основоположник методики обучения географии в мировом масштабе

Теория и методика обучения географии

Основоположник методики обучения географии. Начало преподавания в России географической науки на рубеже XVII–XVII веков. Издание первого русского учебника. Ошибки периода исканий. Перестройка курса географии в школе, особенности процесса обучения.

РубрикаПедагогика
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления14.02.2012
Размер файла33,3 K

основоположник методики обучения географии в мировом масштабе. ba. основоположник методики обучения географии в мировом масштабе фото. основоположник методики обучения географии в мировом масштабе-ba. картинка основоположник методики обучения географии в мировом масштабе. картинка ba.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ответ: Основоположником методики обучения географии в мировом масштабе считают Яна Амоса Коменского. Он впервые указал на важность наблюдений в природе и необходимость выявления причинно-следственных связей.

Ответ: В начале 18 в., в связи со становлением капитализма, сформировалась потребность в людях обладающих географическими знаниями. Возникают светские школы математических и навигацких наук (сведенья из политической географии), открылась гимназия Глюка (сведенья из математической географии). География преподавалась как самостоятельный предмет. Новые школы быстро умножались, началась печать учебных и прочих книг. В духовных семинариях открытых при Петре I, которые играли роль основных общеобразовательных школ, преподавали как духовные, так и светские лица. География здесь изучалась попутно с историей. Первые учебники были переводные. Они не отражали уровень развития географической науки и, в первую очередь, описание России не соответствовало действительности.

Во второй половине 18 в. происходит укрепление позиций России на морях (Чёрном, Азовском, Балтийском), воссоединение с восточной Белоруссией и правобережной Украиной. Осуществляется переход к товарному производству. Это приводит к формированию потребности в грамотных людях.

В самом начале преподавания в школах России использовали переведенные на русский язык голландские и немецкие учебники географии. Когда был издан первый русский учебник географии? Как назывался учебник, созданный Х. Чеботарёвым в конце XVIII в.?

Первый в России учебник появился по географии 1742 г под заглавием «Краткое руководство к географии в пользу уча щегося при гимназии юношества в Санкт-Петербурге 1742 г.». Печатано при И. Академии наук.

В 1739 г. Академией наук было издано «Руководство к мате матической и физической географии» Г. В. Крафта, который полу чил образование в Петербурге в академическом университете, а потом был преподавателем в академической гимназии. Книга без указания автора переиздавалась в 1764 и 1793 гг.

Из русских профессоров раннего периода Московского университета следует упомянуть профессора Харитона Чеботарёва (1746—1815; сын сержанта, родился в Вологде). Он составил первую оригинальную учебную книгу по географии России *, которая по качеству стояла значительно выше книг по географии России, написанных иностранцами.

Вспомните период школьной географии до 1934 года. Период исканий характеризовался рядом ошибок. Назовите основные 5.

В постановлении о преподавании географии осуждены отвлеченность и сухость учебного материала, перегрузка географическими названиями и статистико-экономическим материалом, рекомендовано усилить физико-географический материал, обратить особое внимание на умение ориентироваться по карте.

Была проведена перестройка преподавания истории и географии, покончено с недооценкой этих учебных предметов. Учащиеся стали усваивать конкретные факты истории в марксистском освещении. Изживались элементы социологизаторства, когда учащиеся, не зная фактов, заучивали готовые выводы и обобщения. В университетах и педагогических институтах были созданы исторические и географические факультеты, подготовлявшие научных работников и преподавателей истории и географии. Большая работа проводилась советскими историками по составлению новых учебников истории.

Постановление «О преподавании в начальной школе СССР» от 16.05. 1934 года качественно изменило судьбу школьной географии. Перечислите основные моменты в перестройке курса географии в школе (не менее 4-х положений).

Упор делался на идеологизацию курса географии, хотя в постановлении было много и полезных идей. К работе по реформированию географии в школе были привлечены крупнейшие советские ученые и, прежде всего, Н.Н. Баранский, которые в условиях идеологизации сумели отстоять лучшие традиции отечественной педагогической географии. Поэтому можно смело заключить, что, несмотря на отрицательные последствия «педагогической дискуссии» конца 1920-х годов, школьная география получила ощутимый положительный импульс. Структура школьной географии, принятая на рубеже 1920-30-х годов, почти не изменилась после постановления 1934 года вплоть до наших дней; только курсы экономической географии СССР и мира поменялись местами.

В 1934 году вышел 1-й номер журнала «География в школе» под редакцией Н.Н. Баранского. Во вступительной статье он разъяснял задачу учителей и завершил статью словами: «Географической неграмотности нет больше места в советской стране». В 1946 г. вышли его «Очерки по школьной методике экономической географии», в которых автор подчеркивал, что «география в школе не может развиваться в отрыве от науки. Чем теснее будет эта связь, тем больше будет пользы для школьной географии». Приходится признать, что после кончины Н.Н.Баранского мы более не имеем примеров столь плодотворной интеграции географической науки, школьной и вузовской географии.

Понятие о географической культуре (по В.П. Максаковскому) должно включать четыре основных компонента: 1) географическую карту мира; 2) географическое мышление; 3) методика географии; 4) язык географии.

Приведите примеры из содержания школьной географии, относящиеся к каждому компоненту географической культуры.

Перечислите 9 особенностей процесса обучения географии. Выделите подчеркиванием наиболее специфические для этого предмета. Предложите дополнительно другие особенности процесса обучения географии.

1. Проблемное обучение;

3. Методы природоохранной работы с учащимися;

4. Развивающие, исследовательские обучения;

5. Творческая активность и работа учащихся;

6. Оборудование учебного процесса (комплексное оборудование географических кабинетов);

7. Методика факультативных занятий по географии;

8. Практические занятия как средство развития мышления учащихся;

9. Развитие и формирования географических и геоморфологических понятий и т.д.

Какие основные проблемы исследует методика обучения географии? Определите в рамках какой методической проблемы находится научное исследование на тему «Методика изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России»?

принципы гуманизации, экологизации, плюрализма, междисциплинарной интеграции, принцип системности, увлекательности, вариативности

Из предложенных определений метода обучения выбирите наиболее правильный ответ, объясните свой выбор, а также причины, по которым вы отвергли два других ответа:

Вы должны научить школьников общим интеллектуальным умениям производить логические операции. Вспомните основные логические операции, дайте им определения, найдите их место в курсах географии.

Логические формы и их характеристики

Место в курсе географии

Характеристика климата начинается с анализа его компонентов по карте и т.д.

Общеземлеведческие основы и страноведческие основы учебного предмета формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества

Дополните логическую схему подготовки учителя к уроку.

география обучение преподавание учебник

Уроки географии подразделяются на типы, в зависимости от оснований. Заполните таблицу.

По основной дидактической цели

По закреплению знаний, совершенствование умений и навыков

Источник

Теория и методика обучения географии

Основоположник методики обучения географии. Начало преподавания в России географической науки на рубеже XVII–XVII веков. Издание первого русского учебника. Ошибки периода исканий. Перестройка курса географии в школе, особенности процесса обучения.

Ответ: Основоположником методики обучения географии в мировом масштабе считают Яна Амоса Коменского. Он впервые указал на важность наблюдений в природе и необходимость выявления причинно-следственных связей.

Во второй половине 18 в. происходит укрепление позиций России на морях (Чёрном, Азовском, Балтийском), воссоединение с восточной Белоруссией и правобережной Украиной. Осуществляется переход к товарному производству. Это приводит к формированию потребности в грамотных людях.

В самом начале преподавания в школах России использовали переведенные на русский язык голландские и немецкие учебники географии. Когда был издан первый русский учебник географии? Как назывался учебник, созданный Х. Чеботарёвым в конце XVIII в.?

Первый в России учебник появился по географии 1742 г под заглавием «Краткое руководство к географии в пользу уча щегося при гимназии юношества в Санкт-Петербурге 1742 г.». Печатано при И. Академии наук.

В 1739 г. Академией наук было издано «Руководство к мате матической и физической географии» Г. В. Крафта, который полу чил образование в Петербурге в академическом университете, а потом был преподавателем в академической гимназии. Книга без указания автора переиздавалась в 1764 и 1793 гг.

Из русских профессоров раннего периода Московского университета следует упомянуть профессора Харитона Чеботарёва (1746—1815; сын сержанта, родился в Вологде). Он составил первую оригинальную учебную книгу по географии России *, которая по качеству стояла значительно выше книг по географии России, написанных иностранцами.

Вспомните период школьной географии до 1934 года. Период исканий характеризовался рядом ошибок. Назовите основные 5.

В постановлении о преподавании географии осуждены отвлеченность и сухость учебного материала, перегрузка географическими названиями и статистико-экономическим материалом, рекомендовано усилить физико-географический материал, обратить особое внимание на умение ориентироваться по карте.

Была проведена перестройка преподавания истории и географии, покончено с недооценкой этих учебных предметов. Учащиеся стали усваивать конкретные факты истории в марксистском освещении. Изживались элементы социологизаторства, когда учащиеся, не зная фактов, заучивали готовые выводы и обобщения. В университетах и педагогических институтах были созданы исторические и географические факультеты, подготовлявшие научных работников и преподавателей истории и географии. Большая работа проводилась советскими историками по составлению новых учебников истории.

Постановление «О преподавании в начальной школе СССР» от 16.05. 1934 года качественно изменило судьбу школьной географии. Перечислите основные моменты в перестройке курса географии в школе (не менее 4-х положений).

Упор делался на идеологизацию курса географии, хотя в постановлении было много и полезных идей. К работе по реформированию географии в школе были привлечены крупнейшие советские ученые и, прежде всего, Н.Н. Баранский, которые в условиях идеологизации сумели отстоять лучшие традиции отечественной педагогической географии. Поэтому можно смело заключить, что, несмотря на отрицательные последствия «педагогической дискуссии» конца 1920-х годов, школьная география получила ощутимый положительный импульс. Структура школьной географии, принятая на рубеже 1920-30-х годов, почти не изменилась после постановления 1934 года вплоть до наших дней; только курсы экономической географии СССР и мира поменялись местами.

В 1934 году вышел 1-й номер журнала «География в школе» под редакцией Н.Н. Баранского. Во вступительной статье он разъяснял задачу учителей и завершил статью словами: «Географической неграмотности нет больше места в советской стране». В 1946 г. вышли его «Очерки по школьной методике экономической географии», в которых автор подчеркивал, что «география в школе не может развиваться в отрыве от науки. Чем теснее будет эта связь, тем больше будет пользы для школьной географии». Приходится признать, что после кончины Н.Н.Баранского мы более не имеем примеров столь плодотворной интеграции географической науки, школьной и вузовской географии.

Понятие о географической культуре (по В.П. Максаковскому) должно включать четыре основных компонента: 1) географическую карту мира; 2) географическое мышление; 3) методика географии; 4) язык географии.

Приведите примеры из содержания школьной географии, относящиеся к каждому компоненту географической культуры.

Перечислите 9 особенностей процесса обучения географии. Выделите подчеркиванием наиболее специфические для этого предмета. Предложите дополнительно другие особенности процесса обучения географии.

1. Проблемное обучение;

3. Методы природоохранной работы с учащимися;

4. Развивающие, исследовательские обучения;

5. Творческая активность и работа учащихся;

6. Оборудование учебного процесса (комплексное оборудование географических кабинетов);

7. Методика факультативных занятий по географии;

8. Практические занятия как средство развития мышления учащихся;

9. Развитие и формирования географических и геоморфологических понятий и т.д.

Какие основные проблемы исследует методика обучения географии? Определите в рамках какой методической проблемы находится научное исследование на тему «Методика изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России»?

принципы гуманизации, экологизации, плюрализма, междисциплинарной интеграции, принцип системности, увлекательности, вариативности

Из предложенных определений метода обучения выбирите наиболее правильный ответ, объясните свой выбор, а также причины, по которым вы отвергли два других ответа:

Вы должны научить школьников общим интеллектуальным умениям производить логические операции. Вспомните основные логические операции, дайте им определения, найдите их место в курсах географии.

Логические формы и их характеристики

Место в курсе географии

Характеристика климата начинается с анализа его компонентов по карте и т.д.

Общеземлеведческие основы и страноведческие основы учебного предмета формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества

Дополните логическую схему подготовки учителя к уроку.

география обучение преподавание учебник

Уроки географии подразделяются на типы, в зависимости от оснований. Заполните таблицу.

По основной дидактической цели

По закреплению знаний, совершенствование умений и навыков

Источник

Особенности развития школьной географии и методики её обучения

Основоположником методики обучения географии в мировом масштабе считают Яна Амоса Коменского. Он впервые указал на важность наблюдений в природе и необходимость выявления причинно-следственных связей.

До 18 в. в России были лишь церковные школы. Учебные книги азбуковники – алфавит, молитвы, сведенья о частях света и городах.

В начале 18 в., в связи со становлением капитализма, сформировалась потребность в людях обладающих географическими знаниями. Возникают светские школы математических и навигацких наук (сведенья из политической географии), открылась гимназия Глюка (сведенья из математической географии). География преподавалась как самостоятельный предмет. Новые школы быстро умножались, началась печать учебных и прочих книг. В духовных семинариях открытых при Петре I, которые играли роль основных общеобразовательных школ, преподавали как духовные, так и светские лица. География здесь изучалась попутно с историей. Первые учебники были переводные. Они не отражали уровень развития географической науки и, в первую очередь, описание России не соответствовало действительности.

В первой половине 18 в. идёт активное освоение России – открытие Сибири, исследование океанических побережий, Средней Азии. К этому периоду относятся труды Ломоносова. Татищев В.И. Дал первый краткий очерк России – по существу первый учебник. В 1742 г. вышел первый русский учебник географии неизвестного автора. Создаются карты и атласы. В 1745 г. И.К. Кириллов выпускает первый, знаменитый «Атлас Российский».

Во второй половине 18 в. происходит укрепление позиций России на морях (Чёрном, Азовском, Балтийском), воссоединение с восточной Белоруссией и правобережной Украиной. Осуществляется переход к товарному производству. Это приводит к формированию потребности в грамотных людях.

В 1786 г. был принят «Устав народных училищ в Российской империи». По уставу учредили народные школы 2-х типов:

малыеглавные
2-х годичное обучение4 кл. с 5-летним обучением. В 4 кл. учились 2 года.

География изучалась в главных школах в 3 и 4 классах. Основное внимание уделялось географии России. В уставе были некоторые методические описания. Говорилось о сборе местного материала и использовании его как пособий. В это время происходит деление на классы, выпуск первых пособий (глобуса). Х. Чеботарёв создаёт учебник «Географическое и методическое описание Российской империи».

В 19 в. в связи с развитием капитализма и необходимостью знаний о хозяйстве страны возрастает значение эк. – геогр. сведений. Описываются отдельные территории, отрасли хозяйства, формируются статистические материалы. География преподаётся во всех средних учебных заведениях. В открытых гимназиях с III по VIII класс: сведенья о Земле → отдельные страны → география России → всеобщая и Российская статистика. Выходят учебники К.А. Арсеньева, Е.Ф. Зябловского.

Во второй половине 19 в. положение географии ухудшается. Её изучение переносится в начальные классы, сокращается объём. Предмет носит номенклатурный характер – зубрёжка. География становится скучной и непривлекательной.

В конце 19, начале 20 в. после отменны крепостного права, с развитием экономической и общественной жизни происходят изменения в области преподавания географии. Появляются новые учебники.

Г.И. ИвановДоступный текст, художественные описания, иллюстрации, (использовался в советской школе)
А.А. Крубер С.Г. Григорьев А.С.Барков С.В.ЧефрановСерия учебников
Н.Раевский, С.Меч, В.П.Буданов …Методическое руководство

В 1914 г. выходят Игнатьевские программы. (П.Н.Игнатьев министр просвещения). По ним география должна изучаться в старших классах. Но эти программы в школах на реализовались.

В 1921 г. комиссия под руководством географа Д.Н.Анучина предложила следующую схему географического образования:

3 – 4 кл.Введение в географию на материалах своей местности, уезда, губернии, области. Знакомство с основными понятиями, картой, обзор географической среды России.
Части света и океаны.
6 – 7Россия.
Основы экономической географии.
Элементы астрономии, метеорологии.

Занимались по дореволюционным учебникам, новых не было.

1924 г. вводится единый учебный план общеобразовательной школы, комплексная система обучения, программы ГУСа (государственного учёного совета). На первой ступени учебные предметы заменяются комплексными темами из разных областей знаний: труд, общество, природа … В старшем звене география не сохраняется. Географические знания включаются в естествознание и обществоведение.

В 1927г. география вновь преподаётся учебным предметом, но как вспомогательная наука к обществоведенью. Карт и пособий почти нет, широко используется краеведческий материал. Большое внимание уделяется моделированию, изготовлению наглядных пособий, практическим работам.

В 31 – 32 г.г. принимается постановление ЦК ВКП(б), где говориться, что программа по географии должна обеспечить знание карты, особенно СССР, основных понятий и элементов как физ. так и эк. географии СССР как в целом так и отдельных краёв, областей, республик, данных по географии социалистических и капиталистических стран.

основоположник методики обучения географии в мировом масштабе. edugr4. основоположник методики обучения географии в мировом масштабе фото. основоположник методики обучения географии в мировом масштабе-edugr4. картинка основоположник методики обучения географии в мировом масштабе. картинка edugr4.

В 1934 г. выходит постановление «О преподавании географии в начальной и средней школе». Определяется концентрическое построение школьной географии. Созданы новые учебники для школ. Н.Н.Баранский по эк. геогр. России, И.А.Витвер по эк. геогр. зарубежных стран. Начинается издание ж. «География в школе». Выпускаются методики преподавания, хрестоматии. Развитие методики преподавания географии связано с работами Н.Н.Баранского (заложил основы методики преподавания эк. географии), В.П.Буданова (писал о значении самостоятельных работ). В.Г. Эрдели сделал первую классификацию методов обучения (связанные со спецификой географии и общие с другими предметами.

В послевоенные годы происходит переход от 7-летнего к всеобщему среднему образованию. В программы 53/54 учебного года впервые были включены практические работы.

В 1958 г. Верховный Совет СССР принимает «Закон о школе», в котором говориться о повышении уровня общего и политехнического образования, укреплении связи школы с жизнью и производительным трудом. Меняется построение программ с концентрического принципа на линейно-ступенчатый. Во 2–4 классах учат природоведение, в 5–9 физ. и экономическую географию.

В 1966 г. начинается реформа содержания образования. Она была направлена на ликвидацию несоответствия между уровнем развития науки и техники и содержанием образования. Создаются новые учебники географии под редакцией В.П. Максаковского, В.Я.Рома, В.А.Коринской и др. Особое внимание уделяется методике обучения, методам и средствам обучения, практическим работам. Создаётся методических пособий для студентов и учителей, выпускаются книги по отдельным методическим проблемам.

С 1977 г. уделяется большое внимание профориентационной работе и воспитательной роли географии, а также проблемам охраны природы и рационального использования ресурсов. Укрепляется материальная база преподавания географии. Осуществляется переход на новое содержание географического образования. Издаются пособия монографического характера, из опыта работы учителей географии.

В начале 90-х начинается реформирование, модернизация школы. Вместо одной государственной программы приходит множество альтернативных, авторских, которые создаются на основе проекта государственного стандарта образования и не имеют строгой временной регламентации. Осуществляется выпуск программ по новым географическим дисциплинам – природопользование, глобальная география, краеведение и др. Происходит переход школ на базисный учебный план, формируются новые типы учебных заведений (гимназии, лицеи), профильные классы и школы со спец. программами и дополнительными курсами географии. Выходят новые учебники под редакцией И.В.Душиной, Т.П.Герасимовой, В.П.Дронова, А.И.Алексеева, А.П.Кузнецова, Ю.Н.Гладкого, С.Б.Лаврова, ВП.Сухова и др.

В методику преподавания географии активно внедряются новые педагогические технологии, средства обучения. Осуществляется выпуск новых пособий, в том числе картографических. Ведутся исследования по разработке новых и новейших средств обучения.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Особенности развития школьной географии и методики её обучения

Основоположником методики обучения географии в мировом масштабе считают Яна Амоса Коменского. Он впервые указал на важность наблюдений в природе и необходимость выявления причинно-следственных связей.

До 18 в. в России были лишь церковные школы. Учебные книги азбуковники – алфавит, молитвы, сведенья о частях света и городах.

В начале 18 в., в связи со становлением капитализма, сформировалась потребность в людях обладающих географическими знаниями. Возникают светские школы математических и навигацких наук (сведенья из политической географии), открылась гимназия Глюка (сведенья из математической географии). География преподавалась как самостоятельный предмет. Новые школы быстро умножались, началась печать учебных и прочих книг. В духовных семинариях открытых при Петре I, которые играли роль основных общеобразовательных школ, преподавали как духовные, так и светские лица. География здесь изучалась попутно с историей. Первые учебники были переводные. Они не отражали уровень развития географической науки и, в первую очередь, описание России не соответствовало действительности.

В первой половине 18 в. идёт активное освоение России – открытие Сибири, исследование океанических побережий, Средней Азии. К этому периоду относятся труды Ломоносова. Татищев В.И. Дал первый краткий очерк России – по существу первый учебник. В 1742 г. вышел первый русский учебник географии неизвестного автора. Создаются карты и атласы. В 1745 г. И.К. Кириллов выпускает первый, знаменитый «Атлас Российский».

Во второй половине 18 в. происходит укрепление позиций России на морях (Чёрном, Азовском, Балтийском), воссоединение с восточной Белоруссией и правобережной Украиной. Осуществляется переход к товарному производству. Это приводит к формированию потребности в грамотных людях.

В 1786 г. был принят «Устав народных училищ в Российской империи». По уставу учредили народные школы 2-х типов:

малыеглавные
2-х годичное обучение4 кл. с 5-летним обучением. В 4 кл. учились 2 года.

География изучалась в главных школах в 3 и 4 классах. Основное внимание уделялось географии России. В уставе были некоторые методические описания. Говорилось о сборе местного материала и использовании его как пособий. В это время происходит деление на классы, выпуск первых пособий (глобуса). Х. Чеботарёв создаёт учебник «Географическое и методическое описание Российской империи».

В 19 в. в связи с развитием капитализма и необходимостью знаний о хозяйстве страны возрастает значение эк. – геогр. сведений. Описываются отдельные территории, отрасли хозяйства, формируются статистические материалы. География преподаётся во всех средних учебных заведениях. В открытых гимназиях с III по VIII класс: сведенья о Земле → отдельные страны → география России → всеобщая и Российская статистика. Выходят учебники К.А. Арсеньева, Е.Ф. Зябловского.

Во второй половине 19 в. положение географии ухудшается. Её изучение переносится в начальные классы, сокращается объём. Предмет носит номенклатурный характер – зубрёжка. География становится скучной и непривлекательной.

В конце 19, начале 20 в. после отменны крепостного права, с развитием экономической и общественной жизни происходят изменения в области преподавания географии. Появляются новые учебники.

Г.И. ИвановДоступный текст, художественные описания, иллюстрации, (использовался в советской школе)
А.А. Крубер С.Г. Григорьев А.С.Барков С.В.ЧефрановСерия учебников
Н.Раевский, С.Меч, В.П.Буданов …Методическое руководство

В 1914 г. выходят Игнатьевские программы. (П.Н.Игнатьев министр просвещения). По ним география должна изучаться в старших классах. Но эти программы в школах на реализовались.

В 1921 г. комиссия под руководством географа Д.Н.Анучина предложила следующую схему географического образования:

3 – 4 кл.Введение в географию на материалах своей местности, уезда, губернии, области. Знакомство с основными понятиями, картой, обзор географической среды России.
Части света и океаны.
6 – 7Россия.
Основы экономической географии.
Элементы астрономии, метеорологии.

Занимались по дореволюционным учебникам, новых не было.

1924 г. вводится единый учебный план общеобразовательной школы, комплексная система обучения, программы ГУСа (государственного учёного совета). На первой ступени учебные предметы заменяются комплексными темами из разных областей знаний: труд, общество, природа … В старшем звене география не сохраняется. Географические знания включаются в естествознание и обществоведение.

В 1927г. география вновь преподаётся учебным предметом, но как вспомогательная наука к обществоведенью. Карт и пособий почти нет, широко используется краеведческий материал. Большое внимание уделяется моделированию, изготовлению наглядных пособий, практическим работам.

В 31 – 32 г.г. принимается постановление ЦК ВКП(б), где говориться, что программа по географии должна обеспечить знание карты, особенно СССР, основных понятий и элементов как физ. так и эк. географии СССР как в целом так и отдельных краёв, областей, республик, данных по географии социалистических и капиталистических стран.

В 1934 г. выходит постановление «О преподавании географии в начальной и средней школе». Определяется концентрическое построение школьной географии. Созданы новые учебники для школ. Н.Н.Баранский по эк. геогр. России, И.А.Витвер по эк. геогр. зарубежных стран. Начинается издание ж. «География в школе». Выпускаются методики преподавания, хрестоматии. Развитие методики преподавания географии связано с работами Н.Н.Баранского (заложил основы методики преподавания эк. географии), В.П.Буданова (писал о значении самостоятельных работ). В.Г. Эрдели сделал первую классификацию методов обучения (связанные со спецификой географии и общие с другими предметами.

В послевоенные годы происходит переход от 7-летнего к всеобщему среднему образованию. В программы 53/54 учебного года впервые были включены практические работы.

В 1958 г. Верховный Совет СССР принимает «Закон о школе», в котором говориться о повышении уровня общего и политехнического образования, укреплении связи школы с жизнью и производительным трудом. Меняется построение программ с концентрического принципа на линейно-ступенчатый. Во 2–4 классах учат природоведение, в 5–9 физ. и экономическую географию.

В 1966 г. начинается реформа содержания образования. Она была направлена на ликвидацию несоответствия между уровнем развития науки и техники и содержанием образования. Создаются новые учебники географии под редакцией В.П. Максаковского, В.Я.Рома, В.А.Коринской и др. Особое внимание уделяется методике обучения, методам и средствам обучения, практическим работам. Создаётся методических пособий для студентов и учителей, выпускаются книги по отдельным методическим проблемам.

С 1977 г. уделяется большое внимание профориентационной работе и воспитательной роли географии, а также проблемам охраны природы и рационального использования ресурсов. Укрепляется материальная база преподавания географии. Осуществляется переход на новое содержание географического образования. Издаются пособия монографического характера, из опыта работы учителей географии.

В начале 90-х начинается реформирование, модернизация школы. Вместо одной государственной программы приходит множество альтернативных, авторских, которые создаются на основе проекта государственного стандарта образования и не имеют строгой временной регламентации. Осуществляется выпуск программ по новым географическим дисциплинам – природопользование, глобальная география, краеведение и др. Происходит переход школ на базисный учебный план, формируются новые типы учебных заведений (гимназии, лицеи), профильные классы и школы со спец. программами и дополнительными курсами географии. Выходят новые учебники под редакцией И.В.Душиной, Т.П.Герасимовой, В.П.Дронова, А.И.Алексеева, А.П.Кузнецова, Ю.Н.Гладкого, С.Б.Лаврова, ВП.Сухова и др.

В методику преподавания географии активно внедряются новые педагогические технологии, средства обучения. Осуществляется выпуск новых пособий, в том числе картографических. Ведутся исследования по разработке новых и новейших средств обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *