основные учения о правовом государстве тгп
§ 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
§ 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
Истоки идеи о правовом государстве следует искать в тех временах, когда человеческая цивилизация находилась в колыбели. Уже тогда человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости, порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необходимость ограничения своей свободы, формировались социальные стереотипы и общие для данного общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные авторитетом и укладом самой жизни. В процессе общения и реализации естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность выкристаллизовывались нормы естественного права. Оно служило основным и непосредственным регулятором отношений между индивидом и обществом и до определенного момента удачно гармонизировало их.
С возникновением государства, этого уникального во всех отношениях продукта человеческой деятельности, ситуация изменилась. Оно попыталось сделать естественное право своей собственностью и узурпировать саму возможность «творить» правовые нормы.
Государство стало посредником между индивидом и обществом и, используя гуманистические начала права, сделало его основным инструментом достижения своих целей. Человечество вынуждено было снова искать оптимальные формы соотношения уже между личностью, государством и гражданским обществом, пути разумного сочетания и удовлетворения их потребностей и интересов, привлекая для этого право.
Дальнейшее развитие идеи о разделении властей, об обеспечении прав и свобод граждан получили в работах Ш. Монтескье. «Если, – писал он, – власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».
Философское обоснование учения о правовом государстве в его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Кант определял государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Его категоричный императив разума требовал поступать так, чтобы свободное проявление собственного произвола было совместимо со свободой каждого и сообразовывалось со всеобщим законом. Для Гегеля государство было то же самое, что и право («наличное бытие свободной воли»), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные права личности и общества. Поэтому система права, т. е. государство в его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы.
Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К. Велькера (1813 г.) и И.Х. Фрайхера фон Аретина (1824 г.). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Робертом фон Молем (1832 г.). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства. Можно сказать, что с этого времени идея о правовом государстве более чем на столетие заняла умы германских ученых и политиков.
В литературе выделяют три этапа развития немецкой идеи правового государства. До революции 1848 г. она формировалась как теоретическое и конституционно-политическое основание его создания. В 1848 г. в проекте Паулкирхенской конституции была сделана попытка соединить идеи о правовом государстве и демократии. С 1871 г. шла детальная разработка принципа разделения властей, понятий закона и судебной защиты. Веймарская конституция 1919 г. интегрировала правогосударственные и представительно-парламентские элементы. Ныне действующий Основной закон объявляет ФРГ социально-правовым государством. Следует отметить, что в немецкой литературе высказано мнение (оно является преобладающим, но его нельзя назвать бесспорным) о том, что первое правовое государство в Германии было построено в 1880 г.
К концу XX столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым. В планетарном масштабе распространению и реализации этой идеи активно способствует ООН через свои организационные структуры и международно-правовые акты.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Раздел II ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Раздел II ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 8. Кем создается право Европейского Союза? Право Европейского Союза — результат нормотворческой деятельности организации Европейский Союз.Субъектами этой деятельности выступают государства — члены Союза,
Общее развитие таможенного дела в Московском государстве
Общее развитие таможенного дела в Московском государстве В Московском государстве возникает таможенное законодательство при Ярославе Мудром, которое нашло свое воплощение в «Русской правде» (который является древнейшим сводом русского феодального права), а также в
§ 4.2. Возникновение и развитие теории правового государства
§ 4.2. Возникновение и развитие теории правового государства Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства
36 УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ПЕРИОД ВОЦАРЕНИЯ КНЯЗЕЙ МОСКОВСКИХ
36 УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ПЕРИОД ВОЦАРЕНИЯ КНЯЗЕЙ МОСКОВСКИХ Татаро-монгольское иго и феодальная раздробленность были описаны в летописях («Повести о разорении Рязани Батыем», «Задон-щина» и др.). В них осуждается сепаратизм князей. В «Задонщине» проводится идея
5. Обычай, обычай делового оборота, обыкновения в правовом регулировании договоров
5. Обычай, обычай делового оборота, обыкновения в правовом регулировании договоров Обычай – правило поведения, основанное на длительности и многократности его применения. Авторитет обычая в конечном счете опирается на формулу: так поступали все и всегда.Обычаи
§ 1. Применение передачи заявлений в гражданско-правовом обороте
§ 1. Применение передачи заявлений в гражданско-правовом обороте В соответствии со ст. 86 Основ законодательства РФ о нотариате нотариусы передают заявления граждан и юридических лиц другим гражданам и юридическим лицам. В статье не случайно не приводится какого-либо
60. Возникновение и развитие советов. Установление советов на местах в 1917–1918 гг
60. Возникновение и развитие советов. Установление советов на местах в 1917–1918 гг В период двоевластия 10 октября 1917 г. ЦК партии большевиков принял резолюцию о вооруженном восстании. 12 октября при Петроградском Совете был сформирован Военно-революционный комитет (ВРК),
62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг
62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг Политика Советского государства коренным образом изменила социальную структуру общества. Советское государство стремилось полностью искоренить сословное неравенство в
38. Учения о государстве и праве в период воцарения князей московских
38. Учения о государстве и праве в период воцарения князей московских В период ликвидации феодальной раздробленности центром объединения русских земель становится Московское княжество. Складывается политическая идеология централизованного государства, важное место
26. Отличия в правовом положении колона и раба
26. Отличия в правовом положении колона и раба Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтересованность рабов в результатах своего труда, что заставляло рабовладельцев искать более эффективные формы эксплуатации. Подобной формой стал пекулий – часть
29. Возникновение и развитие нотариата в досоветский период
29. Возникновение и развитие нотариата в досоветский период Слово «нотариус» произошло от латинского «notarius», что значит «писец», «скорописец», «секретарь», «стенограф», «делопроизводитель». В Древнем Риме так называли рабов, ведших деловую переписку своих господ.В XV–XVII
§ 71. Реформы в государственном и правовом строе Османской империи в период танзимата
§ 71. Реформы в государственном и правовом строе Османской империи в период танзимата Предпосылки преобразований Эпоха постепенного государственно-политического и военного упадка Османского государства, обозначившаяся с XVIII в. (см. § 45), завершилась к концу XVIII — началу
§ 52. Возникновение и развитие юридических лиц
§ 52. Возникновение и развитие юридических лиц Создание идеи юридического лица, как самостоятельного субъекта гражданского права, самостоятельного центра хозяйственной жизни, составляет одну из крупнейших заслуг римского права; только через него эта юридическая форма
Причинение имущественного ущерба (ст.165 УК РФ) в современном правовом контексте
Причинение имущественного ущерба (ст.165 УК РФ) в современном правовом контексте Произошедшие в последние годы изменения законодательных положений, прямо или косвенно связанных с признаками причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием,
Правовое государство
Возникновение и эволюция теории правового государства
Идея о совершенном государственном устройстве, отражающем требования справедливости, добра, гуманизма, основанном на праве, которая в результате своей эволюции трансформировалась в теорию правового государства, появилась в трудах классиков античной философии. Условно процесс эволюции представлений о правовом государстве можно разделить на три этапа.
Период зарождения и развития концепций справедливого государственного устройства, которые в дальнейшем легли в основу теории правового государства, занял тысячелетия и отражен в трудах выдающихся мыслителей Античности и Средневековья.
Идеи идеального государства были заложены в трудах классиков античной философии Платона, Аристотеля, Цицерона, которые разработали теоретическую модель идеального государства как объединения свободных людей в целях лучшей жизни, построенного на принципах справедливости и гуманизма. Идея о том, что государство должно быть основано на праве, т.е. быть правовым, появляется уже у выдающихся мыслителей античного периода. Так, Аристотель указывал, что в идеальном государстве не должностные лица, а «правильное законодательство должно быть верховной властью», при этом под «правильным законодательством» Аристотель подразумевал справедливые законы, основанные на демократическом устройстве государства.
Период формирования теории правового государства (XVII-XIX вв.) пришелся на эпоху Нового времени. Концепция правового государства сложилась в рамках естественно-правовой школы права, которая видела в государстве продукт соглашения между свободными людьми, созданный под влиянием права для торжества справедливости. В этот период формируется идея верховенства права и справедливости над государством и законом. Современная концепция правового государства была заложена в трудах Ш.Л. Монтекье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, В. Велькера, Р. Иеринга и др.
В отечественной философии права концепция правового государства также разрабатывалась в трудах В.М. Гессена, Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского и др.
В.М. Гессен указывал, что «правовым называется государство, которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним».
Период реализации теории правового государства в государственно-правовом устройстве (XVIII-XXI вв.) последовал за буржуазными революциями в государствах Европы и США, когда парадигма естественного права перешла из трудов выдающихся мыслителей в конституции и законодательство наиболее прогрессивных стран мира. В это время идеи верховенства права, приоритета прав и свобод личности, защиты частной собственности, разделения властей, ответственности государства получили широкое признание и законодательное закрепление.
В России данный процесс происходил с определенной спецификой, связанной с Октябрьской революцией и построением в XX в. Советского Союза. Вплоть до начавшейся во второй половине 80-х гг. XX в. перестройки идея правового государства распространения не получила.
В юридической науке советского периода теория правового государства критиковалась в качестве буржуазной и отрицалась возможность первичного характера права по отношению к государству и власти (Л.М. Каганович и др.).
С начала 60-х гг. XX в. в советской юридической литературе преобладали концепции общенародного государства и государства законности, которые в период перестройки 80-х гг. XX в. впоследствии трансформировались в концепцию социалистического правового государства2.
Основные принципы правового государства
Принципы правового государства представляют собой основополагающие начала, требования, императивы, составляющие смысл и содержание концепции правового государства, отступление от которых не допускается. В современной юридической науке выделяют следующие основные принципы правового государства.
Верховенство правового закона означает, что деятельность органов государственной власти основывается на правовых нормах, ограничивается Конституцией РФ и действующим законодательством (ст. 4, 15 Конституции РФ). Вместе с тем и сами законы должны отвечать высоким морально-нравственным требованиям справедливости и гуманизма, носить естественно-правовой характер, иначе они теряют свой регулятивный потенциал и перестают претворять в жизнь идеал правового государства.
Взаимная ответственность государства и личности предполагает, что в правовом государстве личность и государство выступают в качестве партнеров, субъектов взаимной ответственности и сотрудничества, несут ответственность в рамках действующего законодательства. В правовом государстве наряду с традиционными видами уголовной и административной ответственности для граждан применяются и другие виды ответственности. Например, конституционная ответственность вплоть до отстранения от должности и прекращения полномочий лиц, занимающих государственные должности в Российской Федерации, или повышенная уголовная и административная ответственность для лиц, совершивших правонарушение с использованием служебного положения.
Легитимность государственной власти предполагает признание государственных институтов со стороны населения, согласие большинства граждан с общеобязательными нормами, принимаемыми государством, соответствие государственно-властных решений как действующему законодательству, так и естественно-правовым, морально-нравственным императивам, вечным ценностям, выработанным исторической практикой, представлениям общества о добре, зле, справедливости. Обеспечение легитимности государственной власти напрямую связано с совершенствованием демократических механизмов формирования государственных институтов и реализацией права каждого на участие в делах государства. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».
Политический и идеологический плюрализм заключается в наличии в обществе многообразия различных политических концепций, идей, взглядов, теорий, в отсутствии единой обязательной официальной идеологии, а также в возможности беспрепятственного создания и деятельности политических партий и других общественных объединений, борющихся за власть и свободно распространяющих политические идеи, отражающих интересы и ценности различных социальных групп.
Данный принцип правового государства закреплен в ст. 13 Конституции РФ, где сказано, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность».
Гласность и открытость в деятельности государства означает построение системы государственных органов в правовом государстве на основе принципов подотчетности, прозрачности, доступа широкого круга граждан, общественности, представителей СМИ к результатам деятельности государственных органов, обеспечение возможности свободного поиска и обмена информацией. Данное требование закреплено в ст. 29 Конституции РФ, где сказано, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом… Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Статья 41 Конституции РФ предусматривает ответственность за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, содержащих угрозу для жизни и здоровья людей.
Права и свободы человека как основная ценность правового государства
Основополагающим принципом правового государства, его сущностным требованием и важнейшей отличительной чертой является признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью и основным ориентиром, определяющим содержание деятельности государства.
Важно, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 18 Конституции РФ). В правовом государстве права человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Закрепление в Конституции РФ самостоятельной гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», которая составляет ее основу и не подлежит изменению иначе, как путем принятия новой конституции, стало важнейшим демократическим достижением Российского государства. При этом в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина не только признаются, но и гарантируются на уровне не ниже общепризнанных принципов и норм международного права.
Кроме того, в Конституции РФ нашло отражение и важнейшее положение естественной теории права, согласно которому «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17).
В 48 статьях гл. 2 Конституции РФ закреплено более 100 правомочий граждан России, которые в совокупности с их дальнейшей реализацией в федеральном и региональном законодательстве заложили основу правового государства.
Права человека представляют собой систему принадлежащих каждому человеку от рождения субъективных правомочий, определяющих меру дозволенного поведения личности и выражающихся в возможности действовать (реализовывать свое право), требовать у государства защиты своего права, требовать от других соблюдения своего права.
Данные правомочия вытекают из ст. 45 Конституции РФ, где сказано, что «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется», а кроме того, «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».
Важное значение имеет также ст. 46 Конституции РФ о праве на судебную защиту прав и свобод вплоть до обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
В соответствии с общепринятой международной классификацией1 права человека подразделяются на личные права, политические права, социальные права, экономические права, культурные права.
В Конституции РФ в полной мере закреплены права и свободы каждой из названных категорий.
Личные права включают в себя право на жизнь (ст. 20), право на достоинство личности (ст. 21), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27), право на свободу мысли и слова (ст. 29) и др.
Политические права опосредуют право на объединение (ст. 30), право на собрание (ст. 31), право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным (ст. 32), право на обращение в государственные органы (ст. 33) и др.
В науке данные группы прав принято называть правами первого поколения, поскольку именно они лежали в основе естественной теории права и были впервые закреплены в конституциях западных стран в результате буржуазных революций XVII-XIX вв. Личные и политические права, в отличие от прав второго поколения (социальных, экономических и культурных), признают и гарантируют практически все государства мира.
Социальные права представлены правом на социальное обеспечение, правом на государственную пенсию (ст. 39), правом на жилище (ст. 40), правом на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), правом на благоприятную окружающую среду (ст. 42).
Экономические права включают в себя право частной собственности (ст. 35), в том числе на землю (ст. 36), право наследования (ст. 35), право на свободу предпринимательской деятельности (ст. 34), право на труд (ст. 37) и др.
Культурные права объединяют право на образование (ст. 43), право на свободу творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44).
В современной юридической науке существуют и другие классификации прав человека: экологические права (право на благоприятную окружающую среду и т.п.), информационные права (право на доступ к информации, право на защиту персональных данных и т.д.), правагарантии (право на справедливый суд, презумпция невиновности, право на адвоката и т.д.), соматические права (право на суррогатное материнство, право на донорские органы и т.д.). Данные группы прав также нашли отражение в Конституции РФ и действующем законодательстве России. При этом «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина» (ст. 55 Конституции РФ).
Однако Конституция РФ устанавливает случаи, когда права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены и подчинены иным правовым ценностям.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Также права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституцистроя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Кроме того, возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина предусматривается также ст. 23 (ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений), ст. 32 (ограничение права избирать и быть избранными), ст. 56 (ограничение прав в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя).
Не могут быть ограничены право на жизнь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, право на свободу совести, вероисповедания, право на предпринимательскую деятельность, гарантия на судебную защиту прав и свобод, презумпция невиновности (ст. 56 Конституции РФ).
Права человека и гражданина закреплены не только в Конституции РФ, но и примерно в 15 тыс. федеральных и федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой за время своего существования.
Таким образом, в России сформирована основа правового государства, отражающая передовые инструментарии защиты прав и свобод человека и гражданина.
Вместе с тем, как отмечает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, «несмотря на значительные изменения в стране в области построения демократического общества, в 2016 г.
проблемы защиты человека от беззакония, произвола и несправедливости по-прежнему были крайне актуальны. Граждан возмущают волокита и формализм, бездушие и хамство, попрание чести и достоинства, мздоимство и пренебрежительное отношение к человеческим ценностям. Остаются нерешенными проблемы бедности, углубляющегося материального расслоения общества, усиления социального неравенства, несовершенства социальных лифтов, высокого уровня бюрократии и коррупции, инфляционных процессов, падения уровня доходов и потребительского спроса со стороны населения, снижения потока инвестиций, оттока и вывоза капитала и многие другие»1. Поэтому защита прав человека продолжает оставаться основной задачей государства, а без обеспечения прав человека говорить о формировании полноценного правового государства в стране можно с большой долей условности.
Разделение власти в правовом государстве. Законодательная, исполнительная и судебная власть
Принцип разделения ветвей власти традиционно относят к основополагающим требованиям правового государства, без реализации которого невозможно в полной мере ограничить государственную власть правовыми средствами. Он выражается в построении органов государственной власти на основе разделения в зависимости от исполняемых ими функций и компетенции на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти с наделением их соответствующими полномочиями и системой взаимного контроля (сдержек и противовесов).
Первые подходы к разделению властей в государстве были выработаны еще в Древней Греции и Риме, когда полномочия равномерно распределялись между народным вече, выборными институтами, органами правосудия и военачальниками, осуществлявшими исполнительную власть. В Средние века идея разделения ветвей власти нашла отражение в труде мыслителя XIV в. М. Падуанского, который вплотную подошел к обоснованию необходимости разделения ветвей власти на законодательную и исполнительную.
Однако в современном понимании принцип разделения властей получил отражение и развитие в трудах классиков философско-правовой мысли Д. Локка и Ш.Л. Монтескьё, которые впервые предложили выделить три самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Именно с этого времени принцип разделения властей получил развитие в контексте формирования концепции правового государства и начал реализовываться не только в теории, но и в практике конституционного строительства государств Европы и США.
Принцип разделения властей в Российской Федерации впервые получил официальное признание в Конституции РФ, ст. 10 которой провозглашает, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Каждая из ветвей власти является относительно самостоятельной и выполняет строго отведенную роль в рамках, установленных законодательством Российской Федерации.
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляют Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, а также министерства, службы и агентства, главы и правительства на уровне субъектов Федерации.
К основным задачам органов исполнительной власти относятся разработка и представление бюджета, его исполнение; обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; управление собственностью; оборона страны, государственная безопасность, внешняя политика, обеспечение законности, прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью и др.
Судебную власть в Российской Федерации осуществляют суды Российской Федерации, составляющие единую судебную систему во главе с Верховным Судом РФ и Конституционным Судом РФ, а также суды субъектов Федерации (мировые судьи и уставные (конституционные) суды в субъектах Федерации). В России правосудие осуществляется исключительно судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ). Основной задачей судебной власти является осуществление правосудия, которое представляет собой вид государственной деятельности по рассмотрению и разрешению по существу юридических споров, связанных с нарушением норм права, между гражданами, юридическими лицами, государственными органами, выражающийся в принятии индивидуальных правовых актов, устанавливающих права и обязанности субъектов соответствующего правоотношения.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Важнейшей гарантией правового государства являются принципы судебной власти (независимость, самостоятельность, подотчетность только Конституции РФ и федеральному закону, несменяемость и неприкосновенность судей, открытость, состязательность и равноправие сторон).
В правовом государстве должно обеспечиваться разделение ветвей власти, с одной стороны, и их координация, единство, взаимосвязь и взаимозависимость, с другой стороны. Поэтому важнейшую роль в каждом государстве выполняет институт главы государства. В соответствии со ст. 80 Конституции РФ главой государства является Президент Российской Федерации. Он выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Реализация принципа разделения ветвей власти невозможна без эффективно функционирующей системы сдержек и противовесов, которая представляет собой совокупность закрепленных в действующем законодательстве правовых ограничений, механизмов, инструментов и полномочий законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти по взаимному контролю, сдерживанию, ограничению, позволяющих не допустить концентрации всей полноты власти в государстве в «одних руках» (в одной ветви власти) (см. подробнее тему 3).
В Российской Федерации система сдержек и противовесов различных ветвей власти закреплена в Конституции РФ таким образом, что каждая из них в какой-то мере зависима от другой и может при необходимости оказывать на нее определенное воздействие. Кроме того, важнейшую роль в системе сдержек и противовесов Российской Федерации играет Президент РФ, который осуществляет координирующую роль и взаимодействует с каждой ветвью власти.
Так, законодательная власть ограничена жесткой законотворческой процедурой, правомочием Президента РФ по досрочному роспуску парламента в установленных случаях, а также правом Президента РФ наложить вето на принятый закон, правом Конституционного Суда РФ отменить любой закон в случае его несоответствия Конституции РФ; исполнительная власть ограничена со стороны законодательной возможностью выражения вотума недоверия Правительству РФ с дальнейшим его роспуском со стороны Президента РФ, обязанностью Правительства РФ ежегодно отчитываться о своей деятельности перед парламентом, возможностью приглашения на заседание парламента федеральных министров, проведения парламентских расследований и другими полномочиями; судебная власть ограничена принципами и нормами процессуального права, а также в определенной степени связана с законодательной ветвью власти и Президентом РФ порядком назначения судей высших судебных инстанций в Российской Федерации.
Кроме того, разграничение власти в правовом государстве происходит и по вертикали. Так, в Российской Федерации государственная власть осуществляется на основании принципов федерализма, т.е. разделения предметов ведения (компетенции) между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, что также не позволяет допускать злоупотребления и концентрацию полномочий в едином источнике. Например, федеральным законодательством не могут регулироваться отношения, связанные с исключительным ведением субъектов Федерации.