отдел мозга отвечающий за моторику рук

Мелкая моторики и ее взаимосвязь с основными функциями мозга

отдел мозга отвечающий за моторику рук. 6483d8a9b6ca9edfb07f10f4e9a9b798. отдел мозга отвечающий за моторику рук фото. отдел мозга отвечающий за моторику рук-6483d8a9b6ca9edfb07f10f4e9a9b798. картинка отдел мозга отвечающий за моторику рук. картинка 6483d8a9b6ca9edfb07f10f4e9a9b798. АННА КРАЛЬКИНА
Мелкая моторики и ее взаимосвязь с основными функциями мозга

По определению Т. А. Ткаченко, мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Моторные навыки руки и пальцев часто называют ловкостью.

К мелкой моторикеотносится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

В жизни человек постоянно совершает какие-нибудь действия мелкой моторики: манипулирование мелкими предметами, застёгивание пуговиц, рисование, письмо и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Речь ребёнка и ее развитие тесно связано с развитием мелкой моторики, потому что около одной третьей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная недалеко от речевой зоны.

И. П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, так как активно повышает её функциональное состояние.

Действия с предметами оказывают большое влияние на развитие функции мозга ребёнка. В овладении движениями рук большую роль играет подражание.

Важна роль развития кисти руки для формирования речевых зон в коре больших полушарий, так как именно кисть имеет наибольшую зону в коре головного мозга.

Ещё во 2 веке до нашей эры в Китае подчеркивали важность ручных действий на развитие мозга. По мнению специалистов игры с участием рук и пальцев (типа «Сороки – белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Отечественные физиологи и их исследования подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Именно развитие мелкой моторики, движения пальцев рук предшествует появлению звуков и слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями,заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Это доказывают исследования современных физиологов.

Со всеми психическими процессами взаимодействует мелкая моторика: со вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, воображением, наблюдательностью, зрительной и двигательной памятью, речью.

По умелости детской руки педагоги, педагоги-психологи определяют особенности развития мозга, центральной нервной системы, а также выясняют степень соответствия возрастным нормам, требованиям и «стандартам», степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению.

Для психического развития человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причём зависимость эта очень сложная. Развитие центральной нервной системы позволяет ребёнку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить. В головном мозге самые большие зоны «обслуживают» движение руки, особенно кисти и больше всего – большого пальца.

Таким образом, изучив связь мелкой моторики с основными функциями головного мозга, я еще больше убедилась в необходимости и важности работы с детьми по развитию мелкой моторики. Позиции таких ученых как Бехтерев В. М., Кольцова М. М. мне очень близки. Они доказывают, что чем более развиты пальцы рук – мелкая моторика, тем более развитие и умнее будет человек. На кончиках пальцев ребенка находится его ум. А работу по развитию нужно начинать именно в детском возрасте, когда из ребенка можно формировать и развивать личность. Зная связь мелкой моторики с основными функциями, ее влияние на формирование психических процессов, этапы развития ребенка можно правильно спланировать работу в данном направлении.

Таким образом, мы видим, что движения рук, связанные с включением пальцев, необходимы для развития ребёнка. Если это сделать несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением в школе письму и другие проблемы в развитии ребёнка.

Консультация «2 типа истерик у детей, верхнего и нижнего мозга» Каждый родитель сталкивался с этим неприятным явлением — детской истерикой. Кто-то предпочитает игнорировать детские капризы, другие начинают.

Эксперимент «Гимнастика мозга — энергия познания» Многие современные дети ненавидят читать, писать, учиться и любят целыми днями смотреть телевизор, о чем свидетельствуют данные социологических.

Кинезиологические упражнения — гимнастика мозга дошкольников Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка! Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.

Презентация «Комплекс упражнений «Гимнастика мозга» «Гимнастика мозга» – одно из направлений метода «Образовательная кинесиология». Комплекс «Гимнастика мозга» был разработан психологом Полом.

Взаимосвязь мелкой моторики и речи у ребёнка с ОНР Взаимосвязь мелкой моторики и речи у дошкольников с ОНР Введение Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием.

Презентация «Нейробика — зарядка для мозга!» Один из вариантов зарядки для мозга — нейробика (от слов «нейрон» и «аэробика»). Она задействует разные участки головного мозга, заставляя.

Подвижные игры с основными видами движений в младшей группе Младшая группа С бегом. 1. Бегите ко мне 2. Птички и птенчики 3. Мыши и кот 4. Трамвай С прыжками. 1. По ровненькой дорожке 2. Поймай.

Показатели степени овладения речевыми формами и функциями в дошкольном возрасте Показатели степени овладения речевыми формами и функциями в дошкольном возрасте В дошкольном возрасте начинают выражаться личные особенности.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие мозга ребенка» Влияние музыки на развитие мозга ребенка Музыка для мозга Музыка присутствует во всех культурах. Она имеет фундаментальное значение для.

Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата (вторая младшая группа) Тема. Знакомство с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями. Цель. Познакомить детей с основными органами артикуляционного.

Источник

Развитие мелкой моторики рук – залог успешного обучения

Не секрет, что степень функционального развития головного мозга влияет не только на успешное обучение ребенка в школе, но и на его адаптацию к социальной жизни. Каким же «волшебным образом» упражнения для развития мелкой моторики рук у детей влияют на развитие мозга?

Существуют специальные упражнения и игры на развитие мелкой моторики, которые способствуют активизации работы обоих полушарий мозга, улучшению связей внутри полушарий. Что это означает?! Да, все очень просто. Игры на развитие пальцев рук положительно влияют на:

Правое полушарие мозга отвечает за пространственно-образное мышление, а левое за абстрактно-логическое. Так вот, ученые выяснили, что проекция руки в коре головного мозга занимает 1/3 всей площади двигательной зоны. Это говорит о том, что при выполнении двигательных упражнений образуются кинестетические импульсы, идущие от нервных окончаний пальцев рук в кору головного мозга.

Регулярным повторением мы «обучаем» кору головного мозга новым двигательным навыкам, что в свою очередь способствует расширению функциональных возможностей кистей и пальцев рук ребенка.

Игры на развитие мелкой моторики

Перед тем как начать выполнять с ребенком упражнения для развития мелкой моторики рук, познакомимся с общими рекомендациями.
1. Упражнения выполняем ежедневно в первой половине дня. Начинаем с 5-ти минут и доводим по мере их освоения до 10-20 минут.
2. Исключаем все отвлекающие факторы: посторонние разговоры, телевизор, игрушки и т.д.
3. Взрослый показывает упражнения ребёнку в медленном темпе. Затем помогает ему их освоить с использованием своей руки (совместно). После этого просит ребенка выполнить задание самостоятельно.
4. Все игры выполняются сначала ведущей рукой, затем противоположной, после обеими руками.
5. После каждого упражнения необходимо научить ребёнка умению расслаблять руки (для этого нам помогут упражнения «Мороженное тает», «Вареные макаронки»).
6. При использовании мелких деталей соблюдаем правила безопасности!
Вооружаемся позитивным, бодрым настроением и начинаем!

Упражнения на расслабление.

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны и напряжены. Взрослый озвучивает, что его руки превращаются в вареные макаронки. Ребенок делает медленный, глубокий вход, сгибается вперед корпусом. С медленным выдохом руки опускаются и болтаются из стороны в сторону.
! Повторить несколько раз до полного расслабления рук и предплечья.

Упражнение №1 «Счетные палочки»
1. Раскладываем счетные палочки (можно использовать трубочки от коктейля, разрезав их пополам) на столе перед ребёнком.
2. Ребёнок берёт каждую палочку двумя одноимёнными пальцами правой и левой руки (указательными, средними, безымянными, мизинцами) и перекладывает на другое место.

Упражнение №2 «Весёлый карандашик»
1. Ребёнок кладет граненный карандаш между ладонями.
2. Плотно прижимает ладони между собой.
3. Медленно прокатывает карандаш от запястья к кончикам пальцев и наоборот.
4. При усложнении задания: можно использовать два карандаша.

Упражнение №3 «Фокус»
1. Ребёнок берет ведущей рукой детский носовой платок за уголок.
2. Затем медленно начинает пальцами вбирать его в ладонь (другая рука не помогает).
3. После другой рукой, затем двумя руками одновременно.

Упражнение №4 «Бусы»
1.Ребёнок берёт бусы за края на вытянутой нитке обеими руками.
2. Перебирает медленно руками по одной бусине двигаясь к центру.
3. После, от центра медленно перебирает руками по одной бусине к краям бус.
4. Для начала можно взять более крупные бусы, после более мелкие.

Упражнение №5 «Горошек»
1. Насыпать горох на блюдце.
2. Ребёнок берёт большим и указательным пальцами горох, удерживая его в руке.
3. Задача ребёнка: собрать и удержать в руке как можно больше горошка.
4. Работаем также с другой рукой, после двумя руками одновременно.

Упражнение №7 «Рыбалка»
1. Налить воду в миску и положить в нее небольшие плавающие игрушки или предметы (маленькие крышки или скатанные шарики из фольги).
2. Ребенка просят ложкой вылавливать предметы по одной штуке ведущей рукой, затем другой.
3. После предложить вылавливать предметы по очереди, то правой, то левой рукой.

Вы можете дать волю своей фантазии и придумать свои игры для развития мелкой моторики рук, используя при этом различные бытовые предметы. Желаем вам творческих успехов и развития!

Голубкина Ольга, Савкина Марина, учителя-дефектологи Центра им.Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Источник

Отдел мозга отвечающий за моторику рук

Ожидайте

Перезвоните мне

отдел мозга отвечающий за моторику рук. BogdanovaES min. отдел мозга отвечающий за моторику рук фото. отдел мозга отвечающий за моторику рук-BogdanovaES min. картинка отдел мозга отвечающий за моторику рук. картинка BogdanovaES min.

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

отдел мозга отвечающий за моторику рук. %D0%B0%D0%BF5752%D1%80%D0%BE. отдел мозга отвечающий за моторику рук фото. отдел мозга отвечающий за моторику рук-%D0%B0%D0%BF5752%D1%80%D0%BE. картинка отдел мозга отвечающий за моторику рук. картинка %D0%B0%D0%BF5752%D1%80%D0%BE.

Аннотация: В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.

Статья:

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев речевым общением.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы [1, с.206].
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека [3, с.267].
Мелкую моторику можно развивать различными способами, например игры с мелкими предметами, всевозможные упражнения с элементами письма, массаж кистей и пальцев, лепка и различные пальчиковые игры.
В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых при подготовке его к школе — помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше [4, с.115].
Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть «как работают руки, так работает голова»
Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка, как в детском саду, так и дома. Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают — тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.
Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела) [2, с.286].
Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причём не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции[5, с.124].
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Видимо уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с нарушениями речи очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Даже нормально развивающемуся ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи[1, с.206].
Пальчиковые игры — это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Уровень речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук – движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть, достигнут наибольший эффект.
Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение[1, с.206].
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

Источник

Отдел мозга отвечающий за моторику рук

Ожидайте

Перезвоните мне

отдел мозга отвечающий за моторику рук. BogdanovaES min. отдел мозга отвечающий за моторику рук фото. отдел мозга отвечающий за моторику рук-BogdanovaES min. картинка отдел мозга отвечающий за моторику рук. картинка BogdanovaES min.

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

отдел мозга отвечающий за моторику рук. 79879846541685749674. отдел мозга отвечающий за моторику рук фото. отдел мозга отвечающий за моторику рук-79879846541685749674. картинка отдел мозга отвечающий за моторику рук. картинка 79879846541685749674.

Аннотация: Сегодня всё чаще родители могут услышать, что у их ребёнка недостаточно развита мелкая моторика.

Статья:

Что же такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека. Если не прибегать к научным терминам и сказать понятно и кратко, то мелкая моторика – это не что иное, как ловкость рук.

Как взаимосвязаны головной мозг и мелкая моторика?

Когда следует начинать развивать мелкую моторику ребёнка?

Чем раньше мы будем развивать двигательные способности пальцев малыша, тем лучше. Начинать можно и нужно с самого рождения, массируя пальчики младенца, его ладони. Такой массаж воздействует на активные точки, которые имеют прямую взаимосвязь с головным мозгом. По мере взросления ребёнка можно использовать пальчиковые игры, которые сопровождаются стихотворным текстом. Дальше необходимо приучать ребёнка самостоятельно застёгивать, растегивать пуговицы. Конечно, это поначалу будет даваться с большим трудом, но с нашей помощью ребёнок быстро этому научится. Очень полезны для мелкой моторики лепка, аппликация, нанизывание бусин, рисование, вырезание и другие виды деятельности, в которых задействованы ручки ребёнка.

Упражнения для развития мелкой моторики.

1) Массаж кистей рук, который можно начинать с самого младенчества. Это занятие и приятно, и полезно как для развития пальчиков, активизации речевых центров головного мозга, так и для общего развития ребёнка.

2) «Найди меня» — эта игра заключается в следующем. В небольшую ёмкость насыпается горох или фасоль, туда же помещаются мелкие игрушки. Всё размешивается, и ребёнок должен найти на ощупь игрушки.

3) Лепка. В настоящее время представляется огромное количество материалов, из которых можно лепить. Это и пластилин, и глина, и слоёное тесто. Детям это занятие очень нравится. Начинать можно с простых шариков, постепенно усложняя задания. Главное, чтобы материал для лепки был мягким и пластичным.

4) «Распредели по местам» — для этой игры хорошо подойдут крупы, которые смешиваются друг с другом, и ребёнок должен их перебрать по разным ёмкостям. Крупы являются хорошим массирующим материалом – для этого пусть ребёнок растирает их в руках.

5) Выкладывание мозаики – в любом магазине детских товаров можно приобрести мозаики и выкладывать их вместе с ребёнком. При этом важно помнить, что мозаика должна соответствовать возрасту ребёнка.

6) Пальчиковые гимнастики, когда взрослый читает стихотворение, а малыш в это время выполняет определённые движения руками. Таких пальчиковых игр и гимнастик можно найти очень много в специальной литературе.

7) Игры-шнуровки. Такие игры можно купить уже в готовом виде, а можно сделать самим. Для этого на картоне рисуется изображение, например, яблоко, и по его контуру делаются отверстия с помощью дырокола. Ребёнок берёт шнурок и продевает его в эти отверстия.

8) Нанизывание бусин на нитку. Чем меньше возраст малыша, тем крупнее должны быть бусины.

9) Сортировка бусин. Бусины смешиваются в одной ёмкости, а потом сортируются по цвету, форме, размеру. Это занятие требует большой усидчивости и внимания, поэтому заниматься им дольше десяти минут не стоит, чтобы у ребёнка не пропал интерес к нему. Не смешивайте много бусин, чтобы ребёнок смог перебрать всё до конца, не бросая дело, не завершив его.

Заключение.

Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев. Поэтому если мы хотим, чтобы наш ребёнок был умным и способным, то нужно обратить внимание на развитие мелкой моторики. Стараться как можно больше заниматься с ребёнком дома. Использовать для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для нашего малыша просто бесценны. Конечно, в детских садах также развивают пальчики детей, но этого недостаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребёнок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами напролёт смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.

Источник

Отдел мозга отвечающий за моторику рук

а) Первичная моторная кора. Первичная моторная кора (поле 4) — полоска агранулярной коры в прецентральной извилине. Она дает начало 60-80% (количество варьирует) волокон корково-спинномозгового пути (КСП). Остальная часть волокон отходит от премоторной, поясной и добавочной моторной зон, а также теменной коры, что показано в отдельной статье на сайте. Наибольшую плотность окончаний КСП в спинном мозге наблюдают в зонах, иннервирующих дистальные мышцы конечностей.

Части тела противоположной стороны соматотопически представлены в коре инвертированными, за исключением лица, а относительно крупные области занимают кисть (играет важную роль в контроле движений пальцев), околоротовая область и язык. Зону кисти обычно можно определить по направленному кзади возвышению в 6-7 см от верхнего края полушария.

Ипсилатералъные части тела также имеют соматотопическую организацию; ипсилатеральные моторные нейроны составляют лишь 10% волокон пирамидного пути, которые не переходят на противоположную сторону и не иннервируют дистальные мышцы конечностей.

При целенаправленной стимуляции моторной коры человека установлено, что клеточные колонны регулируют направление движения. Первичная моторная кора «синтезирует» двигательные команды, но не является местом их возникновения. От нее волокна в составе КСП направляются в спинной мозг и широко разветвляются по мере достижения места своего окончания. Для того чтобы взять, например, ручку в руку, требуется:
(а) умеренное сокращение мышцы, противопоставляющей большой палец, как основной движущей мышцы;
(б) сокращение с той же интенсивностью отдела глубокого сгибателя пальцев, от которого отходит сухожилие к дистальной фаланге указательного пальца;
(в) более слабое сокращение мышцы, приводящей большой палец, и
(г) короткого сгибателя большого пальца.

Удержание всей руки при любом типе манипуляций — функция премоторной коры, отражающая важность бессознательной регуляции положения тела при совершении произвольных движений. Более крупные моторные зоны коры формируются при «объединении» близлежащих нейронных колонн на основе их функций и создании сложных последовательностей движений.

1. Пластичность моторной коры. Некрупные поражения моторной коры у обезьян и низших млекопитающих приводят первоначально к параличу соответствующей части тела, а затем в течение нескольких дней (иногда часов) — к быстро прогрессирующему восстановлению функции. Восстановление может быть обусловлено изменением свойств клеточных колонн, расположенных рядом с местом поражения, которые берут на себя утраченную двигательную функцию. Увеличение двигательной зоны участка коры возможно путем локального введения антагонистов ГАМК в кору. Расширение моторной зоны на уровне спинного мозга заранее обеспечено обширными зонами перекрытия от поля 4 до колонок двигательных нейронов серого вещества переднего рога, однако степень пластичности здесь ниже, чем в коре.

Взаимосвязи между КСП (и другими нисходящими путями) и двигательными нейронами в спинном мозге возникают посредством вставочных нейронов. Во вставочных нейронах происходит объединение сенсорной и корковой информации, что сопровождается специфической и организованной активацией пулов двигательных нейронов и сокращением иннервируемых ими мышц.

2. Источники афферентных путей к первичной моторной коре:
— Моторная кора противоположной стороны через мозолистое тело. Наиболее прочные комиссуральные связи возникают между соответствующими колоннами клеток, иннервирующими мышцы живота и спины. Это вполне понятно, поскольку данные группы мышц обычно сокращаются одновременно с двух сторон, поддерживая вертикальное положение головы и туловища. Самые слабые комиссуральные связи имеются между колоннами клеток, контролирующими дистальные группы мышц конечностей, движения в которых слева и справа происходят независимо друг от друга.
— Соматосенсорная кора. Кожные колонны клеток в полях 1, 2 и 3 отдают кпереди короткие ассоциативные волокна (взаимосвязи с зоной кисти особенно многочисленные; эти волокна короткие, так как зоны, отвечающие за кисть в сенсорной и моторной коре, обычно занимают соседние стенки центральной борозды). Проприоцептивные клеточные колонны получают афферентые волокна от аннуло-спиральных окончаний мышечных веретен; они отдают короткие ассоциативные волокна к соответствующим двигательным колоннам, активируя рефлексы растяжения с длинной дугой.
— Противоположное зубчатое ядро. Мозжечок принимает участие в выборе нужных мышц-синергистов, а также времени и силы их сокращений.
— Дополнительная моторная зона (ДМЗ).

отдел мозга отвечающий за моторику рук. motornaia zona 1. отдел мозга отвечающий за моторику рук фото. отдел мозга отвечающий за моторику рук-motornaia zona 1. картинка отдел мозга отвечающий за моторику рук. картинка motornaia zona 1.(А) Предполагаемая функциональная организация сегмента запястье-кисть в первичной двигательной коре (М1) у обезьян и других приматов.
Несмотря на то, что М1 имеет в целом соматотопическую организацию, локальная соматотопическая структура разбита в виде мозаики на радиальные ряды нейронов, инициирующих небольшие специфические движения.
Миниколонны, отвечающие за движения отдельных пальцев, могут примыкать к колоннам запястья, локтя или плеча, а подгруппы этих миниколонн объединены по функции образования более сложных последовательностей движений, таких как хватание, вытягивание руки или защита рукой от удара.
(Б) Пространственная организация моторных нейронов коры приматов, контролирующих движения мышечных групп.
От медиальной стороны к латеральной они располагаются в следующей последовательности: стопа, голень, плечо, кисть и голова (голубой).
В каудальном отделе М1 лежат двигательные нейроны, взаимодействующие непосредственно с двигательными нейронами (спинного мозга) и отвечающие за высокоточные движения, необходимые для выполнения тонких двигательных навыков.
Эти нейроны расположены в медиально-латеральной последовательности от проксимальных (красный) до дистальных (желтый) групп мышц. Авторы обозначают эту зону как «новую М1», подотдел «старой М1» (голубая) для того, чтобы отразить недавнее возникновение сложной двигательной активности и эволюционно «нового» отдела моторной коры.

б) Премоторная кора. Премоторная кора (поле 6 на латеральной поверхности полушария) примерно в 6 раз крупнее первичной моторной коры. Она получает когнитивные импульсы от лобной доли при намерении произвести движение, а также от теменной доли (поле 7), передающей огромное количество тактильной и пространственно-зрительной информации. Максимальная ее активация происходит, когда последовательность движений происходит в ответ на зрительные или соматосенсорные раздражители, такие как приближение к объекту, полностью находящему в поле зрения, или идентификация объекта, находящегося вне поля зрения путем ощупывания. Активация премоторной коры, как правило, двусторонняя. Одним из объяснений служит межполушарная передача двигательных программ через мозолистое тело.

Следует также принимать во внимание обширные связи премоторной коры с ядрами ствола мозга, дающими начало ретикуло-спинномозговым путям (и небольшому пути к КСП). Поражения, затрагивающие премоторную кору у человека, встречают редко, они характеризуются нестабильностью положения в противоположном плече и бедре. Таким образом, важной функцией премоторной коры, вероятно, служит двустороннее поддержание позы, например фиксация плечей при работе двумя руками и стабилизация бедер при ходьбе. Премоторная кора может вносить вклад в восстановление функции при истинной моторной гемиплегии, возникающей вследствие сосудистого поражения, затрагивающего КСП в лучистом венце. При данном поражении во время ПЭТ-исследования наблюдают повышение активности премоторной коры; кпереди от КСП спускается корково-ретикуло-спинномозговой проводящий путь.

в) Дополнительная моторная зона (ДМЗ). В отличие от премоторной коры, реагирующей на внешние раздражители, ДМЗ (поле 6 на медиальной поверхности полушария) отвечает на внутренние раздражители и принимает особое участие в планировании движений. Это подтверждает тот факт, что ДМЗ возбуждается лобной долей (ДЛПФК) в тот момент, когда мы собираемся совершить движение, даже если движение в итоге не возникает. Важнейшей функцией ДМЗ, вероятно, является предварительное программирование последовательностей движений, уже заложенных в двигательной памяти. ДМЗ функционирует совместно с моторной петлей, проходящей через базальные ганглии, а также взаимодействует с полем 4 и отдает волокна непосредственно в КСП.

Одностороннее поражение ДМЗ может сопровождаться акинезией (невозможностью начать движение) руки и ноги с разных сторон. Двустороннее поражение приводит к тотальной акинезии, включая речевую акинезию.

1. Корковые глазодвигательные поля. На рисунке ниже показаны корковые глазодвигательные поля, участвующие в сканирующих движениях (саккадах). Их взаимодействия и функции представлены в таблице ниже.

2. Дорсолатеральная префронтальная кора (ДЛПФК). ДЛПФК — высший когнитивный центр, участвует в оценке зрительной картины, принятии решения о сознательном совершении саккад и добровольном подавлении рефлекторных саккад (произвольные саккады возникают по воле человека). Рефлекторные саккады — автоматические реакции на объекты, появляющиеся в периферическом поле зрения. Строго говоря, рефлекторные саккады следует называть ответными; они не являются истинными рефлексами, так как способны подавляться волей.

3. Поясная кора. Вместе с ДЛПФК участвует в принятии решений и оценке эмоциональной важности, или ценности, видимых объектов.

4. Дополнительное глазодвигательное поле. Занимает передний отдел ДМЗ и участвует в планировании движений, особенно, если требуются множественные саккадические движения.

отдел мозга отвечающий за моторику рук. korkovie glazodvigatelnie polia. отдел мозга отвечающий за моторику рук фото. отдел мозга отвечающий за моторику рук-korkovie glazodvigatelnie polia. картинка отдел мозга отвечающий за моторику рук. картинка korkovie glazodvigatelnie polia.

5. Фронтальное глазодвигательное поле. Фронтальное глазодвигательное поле (ФГДП) инициирует произвольные саккады, благодаря которым происходит переключение внимания на раздражитель или подавляется стремление к прямому взору на новый раздражитель в ответ на одно или более из трех перечисленных афферентных влияний. ФГДП «поддерживает» карту зрительного пространства относительно глазодвигательных координат и вместе с верхним холмиком играет ключевую роль в создании зрительно-направленных и произвольных саккад; поражения обеих структур приводят к необратимой утрате саккадических движений. Клинические и экспериментальные наблюдения у обезьян показали следующее.
• ФГДП имеют тоническую двустороннюю активность.
• Повышение активности среднего отдела ФГДП с одной стороны приводит к образованию горизонтальных саккад, направленных в сторону противоположного зрительного поля (противоположной саккады).
• Повышение активности верхнего отдела с одной стороны приводит к созданию нисходящей косонаправленной саккады; двусторонняя активация верхнего отдела приводит к обращению взора обоих глаз вертикально вниз.
• Повышение активности в нижнем отделе приводит к аналогичным последствиям относительно взора вверх.

6. Теменное глазодвигательное поле. Теменное глазодвигательное поле (ТГДП) отвечает за создание рефлекторных саккад и побуждает ФГДП к созданию произвольных саккад. ТГДП также участвует в пространственном восприятии, создавая схему зрительной картины.

Поражения префронтальной коры и лобной доли описаны в отдельной статье на сайте.

отдел мозга отвечающий за моторику рук. . отдел мозга отвечающий за моторику рук фото. отдел мозга отвечающий за моторику рук-. картинка отдел мозга отвечающий за моторику рук. картинка .Зоны коры больших полушарий, участвующие в саккадических движениях глаз.
(1) Дополнительное глазодвигательное поле.
(2) Фронтальное глазодвигательное поле.
(3) Теменное глазодвигательное поле.
(4) Ассоциативная зрительная кора.

в) Синдром ригидного человека (СРЧ). Редкое, но легко распознаваемое заболевание, известное как синдром ригидного человека (СРЧ), или синдром мышечной скованности, — аутоиммунное заболевание центральной нервной системы, связанное с наличием циркулирующих антител к глутаматдекарбоксилазе (GAD65),— ключевому ферменту, преобразующему глутамат в ГАМК. Синдром ригидного человека (СРЧ) проявляется скованностью мышц с эпизодическими мышечными спазмами (вызванными одновременным сокращением мышц синергистов и антагонистов, преимущественно в проксимальных отделах конечностей и осевой мускулатуре) и боязнью выполнения определенных задач. В норме контроль верхних моторных нейронов происходит за счет тонической активности прилежащих тормозных ГАМК-ергических вставочных нейронов.

Одни зоны коры поражаются сильнее других, а клинические проявления связаны с нарушением функции этих ГАМК-ергических нейронов, что приводит к гипервозбудимости коры. В настоящее время уточняют роль циркулирующих антител в патогенезе синдрома ригидного человека (СРЧ).

г) Резюме. Кора больших полушарий имеет одновременно пластинчатую и колончатую организацию. К двум основным типам клеток относят пирамидные и непирамидные клетки (вставочные нейроны). Пирамидные клетки расположены в слоях (пластинках) II, III, а также V (в виде веретеновидных клеток) и VI. Слой IV богат шиповатыми звездчатыми клетками (модифицированными пирамидными нейронами). Мелкие пирамидные клетки связывают извилины одного полушария, средние пирамидные клетки связывают между собой соответствующие зоны двух полушарий, а от крупных пирамидных клеток отходят волокна к таламусу, стволу мозга и спинному мозгу. Все корковые волокна считают возбуждающими; шиповатые звездчатые клетки также считают возбуждающими пирамидными клетками.

Корковые вставочные нейроны—тормозные. Колончатая организация представлена колоннами клеток, которые рассматривают в качестве первичной функциональной единицы обработки информации в коре; они состоят из определенных нейронных «микроцепей».

Части тела в соматосенсорной коре представлены инвертированными. Важная входящая информация поступает от вентрального заднего ядра таламуса, а направляется к первичной моторной коре и нижней теменной коре. В первичную зрительную кору входит коленчато-шпорный путь. Клеточные реакции различной сложности зависят от передачи информации с более простых типов клеток на более сложные. Свойство ассоциативных зрительных зон—распознавание черт, например цвета, формы и движения. Обработка цвета и формы продолжается в коре нижележащей височной доли, а движений—в задней теменной доле. Первичная слуховая кора занимает верхнюю поверхность верхней височной извилины, а ассоциативная слуховая кора расположена с латеральной стороны от нее.

Первичная моторная кора занимает прецентральную извилину. Она дает начало большей части волокон пирамидного тракта, а части тела в ней представлены инвертированными. Основная информация подходит к ней от соматосенсорной коры, мозжечка (через вентральное заднее ядро таламуса), премоторной и дополнительной моторной зон. Премоторная кора отвечает преимущественно на внешние раздражители, а дополнительная моторная зона — на внутренние стимулы. Дорсолатеральная префронтальная кора контролирует четыре различных корковых зоны, в различной степени участвующих в создании противоположных саккад.

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 22.11.2018

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *