отчет прохождения практики в ровд
Отчет о прохождении преддипломной практики в РОВД Пролетарского района г. Клин
Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 06:51, отчет по практике
Описание работы
В ходе прохождения практики мне приходилось уяснять порядок производства следственных действий, оформления документов в установленном порядке, порядок получения необходимой информации в других организациях и учреждениях.
Для успешного прохождения практики я изучал как текущие, так и архивные уголовные дела, имеющиеся в отделении, знакомился с процедурой составления протоколов, ведения допросов и изучала особенности ведения допросов потерпевшего, свидетелей и подозреваемых, ходом ведения уголовных дел и производством следственных действий.
Работа содержит 1 файл
Следственный отдел.DOC
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
о прохождении преддипломной практики
студентом 5 курса юридического факультета
учебная группа 11 ЮК/6-09
Иванов Иван Иванович
в РОВД Пролетарского района г. Клин
с 12 января по 2 марта 2011 года
Подпись руководителя практики от организации:
о прохождении преддипломной практики
студентом 5 курса юридического факультета
учебная группа 11 ЮК/6-09
Иванов Иван Иванович
в РОВД Пролетарского района г.Клин
с 12 января по 2 марта 2011 года
Я, Иванов И.И., в период с 12 января по 2 марта 2011 года проходил преддипломную практику в следственном отделе РОВД Пролетарского района г. Клин.
В ходе прохождения практики мне приходилось уяснять порядок производства следственных действий, оформления документов в установленном порядке, порядок получения необходимой информации в других организациях и учреждениях.
Для успешного прохождения практики я изучал как текущие, так и архивные уголовные дела, имеющиеся в отделении, знакомился с процедурой составления протоколов, ведения допросов и изучала особенности ведения допросов потерпевшего, свидетелей и подозреваемых, ходом ведения уголовных дел и производством следственных действий.
По поручению руководства я участвовал в подготовке уголовно-процессуальных документов в соответствие с требованиями Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Готовил проекты писем на поступавшие претензии и жалобы, готовил проекты приказов.
В ходе подготовки документов я был обязан проверять содержание документов с точки зрения их законности и соответствия уголовно-процессуальному законодательству, и высказывать соображения руководству по вопросам соответствия указанных документов правовым нормам.
При прохождении практики я участвовал в осмотре мест происшествий и проведении обыска.
В круг моих служебных обязанностей входило ведение протоколов следственных действий, составление описей уголовных дел, ведение делопроизводства в отделении.
По мере накопления практического опыта работы мне неоднократно приходилось оказывать посильную помощь сотрудникам отделения в ходе проведения поиска и опроса свидетелей, а также оказывать консультационную помощь заявителям о подведомственности и подсудности их заявлений и обращений.
В мои обязанности входила подготовка в установленном порядке запросов необходимой информации у областных органов внутренних дел.
Изученные мною в ходе практики вопросы можно разбить на несколько направлений:
— возбуждение уголовного дела, в частности, поводы и основание для возбуждения уголовного дела
— Порядок возбуждения уголовного дела
— Общие условия предварительного расследования
— Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Контроль и запись переговоров
— Допрос. Очная ставка. Опознание.
— Производство судебной экспертизы
— Приостановление и возобновление предварительного следствия
— Прекращение уголовного дела
— Направление уголовного дела с обвинительным заключением прокурору
Подпись руководителя практики от организации:
ДНЕВНИК
прохождения преддипломной практики
студентом 5 курса юридического факультета
учебная группа 11 ЮК/6-09
в РОВД Пролетарского района г.Клин
с 12 января по 2 марта 2011 года
Место практики: СО при ОВД Пролетарского р-на г. Клин
Начало практики: 12 января 2011 года
Окончание практики: 2 марта 2011 года
Число и месяц
Краткое содержание выполняемых работ
Оценка руководителя практики качества выполняемой работы
Изучал нормативные документы, регламентирующие деятельность органов предварительного расследования (предварительного следствия и дознания) и ознакомился со служебными обязанностями сотрудников ОВД
Знакомился с материалами уголовных дел, находившихся в производстве следственного отдела в 2007-2009 годах.
Знакомился с материалами уголовного дела.
Изучал должностные обязанности следователя, а также лица, производящего дознание.
Изучал порядок возбуждения уголовного дела, а именно:
— доводы и основания для возбуждения уголовного дела,
— порядок возбуждения уголовного дела
Составлял постановление о возбуждении уголовного дела.
Участвовал в качестве понятой при личном осмотре подозреваемого.
Знакомился с видами уголовного преследования
Изучал общие условия предварительного расследования,
сроки предварительного следствия,
общие правила производства следственных действий,
порядок составления протокола следственного действия.
Знакомился с порядком производства следственных действий, а именно:
— осмотра места происшествия,
— предъявления для опознания,
Присутствовал при допросе свидетеля Иванова,
Составлял опись материалов уголовного дела
Участвовал в качестве статиста при опознании.
Участвовал в качестве понятого при осмотре места происшествия
Участвовал в качестве понятого при осмотре места происшествия.
Присутствовал в качестве понятого при проведении опознания
Изучал порядок процессуального оформления следственных действий
Знакомился с порядком назначения судебной экспертизы
Присутствовал при допросе потерпевшего.
Составлял постановление уголовного дела
Участвовал в качестве понятого при производстве обыска.
Отчет о прохождении практики в РОВД
Описание действий следователя при осмотре на месте происшествия. Способы оформления протокола осмотра место происшествия. Непосредственный объект осмотра место происшествия. Обязанности следователя в ходе осмотра места происшествия. Способы осмотра.
Рубрика | Государство и право |
Вид | отчет по практике |
Язык | русский |
Дата добавления | 02.11.2008 |
Размер файла | 17,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
о прохождении производственной практики
студентки 3-его курса
заочного отделения 2003 года
поступления на базе высшего образования.
Период прохождения практики с 20 марта по 20 апреля 2007г. в Жамбылском РОВД с. Узынагаш Жамбылского района Алматинской области в следственном отделе. При прохождении практики были получены необходимые при осмотре и в дальнейшей работе в органах правила и действия правильного проведения осмотра на месте происшествия и умение вести и держать контроль в данных ситуациях
Действия следователя при осмотре на месте происшествия.
По прибытии на место происшествия следователь:
· Получает от находящихся там очевидцев и лиц, первыми обнаруживших происшествие, информацию о случившемся и причастных к этому лицах;
· Поручает сотрудникам установить очевидцев и свидетелей, находившихся на месте происшествия, а также провести опрос очевидцев и свидетелей для получения первичной информации;
· Убеждается в том, что все неотложные меры для ликвидации последствий происшествия приняты, помощь пострадавшим оказано;
· Получать информацию об обнаруженных следах и объектах, имеющих доказательственное значение;
· Определяет круг участников ОМП, разъясняет их обязанности и права.
Осмотр производится с участием понятых. В других случаях (в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения или когда в силу других объективных причин нет возможности для привлечения граждан в качестве понятых, а также в случаях, если проведение осмотра связано с опасностью для жизни и здоровья людей), осмотр может производиться, без участия понятых, но с применением при этом технических средств фиксации его хода и результатов. Во время осмотра понятые должны находится рядом со следователем, либо в месте, которое им определил следователь. Однако в любом случае понятые должны непосредственно воспринимать все, что обнаруживается, исследуется и фиксируется при производстве осмотра места происшествия.
По усмотрению следователя в осмотре места происшествия могут принимать участие: специалист, переводчик, очевидцы и лица, первыми обнаружившее происшедшее, потерпевшие, свидетели, обвиняемые (подозреваемые) и его защитник.
Специалисты привлекаются для участия в осмотре:
— мест дорожно-транспортных происшествий;
— мест железнодорожных и авиационных происшествий;
— мест происшествий, связанных с нарушением правил техники безопасности.
Специалист помогает следователю сориентироваться в обстановке происшествия и уяснить его механизм, а также оказывает помощь в выявлении, фиксации и изъятии невидимых или мало видимых следов, обращает внимание следователя на обстоятельства, связанные с поиском и обнаружении следов и вещественных доказательств, дает пояснения по поводу выполняемых их действий.
Переводчик приглашается для участия в осмотре место происшествия в том случае, если совершено посягательство на лицо, не владеющего языком, на котором ведется расследование в данной местности, а его объяснение может иметь значение для правильной организации осмотра. Присутствие переводчика требуется, если на месте происшествия обнаружены документы или предметы с надписями на языке, которым не владеет следователь.
Потерпевший может принимать участие в осмотре место происшествия, однако до начала осмотра необходимо получить и зафиксировать его объяснение по поводу происшедшего.
Очевидцы и лица, которые первыми обнаружили место происшествия, привлекаются к осмотру происшествия для определения границ территории, подлежащее осмотру и получения информации об изменениях, внесенных в обстановку места происшествия в ходе ликвидации его последствии.
Участие обвиняемого (подозреваемого) в осмотре места происшествия целесообразно, если он изъявляет желание уточнить место совершения преступления или указать, где спрятаны орудия преступления и объекты преступного посягательства. Однако при этом следует иметь ввиду, что желание обвиняемого (подозреваемого) принять участие в осмотре места происшествия может быть продиктовано его стремлением, скрыться от следствия и суда (если он заключен под стражу) или уничтожить следы.
Защитник может участвовать в осмотре места происшествия в случаях, когда это следственное действие производится с участием его подзащитного.
Оформление протокола осмотра место происшествия.
Ход и результаты осмотра место происшествия фиксируется в протоколы где:
1. полно, точно и объективно отражать все обнаруженное в осмотре с тем, чтобы можно было получить четкое представление об обстановке места происшествия;
2. содержать описание всех следов и предметов, обнаруженных на место происшествия, и в том виде, в каком они были во время осмотра.
Содержание протокола должно быть таким, чтобы в случае необходимости по описаниям можно было осуществить реконструкцию места происшествия.
Протокол составляется в ходе осмотра место происшествия или непосредственно после его окончания.
Текст протокола осмотра места происшествия может написать под диктовку следователя любой участник осмотра, либо напечатать.
Вводная часть протокола содержит следующие реквизиты:
— основание производства осмотра;
— места и дата производства осмотра;
— должность и фамилия лица, составившего протокол;
— ссылки на статьи УПК, регламентирующие действия следователя в ходе ОМП;
— фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в осмотре;
— домашние адреса понятых;
— условия осмотра (дождь, снег, температура воздуха при осмотре на открытой местности, характер освещения и другие).
Факт разъяснения прав и обязанностей понятым, специалисту и переводчику, а также предупреждения об уголовной ответственности: специалиста за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей, переводчика заведомо неправильный перевод.
Описательная часть протокола содержит описание всех действий следователя на месте происшествия в той последовательности, как они производились, а также обнаруженного в ходе в том виде, в каком обнаруженное находилось в момент осмотра.
Если, в ходе осмотра составляется схема, то в протоколе допустимы отсылки к имеющейся на ней обозначениям. Осматриваемые объекты в таком случае нумеруются, а их номера на схеме и а описательной части протокола должны совпадать.
В заключительной части содержится следующие реквизиты:
— заявление специалиста, связанное с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств;
— замечания понятых и других участников осмотра;
— перечисляются объекты, изъятые в ходе ОМП, с указанием номеров пакетов, в котором они упакованы, характер упаковки, вида печати (пластилиновая, сургучная) и полный пакет оттиска печати;
— указываются приложение к протоколу (планы, схемы, слепки, оттиски следов и т.п.).
Протокол подписывается всеми участниками осмотра и завершается подписью следователя. Если протокол написан на нескольких страницах, то участниками осмотра следует предложить подписать каждую страницу.
В УПК не содержится требование удостоверять подписями понятых планы и схемы, изготовленные в ходе ОМП. Однако в Законе нет и запрета на такое действие и поэтому желательно, чтобы составленные следователем планы и схемы были удостоверены подписями понятых, а в случае необходимости и других участников осмотра.
Непосредственный объект осмотра место происшествия.
В ходе общего осмотра следователь:
— совершает обход место происшествия, выявляет объекты, связанные с происшествием, и на основе полученной информации составляет общее представление о характере происшедшего события;
— определяет границы подлежащего осмотру пространства и уясняет их соотношение и прилегающей территорией;
— устанавливает наличие следов, которые необходимо срочно защищать от воздействия атмосферных осадков, случайной или преднамеренной порчи, уничтожения;
— в случае обнаружения следов, оставленных преступником принимает решение и дает задание оперативному работнику о применение служебно-розыскной собаки для обнаружения лица, совершившего преступление.
Далее следователь вместе с другими участниками осмотра исследует весь комплекс вопросов, относящихся к обстановке места происшествия определяет взаимное расположение и взаимосвязь предметов, находящихся на месте происшествия, изучает их внешний вид и состояние, подробно фиксирует все обнаруженные с помощью фото- видеосъемки, планов, схем, чертежей и делает необходимые заметки для протокола осмотра.
В ходе осмотра применяется статистический метод, который заключается в том, что он производится без нарушения первоначального положения предметов. Применение данного метода является гарантией того, что обстановка место происшествия будет зафиксировано в ее первоначальном, неизменном виде.
По окончанию общего осмотра следователь переходит к детальному осмотру, в ходе которого тщательно исследует все объекты находящиеся на месте происшествия.
Применяются соответствующие способы осмотра.
Концентрический способ осмотра заключается в том, что он производится по спирали от периферии к центру места происшествия (труп, взломанный сейф, предмет, оставленный преступником).
Концентрический способ целесообразно применять в следующих случаях:
· когда центр места происшествия трудно определить (при осмотре места драки в большом помещении или на открытом участке);
· когда при подходе к центру места происшествия могут быть повреждены следы, находящиеся на периферии (в узком коридоре, в конце которого видны следы огня или лежит труп);
· когда существует реальная угроза, что следы находящиеся на периферии могут быть утрачены, в то время, как сохранение следов не вызывают опасении (следы оставленные преступником в помещении могут быть надежно сохранены, а находящееся с наружи следы транспортных средств, обуви, брошенные вещи и другие предметы могут быть уничтожены в любой момент).
Эксцентрический способ состоит в том, что осмотр осуществляется от центра места происшествия к его периферии.
Способ фронтального осмотра представляет собой линейный осмотр площадей от одной границы, принятой за исходную до другой. Этот способ осмотра применятся в тех случаях, когда подлежащая осмотру территория обширна ее можно, разбить на четко различимые полосы.
При наличии основании полагать, что за пределами грани осмотра могут быть обнаружены объекты, имеющие отношение к совершенному преступлению, следователь решает вопрос об обследовании определенного участка местности. Это действие, именуемое прочесыванием местности, может проводиться одновременно с осмотром или после осмотра происшествия, с участием сотрудников ОД и представителей общественности.
Изъятые с места происшествия объекты упаковываются и опечатываются печатью следователя. Упаковку изымаемых объектов следователь производит в присутствии понятых. Каждый пакет должен быть опечатан с помощью бирки, на которой имеются подписи понятых следователя.
За время прохождения практики мною были использованы все полученные за время учебы теоретические аспекты по Уголовному праву, Уголовно-процессуальному праву, Гражданскому праву, Криминалистике и другим предметам, пройденные за весь период учебы.
Подобные документы
Сущность осмотра места происшествия. Производство осмотра места происшествия при расследовании краж с участием эксперта-криминалиста. Психическая деятельность следователя при осмотре места кражи. Фиксация хода и результатов осмотра места происшествия.
дипломная работа [90,8 K], добавлен 29.08.2012
Понятие, задачи и виды осмотра места происшествия. Правила осмотра, его участники. Концентрический, эксцентрический и фронтальный способы осмотра. Технико-криминалистические приемы. Фиксация результатов осмотра места происшествия. Составление протокола.
контрольная работа [41,8 K], добавлен 28.12.2012
Общие задачи осмотра места происшествия. Понятие осмотра места происшествия. Материально-техническое снаряжение следователя. Тактические приемы на стадиях проведения осмотра места происшествия: эксцентрический, концентрический, фронтальный (линейный).
контрольная работа [36,3 K], добавлен 30.10.2007
Понятие и задачи осмотра места происшествия и его участники. Особенности составления протокола осмотра места происшествия. Изготовление планов и схем места происшествия. Особенности использования технических средств при осмотре места происшествия.
дипломная работа [71,9 K], добавлен 12.11.2011
От понятых и других участников осмотра места происшествия заявлений, жалоб и замечаний по поводу порядка проведения осмотра и других действий следователя не поступило. Составлена схема места происшествия, которая прилагается к протоколу.
реферат [7,1 K], добавлен 16.10.2002
Понятие и задачи осмотра места происшествия, нормативные акты, его регламентирующие. Права и обязанности специалиста, общие положения тактики, этапы ОМП. Особенности оформления результатов осмотра, содержание протокола осмотра места происшествия.
реферат [265,5 K], добавлен 09.04.2010
Осмотр места происшествия как следственное действие, порядок его проведения. Протоколирование следственных действий. Общая характеристика протокола места происшествия. Методика составления протокола. Образец протокола осмотра места происшествия.
реферат [35,9 K], добавлен 24.04.2010
Отчет о прохождении ознакомительной практики в Жлобинском РОВД
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 15:12, отчет по практике
Описание работы
Целью практики является закрепление и углубление полученных теоретических знаний, приобретение навыков самостоятельной работы, что достигается глубоким и доскональным изучением деятельности соответствующего государственного органа, овладением передовыми методиками управления и способами научной организации труда. Также практика имеет своей целью изучение проблематики практической деятельности и подготовка материала для дипломной работы.
Задачами практики являются:
• ознакомление со структурой, задачами и основными направлениями деятельности РОВД;
• ознакомление с общими условиями прохождения службы в РОВД, а также объемом прав и обязанностей работников;
Содержание работы
Введение
1.Общая характеристика
2.Основная часть
Заключение
Файлы: 1 файл
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИТСО»
Кафедра публичного права
Начальник Жлобинского РОВД
_________ Кулаковский А.А.
о прохождении ознакомительной практики
от УО ФПБ «Международный университет «МИТСО»
Сладкова Алевтина Юрьевна
Руководители практики от организации
Студент 3 курса юридического ф-та
Алиферович Екатерина Николаевна
Я, Алиферович Екатерина Николаевна, проходила ознакомительную практику в РОВД г. Жлобина в период со 2 июля по 29 июля 2012года.
Целью практики является закрепление и углубление полученных теоретических знаний, приобретение навыков самостоятельной работы, что достигается глубоким и доскональным изучением деятельности соответствующего государственного органа, овладением передовыми методиками управления и способами научной организации труда. Также практика имеет своей целью изучение проблематики практической деятельности и подготовка материала для дипломной работы.
Задачами практики являются:
изучение порядка приема и регистрации поступающих заявлений и сообщений о совершенных преступлениях;
изучение структуры, компетенции и организации дознания, проводимого РОВД;
усвоение и закрепление знаний и умений, полученных во время обучения;
Органы внутренних дел защищают жизнь, здоровье, честь,
достоинство, права, свободы и законные интересы граждан независимо от их гражданства, социального, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования и языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, а также от других обстоятельств.
Ограничение сотрудниками органов внутренних дел граждан в их
правах и свободах допускается только в случаях, предусмотренных
законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Граждане и организации, права и законные интересы которых
ущемлены действиями (бездействием) сотрудников органов внутренних
дел, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в вышестоящий
государственный орган или вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.
Органы внутренних дел не имеют права разглашать сведения,
порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина,
сведения, относящиеся к его личной жизни, если иное не предусмотрено законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Систему органов внутренних дел образуют:
Министерство внутренних дел (центральный аппарат);
внутренних дел Минского городского исполнительного комитета,
управления внутренних дел областных исполнительных комитетов,
управления, отделы внутренних дел городских, районных исполнительных
комитетов (местных администраций), управление внутренних дел на
транспорте Министерства внутренних дел и подчиненные ему отделы,
внутренних дел на транспорте);
учреждения образования и организации здравоохранения,
созданные для обеспечения выполнения задач, возложенных на органы
подразделения предварительного расследования;
подразделения по гражданству и миграции;
подразделения финансов и тыла;
органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.
В систему органов внутренних дел входят также иные
подразделения, которые создаются по решению Министра внутренних дел,
если иное не определено Президентом Республики Беларусь, и другие
организации, создаваемые по решению Президента Республики Беларусь.
Органы внутренних дел в целях выполнения возложенных на них
задач в пределах своей компетенции обязаны:
обеспечивать общественный порядок, безопасность личности,
общества и государства;
принимать необходимые меры по защите жизни, здоровья, чести,
достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, прав и
законных интересов организаций, а также по защите собственности от
преступных и иных противоправных посягательств;
принимать меры общей и индивидуальной профилактики
преступлений и административных правонарушений, предусмотренные
законодательными актами Республики Беларусь;
выявлять и пресекать преступления и административные
правонарушения, осуществлять производство по материалам и уголовным
делам, вести административный процесс;
принимать и регистрировать поступающие заявления, сообщения о
преступлениях, административных правонарушениях и информацию о
происшествиях, незамедлительно реагировать на них;
уведомлять прокурора в течение 24 часов о случаях
проникновения в жилые помещения и иные законные владения граждан,
помещения и иные объекты организаций;
обеспечивать содержание, охрану и конвоирование лиц,
содержащихся под стражей;
обеспечивать безопасность участников уголовного процесса, лиц,
оказывающих содействие органам внутренних дел при подготовке и
проведении оперативно-розыскных мероприятий, их близких и имущества
от преступных и иных противоправных посягательств, а также
безопасность суда при рассмотрении дел;
обеспечивать в установленном порядке государственную защиту
судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и
разыскивать лиц, совершивших преступления, административные
правонарушения, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный или
административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и
иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц
в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики
Беларусь, проводить мероприятия по идентификации неопознанных
трупов, установлению личности граждан, которые в силу состояния
здоровья или возраста не могут сообщить о себе сведения, или
граждан, которые отказываются сообщить о себе сведения,
заблудившихся или подкинутых несовершеннолетних, установлению их
родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
вести учет граждан по месту жительства, выдавать гражданам
документы, удостоверяющие их личность, осуществлять контроль за
соблюдением законодательства о гражданстве и миграции;
осуществлять контроль за соблюдением законодательства в
области дорожного движения и обеспечения его безопасности,
государственную регистрацию и государственный учет транспортных
средств, выдачу водительских удостоверений, регулировать дорожное
проводить исследования и экспертизы по материалам и уголовным
делам, материалам оперативно-розыскной деятельности и делам об
административных правонарушениях, вести криминалистические учеты;
участвовать в обеспечении режимов чрезвычайного положения и
обеспечивать контрольно-пропускной режим на территориях зон
эвакуации (отселения), первоочередного отселения и последующего
отселения, с которых отселено население;
принимать неотложные меры по спасению граждан, оказанию
нуждающимся необходимой помощи, охране имущества, оставшегося без
присмотра в результате аварий, катастроф, пожаров, стихийных
бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
осуществлять лицензирование (участвовать в осуществлении
лицензирования) видов деятельности в случаях, предусмотренных
законодательными актами Республики Беларусь;
контролировать соблюдение установленных правил открытия и
функционирования объектов, надзор за которыми возложен на органы
боеприпасов к нему, наркотических средств, психотропных веществ и их