отчет преддипломной практики психолога в школе
Отчет по преддипломной практике педагога-психолога
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Предметом практики является процесс работы над ВКР на тему: «Деятельность педагога-психолога по интеграции в социум детей, попавших в трудную жизненную ситуацию».
Цель практики: закрепление знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, а также сбор, обобщение и анализ эмпирического материала, необходимого для выполнения и апробации результатов ВКР.
В ходе практики рассмотрела содержание и сущность понятия «Интеграция в социум детей, попавших в трудную жизненную ситуацию» в научной литературе; охарактеризовала детей в трудной жизненной ситуации и их социально-педагогическую характеристику; выявила, теоретически и экспериментально обосновала педагогические условия успешной интеграции в социум детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; п роанализировала полученные в ходе проведения экспериментальной работы результаты.
По результатам практики закрепила знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, совершенствовала комплекс профессиональных умений и навыков в процессе самостоятельной работы в должности педагога-психолога, а также собирала, обобщала и анализировала эмпирический материал, необходимый для выполнения и апробации результатов выпускной квалификационной работы.
Организационный этап практики………………………………………. 5
Основные сведения об учреждении, направлениях его работы и специфике……………………………………………………………..……5
Специфика деятельности педагога-психолога………………………. ….6
Изучение оснащения кабинета педагога-психолога………………….…..8
Знакомство с документацией психолога……………………………….…8
Содержательный этап практики………………………………………. …9
Исследование уровня интеграции в социум детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на констатирующем этапе………………………..9
Экспериментальная работа по реализации адаптированной программы «В гармонии с миром»…………………………………………………….19
Анализ результатов проведенной работы……………………………….25
Заключительный этап практики………………………………………. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34
Преддипломная практика в учреждениях различного типа является заключительным из этапов профессиональной подготовки педагогов-психологов. Этот вид практики позволяет студентам непосредственно включиться в различные виды профессиональной деятельности педагога-психолога, непосредственно познакомится с их спецификой. Практика дает возможность проверить степень своей готовности к самостоятельной психолого-педагогической деятельности, оценить себя, свои способности, профессиональные качества. Практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции.
Преддипломная практика ориентировалась на сбор, изучение и анализ эмпирического материала для написания ВКР на тему «Деятельность педагога-психолога по интеграции в социум детей, попавших в трудную жизненную ситуацию», на базе Государственного казенного учреждения «Социальный приют для детей и подростков «Теплый дом» в Дрожжановском муниципальном районе», где проходят реабилитацию дети и подростки в возрасте 3-16 лет.
Организационный этап практики
В первые дни практики я познакомилась с базой практики, с сотрудниками социально-психологической службы, спецификой работы практического психолога, с типом учреждения, персоналом, оборудованием кабинета психолога и его документацией, а также с требованиями охраны труда, техники безопасности, а также с правилами внутреннего трудового распорядка организации, предоставляющей место прохождения практики.
Основные сведения об учреждении, направлениях его работы и специфике.
В соответствии со своими целями и задачами приют принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; осуществляет прием и временное проживание детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им экстренной помощи, организует медицинское обследование; оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних, содействует возвращению в семьи; оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; через органы опеки и попечительства обеспечивает защиту прав и законных интересов детей и подростков, организует работу с паспортным столом и пенсионным фондом; проводит социальную диагностику, разработку и реализацию индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации; жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей.
Директор – Хайруллина Рамзия Насыховна.
Психолог – Ханбикова Гульназ Хайдаровна.
Специфика деятельности педагога-психолога
Цель работы педагога-психолога: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.
Основные направления работы педагога-психолога: консультационная работа и развивающая деятельность.
Отправной пункт – соблюдение интересов ребенка. Многие дети способны четко сформулировать собственные проблемы и знают, что принесет им пользу.
Основой результативной работы психолога являются доверительные отношения. Обретение доверия должна быть длительным процессом.
Целенаправленная помощь педагогов, воспитателей, психологов, социальных работников в формировании широкого репертуара жизненных навыков.
Перед началом работы психолог в приюте определяет˸ уровень психического и социального развития детей, степень и характер их дезадаптации, выявляет ценностные ориентации; типы личностного реагирования на стрессогенные ситуации. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка в работе с ним, прогнозировать поведенческие проявления и направление развития ребенка.
Ситуации, при которых ребенку необходима помощь психолога˸
Ситуация 1. Отрыв от дома и помещение ребенка в приют.
Оказание психотерапевтической помощи состоит в лечении посттравматического стресса (жертвы насилия, отрыв от семьи или потеря семьи). Переживание горя и страха блокируют личностное развитие ребенка.
Необходимо создание поддерживающей среды для восстановления душевных и физических сил˸ дети и подростки имеют право знать о планах администрации по поводу их дальнейшего устройства. Вовлечение детей в планирование их собственного будущего дает чувство контроля над судьбой.
Задача психолога – помочь заново обрести ощущение безопасности, веру в себя и окружающих взрослых, развить самостоятельность и независимость.
Ситуация 2. Тревога по отношению к собственному будущему.
Подростки, находящиеся в приютах из-за асоциального образа жизни родителей, начинают думать, что и у них может неудачно сложиться жизнь, возникает тревога по отношению к будущему.
Задача психолога – помочь сформировать положительное отношение к будущему, помочь найти ресурсы, чтобы построить будущее так, как подросток этого хочет; помочь разобраться в профессиональном самоопределении.
Необходимая поддержка при переходе из довольно упрощенного и глубоко специфического мира в сложный и трудный современный мир – служба социально-психологической помощи для выпускников государственных учреждений.
Задача психолога – оказание помощи молодым людям в преодолении предрасположенности к негативным жизненным выборам, задать положительные ценностные представления, так как типичные черты выпускников˸ иждивенчество, трудности в общении, инфантилизм, перегруженность отрицательным опытом.
Примерный распорядок дня педагога-психолога:
10.00 – 10.30 – Занятие в сенсорной комнате
10.30 – 12.00 – Работа с документацией
13.00 – 15.00 – Индивидуальная психокоррекционная работа с подростками
15.00 – 16.00 – Работа с документацией
Изучение оснащения кабинета педагога-психолога
Кабинеты педагога-психолога находятся на втором этаже. Первый кабинет для групповых и индивидуальных занятий, оформлен в светлых тонах. Кабинет оснащен необходимой мебелью: компьютерный стол и кресло, диван, личное рабочее место психолога (стол, стул), рабочий стол для воспитанников и диван, шкаф с методической литературой и материалами, уголок достижений психологической работы педагога, доска для песочной терапии.
Второй кабинет предназначен для проведения релаксации воспитанников после психологических занятий. В комнате психологической разгрузки имеются мягкие пуфы и кресла, сухой бассейн с шарами, магнитофон с аудиозаписями для релаксации, светящийся ковер.
Консультирование родителей воспитанников психолог проводит в гостевой комнате для родителей, который расположен на первом этаже здания. Кабинет также оформлен в светлых тонах. В комнате имеется мягкая мебель, стол, стулья, шкаф с портфолио и достижениями воспитанников, телевизор, где родители могут посмотреть видеозаписи жизни и деятельности своих детей в приюте, также в комнате оформлен живой уголок с живыми растениями, аквариумом и птицами.
Знакомство с документацией психолога
Перечень основной документации:
Годовой план работы, учрежденный руководителем учреждения;
Журнал учета проведенной работы;
График работы на неделю;
Циклограмма на каждый день;
Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной и других видов работ;
Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем учреждения.
Содержательный этап практики
Исследование уровня интеграции в социум детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на констатирующем этапе
Целью моего исследования стало выявление и экспериментальная проверка педагогических условий эффективности деятельности педагога-психолога по интеграции в социум детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Исследование проводилось на базе ГКУ МТЗ и СЗ РТ «Социальный приют для детей и подростков «Теплый дом» в Дрожжановском муниципальном районе».
В исследовании приняло участие 10 детей в возрасте от 11 до 14 лет, среди них 5 девочек и 5 мальчиков.
С целью изучения психологических особенностей несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, могут использоваться различные методики. Например, для определения уровня психической устойчивости может использоваться методика «Самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях» (М.В. Секач, В.Ф. Перевалов, Л.Г. Лаптев), ведь трудная жизненная ситуация всегда связана со стрессами, а устойчивость к стрессам способствует лучшей адаптации к изменяющимся обстоятельствам жизни детей. Для изучения уровня тревожности можно использовать такие методики как Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан), Методика диагностики уровня школьной тревожности А. Филлипса и др., и мы в своей работе ставим целью изучение такого психического состояния как тревожность, потому как трудная жизненная ситуация предполагает повышение ситуативной и личностной тревожности у несовершеннолетних. Можно изучить актуальное эмоциональное состояние у детей в трудной жизненной ситуации с помощью методики «Самочувствие, активность, настроение» (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и др.), либо с помощью методики Невербальная диагностика эмоциональных состояний (А.О. Прохоров).
Для выяснения психологических и поведенческих особенностей воспитанников социального приюта для детей и подростков «Теплый дом» я использовала следующие диагностические методики:
— Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера-Ханина) (Приложение 1);
— Тест оценки коммуникативных умений (Ряховского), в модификации (Приложение 2);
— Тест «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильина, П. А. Ковалева) (Приложение 3).
Опишем их подробнее.
Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера-Ханина)
Проводилось индивидуальное исследование с каждым ребенком. Детям предлагались шкалы ситуативной и личностной тревожностей, вслух зачитывались утверждения, на которые ребенок должен был подобрать подходящее утверждение. За каждое утверждение ребенку присваивался соответствующий балл. Подсчитывалось общее количество баллов и делилось на количество утверждений в шкале. Далее полученные результаты соотносились с нормативными данными, приведенными в ключе. Делался вывод о наличии определенных уровней личностной и ситуативной тревожности.
Методика была выбрана, поскольку в первую очередь трудная жизненная ситуация влияет на появление у ребенка тревожности, которую нужно своевременно выявить и корректировать. Кроме того, данная методика определяет основные причины тревожности у несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации.
Тест оценки коммуникативных умений (В.Ф. Ряховского)
Понятие «коммуникативные умения» включает в себя оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Методика предназначена для проверки этих качеств. [52]
Проводилось индивидуальное исследование с каждым ребенком. Ребенку предлагалось отметить ситуации, которые вызывают у него неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком – будь то товарищ, учитель, родители или просто случайный собеседник. Далее подсчитывался процент ситуаций, вызывающих досаду и раздражение, и полученные результаты соотносились с нормативными данными, приведенными в ключе. Делался вывод об уровне развития коммуникативных навыков.
Методика была выбрана мною, так как она содержит возможность определить уровень коммуникабельности личности, с целью выявления у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, уровня развития коммуникативных навыков, как они воспринимают окружающих их людей, умеют ли дружить, понимать чужие проблемы.
Тест «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильина, П. А. Ковалева)
Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик. Методика позволяет получить показатели по следующим шкалам: вспыльчивость, напористость и наступательность, обидчивость, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность. [40]
Проводилось индивидуальное исследование с каждым ребенком. Ребенку предлагался ряд утверждений. При согласии с утверждением ребенок должен поставить знак «плюс» («да»), при несогласии — знак «минус» («нет»). Далее полученные результаты соотносились с нормативными данными, приведенными в ключе, определили показатели по каждой вышеназванной шкале. Делался вывод об уровне сформированности у ребенка позитивной и негативной агрессивности, и конфликтности.
Методика была выбрана мною с целью выявления уровня личностной агрессивности и конфликтности у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. А также выявить, какой вид агрессивности преобладает у ребенка на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Была проведена диагностика по исследованию тревожности несовершеннолетних по методике Спилбергера-Ханина. Результаты представлены в Таблице 1, методику Спилбергера-Ханина смотрите в Приложении 1.
Таблица 1 – Результаты испытуемых по наличию ситуативной и личностной тревожности
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
1.Характеристика образовательного учреждения
Лицей №29 Омска является бюджетным образовательным учреждением. Представляет из себя-3-х этажное кирпичное здание.
Особое внимание педагогический коллектив уделяет вопросам патриотического и нравственного воспитания учеников. Ежегодно проводятся встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, на которых учащиеся выступают с концертами и дарят, выполненные своими руками подарки. Лицей уделяет большое внимание пропаганде здорового образа жизни и физическому развитию детей.
Занятия в лицее организованы по 5 дневной учебной неделе. Уроки начинаются в 8 часов утра. Начальная школа обучается по безотметочной системе. Лицей является опорным пунктом проведения единого государственного экзамена. Предметные лаборатории являются центрами исследовательской деятельности и повышения педагогического мастерства.
В лицее работает заслуженный педагог-психолог.
С приходом психолога в школу тесно связаны большие социальные ожидания, о которых он ни на минуту не должен забывать. Определив психолога, в школу пришла психология как насущная потребность школьной жизни.
Содержание психологической службы школы определяется следующими задачами (рис 1):
Рисунок 1.
Задачи психологической службы
Из поставленных задач вытекает вывод о необходимости сочетания диагностики развития личности учащихся и выявления психолого-педагогических причин его нарушения, принятия профилактических, предупредительных мер.
Итак, основными направлениями деятельности школьного психолога являются диагностическая, профилактическая и психокоррекционная, консультативная работа.
Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Но школа – это огромный социальный институт. Работая с детьми, психолог проводит консультации с педагогами и родителями.
Рассмотрим основные методы работы психолога в школе.
Кроме уроков психологии, в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (всё зависит от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога, составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет не последнюю роль.
Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого – всё это получает ребёнок в школе. Вот именно здесь надо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.
Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.
От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может разобраться в причинах неуспеваемости, агрессивности детей. Вот тут возникает тесная связь с родителями, которым необходимо идти на контакт с психологом.
Цель и задачи деятельности психолога в данном учреждении:
Основными направлениями деятельности психолога являются: психодиагностика, психокоррекция, психопросвещение, психопрофилактика, психоконсультирование.
Психодиагностика подразумевает выявление агрессии, тревожности, личностных, мотивационных, познавательных и других особенностей детей. Но на этом этапе работа психолога не заканчивается. Он должен разработать рекомендации для каждого ребёнка, письменно оформив их, и провести коррекционные занятия с теми учениками, у которых выявлены отклонения от нормы. Эти занятия проводят индивидуально или с группой в форме тренингов, упражнений или игр для дошкольного и младшего школьного возраста, направленных на устранение проблемы.
Также психолог занимается психопрофилактикой, которая включает в себя объяснение вреда курения и употребления психоактивных веществ, пропаганду здорового образа жизни, предотвращение правонарушений. Кроме того, он ведёт просветительскую работу с родителями и преподавателями, выступая на педагогических советах и родительских собраниях и рассказывая при этом особенности психологии детей определённого возраста по предложенной ему заранее теме. Некоторые психологи в школах индивидуально консультируют родителей и детей по волнующему их вопросу, помогая понять причину проблемы в ходе индивидуальной беседы.
В ходе ознакомления с деятельностью психолога, мы рассмотрели рабочие папки, находящиеся на столе у психолога. Перечень документации, находящейся в папке перечислен ниже:
1 папка
План работы педагога–психолога на 2012-2013 учебный год
Сюда входят следующие разделы:
1.Психодиагностика
-Психологическая коррекция
-Психопрофилактика
-Психологическое консультирование
-Экспертная работа
-Методическая работа
2. График работы педагога-психолога
3. График коррекционно-развивающих занятий на 2012-2013 учебный год, I четверть
4. График диагностических занятий на 2012-2013 учебный год, I четверть
5. Индивидуальный план профессиональной деятельности педагога –психолога на 2012-2013 год
6. Схема помещения I этаж на случай ЧС
7. Должностная инструкция педагога-психолога
2 папка
План работы психолого-медико-педагогического консилиума на 2008-2009 учебный год
1 График плановых заседаний ПМПК
2. Журнал записи детей на ПМПк
3. Журнал регистрации и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк
4. Протокол
Психолога – медико-педагогического консилиума
Решение психолога- медико-педагогического консилиума
5. Приложение
1) Психолога – педагогическая характеристика на учащегося
2) Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования
3) Результаты психологического обследования детей подготовительного класса
4) Выписки из истории развития ребенка
5) Выписка из протокола ПМП к для предоставления на ПМПК
6) Индивидуальное заключение
3 папка
1) Мини-тренинг «Мы команда»
2) «Морские приключения» (психологическая игра для подростков)
3) Формирование коммуникативных навыков для детей с замедлением развития.
4) Анкета
5) Рабочая тетрадь «Я решаю логические задачи»
6) Рабочая тетрадь для детей 2 класса
7) Учебное пособие для детей подготовительного класса
8) Диагностика для педагогов
-Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности
— Анкета для учителей
— Методика оценки учителя (МОРУ)
— Опросник для учителя по диагностике адаптации учащегося 1-го класса к школе (Ковалевой)
9) Профориентация
-Анкета интересов
-Анкета учащегося по профориентации (10 класс)
-Дифференциально-диагностический опросник
-Тесты
10) Диагностика личностных особенностей подростков
-диагностика личностных особенностей подростков с нарушением слуха
-дифферинциально – диагностический опросник
-опросник социально-психологический
-формы таблиц, рекомендуемых при обобщении данных по диагностике учащихся 9-х классов
2. 1 этап практики Психодиагностика
Цель психодиагностической программы исследования: изучение особенностей агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
Задача: Выявить проявление агрессии у детей в младшем школьном возрасте.
Для исследования применялись следующие методики:
— методика определения агрессивности А. Баса и А Дарки;
— проективная методика «Рисунок несуществующего животного»
2.2 Результаты диагностического исследования и заключение об учащихся одного класса
1. Причина исследования: изучение особенностей агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
2. Разработка плана исследования, построение, обоснование выбора методик психодиагностического исследования.
Исследование проводилось в 3 этапа:
I. этап – Знакомство. Общение. Беседа.
II. этап – Диагностика
III. этап – Анализ результатов исследования
3. Методики, используемые в психодиагностическом исследовании представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Методики, используемые в психодиагностическом исследовании
Автор теста,
название теста
Фактор, влияющий на результат
Методика
определения агрессивности А. Баса и А Дарки.
Исследование проявления формы агрессии у детей младшего школьного возвраста
1.Беспокойство у детей 2.Эмоциональное напряжение.
3.Дискомфорт.
4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.
Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ).
Оценить степень развитости агрессивности у младших школьников
Результаты исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Таблица результатов тестирования
Результаты выполнения диагностического задания
Методика определения агрессивности А. Баса и А Дарки.
Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ).
Высокий уровень вербальной агрессии
Уровень агрессивности ниже среднего
Ниже среднего уровень агрессивности показан на рисунке и он носит защитный характер.
Повышен уровень косвенной агрессии
Средний уровень агрессивности
Девочка выражает агрессивность путем злых шуток, взрыве ярости, но направленность агрессии отсутствует.
Преобладает вербальная агрессия
Уровень агрессивности низкий
Ребенок изобразил на рисунке животное с отсутствием частей выражающих агрессивность, что говорит о его вербальной агрессивности, как способе защитить себя.
Преобладает склонность к раздражению
Средний уровень агрессивности
Ребенок, при малейшем возбуждении, отличается резкостью, вспыльчивостью.
Преобладает вербальная агрессия и подозрительность.
Уровень агрессивности ниже среднего.
Девочка выявляет недоверие и осторожность по отношению к людям, присутствуют страхи.
Преобладает обида, вербальная агрессия
Уровень агрессивности средний.
По рисунку видно, что у девочки занижена самооценка. Ярко выражено чувство горечи на весь мир.
Преобладает вербальная агрессия, чувство вины.
Уровень агрессии ниже среднего.
У ребенка агрессия в большей степени направлена на себя, чувство вины выражает возможное убеждение, что он поступает плохо.
Высокий уровень физической агрессии
Уровень агрессии средний.
Ребенок готов решать любые проблемы при помощи физической силы.
Преобладает уровень косвенной агрессии.
Уровень агрессии ниже среднего.
У девочки форма агрессии не направлена ни на кого. Она может проявляться в крике, топанью ногами.
Преобладает несколько вербальная агрессия.
Уровень агрессии ниже среднего.
Ребёнок выражает свою агрессию через форму слов (угроза, проклятия, ругань)
По результатам проведенного исследования были выделены формы выражения агрессии у младших школьников. Можно сказать, что младшим школьникам свойственно агрессивное поведение, в различных формах его выражения. Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы и то, что агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание. Видно, что у детей в наибольшей степени выражены такие компоненты агрессивного поведения, как косвенная и вербальная агрессия. Вербальный способ выражения агрессии является социально приемлемой заменой непосредственной, прямой физической агрессии, проявлять которую дети не могут из-за опасности подвергнуться ответному агрессивному акту. Иными словами, дети склонны проявлять вербальную агрессию как самую безопасную для себя. К тому же, вербальная агрессия иногда является своего рода показателем причисления к неформальной «взрослой» культуре, которую 2 классники пытаются активно продемонстрировать.
Косвенный характер агрессии является следствием двойственности натуры с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой – феминные черты характера: сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость. Кроме того, из-за сензитивности ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности.
По полученным результатам только у одного мальчика физическая агрессия преобладает над вербальной. Агрессия проявляется в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, или наносит вред дерется, ломает, швыряет предметы.
2.3 Психологическая профилактика
Таблица 2.Тематический план занятий по программе
«Учимся быть вежливыми и ответственными»
«Отношении к своему поведению»
«Учимся уважать других и сдерживать свой гнев»
Ожидаемые результаты по программе: нормализация эмоционального состояния ребенка, повышение уверенности в себе, развитие эмпатии, социализации и позитивного отношения к другим людям, и как следствие устранение вербальной и невербальной агрессии младшего школьника.
Содержание игр и упражнений, включенных в программу.
Занятие 1
Материалы: «дневнички» участников, ручки, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Игра «Знакомство»
Каждому участнику предлагается выбрать себе имя, которым он хочет, чтобы его называли другие. Затем дети по очереди (по кругу) повторяют свои имена, придумывают и зарисовывают их символы-образы, например, в виде пиктограммы. Эти символы ребята изображают на обложке или форзаце своих дневничков, как бы подписывая их. Такие пиктограммы позволяют легче запомнить новые имена членов группы.
Примечание: Эта процедура имеет диагностический смысл. Иногда младшие школьники выбирают не те имена, которыми их называют в реальности. Выбор чужого имени может быть признаком неприятия себя. Таким образом проявляется ощущение собственного неблагополучия у ребенка. На первом занятии не следует выяснять, почему школьник назвал себя по-другому, чтобы не «отпугнуть» его. Сделать это можно позднее, когда психолог полностью войдет в доверие к детям, а сами дети адаптируются к новой форме работы.
2. Игра «Гости»
Игра позволяет запомнить новые имена участников тренинга и выявить характер взаимоотношений детей в группе.
Психолог объясняет детям правила игры. Каждый участник на несколько минут закрывает глаза и мысленно представляет себе какой-либо праздник, недавно прошедший или предстоящий вскоре (чаще всего дети представляют свой день рождения). При этом необходимо воссоздать в памяти все подробности и как бы вновь «побывать» на торжестве, ощутить радостную, праздничную атмосферу (можно закрыть глаза на 1—2 минуты и представить себе этот праздник). Затем детям предлагают внимательно посмотреть друг на друга и назвать по именам (которые были названы детьми в предыдущем упражнении) тех членов группы, которых они пригласили бы в этот день к себе в гости.
3. Подвижная игра «Море волнуется. »
Знакомую всем игру мы несколько изменили в соответствии с целью тренинга. Дети выбирают водящего (например, считалочкой), который поворачивается спиной к остальным и произносит известные слова: «Море волнуется — раз. » На счет «три» дети должны замереть в необычной, невероятной позе, изображающей живое существо, передающее какие-либо эмоции. Водящий по очереди подходит к каждому ребенку, «включает» его и старается отгадать, кого и в каком эмоциональном состоянии тот показал. Затем ребенок сам рассказывает, что он попытался представить. В конце игры психолог вместе с группой анализирует выразительные невербальные средства передачи задуманного образа (мимика, взгляд, жесты, положение туловища, сжатые кулаки, «выпущенные когти» и т.п.), обсуждает, насколько удачным был их выбор.
4. Этюд «Слушаем себя» (упражнение на ауторелаксацию)
Детям предлагается принять удобную позу, на 1—2 минуты закрыть глаза, расслабиться и «прислушаться к себе», как бы «заглянуть в себя» и подумать, что каждый чувствует в данный момент, какое у него настроение. В это время психолог рисует мелом на доске (или использует заранее приготовленный плакат) схематические изображения различных эмоциональных состояний человека: радости, злости, страха, грусти, удивления, спокойствия. Затем тренер просит по очереди каждого из детей, не открывая глаз, рассказать, как он себя чувствует, какое у него настроение (если группа большая, то дети высказываются по желанию). После этого психолог предлагает ребятам открыть глаза и посмотреть на схематические изображения различных эмоциональных состояний. Вместе с психологом обсуждаются особенности лицевой экспрессии в каждом случае: положение и форма бровей, уголков рта, глаз.
Примечание: Упражнение позволяет диагностировать эмоциональное самочувствие участников тренинга, степень принятия ими формы и методов работы в ней. Затем психолог просит детей быстро и схематично изобразить в дневничках свое состояние, настроение (образцом служат рисунки на доске или на плакате).
5. Упражнение «Шестое чувство»
В первой части задания детям предлагается ответить на ряд вопросов, но не от своего лица, а от лица всех членов группы, то есть так, как, по их мнению, ответило бы большинство. Ответы записываются ребятами, но не произносятся вслух, иначе игра не состоится, «не будет интересно». Вопросы могут быть такими:
1) Какой у большинства участников тренинга самый любимый день недели?
2) Какое самое любимое время года?
3) Какое самое любимое число?
4) Какую геометрическую фигуру выбрала бы группа?
5) Что хотели бы участники тренинга сделать в данный момент?
Напротив номеров вопросов необходимо записать или нарисовать (если это геометрическая фигура) только один вариант ответа.
После выполнения первой части задания психолог вновь зачитывает вопросы и ответы на них, а каждый ребенок поднимает руку в том случае, если прозвучал его вариант. Производится экспресс-обработка результатов. Наибольшее количество одинаковых ответов, а опрос считается отражением мнения группы, дети определяют по количеству поднятых рук. Например, тренер говорит: «Понедельник» — и смотрит, сколько учащихся подняли руки; затем: «Вторник», — и вновь подсчитывается количество поднятых рук, и т.д.
Плюс данного задания состоит в том, что дети тут же получают информацию о степени развития у себя «шестого чувства».
Примечание: Это упражнение используется как метод изучения степени единства группы. Оно проводится повторно на заключительном этапе тренинга, чтобы сравнить, насколько выросла групповая сплоченность детей. Вопросы в этом случае должны быть аналогичными по сложности. Если упражнение выполняется среди ребят, которые не знают друг друга, то оно дает первичную информацию об особенностях группы. Если же упражнение выполняется в классе, где дети хорошо знакомы, то может выявить уровень сплоченности коллектива.
6. Рисование на тему «Мой самый счастливый день»
Детям предлагается в течение 2—3 минут вспомнить и нарисовать самый счастливый день в своей жизни, подумать, какие чувства они испытывали в тот день, чем он запомнился, и «поделиться» своей радостью с другими детьми.
Затем группа обсуждает рисунки, после чего психолог желает детям, чтобы в их жизни было побольше счастливых дней, и обращает внимание на то, что часто это зависит от них самих. Примечание: Рисование способствует невербальному выражению переживаний, о которых не каждый ребенок может рассказать другим. Анализ высказываний, цветовых решений и содержания рисунков детей дает возможность отчасти диагностировать уровень их притязаний (что ребенку «надо для счастья»), расширяет объем информации о каждом конкретном ученике, которой владеет психолог.
Доброжелательное обсуждение рисунков, понимание чувств детей и стимулирующая похвала тренера снимают барьеры в общении, эмоциональную напряженность и создают чувство защищенности в группе.
7. Этюд «Радуга» (упражнение на ауторелаксацию)
Дети садятся поудобнее, закрывают глаза и в течение 1—2 минут представляют себе легкую воздушную радугу, прекрасную игру красок и себя в спокойном, приятном состоянии, отдыхающими. Психолог «навеивает» на детей приятные ощущения безмятежности, расслабленности. Затем обсуждается, какие чувства испытывали ребята во время выполнения упражнения, что ощущали, кто «видел» что-нибудь необычное.
Заканчивается упражнение тем, что дети встают, прогнувшись, потягиваются и движениями рук над головой изображают дугу радуги (одновременно разминая мышцы).
8. Этюд «Улыбка по кругу»
Все берутся за руки и «передают» улыбку по кругу: каждый ребенок поворачивается к своему соседу справа или слева и, пожелав чего-нибудь хорошего и приятного, улыбается ему, тот улыбается следующему т.д. Можно образно «взять улыбку» в соединенные ладони и бережно «передавать» ее по кругу, из рук в руки. Это упражнение может стать своеобразным ритуалом прощания на все время работы с группой.
Психолог интересуется впечатлениями детей от занятия, благодарит за работу и приглашает на следующую встречу.
При проведении игровых упражнений мы убедились, что в играх дети не только расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся, с одной стороны, самостоятельности, настойчивости, а с другой – умению владеть собой и считаться с партнерами, согласовывать свои действия с действиями других игроков.
Комплекс психологических рекомендаций для педагогов и родителей
Агрессивные дети – это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.
Принципы общения с агрессивными детьми для учителей
При работе с агрессивным ребенком педагогу важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Агрессивным детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций и с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. За агрессивным поведением, как правило, прячется боль, разочарование, отверженность. Агрессия – это реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку» (Гиппенрейтер, 1997).
В целях проведения успешной работы можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие педагога с ребенком в ходе совместной работы:
– контакт с ребенком;
– уважительное отношение к личности ребенка;
– положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
– безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
– сотрудничество с ребенком
– оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.
У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.
Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.
Принципы общения с агрессивными детьми для родителей
1) Родителям необходимо учиться распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия.
2) Родителям необходимо учиться навыкам «ненасильственного» общения, «активному» слушанию, в процессе общения необходимо исключать оценочные высказывания, использовать в общении с ребенком «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений»; исключение угроз и приказов.
3) Родителям необходимо выработать единые требования и правила воспитания в семье, а если возникают затруднения, то обратиться за помощью к педагогам и специалистам школы.
4) Родителям необходимо отказаться от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения.
5) Родителям необходимо позаботиться о включении ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий.