента — перевернутые классы, чаты, игры, записи, стримы, — будет увеличиваться, развиваться. Также сохранится тренд к открытости данных — вузы должны стать более «прозрачными» и давать студентам доступ к контенту».

7. Персонализация как один из ключевых факторов развития индустрии

Образовательные продукты будут персонализироваться под нужды как заказчика, так и пользователя, отметили эксперты.

Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:

«Если говорить о технологиях и подходах, меняющих сферу, в первую очередь стоит упомянуть предикативную аналитику и искусственный интеллект в целом. С их помощью можно подстраивать обучение под индивидуальные запросы, выявлять «труднодоступные» фрагменты в программе, предсказывать, кто из участников, скорее всего, не завершит обучение. К платформам с такими возможностями уже сегодня прибегают многие крупные компании, например, Ernst&Young, Международная гимназия Сколково, Bosch, Manpower Group и т.д. Скорее всего, тренд будет только укрепляться».

относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения. 756086579635679. относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения фото. относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения-756086579635679. картинка относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения. картинка 756086579635679.

Магомед Расулов, основатель школы финансовой грамотности для детей и подростков Boss Kids:

«В новом году многие будут выбирать именно гибкий формат обучения, который можно легко менять, исходя из профессиональных целей, личных интересов и возможностей. Здесь речь идет как о разработке персонализированных программ вместе с преподавателем, так и при помощи технологий, например, искусственного интеллекта. Предполагаю, что это изменит подход к разработке образовательных продуктов. А одним из самых актуальных для отрасли станет вопрос безопасности персональных данных».

8. Интерактив — один из основополагающих подходов в онлайн-обучении

Магомед Расулов, основатель школы финансовой грамотности для детей и подростков Boss Kids:

«Ученик должен не просто подключаться к уроку через Zoom и работать с документами и презентациями, но и применять свои знания на практике. Например, тренироваться на реальных кейсах и получать опыт от крупных игроков из самых разных сфер. Также продолжится активное включение в процесс элементов геймификации для удержания интереса к предмету. Все эти тренды диктует не только текущая ситуация в мире, но и изменение поведения потребителей рынка».

Интерактив подразумевает под собой не только сами задания, но и личное общение с преподавателем.

Виктория Сусакова, директор региона Восточная Европа и Центральная Азия IE Business School:

«Студенты не хотят смотреть видео в записи: им нужно живое общение с педагогом и одноклассниками. Не все игроки смогли предоставить такой формат из-за функционала платформы или отсутствия понимания соответствующей методологии».

Дарья Козлова, первый проректор, директор института международного развития и партнерства Университета ИТМО:

«В 2020 году вопросы повышения мотивации, поиска новых форм коммуникации стали еще актуальнее, потому что обучение онлайн всегда конкурирует, например, с игрой, открытой на том же ноутбуке в соседнем окне. ИТМО, например, сейчас запускает антипрокрастинационный марафон, чтобы «подхватить» тех студентов, которые вместо учебы «зависают» в социальных сетях».

9. Онлайн-обучение продолжит активно развиваться в 2021 году

Переосмысление опыта пандемии даст толчок отрасли.

Илья Паршин, генеральный директор Учи.ру:

«Скорее всего, все ранее сформированные тренды продолжат развиваться в 2021 году. Это, прежде всего, интеграция Zoom-подобных сервисов и массовых открытых онлайн-курсов в классическую систему образования, обучение по запросу, персонализация и геймификация, в том числе в школах, blended education, усиление ИТ-компонента и soft skills в школьных, вузовских программах, дополнительном и корпоративном образовании, а также переквалификация преподавателей в соответствии с этими трендами».

Дарья Козлова, первый проректор, директор института международного развития и партнерства Университета ИТМО:

«Самое важное, что мы должны вынести из 2020 года и взять с собой в 2021-й, — это уже сложившиеся новые формы работы и преподавания, улучшение форматов коммуникации и wellbeing, т.е. ментальное, физическое, психическое, эмоциональное здоровье и равновесие. Раньше мы не уделяли достаточно внимания этому аспекту».

10. Появится много новых EdTech-проектов

Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox:

«Развитие рынка онлайн-образования в России, вероятно, приведет к «буму» стартапов — появится больше сервисов, решающих точечные задачи и предоставляющих кастомизированные услуги. Но вопрос качества в EdTech пока не решен. В 2021-м на рынок выйдет множество компаний, желающих заработать на новом тренде, но далеко не все смогут сохранить свои позиции в долгосрочной перспективе. Объем венчурных инвестиций также вырастет: в 2020 году EdTech стал одним из немногих секторов, в котором количество венчурных сделок выросло в сравнении с прошлым годом».

Магомед Расулов, основатель школы финансовой грамотности для детей и подростков Boss Kids:

«В ближайшем будущем EdTech-рынок ждет много новых игроков. Эта сфера привлекательна как для стартапов — из-за низких вложений для входа, так и для крупных компаний — из-за возможности занять новый рынок, инвестировать в молодые проекты, поделиться опытом и повысить известность бренда. Как минимум, в новые онлайн-проекты трансформируются образовательные оффлайн-компании, страдающие из-за ограничений пандемии».

Виктория Сусакова, директор региона Восточная Европа и Центральная Азия IE Business School:

«Вероятно, усилится роль корпоративных университетов, которые должны готовить сотрудников к новым реалиям. Скорее всего, мы увидим масштабные партнерства таких университетов с другими участниками индустрии — в первую очередь, с бизнес-школами. Кроме того, уже сейчас появляется все больше онлайн университетов — которые теперь запускают полноценные программы магистратуры и MBA. Также мы увидим рост числа международных партнерств, которые станут возможны благодаря онлайн-формату».

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *