особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке
10.5. Непрерывность (перманентность) и цикличность подготовительно-соревновательного процесса
Требование к обеспечению непрерывности занятий, призванных обеспечивать прогрессирование уровня подготовленности спортсменов, возникает в первую очередь из-за необходимости обеспечения наслоения и суммирования следовых эффектов, вызванных отдельными упражнениями, целыми занятиями и сериями занятий с целью закрепления и усиления их, а также обратимостью адаптационно-приспособительных сдвигов в системах организма. Именно способность организма восстанавливать затраченные ресурсы после выполнения напряженной нагрузки с превышением и возможность суммировать эффекты, накапливая (аккумулируя) их при повторяющейся тренировочной нагрузке, лежат в основе адаптации и повышения физической подготовленности.
Для прогрессивного изменения подготовленности спортсмена, повышения его тренированности необходимо учитывать, что нагрузки любого занятия должны обеспечить не только определенный следовой тренировочный эффект, но и определенную взаимосвязь с эффектами предшествующего и последующего занятий. Предыдущие нагрузки являются фундаментом для эффективного и планомерного воздействия на организм спортсменов последующих нагрузок.
При регулярной, правильно организованной тренировке следовые эффекты отдельных упражнений или занятий, постоянно накладываясь друг на друга, суммируются, в результате чего возникает положительный кумулятивный тренировочный эффект, приводящий к относительно долгосрочным адаптивным изменениям в состоянии организма спортсмена, к устойчивому росту его функциональных возможностей и спортивной работоспособности. При неудачно выбранной последовательности выполнения упражнений конечный результат тренировки может оказаться совершенно противоположным запланированному (Н. И. Волков, 1975).
Одна лишь разница в чередовании нагрузок и отдыха в серии занятий может привести к прямо противоположным кумулятивным эффектам: максимальному росту тренированности; отсутствию всякого ее роста; временному снижению работоспособности или развитию деадаптации (см. главу 9, раздел 9.4).
Вместе с тем следует учитывать, что этот процесс является обратимым, и в случае временного отсутствия определенных физических нагрузок, разрыва в их взаимодействии он может смениться регрессом. Практика показывает, что даже при условии предшествующей регулярной тренировки иногда достаточно всего лишь нескольких пропущенных занятий, чтобы начался регресс отдельных сторон приобретенной тренированности. Это обусловлено тем, что человеческий организм предрасположен к работе «по минимуму» и не способен долго сохранять невостребованные запасы ресурсов, постепенно расходуя их.
Основная суть принципа непрерывности спортивной тренировки заключается в необходимости осуществлять регулярные тренировочные занятия с такими интервалами, чтобы обеспечить преемственность положительного кумулятивного эффекта, исключив неоправданные чрезмерные перерывы, препятствующие соединению (кумуляции) эффектов, сводя тем самым к минимуму явления регресса тренированности.
Реализация этого принципа характеризуется следующими положениями:
– спортивная тренировка строится как непрерывный круглогодичный и многолетний процесс, все звенья которого взаимосвязаны и взаимообусловлены для обеспечения наибольшего эффекта в приобретении, сохранении и дальнейшем развитии спортивной формы;
– связь между звеньями этого процесса обеспечивается на основе гарантирования взаимодействия эффектов предшествующих и последующих занятий; воздействие каждого последующего тренировочного занятия наслаивается на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их;
– подбор средств и методов подготовки осуществляется в соответствии с логикой становления спортивного мастерства;
– интервал отдыха между занятиями или отдельными упражнениями регламентируются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие способностей, определяющих уровень спортивного мастерства; по мере развития тренированности целесообразно сокращение интервалов между занятиями (уплотнение режима) для увеличения кумуляции их эффектов; при этом восстановительные интервалы в серии занятий и поэтапная динамика тренировочных и соревновательных нагрузок регулируются таким образом, чтобы исключить перерастание кумулятивного эффекта в переутомление и перетренированность (вместе с тем не следует допускать излишне продолжительных перерывов, стимулирующих развитие деадаптации различных сторон подготовленности спортсменов).
Во всех постоянно воспроизводимых процессах как универсальное свойство деятельности проявляется цикличность, то есть относительно законченный кругооборот ее стадий с частичной повторяемостью отдельных элементов. Циклы тренировки – наиболее общие формы ее структурной организации. В форме циклов строится весь тренировочный процесс – от его элементарных звеньев до этапов многолетних занятий. Их комплексное проявление в спортивной деятельности представлено прежде всего в циклическом воспроизведении разного рода структурных образований – микро-, мезо-, макроциклов, этапов, периодов и т. п., обусловленных как закономерностями становления спортивного мастерства, так и системой соревнований, относительно стабильно повторяющихся в рамках годичных и многолетних циклов.
Каждый цикл представляет собой относительно законченный фрагмент подготовки, связанный с необходимостью повторного выполнения определенной нагрузки для адаптации к ней. В основу цикличности спортивной тренировки положены как закономерности развития утомления и восстановления, так и закономерности долгосрочной адаптации, связанные с первоначальным ростом, а затем постепенным замедлением, стабилизацией и даже, в конечном итоге, снижением адаптивных перестроек в организме после достаточно продолжительного выполнения определенной, даже постоянно возрастающей нагрузки (рис. 10.3). Это обстоятельство требует периодического изменения направленности нагрузки. Вместе с тем функциональные системы организма, в течение продолжительного периода не подвергающиеся нагрузке определенной направленности, постепенно начинают снижать уровень своей активности, что требует возврата к использованию данной нагрузки.
Кроме того, циклическое и достаточно стабильное повторение различного уровня соревнований в пределах полугодичных, годичных, двух– или четырехлетних временных периодов приводит к необходимости построения подготовки в пределах циклов соответствующей продолжительности, в которых обеспечивается планомерное становление спортивного мастерства и достижение наивысших спортивных результатов в главных соревнованиях.
Для сохранения и эффективного управления темпами общих прогрессивных перестроек в уровне подготовленности целесообразно умело сочетать периоды напряженной нагрузки на отдельные системы организма спортсмена с периодом их восстановления и сверхвосстановления для формирования необходимого кумулятивного эффекта; периодически менять величину и направленность нагрузки, учитывая закономерности развития долгосрочной адаптации и логику формирования «спортивной формы». Изменяя направленность нагрузки, следует учитывать, что системы, не получающие достаточной нагрузки, некоторое время сохраняют повышенный уровень функциональной активности, а затем постепенно начинают его утрачивать, поэтому, спустя некоторое время, необходимо возвращаться к прежней нагрузке, чтобы продолжить дальнейшее совершенствование систем организма. При этом каждый очередной цикл является частичным повторением подобного предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, то есть отличается от предыдущего обновленным содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т. д.
Рис. 10.3. Схема динамики тренировочных нагрузок и функционального потенциала организма спортсмена в различных зонах адаптации (Е. А. Ширковец, Б. Н. Шустин, 1999)
Важно отметить закономерный характер цикличности спортивной тренировки и необходимость направленно упорядочить ее в соответствии с развитием спортивной формы и подготовки к участию в соревнованиях, используя циклы различной продолжительности. Поэтому при формировании структуры и содержания отдельных тренировочных циклов необходимо нахождение компромисса между рациональным построением подготовки и временными промежутками между наиболее значимыми соревнованиями для реализации оптимальной готовности.
В самом сжатом виде основные положения цикличности обязывают:
– строя спортивную тренировку, исходить из необходимости систематического повторного воспроизведения основных элементов ее содержания и, вместе с тем, последовательного изменения их, как того требует логика чередования фаз, этапов и периодов тренировочного процесса;
– рассматривать любой фрагмент тренировочного процесса во взаимосвязи с более крупными и менее крупными формами циклической структуры тренировки, учитывая, что структура микроциклов, например, во многом определяется их местом в структуре средних циклов, а структура мезоциклов обусловлена, с одной стороны, особенностями составляющих их микроциклов, а с другой – местом в структуре макроцикла;
– принимая решения о целесообразности использования тех или иных средств и методов тренировки, тренировочных и соревновательных нагрузок, учитывать, насколько они соответствуют особенностям фаз, этапов и периодов тренировочных циклов (ибо любые из них утрачивают эффективность, если применяются не ко времени и не к месту);
– определяя общий порядок развертывания процесса подготовки и соревнований, соотносить их так, чтобы гарантировать оптимальную готовность к достижению в главных соревнованиях наилучших результатов.
При организации тренировочного процесса следует учитывать, что каждый из принципов был в данном случае рассмотрен отдельно только для удобства изложения. На самом деле все они синтезированы в единый процесс и лишь отражают его отдельные стороны. В связи с этим, учитывая сложность структуры унифицированной системы принципов, можно утверждать, что ни один из них не может быть реализован в полной мере в отрыве от совокупности принципов. Успешность учебно-тренировочного процесса будет обеспечена лишь в том случае, если при принятии управленческих решений тренер будет учитывать требования всех принципов.
Вопросы для самоконтроля
1. Какой смысл вкладывается в понятие «принципы»?
2. По каким принципам организуется педагогический процесс? Что раскрывают специфические принципы спортивной тренировки?
3. Раскройте сущность принципа максимизации и углубленной индивидуализированной специализации.
4. На что нацелен и как проявляется в спортивной тренировке принцип сочетания постепенности и предельности тренировочных нагрузок?
5. Какие варианты сочетания тенденций постепенности и предельности используются в спортивной тренировке, в каких случаях?
6. На чем основан и как проявляется принцип опережающих и стабилизирующих тенденций в построении тренировочного процесса?
7. На чем основан и как реализуется принцип избирательной направленности и единства различных сторон подготовки спортсменов?
8. Чем обусловлена необходимость непрерывности тренировочного процесса, в каких формах она реализуется?
9. Какие практические положения характеризуют непрерывность тренировочного процесса?
10. Чем обусловлена необходимость цикличности тренировочного процесса, в каких формах она реализуется?
11. К чему обязывают основные положения цикличности при организации тренировочного процесса?
12. В какой взаимосвязи реализуются специфические принципы при планировании и реализации учебно-тренировочного процесса?
Особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке
Этот принцип характеризуется следующими основными положениями:
• Спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, все звенья которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены задаче достижения максимальных результатов.
• Воздействие каждого последующего занятия, микроцикла, этапа, как бы наслаивается на результаты предыдущих, закрепляя и развивая функциональные перестройки в организме спортсмена.
• Работа и отдых в спортивной тренировке регламентируются таким образом, чтобы обеспечивать оптимальное развитие двигательных качеств, рост тренированности и спортивного мастерства в избранном виде спорта.
Поэтому последующие занятия в микроциклах и мезоциклах могут проводиться как при повышенной или восстановившейся работоспособности, так и на фоне частичного недовосстановления.
Необходимо так стремиться строить тренировочный процесс, чтобы в наибольшей степени обеспечить преемственность положительного эффекта тренировочных занятий и исключить неоправданные перерывы между ними.
Непрерывность тренировочного процесса обеспечивается на основе преемственности различных тренировочных эффектов.
Срочный тренировочный эффект (СТЭ) – это вызванные тренировочным занятием сдвиги в состоянии организма спортсмена к моменту завершения данного занятия (или в процессе выполнения серии упражнений).
Отставленный тренировочный эффект (ОТЭ) – это то во что преобразуется ближайший тренировочный эффект в зависимости от времени, проходящего до начала следующего занятия или серии занятий.
Кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ) – это результат соединения срочных и отставленных тренировочных эффектов достаточно большого числа занятий, серии микроциклов ил мезоциклов, воплощённый в приобретении или улучшении состояния тренированности.
Восстановление функциональных возможностей и адаптационных процессов после тренировочных нагрузок, происходящих в различных системах организма, происходит гетерохронно (разновременно). Это позволяет тренироваться ежедневно и не один раз в день без явления переутомления и перетренировки. Но для этого требуется глубоко продуманно варьировать занятия их содержание и методы, параметры объёма и интенсивности, чередовать занятия по их преимущественной направленности, регулировать интервалы отдыха между занятиями.
В современном спорте нормой стали занятия двух и даже трехразовые занятий в день. Спортивная тренировка приобретает благодаря этому черты непрерывного процесса.
Принцип непрерывности тренировочного процесса
Непрерывность тренировочного процесса – характеризуется постоянной взаимосвязью занятий, этапов, периодов тренировочного процесса, что выражается тремя основными положениями:
— спортивная тренировка строится как многолетний и круглогодичный процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эффект в спортивной специализации;
— интервалы отдыха между нагрузками должен быть достаточными – гарантирующим восстановление и повышение работоспособности.
Необходимо строить тренировочный процесс, так чтобы обеспечить преемственность положительного эффекта тренировочных занятий, исключая неоправданные перерывы между занятиями тем самым обеспечить преемственность между ними создавая условия для повышения подготовленности спортсмена. В этом заключается основная суть принципа непрерывности спортивной тренировки.
Гетерохронность (неодновременность) восстановления различных функциональных возможностей организма после тренировочных нагрузок что позволяет, тренироваться ежедневно и не один раз в день без каких-либо явлений переутомления и перетренировки.
Эффект тренировочных воздействий непостоянен и зависит от продолжительности нагрузки и ее направленности, а также величины.
В связи с этим различают ближний тренировочный эффект (БТЭ), следовой тренировочный эффект (СТЭ) и кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ).
БТЭ характеризуется процессами, происходящими в организме непосредственно при выполнении упражнений, и теми изменениями функционального состояния, которые возникают в конце упражнения или занятия.
По окончании упражнения или занятия в период последующего отдыха начинается следовой процесс, представляющий из себя фазу относительной нормализации функционального состояния организма и его работоспособности. В зависимости от начала повторной нагрузки организм может находиться в состоянии недовосстановления, возвращения к исходной работоспособности или в состояние суперкомпенсации, т.е. более высокой работоспособности, чем исходная.
При регулярной тренировке следовые эффекты каждого тренировочного занятия или соревнования, постоянно накладываясь друг на друга, суммируются, в результате чего возникает кумулятивный тренировочный эффект, который не сводится к эффектам отдельных упражнений или занятий, а представляет собой суммарный результат различных следовых эффектов и приводит к существенным адаптационным (приспособительным) изменениям в состоянии организма спортсмена, увеличению его функциональных возможностей и спортивной работоспособности. Однако, такие положительные изменения в состоянии подготовленности возможны при правильном построении спортивной тренировки и через достаточно продолжительное время. Таким образом взаимодействия БТЭ, СТЭ и КТЭ и обеспечивают непрерывность процесса спортивной тренировки.
Характеристика непрерывности тренировочного процесса
Непрерывность является одной из характерных особенностей тренировочного процесса.
Именно соблюдая непрерывность в тренировочном процессе можно достигать серьёзных тренировочных сдвигов.
Тут можно выделить три основных положения:
1). Спортивная тренировка строится на основе цикличности, где один цикл подготовки переходит в другой, тем самым обеспечивая непрерывность всего тренировочного процесса.
2). Воздействие последующего тренировочного занятия на результаты предыдущей тренировки.
3). Интервалы отдыха между тренировочными занятиями находятся в определённых диапазонах, которые должны гарантировать восстановления после тренировочного занятия, и в то же время повышение работоспособности. При этом в рамках одного микроцикла допускается проведение тренировок на фоне не довосстановления.
Первое положение непрерывности тренировочного процесса, объясняется чередованием различных направлений подготовки внутри различных циклов подготовки, исходя из поставленных на данный период тренировочных задач.
Второе положение непрерывности отражает принцип последовательности, где каждая более серьёзная нагрузка усваивается спортсменом, только после освоение предыдущей. Тут особое внимание следует обратить на то, что в результате накладывания одного тренировочного воздействия на другое, оно может не просто накладываться, но и увеличивать нагрузку на организм спортсмена.
Третье положение непрерывности основывается на физиологических законах, которые определяют время необходимое на восстановление организма, а так же период повышения и понижения физической активности в зависимости от срока отдыха.
В данное третье положение непрерывности органично вписывается явление суперкомпенсации, когда правильное чередование физической активности и отдыха приводит к выходу организма на более высокий уровень, нежели был в начале тренировочной деятельности.
Особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке.
Принцип непрерывности под различным названием (регулярность, систематичность, перманентность и т. п.), как известно, давно уже признан в качестве одного из самых кардинальных принципов регламентации занятий неэпизодического характера, связанных с обучением, воспитанием, совершенствованием. Раскрывающие его суть положения детально разработаны, в частности, в теории и методике физического воспитания с опорой на исследовательские данные о закономерностях процесса обучения двигательным действиям и воспитания двигательных способностей [2].
Проблема непрерывности процесса занятий, призванных обеспечивать прогрессивное изменение дееспособности занимающихся, возникает в первую очередь из-за обратимости (преходящего характера) функциональных и морфофункциональных сдвигов, вызываемых в системах организма отдельным занятием; ряд из таких сдвигов начинает сглаживаться буквально сразу же по окончании занятия (быстротекущие процессы восстановления исходного функционального уровня), другие, преобразуясь, длятся дольше (восстановление и суперкомпенсация биоэнергетических ресурсов, пластические тканевые перестройки и др.), но тоже как бы сглаживаются со временем и могут исчезнуть совсем, если вскоре не последуют занятия, вызывающие аналогичные сдвиги. Даже в условиях предшествовавшей продолжительной регулярной тренировки достаточно всего лишь несколько дней перерыва в ней, чтобы начался регресс некоторых сторон приобретенной тренированности. Поэтому, если всерьез стремиться обеспечить занятиями прогрессивные изменения дееспособности, тренированности, подготовленности или, как минимум, сохранение достигнутого их уровня, необходимо гарантировать в последовательности занятия неразрывную преемственность их определенного эффекта. То есть не допускать между ними перерывов, которые препятствуют соединению (кумуляции) эффектов, ведущих к развитию, либо разрушают достигнутый объединенный эффект. Отсюда в качестве принципиальных вытекают установки на достаточную частоту, связанность и протяженность занятий во времени. В этом общая суть принципа непрерывности и в этой своей сути он справедлив, разумеется, и по отношению к подготовке спортсмена. Вместе с тем применительно к ней идея непрерывности конкретизируется, отображая специфику закономерностей развертывания спортивной деятельности.
Отличительные черты непрерывности процесса спортивной подготовки обусловлены, главным образом, его сконцентрированностью в направлении максимальной реализации достиженческих возможностей спортсмена, сопряженным с этим повышенным уровнем тренировочных и соревновательных нагрузок, а также циклической структурой процесса развертывания подготовительной и соревновательной деятельности. В силу этих факторов подготовка к состязаниям и соревновательная практика спортсмена развертываются как, по сути, единый (подготовительно-соревновательный) процесс, непрерывность которого характеризуется в полно выраженном виде следующими чертами:
• спортивная деятельность (подготовительная и соревновательная) развертывается в порядке круглогодичных и многолетних занятий, режим которых перманентно (и вместе с тем поступательно) обеспечивает приобретение, сохранение и дальнейшее развитие тренированности спортсмена;
• связь между звеньями этого процесса обеспечивается на основе гарантирования непрерываемой преемственности эффектов предшествовавших и последующих занятий в различных поэтапно изменяемых вариантах, но с общей тенденцией к возрастанию уровня тренированности и подготовленности в целом;
• интервал между тренировочными занятиями по мере развития тренированности сокращается, а’число занятий в рамках соизмеримого времени возрастает, что вызывает своего рода уплотнение общего режима занятия, сопровождающееся увеличением кумуляции их эффектов (см. рис. 15, 16). При этом восстановительные интервалы в сериях занятий (микроциклах) и поэтапная динамика тренировочных и соревновательных нагрузок регулируются таким образом, чтобы исключить перерастание их кумулятивного эффекта в переутомление и перетренированность. Непрерывность процесса тут не исключает, таким образом, нй регулярного варьирования
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1105 ; Мы поможем в написании вашей работы!