особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке

10.5. Непрерывность (перманентность) и цикличность подготовительно-соревновательного процесса

Требование к обеспечению непрерывности занятий, призванных обеспечивать прогрессирование уровня подготовленности спортсменов, возникает в первую очередь из-за необходимости обеспечения наслоения и суммирования следовых эффектов, вызванных отдельными упражнениями, целыми занятиями и сериями занятий с целью закрепления и усиления их, а также обратимостью адаптационно-приспособительных сдвигов в системах организма. Именно способность организма восстанавливать затраченные ресурсы после выполнения напряженной нагрузки с превышением и возможность суммировать эффекты, накапливая (аккумулируя) их при повторяющейся тренировочной нагрузке, лежат в основе адаптации и повышения физической подготовленности.

Для прогрессивного изменения подготовленности спортсмена, повышения его тренированности необходимо учитывать, что нагрузки любого занятия должны обеспечить не только определенный следовой тренировочный эффект, но и определенную взаимосвязь с эффектами предшествующего и последующего занятий. Предыдущие нагрузки являются фундаментом для эффективного и планомерного воздействия на организм спортсменов последующих нагрузок.

При регулярной, правильно организованной тренировке следовые эффекты отдельных упражнений или занятий, постоянно накладываясь друг на друга, суммируются, в результате чего возникает положительный кумулятивный тренировочный эффект, приводящий к относительно долгосрочным адаптивным изменениям в состоянии организма спортсмена, к устойчивому росту его функциональных возможностей и спортивной работоспособности. При неудачно выбранной последовательности выполнения упражнений конечный результат тренировки может оказаться совершенно противоположным запланированному (Н. И. Волков, 1975).

Одна лишь разница в чередовании нагрузок и отдыха в серии занятий может привести к прямо противоположным кумулятивным эффектам: максимальному росту тренированности; отсутствию всякого ее роста; временному снижению работоспособности или развитию деадаптации (см. главу 9, раздел 9.4).

Вместе с тем следует учитывать, что этот процесс является обратимым, и в случае временного отсутствия определенных физических нагрузок, разрыва в их взаимодействии он может смениться регрессом. Практика показывает, что даже при условии предшествующей регулярной тренировки иногда достаточно всего лишь нескольких пропущенных занятий, чтобы начался регресс отдельных сторон приобретенной тренированности. Это обусловлено тем, что человеческий организм предрасположен к работе «по минимуму» и не способен долго сохранять невостребованные запасы ресурсов, постепенно расходуя их.

Основная суть принципа непрерывности спортивной тренировки заключается в необходимости осуществлять регулярные тренировочные занятия с такими интервалами, чтобы обеспечить преемственность положительного кумулятивного эффекта, исключив неоправданные чрезмерные перерывы, препятствующие соединению (кумуляции) эффектов, сводя тем самым к минимуму явления регресса тренированности.

Реализация этого принципа характеризуется следующими положениями:

– спортивная тренировка строится как непрерывный круглогодичный и многолетний процесс, все звенья которого взаимосвязаны и взаимообусловлены для обеспечения наибольшего эффекта в приобретении, сохранении и дальнейшем развитии спортивной формы;

– связь между звеньями этого процесса обеспечивается на основе гарантирования взаимодействия эффектов предшествующих и последующих занятий; воздействие каждого последующего тренировочного занятия наслаивается на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их;

– подбор средств и методов подготовки осуществляется в соответствии с логикой становления спортивного мастерства;

– интервал отдыха между занятиями или отдельными упражнениями регламентируются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие способностей, определяющих уровень спортивного мастерства; по мере развития тренированности целесообразно сокращение интервалов между занятиями (уплотнение режима) для увеличения кумуляции их эффектов; при этом восстановительные интервалы в серии занятий и поэтапная динамика тренировочных и соревновательных нагрузок регулируются таким образом, чтобы исключить перерастание кумулятивного эффекта в переутомление и перетренированность (вместе с тем не следует допускать излишне продолжительных перерывов, стимулирующих развитие деадаптации различных сторон подготовленности спортсменов).

Во всех постоянно воспроизводимых процессах как универсальное свойство деятельности проявляется цикличность, то есть относительно законченный кругооборот ее стадий с частичной повторяемостью отдельных элементов. Циклы тренировки – наиболее общие формы ее структурной организации. В форме циклов строится весь тренировочный процесс – от его элементарных звеньев до этапов многолетних занятий. Их комплексное проявление в спортивной деятельности представлено прежде всего в циклическом воспроизведении разного рода структурных образований – микро-, мезо-, макроциклов, этапов, периодов и т. п., обусловленных как закономерностями становления спортивного мастерства, так и системой соревнований, относительно стабильно повторяющихся в рамках годичных и многолетних циклов.

Каждый цикл представляет собой относительно законченный фрагмент подготовки, связанный с необходимостью повторного выполнения определенной нагрузки для адаптации к ней. В основу цикличности спортивной тренировки положены как закономерности развития утомления и восстановления, так и закономерности долгосрочной адаптации, связанные с первоначальным ростом, а затем постепенным замедлением, стабилизацией и даже, в конечном итоге, снижением адаптивных перестроек в организме после достаточно продолжительного выполнения определенной, даже постоянно возрастающей нагрузки (рис. 10.3). Это обстоятельство требует периодического изменения направленности нагрузки. Вместе с тем функциональные системы организма, в течение продолжительного периода не подвергающиеся нагрузке определенной направленности, постепенно начинают снижать уровень своей активности, что требует возврата к использованию данной нагрузки.

Кроме того, циклическое и достаточно стабильное повторение различного уровня соревнований в пределах полугодичных, годичных, двух– или четырехлетних временных периодов приводит к необходимости построения подготовки в пределах циклов соответствующей продолжительности, в которых обеспечивается планомерное становление спортивного мастерства и достижение наивысших спортивных результатов в главных соревнованиях.

Для сохранения и эффективного управления темпами общих прогрессивных перестроек в уровне подготовленности целесообразно умело сочетать периоды напряженной нагрузки на отдельные системы организма спортсмена с периодом их восстановления и сверхвосстановления для формирования необходимого кумулятивного эффекта; периодически менять величину и направленность нагрузки, учитывая закономерности развития долгосрочной адаптации и логику формирования «спортивной формы». Изменяя направленность нагрузки, следует учитывать, что системы, не получающие достаточной нагрузки, некоторое время сохраняют повышенный уровень функциональной активности, а затем постепенно начинают его утрачивать, поэтому, спустя некоторое время, необходимо возвращаться к прежней нагрузке, чтобы продолжить дальнейшее совершенствование систем организма. При этом каждый очередной цикл является частичным повторением подобного предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, то есть отличается от предыдущего обновленным содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т. д.

особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке. 476822 19. особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке фото. особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке-476822 19. картинка особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке. картинка 476822 19.

Рис. 10.3. Схема динамики тренировочных нагрузок и функционального потенциала организма спортсмена в различных зонах адаптации (Е. А. Ширковец, Б. Н. Шустин, 1999)

Важно отметить закономерный характер цикличности спортивной тренировки и необходимость направленно упорядочить ее в соответствии с развитием спортивной формы и подготовки к участию в соревнованиях, используя циклы различной продолжительности. Поэтому при формировании структуры и содержания отдельных тренировочных циклов необходимо нахождение компромисса между рациональным построением подготовки и временными промежутками между наиболее значимыми соревнованиями для реализации оптимальной готовности.

В самом сжатом виде основные положения цикличности обязывают:

– строя спортивную тренировку, исходить из необходимости систематического повторного воспроизведения основных элементов ее содержания и, вместе с тем, последовательного изменения их, как того требует логика чередования фаз, этапов и периодов тренировочного процесса;

– рассматривать любой фрагмент тренировочного процесса во взаимосвязи с более крупными и менее крупными формами циклической структуры тренировки, учитывая, что структура микроциклов, например, во многом определяется их местом в структуре средних циклов, а структура мезоциклов обусловлена, с одной стороны, особенностями составляющих их микроциклов, а с другой – местом в структуре макроцикла;

– принимая решения о целесообразности использования тех или иных средств и методов тренировки, тренировочных и соревновательных нагрузок, учитывать, насколько они соответствуют особенностям фаз, этапов и периодов тренировочных циклов (ибо любые из них утрачивают эффективность, если применяются не ко времени и не к месту);

– определяя общий порядок развертывания процесса подготовки и соревнований, соотносить их так, чтобы гарантировать оптимальную готовность к достижению в главных соревнованиях наилучших результатов.

При организации тренировочного процесса следует учитывать, что каждый из принципов был в данном случае рассмотрен отдельно только для удобства изложения. На самом деле все они синтезированы в единый процесс и лишь отражают его отдельные стороны. В связи с этим, учитывая сложность структуры унифицированной системы принципов, можно утверждать, что ни один из них не может быть реализован в полной мере в отрыве от совокупности принципов. Успешность учебно-тренировочного процесса будет обеспечена лишь в том случае, если при принятии управленческих решений тренер будет учитывать требования всех принципов.

Вопросы для самоконтроля

1. Какой смысл вкладывается в понятие «принципы»?

2. По каким принципам организуется педагогический процесс? Что раскрывают специфические принципы спортивной тренировки?

3. Раскройте сущность принципа максимизации и углубленной индивидуализированной специализации.

4. На что нацелен и как проявляется в спортивной тренировке принцип сочетания постепенности и предельности тренировочных нагрузок?

5. Какие варианты сочетания тенденций постепенности и предельности используются в спортивной тренировке, в каких случаях?

6. На чем основан и как проявляется принцип опережающих и стабилизирующих тенденций в построении тренировочного процесса?

7. На чем основан и как реализуется принцип избирательной направленности и единства различных сторон подготовки спортсменов?

8. Чем обусловлена необходимость непрерывности тренировочного процесса, в каких формах она реализуется?

9. Какие практические положения характеризуют непрерывность тренировочного процесса?

10. Чем обусловлена необходимость цикличности тренировочного процесса, в каких формах она реализуется?

11. К чему обязывают основные положения цикличности при организации тренировочного процесса?

12. В какой взаимосвязи реализуются специфические принципы при планировании и реализации учебно-тренировочного процесса?

Источник

Особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке

Этот принцип характеризуется следующими основными положениями:

• Спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, все звенья которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены задаче достижения максимальных результатов.

• Воздействие каждого последующего занятия, микроцикла, этапа, как бы наслаивается на результаты предыдущих, закрепляя и развивая функциональные перестройки в организме спортсмена.

• Работа и отдых в спортивной тренировке регламентируются таким образом, чтобы обеспечивать оптимальное развитие двигательных качеств, рост тренированности и спортивного мастерства в избранном виде спорта.

Поэтому последующие занятия в микроциклах и мезоциклах могут проводиться как при повышенной или восстановившейся работоспособности, так и на фоне частичного недовосстановления.

Необходимо так стремиться строить тренировочный процесс, чтобы в наибольшей степени обеспечить преемственность положительного эффекта тренировочных занятий и исключить неоправданные перерывы между ними.

Непрерывность тренировочного процесса обеспечивается на основе преемственности различных тренировочных эффектов.

особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке. 1. особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке фото. особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке-1. картинка особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке. картинка 1.

Срочный тренировочный эффект (СТЭ)это вызванные тренировочным занятием сдвиги в состоянии организма спортсмена к моменту завершения данного занятия (или в процессе выполнения серии упражнений).

Отставленный тренировочный эффект (ОТЭ)это то во что преобразуется ближайший тренировочный эффект в зависимости от времени, проходящего до начала следующего занятия или серии занятий.

Кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ)это результат соединения срочных и отставленных тренировочных эффектов достаточно большого числа занятий, серии микроциклов ил мезоциклов, воплощённый в приобретении или улучшении состояния тренированности.

Восстановление функциональных возможностей и адаптационных процессов после тренировочных нагрузок, происходящих в различных системах организма, происходит гетерохронно (разновременно). Это позволяет тренироваться ежедневно и не один раз в день без явления переутомления и перетренировки. Но для этого требуется глубоко продуманно варьировать занятия их содержание и методы, параметры объёма и интенсивности, чередовать занятия по их преимущественной направленности, регулировать интервалы отдыха между занятиями.

В современном спорте нормой стали занятия двух и даже трехразовые занятий в день. Спортивная тренировка приобретает благодаря этому черты непрерывного процесса.

Источник

Принцип непрерывности тренировочного процесса

особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке фото. особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке фото. особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке фото. особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке фото. особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке фото. особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке фото. особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Непрерывность тренировочного процесса – характеризуется постоянной взаимосвязью занятий, этапов, периодов тренировочного процесса, что выражается тремя ос­новными положениями:

— спортивная тренировка строится как много­летний и круглогодичный процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эффект в спортивной специализации;

интервалы отдыха между нагрузками должен быть достаточными – гарантирующим восстановление и повышение работоспособности.

Необходимо строить тренировочный процесс, так что­бы обеспечить преемственность положительного эффекта тренировоч­ных занятий, исключая неоправданные перерывы между занятиями тем самым обеспечить преемственность между ними создавая условия для повышения подготовленности спортсмена. В этом заключается основ­ная суть принципа непрерывности спортивной тренировки.

Гетерохронность (неодновременность) восстановления различных функциональных возможностей организма после тренировочных на­грузок что позволяет, тренироваться ежедневно и не один раз в день без каких-либо явлений переутомления и перетренировки.

Эффект тренировочных воздействий непостоянен и зависит от продолжитель­ности нагрузки и ее направленности, а также величины.

В связи с этим различают ближний тренировочный эффект (БТЭ), следовой тренировочный эффект (СТЭ) и кумулятивный тренировоч­ный эффект (КТЭ).

БТЭ характеризуется процессами, происходящими в организме не­посредственно при выполнении упражнений, и теми изменениями функционального состояния, которые возникают в конце упражнения или занятия.

По окончании упражнения или занятия в период последующего отдыха начинается следовой процесс, представляющий из себя фазу относительной нормализации функционального состояния организма и его работоспособности. В зависимости от начала повторной нагруз­ки организм может находиться в состоянии недовосстановления, возвращения к исходной работоспособности или в состояние суперком­пенсации, т.е. более высокой работоспособности, чем исходная.

При регулярной тренировке следовые эффекты каждого трениро­вочного занятия или соревнования, постоянно накладываясь друг на друга, суммируются, в результате чего возникает кумулятивный тре­нировочный эффект, который не сводится к эффектам отдельных уп­ражнений или занятий, а представляет собой суммарный результат различных следовых эффектов и приводит к существенным адаптационным (приспособительным) изменениям в состоянии организма спортсмена, увеличению его функциональных возможностей и спортивной работоспособности. Однако, такие положительные изме­нения в состоянии подготовленности возможны при правильном по­строении спортивной тренировки и через достаточно продолжитель­ное время. Таким образом взаимодействия БТЭ, СТЭ и КТЭ и обеспе­чивают непрерывность процесса спортивной тренировки.

Источник

Характеристика непрерывности тренировочного процесса

Непрерывность является одной из характерных особенностей тренировочного процесса.

Именно соблюдая непрерывность в тренировочном процессе можно достигать серьёзных тренировочных сдвигов.

Тут можно выделить три основных положения:

1). Спортивная тренировка строится на основе цикличности, где один цикл подготовки переходит в другой, тем самым обеспечивая непрерывность всего тренировочного процесса.

2). Воздействие последующего тренировочного занятия на результаты предыдущей тренировки.

3). Интервалы отдыха между тренировочными занятиями находятся в определённых диапазонах, которые должны гарантировать восстановления после тренировочного занятия, и в то же время повышение работоспособности. При этом в рамках одного микроцикла допускается проведение тренировок на фоне не довосстановления.

особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке. runing min. особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке фото. особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке-runing min. картинка особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке. картинка runing min.

Первое положение непрерывности тренировочного процесса, объясняется чередованием различных направлений подготовки внутри различных циклов подготовки, исходя из поставленных на данный период тренировочных задач.

Второе положение непрерывности отражает принцип последовательности, где каждая более серьёзная нагрузка усваивается спортсменом, только после освоение предыдущей. Тут особое внимание следует обратить на то, что в результате накладывания одного тренировочного воздействия на другое, оно может не просто накладываться, но и увеличивать нагрузку на организм спортсмена.

Третье положение непрерывности основывается на физиологических законах, которые определяют время необходимое на восстановление организма, а так же период повышения и понижения физической активности в зависимости от срока отдыха.

В данное третье положение непрерывности органично вписывается явление суперкомпенсации, когда правильное чередование физической активности и отдыха приводит к выходу организма на более высокий уровень, нежели был в начале тренировочной деятельности.

Источник

Особенности реализации принципа непрерывности в спортивной тренировке.

Прин­цип непрерывности под различным названием (регуляр­ность, систематичность, перманентность и т. п.), как из­вестно, давно уже признан в качестве одного из самых кардинальных принципов регламентации занятий неэпи­зодического характера, связанных с обучением, воспита­нием, совершенствованием. Раскрывающие его суть поло­жения детально разработаны, в частности, в теории и методике физического воспитания с опорой на исследова­тельские данные о закономерностях процесса обучения дви­гательным действиям и воспитания двигательных способ­ностей [2].

Проблема непрерывности процесса занятий, призван­ных обеспечивать прогрессивное изменение дееспособно­сти занимающихся, возникает в первую очередь из-за об­ратимости (преходящего характера) функциональных и морфофункциональных сдвигов, вызываемых в системах организма отдельным занятием; ряд из таких сдвигов на­чинает сглаживаться буквально сразу же по окончании занятия (быстротекущие процессы восстановления исход­ного функционального уровня), другие, преобразуясь, длят­ся дольше (восстановление и суперкомпенсация биоэнер­гетических ресурсов, пластические тканевые перестройки и др.), но тоже как бы сглаживаются со временем и могут исчезнуть совсем, если вскоре не последуют занятия, вы­зывающие аналогичные сдвиги. Даже в условиях пред­шествовавшей продолжительной регулярной тренировки достаточно всего лишь несколько дней перерыва в ней, чтобы начался регресс некоторых сторон приобретенной тренированности. Поэтому, если всерьез стремиться обес­печить занятиями прогрессивные изменения дееспособ­ности, тренированности, подготовленности или, как ми­нимум, сохранение достигнутого их уровня, необходимо гарантировать в последовательности занятия неразрывную преемственность их определенного эффекта. То есть не до­пускать между ними перерывов, которые препятствуют со­единению (кумуляции) эффектов, ведущих к развитию, либо разрушают достигнутый объединенный эффект. От­сюда в качестве принципиальных вытекают установки на достаточную частоту, связанность и протяженность заня­тий во времени. В этом общая суть принципа непрерывности и в этой своей сути он справедлив, разумеется, и по отноше­нию к подготовке спортсмена. Вместе с тем применительно к ней идея непрерывности конкретизируется, отображая спе­цифику закономерностей развертывания спортивной дея­тельности.

Отличительные черты непрерывности процесса спортив­ной подготовки обусловлены, главным образом, его скон­центрированностью в направлении максимальной реализа­ции достиженческих возможностей спортсмена, сопря­женным с этим повышенным уровнем тренировочных и со­ревновательных нагрузок, а также циклической структу­рой процесса развертывания подготовительной и соревно­вательной деятельности. В силу этих факторов подготовка к состязаниям и соревновательная практика спортсмена развертываются как, по сути, единый (подготовительно-соревновательный) процесс, непрерывность которого ха­рактеризуется в полно выраженном виде следующими чер­тами:

• спортивная деятельность (подготовительная и соревно­вательная) развертывается в порядке круглогодичных и многолетних занятий, режим которых перманентно (и вместе с тем поступательно) обеспечивает приобрете­ние, сохранение и дальнейшее развитие тренированно­сти спортсмена;

• связь между звеньями этого процесса обеспечивается на основе гарантирования непрерываемой преемствен­ности эффектов предшествовавших и последующих за­нятий в различных поэтапно изменяемых вариантах, но с общей тенденцией к возрастанию уровня трениро­ванности и подготовленности в целом;

• интервал между тренировочными занятиями по мере раз­вития тренированности сокращается, а’число занятий в рамках соизмеримого времени возрастает, что вызыва­ет своего рода уплотнение общего режима занятия, со­провождающееся увеличением кумуляции их эффектов (см. рис. 15, 16). При этом восстановительные интерва­лы в сериях занятий (микроциклах) и поэтапная дина­мика тренировочных и соревновательных нагрузок регулируются таким образом, чтобы исключить перера­стание их кумулятивного эффекта в переутомление и перетренированность. Непрерывность процесса тут не исключает, таким образом, нй регулярного варьирования

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1105 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *