Для студентов высших учебных заведений и колледжей данный образовательный процесс примерно одинаков как на втором, так и на третьем и четвертом годах обучения. Усложняются темы исследований, количество проводимых часов на предприятии, объемы итоговых студенческих работ.
Однако как педагогическая практика отличается от других, так она и имеет много общего с ними.
[10 примеров] Образцы отчетов по педагогической практике 2021 года
Содержание практики
В зависимости от направления подготовки студенты распределяются по детским садам, школа, специализированным образовательным учреждениям для прохождения педагогической практики.
Как уже говорилось ранее, для будущих педагогов данный подвид практики устраивается как после второго, так и после третьего курса обучения. В исключительных случаях студенты отправляются на предприятие и после первого курса обучения, однако данная практика имеет иное название – практика по получению первичных профессиональных навыков.
Практика – направленный на личное исследование образовательный процесс. Но для педагогической практики такой опыт играет очень важную роль. Ведь в будущем, студенты будут иметь дело с детьми и подростками, а потому любое рабочее взаимодействие в данный период обучения под присмотром двух руководителей является неоценимым опытом.
В качестве подопытных, студент выбирает контрольную группу детей, к которой он был приставлен. Зачастую вопрос исследования связан с методиками развития определенной категории детей. Исследование происходит в три этапа: начальные показания, проведение исследования и конечные показания. На основе всех этих данных делается вывод, и даются практические рекомендации.
Длительность практики в данном случае зависит от курса обучения студента. Таким образом, те, кто отправляется на педагогическую практику после второго курса обучения, проходят ее в течение 2,5 недель, а те, кто после третьего – 3-3,5 недели. В данные временные рамки студент должен уложиться с проведением исследования, написанием отчета, подготовкой и оформлением всех документов.
Каждая практика включает в себя:
Структура отчета по практике
Как уже говорилось ранее, любая практика оценивается по итоговой работе, которая составляется на основе личного исследования студента, – отчете. Данный документ содержит в себе теоретическую, аналитическую и практическую информацию, которая касается организации, где проходилась практика, о группе, подвергшейся исследование, подробные данные об используемых методиках. Работа должна быть написана в соответствие с методическими рекомендациями и требованиями ГОСТа.
В зависимости от вида практики, меняется и объем отчета по ней. Таким образом:
Структура отчета по практике составляется шаблонно для всех направлений в высшем учебном заведении, опираясь на методические рекомендации и общие требования ГОСТа. Для студентов педагогического направления она примерно следующая:
В выше представленной структуре были отображены некоторые обязательные документы, которые не входят в сам отчет по практике, но их следует обязательно приложить к данной студенческой работе при е сдаче на выпускающую кафедру и защите. Речь идет о характеристике, дневнике практики и рабочей тетради. Высшим учебным заведением самостоятельно указывается собственный перечень обязательных документов в соответствие с ГОСТом и направлениями подготовки.
Характеристику составляет руководитель практики от предприятия, заверяя ее личной подписью и печатью организации. Дневник составляется студентом в соответствие с программой практики и заверяется руководителем практики от предприятия. Рабочая тетрадь, как и дневник ведется на протяжении всей практики и содержит имена и личные наблюдения студента о подопечных, а также результаты личного исследования.
Введение к отчету по педагогической практике
Основная задача введения по педагогической практике – тезисно представить читателю суть предстоящей работы. Особенность педагогической практики состоит в том, что будущие преподаватели и воспитатели внедряют те или иные программы обучения и физической подготовки в школах и детских садах. А потому во введении должна быть отражена следующая информация:
Заключение к отчету по педагогической практике
Как говорилось ранее, педагогическая практика основывается на непосредственной работе с подопечными и личным исследованием студента. А потому данный раздел не менее важен, чем введение. Заключение должно отражать результаты исследования, достижение тех или иных поставленных в самом начале целей и задач. Так же тезисно отражается суть проделанной работы. Последний раздел отчета по практике должен включать в себя:
Отчет аспиранта по педагогической практике и научно-исследовательской работе
Каждый обучающийся в аспирантуре молодой специалист в обязательном порядке проходит научно-исследовательскую или педагогическую практику, без которых впоследствии невозможно получить допуск к написанию диссертации. Результатом этой самостоятельной учебной деятельности является отчет аспиранта о проделанной работе.
Выполняемые задания должны соответствовать выбранному специалистом профилю.
Отчетность по педагогической практике аспиранта
В двух последних семестрах каждому обучающемуся в аспирантуре предстоит дважды пройти два вида практики:
Отчет аспиранта предоставляется на кафедру в недельный срок по окончании практики. Отчетный пакет документов включает в себя:
Защита практической работы проходит во время промежуточной аттестации и оценивается зачетом.
Информация о распределении по направлениям подготовки, численности приема и другие цифры статистики размещаются в отчетности учебного заведения по форме № 1-НК.
Отчет о научно-исследовательской практике
Информация и наработки, собранные и самостоятельно разработанные обучающимися, в последующем обучении служат основой для подготовки диссертации. Учитывайте, что практическая работа будет засчитана только после сдачи отчета и его защиты.
Чтобы она прошла успешно, необходимо соблюсти строгие требования к оформлению и содержанию аспирантского отчета по научной практике за семестр. Обычно он занимает от 10 до 15 листов печатного текста, набранного с одинарным интервалом между строчками и шрифтом с кеглем 14. Остальные требования четко отражены в ГОСТ 7.32–2001.
Чтобы отчитаться за научно-исследовательскую практику в аспирантуре, в отчетный документ включают стандартные пункты:
На титульном листе руководители практики (научный, а также от организации по месту работы) оставляют свои отзывы, которые визируют личной подписью.
Во избежание ошибок рекомендуем ознакомиться с примером отчета по научно-исследовательской практике аспиранта.
Образец отчета аспиранта 1-го года обучения
За годы получения образования в аспирантуре (три – для очников, четыре – для заочников) обучающемуся предстоит успешно пройти экзаменационные испытания и написать диссертацию.
Первая педагогическая практика начинается, когда аспирант уже имеет определенную подготовку, свободно владеет теорией методов исследования и готов к педагогическому взаимодействию со студентами. Это происходит не раньше чем к началу второго года обучения.
Новый практический опыт поможет углубить знания по изучаемой дисциплине. Существенный плюс непосредственной педагогической деятельности в том, что выполненные студентами работы становятся частью диссертации и отчета по педпрактике. При сборе таких материалов следует уделять пристальное внимание качеству и ориентироваться на ГОСТы.
Что входит в форму отчета второго года обучения в аспирантуре
Научно-производственная практика осуществляется по индивидуальному плану заданий, которые предлагаются научным руководителем. Местом практической деятельности может быть как кафедра, к которой относится специалист, так и НИИ соответствующего профиля.
Отчет выступает свидетельством успешного выполнения программы и включает в себя:
Если полученные данные не вписываются, допускается их вынесение в отдельные приложения. Этот момент регламентирован ГОСТом.
На заполнение отчетности отводится ограниченный промежуток времени, поэтому молодому специалисту необходимо максимально сконцентрироваться, чтобы не упустить важные моменты проделанной во время практики работы. Все наработки (собранные материалы, доводы, итоги, выводы и результаты) систематизируются: в дальнейшем они лягут в основу диссертации.
Аналогичные требования к отчету предъявляются для третьего года обучения. Приступая к заполнению бланка, обязательно ознакомьтесь с приведенным образцом, который даст наглядное представление о порядке заполнения отчетной документации.
Грамотные методические рекомендации и использование образцов с примерным содержанием отчета помогут успешно отчитаться по педагогической и научно-исследовательской практике.
Педагогическая практика относится к циклу «Практика и научно-исследовательская работа».
В о время педагогической практики происходит практическое знакомство обучающихся с педагогической работой в системе высшего профессионального образования, освоение методологии и приемов научно-исследовательской и учебно-методической работы, формирование умений и навыков педагогической деятельности.
В основе содержания педагогической практики лежат знания, полученные магистрантами по дисциплинам, знание которых необходимо магистрантам для самостоятельной педагогической практики на кафедре Вуза.
Во время педагогической практики происходит практическое знакомство с педагогической работой в системе высшего профессионального образования, применение результатов теоретического обучения. На форму проведения практики ключевое влияние оказывает специфика организации, на базе которой проводится практика, ее технические, экономические, человеческие, научные ресурсы и характер индивидуального задания студента, данного ему его руководителем практики в вузе.
Педагогическая практика проводится в различных формах: полевая и камеральная. Полевая научно-педагогическая практика позволяет закрепить на практике полученные теоретические знания, сформировать умения и навыки чтения публичных лекций и проведения семинарских занятий со студентами. Камеральная педагогическая практика связана с необходимостью обработки и анализа собранного в организации материала и подготовкой отчета по практике.
Знания, умения и навыки, формируемые в ходе педагогической практики, в дальнейшем используются в научно-исследовательской работе и при проведении научно-исследовательской практики по теме дипломной работы.
Цели педагогической практики
Целями педагогической практики являются:
Задачи педагогической практики
В ходе педагогической практики обучающимися должны быть решены следующие задачи:
Место и время проведения педагогической практики
Основным условием выбора организации для проведения педагогической практики является возможность обучающегося сформировать определенные практические умения, а также навыки выполнения конкретной работы в педагогической сфере высшего профессионального образования. Поэтому педагогическая практика может осуществляться в структурных подразделениях государственного университета.
Практика осуществляться непрерывным циклом продолжительностью 4 недели.
Содержание педагогической практики
Наименование раздела
Виды учебной деятельности
Подготовительный этап
Производственный инструктаж (инструктаж по технике безопасности).
Подготовка и оформление организационных документов по практике
Выполнение производственных заданий.
Мероприятия по сбору, обработке и систематизации теоретического и практического материала
Разработка учебно-методического обеспечения занятия по выбранной теме.
Самостоятельное проведение учебного занятия.
Обработка и обобщение необходимой для отчета информации.
Консультации с руководителем практики в вузе.
Обработка полученных данных.
Подготовка отчета об итогах практики.
Презентация отчета по практике на конференции.
По окончании учебной педагогической практики каждый студент практикант предоставляет руководителю практики от кафедры отчетные документы в папке-скоросшивателе, сшитые с помощью дырокола, без файлов.
Порядок размещения отчетных документов и в папке-скоросшивателе следующий:
Оформление отчёта по практике
При оформлении отчета студенту необходимо дать краткую характеристику работ, выполненных им в период практики, и документов, с которыми он работал. Структура отчета не должна расходиться с планом и дневником практики.
Требования к оформлению печатного текста:
Структура отчёта педагогической практики
Титульный лист
Первая страница отчета является одновременно титульным листом всей папки с отчетной документацией по практике. Данная страница не нумеруется.
Пример:
Задание на педагогическую практику
Пример:
Содержание
Пример:
Введение
Пример:
Основная часть
Отчет практиканта о проделанной работе с выводами и предложениями, в который входят:
1) индивидуальный план работы на период практики;
2) характеристика деятельности базовой организации и деятельности психолога:
а) приоритетные направления школы (вуза, предприятия) и методы работы;
б) функции и обязанности психолога в условиях образовательного учреждения;
в) перечень основной документации педагога-психолога;
г) актуальные психологические проблематики в деятельности психолого-педагогической службы образовательного учреждения;
д) первоочередные вопросы, в решении которых может быть полезно участие психолога-практиканта;
3) Краткое описание проведенных мероприятий, диагностической (конкретизировать используемые методики) и коррекционно-развивающей работы (конкретизировать используемые методы и приемы, тематику работ), оформления документации психолога (перечислить перечень документации который вел практикант), проведения практической работы, направленной на решение выявленных проблем, с использованием методов консультирования, психотерапии и психокоррекции, разработки и проведения развивающих занятий психологического сопровождения участников образовательного процесса по результатам диагностической работы (желательно приложить перечень занятий с названиями и кратким содержанием), разработки коррекционно-развивающих программ (если таковое имело место, то приложить развивающую программу в виде таблицы на 1 страницу).
Пример:
Заключение
Выводы по поводу успешности прохождения практики, отмечая ее положительные и отрицательные стороны.
В заключительной части отчета практикант делает вывод о степени выполнении программы практики и осуществляет самоанализ своей деятельности, отвечая на вопросы: какие виды деятельности удались в наибольшей степени? Какой полезный опыт приобретен? Какие трудности встретились во время прохождения практики? Какие имеются предложения по содержанию и организации практики?
Педагогическая практика для аспирантов очной и заочной формы обучения осуществляется на основе «Положения о педагогической практике аспирантов» факультета университета или института, которое, в свою очередь, разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.2013 г. № 1259 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), Уставом университета, Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением о кафедре университета, федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее — ФГОС ВО), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 апреля 2015 г. N 464 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации)».
Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации»:
8. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, и её виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Обратите внимание, что с 01.07.2020 ч. 8 ст. 13 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.12.2019 N 403-ФЗ):
«8. Положение о практической подготовке обучающихся и примерная форма договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.»;
Согласно п. 22 и 24 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации»:
22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
24) практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
В соответствии с ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации»:
7. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 9 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», с изменениями и дополнениями от 5 апреля 2016 г.:
9. При осуществлении образовательной деятельности по программе аспирантуры (адъюнктуры) организация обеспечивает: проведение учебных занятий по дисциплинам (модулям) в форме лекций, семинаров, консультаций, научно-практических занятий, лабораторных работ, коллоквиумов, в иных формах, устанавливаемых организацией; проведение практик;
Согласно пп.4-5 п. 10 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259:
Вариативная часть программы аспирантуры (адъюнктуры) направлена на расширение и (или) углубление компетенций, установленных образовательным стандартом, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом (в случае установления организацией указанных компетенций), и включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные организацией, а также научно-исследовательскую работу в объеме, установленном организацией. Содержание вариативной части формируется в соответствии с направленностью программы аспирантуры (адъюнктуры). Обязательными для освоения обучающимся являются дисциплины (модули), входящие в состав базовой части программы аспирантуры (адъюнктуры), а также дисциплины (модули), практики и научно-исследовательская работа, входящие в состав вариативной части программы аспирантуры (адъюнктуры) в соответствии с направленностью указанной программы.
В соответствии с п. 12 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259:
Программа аспирантуры (адъюнктуры) представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики программы аспирантуры (адъюнктуры), учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав программы аспирантуры (адъюнктуры) по решению организации
Согласно пп.2. п. 13 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259:
планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю), практике и научно-исследовательской работе — знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения программы аспирантуры (адъюнктуры).
В соответствии с п. 33 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259:
33. При сетевой форме реализации программ аспирантуры (адъюнктуры) организация в установленном ею порядке осуществляет зачет результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, проведения научно-исследовательской работы в других организациях, участвующих в реализации программ аспирантуры (адъюнктуры).
Согласно п. 41-42 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259:
41. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик, промежуточная аттестация обучающихся — оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям), прохождения практик, выполнения научно-исследовательской работы. 42. Формы, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, включая порядок установления сроков прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, а также периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются локальными нормативными актами организации.
В соответствии с нормативами пп. 6.2, 6.4 и 6.5 ФГОС ВО по направлениям аспирантуры [URL: http://fgosvo.ru ] и Приказу Министерства образования и науки РФ от 30 апреля 2015 г. N 464 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»:
После выбора обучающимся направленности программы и темы научно-квалификационной работы (диссертации) набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся. Блок 2 «Практики» программа аспирантурыв полном объеме относится к вариативной части программы. В Блок 2 «Практики» входят практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическая практика). Педагогическая практика является обязательной. Способы проведения практики: стационарная и выездная. Практика может проводиться в структурных подразделениях организации. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
Согласно п. 7.1.2 и 7.3.1 ФГОС ВО по направлениям аспирантуры, «электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик и к изданиям электронных библиотечных систем». А «перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы аспирантуры, включает в себя лабораторное оборудование в зависимости от степени сложности, для обеспечения преподавания дисциплин (модулей), осуществления научно-исследовательской деятельности и подготовки научно-квалификационной работы (диссертации), а также обеспечения проведения практик».
Цели и объёмы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования (далее ― ФГОС ВО). Тем не менее, в соответствии с требованиями к организации практики, содержащимися в ФГОС ВО, вузы самостоятельно разрабатывают и утверждают документы, регламентирующие организацию практического обучения студентов с учётом специфики подготовки специалистов. Программы практики разрабатываются и утверждаются вузом самостоятельно на основе ФГОС ВО, с учётом рабочих учебных планов по направлениям подготовки (специальностям) и примерных программ дисциплин. Сроки проведения практики устанавливаются высшим учебным заведением с учетом теоретической подготовленности студентов, возможностей учебно-производственной базы высшего учебного заведения и организаций и в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком. Учебная и производственная практики могут осуществляться как непрерывным циклом, так и путём чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.
Учебно-педагогическая практика может включать в себя несколько этапов; практика по получению первичных профессиональных умений, ознакомительная и другие. Перечень этапов учебно-педагогической практики по основной образовательной программе подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации определяется вузом.
Если практика проходит в другом городе, то в проезд аспирантов, обучающихся по очной форме, направляемых к месту проведения практики железнодорожным или водным транспортом и обратно, оплачивается за счёт средств вуза.
Как проходит педпрактика в аспирантуре
Педагогическая практика аспирантов является обязательной частью основной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. В процесе педпрактики аспиранты проводят отдельные виды учебных занятий и подготавливают учебно-методические материалы по дисциплинам кафедр, к которым прикреплены аспирантики.
При этом у многих учащихся отечественных аспирантур вполне обоснованно сохраняется тенденция негативно относиться к процессу прохождения стажировки в вузе, так как из-за формализма и бюрократии занятия практикантов превратилось в никому не нужный анахронизм. В большинстве случаев процесс прохождения этой обязанности не является полезным для аспирантов, так как мало связан с практическими разработками по теме их выпускной квалификационной работы. И эта «академическая повинность» не приносит реальной пользы, так как кураторы педпрактики в большинстве своём мало интересуются развитием и успехами вверенного им учащегося аспирантуры.
Педагогическая практика предусматривает следующие обязательные виды деятельности:
Объём учебной аудиторной работы определяется рабочей программой педагогической практики для аспирантов, обучающихся по основной образовательной программе подготовки научно-педагогических кадров по соответствующему направлению.
Педагогическая практика может проводиться в структурных подразделениях университета или других образовательных организациях высшего образования на основе договоров о базах практики между университетом и образовательной организацией.
Аспиранты заочной формы обучения имеют право проходить педагогическую практику по месту работы в образовательных организациях с последующим предоставлением необходимой отчётной документации.
Отчёт по учебно-педагогическо практике уже много лет является для советских, а затем и российских аспирантов, обязательной академической работой, которую нужно не только самостоятельно написать, но и защитить. Результаты прохождения практики рассматриваются на заседании кафедры, а защита отчётов по практике проводится на кафедре в присутствии Комиссии из профессорско-преподавательского состава кафедры (не менее трёх человек). По результатам защиты отчёта по практике аспиранты получают оценку по практике — их усилия оцениваются дифференцированным зачетом, который фиксируется в зачётной ведомости.
Аспирант, получивший неудовлетворительную оценку за практику, не допускается к итоговой государственной аттестации. То есть, во многих вузиках, аспиранты, не выполнившие программы практик без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из высшего учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.
Аспиранты, не выполнившие программы практик по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учёбы время.
После заседания кафедры отчётная документация остаётся на кафедре, а в отдел аспирантуры передаются результаты учебной практики.
Образец оформления титульной страницы (листа или титульника) отчёта по педагогической практике в аспирантуре
Здесь Вы можете посмотреть образец титульного листа отчета по практике.
Многие из аспирантов не знают, как нужно оформить титульный лист отчёта практиканта по педпрактике. Поэтому, Вашему вниманию предлагается образец оформления титульного листа к отчётности по педагогической практике в аспирантуре. Перейдём к более детальному рассмотрению его составления. Сама страница титульного листа об учебно-ознакомительной деятельности выглядит примерно так: в «шапке» указывается заглавными жирными буквами полное название высшего учебного заведения (университета, института или его филиала):
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (или иное министерство, к которому принадлежит Ваш ведомственный вуз) ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «полное наименование ВУЗа» (уточните полное название Вашего вуза в разделе «Сведения об организации» на официальном сайте универа ФАКУЛЬТЕТ (или институт как подразделение вуза) КАФЕДРА (указать)
После этого, через отступ в несколько строк, необходимо указать ответственного за практическую деятельность. Отчётность о педагогическом практикуме заверяется научным руководителем практиканта (подпись и печать) и куратором педпрактики от университета:
УТВЕРЖДАЮ ________________________ _________________ (занимаемая должность руководителя практики от университета, как правило, это проректор по научной работе) _________________________________________ (ученая стeпень и звание, ФИО) «____»_________202__г. ______________________ (подпись руководителя педпрактики от университета)
Затем, отступив пару строчек вниз пишется:
ОТЧЕТ по педагогической практике аспиранта за (2-й) год обучения ___________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) по направлению подготовки _______________________________________ (указывается код и наименование направления подготовки научно-педагогических кадров) направленность (профиль) _______________________________________ (указывается код и наименовние специальности в соответствии с номенклатурой научных работников)
Тема диссертационной работы : «____________________________________________________»
Научный руководитель _________________________ (ученая степень и звание, ФИО)
Снова отступив несколько строчек, указывается заведение, к которому практикант был причислен:
Место прохождения практики _________________________________________________________
После этого, через отступ в несколько строк, если есть необходимость в этом, укажите оценку за учебную педпрактику в баллах или единицах кредитов:
Оценка за пройденную практику по результатам защиты отчёта ________________________________
После этого, через отступ в несколько строк, необходимо указать ответственных за практическую деятельность.
Научный руководитель __________________________________________ учёные степень и звание, ФИО ______________________ (подпись научного руководителя аспиранта) «____»_________202__г.
Заведующий кафедрой __________________________________________ учёные степень и звание, ФИО _________________________ (подпись завкафа) «____»_________202__г.
Краткий отчет о прохождении педагогической практики
Если программа обучения в аспирантуре не требует написания подробного отчёта на дюжину-другую страниц, по аналогии со студенческой практикой, то вторым листом к краткому отчёту по педагогической практике в аспирантуре прилагается следующий стандартный лист:
За время прохождения педагогической практики осуществлено ознакомление с документацией кафедры по проведению семинарских занятий по дисциплине … для студентов … курс …. группы института / факультета по специальности …
Изучены: учебный план специальности …, рабочая программа дисциплины …., учебно-методические материалы.
В ходе педагогической практики был разработан предварительный план-конспект проведения занятий, который был согласован с руководителем практики. Были проведены занятия … общим объемом… часов по теме …
Осуществлено посещение и даны оценка и анализ лекционных, семинарских занятий у преподавателей (ФИО, тема) и других аспирантов.
Руководитель практики: ФИО, дата, подпись.
План для отчёта о прохождении педагогической практики в аспирантуре
Если от Вас требуют отчёт о прохождении педагогической практики в аспирантуре на дюжину-другую страниц, то тогда рекомендуется составить следующий схематичный план:
Оформление и примерное содержание отчета по педагогической практике — методические рекомендации для аспирантов по самостоятельному заполнению
В отчёте по педпрактике учащиеся аспирантуры записывают выполненную ими работу, приобретённые компетенции (знания, умения, навыки) за время, предназначенное для практических посещений занятий. Этот документ они сдают научному руковолителя или куратору практики в аспирантуре и иногда даже защищают с оценкой. Поэтому очень важно правильно оформить этот вид академического задания, ведь от оформления часто зависят будет одобрена или нет поданная на проверку выполненная работа.
Объём отчёта обычно составляет не менее 10–15 листов (без приложений), если в методичке Вашего вуза не оговорено иное. Как правило, используется шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – полуторный, все поля – 2 см, отступ — 1 см, выравнивание – по ширине, таблицы и схемы располагаются по тексту и нумеруются по разделам. Количество приложений не ограничивается и в указанный объём не включается.
Во введении должны быть отражены: цель, место и время прохождения практики (недель); последовательность прохождения практики, перечень работ, выполненных в процессе практики.
В основную часть отчёта необходимо включить описание: организации работы в процессе практики; выполненной работы по разделам программы практики; практических задач, решаемых аспирантом за время прохождения практики; указания на затруднения, которые возникли при прохождении практики; изложение спорных вопросов, которые возникли по конкретным вопросам, и их решение.
Заключение должно содержать: описание знаний, умений, навыков (компетенций), приобретенных практикантом в период практики; характеристику информационно-программных продуктов, необходимых для прохождения практики; предложения и рекомендации аспиранта, сделанные в ходе практики.
Список использованных источников формируется в порядке появления ссылок.
К отчёту также прилагаются: индивидуальное задание практиканта ; отзыв (характеристика) руководителя по практике о работе аспиранта-практиканта.
Отзыв (характеристика) научного руководителя (лица, ответственного за прохождение практики) о работе аспиранта
По окончанию педагогической практики аспирант должен получить на руки характеристику или отзыв на практиканта от научного руководителя или от лица, ответственного за учебно-педагогическую практику аспирантов. Характеристика на практиканта должна содержать сведения о его деловых качествах, навыках и квалификации, проявленных в процессы прохождения практики, о выполнении программы практики, индивидуальных заданиях, отношении к выполняемой работе, умении на практике применять теоретические знания. Характеристика оформляется на бланке высшего учебного учреждения или института (организации), где осуществлялась практика. Отзыв подписывается либо непосредственным руководителем практики, либо научным руководителем аспиранта и заверяется оттиском печати вуза. На характеристике ставится дата её составления. Отзыв является обязательным приложением к отчёту.
В характеристике следует: ― указать объём и качество выполнения программы, индивидуального плана; ― в какой мере аспирант овладел навыками практической работы; ― дать оценку его умению применить теоретические знания на практике, его деловым качествам: дисциплинированность, старательность, коммуникабельность; ― определить общий культурный и профессиональный уровень развития, уровень аналитического мышления, способности творческого решения поставленных задач; ― в целом дать итоговую оценку результатов практики.