отчет по учебной практике филолога

Отчет по педагогической практике студентки филологического факультета спец. «Русский язык и литература» МГПИ им.

отчет по учебной практике филолога. 1510474086bctlc. отчет по учебной практике филолога фото. отчет по учебной практике филолога-1510474086bctlc. картинка отчет по учебной практике филолога. картинка 1510474086bctlc.

по педагогической практике

студентки филологического факультета

спец. «Русский язык и литература»

Встреча со школьной администрацией и педагогическим коллективом принесла мне только положительные впечатления. Учитель-предметник и классный руководитель старались оказывать мне посильную помощь в проведении уроков русского языка и литературы, а также двух внеклассных мероприятий, осуществлять психологическое исследование коллектива учащихся.

Особую важность для меня представляла беседа с учителем-предметником, в ходе которой она рассказала об особенностях подготовки уроков русского языка и литературы: так, на уроках русского языка теоретический материал она распределяет по блокам, «разбавляя» практическими заданиями; уроки литературы изобилуют наглядностью и построены на проблемной основе. Продуктивным было и посещение уроков учителя. Было заметно, что учащиеся уже привыкли к такому построению занятий, и мне было легче готовить такие уроки, на которых им было бы комфортно работать.

План педагогической практики мной выполнен полностью: я провела в общей сложности 20 учебных занятий (6 уроков русского языка и 14 уроков литературы), внеклассные мероприятия, а также замещала классного руководителя и осуществляла научно-исследовательскую деятельность по выявлению социально-психологических особенностей коллектива учащихся вверенного мне класса. К каждому уроку я тщательно готовилась, изучала рабочую программу по предметам, передовой опыт учителей-словесников и научную литературу по определенной теме; составляла сценарий внеклассных мероприятий и готовилась к их проведению вместе со школьниками. Качество проведенных мною занятий считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них. Особых проблем с дисциплиной на уроках также не было, поскольку я старалась подбирать интересный учебный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы с ним на занятиях.

Основные трудности в подготовке к урокам были связаны с широтой их тем, которые формулировал учитель. Сложным оказалось уложить весь запланированный материал в 45 минут, тем более, что, как правило, тексты художественных произведений ребятами прочитаны не были. Поэтому часть материала всегда «пропадала», и мне приходилось оставлять ее на самостоятельное ознакомление. В подготовке внеклассных мероприятий, когда весь акцент я поставила на самостоятельную работу учащихся, трудившихся в группах, было много неувязок и даже конфликтов, потому что школьники неоднократно проявляли инертность, недисциплинированность, вялость во внеклассной работе. Они оказались абсолютно неприученными к групповой, коллективной деятельности. Особой помощи со стороны учителей мне также оказано не было. Поэтому слаженности в работе коллектива мне так и не удалось добиться. В будущем следует больше внимания уделять мотивационному компоненту при организации любой деятельности учащихся.

Неоценимую поддержку мне оказали методисты из института. Именно они подсказывали мне, какой учебно-методической и справочной литературой воспользоваться, какие методы и приемы выбрать, что понравится детям, а что, наоборот, испортит урок.

В рамках уроков я часто использовала творческие задания (мини-сочинения, создание иллюстраций к художественному произведению, прием словесного рисования и т. п.), чему учащиеся были всегда очень рады и хорошо на это реагировали. Творческий подход в работе с учащимися, на мой взгляд, повышает их познавательный интерес к предмету и учебе в целом.

На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками также старалась прежде всего находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Кроме того, узнавая все больше и больше о каждом учащемся, я старалась к каждому из них найти индивидуальный подход, всегда обращала внимание на их речевую культуру, уровень которой в дальнейшем станет «визитной карточкой» каждого из них как профессионала, так и человека. Удалось найти подход и к «трудным» ученикам, хотя времени все же было относительно мало. С родителями учащимися, кроме оглашения результатов текущей успеваемости на собраниях, никакой работы я не проводила.

Особых замечаний по организации педагогической практики у меня нет. Подчеркну, что педагогическая практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии, что тяжелый труд учителя мне близок и я готова в дальнейшем, после окончания учебы в вузе, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь стать высококвалифицированным специалистом. Работа с детским коллективом достаточно сложна, однако радость общения с детьми, их готовность пойти навстречу человеку, который вкладывает много сил и труда в их развитие, огромна. Если свое будущее мне предстоит связать с педагогической деятельностью, я обязательно учту те промахи, которые допустила в рамках данной практики, постараюсь исправить их.

Источник

Практика

С 2021 года в ВШЭ вводится новая программа практики. В практическую подготовку включены следующие виды деятельности:

— КУРСОВЫЕ РАБОТЫ (КР)

— ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ВКР)

Количество зачетных единиц

Признак (обязательный/ вариативный)

Учебная (музейная / библиотечная) практика

2 недели или в течение учебного года

Педагогическая (просветительская) практика

2 недели или в течение учебного года

Курсовые работы (КР)

1-2 курсы – 5 з.е., 190 часов, 3 курс – 4 з.е., 152 часа

В течение учебного года

В течение учебного года

Подготовка и защита ВКР

Подготовка – 3 з.е., защита – 3 з.е.

В течение учебного года, защита на ГИА

Студенты программы имеют возможность пройти практику летом и в течение учебного года как в Нижнем Новгороде, так и онлайн в любом регионе России или за рубежом.

Места прохождения практики студентов образовательной программы «Филология»

Дорогие студенты, обратите внимание!

Программа учебной (музейной/ культурологической) практики.

Программа педагогической практики.

Положение о программе «Учебный ассистент».

Программа преддипломной практики.

Практика организуется в соответствии с

Проектная деятельность как обязательный элемент подготовки включена в образовательные стандарты НИУ ВШЭ для всех бакалавров начиная с 2014 года. Проектная деятельность ориентирована на использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения практических задач как академического, так и прикладного характера.

Проектная работа регулируется

Курсовые работы и ВКР выполняются индивидуально каждым студентом.
Окончательные формулировки тем обсуждаются в рамках НИС, подтверждаются научным руководителем и утверждаются академическим руководителем программы.

Приложениями к программе являются методические рекомендации и правила написания курсовой работы и ВКР.

Источник

Как проходит практика у филологов и литературоведов + пример отчета и дневника практики

отчет по учебной практике филолога. 7V7O52ORZVDQZMQ5A6HXJIDQBI. отчет по учебной практике филолога фото. отчет по учебной практике филолога-7V7O52ORZVDQZMQ5A6HXJIDQBI. картинка отчет по учебной практике филолога. картинка 7V7O52ORZVDQZMQ5A6HXJIDQBI.

Помимо лекций, зачётов и экзаменов студенты в университете проходят практику. И в данной статье мы расскажем, как выглядит такой формат учебной деятельности у филологов и литературоведов, какие виды практики бывают и как написать дневник и финальный отчёт по её итогам.

Подписывайтесь на наш информационный канал в Telegram, чтобы получать свежие новости первыми. И не забывайте пользоваться актуальными акциями и скидками от компании.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Цели и задачи филологической практики

Периоды практики — это важная часть образовательного процесса. Они помогают студентам применить теоретические знания в жизни, понять, какие направления в филологии существуют и с чем конкретно придётся работать после учёбы.

По кредитной системе Болонского процесса, такой вид студенческой деятельности оценивают в 20 баллов, или кредитов.

Цели филологической практики

Главные цели практики на филологическом факультете:

Задачи филологической практики

Исходя из основных целей, перед студентами ставят следующие задачи на филологическую практику:

Виды практики на филологическом факультете

Обучаясь на филологическом факультете, студенты проходят четыре разные практики:

Учебно-ознакомительная практика

Это первая практика, которая должна сформировать у студента общее представление о дальнейшей работе в сфере филологии, развивать навыки самообразования и самостоятельного решения поставленных задач. Она длится две недели и, как правило, проводится в следующих формах:

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Научно-исследовательская практика

Второй вид практики — научно-исследовательская. Она формирует исследовательские компетенции у студентов. Они учатся собирать, обрабатывать и анализировать научный материал, делать выводы и оформлять их в письменной форме. Длится такая практика до трёх недель. Виды научно-исследовательской практики:

Производственная практика

Производственная практика даёт опыт непосредственной работы на предприятии и помогает закрепить практические умения. Она позволяет не только перевести теоретические знания в реальную деятельность, но и развить дополнительные компетенции: находить решение в нестандартных ситуациях, применять приёмы психолингвистики, придерживаться этических стандартов в работе.

Длительность практики — четыре недели. Она проходит на территории работодателя и может отличаться в зависимости от образовательного профиля студента. Варианты производственной практики:

Преддипломная практика

Преддипломная практика может проходить в учреждениях образования, издательствах, библиотеках или организациях, которые делают запрос на конкретного студента. Основная цель, которая стот перед учащимся — провести научное исследование по выбранной теме непосредственно на предприятии и использовать эти данные для отчёта и выпускной квалификационной работы.

В соответствии с программой филологического факультета она занимает четыре недели.

Научный руководитель всегда курирует преддипломную практику. Он помогает определиться с темой курсовой, сформировать цели и задачи и даёт задание на саму практику и диплом. Так что, если возникнут вопросы или непредвиденные трудности, не бойтесь обращаться к нему за советом.

Как проходит практика у филологов и литературоведов

Какую бы филологическую практику вы ни проходили, они строятся по определённой структуре и имеют свои правила. Вот как выглядит общая схема практической работы в учреждениях высшего образования:

Критерии оценки филологической практики

На какие моменты будут ориентироваться проверяющие, оценивая результаты практики? Вот несколько вопросов, на которые стоит ответить перед тем, как сдавать готовый отчёт:

Если вы смогли максимально полно и качественно выполнить все требования по прохождению и оформлению филологической практики, высокий балл вам обеспечен.

отчет по учебной практике филолога. designers consulting. отчет по учебной практике филолога фото. отчет по учебной практике филолога-designers consulting. картинка отчет по учебной практике филолога. картинка designers consulting.Ещё один вариант прохождения филологической практики — устроиться помощником редактора

Дневник практики студента филолога

Дневник филологической практики — это официальный документ, который студент заполняет ежедневно и сдаёт в конце. В него также входит финальный отчёт. Как правило, дневники заполняют во время производственных и преддипломных практик.

Из каких частей состоит дневник по практике:

Скачать образец дневника по филологической практике в формате Word.

Отчёт по практике студента филолога

Как написать отчёт по филологической практике студенту филологу? Данный документ составляют по следующей схеме:

Скачать образец бланка отчёта по филологической практике в формате Word.

Отчёт по педагогической практике: пример

Отчёт о прохождении практики в школе:

Я проходил практику в период с 26.01.21 по 22.03.21 в средней школе №3 г. Москвы с целью проведения уроков английского языка в средних классах. За время практики мною было посещено более 10 уроков. Я провел 15 уроков английского языка с использованием различных средств наглядности, а также с применением технических средств обучения.

Знакомство с методической работой учителей школы принесло мне большую пользу. У учителя Кривко Анны Ивановны при проведении урока я заимствовал и использовал интересные методические приёмы в закреплении материала, а также элементы приветствия учеников в начале урока. При разработке материала для урока я советовался с учителем. При подготовке к уроку мною самостоятельно были изготовлены различные наглядные пособия: карточки со словами, иллюстрации, плакат, карточки для рефлексии, а также жетоны для поощрения достижений учеников на уроке.

При подготовке к урокам поначалу возникли некоторые трудности в написании плана конспекта. Однако они были преодолены с помощью учителя. Мне не всегда удавалось поддерживать быстрый темп ведения урока, но со временем я надеюсь выработать этот навык.

Интерес вызвала непосредственно работа с детьми, чувство обратной связи и желания учеников работать на уроке. В целом, мне удавалось поддерживать дисциплину и интерес к изучаемому материалу. На уроках я использовал разнообразные методы закрепления, проверки и оценки знаний. Наиболее удачно проходил заключительный урок-путешествие, поскольку здесь максимально были задействованы средства наглядности: красочные иллюстрации, карточки, жетоны, аудиозаписи на ноутбуке. Ученикам нравились элементы игры на уроках. Практика в школе оставила у меня хорошее впечатление.

Скачать пример отчёта в формате Word.

Надеемся, благодаря этой информации вы с лёгкостью пройдёте любую филологическую практику. А если понадобиться помощь в оформлении отчёта или в написании любого вида работ — смело обращайтесь в наш студенческий сервис.

отчет по учебной практике филолога. IKJTKY2MPBEPZFOWLHU2C6KQCE.small. отчет по учебной практике филолога фото. отчет по учебной практике филолога-IKJTKY2MPBEPZFOWLHU2C6KQCE.small. картинка отчет по учебной практике филолога. картинка IKJTKY2MPBEPZFOWLHU2C6KQCE.small.

«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊

Источник

Дневник педпрактики филологический факультет

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

по педагогической практике

студента (ки) Мякенькой Юлии Владимировны ____________________

Место прохождения практики:

адрес________г.Брянск, ул. Брянского Фронта,д.__16а

Сроки проведения практики:

с ____02.02.2015______ по _____15.03.2015________

Групповой руководитель : Тарико Ольга Стефановна

Методист по педагогике: Карбанович Оксана Вячеславовна

Методист по психологии :Борисова Ирина Вадимовна

Методист по предмету :Тарико Ольга Стефановна

Директор школы: Корниенков Валерий Алексеевич

Заместитель директора по учебной работе: Гунько Наталья Александровна

Заместитель директора по воспитательной работе: Иванюшина Елена Олеговна

Учитель-предметник : ИзотоваГалина Петровна

Классный руководитель :Дмитренко Алла Егоровна

Приходи не позднее, чем за 15 минут до начала практики.

Всегда будь вежлив, следи за своим внешним видом.

Откажись от воздействия и перейди к взаимодействию с учащимися.

Основой сотрудничества является взаимопонимание.

Проверь, есть ли у тебя доверительность в общении с учениками.

Умей слушать ребенка.

Реальный психологический контакт возникает на основе деловых и реальных связей.

Записи в дневнике веди аккуратно и систематически.

Задачи педагогической практики

1. Совершенствование умений и навыков наблюдения и анализа учебно-воспитательного процесса.

2. Вооружение студента методами и приемами проведения уроков и навыками руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с индивидуальными особенностями и особенностями подросткового возраста.

3. Обучение творческому применению на практике знаний, полученных при изучении дидактики и актуальных ее проблем, частных методик, теории и методики воспитания, психолого-педагогического практикума; формирование умений и навыков педагогического общения в процессе организации и руководства познавательной деятельностью школьников.

4. Овладение методами и приемами проведения внеклассных занятий по предмету и воспитательных дел.

5. Овладение умениями и навыками самоанализа и самооценки своей деятельности, а также навыками исследовательской работы.

Содержание работы студента-практиканта

1. Знакомство со школой, классом :

а) принять участие в беседах с администрацией, учителями, классным руководителем об особенностях учебно-воспитательного процесса школы, межлич-ностных отношений в коллективе, уровне подготовки по предмету.

б) ознакомится с учебно-материальной базой, традициями и инновациями школы, с контингентом учителей и учащихся.

2. Учебно-воспитательная работа по предмету :

Изучить методику деятельности учителя:

а) посетить 4 уроков в классе по предмету;

б) подготовить и провести 10 уроков в классе по предмету;

в) провести 4 дополнительных занятий с учащимися по предмету;

г) подготовить дидактические материалы к урокам по соответствующим темам;

д) подготовить наглядные пособия к урокам по соответствующим темам;

е) провести 1 факультативных занятий по соответствующим темам;

з) подготовить и провести внеклассное мероприятие по предмету.

3. Внеклассная воспитательная рабо та:

а) принять участие в подготовке и проведении общешкольного дела;

б) подготовить и провести час общения на соответствующую тему;

в) провести праздник, вечер, конкурс и т.п.

г) принять участие в спортивных соревнованиях школы

4. Методическая работа :

а) создать методическую копилку;

б) изучить учебную программу, тематический и научный план учителя, план воспитательной работы;

в) разработать конспекты уроков, факультативных занятий, занятий кружка и внеклассного дела;

г) принять участие в заседании МО учителей-предметников;

д) ведение школьной документации.

5. Исследовательская работа :

– диагностика уровня развития учащегося и классного коллектива;

– проведение педагогического эксперимента (микроисследования) с целью сбора материала для использования его в подготовке курсовой или дипломной работ.

6. Проведение самоанализа и самооценки своей деятельности.

Расписание уроков 5 г

Размещение учащихся 6 Б

Знакомство со школой

Вид учебного заведения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 6» г. Брянска

Количество и контингент учащихся

51 класс-комплекта –1461 учащийся
Из них:
25 кл. –1-4 кл. – 725 уч-ся
22 кл. –5-9 кл. – 630 уч-ся
4 кл. – 10-11 кл. – 106 уч-ся.

из них имеющие категории и звания

В гимназии работает 72 педагогических работника:
Из них имеют:
34 –высшую категорию
13– первую категорию
5 – вторую категорию
11 учителей награждены Почетным знаком «Почетный работник общего образования»

Режим работы школы

Занятия в текущем учебном году организоваются в две смены.

Первая смена: 1-ые, 4-ые, 5-ые, 8-ые, 9-ые, 10-ые, 11-ые, 3б и 7г классы.

Вторая смена:2-ые, 3-и, 6-ые, 7-ые классы

Начало занятий первой смены – в 8.30, второй смены в 14.00.

Основные направления в работе

Гимназия работает по программе «Школа здоровья и развития»

Основная цель – создание условий, обеспечивающих высокий уровень образования учащихся при сохранении и укреплении их физического психического и нравственного здоровья через реализацию принципов здоровьесберегающих технологий.

Школа в своей работе использует инновации

Системно – деятельностный подход к обучению.

В среднем звене активное использование электронных дневников

Особенности системы воспитательной работы и традиции школы

Детские общественные организации, органы самоуправления

Детское объединение «Мир»

« Молодость, инициатива, развитие» (5 – 11 кл)

« Совет лидеров» ( органы самоуправления) 5 – 11 кл + актив класса

В гимназии имеются:

• спортивные залы – 2

• оборудованная спортивная площадка

• кабинет ритмики и хореографии

На базе гимназии работают:

1. Филиал школы искусств №9

2. Школа олимпийского резерва по пулевой стрельбе «Спартаковец»

3. Спортивная школа по вольной борьбе «Вымпел»

4. Спортивная школа по футболу «Смена»

Трудности в работе

Трудности связаны с тем, что данное учебное заведение является самым большим в области, в котором обучается около 1500 человек.

Знакомство с классом

1. Особенности класса и учащихся (выясняется из беседы с классным руководителем, работая с документацией):

В классе 30 человек. Дети очень дружные, группировок в классе нет, лидер один, которого выбрали ребята на классном часе. Борьбы за лидерство нет

Однако в классе есть один изгой Хроменко Александр. Он плохо учится, мало общается с классом, отношения с учащимися у него напряженные

2. Основные направления в работе классного руководителя:

Классный руководитель –Дмитренко Алла Егоровна.

Классный руководитель проводит классные часы, устраивает походы в кино, экскурсионные поездки. Это позволят сплотить коллектив. Учащиеся активно участвуют в различных школьных мероприятиях. Большинство учащихся с удовольствием принимает участие в концертах, конкурсах, олимпиадах, спортивных мероприятиях. Ребята очень активные и разносторонние.

В 5 классе основное внимание классного руководителя обращено на воспитание чувства коллективизма, взаимной ответственности и заботы.

Анализ работы классного руководителя показал, что учащимися наиболее охотно принимаются такие воспитательные мероприятия, как классные часы и психологические тренинги.

3. План воспитательной работы классного руководителя на период педагогической практики (форма записи определяется характером планирования в данной школе).

1.Посещение краеведческого музея

2.Просмотр фильма о ВОВ

3.Заседание Совета профилактики

4.За здоровый образ жизни

5.Праздничная программа, посвященная 8 марта

6.Праздник детской книги

7. В здоровой семье здоровый ребёнок

8. Конкурс «Самый уютный класс»

10.Неделя театра. «Бременские музыканты»

Знакомство с системой работы учителя-мастера по предмету

Знакомство с системой работы учителя-мастера по предмету

1. Особенности программы, по которой работает учитель-мастер (выясняется из бесе-ды с учителем-мастером)

Программы по русскому языку для 5-9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского(Москва, «Просвещение», 2009 г.) Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Структура и принципы отбора материала. Программа содержит:

— отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.;

— речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

— сведения о графике, об орфографии и пунктуации;

— перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе обучения на предшествующей ступени. Соблюдая преемственность, предусматривается обучение русскому языку на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.

Для развития познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебников содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

Место предмета в учебном плане.

Занятия по предмету проводятся в форме уроков. Данная рабочая программа предусматривает следующее базовое распределение часов:

5 класс: 210 ч.( 6 ч. в неделю из федерального компонента, 35 учебных недель)

6 класс: 210 часов. (6 часов в неделю из федерального компонента, 35 учебных недель)

7 класс: 175 часов из расчёта 5 часов в неделю, 35 учебных недель. 140 часов (4 часа в неделю из федерального компонента + 1 час из компонента образовательного учреждения, следовательно, при 35 учебных неделях, количество часов в год составляет 140+35=175 ч;

8 класс: в год – 108+36=144 ч., в неделю – 3 часа из федерального компонента, 1 час из компонента образовательного учреждения. Количество учебных недель 36;

9 класс: 85 часов (2 часа в неделю из федерального компонента + 0,5 ч. из компонента образовательного учреждения. Количество учебных недель-34 )

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

обобщающая беседа по изученному материалу;

различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой(целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);

наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

письмо под диктовку;

комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

— оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

— разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

— лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

— разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

— информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста с использованием цитат;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

аннотирование и т.д.

— создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

— участие в дискуссии;

— создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

— составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Логические связи предмета с другими предметами учебного (образовательного) плана: Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

В результате изучения русского языка ученик должен

— роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

— смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

— основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально – делового стилей, языка художественной литературы;

— особенности основных жанров научного, публицистического, официально – делового стилей, языка художественной литературы;

— особенности основных жанров научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи;

— признаки текста и его функционально – смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

— основные единицы языка и их признаки;

— основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

— различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

— определять ему, основную мысль текста, функционально – смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

— опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

— объяснять с помощью словаря значение слов с национально – культурным компонентом;

аудирование и чтение

— адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

— читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

— извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

— воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение, конспект);

— создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

— осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

— владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

— свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

— соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

— соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

— соблюдать номы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

— осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

— развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

— удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально – культурных ситуациях общения;

— увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способностей к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

— использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Определяет структуру объекта познания, ищет и выделяет значимые функциональные связи и отношения между частями целого.

Разделяет процессы на этапы, выделяет характерные причинно-следственные связи.

Определяет адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Сравнивает, сопоставляет, классифицирует объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

Различает факт, мнение, доказательство, гипотезу.

Исследует несложные практические ситуации, выдвигает предложения, понимает необходимость их проверки на практике.

Творчески решает учебные и практические задачи: умеет мотивированно отказаться от образца, ищет оригинальные решения, самостоятельно выполняет различные творческие работы, участвует в проектной деятельности.

Адекватно воспринимает устную речь и передает содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде.

Осознанно читает тексты различных стилей и жанров.

Владеет монологической и диалогической речью.

Создает письменные высказывания с заданной степенью свернутости (кратко, полно).

Составляет план. Приводит примеры, подбирает аргументы, формулирует выводы. Отражает в устной или письменной форме результаты своей деятельности.

Выбирает и использует знаковые системы (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использует для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владеет навыками контроля и оценки своей деятельности.

Ищет и устраняет причины возникших трудностей.

Оценивает свои учебные достижения, поведение.

Может совместно работать: согласовывать и координировать деятельность с другими участниками, объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.

2. Перечень учебно-методических пособий, дидактических материалов, которыми пользуется учитель

-И.П.Васильевых. Уроки русского языка 5 класс. Пособие для учителя. М., Мнемозина, 2008.

-Тесты по русскому языку. 5 класс (сост. Е.В.Дзякович), С., Лицей, 2001.

-Комплексный анализ текста. 5 класс. А.Б.Малюшкин. М.: ТЦ Сфера, 2006.

— Л.Г. Ларионова. Сборник упражнений по орфографии. 5 класс. М., Просвещение, 1999.

— Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 класс. М., Глобус, 2010.

-Л.К.Скороход. Словарная работа на уроках русского языка. М., Просвещение, 1990.

Т.И.Павлова и др. Практика успешного написания сочинения-рассуждения. 5-7 клас-сы.Р-н-Д., Легион, 2011

Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003

Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985

Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь

3. Методические проблемы, над которыми работает учитель:

Личностно-ориентированное образование в современной школе

Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьников

Организация внеурочной деятельности

Развитие творческой способности учащихся через организацию работы с текстом

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся.

4. Интересные приемы, задания, используемые учителями на уроках:

«ПЕРЕВОД С РУССКОГО НА РУССКИЙ»

Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения литературных норм, затемняющие смысл высказывания или делающие его двусмысленным, иногда приводящие к комическому эффекту. Синонимическая же замена («перевод») делает высказывание точным, понятным, правильным.

Работа над нестандартными заданиями этого типа также связана с деятельностью уча-щихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от «перевода с русского на русский», они должны либо восстановить «первоисточник» (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру-задачу под названием «кроссворд» (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание).

Психолого-педагогическая характеристика класса

В 5г классе обучается 30 учащихся, из них 15 мальчиков и 15 девочек. Основная часть учащихся (28 человек) 2003 года рождения, двое (Романенкова Юлия и Юрков Артем) – 2004 года рождения.

В классе обучаются трое ребят из многодетных семей: Расулов Мурад, Хроменко Александр и Ченцова Анна. Семьи в основном полные (24), но трое ребят воспитываются в неполных семьях (развод родителей, мать-одиночка). Всего в классе 51 родитель. Их социальный состав неоднороден: большую часть составляют интеллигенция (23 человека), предприниматели (8 человек), рабочие (7 человек), представители силовых структур (5 человек), безработные (7 человек), военный пенсионер (1 человек). Большинство родителей имеет высшее образование (40 человек), 7 родителей среднее специальное образование, у четверых – техническое.

Жилищные условия в большинстве семей хорошие, и лишь семья Расулова Мурада снимает квартиру.

Коллектив класса сформировался в 1 классе. Явных лидеров и изгоев нет, но с Хроменко Александром большинство учащихся общаются без желания, по необходимости, объясняя это его агрессивностью и озлобленностью. В целом учащиеся класса поддерживают ровные, приятельские отношения, группировок внутри класса нет. Особым уважением в классе пользуется Юрков Артем и Стандецкая Ева: они активно участвуют в жизни гимназии, ответственны и доброжелательны.

Учащиеся класса неоднократно защищали честь гимназии на различных конкурсах и соревнованиях. Учащиеся класса всегда информированы о том, что происходит в школе вцелом и в других классах. Общешкольные поручения (постоянные и эпизодические) всегда выполняются классом. Класс в общешкольных мероприятиях активно участвует. Все дети класса вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, принимают участие в школьных мероприятиях, посещают кружки, секции, клубы и факультативы с учетом своих интересов.

У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активной и учебной мотивации. Школьники относятся к учебе положительно, осознавая важность учебы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняют домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.

Отношения с учителями хорошие. На первом месте у всех стоит здоровье, так же является главным семья, хорошие оценки, учёба, уважение в классе, свобода, уверенность в себе, аккуратность и воспитанность, жизнерадостность, хорошие отношения. Мало голосов за экологию, смелость в отстаивании собственного мнения, справедливость в обществе, веселье.

Анализ уроков учителя-мастера

(на основе ранее предложенных схем — по выбору)

Ф.И.О. учителя: Изотова Галина Петровна

Предмет: Русский язык

Тема урока: Имя существительное как часть речи.

Количество учащихся по списку: 30

Число присутствующих учащихся: 25

Номер кабинета: 310

Время проведения: 10:20-11:00

Проанализируй уроки в соответствии с предложенными критериями:

а) с точки зрения реализации целей и содержания учебного материала:

Цель урока: научить правильно употреблять деепричастные обороты в речи.

-повторить изученное о самостоятельных и служебных частяж речи;

-показать морфологические признаки существительного, его синтаксическую роль;

-развитие познавательного интереса к урокам, культуры речи;

— обогащение и расширение словарного запаса учащихся;

-формирование коммуникативных компетенций ( умение работать в группах, парах, умение ставить вопросы)

воспитательные: воспитывать умение учащихся действовать согласно инструкции учителя; продолжить работу по воспитанию внимательного отношения к языку как средству выражения своих эмоций, ощущений, переживаний.

– сформулирована четко, лаконично;

– соответствует требованиям программы, типу общеобразовательного обучения, месту урока в теме (вводный урок).

Тип урока : обобщение и систематизация знаний, умений и навыков

– соответствует этапам познавательной деятельности (мотивация, актуализация опорных знаний, восприятие, осмысление и первичное запоминание, проверка усвоения, закрепление, анализ).

Содержание учебного материала : содержание учебного материала отвечает общепринятым стандартам – используется определенная терминологическая база, на уроке реализуются идеи гуманизма, связи с жизнью, интересами школьников. Содержание отражает межпредметные связи с целью формирования целостной научной картины. Учитель прибегает к ранее изученному материала для проведения параллели с новым материалом и для актуализации знаний.

– соответствует дидактической цели урока, требованиям программы, повышенному уровню лицейского образования;

– излагается в соответствии с современным уровнем развития науки и общества, профилем обучения;

– обеспечивает глубокое проникновение в сущность явлений, проблем, фактов;

– исключает фактические ошибки и неточности.

б) с точки зрения реализации принципов обучения по схеме :

Факты, подтверждающие их применение

Требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки, способам научной организации учебного труда.

Принцип систематичности и последовательности

Предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил. Нацелено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок – это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

Принцип связи обучения с практикой

Предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.

Требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

Использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления.

Принцип сознательности и активности

Обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности.

Основан на прочности закрепления знаний в памяти учеников.

– соответствуют содержанию учебного материала и цели урока;

– обеспечивают познавательную самостоятельность и интерес учащихся;

– способствуют эффективному усвоению материала;

– позволяют использовать дифференцированный подход, создавать ситуации выбора типа, вида, формы заданий;

– обеспечивают оптимальное сочетание репродуктивной, конструктивной и творческой деятельности.

Учитель органично использует индивидуальную и коллективную работу, чаще педагог раздает индивидуальные карточки или задания. Фронтальная работа проводится редко.

Психологическая атмосфера на уроке напряженная, это связано с поведением учителя. Ребята боятся проверки знаний.

Учащиеся активны, они стремятся понять новый материал.

Цели урока были достигнуты, о чем свидетельствует проверка знаний учащихся в конце урока.

Ф.И.О. учителя: Изотова Галина Петровна

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Варианты морфем»

Количество учащихся по списку: 30

Число присутствующих учащихся: 26

Номер кабинета: 310

Время проведения: 9:20-10:00

Изучение нового материала

2. Цели и задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

Цель: дать понятия о вариантах морфем.

Дать понятия о вариантах морфем;

Учить различать варианты морфем;

Находить варианты морфе,опозновать морфемы с чередованиями.

формировать умение образовывать варианты морфем;

развитие умения работать со схемами, опорной записью учебника, таблицей;

развитие логического мышления;

развитие творческих способностей учащихся.

культуры умственного труда;

формирование самостоятельности мышления, навыков самоконтроля.

Наглядные: иллюстрации (схемы, таблицы), наблюдения учащихся

Словесные: объяснение, беседа, конспектирование

Оборудование урока: наглядный материал, индивидуальные карточки, доска, мел

Ход урока. Продолжительность урока – 40 минут.

Организационный момент (3 минута) – учитель проверяет готовность детей к уроку, отмечает отсутствующих.

Орфографическая пятиминутка (7 минут) – двое у доски, остальные на местах. Тема мини-диктанта «Гласные в корне проверяемые ударением»

Объяснение нового материала (10 минут) – учитель говорит о суффиксах деепричастий, о том, как образуется эта форма глагола. Педагог рисует схему на доске, приводит примеры. Ученики составляют конспект нового материала и перенося его в тетрадь для правил.

Подведение итогов (3 минуты) – учитель подводит итог урока, говорит об отметках, дает оценку работе учащихся.

Домашнее задание (2 минуты) – учитель говорит о том, что предстоит ученикам делать дома. Спрашивает, что на уроке было ученикам не понятно.

6. Урок прошел замечательно, все цели и задачи были реализованы. Упражнения практического характера были разнообразны, ребята были активны на протяжении всего урока.

Комментирование оценок и отметок проходило на протяжении всего урока, после ответа ученика. Учитель задавал уточняющие вопросы

Ф.И.О. учителя: Изотова Галина Петровна

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Беглые гласные»

Количество учащихся по списку: 30

Число присутствующих учащихся: 22

Номер кабинета: 315

Время проведения: 12.20-13:00

Тип, структура урока.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Постановка цели и задач

Закрепление знаний, умений и навыков по теме

Готовность учителя и учащихся к уроку, опоздания на урок.

Учитель проверяет готовность школьников к уроку, выявляет отсутствующих, интерисуется, есть ли вопросы по домашнему заданию, собирает тетради. После этого учитель сообщает тему урока, говорит, чем они будут сегодня заниматься, что они должны узнать, чему научатся.

3. Методы и приемы опроса: наглядные (ученики на доске схематично воспроизводят уже известный материал, учитель еще раз показывает схемы и таблицы), словесные (беседа, разъяснение, дискуссия), практические (подтверждение примерами у доски).

Методы закрепления: словесные (разъяснение, объяснение), практические (выполнения ряда упражнений, направленных на закрепление уже известного материала – работа со словосочетаниями и предложениями).

Активность учащихся на уроке, их занятость, качество знаний.

Учащиеся на уроке очень активны и внимательны. Благодаря разнообразным практическим упражнениям, интерес к уроку у школьников не пропадает: упражнения нацелены и на развитие практических навыков, и на развитие воображения.

Качество знаний учащихся соответствует общеобразовательному стандарту: ребята активно используют теорико-понятийный багаж, свободно ориентируются в материале, приводят примеры из художественной литературы, самостоятельно составляют предложения и словосочетания.

Дисциплина на уроке.

На уроке дисциплина идеальная. Учитель добивается этого за счет подавления учащихся. Какие-либо разговоры не по теме тут же пресекаются. Учитель грозит поговорить с родителями нарушителей дисциплины.

Использование наглядных, технических средств на уроке.

На данном уроке были использованы такие наглядные средства, как схемы и таблицы (это присутствует на всех уроках). Презентации и компьютер учитель не использует.

Умение учителя видеть весь класс; внешний вид учителя, педагогический такт, его эмоциональность, культура речи.

Как были подведены итоги урока.

Учитель сделал вывод по уроку вообще и приступил к оценку ответов учащихся.

Ученики показали, что умеют работать с учебником, умеют работать у доски. Они были активны в течение всего урока. Они показали умение продуктивно работать, умение наблюдать, делать выводы по увиденному, умение анализировать и обобщать свои знания. Также дети показали наличие навыков самоконтроля.

Цели урока были достигнуты.

Ф.И.О. учителя: Изотова Галина Петровна

Тема урока: П.П. Бажов –уральский сказитель. Сказ «Медной Горы Хозяйка»

Количество учащихся по списку: 30

Число присутствующих учащихся: 25

Номер кабинета: 310

Время проведения: 11:20-12.00

Изучение нового материала

2. Цели и задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

показать единство человека и природы, раскрыть мастерство П.П.Бажова как писателя;

развивать умение анализировать художественный текст;

развивать устную роль учащихся, навыки исследовательской работы;

развивать ассоциативное мышление;

развивать функциональную грамотность;

Метод творческого чтения ( выразительное чтение учителя, чтение мастеров художественного слова; обучение выразительному чтению учащихся; чтение учителем художественного текста с комментариями (комментированное чтение); беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения; постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической), вытекающей из прочитанного произведения ).

1) построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста художественного произведения), которые последовательно ведут мысль учащихся от наблюдения над явлением к его анализу, от выводов частного характера к выводам более обобщающим;

2) построение системы заданий по тексту художественного произведения для работы всего класса и индивидуальные задания (задания выполняются письменно);

3) постановка проблемы учителем, проведение диспута.

Исследовательский метод ( выдвижение учителем проблемы для всего класса, которую они решают и самостоятельно, и группой)

Репродуктивный метод ( рассказ учителя о жизни и творчестве писателя; задания по учебнику, по учебным пособиям, — ответы на вопросы с привлечением материала, подобранного учеником, подготовка иллюстративного материала и пр. )

4. Оборудование урока: Портрет писателя, доска, мел иллюстрации к произведению уч-ся ; Ход урока. Продолжительность урока – 40 минут.

Стадия вызова – слово учителя о писателе, работа с эпиграфом – 10 минут.

Стадия осмысления – Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Краткий пересказ по иллюстрациям.

(Иллюстрации рассыпаны, ученики выходят к доске, находят нужную иллюстрацию, дают описание в двух-трёх предложениях). – 15 минут.

Повторение и анализ основных фактов, явлений, работа над композицией – 7 минут.

Выразительное чтение наизусть отрывка «Ель и сосна», беседа учащихся по вопросам – 7 минут.

Стадия рефлексии – подведение итогов урока, домашнее задание – 3 минуты.

Урок прошел плодотворно, дети были очень активны, почти все прочитали произведение и свободно ориентировались в тексте.

Минусом можно назвать жесткую атмосферу подавления, которую создает учитель. Ученики скованы и порой боятся отвечать.

Анализ уроков моих коллег

(на основе ранее предложенных схем — по выбору)

Ф.И.О. учителя: Коропец Валерия Витальевна

Предмет: Русский язык

Тема урока: Склонение причастий

Количество учащихся по списку: 28

Число присутствующих учащихся: 26

Время проведения: 14.50-15.30

1. Тип урока: объяснение нового материала

2. Цели и задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

Образовательные: ознакомить учащихся с особенностями склонения причастий; научить определять гласные в окончаниях причастий; продолжить работу по развитию орфографических умений и навыков; умение составить предложения с причастиями.

Развивающие: умение самостоятельно формулировать вывод по теме урока; развитие логического мышления; умение объяснять постановку той или иной гласной в окончании.

Воспитательные: воспитывать самодисциплину (не выкрикивать ответы с места); умение слышать товарищей и воспитание уважения к ним (не перебивать, не отвлекаться во время их ответа и т.д.)

3. Методы урока: наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся), словесные (объяснение, рассказ, беседа, конспектирование), практические (опыт, упражнение).

4. Оборудование урока: доска, тетради, мел, ручки, раздаточный материал

5. Ход урока: продолжительность, краткое содержание и приемы реализации каждого элемента урока.

Итог урока (закрепляем правило) – 2 мин

Чаще всего, каждый этап урока содержит в себе несколько методов, но это не всегда. Организационный момент направлен на постановку цели урока, поэтому учитель использует только словесные методы: беседа и инструктаж.

Орфографическая пятиминутка (содержит все три вида методов: наглядные (демонстрация, наблюдения учащихся), словесные (объяснение, рассказ) и практические (упражнение).

Объяснение нового материала – три метода: наглядный (иллюстрация, наблюдения учащихся), словесные (объяснение, рассказ, беседа, конспектирование) и практические (опыт).

Первичное закрепление материала – преобладает практический метод упражнения с комментированием у доски.

Итог урока – словесные методы (беседа).

Домашнее задание – словесные (инструктаж, объяснение) и наглядные методы (демонстрация).

6. Итог урока: краткие выводы о проделанной работе, комментирование оценок, перспектива на следующий урок.

Ребята быстро улавливают суть нового материала, активно участвуют в обсуждении спорных вопросов. Выставление оценок происходит в конце урока (кроме практического выполнения задания нужно ответить на теоретический вопрос). Учитель дает обоснованный комментарий оценок и отметок. Психологическая атмосфера на уроке достаточно благоприятная, ученики чувствуют себя спокойно.

Учащиеся хорошо владеют теоретическими знаниями и практическими навыками, благодаря чему их работоспособность была высокой, новый материал не представляет для них трудности.

Все цели на уроке были реализованы.

Ф.И.О. учителя: Коропец Валерии Витальевны

Предмет: Русский язык

Тема урока: Подготовка к написанию домашнего сочинения по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Количество учащихся по списку: 31

Число присутствующих учащихся: 30

Время проведения: 17.20-18.00

Тип, структура урока.

Урок развития речи, являющийся в свою очередь и одним из последних уроков по теме «Причастие», тесно связан с изученным ранее материалом, дополняет его примерами художественный литературы. Основной формой работы здесь является беседа, помогающая учащимся понять глубокий смысл картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и создать собственное впечатление о ней.

Вызов (Какое сейчас время года? Какие изменения происходят весной в природе? Весне посвящали свои произведения писатели, поэты, художники, композиторы. Приведите примеры. Предварительная работа учащихся)

Повторение по теме «Причастие»

Подготовка к сочинению

Примеры вступлений, основной части и заключения

Готовность учителя и учащихся к уроку, опоздания на урок.

Учащиеся готовы к уроку, у их на столах присутствует тетрадь к учебнику, где представлена репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Учитель также подготовился к уроку: на доске находится большая репродукция картины, портрет художника.

Опозданий на урок не зафиксировано, ребята очень внимательны.

Основной метод, используемый на уроке – беседа с учащимися. Учитель задает вопросы, требующие от учащихся развернутых ответов. Эти вопросы не только помогают понять суть данной картины, но и дают возможность формировать у учащихся навыки работы с художественным полотном, умение образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту. Звучат подобные вопросы: что вы видите на картине? Какие краски преобладают? и т.д.

Также задаются вопросы теоретического характера: дать определение понятия картина, какие жанры картин бывают и к какому жанру мы отнесем данную картину.

Кроме беседы учитель использует прием рассказа (сообщение о художнике).

Кроме словесных методов, на уроке присутствуют практические методы обучения, в частности, упражнения, направленные на повторение правописания причастий и причастных оборотов, которые должны присутствовать в сочинении.

О наглядных методах уже упоминалось – это иллюстрации, которые задействованы на уроке.

4. Вопросы учителя сопрягались с практической работой, ученики постоянно делали записи, составляя конспект (план) сочинения. Ребята с радостью делились собственными впечатлениями, учитель поддерживал их словами: «Хорошо…», «Молодец…». Качество знаний на уроке учитель корректировал самостоятельно: корректно поправлял учеников, задавал наводящие вопросы.

5. На уроке присутствовал «рабочий шум», когда ребята спорили или убеждали друг друга. Это никак не нарушало дисциплину, ребята не грубили и не оскорбляли друг друга.

6. Для создания благоприятного настроения учитель задействовал и весенние пейзажи.

7. Учитель корректировал бурный словесный поток впечатлений учащихся, сводил разговор к литературному языку. Педагог также следит за своей речью. Учитель задействовал весь класс, прося каждого поделиться впечатлениями о картине. Стоит отметить, что учитель не боялся высказывать свое мнение (ученикам было интересно его услышать).

8. Итоги урока являлись своеобразным обобщением всего плана сочинения: ученики зачитывали отрывки вступления, основной части и заключения. Наиболее активным учащимся были выставлены отметки.

9. Психологическая атмосфера на уроке дружественная, отсутствует понятие диктаторства – учитель и ученики равны, они вместе заинтересованы одной проблемой.

Все задачи урока учителю удалось реализовать.

(на основе ранее предложенных схем — по выбору)

Ф.И.О. учителя: Дятлова Юлия Владимировна

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Правописание гласных и согласных в приставках»

Количество учащихся по списку: 30

Число присутствующих учащихся: 25

Номер кабинета: 310

Время проведения: 10.20 – 11.00

1.Оборудование урока: доска, мел, раздаточный материал

2. Организация урока. Дети настроены к восприятию новой информации, класс готов к уроку, учитель мобилизует внимание детей, приглашая их к совместной деятельности.

3.Тема и основные цели урока. Этот урок является первым из цикла «Приставки ». Дети уже знакомы с суффиксами, встречающимися у причастий, поэтому сами смогли сформулировать тему и образовательную цель урока: знакомство с традиционными приставками и приставками на правило. Среди развивающих целей урока, можно выделить такие, как: развитие памяти, речи, внимания и умения сравнивать, делать логические выводы и умозаключения. Урок построен на взаимном общении ученик – учитель, где ученик – это основной источник знаний на уроке, учителю выделяется роль корректировщика, руководителя. Основная воспитательная цель – развитие вдумчивого отношения к языку. Она проявляется в подборе заданий, где особое внимание уделяется художественной литературе. Кроме этого, учитель стремится воспитывать у ученика чувство ответственности, дисциплинированности и собранности.

4. Организационные стороны урока. Данный урок является уроком сообщения новых знаний и, исходя из этого, включает в себя восемь этапов: 1.организационный момент, 2.актуализация знаний, 3.тема, цель и задачи, 4. объяснение нового материала, 5.закрепление знаний, 6. проверка усвоенного материала, 7. подведение итогов и 8. инструктаж по домашнему заданию. На первом этапе урока основное внимание уделяется воспитательной цели. По времени он занимает около 1 минуты. Второй этап урока является отправной точкой для развития и озвучивания учеником темы и целей урока, на него отводится 5 минут. Здесь преобладает индивидуальная форма работы, активно идет процесс повторения пройденного материала и подведение учащихся к теме урока. На третьем этапе урока главенствующие позиции занимает ученик. Он, исходя из первого задания, говорит о теме предыдущего занятия и материале, который мы уже знаем. Опираясь на эти данные, другой ученик формулирует тему и цель сегодняшнего урока. На это отводится 2 минуты. Четвертый этап урока является самым информативный: ученики, под руководством учителя, делаю выводы, касательно нового материала и конспектирую в тетрадь обобщения учителя. Работа построена в форме беседы, в которой весь класс принимает участие. Именно на этом этапе происходит основная реализация развивающей цели, связанная с умением делать выводы и логические умозаключения. По времени это занимает не более 7 минут. Пятый этап урока наиболее обширный – здесь ученики выполняют задания для закрепления нового материала (20-23 минуты). Формы работы здесь разнообразны: индивидуальные задание на карточках, работа у доски, тест, взаимопроверка, задание на развитие воображения и многое другое. За это время ученики успевают выполнить 5-7 различных заданий, каждое из которых реализует в себе, кроме образовательной, воспитательную цель урока. Шестой этап урока подразумевает в себе фронтальный опрос учащихся. Ребята общими силами пытаются найти ответы на поставленные учителем вопросы (2 минуты). Седьмой этап урока – подведение итогов, оценка деятельности учеников и выставление отметок (1 минута). На последнем этапе идет разбор домашнего задания. Учитель комментирует задание из учебника и дает свои рекомендации. На протяжении всего урока ребята активно работают, меняя виды деятельности. На уроке преобладают индивидуальные формы работы, что способствует привлечению всех членов класса к учебной деятельности и стремлении проявить себя на уроке.

5. Содержание деятельности учителя и учеников на уроке:

а) на уроке активно используются знания, приобретенные ранее. Ученики должны сформулировать уже известные им правила и применить их на практике. Для этого, учитель может намеренно пропускать буквы в тексте, просить учеников отредактировать упражнение или же с помощью взаимопроверки объяснить у доски ошибки, допущенные одноклассником.

б) воспитание в процессе обучения идет на двух уровнях: во-первых, это воспитание любви и понимания художественных текстов, классической литературы, а во-вторых, это воспитание культуры поведения. Второй аспект подразумевает в себе поддержание дисциплины в классе, лояльного отношения учеников друг к другу (замечания по поводу некультурного обращения к одноклассникам) и, наконец, умение слушать одноклассников, умение следить не только за тем, что говорят у доски, но и за тем, что говорит сам ученик.

6. Соответствие примененных методов изучения нового материала: целям, содержанию урока и возрастным особенностям учащихся, а также решению задачи развития самостоятельности и активности учащихся в процессе усвоения знаний. На уроке используются три метода обучения: словесный, наглядный и практический. Несмотря на то, что урок посвящен изучению нового материала, словесные методы обучения минимализированы. Основная работа в этом направлении ведется благодаря наглядным методам – в частности, наблюдению за языком. Для этого используются иллюстрации и наблюдения самих учащихся. Исходя из этого, можно заметить, что именно на этом этапе урока очень хорошо реализуются развивающие цели: ребята слушают друг друга, делают выводы, следят за своей речью, строят логические цепочки и т.д. Словесные методы, такие как, объяснение, разъяснение и конспектирование представлены в меньшей степени. Объяснение, по своей сути, представляет обобщение учителем ответов учеников, во время которого ребята записывают в свои тетради опорный конспект (методы объяснения и конспектирования объединены). Метод разъяснения проявляется в комментировании учителем проблемных ситуаций на уроке и у доски, если ученики самостоятельно не справляются. Главный практический метод, используемый на уроке – упражнение. Здесь главенствуют образовательная и воспитательная цели, а развивающая проявляется в меньшей степени. Образовательная цель урока проявляется на всех этапах, что говорит о качестве знаний, предоставляемых ученикам. Урок подстроен под возрастные особенности учащихся. Ребятам предлагаются задания, которые вызывают у них интерес, им предоставляются тексты из художественных произведений, уже прочитанные ими. Воспитательная цель урока также рассчитана на индивидуальные потребности класса, что проявляется в поддержании дисциплины и наблюдении за взаимоотношениями друг с другом. Что касается развития самостоятельности и активности учащихся, то эта задача на уроке выполняется в полном объеме. Я уже говорила, что самостоятельная работа – это основное направление урока.

7. Роль и место самостоятельной работы на уроке. Место учебника, использование наглядности, характер вопросов и заданий. Самостоятельная работа учащихся занимает порядка 75% урока, это способствует более объективному оцениванию знаний и индивидуального проявления их качества. Таким образом, ученик «работает сам на себя», что также способствует формированию ответственности, стремлению понять новый материал и активно участвовать в процессе его обсуждения. Учебник, который используют ребята, предполагает введение учителем дополнительных упражнений на уроке. На данном уроке учебник не используется вообще, что нисколько не вредит качеству обучаемости учеников. Единственное использование учебника – это домашнее задание, которое включает в себя повторение теоретического материала и упражнение на закрепление новой информации. Активно на уроке используется наглядность: схемы, опорные конспекты, тексты – все это способствует лучшему усвоению учениками знаний. Схематично учитель рассказывает о приставках (схема на доске), позже, после устного разбора нового материала, учителем, с помощью учеников, создается опорный конспект, который ребята записывают в справочник. Для закрепления нового материала ребята получают карточки с текстом, где есть ошибки и исправляют этот текст, согласно полученным знаниям. Учителем на уроке используются вопросы, в основном, поискового характера, ответы на которые ученик должен дать самостоятельно, таким образом, задействуя ученика на этапе объяснения нового материала. Также, на уроке используется довольно много творческих заданий (составить предложение, словосочетание и т.д.), что способствует развитию воображения и уверенности в собственных знаниях.

8. Психологические основы урока. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, активность восприятия учащихся. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Нагрузка в течение урока. Психологические основы урока проявляются в нескольких позициях:

1. Психологический настрой на занятие – нужно «привести в себя» детей после перемены и настроить их на рабочий лад. Этот этап относится к организационному моменту урока и занимает не очень много времени, так как дети изначально настроены на восприятие учителя как «останавливающего бедлам» фактора.

2. Соотношение монологического и диалогического общения. Это соотношение может проявляться в преобладании речи детей. Учитель, как я уже говорила, исправляет и направляет детей, делает общие выводы по данному упражнению или всему уроку, так что ученики учатся следить и корректно исправлять речь своих одноклассников.

3. Соответствие форм и методов занятия возрастным особенностям обучающихся. Это позиция самая сложная, так как подстраиваться приходится не под возрастную категорию, а под самих учеников. Игровые моменты на уроке возможны, но бессмысленны, так как во время оных ребята не могут воспринимать серьезную информацию. Да, можно дать им материал в игровой форме, однако дети не будут это воспринимать (они привыкли к более серьезной подаче информации и настроены на серьезное отношение к уроку), поэтому, игровых моментов на уроке нет. Материал, предложенный ребятам, дан в слаженной, структурированной форме, поэтому вполне для них доступен и понятен.

4. Соответствие темпа и уровня сложности занятия возрастным особенностям обучающихся. Также как и в предыдущем пункте, акцент стоит делать не на возрастных особенностях учащихся, а на их индивидуальных способностях. Темп, принятый на уроке, вполне может подойти для учащихся 8-9 классов, но если его снизить, то упадет и активность учеников, они «расслабятся» и внимание будет потеряно. Поэтому, темп работы на уроке я считаю адекватным для восприятия детьми информации на уроке. Уровень сложность заданий не завышен, с заданием должны справиться все учащиеся, так как материал подобран с учетом уже усвоенных знаний.

5. Смена учебной деятельности. Дети устают, они неусидчивы. Материал воспринимается лучше, если формы и методы меняются, поэтому с каждым заданием ученик узнает что-то новое. Упражнения, которые предлагает учитель, являются не только способом закрепить материал, но и способом узнать что-то новое из уже изученных тем. На данном уроке мы не только узнаем о суффиксах причастий, но и проводим их сравнительных анализ с суффиксами деепричастий (на примере заданий одного из упражнений). Виды учебной деятельности также разнообразны и о них я уже упоминала.

6. Обобщение и рефлексия. Это заключительный этап урока. Здесь ребята вспоминают все, что мы изучили на уроке, задают вопросы учителю и комментируют свои ошибки и ошибки своих одноклассников. На этом этапе ребята также активно проявляют себя и, удается выяснить, что запомнилось им на уроке и что больше всего понравилось.

9. Целесообразность дидактических задач, поставленных перед домашним заданием учащихся. Наличие, объем, характер домашних заданий. Дидактические задачи, поставленные перед домашним заданием, представлены в нескольких позициях:

1. Обучающая: закрепление нового материала, повторение материала предыдущих уроков

2. Развивающая: развитие памяти, внимания и воображения

3. Воспитательная: воспитание ответственности, сознательного отношения к делу и любви к родному языку.

10. Индивидуальный подход в процессе воспитания:

– учитель работает в демократическом стиле, следит за своей речью, может позволить себе несколько шуток на уроке, которые снимут напряжение в классе. Учитель демонстрирует вежливое отношение к ученикам, поддерживает их у доски, если видит волнение, пытается приободрить. Класс вполне адекватно воспринимает учителя, который способен поддерживать дисциплину в на уроке и руководить классом. Кругозор учителя достаточно широк, чтобы проводить аналогии и примеры из других областей знаний и наук.

11. Выводы и предложения:

а) данный урок включает в себя 8 этапов:

3.тема, цель и задачи,

4. объяснение нового материала,

6. проверка усвоенного материала,

7. подведение итогов и

8. инструктаж по домашнему заданию.

Урок получается целостным, законченным, каждый этап вытекает из предыдущего, нет оторванности.

б) словесные методы на уроке проявляются благодаря беседе учителя и учащихся, метод объяснения, который использует учитель для преподнесения нового материала и метод разъяснения, где учитель выступает корректором знаний учащихся. Наглядные методы – схемы, конспект и раздаточный материал, о которых я уже говорила. Практические методы – упражнения, которые разнообразны по своим задачам и требованиям.

4. Принцип психологической комфортности – создание свободной атмосферы на уроке (улыбка учителя, шутки, похвала).

6. Принцип вариативности – обозначение учителем нескольких подходов к изучаемому.

7. Принцип творчества (креативности) – ориентация на творческое начало.

г) учебно-воспитательная цель урока звучит так: с пособствовать формированию грамматических навыков употребления суффиксов причастий. Эта цель достигнута в полной мере, благодаря, в первую очередь, активности детей, их желанию узнать что-то новое.

д) отметки выставляются в конце урока и они показывают качество работы ученика в процессе всего урока, а не при выполнении одного задания. Кроме этого, для получения отметки ученик должен ответить и на теоретический вопрос, который прозвучит во время опроса класса по пройденному материалу.

Урок прошел продуктивно, учащиеся принимали активное участие в обсуждении проблемных вопросов, задавали вопросы. Новый материал был полностью усвоен. Наиболее удачными моментами урока можно считать этап объяснения нового материала и этап закрепления – именно эти этапы вызвали наиболее бурные обсуждения учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *