отчет по этнографической практике

Отчет по фольклорно- этнографической практике

(с. Михайловка Прокопьевского района Кемеровской области)

студентка 4 курса РЭЦ- 111

4) Список информантов.

Введение

Проходила практику с. Михайловка Прокопьевского района Кемеровской области с 27.06.2014 по 04.07.2014 г. с целю проанализировать и выявить народную культуру и ее характер современных этнокультурных процессов чувашского населения. Передо мной были поставлены следующие задачи:

2. Изучить сферу бытования национальных видов народного художественного творчества;

2. Определить место и роль традиционной обрядности фольклора в современном быту чувашского населения с.Михайловка.

3. Рассмотреть традиционный хозяйственный уклад обследуемой группы населения;

4. Охарактеризовать знания респондентов по традиционному и культурному типу населенного пункта.

5. Анализировать фактические материалы из разных культурных источников данной местности.

Объектом данной работы является этничность традиций чувашей, проживающих на территории Прокопьевского района Кемеровской области.

Предметом — современные традиционные формы воспроизведения народного творчества чувашей.

Пометки. У ворот нас встречала директор Сельского Дома культуры Самсонова Наталья Александровна и художественный руководитель СДК Никитина Екатерина Андреева. Поместили в большой зал. Имелось кухня, туалет, гардероб. К вечеру нам удалось побывать на речке, походить по улицам, познакомиться с местными жителями и попить воду с колодца.

Источник

Фольклорно этнографическая практика отчёт по практике

Предмет:Культурология
Тип работы:Отчёт по практике
Язык:Русский
Дата добавления:27.01.2019

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти много готовых отчётов по практике по культурологии:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Обучен с. Михайловка Прокопьевского района Кемеровской области с 27.06.2014 по 04.07.2014 с целью анализа и выявления народной культуры и ее характера в современных этнокультурных процессах чувашского населения. Для меня были поставлены следующие задачи:

Изучить историю традиционных форм культуры данного населенного пункта:

Объектом данной работы является этническая принадлежность традиций чувашского народа, проживающего на территории Прокопьевского района Кемеровской области.

Предметом являются современные традиционные формы воспроизводства чувашского народного творчества.

За такой короткий период времени был собран материал для изучения истории села, собранный путем простого наблюдения, анкетирования, собеседования. Основными респондентами являются основатели села, члены местных творческих коллективов, а также библиотека при Доме сельской культуры, ныне Чувашский культурный центр и Михайловская общеобразовательная школа. Район исследования имеет сложную структуру, с различными характеристиками исторического и социального времени. Чувашские традиции транслируются на исследуемой территории. По словам респондентов, на исследуемой нами территории проживают представители и потомки иммигрантов из ближайшего округа из города Чебоксары. Большинство из них русифицированы чувашскими. Внешность больше подходит славянским народам, отличается от настоящих русских. Для этой области определенная внутренняя привлекательность была сохранена, чем в других близлежащих областях. Большая часть территории занята полями, пересекаемыми лесостепью, в окружении лесов. Рядом с поселком протекает река Чумыш. Глинистая почва. Воздух чистый, наполнен ароматом свежей зелени. Местные жители очень гостеприимны. Дружелюбный и общительный, а также дети и молодежь. Деревня отличается своей чистотой и порядочностью. Ограды и площади тонированы, асфальтированы дороги, на улицах установлено уличное освещение: Юбилейная, Центральная, Заречная, Весенняя, пер. Почтовая. Социальный компонент, определяющий культуру с. Михайловка во время ее расселения неоднородна, разворачивается во времени.

Пометка. У ворот нас встретили директор Сельского дома культуры Самсонова Наталья Александровна и арт-директор СДК Никитина Екатерина Андреева. Размещается в большой комнате. Там была кухня, туалет, гардеробная. К вечеру нам удалось побывать на реке, пройтись по улицам, познакомиться с местными жителями и выпить воды из колодца.

Краткая информация МБОУ Михайловская основная общеобразовательная школа с. Михайловка, Прокопьевский район, Кемеровская область

В 2012 году он был создан на базе школы этнокультурного педагогического объединения «Скиния скинии» («Весна») в составе регионального экспериментального участка.

Педагогическое объединение ведет свою работу по четырем направлениям: интенсивное изучение чувашского языка на коммуникативной основе, организация межпредметной этнокультурной интеграции, организация внеклассных мероприятий, дополнительное образование, научные исследования и повышение квалификации учителей на этнокультурной основе. Школа имеет хорошую материально-техническую базу: компьютерный класс, кабинеты химии, физики, математики, иностранного языка, биологии, истории, географии, русского языка и литературы, оснащенные современным оборудованием. В технологическом помещении и мастерской имеются машины и оборудование для обработки дерева и металла. В 2013 году школа была капитально отремонтирована. Школа полностью преобразилась: современное оборудование для кейтеринга, спортивное оборудование, актовый зал, новая мебель, учебные классы, оборудованные по последним требованиям, трансформируемый фасад. Школа была разработана в национальном стиле, в соответствии с целями проведения регионального эксперимента по сохранению чувашского языка и культуры. Чувашский орнамент можно увидеть в оформлении актового зала, надписи на чувашском языке с переводом приветствуются гостями в школьном холле, в столовой, в музее. Таблетки на шкафах также изготовлены на двух языках, то есть переведены на чувашский язык.

В деревне работает филиал музыкальной школы, где дети учатся играть на пианино.

Краткая историческая справка села Михайловка

На территории 2 библиотеки, 2 клуба и СДК.

В библиотеке села Михайловка был открыт центр правовой информации, куда жители и руководители учреждений могут обращаться за информацией, была открыта модельная библиотека. В библиотеке есть мини-музей прикладного искусства чувашской национальной культуры. Работники библиотеки и школьного музея собрали материалы для трех книг «Живи, чтобы помнить», изданных в Прокопьевском районе.

В 2013 году, к 105-летию села, был открыт чувашский парк культуры. Дизайн парка выполнен в национальном стиле с использованием чувашских национальных символов.

В июне 2006 года в селе Михайловка была открыта церковь Архангела Михаила, которая работает по всем канонам православия.

Представительную власть на территории представляет депутатский корпус, состоящий из 9 депутатов от каждого населенного пункта. Депутаты активно участвуют в обсуждении и решении проблем территории.

Главная часть

Фольклорно-этнографическая практика с 27.06.2014 по 04.04.2014 в деревне. Михайловка были следующими.

Выезд в 10-30. Прибытие 13-00.с. Михайловка

Остановка: Центр чувашской культуры. Нас приветствовали, гостеприимны и умны. Все основные объекты села Михайловка расположены в центре, где находится Чувашский культурный центр, рядом с администрацией с районным отделением, почтовым отделением, детским домом и другими объектами.

Перед встречей с новыми информаторами наш лидер провел общее согласованное собрание по предстоящей работе.

Время 18-00. Дом № 27.

В этом доме бывшего односельчанина с.Михайловка, Народная бригада Хельхама под руководством В.М. ждал нас. Спиридонова, концертмейстер и участник ансамбля.

Егорова Анна Григорьевна.

Родился в 1922 году, бывший учитель этой школы, проработал 38 лет, приехал из-за Чувашии, и чуваши тоже был по национальности. Я всегда ходил на самооценку, в хор, почти до старости.

Б. Б. Соржу: Сохранились ли методы обработки кожи, дерева и других материалов?

Сейчас она ничего не делает из кожи, но есть два с дерева, два человека, трое в деревне. Дома очень красивые, Дмитрий Шоркин, мастер. Они делают все из дерева: мебель, зеркала и т. д.

Отметка. (Вот информация только одного из 12 информаторов, которая позже также появляется в других местах)

Вывод: по словам информатора, было ясно, что в современной жизни их больше нет, и вы не найдете таких мастеров-ремесленников, и она также прямо и ясно высказалась о религии, к которой в свое время не было никакого отношения то есть ранее язычникам. В дальнейшем позже вышли другие версии по этому вопросу.

Приведенная выше запись от информатора Егоровой Анны Григорьевны и других 8 (восьми) информаторов была расшифрована в течение всего дня. (Есть фото и видео материал). Погода была облачной и дождливой. Молодежь местного клуба готовилась к финальной стадии мероприятия «Хорошая неделя». На сайте работали молодежный ансамбль под руководством Самсонова Наталья Александровна вместе с нашими ребятами. Ансамбль называется «Таван», что означает «Родственники».

Примечание: название и перевод названия его ансамбля «Таван» нужно было уточнить только из головы по телефону. Из этого мы можем сделать небольшой вывод, прежде всего, что молодые люди, хотя и занимающиеся и участвующие в своем собственном центре, не могли точно объяснить значение своего имени.

Концерт, посвященный «Неделе добра». Выступали фольклорный ансамбль «Хелхэм» («Искра»), «Тован» («Родственники»). Выступали номера наших ребят: песня «. » и танец «. ».

Интервью с Антоновым Василием Филипповичем. 1938 г.р.

«Мне 77 лет, с апреля, и я могу рассказать историю с. Михайловка. Мой дедушка Антон Артемьев. Моя фамилия должна была быть Артемьев. Школа пошла сюда. Дед был одним из основателей. Михайловка. Они вели кочевой образ жизни. Чуваши были язычниками, у них было 66 богов. Учитель Я.И. Яковлевич Симбирский, Чуваш, крестный отец В.И. Ленин, Ульяновский Ленин и чуваши, они дружили с семьей отца Ленина. До 1861 года чуваши были язычниками. Из загонов, из тесных кварталов, притеснений со стороны русских они покинули Поволжье в нынешнем Кемеровском регионе. В И. Ленин издал указ об открытии школ в диаспорах. Нужно было готовить учителей. Первый педагогический колледж по чувашскому языку открывается в Шегловке. Сейчас в этом здании находится Институт повышения квалификации учителей, а архивные данные все в Томске. Наши учителя все «закончили» это \ я имею в виду это закончил \. Обучен по всей области. В сек Михайловка, поселились в квартирах. \ В их домах \ С.Б. И это была дополнительная рабочая сила. В РСФСР (Россия) 10 технических училищ, это Мордовский техникум в Барнауле. »

Новиков Дмитрий Валерьевич.

Осенью 21 ноября, в День Михаила, в честь Михаила Архангела в 1907 году моя бабушка вместе с паломниками накатала \ «налево», «отправилась» \ в Иерусалим, умерла в 1943 году.

Марк (Информатор Антонов В.Ф. говорил довольно давно и четко, по его словам, чуваши считают себя православными сейчас, но в то же время традиции времен язычества до сих пор сохраняются не совсем точно, а где-то в играх, песнях, В повседневной жизни По словам первых информаторов, мы знали только их православие, но, оказывается, на самом деле, по словам Антонова В.Ф., у них было 66 богов, духов воды, огня и семьи).

И из этого можно сделать вывод, что в то время царское правительство было вынуждено это сделать.

Как основатель и уважаемый человек с. Михайловка Антонова В.Ф. Он показал нам свою грамотность, надежность, смелость в любом деле. Он точно назвал названия зарегистрированных участков, заводей и пахотных земель. И он также сказал:

«В любом случае, если я его заберу, будут переломы, но мы должны это преодолеть. Вы должны быть дипломированным студентом, искусствоведом и т. д. чтобы иметь возможность доказать, добиться. Ваша будущая профессия преодолевается, финансы, вам приходится все просить, но они вас немного слушают. Они говорят: «Делай, как они говорят». Наши культовые работники до сих пор помнят, насколько они хороши. И теперь они путешествуют за свой счет. Теперь до Красноярска, потом до Тувы».

Беседу ведет Усова Наталья Николаевна. Родился в 1959 году.

Часто жители деревни обращались к нему за помощью. Он помогал людям составлять акты, сметы на строительство, помогал писать запросы, петиции, в регион и регион все они были решены положительно. Сохранились в инвентаре книги, написанные его красивым, каллиграфическим подчеркиванием записи. В 1956 году она приняла Михайловскую библиотеку и проработала там 24 года Анастасией Александровной Гурулевой. Она посвятила всю свою силу и знания своей любимой работе. Анастасия Александровна вела работу по популяризации сельскохозяйственной литературы среди механизаторов; книги по передовому опыту были изучены. Организован прием книг в библиотеке из Чувашии. Чтобы прочитать чувашские романы, библиотека зарегистрировалась для очереди. По вечерам она устраивала чтение книг на чувашском языке для женщин. Она была членом худого тирана. В многоактных пьесах на чувашском языке, который собрал всю деревню, сыграла роль суфлера. Великим событием в культурной жизни села стало прибытие из Чувашии в 60-е годы народного поэта Петра Хузангая и композитора Иванова. Поэт Хузангай, напомнившая при жизни Анастасию Александровну, посетила библиотеку. Вот одно из его стихов о Родине:

Одним из приоритетных направлений в работе библиотеки на протяжении многих лет была краеведение. Прошлое и настоящее села, опыт предыдущего поколения, традиции, обычаи не могут быть забыты. Электронная хроника села, ведется фотохроника. Коллекция воспоминаний стариков продолжается. В 2007 году, по рассказам местных жителей, мы воспроизвели вместе с коллективом Helham старый обряд. «Проводы в армию» и успешно выступили с ним на региональном семинаре «Укрепление семейных традиций и их роли в воспитании подрастающего поколения». Церемония «Видя армию» была показана участникам Межрегиональной летней библиотечной краеведческой школы «Экспресс», в которой приняли участие библиотекари из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Томска, Новосибирской области, Хакасии и Казахстана. В 2010 году для жителей деревни вместе с коллективом Хелхэма был создан чуклемский обряд. Обряд освящения нового урожая. В 2012 году в городе Мыски на Всекузбассском фестивале-конкурсе «Как это было в старину», в номинации «Забытый обряд», экспозиция чуклемского обряда была названа одной из лучших. Изучая историю села, вместе с письменными документами, в 2005 году начали собирать предметы для этнографического музея.

Чувашский Пурш. Сегодня в музее 250 предметов быта и этнографии, около 100 письменных источников, предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты в музее постоянно пополняются жителями деревни, для которых музей и библиотека стали частью самих себя. В современных условиях библиотечная деятельность невозможна без поддержки и сотрудничества администрации, взаимодействия с сельскими учреждениями и организациями. Здесь на слайде вы видите последнее действие 9 мая Бессмертного полка. Сыновья дочери, внуки и правнуки вышли с портретами своих отцов и дедов. Люди смотрели на них плачущими. Праздник проводится вместе. День Победы, День Матери, встречи с ветеранами. Свеча памяти, праздник День семьи любви и верности. Библиотека тесно сотрудничает в своей работе с Helham. Едем в села Прокопьевского района и не только. Вместе в 2012 году мы встретили в нашей деревне детские народные коллективы Прокопьевского района на национальной елке. Библиотека активно сотрудничает с молодежным отделом. Они с интересом слушали девушек и юношей, приглашенных на собрание отца Василия. Встречи с поэтом Владимиром Шишкиным и лауреатом бардовских песен Натальей Арбатской прошли ярко и незабываемо.

Заключение:

Таким образом, можно сделать вывод, что традиция чувашской этнической группы в настоящее время развивается и вещает. Духовные приоритеты не всегда были определены в непосредственном обзоре традиционных носителей культуры. Исходя из этого, мы предполагаем, что деятельность творческой интеллигенции сегодня является ведущим фактором развития традиций в рамках национальной деревни. Напротив, мы также отметили популярность, но в то же время, стилизацию существующей этнической культуры в этом районе. Потеря родного языка была подтверждена в наших наблюдениях. Смысл живых слов традиционных текстов на стендах может оставаться за их пределами и требовать дополнительного лингвистического, культурологического и философского анализа. Материалы, собранные при входе в практику, позволили выявить хотя бы общий смысл, и в них мы попытались найти суть источников, определяющих особенности народных традиций. Но следует отметить, что информаторы нынешнего поколения по-прежнему сохраняют ценность своего языка. И это могут доказать пожилые люди в этой области.

Отношение к религии, затем к религии, для какого-то рода является универсальной человеческой проблемой современности, которая часто отмечается на страницах нашей исторической эпохи. Церковь, построенная самими сельчанами, школа этнокультурной направленности, парк культуры с национальным орнаментом, представляет значительное место в традиционной культуре для представителей чувашского народа. Михайловка. Программа в рамках этнокультурного образования реализуется только по частям. Следует отметить чувашский культурный центр. Они занимают доминирующее положение, поскольку их деятельность важна для дальнейшего развития молодого поколения.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ отчет по этнографической практике. 396373. отчет по этнографической практике фото. отчет по этнографической практике-396373. картинка отчет по этнографической практике. картинка 396373. отчет по этнографической практике. 396374. отчет по этнографической практике фото. отчет по этнографической практике-396374. картинка отчет по этнографической практике. картинка 396374.

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Полевая этнологическая практика

отчет по этнографической практике. . отчет по этнографической практике фото. отчет по этнографической практике-. картинка отчет по этнографической практике. картинка .

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Полевая этнологическая практика

Принят на заседании кафедры археологии и этнологии

Заведующий кафедрой археологии и этнологии

__________ Ситдиков А. Г.

Утвержден Учебно-методической комиссией Института истории КФУ

(протокол №___ от «__»__________200__ г.)

Учебно-методическое пособие «Полевая этнологическая практика»

Предназначено для студентов-бакалавров 1 курса

по направлению: 030600.62История

АВТОРЫ: д. и.н., профессор Титова Т. А., к. и.н.

В сфере материальной культуры этническую нагрузку несут, в первую очередь, жилище, хозяйственные постройки, одежда (в том числе головные уборы, обувь, украшения), пища (как повседневная, так и праздничная), утварь, орудия труда и средства передвижения.

В сфере духовной культуры этнологи детально изучают обычаи, обряды, традиции и ритуалы как повседневные, так и праздничные, религиозные и мифологические представления, поверья и приметы, народный календарь, традиционные знания, народную музыку и хореографию, устно-поэтическое творчество и игры.

Этнологи также исследуют все этнографические материалы, которые были собраны в поле их предшественниками и хранящиеся в настоящее время в коллекциях этнографических музеев или профильных отделах иных музеев. Нередко этнологи обращаются и к материалам, собранным исследователями, работающими в смежных областях (фольклористике, истории, археологии, географии, социологии, психологии, демографии, искусствоведении и антропологии), а также к неопубликованным источникам, хранящимся в архивохранилищах.

Комплекс требований по фиксации и паспортизации собираемых полевых материалов развивает у практикантов аккуратность, систематичность и методичность. Воспитание данных качеств во время полевой практики достигается тем, что необходимо показать значение качества записей и другой информации для исследователей всех категорий, которые в будущем могут обращаться к материалам, собранным данной экспедицией. Особое внимание практикантов следует обратить на то, что специфика полевой этнографической работы заключается в получении необходимых материалов при непосредственных контактах с населением. В этих контактах наибольший успех имеют люди, обладающие высокими коммуникативными характеристиками, культурой поведения, принятой в среде местного населения (в том числе, правилами ношения одежды), поскольку они быстро располагают к себе население и соответственно могут собрать больше материала и лучшего качества. Соблюдение норм культуры внешнего поведения (опрятность в одежде, приветливость, вежливость, мимика, жесты и др.) значительно облегчают сбор этнографических материалов.

Цель учебной полевой практики по этнологии (этнографии):

-ознакомить студентов-практикантов с наиболее распространенными методами полевой научно-исследовательской работы на основе знаний, полученных при изучении теоретического курса этнологии и социальной антропологии.

Задачами учебной практики являются :

— выявление основных закономерностей развития материальной, социальной и духовной культуры (на примере народов Среднего Поволжья);

— овладение методами сбора и практическими навыками анализа и обобщения этнографических и социоантропологических материалов.

— научиться навыкам практической ориентации и профессиональной коммуникации в условиях полиэтничного региона;

По структуре учебная практика складывается из трех этапов:

4. Контроль усвоения знаний и навыков

Первый этап включает в себя, главным образом, ознакомление с предметом исследования, постановку задач перед практикантами, определяется объект исследования, готовится материальная база и разрабатывается форма отчетности. Непосредственно перед выездом в поле студенты проходят инструктаж и получают необходимый инструментарий.

Полевой этап практики заключается в сборе конкретного этнографического материала в соответствии с программой учебной практики.

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

— способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии

— способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию

— способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах

— способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований

в организационно-управленческой деятельности:

— способностью к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления

в культурно-просветительской деятельности:

способностью к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры

в экспертно-аналитической деятельности:

способностью к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации.

Структура и содержание учебной практики

Общая трудоемкость учебной практики составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

Разделы (этапы) практики

Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

Формы текущего контроля

Вводная часть. Ознакомление с содержанием и порядком учебной практики. План и программа учебной практики.

Первичный инструктаж по технике безопасности работы в поле

Инструктаж по технике безопасности работы в поле на рабочем месте (индивидуальный)

Работа в поле (выезд в населенные пункты с целью сбора эмпирических материалов под руководством преподавателя).

ежедневный контроль выполненных работ в форме собеседования

Обработка и систематизация собранных материалов самостоятельно (при необходимости с консультациями преподавателя)

Подготовка и обсуждение отчета.

Подведение итогов практики.

1) Место, сроки проведения практики (населенные пункты);

2) Этнический состав населенных пунктов;

3) Генеральная и выборочная совокупности;

4) Использованные методы сбора этнографического материала;

5) Использованные методы анализа и обобщения собранного этнографического материала;

6) Использованные методы налаживания психологического контакта с респондентами;

7) Содержательная характеристика полученных эмпирических материалов.

Образец оформления титульного листа реферата

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Кафедра археологии и этнологии

Отчёт о прохождении полевой этнологической практики

д. и.н., профессор Куприянов М. А.

Форма контроля: текущий контроль осуществляется в форме собеседований и написания отчёта по практике. Учебная программа предусматривает итоговый контроль по дисциплине в форме зачета по окончании практики.

Распределение баллов по видам занятий

Текущая контроль (работа с инструментарием, использование теоретических знаний)

Общее количество баллов по практике на одного студента

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики:

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бусыгин этнография (этнология) – М., 2001.

2. Громов сбора этнографического материала. – М., 1966.

3. Этнография и смежные дисциплины. – М., 1998.

4. Арутюнов и культуры: развитие и взаимодействие. – М., 1989.

5. Токарев в истории народов мира. – М.: Наука,1976

6. Сикевич и психология национальных отношений.- Спб., 1999.

7. Титова меньшинства в Татарстане: статус, идентичность, культура. – Казань, 2007.

8. Народы России: Энциклопедия/Глав. Редактор – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

9. Столярова межэтнического взаимодействия: опыт постсоветского Татарстана. – Казань, 2004.

10. Столкновение цивилизаций// Полис. – 1994. –№ 1.

1. Коровушкин сбора материала по орудиям пассивной охоты коренного и русского населения Западной Сибири // Программы и вопросники по изучению материальной культуры: В помощь участникам этнографических практик и экспедиций. Омск, 1989. С. 32–39.

2. Липинская сбора материалов по теме «Русские сельские поселения Западной Сибири» // Программы и вопросники по изучению материальной культуры: В помощь участникам этнографических практик и экспедиций. Омск, 1989. С. 3–15.

3. Липинская жилище и хозяйственные постройки (руководство по сбору материалов) // Программы и вопросники по изучению материальной культуры: В помощь участникам этнографических практик и экспедиций. Омск, 1989. С. 16–28.

4. Марков хозяйства и материальной культур в первобытном и раннеклассовом обществе. М, 1979.

5. Новикова сбора материалов по теме «Религия народов Западной Сибири // Вопросники и программы по духовной культуре. Омск, 1990. С. 37–39.

6. Новикова народов Западной Сибири (программа сбора этнографических сведений) // Программы и вопросники по этнографии. Омск, 1979. С. 16–26.

7. Попов и ткачество у народов Сибири в XIX в. и первой четверти XX столетия // Сборник Музея антропологии и этнографии. М.–Л, 1955. Т. XVI. С. 41–146.

8. Проблемы комплектования, научного описания и атрибуции этнографических памятников. Л. 1987.

9. Типология основных элементов культуры. М., 1984.

10. Токарев формы религии. М., 1990.

11. Традиции в современном обществе: Исследование этнокультурных процессов. М., 1990.

3. http://** – сайт проекта «Лица России». Содержит информацию о народах России – общие сведения, этногенез, информацию о культуре. Интересным является фотогалерея и видео фрагменты по каждому из народов.

4. http://www. ***** – Сайт Кочующего северного кинофестиваля: программа фестиваля, участники, архив, каталог видеокартин.

5. http://www. ***** – Российский фестиваль антропологических фильмов: информация о фестивале, фильмах и авторах, также содержит раздел «Тексты. Книги».

6. http://www. kogni. ***** – Русская антропологическая школа Российского Государственного Гуманитарного Университета. Сайт содержит информацию об антропологи в целом, и визуальной антропологии в частности.

8. http://www. ***** – Пермский параллельный проект Этнофутуристический фестиваль «КАМВА». Сайт содержит информацию о прошедших и предстоящих фестивалях, представлены публикации, фото, галереи, музыка.

1. www. – Сайт обеспечивает он-лайн ресурс по ВА, содержащий научные журналы, новости, курсы, семинары, а также ссылки на полезные сайты.

2. www. people. virginia. edu/

3. www. societyforvisualanthropology. org – Сайт американской Антропологической ассоциации содействия изучению визуального представления, а также средств массовой информации.

5. http://ethnographicfilms. – Сайт посвящен изобразительному исследованию человеческих культур.

Методические рекомендации и задания практикантам.

1. СБОР МАТЕРИАЛА О ЖИЛИЩЕ

Современное городское жилище полностью, а сельское – частично строятся, как правило, по проектам профессиональных архитекторов. Однако не более 70 – 8-ти лет назад крестьянское жилище, а в значительной части и городское индивидуальное (особенно в малых и средних городах) строились по канонам народного зодчества с традиционным декором жилых и хозяйственных помещений. Поэтому сохранившиеся и функционирующие и в наши дни индивидуальные жилища являются воплощением традиций народной архитектуры, народного искусства в области декора жилых и хозяйственных построек.

Возведенные в XIX – начале XX вв. и последующие периоды эти разнообразно украшенные здания отражают развитие традиционного жилища.

Декор индивидуального жилища как в XIX – первой половине XX вв., так и в наши дни развивается в непосредственных взаимовлияниях с декором профессионально спроектированных зданий, относящихся по времени их возведения к различным периодам истории и соответственно к разным архитектурным стилям.

Пропорции традиционного жилища, число и размеры окон, высота кровли (для каждого из его видов) – все заложено в традициях народного зодчества, которыми владеют и в рамках которых творчески варьируют свои сооружения плотники-умельцы. Например, любой из них всегда точно сказал бы, какой высоты должна быть крыша для дома определенных габаритов. Лишь одна высота крыши будет пригодной. Остальные будут нехороши: либо «сплюснуты», либо «торчком стоять». При расчете высоты крыши плотники находили золотую середину, создающую такой угол ската, при котором снег и дождь не задерживаются на крыше, однако без лишней ее высоты, утяжеляющей кровлю и усиливающей ее давление на сруб.

Высокое крыльцо, светелка, навесы во дворе или крыша, укрывающая двор, – все повышает комфортабельность традиционного жилища, все гармонично, пропорционально и все украшено. В народном жилище оптимально сочетание утилитарности с декоративным решением, так как это отшлифовано вековым опытом.

Облик жилища, как и других элементов традиционной культуры, сложившийся в процессе длительной адаптации народа к природной среде, эстетически совершенен.

В этом проявляется определенная закономерность: эстетические потребности, свойственные человеку, удовлетворяются им путем создания микросреды обитания – жилища по законам красоты. Об этом нельзя забывать, говоря о единстве утилитарного и декоративного начала, свойственном народному искусству и в частности народному зодчеству. Эстетическое, декоративное начало в традиционной культуре порой духовно утилитарно, т. к. служит удовлетворению конкретных потребностей. В другой области духовной культуры, хотя и в ином плане, были утилитарны мифологические образы, запечатленные в искусстве и имевшие для людей, их создавших, магическое значение, т. к. они, по их представлениям, выполняли совершенно определенные функции в хозяйственных занятиях, семейном и общественном быту. Поэтому, употребляя термины «утилитарно-декоративные» и «чисто декоративные» элементы декора жилища, мы имеем ввиду условность понятия утилитарности, лишь как видимой сейчас материальной полезности в традиционном.

Запишите общие сведения о поселении: примерное число жителей и домов, наличие путей сообщения (железной или шоссейной дороги, судоходной реки), удаленность от ближайшего города, наличие клуба, школы, почтового отделения, электрофицированность, наличие газа, телефонной связи. Укажите, каков тип поселения: однорядная застройка (дома в один ряд, вдоль реки, по берегу озера), двурядная (улица из двух рядов домов, обращенных фасадами друг к другу) или другие типы застройки.

Если возможно, сделайте план селения, указав, как оно ориентировано по отношению сторон света. Сфотографируйте поселение; соберите материал о жилище и хозяйственных постройках (амбар, хлев, рига и т. п.), сооруженных в разные периоды. О типичных (чаще всего встречающихся) для каждого периода домах и хозяйственных постройках соберите следующий материал:

1) выясните и запишите, когда построен дом или к какому периоду относится;

2) сфотографируйте дом или хозяйственное строение с угла, чтобы лучше можно было представить общий вид. Желательно сделать дополнительно еще ряд фотографий: показать детали строительной техники (соединения бревен на углах срубного жилища, кирпичную и каменную кладку, соединения блоков в шлакоблочном доме и т. п.), показать украшения жилища (резные наличники, их детали, лепные украшения, роспись стен, штамповку по сырой штукатурке и др.), сфотографировать или зарисовать фасад так, чтобы было видно, где и в каком порядке размещены украшения.

Составьте опись (фотографий). В описи укажите полное географическое название места, где сделан снимок (область, район, село), напишите фамилию хозяина дома, дату фотографирования, дату (или период) строительства дома и название экспедиции, собиравшей материал.

Узнайте и запишите:

— кем был первый хозяин дома по социальному положению (бедный или богатый крестьянин, торговец или ремесленник, священник или чиновник и т. п.). Укажите его национальность;

— сам хозяин строил дом или мастера. Какие мастера (плотники, каменщики, кровельщики) строили дом. Были ли они местными жителями или пришлыми отходниками и откуда они приходили;

— из какого материала построены стены дома (срубные, т. е. из бревен, каркасные, глинобитные, саманные, каменные, кирпичные и др.). Какова форма крыши (двускатная, четырехскатная и др.). Чем покрыта крыша (железом, шифером, камышом и т. п.). Каков пол дома (дощатый или глинобитный). Отметьте, имеет ли дом подполье – вырытое под домом углубление для хранения продуктов или подклет – хозяйственное (в редких случаях – жилое) помещение, являющееся как бы нижним этажом, размещенным под домом;

— спросите и запишите, сколько (примерно) человек жило в доме, когда он был построен;

— строился дом по традициям народного зодчества (т. е. по правилам, усвоенным мастерами от их отцов, дедов, старших товарищей) или по проекту специалиста-архитектора;

— запишите старинные названия жилого комплекса (как назывались столбы ворот, конструкции, поддерживающие крышу, отопительная система и т. п.) жилища, хозяйственных построек, отдельных помещений (например, подполья), деталей;

— соберите материал о старинной мебели, изготовлявшейся не фабричным способом (кроватях, шкафах, сундуках, ларях, лавках, колыбелях, стульях, полках для посуды); сфотографируйте или зарисуйте все предметы старинной меблировки и укажите, когда и где они изготовлены или куплены;

— опишите и сфотографируйте внутренние украшения дома: роспись стен, резные детали у печки, на потолке и т. п., элементы убранства дома, изготовленные не фабричным способом: вышитые полотенца, пологи, занавеси, ковры, скатерти, покрывала и т. п. Опишите современную мебель и внутреннее убранство: занавеси на окнах, скатерть, салфетки, комнатные цветы, прикроватные ковры (какого производства), статуэтки или игрушки на комоде, зеркала, фотографии на стенах и т. п. Отметьте, имеют ли кровати подзоры (кружевные или вышитые полосы материи, натянутые между ножками кровати внизу и закрывающие пространство под кроватью), как уложены подушки («углом», «на ребре», или «плашмя»), чем покрыты подушки и кровать, из какого материала сделаны, наволочки (цветной ситец или белый материал), есть ли на них вышивки (ручной или машинной работы). Опишите интерьер кухни и каждой из комнат;

— напишите, чем отапливается дом: русская печь, плита, очаг, центральное отопление, газовое – местное и т. п. Сделайте фотографию или рисунок традиционного отопления.

Желательно снять план дома, хотя бы схематичный, указав его основные размеры: длину, ширину, высоту (если дом двухэтажный, то делается план каждого этажа). Указать на плане, где расположена мебель, кто из членов семьи, где спит.

2. СБОР МАТЕРИАЛА ОБ УТВАРИ

Утварь имеет специфические черты у каждого этноса, что обусловлено, в первую очередь, типом хозяйственных занятий и образом жизни. Значительная часть утвари была связана с хлебопечением и традиционной пищей в целом. Традиционно хлеб пекли в каждой семье и по рассказам важно установить, какой утварью пользовались для размола зерна, для дробления крупы, для замешивания теста и т. п. И сейчас еще можно увидеть не употребляемые, но хранимые ручные мельницы, ступы, лопаты для посадки хлеба в печь и т. д.

Широкое распространение имела посуда молочная. В прошлом это – глиняные крынки, туеса из бересты, деревянные сосуды. Всю эту сохранившуюся посуду надо описать, сфотографировать, зарисовать, а современную, используемую как посуду молочную (бидоны, бутылки, миски и пр.) перечислить так же, как приспособления для современного домашнего печения пирогов, тортов, плюшек и т. п. Традиционная посуда для варки (горшки, чугуны) или хранения пищи (бондарная и долбленая) из дерева, берестяная, металлическая и глиняная для принятия пищи (столовая, чайная) – все представляет большой интерес для этнографа и требует точной фиксации (современная посуда, известная всем, перечисляется). Большое значение в прошлом имела утварь для сбора ягод и грибов (корзины, лукошки, набирушники и т. д.), для ношения воды и ее хранения (ведра, ушаты, кадки), для переноса тяжестей (пестери – тип рюкзака и др.). Если что-то из традиционной утвари изготавливается и употребляется сейчас, надо описать процесс, зафиксировать его, по возможности, подробно и записать биографии мастеров.

Разыщите старинную посуду: для принятия пищи (чашки, ложки, миски, кружки и т. п.); для приготовления пиши (чугуны, горшки, ковши, сковороды, квашни для теста, корытца для рубки мяса, овощей и т. п., ступы, ухваты, чапельники и т. д.); для хранения и переноски пищи и воды (крынки, жбаны, бочки, кадки, ведра, коромысла и т. п.), для обработки продуктов (ручные мельницы, мутовки и т. п.);

Узнайте, в праздничные дни или повседневно употреблялась эта утварь и предметы хозяйственного обихода.

Отберите утварь, служившую при стирке и глажении белья: корыта, «буки» (бочки, в которых отстирывалось белье), вальки, рубели, при помощи которых стирали или разглаживали белье, прокатывая его, намотанное на скалку рубелем, и т. п.; опишите утварь, употреблявшуюся при кормлении скота и птицы (корыта, лохани, особые ведра и т. п.).

Сфотографируйте или зарисуйте эти предметы, укажите их размеры, местные названия и подробно опишите, для чего они употреблялись. Расспросите, где и кем предметы утвари изготовлялись. Если изготовляются сейчас, найдите, где и что именно. Опишите процесс кустарного производства утвари.

3. СБОР МАТЕРИАЛА ОБ ОДЕЖДЕ – ТРАДИЦИОННОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ

Традиционная народная одежда была чрезвычайно разнообразной даже у отдельных групп одного народа. Иногда достаточно четко выраженные особенности костюма имеют даже отдельные селения.

Народный костюм включает в свой комплект верхнюю и нижнюю одежду (зимнюю и летнюю), белье, обувь, головные уборы, украшения (бусы, серьги, кольца, броши и т. п.).

Очень важны сведения о материалах, из которых создавался костюм, и об их изготовлении, особенно, если они производились в своем хозяйстве (ткачество – описать процесс, выделка кожи для обуви – написать воспоминания мастеров или их потомков).

Разнообразны способы изготовления костюма: в рамках семьи вся одежда шилась, обувь тачалась, плелась, каталась или были свои сельские ремесленники (портные, сапожники, пимокаты), или приходили «бродячие» мастера, т. е. отходники. Подробное описание костюма, фиксация его покроя (снятие выкройки), зарисовка и фотографирование позволят представить объект изучения.

Выясните у представителей старшего поколения, у кого в селении есть старинная одежда (мужская, женская, детская). Сфотографируйте ее на человеке (в трех видах: спереди, сзади и сбоку), фиксируя затем отдельно каждую деталь костюма. Опишите, когда, из какого материала, кем (хозяином или мастером) она была изготовлена, в какое время года ее надевали, была ли она праздничной или повседневной. Выясните, какие возрастные группы какую одежду носили (включая головной убор и обувь): дети, юноши и девушки до вступления в брак, взрослые семейные у мужчины и женщины, старики и старухи. Также выясните, что символизировали отдельные элементы одежды, особенно вышивка и украшения.

Отдельно сфотографируйте украшения одежды (вышивку, тканые узоры, пришитые металлические или иные украшения), а также украшения, которые не являлись частью данной одежды, но входили в комплект традиционного костюма (бусы, серьги, браслеты и т. п.). На всех фотографиях указывайте место, где предмет найден, место и время его изготовления (хотя бы предполагаемое), имя, возраст и адрес владельца одежды. Если в настоящее время изготовляется традиционная одежда, указать мастеров, сфотографировать их за работой.

3. СБОР МАТЕРИАЛА ПО ФОЛЬКЛОРУ

Устно-поэтическое творчество народов – сокровищница народной мудрости, хранилище этических норм народов. В настоящее время многие из жанров фольклора не бытуют, оставаясь достоянием нашего культурного наследия (например, былины), но некоторые жанры развиваются (например, частушки), а другие возрождаются (например, хороводные песни).

Изучая фольклор, следует не только искать его хранителей, как одиночек-информаторов, но и ознакомиться с местными фольклорными ансамблями. Однако надо, подготовившись до выезда в экспедицию по теме, отнестись научно-критически к репертуару этих ансамблей, а также к костюмам, в которых они выступают, сверяя наблюдения с местными художественными традициями в области фольклора, в том числе музыкального.

Желательно помимо записей текстов и наблюдений вести параллельно записи как индивидуального исполнения, так и лучших произведений, исполняемых фольклорными ансамблями.

Обратите внимание на «былички» – рассказы о тех или иных бывших или якобы бывших случаях из жизни жителей этого селения или соседних сел или бывших «где-то», «когда-то». Зафиксируйте их.

Выясните, какие песни поют люди разных поколений (пожилые, молодые, дети). Запишите их репертуар. Укажите, когда, где (в праздники, будние дни, дома, на «улице», на свадьбе) и какие песни поют.

Запишите песни, частушки, сказки, легенды, пословицы, поговорки, сказы-причеты (желательно не только в тетради, но и на диктофон).

Узнайте и запишите предания о том, когда и как образовалось данное селение и как объясняют местные жители происхождение его названия. Выявите предания об окружающих селениях, горах, реках, озерах, старинных зданиях и т. п.

Разыщите лучших сказочников, песенников, частушечников и узнайте, каков их репертуар. Запишите их биографии, указав, у кого они учились мастерству песенника или сказочника, от кого услышали старинные песни и сказки, сфотографируйте их в процессе исполнения. При записывании текстов сохраняйте особенности местных говоров, не «олитературивайте» тексты.

Запишите историю фольклорного ансамбля, узнайте его организаторов, укажите лучших певцов.

4. СБОР МАТЕРИАЛА О ТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВАХ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

В настоящее время параллельно техническому прогрессу все более увеличивается интерес к традиционным средствам передвижения народов мира. Путешествия на плотах, лодках, в старинных экипажах, употреблявшихся в сельской местности, все шире распространяются в форме соревнований, туристских выездов в форме отдыха. Для нашей страны с огромными водными артериями и разнообразными сухопутными путями характерно обилие форм и конструкций самых разных средств передвижения. Выяснить, какие средства перевозки грузов бытовали в той или иной местности в зимнее и летнее время, записать ответы на вопросы, разыскать старинные и изготовляемые в наши дни по их образцам или с использованием их элементов современные средства передвижения.

Выясните наличие в селе водных и сухопутных средств передвижения (плотов, лодок, телег, саней и др.), сделанных не фабричным способом; установите, для каких целей и когда (хотя бы приблизительно) они сделаны, пользуются ими в настоящее время или нет. Расспросите и запишите, какие были традиционные средства передвижения; сфотографируйте или зарисуйте различные средства передвижения, произведите обмеры (в целом и отдельных деталей), запишите местные названия предмета и его деталей. Выясните, в какое время года и для каких целей использовались те или другие средства передвижения.

Выявите и зафиксируйте (фото, рисунок, обмер) средства переноски тяжестей: сумки, заплечные корзины и короба, туеса и т. п. Узнайте фамилии мастеров, которые их изготовляли, запишите их биографии. Опишите весь производственный процесс, начиная с заготовки материала;

Выясните, если в данном селе средства передвижения не изготовлялись, где они заказывались или покупались. Перечислите современные средства передвижения, имеющиеся в селе.

5. СБОР МАТЕРИАЛА О ТРАДИЦИОННЫХ ОРУДИЯХ ТРУДА

Изучение традиционных орудий труда, особенно касающихся земледелия, задача первостепенной важности. Появившиеся за последние десятилетия отрицательные явления в сельскохозяйственном производстве, связанные с полным отказом от традиционных форм хозяйствования повышают наш интерес к традиционным орудиям труда.

Выявите сельскохозяйственные орудия, сохранившиеся в селе: сохи, бороны, вилы, лопаты для веяния зерна и другие орудия для традиционного сельскохозяйственного производства. Для чего каждое из них предназначалось? Опишите процесс создания сельскохозяйственных орудий, указав, из каких пород дерева или из какого металла изготовлялись те или иные детали. Расспросите представителей старшего поколения, как они объясняют наличие именно этих типов орудий в их селе, почему им отдают предпочтение (какие качества данного орудия позволяли лучше обрабатывать почвы данного рельефа, отвечали особенностям пахотных земель) и т. п.

Попытайтесь найти орудия по обработке льна, конопли, шерсти, других волокнистых веществ (прялки, веретена, гребни, щетки, ступы, мялки, трепала, ткацкие и ковровые станы, орудия по перемотке ниток и т. п.).

Выявите орудия по обработке овчин и кожи, орудия гончарного производства (ручной и ножной гончарный круг), обработке металлов и дерева (оборудование кузницы, плотницкой мастерской, инструмент кузнеца, плотника, пильщика, столяра). Сфотографируйте или зарисуйте изучаемые орудия. Запишите их размеры и местные названия. Выясните, кто изготовлял эти орудия (если возможно, запишите биографии мастеров). Запишите весь процесс обработки шерсти, льна, глины и пр. Перечислите современные орудия производства.

Контрольные вопросы и задания практикантам:

1. Опишите пример повседневного и праздничного ритуалов, проведите их сравнительно-сопоставительный анализ.

2. Опишите комплекс требований по фиксации и паспортизации полевых
материалов.

3. Опишите традиции народного зодчества и внутреннего убранства дома у изучаемого народа с точки зрения единства утилитарного и духовного начала.

4. Опишите полный комплекс народного костюма у изучаемого народа.

5. Какие фольклорные жанры бытуют в настоящее время у исследуемого народа?

6. Сделайте рисунки различных видов традиционных
сельскохозяйственных и других орудий
труда: сохи, бороны, вил, прялки, ступы, стана и др. Для чего каждое из них предназначалось?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *