осташков собор троицы живоначальной
Троицкий собор в г. Осташков
Во второй половине XVIII века, после очередного ремонта, Троицкий собор был расписан и украшен лепниной, выполненной, по-видимому, осташковскими мастерами Кондратием Семеновым Конягиным, Ильёй Михайловым Верзиным и Семеном (Еремеевым?) Уткиным. Эти же мастера работали над убранством интерьеров Крестовоздвиженской и Петропавловской церквей в монастыре Нилова пустынь.
Несколько особняком среди группы этих построек стоит колокольня Троицкого собора. Интересно сравнить ее с другой, стоящей рядом и построенной лет на семьдесят раньше. Две эпохи, два совершенно различных стиля, совершенно иное понимание форм. Колокольня ярославских мастеров стремительно поднялась вверх ровным упругим столпом, стянутым пилястрами, горделиво неся пышный шатер. Убывающие кверху слуховые проемы с наличниками придали завершению большую стройность. В композиции колокольни есть что-то торжественное, царственное в своем неудержимом взлете. Вторая колокольня несколько выше первой, но ее силуэт менее строг и не так четко рисуется на фоне неба. Формы округлы, с мягкими плавными очертаниями. При этом каждый ярус подчеркнуто отделен друг от друга. Декоративные формы одного из ярусов колокольни напоминают развернутые висячие свитки. Рисунок этих «свитков» своей выразительностью активно воздействует на плоскость стены, сообщает ей динамичность, при взгляде на них особенно понимаешь, сколь нетерпим был мастер к плоскости, как стремился нарушить ее статичность, придать ей движение, сделать ее многоплановой.
Текст является переработкой отрывка из книги А.А. Галашевича «Художественные памятники селигерского края»
Осташков. Собор Троицы Живоначальной.
Троицкий собор
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Во второй половине XVIII века, после очередного ремонта, Троицкий собор был расписан и украшен лепниной, выполненной, по-видимому, осташковскими мастерами Кондратием Семеновым Конягиным, Ильёй Михайловым Верзиным и Семеном (Еремеевым?) Уткиным. Эти же мастера работали над убранством интерьеров Крестовоздвиженской и Петропавловской церквей в монастыре Нилова пустынь.
Несколько особняком среди группы этих построек стоит колокольня Троицкого собора. Интересно сравнить ее с другой, стоящей рядом и построенной лет на семьдесят раньше. Две эпохи, два совершенно различных стиля, совершенно иное понимание форм. Колокольня ярославских мастеров стремительно поднялась вверх ровным упругим столпом, стянутым пилястрами, горделиво неся пышный шатер. Убывающие кверху слуховые проемы с наличниками придали завершению большую стройность. В композиции колокольни есть что-то торжественное, царственное в своем неудержимом взлете. Вторая колокольня несколько выше первой, но ее силуэт менее строг и не так четко рисуется на фоне неба. Формы округлы, с мягкими плавными очертаниями. При этом каждый ярус подчеркнуто отделен друг от друга. Декоративные формы одного из ярусов колокольни напоминают развернутые висячие свитки. Рисунок этих «свитков» своей выразительностью активно воздействует на плоскость стены, сообщает ей динамичность, при взгляде на них особенно понимаешь, сколь нетерпим был мастер к плоскости, как стремился нарушить ее статичность, придать ей движение, сделать ее многоплановой.
Текст является переработкой отрывка из книги А.А. Галашевича «Художественные памятники селигерского края»
Предположительно, колокольня возведена в 60-х годах ХVIII века. На колокольне было 15 колоколов: самый большой весом 538 пудов, был отлит в 1808 году московским мастером Михаилом Астраханцевым. В ХVIII-ХIХ веках оба собора не раз подвергались переустройству. Осташи старались сделать их похожими на столичные образцы и одновременно привести в соответсвие с менявшимися представлениями об удобстве. Благодаря этим благонамеренным стараниям храмы обросли пристройками, несуразными декоративными элементами. «Старину» безжалостно замазывали штукатуркой или сбивали со стен.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №45, 2013 г.
Осташков собор троицы живоначальной
Описание Троицкого собора в г. Осташков
Во второй половине XVIII века, после очередного ремонта, Троицкий собор был расписан и украшен лепниной, выполненной, по-видимому, осташковскими мастерами Кондратием Семеновым Конягиным, Ильёй Михайловым Верзиным и Семеном (Еремеевым?) Уткиным. Эти же мастера работали над убранством интерьеров Крестовоздвиженской и Петропавловской церквей в монастыре Нилова пустынь.
Несколько особняком среди группы этих построек стоит колокольня Троицкого собора. Интересно сравнить ее с другой, стоящей рядом и построенной лет на семьдесят раньше. Две эпохи, два совершенно различных стиля, совершенно иное понимание форм. Колокольня ярославских мастеров стремительно поднялась вверх ровным упругим столпом, стянутым пилястрами, горделиво неся пышный шатер. Убывающие кверху слуховые проемы с наличниками придали завершению большую стройность. В композиции колокольни есть что-то торжественное, царственное в своем неудержимом взлете. Вторая колокольня несколько выше первой, но ее силуэт менее строг и не так четко рисуется на фоне неба. Формы округлы, с мягкими плавными очертаниями. При этом каждый ярус подчеркнуто отделен друг от друга. Декоративные формы одного из ярусов колокольни напоминают развернутые висячие свитки. Рисунок этих «свитков» своей выразительностью активно воздействует на плоскость стены, сообщает ей динамичность, при взгляде на них особенно понимаешь, сколь нетерпим был мастер к плоскости, как стремился нарушить ее статичность, придать ей движение, сделать ее многоплановой.
Текст является переработкой отрывка из книги А.А. Галашевича «Художественные памятники селигерского края»
Паломнические поездки к Троицкому собору в г. Осташков
Вид на Осташков с колокольни Троицкого собора
В этой подборке я предлагаю вам полюбоваться на достопримечательности Осташкова не только с высоты колокольни, но и на фото с дрона. С каждым приездом в Осташков я люблю этот город, окруженный лазурно-синей водой, все больше и больше. А вы любите Осташков?
Дата фотографий: 9 февраля, 9 марта 2019 года.
2. Вид на Троицкий собор от Богородицкого Житенного женского монастыря.
3. Собор Троицы Живоначальной был построен на месте Осташковской крепости, построенной в 1651 году. На протяжении 2-х столетий храм неоднократно перестраивался и реставрировался. В 1774 году церковь украсили барочной лепниной и росписью.
4. Пятиглавие Троицкого собора.
7. Крыльцо со своеобразными опорами и пышно украшенные фигурным кирпичом.
10. Колокольня Троицкого собора.
11. А вот она «ярославская» красавица.
12. Вид на Троицкий собор.
13. Вид на колокольню утраченной церкви Спаса Преображения.
14. Троицкая колокольня несколько выше Воскресенской, но ее силуэт менее строг и не так четко рисуется на фоне неба. Формы округлы, с мягкими плавными очертаниями. При этом каждый ярус подчеркнуто отделен друг от друга. Декоративные формы одного из ярусов колокольни напоминают развернутые висячие свитки. Рисунок этих «свитков» своей выразительностью активно воздействует на плоскость стены, сообщает ей динамичность, при взгляде на них особенно понимаешь, сколь нетерпим был мастер к плоскости, как стремился нарушить ее статичность, придать ей движение, сделать ее многоплановой.
16. Убывающие кверху слуховые проемы с наличниками придали завершению большую стройность.
17. Воскресенский собор (справа). Бесстолпный двусветный четверик храма с трапезной и приделами с севера и юга у Воскресенского собора увенчан двумя рядами кокошников и традиционным пятиглавием. Постаменты в основании барабанов пятиглавия также украшают кокошники. Композиция и особенно декоративное убранство фасадов характерны для многих посадских церквей Ярославля, вплоть до отдельных деталей декора, встречающихся только там. Причины, побудившие осташей обратиться к ярославским строительным традициям, остаются не совсем ясными.
18. Пятиглавие Воскресенской церкви.
19. Воскресенский и Троицкий соборы.
Источники:
1. А.А. Галашевич. «Художественные памятники селигерского края».
Троицкий собор
Троицкий собор основан в 1697 г. на месте Осташковской крепости, построенной в 1651 году. На протяжении 2-х столетий храм неоднократно перестраивался и реставрировался. В 1774 году церковь украсили барочной лепниной и росписью. В середине XIX века живопись была обновлена Осташковским живописцем Абабковым. При реставрации собора была снята поздняя штукатурка и из-под нее проступили первоначальные каменные узоры. По сохранившимся следам, по аналогии близких Памятников, реставраторы восстановили здание. Сейчас здесь музей.
Колокольня Троицкого собора стоит отдельно от храма. До сих пор не установлена дата ее постройки. Стилистический анализ ее архитектурных форм позволяет утверждать, что оно относится к 40-50-ым годам XVIII века.
Во II половине XVIII века после очередного ремонта, Троицкий собор был расписан и украшен лепниной, выполненной, по-видимому, осташкоскими мастерами Кондратием Семеновичем Конягиным, Ильей Михайловичем Вердиным и Семеном Уткиным Еремеевым. По своим размерам и композиции Троицкий собор почти не отличается от Воскресенского. Однако четверик храма получил более стройные пропорции, а декор стал наряднее. Наибольшие изменения барабана стали чуть уже, плотнее поставлены друг к другу кокошники на углах четверика, так что угловое украшают сразу 2 фасада. Подобный прием размещения кокошников использовали несколько раньше в церквах Москвы, Замосковья, Ярославля и Торопца. Троицкий собор был расписан во второй половине XVIII столетия местными осташковскими живописцами. Патриарх и Иосифо-Волоколамский монастырь назначали настоятелей.