пурнема церковь рождества христова

Пурнема. Храмовый комплекс Пурнемского прихода.

Карта и ближайшие объекты

пурнема церковь рождества христова. . пурнема церковь рождества христова фото. пурнема церковь рождества христова-. картинка пурнема церковь рождества христова. картинка .

Статьи

Пурнемский приход известен с середины XVI века. В книгах письма Якова Сабурова и Ивана Кутузова 1556 г. сказано: «В той же волостке в Пурнеме погост, а в нем церков Никола Чудотворец. На погосте ж двор непашенный во дворе поп Иван, во дворе пономар Иванко без пашни».

Вторая из существующих (зимняя, теплая) церковь во имя Рождества Христова с приделом во имя священномученика Власия построена в 1860 г. на месте ранее существовавшей, построенной в 1762 г., церкви во имя Рождества Христова, в свою очередь выстроенной на месте сгоревшей церкви во имя священомученика Власия.

Церкви Пурнемские стоят на высоком берегу над рекой Пурнемой, в этом месте текущей вдоль моря и от моря отделенной узкой песчаной полосой с сосновым бором на ней – Кендищем. Это верхняя (по течению реки) часть деревни. Смутные воспоминания о спорах, связанных с местом постройки храма сохранились до середины ХХ века. Платонида Алексеевна Рябова (*1911- †1979) рассказывала в 1970 г., что по реке пускали икону – она доплыла до устья реки (место, называемое за характерный профиль береговой линии Горбатиха) и там пристала к берегу. Но ночью исчезала – на следующий день вновь пустили икону – в этот раз она пристала в Верховье, где и стоит сейчас храм.

В советское время события церковной жизни Пурнемского прихода время от времени попадали на страницы районной газеты. Из них узнаем, что в апреле 1922 г., во время изъятия церковных ценностей, собрание верующих в Пурнеме «категорически отказалось от выдачи ценностей» («Красная Онега» №31 от 1 июля 1922 г., статья «Стыдитесь, пурнемцы»). Священик Пурнемского прихода Григорий Поликин был арестован 12 февраля 1930 г.

Колокольня, где ко времени революции было уже 7 колоколов (вес самого большого – 52 пуда), к 30-м годам XX века уже ветхая, была разобрана на дрова в 1932 г. Колокола увезены в Онегу. В зимней церкви с 1930 г. до конца 1980-х годов был сельский клуб. Здание Никольской церкви использовалось как склад зерна. Кладбищенская часовня сохранилась – первоначально она была перевезена на новое место и использовалась как столярная мастерская школы, затем как продуктовый магазин («лавка»). Дома причта, священнический и дьяка (потом пономаря), сохранились.

Богослужения в церквях прекращены в марте 1930 г. Иконы розданы по домам.

Источник

По онежским берегам.Село Пурнема

пурнема церковь рождества христова. 986126cs 100. пурнема церковь рождества христова фото. пурнема церковь рождества христова-986126cs 100. картинка пурнема церковь рождества христова. картинка 986126cs 100.

В географии северо-запада России, встречаются много разных названий от корня «онега» или «онего», а относятся они к разным регионам:
в Карелии — это большое озеро Онего или просто Онежское озеро, Прионежский район, Заонежье и так далее;
в Архангельской же области, это протяженная река Онега, а также, Онежский район и Онежский залив Белого моря.
Вот на берегах этого залива и расположено древнее село Пурнема.
Интересно, что это побережье осваивалось выходцами из новгородских земель, в отличии от двинских, чьи владения отошли к Московскому государству)
Время появления селений на юго-западном берегу неизвестно, но в копийных книгах Соловецкого монастыря, в XVI веке активно скупавшего и получавшего в дар соляные варницы, поля и пожни в Поморье, Пурнема впервые упоминается в 1544 году — в это время (1551 год) это уже многодворная волость, состоящая из 8 деревень.
А жемчужине Пурнемы — высоченной шатровой церкви Николая Чудотворца, в прошлом году стукнуло аж 401 год!
Долгое время село было доступно только для морского и воздушного транспорта, но в недавно туда проложили сначала зимник, по которому я незамедлительно проехался в нашумевшем своём рассказе «По следам путешественника Фёдора Конюхова» — я тогда стал резко популярным))))
Вот этот пост — www.drive2.ru/b/2806982/

А сейчас в Пурнему появилась и летняя, правда гравийная дорога)
И вот, уже в субботу, лечу по Онежской трассе!
Да-да, лечу — постоянные дожди и планомерная неустанная работа грейдериста сделали из всегда холмистой дороги, гравийное шоссе, где можно держать скорость под 110!

пурнема церковь рождества христова. QOAAAgOgduA 960. пурнема церковь рождества христова фото. пурнема церковь рождества христова-QOAAAgOgduA 960. картинка пурнема церковь рождества христова. картинка QOAAAgOgduA 960.

Увы, со сменой таблички на Онежский район, дорога становится опять бугристой …
Хорошо хоть пыли нет…
И вот так, через какие-то три часа, я уже вижу меж крон деревьев море — это Пурнема)

пурнема церковь рождества христова. MOAAAgOgduA 960. пурнема церковь рождества христова фото. пурнема церковь рождества христова-MOAAAgOgduA 960. картинка пурнема церковь рождества христова. картинка MOAAAgOgduA 960.

Как и тогда зимой, машину оставляю недалеко от магазина, под охраной доброй псины)))

Село разделено оврагом, через который переброшен подвесной мостик, поэтому я сначала иду в ту часть, где древний храм!

Источник

Пурнема. Церковь Николая Чудотворца.

Карта и ближайшие объекты

пурнема церковь рождества христова. . пурнема церковь рождества христова фото. пурнема церковь рождества христова-. картинка пурнема церковь рождества христова. картинка .

Статьи

Пурнемский приход известен с середины XVI века. В книгах письма Якова Сабурова и Ивана Кутузова 1556 г. сказано: «В той же волостке в Пурнеме погост, а в нем церков Никола Чудотворец. На погосте ж двор непашенный во дворе поп Иван, во дворе пономар Иванко без пашни».

Вторая из существующих (зимняя, теплая) церковь во имя Рождества Христова с приделом во имя священномученика Власия построена в 1860 г. на месте ранее существовавшей, построенной в 1762 г., церкви во имя Рождества Христова, в свою очередь выстроенной на месте сгоревшей церкви во имя священомученика Власия.

Церкви Пурнемские стоят на высоком берегу над рекой Пурнемой, в этом месте текущей вдоль моря и от моря отделенной узкой песчаной полосой с сосновым бором на ней – Кендищем. Это верхняя (по течению реки) часть деревни. Смутные воспоминания о спорах, связанных с местом постройки храма сохранились до середины ХХ века. Платонида Алексеевна Рябова (*1911- †1979) рассказывала в 1970 г., что по реке пускали икону – она доплыла до устья реки (место, называемое за характерный профиль береговой линии Горбатиха) и там пристала к берегу. Но ночью исчезала – на следующий день вновь пустили икону – в этот раз она пристала в Верховье, где и стоит сейчас храм.

В советское время события церковной жизни Пурнемского прихода время от времени попадали на страницы районной газеты. Из них узнаем, что в апреле 1922 г., во время изъятия церковных ценностей, собрание верующих в Пурнеме «категорически отказалось от выдачи ценностей» («Красная Онега» №31 от 1 июля 1922 г., статья «Стыдитесь, пурнемцы»). Священик Пурнемского прихода Григорий Поликин был арестован 12 февраля 1930 г. Колокольня, где ко времени революции было уже 7 колоколов (вес самого большого – 52 пуда), к 30-м годам XX века уже ветхая, была разобрана на дрова в 1932 г. Колокола увезены в Онегу. В зимней церкви с 1930 г. до конца 1980-х годов был сельский клуб. Здание Никольской церкви использовалось как склад зерна. Кладбищенская часовня сохранилась – первоначально она была перевезена на новое место и использовалась как столярная мастерская школы, затем как продуктовый магазин («лавка»). Дома причта, священнический и дьяка (потом пономаря), сохранились.

Богослужения в церквях прекращены в марте 1930 г. Иконы розданы по домам.

Родионов А.В. Материалы по истории Пурнемского прихода Онежского уезда Архангельской губернии

Источник

Пурнема. Церковь Рождества Христова.

Карта и ближайшие объекты

пурнема церковь рождества христова. . пурнема церковь рождества христова фото. пурнема церковь рождества христова-. картинка пурнема церковь рождества христова. картинка .

Статьи

Пурнемский приход известен с середины XVI века. В книгах письма Якова Сабурова и Ивана Кутузова 1556 г. сказано: «В той же волостке в Пурнеме погост, а в нем церков Никола Чудотворец. На погосте ж двор непашенный во дворе поп Иван, во дворе пономар Иванко без пашни».

Вторая из существующих (зимняя, теплая) церковь во имя Рождества Христова с приделом во имя священномученика Власия построена в 1860 г. на месте ранее существовавшей, построенной в 1762 г., церкви во имя Рождества Христова, в свою очередь выстроенной на месте сгоревшей церкви во имя священомученика Власия.

Церкви Пурнемские стоят на высоком берегу над рекой Пурнемой, в этом месте текущей вдоль моря и от моря отделенной узкой песчаной полосой с сосновым бором на ней – Кендищем. Это верхняя (по течению реки) часть деревни. Смутные воспоминания о спорах, связанных с местом постройки храма сохранились до середины ХХ века. Платонида Алексеевна Рябова (*1911- †1979) рассказывала в 1970 г., что по реке пускали икону – она доплыла до устья реки (место, называемое за характерный профиль береговой линии Горбатиха) и там пристала к берегу. Но ночью исчезала – на следующий день вновь пустили икону – в этот раз она пристала в Верховье, где и стоит сейчас храм.

В советское время события церковной жизни Пурнемского прихода время от времени попадали на страницы районной газеты. Из них узнаем, что в апреле 1922 г., во время изъятия церковных ценностей, собрание верующих в Пурнеме «категорически отказалось от выдачи ценностей» («Красная Онега» №31 от 1 июля 1922 г., статья «Стыдитесь, пурнемцы»). Священик Пурнемского прихода Григорий Поликин был арестован 12 февраля 1930 г.

Колокольня, где ко времени революции было уже 7 колоколов (вес самого большого – 52 пуда), к 30-м годам XX века уже ветхая, была разобрана на дрова в 1932 г. Колокола увезены в Онегу. В зимней церкви с 1930 г. до конца 1980-х годов был сельский клуб. Здание Никольской церкви использовалось как склад зерна. Кладбищенская часовня сохранилась – первоначально она была перевезена на новое место и использовалась как столярная мастерская школы, затем как продуктовый магазин («лавка»). Дома причта, священнический и дьяка (потом пономаря), сохранились.

Богослужения в церквях прекращены в марте 1930 г. Иконы розданы по домам.

Источник

Церковь Рождества Христова села Пурнема Онежского района Архангельской области как образец деревянной храмовой архитектуры второй половины XIX века Европейского Севера России

Хатанзейская Елизавета Владимировна

кандидат исторических наук

научный сотрудник научного центра традиционной культуры и музейных практик Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики им. Н.П. Лаверова Уральского отделения Российской академии наук.

163046, Россия, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Набережная Северной Двины, 109, оф. 38

Khatanzeiskaya Elizaveta Vladimirovna

Scientific Associate of the Scientific Center pf Traditional Culture and Museum Preservation, N. P. Laverov Federal Center for Integrated Arctic Research of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences

163046, Russia, Arkhangel’skaya oblast’, g. Arkhangel’sk, ul. Naberezhnaya Severnoi Dviny, 109, of. 38

Просмотров статьи: 2243 c 5.5.2015

Дата направления статьи в редакцию:

Аннотация: Статья посвящена истории храмового комплекса с. Пурнема Онежского района Архангельской области, где в начале ХХ в. располагался трехчастный ансамбль, состоявший из двух церквей – шатровой Никольской (1618 г.), церкви Рождества Христова (1860-1861 гг.), и утраченной в начале 1930-х гг. колокольни. Актуальность темы исследования заключается в том, что памятники деревянного зодчества, шедевры храмовой архитектуры Русского Севера стремительно исчезают, и Север теряет свое уникальное культурное своеобразие. Представленный в статье храмовый комплекс – один из немногих сохранившихся на Русском Севере. Автор обращает внимание на современное состояние храмового комплекса, статус и значение памятников, наличие их границ, действующий режим государственной охраны и необходимость принятия срочных мер для сохранения их как объектов культурного наследия в исторической среде. Цель исследования – выявить своеобразие храмового комплекса с. Пурнема в культурно-историческом ландшафте Русского Севера и современную его ценность. Статья представляет собой пример комплексного исторического исследования, основанного на таких методах, как историко-архивный, системный, историко-типологический, этнографический и архитектурно-искусствоведческий. Научная новизна исследования состоит в том, что история церкви Рождества Христова ранее не являлась предметом специального исследования историков и искусствоведов. В статье используются архивные данные и фотодокументы, не введенные ранее в научный оборот. Полученные результаты исследования позволяют сделать заключение, что памятник должен быть поставлен на государственный учет. Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть востребованы при разработке и реализации государственной стратегии по сохранению и освоению уникальных северных и арктических культурных ландшафтов, исторических поселений, памятников культового и гражданского зодчества, их научной реставрации, музеефикации и ревалоризации.

Ключевые слова: культурное наследие, деревянное зодчество, историческое поселение, храмовый комплекс, трехчастный ансамбль, Русский Север, церковь Рождества Христова, Онежский залив Беломорья, Пурнема, архитектура

Abstract: This article is dedicated to the history of temple complex of the rural settlement of Purnema of Onezhsky District of Archangelsk Region, where in the early XX century was situated the three-part ensemble comprised of two churches – tent-roofed Nikolskaya (1618), Church of the Nativity of Christ (1860-1861), and a bell tower that survived until the early 1930s. Relevance of the topic is substantiated by the fact that the monuments of stave architecture, masterpieces of temple architecture of the Russian North are vanishing, and the North loses its cultural uniqueness. The aforementioned temple complex is one of the few preserved in the Russian North. Attention is turned to the current state of the temple complex, status and significance of monuments, their boundaries, current state protection regime, and the need for taking immediate measures to preserve them as the objects of cultural heritage in the historical environment. The goal of this research consists in determination of the distinctness of temple complex in the village of Purnema within the cultural-historical landscape of the Russian North and its present significance. The scientific novelty is defined by the fact that the history of the Church of the Nativity of Christ has not previously been the subject of special research among historians and art historians. The article employs archival data and documentary photographs that are newly introduced into the scientific discourse. The acquired results allow concluding that the monument should become state registered. The practical importance of this work is that the presented materials can be used in elaboration and implementation of the state strategy aimed at preservation and development of unique Northern and Arctic cultural landscapes, historical settlements, monuments of religious and civil architecture, their scientific restoration, museification and revalorization.

Onega Bay of the White Sea, the Church of the Nativity of Christ, Russian North, three-part ensemble, temple complex, historical settlement, wooden architecture, cultural heritage, Purnema, architecture

Полученная информация об истории, градостроительном значении и художественных свойствах памятников деревянного зодчества Русского Севера необходима в выработке региональной культурной и социальной политики, в систематизации данных об объектах культурного наследия, при включении их в повседневную жизнь местного населения и приформировании благоприятной пространственной среды Европейского Севера России и Арктики. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены в научно-исследовательской и преподавательской деятельности.

пурнема церковь рождества христова. 33337 1. пурнема церковь рождества христова фото. пурнема церковь рождества христова-33337 1. картинка пурнема церковь рождества христова. картинка 33337 1.

пурнема церковь рождества христова. image001. пурнема церковь рождества христова фото. пурнема церковь рождества христова-image001. картинка пурнема церковь рождества христова. картинка image001.

Рис. 1. Погост села Пурнема Онежского района Архангельской области. Изображение Ю.С. Ушакова. Источник: Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Л.: Стройиздат, 1982. С. 61.

пурнема церковь рождества христова. 33337 2. пурнема церковь рождества христова фото. пурнема церковь рождества христова-33337 2. картинка пурнема церковь рождества христова. картинка 33337 2.

пурнема церковь рождества христова. image002. пурнема церковь рождества христова фото. пурнема церковь рождества христова-image002. картинка пурнема церковь рождества христова. картинка image002.

пурнема церковь рождества христова. 33337 3. пурнема церковь рождества христова фото. пурнема церковь рождества христова-33337 3. картинка пурнема церковь рождества христова. картинка 33337 3.

пурнема церковь рождества христова. image003. пурнема церковь рождества христова фото. пурнема церковь рождества христова-image003. картинка пурнема церковь рождества христова. картинка image003.

Рис. 3. Погост села Пурнема Онежского района Архангельской области. Вид с юго-востока. Фото С.А. Никольского 1991 года. Из архива Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Архангельской области. Ф. 1. Оп. 5. Д. 544.

пурнема церковь рождества христова. 33337 4. пурнема церковь рождества христова фото. пурнема церковь рождества христова-33337 4. картинка пурнема церковь рождества христова. картинка 33337 4.

пурнема церковь рождества христова. image004. пурнема церковь рождества христова фото. пурнема церковь рождества христова-image004. картинка пурнема церковь рождества христова. картинка image004.

Рис. 4. Никольская церковь 1618 года постройки. Погост села Пурнема Онежского района Архангельской области. Вид с юго-востока. Фото С.А. Никольского 1991 года. Из архива Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Архангельской области. Ф. 1. Оп. 5. Д. 546.

Несмотря на внешнюю непритязательность памятника, сегодня он представляет существенную ценность в историко-культурном и архитектурно-градостроительном значении, так как аналогов его не сохранилось не только на территории Онежского полуострова, но и всего Русского Севера. Кроме того, особое градостроительное значение придает ему нахождение в составе ансамбля храмового комплекса с. Пурнема – одного из последних храмовых комплексов, сохранившихся в естественной среде существования (in situ) и являющихся ключевым элементов уникального историко-культурного ландшафта исторического поселения.

пурнема церковь рождества христова. 33337 5. пурнема церковь рождества христова фото. пурнема церковь рождества христова-33337 5. картинка пурнема церковь рождества христова. картинка 33337 5.

пурнема церковь рождества христова. image005. пурнема церковь рождества христова фото. пурнема церковь рождества христова-image005. картинка пурнема церковь рождества христова. картинка image005.

Рис. 5. Церковь Рождества Христова 1861 года. Боковой фасад. Погост села Пурнема Онежского района Архангельской области. Фото С.А. Никольского 1991 года. Из архива Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Архангельской области. Ф. 1. Оп. 5. Д. 545.

История церкви Рождества Христова с. Пурнема Онежского уезда Архангельской губернии значительно менее изучена, чем история находящегося рядом шатрового Никольского храма 1618 г. В настоящий момент на месте церкви Рождества Христова находится третий по счету храм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *