отношение к женщинам в ветхом завете

Женщины Ветхого Завета. Брачные законы Израиля

Прежде всего зададимся вопросом: какова была цель сотворения женщины? Женщина (в первых главах она еще фигурирует без имени) становится идеальной и необходимой спутницей мужчины. «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа».

отношение к женщинам в ветхом завете. adam 04. отношение к женщинам в ветхом завете фото. отношение к женщинам в ветхом завете-adam 04. картинка отношение к женщинам в ветхом завете. картинка adam 04.

Подойти к рассмотрению темы, связанной с ролью и местом женщины в Ветхом Завете, можно двумя путями. Проще всего перелистать с большей или меньшей тщательностью страницы всех пятидесяти ветхозаветных книг, вычленить оттуда главы и строки, где фигурируют женщины, и последовательно рассмотреть каждый из этих образов.

Ветхий Завет создавался на протяжении тысячелетия. Ветхозаветная история простирается от сотворения человека до Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса Христа. Условно её можно разделить на два больших отрезка: до и после того момента, когда Бог заключил с евреями Завет, дал им через Моисея десять заповедей, правила и установления жизни. Поэтому и о роли ветхозаветной женщины можно говорить, чётко различая эту границу эпох. И образ первой женщины Евы не может оцениваться по тем же критериям, что и образы, скажем, Юдифи или Руфи, живших уже по закону Моисея.

Книги Ветхого Завета свидетельствуют о глубочайшем почтении к женщине. Внимательное чтение ветхозаветных текстов показывает, что если женщина и не пользуется в обществе положением, равным положению мужчины, то вовсе не из-за её неполноценности, но лишь потому, что ей отведена своя, особая роль.

Мы остановимся на некоторых наиболее важных женских образах Ветхого Завета, постараемся рассмотреть и опровергнуть распространённые мифы о второстепенности как самой ветхозаветной женщины, так и её роли в истории.

отношение к женщинам в ветхом завете. avraam 02. отношение к женщинам в ветхом завете фото. отношение к женщинам в ветхом завете-avraam 02. картинка отношение к женщинам в ветхом завете. картинка avraam 02.

Авраам, Сарра и Исаак

После грехопадения роль женщины изменилась: мужчина получил над нею власть, верховенство, которого не было ранее. Это, в частности, выражено в факте наречения Адамом имени своей жене. В древнееврейской традиции наречение имени всегда являлось актом власти, и если, ещё до появления Евы, Адам дал имена всем животным, жившим с ним в Эдеме, показывая тем самым свою власть над ними, то имя жене он дал только после грехопадения.

В другом проявлении этого закона предусматривалось, что если муж умрёт в браке бездетным, то его вдова не считалась вправе распоряжаться своим дальнейшим жизненным путём: за неё должен был выйти его брат, причём дети, которые родятся от этого брака, будут считаться детьми покойного брата. В случае смерти брата на вдове обязан был жениться его третий брат и т.д. Нарушителям этого закона устанавливались наказания.

Очень характерен случай, описанный в 38-й главе Бытия. Некто Фамарь вышла замуж за праправнука Авраама Ира. Он умер бездетным. Женившегося на ней брата Ира Онана постигла та же участь. После этого их отец Иуда, опасаясь смерти своего третьего сына, Шелы, отказался дать его в жёны Фамари. Тогда огорчённая Фамарь оделась блудницей, заманила в свои сети свёкра и забеременела от него. Когда беременность стала достоянием гласности, Фамарь была оправдана.

Читайте также по теме:

Самый прогрессивный закон Древнего мира

Во всех странах, окружавших древний Израиль, муж мог бросить жену в любое время, независимо от наличия каких бы то ни было проступков с ее стороны. Такое положение существовало и в Элладе, где, по словам Аристотеля, жена ценилась мужем чуть лучше, чем хорошая рабыня. Закон же Моисея прямо запрещает мужу так относиться к жене.

отношение к женщинам в ветхом завете. rahil. отношение к женщинам в ветхом завете фото. отношение к женщинам в ветхом завете-rahil. картинка отношение к женщинам в ветхом завете. картинка rahil.

«Рахиль» Гравюра. Гюстав Доре

Женщины наравне с мужчинами участвовали в еврейских религиозных праздниках (Второзаконие. 16:9-15). По закону они так же, как и мужчины, могли приносить жертвы Богу (Левит. 5:4; 6:3, 6; 12:5-8). Это значит, что женщина несла личную (а не опосредованную через мужа, отца или брата) ответственность перед Богом.

Причем закон Моисея разрешал женщине приносить жертву без участия мужа. Более того, в ряде случаев главу семьи даже не требовалось информировать о факте принесения жертвы.

Самое важное, что женщина могла напрямую обращаться к Богу в молитве. Так, например, бездетная Анна, не ставя в известность своего мужа Елкану, в молитве обратилась к Богу с просьбой дать ей сына (1-я книга Царств. 1:9-12). Бог исполнил прошение Анны: она родила будущего пророка Самуила.

Молитва Анны была по форме монологом: Бог лично не говорил с ней. В некоторых же книгах Ветхого Завета Бог напрямую общается с женщинами: например, с Евой после грехопадения (Бытие. 3:13), со служанкой Сарры Агарью (Бытие. 16:7-13), с матерью будущего богатыря Самсона (Книга Судей. 13:3-22).

Теперь сравним роль и место ветхозаветной женщины с традициями окружавших древний Израиль народов. Мы уже обращались к теме принесения женщиной религиозной жертвы. Женское жертвоприношение было неслыханной дерзостью для всех соседних с евреями народов, где этим занимались только мужчины. Да и многие другие примеры наглядно показывают, насколько сильно отличалось положение ветхозаветных женщин от всех остальных.

Да и сама любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине оспаривалась многими афинянами. Так, Аристотель считал высшим проявлением любви любовь гомосексуальную и писал в труде «Большая этика», что лишь она способна «удовлетворить самые возвышенные духовные стремления человека, тогда как любовь между мужчиной и женщиной. с какой стороны ни посмотри, является более низменной». Закон же Моисея, защищая традиционную форму брака, на этот счет суров и категоричен.

Одна из десяти заповедей гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. » (Исход. 20:12). Почитание матери предписывается равносильным почитанию отцу. И наоборот: неповиновение матери равносильно неповиновению отцу (Второзаконие. 21:18-21). Обычаи соседних евреям ближневосточных народов говорили о почитании лишь отца. Более того, достигший совершеннолетия сын уже должен был почитаться своей матерью.

Закон Моисея прочно защищает и пленных иноплеменных женщин. Мужчине категорически запрещалась всякая близость с ней, а брак разрешался лишь после специально продуманного обряда, длившегося месяц (Второзаконие. 21:10-14). В то же время среди подавляющего большинства других народов (да и не только того времени) пленная женщина считалась бесправной трофейной добычей, как любая неодушевленная вещь, и с ней можно было делать все, что угодно.

Итак, закон относился к ветхозаветной женщине с огромным уважением. Исключительное запрещение для женщин касалось лишь священства, причем наказанием за стремлением к священству была смертная казнь (Числа. 18:7). Но дискриминировало ли женщину это непреложное обстоятельство?

Мужское священство нисколько не являло собой отражение якобы бесправного положения женщин. Женщине запрещалось (и по сей день запрещается) быть священником потому, что Бог явил Себя в мужском, а не женском роде, а священник во время богослужения представляет собой Бога. Именно поэтому священниками всегда были и остаются мужчины. Для ветхозаветного человека это было настолько очевидным, что на протяжении всех книг Ветхого Завета мы не встречаем ни одного случая, когда женщина пыталась бы примерить на себя роль священника.

Закон Моисея, определивший роль и место женщины в обществе, был, безусловно, самым прогрессивным в Древнем мире. Широкие возможности, которые гарантировал закон ветхозаветной женщине, обусловили появление целой плеяды ярчайших женщин. На их примере могут многому научиться не только женщины, но и мужчины всех времен и народов.

Источник

Православная Жизнь

В литературе Древнего Востока вы не найдёте ни одной книги, полностью посвящённой женщинам, а в Ветхом Завете их целых три.

Женщины-творцы поэм и гимнов, правительницы, воительницы и судьи — и всё это в эпоху, когда жёны обычно перечислялись среди имущества их мужей, где-то между рабами и верблюдами. Какими же они были — женщины Ветхого Завета, и ради чего священная история запечатлела их имена?

Последнее чудо творения

Если всех остальных существ Бог сразу творит по паре, то Еву Он создаёт лишь после того, как Адам познал, что ему не хорошо быть одному. Женщина не может похвастать ни первенством создания — она стала самым последним сотворённым существом, — ни особой ролью в управлении созданным миром: заповедь «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» Господь даёт обоим — и мужчине, и женщине.

Хуже или лучше быть сотворённым из части (дословно «стороны») другого человека, а не из персти земной — вопрос спорный и смотря как посмотреть. То же касается и очерёдности создания: с одной стороны, ты последний, с другой — венец всего творения и его властелин. И всё же далее мы видим, что в первую очередь Бог обращается к Адаму, и лишь потом — к Еве.

Стоит ли винить Еву?

Ситуация с почти абсолютным равенством меняется после грехопадения. В нём тоже практически равным образом участвуют мужчина и женщина.

Святитель Филарет (Дроздов) пишет: «Различие между грехом мужа и грехом жены полагать можно то, что жена первая открыла свое сердце неизвестному искусителю, а муж поступил против непосредственного повеления Божия. В сем разуме Апостол одной жене приписывает прельщение (1 Тим. 2:14) и одному мужу грех, преступление, ослушание (Рим. 5:12, 14, 19)».

Сегодня мужчины любят обвинять Еву и заодно с нею всех женщин в грехопадении настолько часто, что мы ожидали встретить множество подобных высказываний у святых отцов. Это удивит, но никто из святых толкователей Библии не обвиняет во всём Еву. Напротив, они говорят о равной вине обоих — мужчины и женщины, — а некоторые даже пытаются оправдать Еву как более слабое существо.

Женщины, рабы и верблюды

Однако женщины коснулось больше следствий грехопадения. По сути, сказанное Богом Адаму равным образом относится ко всем людям, но сказанное Еве — только к женщине как обладающей способностью вынашивать и рождать детей:

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3:16-19).

Подчеркнём, по мнению святых отцов, это именно следствия, а ни в коем случае не наказание за грех. С этого момента женщина оказывается в подчинении у мужчины. Лишь с приходом Спасителя это неправильное и греховное положение вещей стало изменяться: христиане с самых времён апостольских отпускали на волю рабов, а мужья уважительно и с почтением относились к своим жёнам.

Во времена же ветхозаветных патриархов женщины, как правило, перечислялись в списке имущества своих мужей, после рабов и верблюдов, а мужчины считали вправе брать себе столько жён, сколько могли прокормить. Взгляните на те же библейские родословные. Ни одна жена царя Соломона, за исключением матери будущего царя Ровоама — Наамы — не называется по имени (имя Суламифи в Песни Песней — собирательное и дословно значит «та, что принадлежит Соломону»). Если вам сейчас кажется ненормальной фраза «Авраам родил Исаака» и почти полное отсутствие в библейских родословных женщин, то это только благодаря приходу Христа. Христианство действительно многое изменило в этом мире, в том числе и положение женщины. И всё же нередко женщины в ветхозаветной истории играли особую роль.

Во всём виноваты женщины?

Женщины в Ветхом Завете зачастую упоминаются в связи с неприглядными, а порой и трагическими событиями. Если посмотреть на излагаемые подробно в Священном Писании истории, связанные с женщинами, то впечатление останется не очень хорошим. Сарра засмеялась, не поверив в то, что у неё на старости лет будет ребёнок, и Сам Бог упрекнул её в этом (Быт. 18:1-15). Агарь поссорилась со своей госпожой Саррой и ушла вместе с грудным ребёнком в пустыню (Быт. 21 гл.). Жена Лота упоминается один-единственный раз: когда ослушалась веления Ангела и оглянулась на горящий город, превратившись в соляной столб (Быт. 19:25). Дочери Лота, думая, что они последние спасшиеся люди на земле, совершили грех кровосмешения — переспали со своим отцом (в той же главе).

Все эти истории приводятся ради назидания, а иногда, если присмотреться, поступки «провинившихся» женщин служат высшей цели. Так, смех Сарры ещё более возвеличивает чудо Божие как совершенно невозможное, но совершившееся. Поступок Агари приводит к появлению нового народа, живущего в пустыне — измаильтян, предков арабов. И даже Рахиль, которая украла из дома своего отца идолов домашнего очага терафимов, оправдывается — ведь в те времена такие божки были документами на дом, а её отец ничего не дал ей в приданное (Быт. 31:19).

Женщины Библии невольно вершат судьбы народов. Из-за любопытства дочери Лии — Дины, принявшей участие в языческих обрядах, — было вырезано целое племя (Быт. 34). Невестка Иуды Фамарь обманом забеременела от своего зятя и таким образом род Иуды — родоначальника царского колена израильтян — был продолжен (Быт. 38 гл.). Иосиф пострадал и был брошен в темницу из-за коварства замужней египтянки, пытавшейся его соблазнить (Быт. 39 гл.), но благодаря этому попал на службу к фараону, спас свой народ — израильтян — от голода и помог им оказаться в Египте, где они потом попали в плен.

В книге Чисел сестра Моисея Мариам, духовная песнь которой приводится к книге Исход (15:21), соперничает с братом за первенство в пророческом служении, а заодно поднимает вопрос, почему женщины не могут быть священниками. Бог на её вопрос отвечает тем, что за гордость наказывает её проказой (12 гл.). Женщина Раав, спасшая израильских соглядатаев от смерти, была блудницей, но благодаря своему отважному поступку, смирению и покаянию не только выжила, но и стала одной из прапрапрабабушек Спасителя (Нав. 2 гл.).

Праведность без имён

При этом очень многие добрые и смиренные женщины Ветхого Завета, прославленные Новозаветной Церковью в лике святых, упоминаются лишь вскользь. Праведная сонамитянка, которая помогла пророку Елисею, сарептская вдовица, из своих скудных запасов накормившая пророка Илию во время голода, маленькая девочка, спасшая своими словами сирийского военачальника Неемана (3 Цар. 19:1-5), вовсе не называются по имени.

В Евангелиях мы не найдём каких-либо слов святых жён-мироносиц или подробностей о них, кроме тех исключительных, сказанных в момент Воскресения. Даже об удивительно кроткой и смиренной жизни Пресвятой Богородицы и чудесах, связанных с Её Успением, мы узнаём лишь из церковного Предания.

Значит ли это, что добропорядочность и кротость женщины в те времена считалась чем-то само собой разумеющимся, вполне обыденным и потому не заслуживающим того, чтобы об этом долго и подробно писать? Очень может быть.

Царицы и воительницы

В Ветхом Завете есть целых три книги, написанные о женщинах и названные их именами. Это Руфь, Иудифь и Есфирь. Помимо этого в других его книгах приводятся духовные псалмы и молитвы, созданные женщинами. Уже упомянутая песнь Мариами при переходе Красного моря, песнь Анны — матери пророка Самуила (1 Цар. 2:1-10), победная песнь пророчицы и судьи Деворы, написанная совместно с судьёй Вараком (полностью 5 глава книги Судей)… Могут ли произведения других народов того же самого времени похвастать женщинами-писателями или священными книгами, написанными в память об их делах? Разве что какие-нибудь указы цариц, записанные их придворными писцами-мужчинами и всенепременно одобренные царём.

Женщины-пророчицы, судьи, правительницы… Немногие народы в ту пору хранили память о женщинах, ещё меньше народов давало своим женщинам право быть судьёй над ними.

Книга Иудифь рассказывает о героическом подвиге простой жительницы израильского городка Ветилуи, во время его осады ассирийцами прокравшейся во вражеский лагерь и отрубившей голову военачальнику.

Книга Есфири повествует о пленённой вавилонянами девушке, которая благодаря своей кротости и красоте привлекла внимание царя Артаксеркса и стала его супругой вместо строптивой царицы Астинь, а благодаря дару убеждения смогла предотвратить уничтожение всех пленных евреев.

Продолжательницы истории

На фоне всех остальных ветхозаветных рассказов о женщинах выделяется книга Руфь. В ней не происходит никаких трагедий, не вершатся героические подвиги и не возносятся к Небу прекрасные хвалебные гимны. Это книга об истории знакомства и женитьбы двух людей: Вооза и Руфи.

В отличие от удивительных историй любви, в более позднее время воспетых в книгах и фильмах, их история вполне обыденна для того времени: в книге Руфь просто описывается ритуал, существовавший для желавших заключить брак. В те далёкие времена (эпоха Судей израилевых) брак был неразрывно связан с экономическими отношениями, вопросами владения землёй и другими сугубо материальными моментами. Скажем честно: читать книгу Руфь довольно скучно. Особенно если вы ожидаете найти на её страницах любовную коллизию и неожиданный финал.

Причина, по которой книга Руфь была создана, — её герои были предками царя Давида и о них была известна вот такая история. Причина, по которой эта книга вошла в канон Ветхого Завета — праведность Руфи, за которую она причислена к лику святых, а для христиан — ещё и тот факт, что как прабабушка царя Давида Руфь стала предком Христа по плоти, а её имя включено в евангельскую родословную.

Хотели бы вы прочесть на страницах Библии множество историй, подобных Руфи, где героини бы просто жили и выходили замуж, а не замышляли хитростей и не отрубали головы? Пожалуй, вот и ответ, почему о праведных женщинах Ветхий Завет упоминает так мало. Жизнь библейских жён, полностью послушных мужьям и обычаям своего времени, не берущих в руки меч и десятилетиями не покидающих свой дом, абсолютно ничем не примечательна для истории. Но именно благодаря им человеческая история продолжается сегодня, а благодаря смирению самых лучших представительниц слабого пола смогла совершиться история нашего спасения.

Источник

Ветхозаветные женщины и насилие: от безгласных жертв до символов борьбы

Образ женщины в Ветхом Завете меняется от безгласных дочерей Лота и Иеффая, которых можно принести в жертву или отдать на растерзание толпе, — до активных деятельниц вроде Юдифи, победившей ассирийского полководца. Историк Даня Плешак — о насилии над женщинами в Ветхом Завете и о том, как оно связано с убийствами кошек в средневековой Франции.

Мужчина вернулся с войны и живьем сжег свою дочь. Это не сюжет чернушного фильма о ветеранах чеченской войны, а история библейского патриарха Иеффая. Во время войны против народа аммонитян израильский полководец Иеффай попросил у Бога победы. Взамен он обещал принести ему в жертву первое живое существо, которое встретит у своего дома. Битва прошла успешно, но у ворот Иеффай встретил не барашка или горлицу, а собственную дочь. Данный Богу обет не мог быть нарушен, и, дав дочери две недели, чтобы «оплакать девичество», Иеффай принес ее в жертву.

Эта история описана в Книге Судей, которая входит в состав того, что иудеи называют Танахом, а христиане — Ветхим Заветом. В Ветхом Завете много жесткости и мизогинии. Этот текст является частью древневосточной традиции, в которой цари хвастались количеством убитых пленников, а у рабов не было никаких прав. Тем не менее Ветхий Завет лег в основу двух мировых религий, а его нормы были переосмыслены в последующие тысячелетия. Сейчас вряд ли хотя бы один раввин или христианский священник считает, что Иеффай является образцом для подражания или что подозреваемых в неверности женщин нужно забивать камнями.

Еще одним примером ветхозаветного обычая, который давно вышел из употребления, является левиратный брак. Так называется правило, по которому овдовевшая женщина обязана выйти за одного из братьев покойного мужа, а в случае смерти нового супруга — за следующего из братьев.

Например, именно в силу левиратного брака библейская Фамарь после смерти супруга Ира выходит замуж за Онана. Онан не желает заводить от нее детей и использует прерванный половой акт, чтобы избежать зачатия. В XVIII веке эту сексуальную практику назвали в его честь онанизмом, хотя позже этот термин стал означать мастурбацию. Собственно, стремление Онана избежать зачатия «гневает Господа», который убивает его, и Фамарь теперь должна выйти замуж за его малолетнего брата Шелу. Однако этого не происходит, и Фамарь обманом склоняет к сексу своего свекра Иуду и рожает от него детей. Эта история демонстрирует, что женщина воспринимается ветхозаветным законом как общая семейная собственность, которая передается от одного члена семьи к другому, и что свобода выбора мужа не берется в расчет.

отношение к женщинам в ветхом завете. Vethii zavet 1 Docheri Lota. отношение к женщинам в ветхом завете фото. отношение к женщинам в ветхом завете-Vethii zavet 1 Docheri Lota. картинка отношение к женщинам в ветхом завете. картинка Vethii zavet 1 Docheri Lota.

Убив кошку хозяйки, они в глазах соседей объявили хозяйскую чету союзом рогоносца и потаскухи. И тем самым отомстили хозяевам за годы унижения и бесправия, которые обычно сопровождали статус подмастерья.

Животное же в данном случае выступало в качестве медиума, при помощи которого доносилось это сообщение.

Ученик Илии Елисей объявляет новым царем Израиля полководца Ииуя, тот захватывает столицу Израиля Самарию и выкидывает Иезавель из окна. Несколько дней после дефенестрации никто не решается дотронуться до ее тела, и его почти полностью съедают собаки.

Тем не менее некоторые библейские женщины стали образцами отваги и смелости благодаря тому, что боролись с врагами иудейской веры. Самым ранним примером является пророчица Дебора, которая поднимала евреев на борьбу в защиту племени еще до образования царства Израиль. Согласно некоторым исследователям, приведенная в Книге Судей песня Деборы является самым древним образцом еврейской литературы и была создана раньше других частей Библии.

Если обратиться к более поздним частям Ветхого Завета, то Эсфирь может служить примером женщины, которая использовала свое подчиненное положение в патриархальном социуме, чтобы активно участвовать в политике. Согласно одноименной библейской книге, Эсфирь была девушкой из еврейской диаспоры Персии, которая возникла в результате вавилонского пленения. Персидский царь Артаксеркс выбрал ее на смотринах невест, в результате чего она стала царицей. Сюжет книги несколько напоминает патриархальную сказку: девушка из простой и понятной читателю среды благодаря своей красоте добивается самого высокого для женщины статуса и становится супругой властителя огромной империи. Однако затем Эсфирь узнает, что ее соплеменникам угрожает физическое истребление от рук их политических противников, и история принимает драматический оборот. Главная героиня убеждает мужа принять сторону евреев и защитить их на государственном уровне. Получив карт-бланш, евреи начинают уничтожать своих противников по всей стране. Такой кровавый исход вызывал дискомфорт у средневековых иудейских комментаторов, которые пытались снизить градус жестокости и представить действия героев книги как акт самообороны.

В своей истории Эсфирь превращается в политического актора, но это становится возможным лишь благодаря ее близости к правителю империи, полученной через брак.

Ее подчиненное по отношению к мужу положение становится источником ее силы. Тем самым автор текста закрепляет патриархальные отношения и показывает, что хорошая жена может добиться многого, если найдет должный подход к мужу.

отношение к женщинам в ветхом завете. Vethii zavet 2 YUdif. отношение к женщинам в ветхом завете фото. отношение к женщинам в ветхом завете-Vethii zavet 2 YUdif. картинка отношение к женщинам в ветхом завете. картинка Vethii zavet 2 YUdif.

Самым эмансипированным женским персонажем в Ветхом Завете является Юдифь. Этот текст сильно отличается от описанных выше, поскольку был создан уже после завоевания Александром Македонским Ближнего Востока, когда в еврейской среде стали появляться произведения на греческом языке. Поздняя дата создания книги и ее язык могли стать причиной, по которой она не считается иудеям частью Танаха и входит только в православный и католический канон. В центре сюжета Книги Юдифи находится поход ассирийского полководца Олоферна против иудейского царства. С большим трудом ему удается захватить Иудею и осадить город Ветилую. Всё его население кается и готовится к мучительной смерти. Но тут в городе объявляется молодая и красивая вдова по имени Юдифь. Она объявляет, что готова пойти и отдать себя Олоферну, дабы умилостивить его. Весь город участвует в украшении Юдифи. Однако, оказавшись в шатре Олоферна, она отсекает ему голову его же мечом и приносит в родной город на блюде. Смелость Юдифи и ее пренебрежение гендерными ролями восхищали многих художников, положивших этот сюжет в основу своих картин. Но они же вызывали неприятие среди сторонников жестко закрепленных гендерных норм. Например, в XIX немецкий драматург Кристиан Хеббель представил в одноименной пьесе сильно измененную историю Юдифи, так как стремился сделать ее поведение «более подобающим для женщины».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *