основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто

Женская консультация №1

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. clock. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-clock. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка clock.

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. tel. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-tel. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка tel.(3822) 43-22-03

Дежурный администратор

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. clock. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-clock. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка clock.

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. tel. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-tel. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка tel.8-913-870-9008

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. strike. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-strike. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка strike.

Женская консультация №2

Проспект Ленина, 177а,

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. clock. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-clock. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка clock.

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. tel. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-tel. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка tel.(3822) 46-83-43

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. tel. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-tel. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка tel.(3822) 40-74-94

Дежурный администратор

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. clock. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-clock. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка clock.

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. tel. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-tel. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка tel.8-913-870-9012

Акушерское отделение №1

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. tel. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-tel. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка tel.(3822) 52-82-33

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. strike. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-strike. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка strike.

Акушерское отделение №2

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. tel. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-tel. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка tel.(3822) 53-10-08

Голосование

Для меня проведение «Школы будущих мам и пап» в системе он-лайн

Контролирующие органы

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. 5510ef37fb6c5edc0c443da61b829d9d. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-5510ef37fb6c5edc0c443da61b829d9d. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка 5510ef37fb6c5edc0c443da61b829d9d.

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. 5e40f057bdc98d140e1f2db702fd6d63. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-5e40f057bdc98d140e1f2db702fd6d63. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка 5e40f057bdc98d140e1f2db702fd6d63.

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. 36ef91c986b1190047f4bac3d5120f98. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-36ef91c986b1190047f4bac3d5120f98. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка 36ef91c986b1190047f4bac3d5120f98.

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. 31cd3e827603cf955843caa3abd07c1c. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-31cd3e827603cf955843caa3abd07c1c. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка 31cd3e827603cf955843caa3abd07c1c.

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. 00af20a7bd1e2bedc6b586c4cbd33ecb. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-00af20a7bd1e2bedc6b586c4cbd33ecb. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка 00af20a7bd1e2bedc6b586c4cbd33ecb.

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. 647fcfda8c9eb53e0a835c9ed9135be5. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-647fcfda8c9eb53e0a835c9ed9135be5. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка 647fcfda8c9eb53e0a835c9ed9135be5.

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. a104cd0246ae8d7ae0ff0ae76507b387. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-a104cd0246ae8d7ae0ff0ae76507b387. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка a104cd0246ae8d7ae0ff0ae76507b387.

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. 81b0c32a8d00f1231b2b7630c794e1ef. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-81b0c32a8d00f1231b2b7630c794e1ef. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка 81b0c32a8d00f1231b2b7630c794e1ef.

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. ebf886cb0eacb3c48bd9828270ad0893. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-ebf886cb0eacb3c48bd9828270ad0893. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка ebf886cb0eacb3c48bd9828270ad0893.

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. 49a77d766354a73a01e1cac6cd72ec9c. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-49a77d766354a73a01e1cac6cd72ec9c. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка 49a77d766354a73a01e1cac6cd72ec9c.

Теории детского развития

На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Чтобы получить более или менее полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации.

Ее предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона. З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия:

Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики:

Касается главным образом проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) дооперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).

Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской (от англ. behavior – поведение). Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание.

Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Наибольший вклад в развитие гуманистической теории внес Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней:

Удовлетворив их, человек может стать творческим и независимым существом.

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского

Основывается на том, что «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка». Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем «вращиваются» в его сознание. Все эти теории взаимодополнительны, так как их авторы используют различные «инструменты» при изучении психического развития человека и акцентируют внимание на различных уровнях и сторонах развития ребенка. В данном пособии в качестве основной используется концепция Л.С.Выготского.

Периодизация и закономерности психического развития ребенка

Большинство психологов делит детство на периоды.

В основу периодизации психического развития ребенка Л.С.Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:

Кризисы и стабильные периоды

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей (см. ниже).

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

Зона ближайшего развития

Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.

Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

Кризис новорожденности (0-2 месяца)

Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.

С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

Автор-составитель Р. П. Ефимкина Новосибирск

Отделения

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. 43874555dafbc52e91e1e97ad583d8e8. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-43874555dafbc52e91e1e97ad583d8e8. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка 43874555dafbc52e91e1e97ad583d8e8.

Акушерское отделение №1

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. 21b13fca92fb41539b151f33c7daedec. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-21b13fca92fb41539b151f33c7daedec. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка 21b13fca92fb41539b151f33c7daedec.

Акушерское отделение №2

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. 9fef933df3eac4b5b4a9f8690e5ee268. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-9fef933df3eac4b5b4a9f8690e5ee268. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка 9fef933df3eac4b5b4a9f8690e5ee268.

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. 3dc5c42dcd1078c7ce15c6b06817db71. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-3dc5c42dcd1078c7ce15c6b06817db71. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка 3dc5c42dcd1078c7ce15c6b06817db71.

Отделение дневной стационар

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. c99187eadfe66575a337c6aa6b0531c7. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-c99187eadfe66575a337c6aa6b0531c7. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка c99187eadfe66575a337c6aa6b0531c7.

Женская консультация №1

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. b3c08810f976bcae97a31857337e6c06. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-b3c08810f976bcae97a31857337e6c06. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка b3c08810f976bcae97a31857337e6c06.

Женская консультация №2

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. f451c9406d10998c6e6a6f3d90489dd7. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-f451c9406d10998c6e6a6f3d90489dd7. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка f451c9406d10998c6e6a6f3d90489dd7.

© 1924-2021
ОГАУЗ Родильный дом им. Н.А. Семашко

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. map nail. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-map nail. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка map nail.634050, г. Томск, ул.Крылова, 8

Источник

Роль обучения в психическом развитии ребенка

РубрикаПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления21.11.2012
Размер файла25,2 K

основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. ba. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто фото. основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто-ba. картинка основоположник принципа ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка кто. картинка ba.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема 7. Роль обучения в психическом развитии ребёнка

студентки 17 группы

заочного дошкольного отделения

Чуевой Ольги Николаевны

1. Концепция Л. С. Выготского о ведущей роли обучения

2. Понятие зоны ближайшего развития

3. Характеристика подросткового возраста

Взрослые являются посредниками между ребенком и идеальными формами культуры. Процесс этого посредничества в широком смысле и является процессом обучения. Далеко не всегда этот процесс осуществляется организованно и целенаправленно.

Очень часто обучение происходит стихийно: ребенок учится играть, говорить, рассуждать или слушать музыку, вовсе не подозревая, что он учится. Но во всех случаях он не просто действует с предметами или воспринимает сенсорные стимулы, но с помощью взрослого открывает для себя их человеческий смысл и тем самым приобщается к человеческому способу жизни.

Проблема обучения и развития всегда была одной из центральных для детской психологии, но решалась она по-разному, в зависимости от исходных представлений о сущности детского развития.

1. Концепция Л.С. Выготского о ведущей роли обучения

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:

1) детское развитие имеет свой определенный ритм и темп, который меняется в разные годы жизни. Таким образом, год жизни в младенчестве не равняется году жизни в отрочестве;

2) развитие это цепь качественных изменений. Таким образом, психика ребенка качественно отличается от психики взрослого;

3) каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития это закон неравномерности детского развития;

4) закон развития высших психических функций гласит, что они возникают вначале как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь потом становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка. Например, речь это сначала средство общения между людьми, а в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию. Отличительными особенностями высших психических функций являются осознанность, произвольность, опосредованность, системность. Они формируются в течение жизни в процессе овладения специальными средствами, которые выработаны в ходе исторического развития общества. Развитие высших психических функций протекает в процессе обучения и усвоения;

5) детское развитие подчиняется общественно-историческим, а не биологическим законам. Развитие ребенка происходит с помощью усвоения им выработанных исторически способов и форм деятельности. Отечественная психология и педагогика исходят из сформулированного Л. С. Выготским положения о ведущей роли обучения по отношению к психическому развитию.

Опираясь на реально достигнутый уровень развития, обучение должно всегда несколько опережать его, стимулировать, вести за собой. Иными словами, овладение знаниями должно быть организовано так, чтобы вносить новые элементы в деятельность, формировать новые отношения, новый уровень способностей и тем самым обеспечивать развитие. Конечно, степень опережения не безгранична, она определяется созреванием организма, в том числе мозговых структур, составом накопленного опыта.

Такое обучение называется развивающим, а его структура чаще всего носит «задачный» характер. Это значит, что содержание изучаемого предстаёт перед учащимися как цепочка задач и создающихся на их основе задачных (проблемных) ситуаций.

Идеи Л. С. Выготского имели развитие в отечественной психологии и привели к таким положениям:

1) никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Процесс самого развития зависит от того, как эта деятельность будет осуществляться. Процесс развития это самодвижение ребенка благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды это лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы. Так возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии периодизации психического развития ребенка;

2) ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Форма и содержание ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми.

В процессе развития ребенка вначале происходит освоение мотивационной стороны деятельности, иначе предметные стороны не имеют для ребенка смысла, затем происходит освоение операционно-технической стороны. Также в развитии может наблюдаться чередование этих видов деятельности. Формирование ребенка как члена общества происходит при усвоении общественно выработанных способов действий с предметами.

Педагогическая психология исходит из того, что познавательные возможности обучаемых не являются врожденными, а формируются в процессе обучения. Обучение это движущая сила развития у человека. Обучение не должно приспосабливаться к развитию и «плестись у него в хвосте». Конечно, обучение должно учитывать достигнутый уровень развития, но не для того, чтобы на нем останавливаться, а для того, чтобы вести это развитие дальше, чтобы понять, каким должен быть следующий шаг.

Поэтому, согласно Выготскому, обучение должно идти впереди развития, опережать его и вести за собой. Обучение не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития и приводит в движение внутренние процессы развития, которые в самом начале для ребенка возможны только в процессе сотрудничества с товарищами и взаимодействия со взрослыми. Пронизывая весь ход развития, они становятся достоянием самого ребенка.

2. Понятие зоны ближайшего развития

Зона ближайшего развития это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л.С. Выготский, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития». «Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день». Понятие «зоны ближайшего развития» имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка.

Зона ближайшего развития логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуально го развития субъекта.

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, писал Л.С. Выготский, когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Применительно к школе это означает, что обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созревающие функции.

Возможности обучения во многом определяются зоной ближайшего развития. Обучение, разумеется, может ориентироваться на уже пройденные циклы развития это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на зону ближайшего развития, что характеризует высший порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», писал Л.С. Выготский. Обучение с ориентацией на зону ближайшего развития может вести развитие вперед, ибо то, что лежит в зоне ближайшего развития, в одном возрасте преобразуется, совершенствуется и переходит на уровень актуального развития в следующем возрасте, на новой возрастной стадии. Ребенок в школе осуществляет деятельность, которая постоянно дает ему возможность роста. Эта деятельность помогает ему подняться как бы выше самого себя .

Как всякая ценная идея, понятие зоны ближайшего развития имеет большое практическое значение для решения вопроса об оптимальных сроках обучения, причем это особенно важно как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. Зона ближайшего развития симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Отражая область еще не созревших, но уже созревающих процессов, зона ближайшего развития дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет сделать научно обоснованный прогноз и дать практические рекомендации.

Определение обоих уровней развития актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития, составляет вместе то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. Важным следствием этой идеи можно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.

3. Характеристика подросткового возраста


выготский обучение психология подросток


С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского все психические функции существуют и развиваются не каждая сама по себе, не автоматически, а в определенной закономерности ее развития в системе всех функций человека, направляемых его интересами, влечениями, стремлениями, т.е. общей направленностью личности. Л.С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С. Выготский, имеет место разрушение и отмирание старых, детских интересов и созревание, и развитие новых.

Подобные документы

Понятие о психическом развитии. Предметное содержание процесса обучения. Основные теоретические психолого-педагогические подходы к соотношению обучения и развития. Концепция развития Л.С. Выготского, а также структура процесса по П.Я. Гальперину.

курсовая работа [36,0 K], добавлен 05.02.2014

Проблема адекватного метода исследования психического развития человека. Взаимосвязь между процессами обучения и развития. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского, ее содержание и значение в психологии. Сензитивные периоды развития ребенка.

курсовая работа [30,7 K], добавлен 15.12.2014

Периоды в жизни человека. Социальная ситуация развития. Основные психические новообразования. Изменение структуры сознания ребенка. Принцип учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития. Построение образовательной деятельности.

презентация [3,1 M], добавлен 11.10.2016

Роль сотрудничества в решении творческой задачи, становления предметно-продуктивного действия в старшем дошкольном возрасте в ситуации обучения под руководством взрослого. Теория Л.С. Выготского и понятия «зона ближайшего развития» и «сотрудничество».

реферат [19,2 K], добавлен 28.03.2010

Исследование культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития ребенка. Социальная среда как источник индивидуального психического развития. Характеристика особенностей формирования высших психических функций ребенка.

презентация [265,1 K], добавлен 07.10.2013

Жизнь и творческий путь Л.С. Выготского. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского, ее специфика. Соотношение развития и обучения. Реализация на практике концепции развития и обучения индивида в культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

курсовая работа [60,8 K], добавлен 28.07.2012

Общение как один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Сенсорные способности плода. Эмоциональное общение ребенка и матери. Этапы процесса становления у детей первой функции речи. Потребность в общении ребенка со взрослыми.

реферат [25,9 K], добавлен 17.01.2012

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *