особенности реализации принципов обучения в начальной школе
Характеристика принципов обучения. Особенности реализации принципов обучения в начальной школе
Понятие о методах обучения. Условия оптимального выбора методов обучения. Классификация методов обучения (по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, методов целостного педагогического процесса).
Обучение-это процесс взаимодействия учителя и уч-ся, направленный на решение задач обр-ия и развития лич-ти ученика. Метод-способ проф.взаимодействия учителя и уч-ся, направленный на решение задач обр-ия. МО-это система спланированных конкретных действий педагога; явл-ся способом реализации целей и задач обр-го пр-са.
Класс-ия по источнику знаний:1)словесные методы (рассказ, объяснение,беседа, дисскусия, лекция. Источник знаний-слово). Л-систематическое, последовательное, монолог-ое изложение уч.материала учителем, как правило, теорет-го характера. Р- Б- 2)наглядные методы (иллюстрации, демонстрации. Источник знаний – наглядность в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов). НМ д/ны обеспечить восприятие предмета обучения; сформ-ть представление о нем, создавать условия для освоения существенных хар.наблюдаемого явления. 3)практические методы(Источник знаний-практ.деят-ть уч-ся) Обеспечивают не только закрепление и применение знании й, но и фор-ют опыт, умение, служит интеллект-му, физ-му и нрав-му развитию.
Упражнение-многократное выполнение уч.действий с целью отработки учеб.навыков.
Требования к упр:уяснение учеником целей, операций, рез-ов; исправление ошибок выполнения; доведения выполнения до степени гарантирующей устойчивые рез-ты. Лабораторная работа-провыедение уч-ся в условиях лаборатории опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы. Практ.работа-выполнение заданий по обработке материалов изготовления предметов, работа на пришк-ых участках, в мастерских и т.д.с целью применения знаний в выработке умений и навыков.
Методы целостного пед-го пр-са (методы обучения и воспитания): 1)методы фор-ия сознания лич-ти (рассказ, объяснение, беседа, лекция, уч.дисскусии, работа с книгой, метод примера); 2)методы орг-ии деят-ти и фор-ия опыта общ-го поведения (упр.,приучение, создание воспитывающих ситуаций, пед.требования, инструктаж, наблюдение, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы); 3)методы стимулирования и мотивации деят-ти и поведения (соревнования, познават.игра, поощрения, наказания, дискуссия, эмоц.воздействие); 4)методы контроля эффект-ти пед.процесса (устный и письменный опрос,сам.контр.и лаборат.работы, машиннфый контроль, самопроверка, спец.диагностика.)
82. Особенности реализации принципов обучения в начальной школе.
Существует небольшое число конкретных базовых ЗУНов, которыми должны обладать все выпускники начальной школы. Они должны, в частности, уметь читать, писать и считать. Существуют и общие, называемые иногда общеучебными, умения. К ним относятся умения собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, открывать что-то новое, принимать решения и делать выбор. Эти умения можно было бы назвать даже не общеучебными, а общеинтеллектуальными, поскольку они нужны не только в учебной, но и в интеллектуальной деятельности человека вообще. Поскольку такого сорта деятельность становится все более существенной на большинстве рабочих мест, в большинстве профессий, то речь идет вообще о жизненных умениях. (Сейчас стало модным, следуя за некоторыми западными источниками, говорить о компетенциях, или о компетентностях, под которыми понимается умение применять знания и навыки в определенной области в различных реальных практических ситуациях).
Для формирования этих умений (и самых конкретных, базовых, и самых обобщенных и возвышенных), есть много путей. Выбор пути формирования умений определяет школу. На результат влияют как условия, целенаправленно создаваемые учителем, так и случайные обстоятельства (проболел, совпал интерес к увиденному по телевизору с проходимой в школе темой) и ситуации (нелюбимый учитель, в школе нет химреактивов), а также исходными способностями и типом личности ученика.
При этом даже для конкретных ЗУНов, которые должен получить каждый (таких как умение складывать числа), будут выбираться индивидуальные пути их усвоения. Обобщенные ЗУНы будут формироваться и на этих разных путях для общих конкретных ЗУНов и на разном материале для разных учащихся. Поощряться и оцениваться будут индивидуальные достижения во всем их разнообразии. Во всем постигаемом индивидуально мы будем добавлять ученику наше признание и формальные баллы за то, что он сделал, а не вычитать за то, что он не сумел.
Речь идет о планировании человеком своей работы и корректировке планов, о способности к контролю результатов работы, ее хода и своего поведения, о кооперации и разделении труда, о стратегиях индивидуального и общего выигрыша, об анализе своего опыта и поиске закономерностей, об умении делать произвольный выбор, строить модели социальных ситуаций и примерять на себя роли, умении спорить, отстаивать свою точку зрения, понимать и принимать точку зрения оппонента и т.д.
Замечательно, что многие из умений, которые упомянуты выше, важность которых в общем-то никогда не отрицалась, легко достигаются в тех или иных детских играх и весьма проблематично, с трудом в ситуации урока. Более того, начиная обсуждать это и с практическими российскими учителями, и с профессионалами науки-педагогики наталкиваешься на то, что указанные умения действительно трудно совмещаются с общепринятым содержанием образования¦. В лучшем случае тебе скажут, что все относится к воспитанию и, конечно, воспитание необыкновенно важно, но вот собеседник занимается другим.
Изучение линий в начальной школе.
Изучение прямой линии развивает один из основных компонентов пространственных представлений — понятие о линейной протяженности. Познание линейной протяженности формируется как на уроках математики, так и на уроках рисования, физкультуры, труда, начиная с первых шагов обучения.
Параллельно с этим измерительные операции уточняют их знания о протяженности, устанавливают связь между пространственными и количественными представлениями. Постепенно эти ассоциации крепнут, уточняются и развиваются представления о протяженности, сближаются результаты, полученные измерением инструментом и на глаз.
В программе для I класса геометрический материал не выделяется особой темой, но имеется указание на развитие пространственных представлений в процессе измерения. Уже на первых уроках можно познакомить учеников I класса с сантиметром и связать изучение чисел и процесс счета с построением отрезков и числовой осью
Образ прямой линии можно иллюстрировать при помощи натянутой нити или резинового шнура, ребер геометрических тел, следа на листе бумаги после перегибания его, следа движущейся точки. Ученики могут находить прямые линии на многих предметах, находящихся вокруг них в классе и вне класса, указывают случаи из практики, когда нужно прокладывать прямые линии (при постройке домов, сараев, заборов, дорог, при посадке деревьев и т. д.)
У школьников формируется понятие о прямой линии (неограниченной), о луче, ограниченном начальной точкой, и об отрезке, ограниченном с двух сторон (рис. 1)
Для уточнения этих понятий служат разнообразные упражнения. Например, на рисунке 2 дети должны найти прямую, луч, отрезок (прямая АБ, лучи ВА, ВБ, ГБ, ГА, отрезок ВГ).
Задание к рисунку 3 состоит в том, что ученики должны выполнить в своих тетрадях аналогичные чертежи и подписать под ними соответственно прямая, луч, отрезок.
Интересные упражнения, развивающие детей, можно провести, рассматривая отрезки на прямой (рис. 4). Учащиеся обычно видят только рядом расположенные отрезки. Между тем здесь можно найти отрезки АВ, АГ, БГ и др. Измерением дети убеждаются, что АБ + БВ = АВ и т. д.
Построением ряда прямых, проходящих через одну точку, дети убеждаются в том, что таких прямых можно провести «много» (сколько угодно). После этого нетрудно подвести их к аксиоме о прямой, проходящей через 2 точки. Детям дают задания, которые показывают, что через 3,4 точки обычно нельзя провести одну прямую.
Понятие о горизонтальном и вертикальном направлении можно показать на сосуде с водой, в который погружена висячая на нитке гиря.
Наряду с построением пересекающихся линий, проходящих через одну точку, возможно задание на построение линий, которые надо продолжить до пересечения (рис. 5).
После этого можно дать понятие о непересекающихся линиях(параллельных). Для этой цели сначала используется построение прямых линий на клетчатой бумаге так, чтобы расстояния любой точки одной прямой до другой линии были равны, а потом и на нелинованной бумаге.
Построение отрезков следует связать с приобретением навыков обращения с чертежными принадлежностями (линейка, угольник, циркуль). Чертеж — это язык техники. Надо шире использовать чертежи в занятиях с детьми.
Практические работы с отрезками сближают арифметику с геометрией. Над отрезками выполняются все арифметические действия, при этом задания проверяются при помощи измерения и вычисления.
Изучение прямой линии сопровождается упражнениями в развитии глазомера с постепенным усложнением их от класса к классу. Сначала ученики определяют на глаз длину отрезков, начерченных на доске, длину различных предметов, чертят на глаз отрезки заданной длины. Для того чтобы не было беспочвенного гадания, надо при определении расстояний на глаз ориентироваться на длину начерченных на доске или прикрепленных к ней цветных полосок в 1 метр, 1 дециметр, 1 сантиметр. Упражнения по развитию глазомера можно варьировать различными способами. Расстояния, определенные на глаз, проверяются измерением, устанавливается величина допущенной ошибки. Тем самым закладываются первичные понятия о приближенных величинах, о погрешности.
Педагогическая технология: понятие, содержание. Современные образовательные технологии в начальных классах.
Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах:
Педагогические технологии – совокупность методов, средств, приемов, используемых в общенииии для достижения положительного результата обучения.
Педагогическая технология – поиск ответа на вопрос «как учить всех всему результативно». Понятие «пед. технология» возникло в сер. 20 в. Причины, по которых активизировался процесс поиска пед. технологий: обучение в совр. усл-х носит массовый хар-р (возраст один, а спос-ти разные); требования к кач-ву обучения растут, уровень обучения для всех учеников повышается, а диапазон индив. отличий детей огромен, таким образом, условия в школах – усредненные.
Уровни пед. технологий: 1) общепедагогический уровень (создается общепед. технология, кот. дает общ. представление о целостном процессе в определенном регионе на опред. этапе); 2) частно-методический=предметный (пед. технология употребляется в знач-и «методика» – совок-ть средств, методов по реализации опред. содержания в рамках одного предмета); 3)локальный=модульный (решение частных дидактических задач).
Структура педагогической технологии:
1) концептуальная основа (осн. теоретич. идея. Напр., раздельное обучение мал. и дев.); 2) содержательная часть обучения (цели обучения – общие и конкретные); 3) процессуальная часть (организация уч. процесса, методы и формы уч. деят-ти шк-ков). Критерии пед. технологий: 1) концептуальность; 2) системность; 3) управляемость; 4) эффективность; 5) воспроизводимость. Пед. технологии:
1) технология трансформирования ЗУН (традиционная): • передача информации от учителя к ученику, • репродукция уч-ми полученных знаний, • основа – классно-урочная система; активная деятельность учителя и пассивная – учеников. 2) технология поэтапного форм-ния умств. действий (основная теория П.Я. Гальперина) включает: • осознание схемы основы действия, • непосредственное выполнение действия, • варианты более сложных действий, • переход от внешней формы изложения к внутренней, • любое полученное действие выполняется самостоятельно, т.е. умение переходит в навык. 3) технология коллективного взаимообучения (авторы А. Г. Ривин и В.К. Дьяченко): осн. умение уч-ля – сочетать коллективн. и инд. формы работы со шк-ми.
Этапы: подготовительный (должны форм-ся умения ориентироваться в пространстве, умение слушать и слышать партнера, работать в шумовой среде, находить нужную информацию в доп. источниках, умение переводить образ в слово и слово в образ) и ознакомительный (общие правила игры, способы взаимодействия в группах), это обучение в подвижных парах, включает в себя взаимообучение и взаимоконтроль. 4) технология полного усвоения (Дж. Керолл и Б. Блум): цель – реорганизация классно-урочн. системы. Они пытаются достичь полного усвоения знаний всеми уч-ми. Контроль по двубальной системе (зачет-незачет). Ученик, который не справляется, должен иметь альтернативу. Ориентация на небольшие кол-вы и использование индивидуальных форм работы.
5) технология развивающего обучения (Л. Занков, Д. Эльконин, В. Давыдов, В. Репкин): При развивающем обучении учитываются: главные психологические новообразования данного возраста, которые возникают и развиваются в этом возрастном периоде; ведущая деятельность данного периода, определяющая возникновение и развитие соответствующих новообразований; содержание и способы совместного осуществления этой деятельности;взаимосвязи с другими видами деятельности;система методик, позволяющая определять уровни развития новообразований.
Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, превращение ученика в учащегося. Обесп-е условий для такого превращения является осн. целью развив. обуч-я, которая принципиально отличается от цели традиц. школы – подготовить ребенка к выполнению тех или иных функций в обществ. жизни. Фундаментом структуры содерж-я каждого предмета является система понятий, которые исчерпывают основы данной науки.
Введение этих понятий в обучение осуществляется в опред. последовательности, начиная с базовых понятий. (Напр, в рус. яз. обуч-е начинается с введения понятий «звук» – «буква» – «фонема», над которыми потом «надстраиваются» «слово» – «словосочетание» – «предложение» – «текст». Подобная система понятий и создает фундамент для изучения и оперирования любой лингвистической системой). В рез-те такого обучения у школьников формируется система понятий, которая определяет логику и развитие данной области знаний.
Обучение осуществляется путем последовательной постановки перед ребенком ряда учебных задач, которые требуют усвоения понятий. Информация в готовом виде не подается. В процессе решения задачи ребенок сам организовывает свою познавательную и учебную деятельность, одновременно усваивая знания и разрабатывая собственные способы работы.
Процесс разрешения задачи каждым ребенком включается в коллективную деятельность класса, которая, в конце концов, обеспечивает нахождение и усвоение оптимального для данной задачи обобщенного способа деят-ти. В своей учебной деят-ти ребенок находится в состоянии постоянной рефлексии: для него важно не только то, «что» я делаю, но и «как», «какими способами» я это делаю. Технология проблемно-модульного обучения (материал дается укрупненными блоками, составляются мини-учебники, исп-ся рейтинговые шкалы, оценки усвоения).
Технология М. Монтессори (итал. педагог, кот. основала систему работы с детьми на идеях свободного воспитания). Ведущие пед. идеи: каждый ребенок от рождения наделен ему одному присущим потенциалом развития, кот. может быть реализован только в собственной дея-ти ребенка. Задача педагога – создать среду, облегчающую ребенку раскрытие собственного потенциала. Монтессори определила 3 этапа развития: 1) до 6 лет (период «впитывающего сознания», языкового, сенсомоторного развития.
Педагог организует среду, в кот. нах-ся специальные материалы, с кот. ребенок развивает свою сенсорную сферу, формирует практич-е навыки); 2) от 6 до 9 лет (ребенок – исследователь, познает мир с помощью воображения); 3) от 9 до 12 лет (ребенок – ученый). Вместо классно-урочной системы – свободная работа детей в развивающей среде (рефлексивный и дидактический круги), погружение в отдельные области знаний на третьем году и творческие студии-мастерские.
Сущность процесса обучения. Закономерности и принципы обучения, их характеристика. Особенности реализации принципов обучения в начальной школе.
Закономерности в педагогике— это выражение действия законов в конкретных условиях. Их особенностью является то, что закономерности в педагогике носят вероятностно-статистический характер, т. е. невозможно предусмотреть все ситуации и точно определить проявление законов в процессе обучения. Закономерности проявляются и выделяются в основном опытным путем. Выделяют два вида закономерностей обучения.
1. Внешние закономерности процесса обучения характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий.
2. Внутренние закономерности процесса обучения устанавливают связи между его компонентами: между целями, содержанием, средствами, методами, формами. Таких закономерностей в педагогике очень много. Вот некоторые из них:
1) обучающая деятельность педагога преимущественно носит воспитывающий характер. Эта закономерность выявляет связь между обучением и воспитанием;
2) существует зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения. Следуя этой закономерности, процесс обучения не может быть состоявшимся, если нет целостного коллектива учеников и учителя, если отсутствует их единство;
3) прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в новый материал;
4) в процессе обучения кроме дидактических законов действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности.
1) Принцип развивающего и воспитывающего обучения направлен на достижение цели всестороннего развития личности. Для этого необходимо:
1) обращать внимание на личность ученика;
2) научить учащегося мыслить причинно.
2) Принцип сознательной активностиосуществляется при соблюдении следующих правил:
1) понимание целей и задач предстоящей работы;
2) опора на интересы учащихся;
3) воспитание активности у учащихся;
4) использование проблемного обучения;
5) вырабатывание самостоятельности у учащихся.
3) Принцип наглядности— обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений. В данном случае необходимо:
1) использовать наглядные предметы;
2) изготавливать совместно учебные пособия;
3) использовать технические средства обучения.
4) Принцип систематичности и последовательности.Ему соответствуют следующие требования:
1) учебный материал должен быть разбит на части, блоки;
2) необходимо использовать структурно-логические планы, схемы, таблицы;
3) должна существовать логическая урочная система;
4) необходимо применять обобщающие уроки для систематизации знаний.
5) Принцип научностипроходит при использовании следующих правил:
1) обучение должно происходить на основе передового педагогического опыта;
2) обучение должно быть направлено на формирование у учащихся диалектического подхода к изучаемым предметам;
3) необходимо использование научных терминов;
4) необходимо информирование учеников о последних научных достижениях;
5) необходимо поощрение исследовательской работы.
6) Принцип доступностиоснован на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Для его реализации необходимо соблюдать следующие правила:
1) организация обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала;
2) учет возрастных особенностей учащихся;
3) доступность, использование аналогий.
7) Принцип прочностиоснован на следующих правилах:
1) систематическое повторение учебного материала;
2) освобождение памяти учащихся от второстепенного материала;
3) использование логики в обучении;
4) применение различных норм и методов контроля знаний.
8) Принцип взаимосвязи теории и практики.Для реализации этого принципа следует:
1) практикой доказывать необходимость научных знаний;
2) информировать учащихся о научных открытиях;
3) внедрять научную организацию труда в учебный процесс;
4) приучать учащихся применять знания на практике.
9) Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо:
1) после изучения крупной темы или раздела проверять усвоение учебного материала учащимися;
2) использовать такие методы обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.
Развивающее обучение— направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. В конце 1950-х гг. Л. В. Занков разработал дидактическую систему для развивающего образования, основанную на взаимосвязанных принципах:
1) обучение на высоком уровне трудности;
2) ведущая роль теоретических знаний;
3) высокий темп изучения материала;
4) осознание школьниками процесса учения;
5) систематическая работа над развитием всех учащихся.
Эти принципы были конкретизированы в программах и способах обучения младших школьников грамматике и орфографии русского языка, чтению, математике, истории, природоведению, рисованию, музыке. Развивающий эффект системы Л. В. Занкова свидетельствовал о том, что традиционное начальное образование, культивирующее у детей основы эмпирического сознания и мышления, делает это недостаточно совершенно и полно.
ФГОС НОО, структура, основные положения. Требования к результатам освоения ООП НОО.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
2. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.
4. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. [3]
5. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
6. Стандарт направлен на обеспечение:
равных возможностей получения качественного начального общего образования;
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;
демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;
формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
8. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
18. Базисный учебный план, структура, отличительные особенности.
Базисный учебный план ОУ РФ, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (далее — базисный учебный план) фиксирует:
* максимальный объём учебной нагрузки обучающихся,
* состав учебных предметов и
* направлений внеурочной деятельности,
* учебное время на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.
БУП определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Содержание образования на ступени НОО реализуется за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
БУП обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством РФ в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов РФ и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.
Базисный учебный план состоит из 2 частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.
Обязательная часть БУП определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях. Обязательная часть БУП отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:
• формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
• готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Образовательное учреждение самостоятельно в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Организация занятий «Внеурочной деятельности» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра.
Федеральный базисный учебный план для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ НОО. Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели, II-IV классы – не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для I класса – 35 минут, для II-IV классов – 35-45 минут.
Отличительные особенности БУП:
Базисный учебный план состоит из трех основных компонентов:
федерального, национально-регионального и школьного.
Федеральный компонент — инвариантная (неизменяемая, обязательная) часть учебного плана, В него входят учебные предметы, подлежащие изучению во всех общеобразовательных школах Российской Федерации.
Национально-региональный компонент — вариативная (изменяемая) часть учебного плана; перечень учебных предметов в составе данного компонента определяется региональными органами управления образованием с учетом национальных и региональных традиций, особенностей экономического и социокультурного развития, потребностей и интересов граждан, проживающих на данной территории.
Региональный базисный учебный план может создаваться (или не создаваться) по усмотрению органов управления образованием.
Школьный компонент — вариативная часть учебного плана формируется педагогическим коллективом образовательного учреждения с учетом потребностей и интересов обучающихся, мнений их родителей, возможностей образовательного учреждения, спецификой развития территории (города, района, села). Школьный учебный план разрабатывается в обязательном порядке.
Внеурочная деятельность
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамкахреализации основной образовательной программы НОО определяет образовательное учреждение.
Для развития потенциала одарённых и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей,темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учиты вается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.