отчет по практике в прокуратуре природоохранной
Отчет по практике в Казанской межрайонной природоохранной прокуратуре г. Набережные Челны
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 11:38, отчет по практике
Краткое описание
Руководителем практики от института является декан кафедры ГПД. Он разъяснил задание на учебную практику, а так же дал индивидуальное задание, которое заключалось в ознакомлении с деятельностью правоохранительных органов, организациях и учреждениях.
За время прохождения практики я был ознакомлен с деятельностью правоохранительных органов, изучил делопроизводство, ознакомился с инструкциями, положениями, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия природоохранной прокуратуры, а так же ознакомился с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их сферу деятельности.
Содержание
Прохождение ознакомительной практики в Казанской межрайонной природоохранной прокуратуре.
Содержание, предмет, задачи, пределы прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере экологической безопасности.
Компетенция и полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере экологии.
Характеристика законодательства в сфере экологии.
Особенности взаимодействия прокуратуры с природоохранными и правоохранительными органами при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере экологии.
Прохождение ознакомительной практики в Центральном исполнительном комитете г. Набережные Челны.
Районная администрация Исполнительный орган местного самоуправления.
Территориальные подразделения администрации.
Прохождение ознакомительной практики в Автозаводском ОВД г.Набережные Челны
Цели, задачи и функции органов внутренних дел
Функциональная и составляющая структура органов внутренних дел
Заключение
Список литературы
Прикрепленные файлы: 1 файл
в прокур.doc
Данное направление – составная часть прокурорского надзора за исполнением законов и надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Содержание его определяется следующими функциями:
а) выявление нарушений природоохранного законодательства, допускаемых перечисленными в ст. 21 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” субъектами;
б) установление причин и условий, способствующих экологическим правонарушениям, а также виновных лиц;
в) устранение выявленных нарушений законодательства и обстоятельств, способствующих этим нарушениям;
г) принятие мер к возмещению вреда (ущерба), причиненного совершением экологических правонарушений;
д) принятие мер по привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших нарушения экологического законодательства;
е) предупреждение нарушений экологического законодательства.
Предмет прокурорского надзора
Статья 21 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” содержит общее родовое понятие предмета надзора за исполнением законов – это соблюдение норм Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе законов, регулирующих отношения в сфере экологии.
Согласно пп. в, д, з, к п.1 ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этим в соответствии с п. 2 ст. 76 Основного закона возможно принятие регионами собственных законов в сфере экологии, не противоречащих федеральному законодательству.
Основные экологические права человека и гражданина: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, – закреплены в ст.42 Конституции РФ. Другие права конкретизированы в законодательных и подзаконных нормативных правовых актах.
Таким образом, под предметом прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экологии следует понимать соблюдение Конституции Российской Федерации и экологических прав человека и гражданина, исполнение действующих на территории Российской Федерации законов в природоохранной сфере федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; а также соответствие законам в сфере экологии правовых актов, издаваемых этими органами и должностными лицами.
Задачи прокурорского надзора
В период формирования правового государства стратегическим направлением в деятельности прокуратуры становится охрана средствами прокурорского надзора прав, свобод и законных интересов граждан, включая охрану их права на жизнь в благоприятной (здоровой) среде обитания. Отсюда основная задача прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экологии – охрана жизни и здоровья граждан.
Постоянный государственный контроль в рассматриваемой сфере осуществляют специально уполномоченные природоохранные органы, органы Санэпиднадзора, Госгортехнадзора, Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности. Повышение эффективности прокурорского надзора за полнотой и законностью мер, принимаемых природоохранными органами, – первоочередная задача прокуратуры.
К числу приоритетных задач относится активизация прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере экологии органами местного самоуправления, поскольку эти органы в рамках своей компетенции координируют природоохранную деятельность общественных организаций и движений, принимают решения, утверждают или согласовывают планы и программы по вопросам охраны окружающей среды, осуществляют контроль за исполнением законодательства хозяйствующими субъектами, деятельность которых может оказать негативное влияние на окружающую среду.
Объектом особого внимания прокуроров должно стать исполнение требований Федерального закона “Об экологической экспертизе” от 23 ноября 1995 г. (в редакции от 15 апреля 1998 г.).
В задачи органов прокуратуры также входит осуществление надзора за исполнением законодательства по правовому регулированию экономического механизма природопользования, в частности за законностью расходования денежных средств, выделяемых из государственного бюджета на природоохранные мероприятия, а также из экологических целевых фондов.
В связи с тем что задача оздоровления окружающей среды решается совместными усилиями правоохранительных, природоохранных и многих других органов, руководителей коммерческих организаций и граждан, прокуроры призваны совершенствовать механизм взаимодействия с ними, добиваясь скоординированности природоохранной деятельности, организуя единый фронт борьбы с экологическими правонарушениями, максимально используя при этом возможности других органов и общественности в работе по предупреждению нарушений экологического законодательства.
Пропаганда экологического законодательства, являясь важным звеном в решении задачи предупреждения экологических правонарушений, осуществляется прокурорами путем выступлений непосредственно перед должностными лицами, предпринимателями, трудовыми коллективами и жителями, а также с использованием возможностей радио, телевидения, периодической печати.
Пределы прокурорского надзора
Говоря о пределах прокурорского надзора в той или иной сфере обычно выделяют группу критериев, соответствие которым позволяет более четко определить границы надзорной деятельности. Применительно к рассматриваемому направлению работы прокуроров необходимо выделить следующие критерии:
1) пределы по кругу субъектов, на которых распространяются полномочия прокуроров. Перечень таких субъектов дан в ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В него входят: федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля и их должностные лица, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций;
2) пределы по кругу правовых актов, за исполнением которых осуществляется прокурорский надзор. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры осуществляют надзор за исполнением федеральных законов, а также законов субъектов Федерации в сфере экологии.
В силу ст. 15 Конституции РФ прокуроры обязаны осуществлять надзор и за исполнением ратифицированных двусторонних, многосторонних договоров и других международных правовых актов в рассматриваемой сфере.
Исполнение нормативных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, в большинстве своем конкретизирующие нормы федеральных законов, должно быть в поле зрения прокуроров. Прокуроры осуществляют также надзор за исполнением постановлений, приказов, инструкций и других нормативных правовых актов, изданных федеральными органами исполнительной власти, но лишь в тех случаях, когда эти акты прямо вытекают из требований законов;
3) пределы надзора по кругу органов, принимающих и издающих правовые акты, надзор за законностью которых осуществляют прокуроры; в этот круг входят все перечисленные в ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» субъекты;
4) пределы по кругу правовых предписаний законов и других нормативных актов, за исполнением которых осуществляется прокурорский надзор. Помимо норм, обязывающих совершать определенные действия, устанавливающих права, обязанности и ответственность должностных лиц, граждан и разного рода запреты, в законах и подзаконных актах имеется обычно немало общих (декларативных), морально-этических и иных описательных предписаний.
Если в результате несоблюдения обязывающих или запрещающих норм нарушаются права и свободы граждан, интересы юридических лиц или государства и общества, то при несоблюдении норм второй группы этого не происходит. Поэтому именно за исполнением обязывающих или запрещающих норм и осуществляется прокурорский надзор.
2.2. Компетенция и полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере экологии.
Разграничение компетенции территориальных прокуратур с природоохранными
Надзор за исполнением законодательства в сфере экологии осуществляют: Генеральная прокуратура РФ (в Управлении по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов есть отдел по надзору за исполнением природоохранного законодательства); управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах; прокуратуры субъектов Российской Федерации; иные территориальные прокуратуры (городские, районные); специализированные природоохранные прокуратуры; транспортные (на правах районных); военные прокуратуры; прокуратуры, надзирающие за исполнением законов на объектах с особым режимом.
Система природоохранных прокуратур не охватывает полностью территории всех субъектов Российской Федерации, и возникает необходимость в обеспечении прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства на специфических объектах, например объектах транспорта, поднадзорных транспортным прокурорам, на особо режимных объектах, находящихся в сфере юрисдикции прокуроров по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.
Вопросы разграничения компетенции прокуроров в природоохранной сфере рассматриваются в приказе Генерального прокуро- ра РФ № 24 от 9 апреля 1996 г. «О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур» (с последующими изменениями и дополнениями).
Так, за Волжским межрегиональным природоохранным прокурором закреплены:
функции по осуществлению надзора за исполнением экологических законов органами власти субъектов Федерации, местного самоуправления, природоохранными контролирующими органами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными или функционирующими в бассейне реки Волга;
а также производство предварительного следствия по делам об экологических преступлениях, в том числе совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности, расположенных в бассейне реки Волга.
Вместе с тем конкретная сфера деятельности этой прокуратуры должна определяться по согласованию с территориальными прокурорами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Природоохранным межрайонным прокуратурам, которые подчиняются непосредственно прокурорам субъектов Российской Федерации, предписано осуществлять надзор за исполнением законодательства природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями. Перечень и рамки их компетенции по производству предварительного следствия определяют прокуроры соответствующих субъектов Российской Федерации.
Компетенция военных и транспортных прокуроров, прокуроров по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в рассматриваемой сфере распространяется на поднадзорные этим прокурорам объекты, включая созданные в военизированных структурах, на транспорте и на особо режимных объектах специальные природоохранные органы.
Что касается взаимодействия территориальных и специализированных прокуроров по надзору за исполнением экологического законодательства, то, несмотря на имеющую место урегулированность вопросов поднадзорности субъектов и конкретных объектов, рекомендуется осуществление прокурорами совместных мероприятий:
обсуждение на коллегиях и координационных совещаниях вопросов законности в экологической сфере, борьбы с экологическими преступлениями;
обмен передовыми методиками по выявлению нарушений;
совместная подготовка методик;
проведение занятий по обмену опытом, своевременное направление информаций по требующим внимания вопросам.
2.3. Характеристика законодательства в сфере экологии.
Основополагающие нормы в области природопользования и охраны окружающей среды закреплены в Конституции Российской Федерации, которая, вменяя в обязанность каждого гражданина охрану природы и бережное отношение к природным богатствам (ст. 58), одновременно гарантирует ему право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; допускается частная собственность на землю и иные природные ресурсы (ст. 9).
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, охраны окружающей среды и экологической безопасности, природопользования относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).
Структурно экологическое законодательство можно систематизировать с учетом рубрикации, установленной Классификатором правовых актов, утвержденным Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511. Так, раздел «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды» содержит следующие рубрики:
общие вопросы охраны окружающей природной среды;
Отчет по практике в Казанской межрайонной природоохранной прокуратуре г. Набережные Челны
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 11:38, отчет по практике
Краткое описание
Руководителем практики от института является декан кафедры ГПД. Он разъяснил задание на учебную практику, а так же дал индивидуальное задание, которое заключалось в ознакомлении с деятельностью правоохранительных органов, организациях и учреждениях.
За время прохождения практики я был ознакомлен с деятельностью правоохранительных органов, изучил делопроизводство, ознакомился с инструкциями, положениями, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия природоохранной прокуратуры, а так же ознакомился с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их сферу деятельности.
Содержание
Прохождение ознакомительной практики в Казанской межрайонной природоохранной прокуратуре.
Содержание, предмет, задачи, пределы прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере экологической безопасности.
Компетенция и полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере экологии.
Характеристика законодательства в сфере экологии.
Особенности взаимодействия прокуратуры с природоохранными и правоохранительными органами при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере экологии.
Прохождение ознакомительной практики в Центральном исполнительном комитете г. Набережные Челны.
Районная администрация Исполнительный орган местного самоуправления.
Территориальные подразделения администрации.
Прохождение ознакомительной практики в Автозаводском ОВД г.Набережные Челны
Цели, задачи и функции органов внутренних дел
Функциональная и составляющая структура органов внутренних дел
Заключение
Список литературы
Прикрепленные файлы: 1 файл
в прокур.doc
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ»
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
По учебно-ознакомительной практике
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 030501.65 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Казанская межрайонная природоохранная прокуратура
г. Набережные Челны.
Центральный исполнительный комитет г. Набережные Челны.
Автозаводское ОВД г.Набережные Челны.
(наименование подразделения организации)
3 курса юридического факультета Добрыньков С.М.
от организации ________________________
от организации ________________________
от организации ________________________
от кафедры Галиев Ъ.Ъ. ________________________
Я студент третьего курса юридического факультета (125 группы), проходил ознакомительную практику с 02.07.07. по 20.07.08. в Казанской межрайонной природоохранной прокуратуре г. Набережные Челны, Центральном исполнительном комитете г. Набережные Челны, Автозаводском ОВД г.Набережные Челны.
Учебная практика является важнейшей формой подготовки студентов и составной частью учебного процесса. Практика имеет своей целью углубление и закрепление знаний полученных в процессе теоретического обучения. В ходе учебной практики студенты приобретают навыки, умения и опыт для работы в правоохранительных органах, организациях и учреждениях.
Руководителем практики от института является декан кафедры ГПД. Он разъяснил задание на учебную практику, а так же дал индивидуальное задание, которое заключалось в ознакомлении с деятельностью правоохранительных органов, организациях и учреждениях.
За время прохождения практики я был ознакомлен с деятельностью правоохранительных органов, изучил делопроизводство, ознакомился с инструкциями, положениями, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия природоохранной прокуратуры, а так же ознакомился с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их сферу деятельности.
2. Прохождение производственной практики в Казанской межрайонной природоохранной прокуратуре.
Прокуратура РФ не относится ни к одной из ветвей власти определённых Конституцией и несёт в себе надзорную функцию. Включение прокуратуры к любой из ветвей власти будет ошибочным, так как сама прокуратура лишь указывает и направляет, выдавая предписание об устранении нарушений, то есть своего рода является концептуально властным органом, осуществляющим надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Среди прокуратур выделяются территориальные и специализированные так вот, природоохранная прокуратура относится к последней и связано это с тем что, организация и деятельность специализированных прокуратур в современных условиях обусловливается объективной необходимостью обеспечения законности в специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения общества и государства.
Административно- территориальный принцип построения федеральных структур власти не срабатывает как универсальный, не выполняет своей организующей роли в ряде специфических сфер деятельности государства.
Специализированные природоохранные прокуратуры выполняют задачи и функции прокуратуры наряду с территориальными. При этом общие принципы организации и деятельности прокуратуры распространяются на них в полной мере.
Функционирование специализированных прокуратур является одной из оптимальных форм реализации зонально-предметного принципа организации работы органов прокуратуры в специфических сферах правовых отношений. С их помощью решаются задачи обеспечения законности, которые территориальными прокуратурами не могут быть решены должным образом.
Специализированные прокуратуры не подменяют деятельность территориальных прокуратур как основного элемента прокурорской системы, но существенно их дополняют.
Организация и деятельность различных типов специализированных прокуратур имеют специфику, обусловленную особенностями организационных, правовых и иных отношений в соответствующих сферах.
Создание военных, транспортных и природоохранных прокуратур объективно обусловлено необходимостью осуществления функций прокуратуры в специфических сферах правовых отношений, не зависящих от территориального деления страны. В этих сферах организуются и действуют хозяйственные и государственно-правовые структуры, закономерности формирования и функционирования которых непосредственно не связаны с федеративным устройством и административно- территориальным делением.
Принцип организации таких прокуратур условно можно назвать производственным, когда базисные правоотношения, а также реализующие их хозяйственные, государственно-правовые структуры организуются и действуют преимущественно на иных организационных принципах («линейный» принцип организации управления железными дорогами; принцип «порта приписки» на морском и речном транспорте; внетерриториальные принципы формирования Вооруженных Сил РФ).
Экологические правонарушения и их последствия развиваются не по административно- территориальным признакам, а под влиянием экологических, естественно-географических закономерностей. Так, залповый выброс токсичных веществ предприятием, расположенным на значительном удалении от места проявления его вредных последствий, зачастую проявляется на «безвинно» пострадавшей территории в результате действия экологических законов, например: «роза ветров», когда в результате аварии на Чернобыльской АЭС пострадали не только регионы Украины, но и в значительной мере ряд областей России и Белоруссии; отравление ценных пород рыб в реках бассейна Каспийского моря из-за сброса неочищенных стоков в их верховьях.
Организация специализированных прокуратур должна отвечать требованиям системного подхода. Все они – элементы единой системы органов прокуратуры. Соответственно на каждую из них распространяются общие принципы организации и деятельности прокуратуры.
Специализированные природоохранные прокуратуры создаются, когда территориальные прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечить в полном объеме выполнение возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии. Действуют природоохранные прокуратуры на правах областных (Волжская природоохранная прокуратура). В субъектах Федерации созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных.
Перечень объектов, поднадзорных Волжской природоохранной прокуратуре, определяется Волжским природоохранным прокурором по согласованию с прокурорами республик и областей. В состав Волжской природоохранной прокуратуры, действующей на правах областной, входит 15 межрайонных прокуратур, которые осуществляют: надзор за исполнением законов на территории всего Волжского бассейна; расследование преступлений, совершенных на объектах, отнесенных к их ведению; иные функции прокуратуры.
Цель настоящей практики оценить эффективность деятельности прокурорской системы в природоохранной сфере и на этой основе выявить пробелы и иные недостатки прокурорского надзора; разработать предложения и рекомендации.
За время практики, я присутствовал на рассмотрении нескольких дел об административных правонарушениях, вместе с работниками Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры и специалистами Территориального управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РТ, выезжали на места преступления. На этих судебных заседаниях я ознакомился с порядком ведения процесса, с процессуальными правами каждой из сторон и их представителей с правами третьего лица.
Из всех дел связанных с административно правовыми нарушениями, на слушании которых я присутствовал, больше всего мне запомнилось одно. Первое меня заинтересовало с процессуальной стороны, поскольку я узнал, какую роль в рассмотрении дела играет эксперт. Суть дела была в том, что ответчик ГСК «Курс» находящееся в районе БСИ прорубила ливнёвку через дома жителей этого района, тем самым подтапливая подвалы жителей ближайших домов которые и забили тревогу, природоохранной прокуратурой было установлено что ГСК «Курс» нарушает закон о сбросах в окружающую среду.
Вместе с тем природоохранной прокуратурой на процесс было вызвано лицо из муниципалитета, которое подтвердило что у ГСК «Курс» истекли сроки аренды данного участка и продлению они не подлежат, так как в соответствии с генеральным планом города в этом участке планируется выстроить жилые дома. Процесс длился очень долго, и после того как судья выслушал всех, он постановил оштрафовать ГСК «Курс» за неустановленные выбросы и обязал ГСК «Курс» установить ливнёвку так чтобы она не нарушала покой граждан и была безопасна для природы.
В процессе знакомства с работой природоохранных прокур атур на территории Российской Федерации у меня возникло несколько проблем. В первую очередь они касались применения природоохранного законодательства. Тем не менее, я читал и разбирал их, за тем что было не понятно обращался за разъяснениями к помощнику прокурора.
Также я присутствовал при приёме граждан помощником прокурора, где я смог ознакомиться с порядком составления искового заявления, с его структурой и информацией, которую оно должно в себе содержать.
Несколько дней я работал в канцелярии, в которой осуществляется
делопроизводство по учёту и распределению поступающей корреспонденции, учёту исходящей переписки, ведению нарядов и различных журналов, ведению статистической отчётности; регистрация учёт, а также другие функции.
И большая часть времени у меня уходила на оформление документов, таких как постановления, представления, запросы, предостережения, заведение новых дел и на выполнение иных функций.
2.1. Содержание, предмет, задачи, пределы прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере экологической безопасности.
Содержание прокурорского надзора
Приказом Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» № 30 от 22 мая 1996 г. к числу основных направлений надзорной деятельности отнесен надзор за исполнением законов в сфере экологической безопасности. В каждом регионе на органы прокуратуры возлагается обязанность наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и о рациональном использовании ее ресурсов, по каждому факту экологического правонарушения решать вопросы о привлечении к ответственности виновных и взыскании причиненного материального ущерба.