основные предметы обучения военнослужащих
Боевая подготовка – это один из основных видов подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, представляющий собой целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, слаживания подразделений, воинских частей и их органов управления (штабов) для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением.
одиночная подготовка военнослужащих;
индивидуальная подготовка военнослужащих;
подготовка и слаживание подразделений;
подготовка и слаживание органов управления.
Предметами обучения военнослужащих и подразделений в воинских частях связи являются:
1. тактико-специальная подготовка
2. специальная подготовка
3. техническая подготовка
4. огневая подготовка
6. разведывательная подготовка
7. инженерная подготовка
9. общевоинские уставы
10. строевая подготовка
11. физическая подготовка
12. военная топография
13. военно-медицинская подготовка
14. основы защиты государственной тайны
15. противопожарная подготовка
16. экологическая подготовка
17. общественно-государственная подготовка.
Занятия по специальной и технической подготовке проводятся с военнослужащими в ходе одиночной (индивидуальной) подготовки при подготовке их по военно-учетной специальности (ВУС).
В ходе занятий по технической подготовке военнослужащие изучают устройство аппаратуры средств связи, порядок подготовки ее к работе, порядок ее технического обслуживания и ремонта.
В ходе занятий по специальной подготовке военнослужащие осваивают порядок работы в целом на средствах связи при обеспечении обмена информацией между корреспондентами.
Основные нормативно-правовые акты:
Содержание, последовательность и продолжительность
Основные предметы обучения военнослужащих
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 февраля 2019 года N 95
Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации
В целях организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации
1. Утвердить Руководство по организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение к настоящему приказу).
2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, командующему Северным флотом, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления обеспечить в подчиненных объединениях, соединениях, воинских частях и организациях:
планирование ежегодно до 1 ноября и систематическое проведение военно-политической подготовки в подчиненных войсках (силах) и органах военного управления как неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса, формы поддержания высокого морально-политического состояния и крепкой воинской дисциплины личного состава;
приведение правовых актов Министерства обороны Российской Федерации в соответствие с настоящим приказом.
программно-методическое обеспечение военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации с использованием научно-педагогического потенциала военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации;
разработку ежегодно до 15 августа и направление в войска (силы) и органы военного управления методических рекомендаций по организации военно-политической подготовки на новый учебный год;
выпуск необходимых учебных и наглядных пособий, аудио- и видеоматериалов по программам и учебным планам военно-политической подготовки, регулярное опубликование методических материалов в помощь руководителям учебных групп военно-политической подготовки в периодических изданиях и на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации за счет, и в пределах средств, ежегодно выделяемых Главному военно-политическому управлению Вооруженных Сил Российской Федерации на воспитательную работу.
Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу
Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 22 февраля 2019 года N 95
Руководство по организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации
1. Военно-политическая подготовка (ВПП) является одним из основных предметов подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации* и важнейшей формой военно-политического, государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания.
2. Целью ВПП является формирование у военнослужащих Вооруженных Сил высокого уровня военно-политического сознания и культуры, качеств воина-государственника, патриота, высоконравственной личности, сознательного и ответственного отношения к воинскому долгу, требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, уставов и воинской дисциплины.
3. В ВПП основное внимание уделяется изучению военнослужащими Вооруженных Сил вопросов государственного и военного строительства, военно-политической обстановки, предназначения Вооруженных Сил по отражению угроз национальной безопасности, отечественной истории, традиций армии и флота, военной педагогики и психологии, норм морали и воинской этики, законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права.
В ходе занятий используется исторический подход, приводятся примеры образцового исполнения военнослужащими Вооруженных Сил воинского долга. Преподаваемый материал тесно связывается с выполняемыми воинскими частями и подразделениями задачами, состоянием правопорядка и воинской дисциплины.
5. ВПП проводится в течение всего учебного года:
Планирование ВПП осуществляется на учебный год и уточняется на учебный период.
В воинских частях в целях организации ВПП разрабатываются:
календарные учебные планы ВПП для всех категорий личного состава Вооруженных Сил;
планы проведения двухдневных учебно-методических сборов с руководителями учебных групп ВПП и отчетные документы к ним.
В ходе учений, боевых походов, полевых выходов, при выполнении задач в составе миротворческих сил, а также при нахождении подразделений в отрыве от пунктов постоянной дислокации ВПП организуется и проводится по отдельному плану не менее 1 часа в неделю.
На занятиях по ВПП (за устные и письменные ответы по основным и дополнительным вопросам семинара или беседы, выступления с рефератом, выполнение практических заданий) военнослужащие Вооруженных Сил получают индивидуальные оценки.
8. Участие руководящего состава объединений, соединений и воинских частей в проведении и текущем контроле занятий по ВПП осуществляется:
9. Состояние ВПП в ходе инспекторских, контрольных комплексных проверок проверяется в соответствии с требованиями Порядка проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 777дсп «О порядке проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Вопросы для проверки знаний личного состава Вооруженных Сил по ВПП методом тестирования разрабатываются Главным военно-политическим управлением Вооруженных Сил, военно-политическими органами видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов.
10. В ходе контрольных проверок по отдельным вопросам ВПП включается в перечень основных предметов обучения, подлежащих обязательной проверке в соединениях, воинских частях всех видов и родов войск Вооруженных Сил и войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил. Состав соединений, воинских частей и подразделений, привлекаемых к контрольной проверке по отдельным вопросам, содержание контрольных занятий по ВПП определяются программой (планом) проверки, утверждаемой должностным лицом, возглавляющим проверку, в соответствии с правовыми актами Министерства обороны.
Количество проверяемых подразделений (учебных групп) устанавливается должностным лицом, возглавляющим проверку, и доводится до командиров проверяемых соединений, воинских частей не позднее чем за 10 суток до начала проверки.
Уровень теоретической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил проверяется в ходе контрольных занятий по ВПП в форме зачета с оценкой или тестирования в объеме изученных на момент проверки тем согласно учебным планам (программам) военно-политической подготовки.
Для определения оценки проверяемому военнослужащему Вооруженных Сил в форме зачета задается не менее трех вопросов. В целях объективного определения степени усвоения знаний проверяемому задается не более трех дополнительных вопросов.
Ответ на вопрос оценивается:
«отлично», если в полном объеме и последовательно раскрыто его содержание, при ответе правильно использовались основные понятия и термины;
«хорошо», если раскрыто содержание вопроса, но при ответе допущены неточности и ошибки;
«удовлетворительно», если показаны нетвердые знания по существу поставленного вопроса, с трудом раскрыто его основное содержание;
«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».
Индивидуальная оценка военнослужащего Вооруженных Сил определяется:
«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».
Оценка снижается на один балл, если проверяемый на момент сдачи ВПП имеет дисциплинарное взыскание за совершенный грубый дисциплинарный проступок.
Если военнослужащий Вооруженных Сил не прибыл на контрольное занятие по ВПП без уважительной причины, то он оценивается «неудовлетворительно».
Руководители учебных групп оцениваются вместе с проверяемой учебной группой с учетом уровня их знаний по программе ВПП, методике проведения занятий и общей оценки руководимой учебной группы.
Оценка подразделению (учебной группе) по ВПП определяется на основе индивидуальных оценок военнослужащих Вооруженных Сил:
«отлично», если средний балл не менее 4,7;
«хорошо», если средний балл не менее 3,7;
«удовлетворительно», если средний балл не менее 2,7;
«неудовлетворительно», если средний балл менее 2,7.
Для анализа состояния ВПП воинским частям по итогам контрольных проверок по отдельным вопросам выставляется оценка по ВПП. При этом органу военного управления, управлению воинской части оценка по ВПП определяется на основе индивидуальных оценок военнослужащих Вооруженных Сил.
Документы
86. Учебные занятия являются основной формой физической подготовки. Они обязательны для всех категорий военнослужащих.
89. Теоретические занятия направлены на овладение военнослужащими необходимыми знаниями, предусмотренными программой обучения, и проводятся в виде лекций и семинаров.
90. Практические занятия являются основным видом учебных занятий и подразделяются на учебно-тренировочные и методические.
91. Учебно-тренировочные занятия проводятся в составе, определяемом соответствующим Руководством по физической подготовке вида (рода войск) Вооруженных Сил. Количество обучаемых на одного руководителя занятий не должно превышать для военно-учебных заведений – 15 человек, для воинских частей – 30 человек.
92. Учебно-тренировочные занятия состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
93. На подготовительную часть занятия отводится 7-10 мин. (10-25 мин. при двух часовом занятии). В ней решаются задачи организации занимающихся и подготовки организма к предстоящим физическим нагрузкам.
94. Для военнослужащих 5–8-й возрастных групп продолжительность подготовительной и заключительной частей занятия увеличиваются. В процессе занятий ограничивается применение физических упражнений, требующих большой физической силы и статических напряжений, резких наклонов, а также вызывающих длительную задержку дыхания.
95. Основная часть занятия проводится в течение 35-40 мин. (65-85 мин. при двух часовом занятии). В ней военнослужащие овладевают военно-прикладными навыками, развивают физические, специальные и морально-волевые качества, формируют умения действовать в сложных условиях.
96. Основная часть занятия проводится на учебных местах с последующей их сменой и заканчивается комплексной тренировкой в течение 5-10 мин. (10-20 мин. при двух часовом занятии).
97. На заключительную часть занятия отводится 3-5 мин. (5-10 мин. при двух часовом занятии). Содержание заключительной части составляют бег в медленном темпе, ходьба, упражнения в глубоком дыхании и для расслабления мышц. Организм приводится в относительно спокойное состояние, подводятся итоги занятия, наводится порядок на учебных местах.
98. Учебно-тренировочные занятия проводятся комплексно или по разделам физической подготовки: гимнастика и атлетическая подготовка, рукопашный бой, преодоление препятствий, ускоренное передвижение и легкая атлетика, лыжная подготовка, военно-прикладное плавание, спортивные и подвижные игры.
99. Комплексные учебно-тренировочные занятия направлены на повышение общей и специальной физической подготовленности военнослужащих.
100. В содержание комплексных занятий включаются физические упражнения из двух и более разделов физической подготовки в различных сочетаниях.
Конкретные варианты комплексирования упражнений определяются руководителями занятий в соответствии с периодами и задачами обучения, уровнем физической подготовленности военнослужащих и материальным обеспечением занятий.
101. Методические занятия подразделяются на учебно-методические, инструкторско-методические и показные.
102. Учебно-методические занятия направлены на формирование у военнослужащих навыков и умений, необходимых для качественной организации и проведения мероприятий по физической подготовке. Они проводятся с курсантами учебных подразделений, курсантами и слушателями вузов.
103. На подготовительную часть учебно-методического занятия отводится 5-15 мин. В ней ставятся задачи и объявляются учебные вопросы, проверяется готовность военнослужащих к занятию, к проведению методической практики, определяются основные требования к качеству выполнения методических заданий.
Основная часть проводится в течение 35-40 мин. (60-80 мин. в двух часовом занятии). Основное содержание учебно-методического занятия составляет учебно-методическая практика, которая осуществляется под контролем руководителя занятия. В ходе практики применяются такие способы организации обучения, которые позволяют выполнять методическое задание максимальному количеству занимающихся.
На заключительную часть отводится 5-15 мин. В ней подводятся итоги методической практики, оценивается уровень методической подготовленности обучаемых, дается задание на самостоятельную подготовку. Разбор качества выполнения методического задания осуществляют военнослужащие с последующим заключением руководителя занятия.
104. Инструкторско-методические занятия направлены на повышение знаний, совершенствование навыков и умений командиров подразделений (руководителей занятий) в организации и проведении занятий в различных формах физической подготовки. Продолжительность инструкторско-методических занятий 2 учебных часа.
105. На подготовительную часть инструкторско-методического занятия отводится 5-15 мин. В ней ставятся задачи, объявляются учебные вопросы, проверяется готовность военнослужащих к занятию и проведению методической практики, определяются основные требования к качеству выполнения методических заданий, из числа наиболее подготовленных военнослужащих назначаются руководители занятия.
Основная часть проводится в течение 70-80 мин. В нее включаются учебные вопросы, связанные с организацией и методикой проведения отдельных частей форм физической подготовки, с методикой обучения упражнениям, приемам и действиям. Каждый учебный вопрос отрабатывается в такой последовательности: проверка теоретических знаний командиров подразделений, демонстрация методики его проведения с последующими комментариями по наиболее важным моментам организации методической практики и подведение итогов. При проведении методической практики, учебная группа делится на несколько подгрупп с целью максимального привлечения обучающихся к выполнению методического задания. Разбор качества выполнения методического задания осуществляют военнослужащие с последующим заключением руководителя занятия.
На заключительную часть отводится 5-10 мин. В ней подводятся итоги методической практики, оценивается уровень теоретической и методической подготовленности обучаемых, дается задание на самостоятельную работу.
106. В воинских частях инструкторско-методические занятия с командирами подразделений (руководителями занятий) проводятся перед изучением новой или наиболее сложной темы обучения, а также в ходе подготовительного периода, при проведении методических сборов под руководством командира части.
107. Показные занятия направлены на демонстрацию образцовой организации и методики проведения различных форм физической подготовки, выработку у командиров (руководителей занятий) единого подхода к применению средств и методов физической подготовки военнослужащих. Они могут проводиться перед инструкторско-методическими занятиями а также в ходе сборов с командирами частей и подразделений перед началом нового периода обучения.
К проведению показных занятий привлекаются штатные подразделения. Руководителем показного занятия является: в воинской части — специалист физической подготовки; в военно-учебном заведении — начальник (заместитель) кафедры физической подготовки.
В процессе занятия демонстрируется организация и проведение отдельных разделов или форм физической подготовки с попутными комментариями.
108. В целях повышения устойчивости организма военнослужащих к действиям в особых условиях проводятся занятия со специальной направленностью.
109. В условиях жаркого климата в первые 1-1,5 месяца военной службы учебные занятия планируются на утренние часы и проводятся (первые две недели) при средней интенсивности.
В последующие две недели учебные занятия проводятся при температуре воздуха до +350С. Через каждые 5-7 мин непрерывной физической тренировки со средней интенсивностью (ЧСС 150-160 уд./мин.) предусматриваются перерывы для отдыха в тени продолжительностью 2-3 мин.
В последующем учебные занятия проводятся при более высокой температуре воздуха и с большей интенсивностью (ЧСС 160-180 уд./мин.). При этом продолжительность непрерывной физической тренировки каждую неделю повышается ступенчатым методом и доводится до 15-20 мин.
Проведение учебных занятий в условиях воздействия высоких температур с личным составом, впервые попавшим в условия жаркого климата, должно сопровождаться медицинским контролем.
110. За 1-1,5 месяца до передислокации военнослужащих в горную местность учебные занятия должны быть направлены на выработку устойчивости организма к кислородному голоданию и на формирование навыков в преодолении горных препятствий, горных рек, воспитание психологической устойчивости при действиях в опасных условиях.
111. В первую неделю пребывания военнослужащих в условиях горной местности используются физические упражнения для развития общей выносливости с низкой интенсивностью. В дальнейшем объем и интенсивность физических упражнений постепенно увеличиваются.
При наличии горной полосы и других специальных сооружений преодоление их сочетается с обучением способам преодоления естественных горных препятствий, горных рек, метания гранат на точность.
112. В условиях низких температур учебные занятия на открытом воздухе проводятся при температуре не ниже минус 25оС.
На учебных занятиях применяются физические упражнения из всех разделов. Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков выполнения физических упражнений в утепленной одежде. Основная направленность тренировки – развитие выносливости.
113. При проведении учебных занятий применяются профилактические меры по предупреждению обморожения: занятия проводятся в защищенных от сильного ветра местах, определяется соответствующая форма одежды, устанавливается наблюдение военнослужащих друг за другом.
114. Физическая подготовка с личным составом в период полярной ночи проводится, как правило, в помещениях. При достаточной освещенности и благоприятных погодных условиях занятия проводятся вне помещения.
154 отдельный комендантский Преображенский полк
Подразделения обучаются преимущественно на объектах учебной материально–технической базы. При этом не менее 30% всех полевых занятий проводится ночью с обязательной отработкой положенных нормативов.
Огневая подготовка — это составная часть полевой выучки войск. Ее высокий уровень обеспечивается методической последовательностью в обучении, правильной организацией и эффективным проведением занятий.
Огневые тренировки и стрельбы организуются и проводятся, как правило, в масштабе роты (отдельного взвода). На них военнослужащие обучаются приемам и правилам стрельбы и метания гранат, отрабатывают нормативы, решают огневые задачи, тренируются в наблюдении за полем боя, обнаружении целей и определении дальностей до них, а также в выполнении подготовительных упражнений.
На занятиях практически отрабатываются действия в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения, изучаются приемы пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты. В военнослужащих воспитывают также уверенность в том, что средства защиты значительно ослабляют воздействие поражающих факторов ОМП и токсичных веществ.
Задачи обучения:
• углубить знания по радиодисциплине и правилам ведения радиообмена, а также по общему устройству и работе на штатных средствах связи;
• совершенствовать навыки в подготовке штатных средств связи к работе в заданных режимах (на различные типы антенн), ведении служебных переговоров по средствам связи в условиях радиопомех, выполнении требований радиомаскировки и обеспечении безопасности связи.
Основные формы обучения – это практические занятия и тренировки на средствах связи. При этом основное внимание уделяется подготовке к работе, настройке и эксплуатации средств связи в различных режимах с соблюдением безопасности связи, а также обнаружению и устранению простейших неисправностей.
На практических работах создаются характерные при выполнении поставленных боевых задач радиосети или радионаправления, работа в которых проводится в строгом соответствии с правилами ведения радиообмена и соблюдением дисциплины связи.
Одиночные нормативы отрабатываются как при работе на средствах связи, так и в ходе проведения занятий по другим предметам обучения, на которых предусмотрено использование средств связи. Занятия по тактической и огневой подготовке, а также по вождению боевых машин должны начинаться с отработки нормативов на средствах связи.
Занятия по строевой подготовке планируются в роте, как правило, со всеми взводами одновременно и проводятся регулярно в течение всего периода обучения. Они включают в себя следующие этапы:
• проверка и тренировка выполнения ранее изученных приемов;
• показ нового строевого приема и его разучивание;
• тренировка обучаемых до правильного и четкого выполнения разученного приема;
• организация состязания на лучшее выполнение строевого приема и проведение разбора занятия.
В ходе тренировки командир следит за действиями своих подчиненных и указывает на допущенные ими ошибки, добивается их устранения, обращая внимание на правильность, четкость выполнения строевых приемов и действий. Все военнослужащие должны знать наизусть свои обязанности перед построением и в строю.
Для того, чтобы повысить уровень строевой выучки солдат, в частях и соединениях проводятся состязания на лучший взвод, роту или батальон по строевой подготовке. В часы самоподготовки военнослужащие изучают положения Строевого устава.
Повседневная высокая требовательность всех офицеров, прапорщиков и сержантов к себе и подчиненным, точное соблюдение положений Строевого устава, как в строю, так и вне строя, образцовый внешний вид и подтянутость – главные условия высокой организованности и порядка в подразделениях и частях.
Тактико-специальная подготовка обучает военнослужащих практическому выполнению обязанностей в современном бою, а также способствует слаживанию подразделений по выполнению задач комендантской службы и охране пунктов управления.
Во время проведения этого вида подготовки проходят занятия по несению комендантской службы. На них военнослужащие совершенствуют практические навыки в составе комендантского поста, поста регулирования движения, контрольно-пропускного пункта, а также в качестве регулировщика (наблюдателя) и проводника.
Тактическая подготовка является основой полевой выучки войск. Это комплексное обучение военнослужащих умелым и слаженным действиям в условиях, максимально приближенных к боевым. Только так могут быть выработаны высокое боевое мастерство и морально-психологическая устойчивость, физическая закалка и выносливость.
Занятия по тактической подготовке проводятся в классах, на макетах местности, объектах полевой и приказарменной учебно-материальной технической базы. Они проходят в различное время суток при любых погодных условиях.
В ходе тактической подготовки осуществляется отработка действий по тревоге, совершенствование одиночной подготовки и слаживание подразделений.
Назначаемые в каждой воинской части подразделения антитеррора должны быть готовы к выполнению таких задач режимов усиления, как:
• охрана важных военных объектов, военных городков, мест компактного проживания военнослужащих и членов их семей;
• нейтрализация попыток проникновения на территорию воинской части посторонних лиц или групп;
• предотвращение вооруженных нападений на военнослужащих и членов их семей и захвата заложников;
• борьба с террористическими группами и бандформированиями (выявление, локализация, обезвреживание или уничтожение);
• ликвидация (локализация) последствий террористических актов и диверсий.
Подразделение антитеррора формируется на основе штатных подразделений (отделений, расчетов) воинской части для выполнения задач в составе групп: управления с необходимыми средствами связи, разведки, блокирования, захвата, разминирования, резерва; отделений радиационной, химической и биологической защиты и медицинского, а также сил и средств огневой поддержки.
Занятия с подразделением антитеррора проводятся на территории воинской части. Они направлены на выработку устойчивого умения и практических навыков:
Практические занятия по инженерной подготовке проходят на специально оборудованном инженерном поле под руководством командиров взводов и рот при участии начальника инженерной службы части. На них военнослужащие изучают полностью оборудованные полевые фортификационные сооружения, правила и способы их возведения и маскировки, образцы инженерных боеприпасов, правила их установки, обезвреживания и требования безопасности при обращении с ними, а также табельные средства добычи и очистки воды. Затем каждый военнослужащий взвода или роты отрабатывает полученные навыки на практике.
При совершенствовании действий в боевом применении инженерных боеприпасов особое внимание уделяется изучению взрывоопасных предметов и взрывных устройств непромышленного изготовления, способов их применения иррегулярными вооруженными формированиями, а также соблюдению требований безопасности при обращении с ними.
Практические занятия с использованием взрывчатых веществ и средств взрывания проводятся под руководством офицера на специально оборудованном учебном месте. При этом устанавливается оцепление, оборудуется полевой склад. На занятиях строго соблюдаются требования безопасности.
Инженерная подготовка совершенствуется в ходе всех тактических учений и занятий.
На занятиях по противопожарной подготовке военнослужащие учатся обеспечению противопожарной защиты воинской части. Юноши получают знания о том, как самостоятельно и в составе подразделения тушить пожар и проводить эвакуационные мероприятия. Кроме того, во время занятий военнослужащим рассказывают о правилах пожарной безопасности и об обязанностях, которые они должны соблюдать при назначении в пожарные расчеты.
Требования пожарной безопасности изучаются на складах, в казармах и на других пожароопасных объектах. Военнослужащим рассказывают о возможных причинах пожаров и способах их тушения.
Особое внимание на занятиях уделяется вопросам обеспечения пожарной безопасности при работе с боеприпасами и взрывчатыми веществами, а также с легковоспламеняющимися, горючими жидкостями и открытым источником огня. Кроме того, воинов обучают содержанию и эксплуатации электроустановок, источников противопожарного водоснабжения и средств пожаротушения.