отдых в монастыре подмосковье
Действующие подмосковные монастыри с чудотворными иконами
Подмосковье богато архитектурными памятниками, в том числе на одной из основных площадок расположены монастыри и храмы. Здесь много святых обителей. До 1990 года большинство из них было закрыто. Но теперь у православных людей появилась возможность не только молиться в храмах, но и узнавать их историю, совершать паломничества в монастыри Подмосковья.
Эти религиозные центры, которые в прошлые века служили постами в Москве, сегодня остаются важными духовными и культурными центрами России. Среди них — монастыри Подмосковья с чудотворными иконами, дарящими исцеление и умиротворение страждущим.
Монастыри в Коломне
Этот город Подмосковья, который во все времена был религиозным центром Московского княжества, чрезвычайно богат церковной архитектурой. В Подмосковье есть монастыри с чудотворными иконами, церкви и храмы, свидетельствующие о судьбе города.
Самый старый из них — Бобренев монастырь, который был создан по указу Дмитрия Донского после Куликской битвы. В нем хранится чудесная икона Феодока Феодора.
Монастырь был построен в конце 14 века. Согласно легенде, это имя связано с именем Дмитрия Боброка-Волынского, который был одним из командиров Дмитрия Донского. Перед Куликовской битвой, объезжая поле битвы, они вместе поклялись построить здесь монастырь в случае победы, которая будет достигнута.
Он мужественно переносил все попытки: правление Ивана Грозного и Бориса Годунова, а также Клопота, реформа Екатерины II, вновь и вновь возрождается на одном и том же месте.
В конце девятнадцатого века монастырь представлял собой красивую внешнюю роспись. Внутри была конюшня, баня, сараи и погреб.
Согласно легенде, список с картиной Теодора был прибит к стене монастыря в период утечки, примерно в 1908 году. Смута, произошедшая в те годы в России, не дошла до святой земли.
Но в 1917 и 1918 годах отголоски событий дошли до монастыря. Он был закрыт в 1920-х годах, но церкви продолжали действовать еще некоторое время. Позже здесь были квартиры для рабочих, хранились минеральные удобрения и даже гараж, где ехал трактор.
Лишь в 1991 году монастырь начали восстанавливать. Федоров особенно ценил здесь икону Божией Матери. Это обычный недавно созданный значок. Однако у него непростая история. Одной москвичке приснилось во сне, что она получила икону Феодора для Беревенского монастыря. Несмотря на то, что она не знала ни иконы, ни монастыря, она сделала надпись.
Вскоре прихожане стали замечать, что в молитве перед иконой семья стала крепнуть, бесплодные женщины забеременели, человеческие печали утешились.
Троице-Сергиева Лавра
Основные монастыри Подмосковья связаны с именем одного из самых почитаемых русских святых — Сергия Радонежского. Он непосредственно основал Троице-Сергиеву Лавру в 1337 году. Изначально это был небольшой деревянный городок, веками он рос и развивался, а сегодня превратился в уникальный памятник. Долгое время это было защитное сооружение, так как крепость была преобразована при Иване Грозном.
Андрей Рублев создал здесь самую известную русскую икону — «Троица».
Здесь Дмитрий Донской благословил Куликовскую битву, крестил Ивана Грозного, защищал будущего Петра Первого из ружья.
Новый Иерусалим
Новый Иерусалимский монастырь в Подмосковье расположен на реке Истра. Патриарх Никон признал Воскресенский собор иконой Святой Земли в 1656 году. Он поставил задачу скопировать храм Воскресения Господня и воссоздать Святую Землю. Идея удалась. Здесь есть Гроба Господня, Голгофа, Елеонская гора и река Иордан. Многие паломники приезжали сюда в 19 и начале 20 веков. Однако в 1919 году монастырь закрыли, а в 1945 году практически полностью разрушили. Однако с 1950-х годов началась реконструкция, которая продолжается и по сей день, приближая его к первозданному виду.
И теперь паломники приезжают в Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье, чтобы свидетельствовать о своей вере.
Основание Колоцкого женского монастыря
Монастырь находится в Мошеском районе Московской области. Многие монастыри в западных пригородах известны своими святынями и историей. Основание Колоцкого монастыря — одно из них. Он был построен в 15 веке Андреем Дмитриевичем Могайским в честь явления чудотворной иконы Божией Матери на реке Колоча и имеет богатую историю. Здесь произошла польско-литовская разруха в 17 веке, битва 1812 года, погромы и поджоги во Франции.
Сюда приехали многие известные люди: императоры Александр I и Александр II, митрополит Платон из Москвы, фельдмаршал Кутузов и многие другие.
Монастырь здесь построен благодаря Колоцкой. икона Божией Матери. Это первая подмосковная чудотворная икона. Тогда некий Лука получил знамение этого чуда. И он стал ходить с ней и лечить людей сначала по селам и по Можайску, а потом добрался до Москвы, где его встретили с той же торжественностью, что и раньше, когда они встретили Владимирскую икону Божией Матери.
Монастырь процветал, но временами страдал от литовских руин, он стал плацдармом русских солдат перед Бородинским сражением, где находился Кутузов, а Наполеон жил здесь после своего поражения в битве. Там был французский госпиталь, и когда французы отступили, они разграбили монастырь.
После революции 1917 года его упразднили и перевели в школу-интернат для глухих детей.
Как и другие монастыри и храмы Подмосковья, Колоцкое Успение начало возрождаться после 1990 года. Бородинский военно-исторический музей приступил к ремонту храма, а в 1997 году монастырь вновь открыли.
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь (мужской, переоформленный женский)
Он был основан Владимиром Владимиром в конце 15 века на Белых песках, что было важным местом на южной границе государства. Большую поддержку преподобный получил от Ивана Третьего и Василия III, так как последний был заинтересован в укреплении этой границы.
Во второй половине 16 века почти все монастырские постройки были вырезаны из камня.
В смутные времена монастырь был разрушен, и при Петре Первом Сергию приписали Троицкий монастырь, а затем вернули в состояние владения коломенских епископов. Он стал независимым в 19 веке.
По свидетельствам очевидцев, в 1918 году всех монахов вывели за пределы монастыря и расстреляли.
В советское время здесь был приют для рабочих и заключенных, во время войны — караул генерала Белова, а после войны — склады.
Реставрация началась в конце 1980-х годов. В 1993 году монашеская жизнь возобновилась.
В церкви Тихвинского монастыря хранится чудесная икона «Успокой мои печали». Он помогает страждущим, нуждающимся и больным. В 17 веке икона исцелила очень больную женщину. Ей приснилось видение, в котором говорилось, что из церкви св. Николая, и она молится ей об исцелении. Картина исцеляла больных, и с тех пор икона чествуется за чудо.
Высоцкий монастырь
Он был основан в 1374 году Владимиром Храбрым, благословленным преподобным Сергием Радонежским. Монастырь расположен на холме у слияния рек Нара и Ока, которые издавна называются Высокими. Отсюда религиозная община получила свое название и была построена в честь победы над Куликовым полем над татарами.
Серпухов был оборонительной границей Московского государства на юге, поэтому здесь часто возникали тревоги. Помимо нападений чужеземцев и разбойников, монастырь процветал. А в начале 20 века он стал одним из самых комфортабельных на всей территории России.
В советское время здесь был полк латышских стрелков, потом тюрьма, а после войны квартиры и склады. В 1991 году монастырь начал возрождаться.
Это место наиболее известно чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Многие годы сюда приходили страдания, чтобы излечиться от пьянства и наркомании.
Традиция этой иконы следующая. Однажды пьяному крестьянину, дошедшему до нищенского состояния, приснился сон, в котором старик заставил его молиться перед Неупиваемой Чашей. Крестьянин не послушал, потому что у него не было ни денег, ни здоровья, чтобы добраться до храма, где была икона, но старик приходил к нему во сне, пока он не ушел. Сначала, передвигаясь на четвереньках, он провел ночь с набожной женщиной, которая терла ему ноги. После этого он смог продолжать стоять на ногах. Но, дойдя до монастыря, он ввел всех в заблуждение, так как они не знали об этой иконе. Однако потом они выяснили, что упомянутая картина висит в проходе, и даже не заметили этого. С тех пор сюда стали приходить пристрастившиеся к наркомании и пьянству, чтобы молиться перед иконой в надежде на исцеление.
Монастырь Юзефа Волотского
Монастырь был основан в 15 веке Иосифом Волоцким, именем которого было названо его имя. В 16 веке монастырь играл очень важную роль не только в церковном, но и в государственном строительстве. Благодаря усилиям ее основателя он прославился своей благотворительной деятельностью. Независимо от периода, он всегда оставался верным заповедям Иосифа Волоцкого — нести духовное просвещение, а не закрывать.
Этот священник организовал приют, в котором проживало почти 50 детей. Когда в Дмитрове был голод, монастырь ежедневно кормили пять голодающих.
Любовь привлекала все больше крестьян в религиозные земли. Следовательно, соседям по незнанию пришлось улучшить свои условия, иначе они ушли бы в монастырь.
Сегодня в храме хранятся мощи и цепи св. Преподобный Юзеф Волотский.
Саввино-Сторожевский монастырь
Этот монастырь расположен на окраине Звенигорода, у истока Москвы-реки. Сюда любили приезжать Иван Грозный и его сын. В нем хранятся мощи основателя монастыря — св. Савва, который был одним из учеников Сергия Радонежского.
Здесь находится крепость, защищавшая Московское княжество и резиденция царей, а также их убежище во время беспорядков. При царе Алексее Михайловиче монастырь был превращен в Лавру и приравнен к Сергиевой Троицкой скамье. В 1918 году его закрыли и начали восстанавливать только с 1995 года. И он продолжается сегодня, как и другие монастыри Подмосковья.
Борисоглебский монастырь
Этот храм, расположенный в городе Дмитров, по праву можно назвать одной из жемчужин Подмосковья. Ведь монастырь до сих пор почти не изменился.
Ориентировочная дата его основания — вторая половина пятнадцатого века. По одной из версий, это сделал Юрий Долгорукий.
Многие монастыри Москвы и Подмосковья пережили непростой период. Это коснулось и Дмитровского монастыря. Особенно тяжело было после революции, когда его закрыли. Их начали восстанавливать только с 1993 года.
Главный храм здесь — Борисоглебский собор, где покоятся мощи святых. Многие также посещают церковь Св. Николая и часовня Пятидесятницы.
Пустыня Вознесения Давида
Подмосковные монастыри известны еще одной потрясающе красивой обителью. Давид Серпуховский в преклонном возрасте решил основать здесь монастырь. Многие русские короли внесли свой вклад в его развитие. Монастырь, как и другие монастыри Подмосковья, переживал разные периоды времени — руины и расцвет.
В смутные годы разоренные пустыни приписывали Воскресенскому монастырю, а затем — Чудотворному. Только в конце 18 века началось накопление богатства и возобновление строительства. В начале ХХ века здесь был построен Спасский собор.
Пустыни посещали многие выдающиеся церковные и мирские иерархи. В 1937 году его закрыли, а монахов изгнали. Настоятель поселился с ближайшей набожной женщиной, но вскоре был убит неизвестными преступниками, которые забрали его тело, чтобы скрыть улики.
В 1992 году жители села Новой Жизни образовали православную общину и поставили кафедру Всемилостивого Спасителя. В 1995 году здесь возобновилась монашеская жизнь, а в 1997 году мощи св. Дэвид.
Сейчас он входит в действующие монастыри Подмосковья, и там более ста пятидесяти частиц мощей святых.
В селе Талеж, очень известном своим целебным источником, есть монастырский двор, в котором есть баня, храм и колокольня.
Николо-Угрешский мужской монастырь
История этого монастыря началась в 1380 году, когда он был основан князем Дмитрием Донским. Он был иконой св. Николая Чудотворца, когда он со своим войском остановился на отдых по дороге в Куликово.
На протяжении своей истории монастырь пережил период расцвета и упадка, который иногда казался концом. Но его снова и снова реставрировали, и сегодня он открыт для посетителей.
Русская Православная Церковь вновь получила его в конце девяностых годов прошлого века, когда находилась в плачевном состоянии. Однако теперь была восстановлена прежняя слава.
Самым крупным и важным сооружением монастыря является Преображенский собор. Он отлично смотрится с соседним ул. Николай. Также здесь находится часовня св. Николая Чудотворца, напротив которого находится собор Св. Николай. С другой стороны — церковь Успения Пресвятой Богородицы и здание Государственно-Патриаршей палаты. А с севера — небольшая церковь апостола Матфея и Параскевы Пятницы. Кроме того, в монастыре есть больница.
Фрагмент северной стены, известной как Иерусалимская стена или Палестина, сохранился до наших дней. Он был построен в 1866 году.
Особую красоту завершает монастырский пруд, на берегу которого стоит церковь Петра и Павла, а рядом с ней находится часовня, из которой вытекает источник.
Монастырь Святого Креста в Иерусалиме
Другое дело — съезды в Подмосковье. Так, в Домодедовском районе, в селе Старый Ям, в 1837 году был построен монастырь. А в 1856 году по ее благословению чудотворный образ Иерусалимской Богоматери преподнес митрополит Московский Филарет. Молитвенный дом быстро разрастался и стал женской общиной Флоро-Лавры.
В 1870 году помещик Головин передал имущество общине в селе Лукин, где находилась каменная церковь во имя Креста Господня, куда переехала вся община, которую стали называть Крестовоздвиженским.
В 1921 году монастырь закрыли, разграбили, а иконы и книги сожгли. Однако прихожанам удалось спасти несколько храмов. Среди них была чудотворная икона Иерусалимской Богоматери.
Легенда гласит, что чудотворная икона была написана апостолом и евангелистом Лукой через пятнадцать лет после Вознесения Господня. Она приехала на Русь в год Крещения Руси как подарок князю Владимиру от императоров Константинополя.
В советское время в монастыре были табачная фабрика и склады, а во время войны — госпиталь и приют.
Недалеко от села находилось имение Гореков, в которое любил приходить вождь пролетариата. Они создали заповедник «Горький Ленин».
Большинство подмосковных монастырей начали восстанавливать только в постсоветский период. Однако судьба этого монастыря начала перестраиваться раньше, начиная с 1960-х годов, на том основании, что Ленин сам видел этот объект. Монашеская жизнь возобновилась в девяностые годы.
Кто-то отдыхает в центре, а кто-то предпочитает проводить время в молитве. Ночевки в Подмосковье предоставляют такую возможность тем, кто страдает. В Крестовоздвиженском монастыре в Иерусалиме есть гостиница, в которой сотрудники могут проживать бесплатно.
Монастыри Подмосковья с проживанием привлекают все больше паломников, желающих посвятить время Богу, молиться и трудиться во славу Его.
Святыни Подмосковья
Приблизительное время чтения: 18 мин.
Сегодня в Московской области свыше полутора тысяч действующих храмов и 24 монастыря. Чтобы рассказать обо всех них, потребовалось бы несколько томов. Поэтому мы решили остановиться только на тех святынях Подмосковья, которые, с нашей точки зрения, обладают наибольшей исторической, культурной, духовной значимостью. Полагаем, в этих местах будет интересно побывать всем — и воцерковленным людям, и тем, кто только ищет свою дорогу к храму.
1. Успенский Колоцкий женский монастырь
Деревня Колоцкое, Можайский район
Летопись связывает основание монастыря с событиями 1413 года. Колоцкая обитель связана с двумя важными событиями. Первое — обретение чудотворной иконы Богородицы. Второе — пребывание штаб-квартиры Михаила Кутузова в стенах монастыря незадолго до Бородинской битвы.
В 1413 г. в в этих краях крестьянин Лука нашел на дереве икону Богородицы. Он принес икону домой, и от нее исцелился его больной родственник. Новость о чуде узнали все в округе. В Можайске навстречу иконе вышел с крестным ходом сам князь Андрей Дмитриевич. Вернувшись домой, Лука построил для иконы церковь, а для себя — богатые хоромы. Нанял слуг и стал проводить дни в разгульном веселье. Вскоре крестьянин тяжело заболел, недуг вразумил его — он покаялся и распродал все свое имущество. На вырученные деньги был построен монастырь рядом с тем самым местом, где явилась икона. Первым монахом обители стал Лука.
Успенский Колоцкий монастырь. Фото С. М. Прокудина- Горского, 1911 год
В советские годы монастырь закрыли, разрушили многие монастырские постройки. Некоторых монахов расстреляли. Верующие прятали Колоцкую икону Божией Матери на частной квартире. Потом след ее потерялся, сохранились только копии — сейчас одна из них в монастыре. Только в 1990-х годах монастырь возродили.
2. Спасо-Бородинский женский монастырь
Село Семеновское, Можайский район
Обитель была основана в 1830-х годах. Спасо-Бородинская обитель — живое напоминание о тяготах народа, отражавшего нападение «Великой армии» Наполеона.
Монастырь основала вдова генерал-майора А. А. Тучкова Маргарита Михайловна. Во время русско-шведской войны она сопровождала любимого мужа, жила в палатке, помогала раненым бойцам — была одной из первых российских сестер милосердия. Во время антинаполеоновских кампаний она также была с мужем.
Спасо-Бородинский монастырь. Фото Владимира Ештокина
После гибели супруга в Бородинском сражении Маргарита Михайловна искала его тело среди десятков тысяч трупов, но найти не смогла. А. А. Тучков был сражен близ Семеновских высот. Маргарита Михайловна решила поставить на этом месте храм. Она продала драгоценности и выкупила несколько десятин земли на поле битвы. Здесь в 1820 году был освещен построенный ее трудами Спасский храм. Главной его святыней стал образ Спаса Нерукотворного, полковая икона Ревельского полка.
Шесть лет спустя умер сын Маргариты Михайловны Николай. Она навсегда поселилась в сторожке близ Спасского храма. Вокруг нее за несколько лет образовалась небольшая община вдов и сирот. В 1836 году святитель Филарет Московский благословил безутешную вдову на принятие иночества. А в 1837—1838 годах ее община была преобразована в монастырь. Инокиня Мария, бывшая генеральша, стала его игуменией.
3. Черниговский мужской скит Сергиева Посада
Город Сергиев Посад, улица Гефсиманские пруды, дом 1
Основан в 1840-х годах. На кладбище Черниговского скита похоронены великие русские писатели и философы — К. Н. Леонтьев (инок Климент) и В. В. Розанов. Судьба скита связана с именами двух больших святых. Святитель Филарет Московский немало способствовал его учреждению. Святой блаженный схимник Филипп стоял у истоков его основания.
Черниговский мужской скит Сергиева Посада. Фото APL
Черниговский скит — подворье Троице-Сергиевой Лавры — стоит на берегу пруда в трех километрах от монастыря. Скит вырос из серии келий-пещерок. Первым сюда, в Исаковскую рощу, переселился московский юродивый Филиппушка. Одно время он жил при Лавре, а в 1847 году ему разрешили «выкопать погребок» наподобие тех, что копали себе насельники Киево-Печерской Лавры. Так Филиппушка основал Черниговский скит. Его примеру последовали другие монахи — пещеры копали еще в течение пяти лет. Простота и строгость были заповеданы основателями скита. Облачениям, украшению церкви, самой обстановке скита надлежало подражать «нищете» великих святых — преподобных Сергия и Никона Радонежских. Пещерки и скитский святой источник открыты для посещения.
4. Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь
Город Коломна, улица Голутвинская, дом 11.
Обитель возникла в 1370-х — 1380-х годах.
Богоявленский монастырь стоит на окраине Коломны, на месте слияния Оки и Москвы. По одной из версий монастырь этот обетный: как считают некоторые исследователи, его основал святой благоверный князь Дмитрий Донской после Куликовской битвы.
Великий святой пешком пришел в Коломну и подарил будущей обители икону Богоявления из своей домашней церкви, в серебряном окладе, а также ризы и аналойный крест.
Есть легенда, что именно Сергий Радонежский заложил первый камень в основание Богоявленского собора. Сегодня от того, первого, здания, сохранилось немногое — фундамент и цокольная часть. Они находятся в подклете второго Богоявленского собора, построенного над ними в XVII веке. Эти древние реликвии называют «камушками Преподобного».
Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. Фото конца XIX века.
В честь подворья Старо-Голутвина монастыря в Москве назвали Голутвинскую слободу и Голутвинские переулки.
В 1799 году жизнь обители прервалась: монахов отсюда перевели в здания Коломенского архиерейского дома, где возникла Ново-Голутвина обитель. Однако вскоре монастырь возродился: сюда отправили иноков из другой древней обители — Богородице-Рождественского Бобренёва монастыря.
В советское время монастырь закрывался, здания его пострадали, иноки оказались изгнанниками. Но начало 1990-х стало временем возрождения монастыря. С 1996 года здесь же находится и Коломенская духовная семинария. Десятью годами позже сюда перенесли святые мощи священноисповедника святителя Феодосия (Ганицкого).
5. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь
Город Ступино, улица Белопесоцкая
Обитель основана во второй половине XV века. вято-Троицкая Белопесоцкая обитель — одна из старейших на земле Московской Руси.
Монастырь основан иноком Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря Владимиром в месте, именуемом с древних времен Белые Пески, на левом берегу Оки, напротив города Каширы. Неподалеку от этого места в древности процветал город Кремична. Впервые монастырь упоминается в документах в конце 1490-х годов.
Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Гравюра второй половины XIX в.
В Белопесоцкой обители хранился чудотворный список с иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Существовала традиция носить этот образ по окрестным деревням. В 1871 году Богородица спасла от холеры село Малино. После падения советской власти икону долгое время не отдавали, но в 2012 году она все же вернулась в обитель.
6. Можайский Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов мужской монастырь
Город Можайск, улица Сергея Герасимова, дом 1.
Обитель возникла в 1370-х — 1380-х годах.
Своим появлением Лужецкий Ферапонтов монастырь обязан двум людям — преподобному Ферапонту Можайскому и можайскому удельному князю Андрею Дмитриевичу. Обитель стоит на правом берегу реки Москвы; это место в древности называли Лужками, отсюда название монастыря — Лужецкий.
Рождеству Пресвятой Богородицы обитель посвятил преподобный Ферапонт, основатель Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря близ Белозерска, а также сооснователь Кирилло-Белозерской обители. Он же стал первым игуменом Лужецкого монастыря. Святой прожил почти до ста лет, похоронили его у стен монастырского собора.
Можайский Лужецкий Рождества Богородицы. Ферапонтов мужской монастырь. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1911
Спустя век, в 1547 году, настоятеля причислили к лику святых, а над его могилой построили храм. Сегодня от храма Ферапонта Можайского остался лишь фундамент. Сложен он из белокаменных надгробий со старинными вилообразными крестами.
Лужецкий монастырь славен не только отсветом деяний преподобного Ферапонта, но и блистательным архитектурным ансамблем. Здесь сохранились три храма XVI века, а также множество построек XVII и XVIII столетий.
7. Монастыри и церкви Коломенского кремля XVI-XIX века
Город Коломна, Кремль.
Первый раз город на пересечении трех рек — Оки, Москвы и Коломенки — упоминается в летописях в 1177 году. В XVI веке Коломна — один из главных оплотов русской обороны от набегов крымцев. Здесь возник могучий кремль, по некоторым параметрам превосходящий даже московский. Ныне от кремля уцелели семь башен и два прясла стен.
На Соборной площади стоят храмы и монастырские постройки. Например, собор Успения Пресвятой Богородицы, история которого уходит ко временам Дмитрия Донского. По соседству — Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. В храме Воскресения Словущего венчался святой благоверный князь Дмитрий Донской.
Монастыри и церкви Коломенского кремля XVI-XIX века. Фото Петра Шмелева
Неподалеку от площади, на улице Лажечникова, расположен Брусенский Успенский женский монастырь. От его ограды дошла до наших дней кирпичная стена с изящными башенками в стиле русской готики, одна из которых многие годы простояла покосившейся — горожане называли ее Пизанской. Обитель выросла вокруг шатровой церкви Успения Пресвятой Богородицы XVI-го века по приказу Ивана Грозного — в честь взятия Казани. Здесь хранилась древняя копия Казанской иконы Божией Матери, которую, по преданию, писали прямо с явленного образа.
8. Серпуховской Владычный женский монастырь
Город Серпухов, улица Октябрьская, дом 40.
Летопись относит учреждение обители к 1360 году. Основание монастыря связано с именем святого митрополита Московского Алексия. Его келейник, преподобный Варлаам, стал первым игуменом обители и вскоре поставил тут каменный храм.
Серпуховской Владычный женский монастырь. Фото Дмитрия Вильгоша
Именно в этом монастыре в 1878 году крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии явилась чудотворная икона Богородицы «Неупиваемая Чаша». Сейчас ее копия хранится в Серпуховском Высоцком мужском монастыре; перед ней верующие молятся об избавлении от греха пьянства. Судьба первого образа неизвестна, он потерялся из виду в 1920-х годах, после закрытия Владычного монастыря. Как говорят серпуховские старожилы, скорее всего, ее сожгли коммунисты на берегу реки Нары.
9. Серпуховской Высоцкий мужской монастырь
Город Серпухов, улица Калужская, дом 5/3
Обитель основана в 1370-х годах
Основателем монастыря стал знаменитый полководец, серпуховской князь Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый. Монастырь располагается на холме — отсюда и название.
Высоцкая обитель долгое время была главным духовным центром в узловом пункте обороны русского юга.
Серпуховской Высоцкий мужской монастырь
В XVIII веке тут действовало семь каменных церквей. Во второй половине XIX — начале XX веке, по отзывам современников, это одна из самых благоустроенный обителей империи.
В советское время монастырь пережил чудовищное разорение, но после исчезновения СССР возродился. Сейчас это один из самых значительных архитектурных памятников всего Подмосковья. Здесь находятся мощи преподобного Афанасия Серпуховского Младшего — второго игумена обители.
10. Николо-Угрешский мужской монастырь
Город Дзержинский, площадь Святителя Николая, дом 1.
Основание монастыря легенда возводит к 1380 году. Обитель основал Дмитрий Донской. По пути на Куликово поле войско остановилось на привал, и Бог явил князю икону Николая Чудотворца. Чудо воодушевило Дмитрия. В порыве благодарности Господу и св. Николаю он произнес: «Сия вся угреша сердце мое» («Это все согрело мне сердце»).
Николо-Угрешский мужской монастырь
Но никаких древних построек тут не осталось. В Синодальный период обитель влачила жалкое существование. Неожиданный взлет принесло ей игуменство прп. Пимена Угрешского. Он преобразовал быт монастыря. Во-первых, ввел в обычай большую строгость иноческой жизни. Во-вторых, он прославился как великий строитель, его даже ласково именовали «кирпичником». При нем появились гостиницы, больницы, новые храмы. Он правил обителью более четверти века. Она превратилась в один из величайших иноческих центров России. Тогда возвели Спасо-Преображенский собор, обнесли территорию кирпичной стеной с восемью воротами и шестнадцатью башнями. До наших дней сохранился интереснейший северный участок стены. Его называют Палестиной, или Иерусалимской стеной. На стене запечатлены образы Страстного цикла — иконографические сюжеты, посвященные последним дням земной жизни Христа. Мощи прп. Пимена пребывают сейчас в обители и пользуются большим почитанием.
В 1920 году обитель закрыли, разорили и разместили в ней колонию для беспризорников. А позже стали селить в корпуса простых горожан. В 1940-м был уничтожен уникальный Никольский собор XVI-XIX веков. В 1990-х годах началось долгое и трудное восстановление монастыря от большевистского варварства. Сейчас туда притекает множество паломников и еще того больше — туристов.
11. Саввино-Сторожевский мужской монастырь
Город Звенигород, Городок, дом 5
Обитель основана в 1390-х годах. Обитель стоит на берегу Москвы-реки. Основана преподобным Саввой Сторожевским. В самом конце XIV века князь Юрий Дмитриевич попросил своего духовника — отца Савву — основать монашескую общину. Так в местности под названием Сторожа появилась обитель. Очень скоро в ней появился первый каменный храм, дошедший до наших дней. Это одна из древнейших построек всего Подмосковья — Рождественский собор начала XV века. Паломники приезжают сюда, чтобы помолиться у мощей преподобного Саввы.
Саввино-Сторожевский мужской монастырь. Фото Bernadetta
Интересно, что колокол на гербе Звенигорода — уникальный 35-тонный большой благовестный колокол монастыря, разрушенный во время Великой Отечественной войны в 1941 году. Как говорили старые люди, в свое время его звон был слышен до самой столицы.
12. Покровский Хотьков женский монастырь
Город Хотьково, улица Кооперативная, дом 20.
Точное время основания неизвестно. Предположительно относят его к началу XIV века, но обитель может быть и древнее. Из ныне действующих монастырей Подмосковья этот — самый древний. Первый раз он упоминается в исторических источниках под 1308 годом.
По легенде, в монастыре приняли постриг родители преподобного Сергия Радонежского: ростовский боярин Кирилл и его жена Мария (в старину на Руси допускалось существование обителей где могли жить праведной жизнью как мужчины, так и женщины). В 1992 году Русская Православная Церковь причислила их к лику святых. Теперь паломники могут приложиться к гробнице святых Кирилла и Марии, которая находится в Покровском храме. Здесь же, вероятно, начинал монашествовать и брат преподобного Сергия — Стефан.
Покровский Хотьков женский монастырь. Фото APL
Эпоха расцвета наступила в XIX веке. Число инокинь умножилось чрезвычайно, появился величественный Покровский собор, а затем — громадный Никольский.
В Хотьков монастырь верующие часто заезжают по пути в Троице-Сергиеву Лавру. После почти семидесяти лет забвения обитель активно возрождается. Монахини построили сиротский приют, служат сестрами милосердия в местных детских больницах и доме престарелых.
Кроме того, это очень красивое место: монастырь расположен на холме, в обрамлении рощи.
13. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах
Поселок Дубровицы, Подольский район
Храм строился, а затем был освящен в 1693—1704 годах. Знаменская церковь в древней усадьбе Дубровицы стоит у слияния рек Пахры и Десны, на окраине города Подольска, в 40 км от Москвы.
Нигде в Подмосковье не найти здания, хоть немного похожего на это. Храм украшен множеством элементов: белокаменная резьба, статуи, барельефы и горельефы на евангельские сюжеты. Интересно, что надписи в храме изначально были на латыни, и лишь в XIX веке их заменили на кириллические.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах
Сохранился деревянный иконостас с резным орнаментом. В плане церковное здание представляет собой равноконечный крест с закругленными краями. Главка его устроена в виде короны.
Как считают специалисты, в строительстве храма участвовали иноземные мастера — итальянские или швейцарские. Их в Россию выписал князь Борис Алексеевич Голицын, воспитатель Петра I и основатель церкви в Дубровицах.
14. Собор Новомучеников и исповедников Российских в Бутове
Поселок Бутово, улица Юбилейная, дом 2, Ленинский район.
Строительство храма совершалось в 2004—2007 годах. На Бутовском полигоне стоят две церкви, посвященных памяти новомучеников и исповедников Российских. Одна из них — большая шатровая, похожая на белоснежный корабль, — была достроена и освящена совсем недавно, в 2007 году.
Бутовский полигон называют «Русской Голгофой». В Подмосковье это самое крупное место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. С августа 1937 по октябрь 1938 года здесь были убиты и сброшены в рвы более двадцати тысяч человек. Но расстрелы начались здесь еще в 1935 году, а прекратились в 1950-х, и общее число жертв больше названного. Около тысячи из общего числа бутовских жертв подверглись казни за православную веру. Более трехсот из них Русская Православная Церковь прославила в лике святых.
Собор Новомучеников и исповедников Российских в Бутове
В притворе храма расположена небольшая экспозиция — личные вещи пострадавших на Бутовском полигоне. Под стеклом можно увидеть иконы и облачения новомучеников. Письма, которые заключенные писали родным на свободу. Ботинки, ложки, фотографии расстрелянных.
Уже более десяти лет каждый год в четвертую субботу после Пасхи на Бутовском полигоне совершается патриаршее богослужение под открытым небом.
15. Соборный комплекс города Бронницы
Город Бронницы, улица Советская, дом 61.
Создавался на протяжении долгого времени — с конца XVII по вторую половину XIX века. Храмы города Бронницы стоят особым «островком» прямо у Новорязанского шоссе, близ Бельского озера. Туристы, едущие из столицы в Рязань, неизменно выходят здесь из автобусов и любуются чудесной красотой этого архитектурного комплекса. Собор Архистратига Михаила с высокой колокольней — самый яркий символ подмосковных Бронниц. Главный его объем возвели между 1696 и 1705 годами, соблюдая особенности уже уходящего, но еще любимого нашими зодчими стиля «московское барокко».
Соборный комплекс города Бронницы
Позднее к нему пристроили трапезную. Многоярусная колокольня красного кирпича (1853), возведенная архитектором М. И. Бове в русском стиле, — одна из самых высоких во всем Подмосковье, 73 метра. С весны 2010 года на колокольне вновь действуют часы с боем. Здесь же, рядом, стоит церковь иконы Божией Матери Иерусалимской середины XIX столетия.
16. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Абрамцеве
Село Абрамцево, Сергиево-Посадский район.
Храм строился в 1881—1882 годах. Абрамцевский храм — великолепный памятник национального и религиозного возрождения, совершавшегося во второй половине XIX столетия. Известные художники специально изучали традиции древнерусской архитектуры и иконописи, чтобы создать памятник, который всем видом своим показывал бы: современный русский православный человек нерасторжимо связан с жизнью древней Руси.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Абрамцеве
Церковь Спаса Нерукотворного Образа — это усадебный храм, искусно вписанный в сельский пейзаж. Своим появлением он обязан Савве Ивановичу Мамонтову — блистательному меценату, создавшему творческое сообщество русских живописцев. Строительство храма в его усадьбе стало общим делом его друзей-художников: В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, М. А. Врубеля, скульптора М. М. Антокольского.
В храме находится могила Саввы Мамонтова. Сейчас усадьба Абрамцево — это музей-заповедник. Храм открыт для посещения, а богослужения в нем проходят в дни церковных праздников.
17. Иосифо-Волоцкий Успенский мужской монастырь
Село Теряево, Волоколамский район.
Монастырь возник в 1479 году. Обитель в конце XV века основал преподобный Иосиф Волоцкий. В годы жизни преподобного Иосифа здесь с исключительной суровостью соблюдались правила монашеской жизни. Средства на учреждение обители дал волоцкий удельный князь Борис Васильевич.
Иосифо-Волоцкий Успенский мужской монастырь. Фото А. Шипилина
Обитель стала крупным духовным центром. Здесь возникла большая библиотека. Постриженики этой обители становились архиереями, возглавляли Русскую Церковь. В XVI веке здесь пребывал в заключении святой Максим Грек, обвинявшийся в ереси.
В 2001 году археологи обнаружили в монастыре мощи преподобного Иосифа Волоцкого. На глубине больше двух метров, именно там, где, по преданию, был похоронен святой основатель обители. Ученые подтвердили — мощи подлинные. Святыню положили в ковчег в нижнем храме Успенского собора, сейчас к ней может приложиться любой паломник. Здесь же, в обители, обретаются и вериги преподобного Иосифа.
Монастырь окружен стенами и башнями XVI века. Здесь сохранились первоклассные постройки времен допетровской России, среди которых первенствует Успенский собор XVII столетия.
18. Церковь Преображения Господня в селе Остров
Село Остров, Ленинский район
Храм, скорее всего, построен в конце XVI — начале XVII веках. Преображенский храм — загадка для историков. Некоторые исследователи считают, что он построен в память какого-то важного события, но никто не знает, какого. Неизвестна даже точная дата его основания. По традиции, церковь относят к эпохе Ивана Грозного.
Церковь Преображения Господня в селе Остров
Архитектурно храм повторяет сюжет иконы Преображения Господня. Богато украшенный каменными «кокошниками», он возвышается на горе подобно преобразившемуся Спасителю. Боковые приделы освящены в честь Моисея и Илии. А в основании шатра расположены 12 декоративных главок, которые символизируют апостолов. Смешную колоколенку в стиле русской готики пристроили к величественному храму через несколько веков после его воздвижения.
19. Церковь Михаила Архангела в Микулине
Село Микулино, Лотошинский район
Храм возведен в 1550-х годах. У самой окраины Московской области, на живописной поляне в обрамлении древних земляных валов стоит Михайло-Архангельская церковь. Ее величественные пропорции и лаконичный архитектурный наряд создают образ храма-богатыря.
Церковь Михаила Архангела в Микулине. Фото Ильи Шафранова
Древний город Микулин на реке Шоша впервые упоминается в летописях в 1363 году. Им правили крупные политические деятели, здесь чеканилась собственная монета, существовали монастыри. Духовным центром города стал собор в честь Михаила Архангела. Древнейшее здание храма не сохранилось. Пятиглавый собор, который стоит сейчас в селе Микулино, возвели в XVI веке. Тогда этой землей владел князь Семен Иванович Микулинский, военный гений Московского государства. Он умер в 1559 году от ранения в шею, полученного во время похода на земли Ливонии, и похоронен в созданном на его средства соборе.
20. Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Город Истра, улица Советская, дом 2
Обитель основана в 1656 году. Возникла обитель благодаря Святейшему Патриарху Никону, а его могила, которая расположена в северном приделе Воскресенского собора, — одна из главных святынь этого места.
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Фото Екатерины Вахе
Монастырь строился по уникальному замыслу — перенести на нашу землю образ иерусалимского храма Гроба Господня. Причем архитектор использовал деревянную разборную модель иерусалимского храма. Соседствующие постройки и даже названия водных потоков, холмов, урочищ близ монастыря напоминали русскому человеку XVII столетия о святых древностях Иерусалима.
Неподалеку от Воскресенского собора стоит уединенный скит, где долгое время жил сам Никон.
Строительство велось с большим размахом. Оно то останавливалось, то вновь продолжалось и продлилось с перерывами тридцать лет. Завершилась великая архитектурная эпопея лишь при Святейшем Патриархе Иоакиме (1685).
Сейчас «подмосковный Иерусалим» открыт для посещения паломниками. После развала СССР здесь восстановили почти все монастырские постройки: Воскресенский собор, подземную церковь Константина и Елены, крепостную стену с башенками и старинный некрополь. Не удалось сохранить только большую ярусную звонницу XVII века.
21. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке
Город Звенигород, Городок.
Храм строился в 1390-х годах.Успенский собор считается одним из древнейших и, весьма вероятно, самым древним из дошедших до наших времен памятников Московской Руси.
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке. Фото Ludvig14
Его также прославили три великие иконы: Спас Вседержитель, архангел Михаил и апостол Павел. Искусствоведы связывают эти работы с именем иконописца Андрея Рублева. Иконы из Успенского собора весь мир знает под названием «Звенигородский чин». Византийская иконописная традиция перемешалась в них с русской. Святыни хранятся в Третьяковской галерее. А в храме на Городке осталась еще одна доска, которую тоже иногда относят к «Звенигородского чину», — образ Иоанна Предтечи, переписанный в XVIII веке.
22. Церковь Преображения Господня и памятник преподобному Сергию Радонежскому
Село Радонеж, Сергиево-Посадский район.
Храм достроен в 1842 году, памятник установлен в 1988 году. Древнее село Радонеж стоит на берегу реки Пажи, в пятнадцати километрах от Сергиева Посада. Около 1328 года здесь поселились ростовский боярин Кирилл, его жена Мария, а также их сыновья: Стефан, Петр и Варфоломей — будущий преподобный Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой Лавры. Преображенскую церковь в селе возвели в 1836—1842 годах.
Церковь Преображения Господня и памятник преподобному Сергию Радонежскому. Фото Александра Бурого
Сейчас рядом с ней — недавно построенная часовня с крестом Матроны Московской и святой источник. Архитектура храма простая и добротная, память о святом Сергии является главным украшением этого места. К торжествам, связанным с 1000-летием Крещения Руси, в Радонеже появился памятник работы В. М. Клыкова, посвященный чуду, которое произошло с преподобным Сергием в отрочестве. Это фигура старца высотой 3 метра, в средней части которой — рельефное изображение мальчика с иконой Троицы в руках.