основных типа комфортности ребенка в обучении
Комфортность обучения как одно из важнейших условий успешности образовательного процесса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Комфортность обучения как одно из важнейших условий успешности образовательного процесса
Прежде всего, умственный труд связан главным образом с центральной нервной системой. Неверная организация обучения порождает временное снижение функциональных возможностей организма. Возникает утомление, а затем и переутомление, чреватое негативными последствиями для здоровья учащегося. Школьники страдают от чрезмерной учебной нагрузки дополнительных занятий. Отсюда их необузданное поведение и двигательная активность в короткие минуты отдыха на переменах, чрезмерная возбуждаемость и даже резкость с одноклассниками, учителями. Становится ясно, что о полной комфортности говорить не приходится. А ведь от её уровня зависит работоспособность учащегося. При этом не забудем, что у детей школьного возраста она снижается быстрее, чем у взрослых, особенно у младших школьников.
Комфортность как характеристика образовательной среды возможна в том случае, если в школе созданы условия для активизации способностей учащихся, развития их личности. Сохранить индивидуальность ученика можно лишь уважая посильные ритмы его работы, колеблющиеся по многим причинам. Нельзя травмировать ребенка, работающего медленно, так же, как нельзя тормозить мысли и дела его одноклассника, двигающегося в высоком темпе. Лучше взять разумную середину.
Одним из основных условий успешности образовательного процесса является создание комфортных условий обучения , таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Большую часть своего времени в детстве и подростковом возрасте человек проводит в школе. Усвоение ребенком учебных знаний, умений, навыков, а также усвоение им правил поведения в обществе, навыка межличностного общения, накопление определённого культурного минимума формируется через комфортность обучения той среды, в которой находится ребенок. Под комфортностью обучения подразумевается наличие такого режима в школе, когда ребенку даются посильные интеллектуальные и физические нагрузки, когда воспитанник не замыкается в себе, а стремится к общению со сверстниками, с окружающими его людьми.
С 2002 года российскими исследователями В. Зайцевым и В. Кореневской ведется работа по изучению степени комфортности учащихся. Они утверждают, что низкая психологическая комфортность учащихся на уроке влияет на качество обученности по предмету. Чем у учащихся выше уровень общеучебных умений, тем легче им учиться и учить, тем меньше отрицательных эмоций у учеников, а отсюда и высокая степень комфортности.
Исследователи выяснили, что основными причинами дискомфорта являются:
1) сильный прессинг со стороны учителя;
2) авторитарное воздействие учителя;
3) присутствие страха не соответствовать ожиданиям окружающих;
4) отношение ученика к предмету, отсутствие интереса к нему;
5) отношение учителя, по мнению ученика, к нему;
6) как ученик чувствует себя на уроке;
7) доступность изложения учителем материала на уроке;
8) справедливое оценивание учителем работы ученика;
9) отношение ученика к объему домашнего задания;
10) использование директивного, подавляющего стиля педагогического общения;
11) ярко выраженный педантизм учителя, его неспособность к компромиссу в оценке знаний и поступков учащихся; отсутствие эмоционального контакта в общении с ними.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить заповеди, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:
• используйте в своей работе просьбы, а не требования;
• создайте «домашнюю» атмосферу урока для раскрепощения учащихся;
• не приписывайте успех себе, а вину ученику;
• будьте великодушны, умейте прощать;
• хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
• не допускайте стрессообразующих ситуаций (всё и всегда должно быть под контролем);
• оценивайте поступок, а не личность;
• дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность;
• добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;
• используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
• используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, поговорка, небольшое стихотворение или музыкальная минутка);
• создавайте ситуацию успеха на уроке (необходимо частое поощрение учащихся);
• только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
• не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
Именно в наших с вами руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного климата, в которой дети будут радовать нас своими успехами и достижениями.
Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребенка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребенка
МОУ «Георгиевская гимназия» ( г.Егорьевск, Московская область)
“ Это задача немалая, воспитать в ребенке юмор – драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами”.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, урок как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности.
К критериям психологического пространства можно отнести безопасную среду и атмосферу психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимается психологическая защита, энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность,
Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние [2].
Можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника: психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу); социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.); физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)
Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:
неуверенность в себе (особенно некомпетентность у младших классов)
замедленность темпа деятельности
повышенная потребность во внимании
повышенная двигательная активность
трудности в переключении с одной деятельности на другую.
Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. И здесь нам хотелось бы обратиться к такому средству как юмор и его роль в создании комфортной психологической среды [3].
Первым философом, который работал над изучением смешного, принято называть Платона. Но он не нашел в юморе ничего смешного. Более того, он пришел к выводу, что смех может иметь серьёзные последствия, в т.ч. для жизни целого государства. Платон считал юмор негативным явлением, потому что чувство это основано на злобе и зависти. В своём трактате «Филеб», например, он приписывал смешливому человеку только пороки. По мнению Платона, смех включает в себя одновременно и боль и удовольствие, ведь смеяться, к примеру, над самомнением и чванством друзей, значит радоваться их несчастью. Но ведь несчастье друзей – зло, оно причиняет боль. В этом Платон и видел противоречие
Ирония — это юмористическая фигура речи, которая используется, чтобы косвенно передать сообщение, которое противоположно прямому значению высказывания. Она также тесно связана с сарказмом, воздействие которого основано на злом, едком и другом ироническом языке, который обычно направлен против человека.
Чтобы понимать и оценивать иронию и сарказм, дети должны обладать способностью делать некоторые сложные лингвистические и социальные умозаключения. Прежде всего, они должны осознавать, что подразумеваемое значение иронического утверждения – это не поверхностное значение, и поэтому они должны научиться заменять буквальное значение истинным смыслом. Кроме того, они должны осознавать прагматические (т. е. социальные и коммуникативные) функции иронии в речи. Исследователи выявили две такие функции. Во-первых, ирония используется, чтобы придать оттенок подразумеваемой критики или похвалы или приглушить ее, делая критику менее негативной, а комплимент менее позитивным, чем при использовании буквального языка. Во-вторых, ирония используется, чтобы выразить юмор, основанный на несоответствии между буквальным и подразумеваемым значениями, и поэтому считается забавной [4].
Юмор может быть одним из способов преодоления конфликтов, являющихся результатом последовательных возрастных кризисов, которые описал Эриксон: «доверие – недоверие», «самостоятельность – стыд», «инициативность – чувство вины», «трудолюбие – чувство неполноценности» и т. д. Темы, в отношении которых дети с наибольшей вероятностью шутят и смеются в различных возрастах, обычно связаны с напряженными отношениями, конфликтами и тревогами на каждой стадии развития.
Сильный акцент на интеллектуальных достижениях и рациональности в школьные годы также вызывает тревогу по поводу интеллектуальных способностей, что приводит к увеличению количества шуток о глупости и неразумном поведении. Использование юмора для того, чтобы справиться с потенциально угрожающими темами, также выражается в популярности у детей и подростков «садистских» шуток и «омерзительного» или «гадкого» юмора, представленного в кинофильмах и телевизионных программах, изображающего скопление газов, рвоту фонтаном и другие отправления организма.
3. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары /авт.-сост. Е.П.Картушина, Т.В. Романенко.- Волгоград: Учитель, 2009.-239с.
4. Психология эмоций. Тексты. / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер./ М: Издательство МГУ, 2000.- 520 с.
Консультация «Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности школьника»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Любытинская средняя школа»
Методическое объединение учителей
на тему: «Психологический комфорт на уроке,
как условие развития личности школьника»
Кудряшова Вера Павловна,
Педагог-психолог,
Первая квалификационная категория.
«Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому».
«Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек». В. А. Сухомлинский
Обоснование выбора темы методического объединения учителей:
• Основываясь на тему методического объединения – в школе считают, что из всех показателей оценки образовательного учреждения главным следует считать самочувствие в ней ученика. Образовательное учреждение хорошо, если в нем хорошо каждому ребенку. Ученик – основной объект заботы учителя. Воспитание и обучение без уважения – подавление.
• В жестоком сегодняшнем мире ребенок не чувствует себя защищенным. Значит, образовательное учреждение должно обеспечить такие условия, при которых детям в нем будет хорошо. Только в условиях комфортной обстановки в образовательном учреждении возможно развитие личности.
• Необходимость внимания к вопросу психологического комфорта на урокахвызвана и рядом наметившихся негативных тенденций в образовательном процессе: падение интереса к обучению, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися без уважительных причин.
• К негативным явлениям можно отнести и жалобы родителей и учащихся на конфликтные ситуации, возникающие между учителями и учащимися, учащимися и учащимися, и постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках, как следствие, их нервные срывы.
Таким образом,появилась проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата образовательное учреждение не может решать поставленные задачи.
Что мы можем сделать, чтобы образовательное учреждение не подавляло, чтобы в нем было хорошо каждому учащемуся?
2 Что такое комфорт?
В инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.Как писал поэт Борис Слуцкий:
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит.
Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в его силы. Ситуация успеха (Я могу) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта школьников.
Источниками психологической комфортности являются:
— положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя;
— доброжелательное отношение между учителем и учеником.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, урок как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности.
Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:
неуверенность в себе
замедленность темпа деятельности
повышенная потребность во внимании
повышенная двигательная активность
трудности в переключении с одной деятельности на другую.
Одним из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке является создание ситуации успеха. Здесь нужно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность ребенку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода механизмом дальнейшего движения личности.
Критерии психологического комфорта урока:
Отсутствие усталости у детей и учителя
Положительный эмоциональный настрой
Удовлетворение от сделанной работы
Желание продолжать работу
Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.
Немаловажным для создания психологического комфорта является умение учителя правильно выразить своё отношение к ситуации и к ученику. Психологивыделяют две формы общения с людьми: «ты»— и «я»-сообщение.
«Я»-сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учителем («Мне хотелось бы, чтобы
Выделим основные педагогические ошибки, а также способы и приемы, которые будут способствовать созданию психологического комфорта.
Условно разделим урок на три части: организационную, основную
— Рассмотрим организационную часть урока. Что допустимо, а чего делать не следует? Я предлагаю вам представить варианты. Которые могут мотивировать учащихся, а также создать положительный эмоциональный настрой. (На прошлом уроке вы успешно справились с заданиями, хотя они были трудные, я думаю, что сегодня мы продолжим с вами работу ….)
— Рассмотрим основную часть урока (назовем ее так условно).
Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке. Но очень часто на уроках возникают проблемные ситуации, из которых учителю нужно быстро, не нарушая позитивного настроя, найти выход.Например: (предлагаются проблемные ситуации, на которые необходимо найти варианты решения. Каждый вариант обсуждается.)
Задание 1. Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одноклассников,говорит: «Я не хочу сидеть вместе с ним». Что Вы будете делать (как поступите, что скажете) в данной ситуации?
А) «Ну и что?», «Никуда не денешься, все равно придется», «Это глупо с твоей стороны», «Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой».
Б) Не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования «Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!».
В) «Почему ты не хочешь сидеть за одной партой с Сашей? Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием, ты хорошо владеешь, а Саша …. Думаю, у вас всё получится». При вескости выясненных причин возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем).
Задание 2. Переформулируйте «ты»-сообщения в «я»-сообщения.
— Ты сегодня опять забыл тетрадь?
— Тебе не надоело весь урок болтать?
(Ответы: «Я огорчена, что ты опять забыл тетрадь», «Я надеюсь, ты понимаешь, что разговорами мешаешь остальным ученикам»)
Задание 3. Работа с таблицей. «В левой половине таблицы даны фразы, которые учителю говорить не стоит. Заполните правую колонку.
Так говорить не стоит! А вот так надо!
Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю? Ты сейчас очень громко говоришь
Только бездельники списывают на контрольной. Мне неприятно видеть, как ты списываешь
Ты никогда не умел объяснять материал,- опять никто ничего не понял. Я думаю, что ты объяснял слишком сложными фразами
Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь, на прошлой неделе как со мной разговаривал. Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно
Ты должен относиться к урокам серьёзнее! Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке.
Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать! Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали.
Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать… Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.
Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки. Ты действительно написал интересное сочинение. Однако над грамматикой следует ещё поработать.
— Рассмотрим заключительную часть урока.
Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением ученики уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка учителем работы и настроя на урок учащихся, так и самооценка своей деятельности самими учащимися. Оценивая работу учеников, я думаю, важно помнить слова А. С.Макаренко: «Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса».
— Наше занятие мне бы хотелось закончить притчей:
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку,он спросил: «Скажи, мудрец,какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?»А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав,ответил: «Все в твоих руках».
— Итак, к какому выводу мы приходим? В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно.
Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке:
• Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
• Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.
• Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.
Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.
• Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В. С. Сухомлинский.)
• Приходите в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.
• Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
• Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
• Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы.
•Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду.
• Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
• Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.
• Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.
– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
– Не навреди! Ищи в детях хорошее.
– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
– Не приписывай успех себе, а вину ученику.
– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
– На уроке создавай ситуацию успеха.
– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
– Воспитывай, опираясь на природу ученика.
– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
– Оценивай поступок, а не личность.
– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
— Предоставь возможную самостоятельность ребенку. Окажи помощь, а не подменяй действия детей своими.
— Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.
Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.
Консультация «Игровая деятельность дошкольников, как основное условие развития» ЦЕЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : СУБЪЕКТИВНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПРОЦЕССА САМОЙ ИГРЫ. Задачи: развитие коммуникативных качеств у детей в игре (актуальность.
Консультация для педагогов «Двигательно-игровая среда как важнейшее условие для физического развития детей дошкольников» «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает кричит, пусть он находится.
Педсовет «Психологический комфорт в ДОУ» Разработала: Секалина Т. В., ГБДОУ детский сад №72 комбинированного вида Калининского района СПб Педсовет «Психологический комфорт в ДОУ».
Презентация «Психологический комфорт и здоровье детей дошкольного возраста» Толкование термина «здоровьe» Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это не только отсутствие болезней, оно представляет собой.
Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний Здоровье ребёнка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, закаливающие процедуры, двигательная.
Дифференциация и индивидуализация обучения как условие индивидуального развития младшего школьника Дифференциация и индивидуализация обучения как условие индивидуального развития младшего школьника Мне приходится работать с классом,.
Психологический тренинг «Эмоциональный ресурс личности педагога» Перед презентацией. Мы надеемся, что каждый участник почувствует, что пребывание в данном учреждении может быть для него наполнено особым.
Взаимодействие детского сада с семьей как условие успешного целостного развития личности дошкольника в условиях реализации Пояснительная записка За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное.