основные практики техники и модели психологической помощи в образовательных учреждениях
Виды и типы моделей психологических служб.
Лекция 2
Модели деятельности психологической службы образования
План:
1. Понятие модель психологической службы
2. Виды моделей психологической службы
Положение о психологической службе образования обозначает лишь основные направления профессиональной деятельности психолога. Это общее в каждом конкретном учреждении образования приобретает особенные черты и становится единичным в случаях высокого уровня творчества и профессионального мастерства психолога. Психолог выполняет социальный заказ и оправдывает социальные ожидания педколлектива детского сада или школы, если он в состоянии осуществить психологическое обеспечение развития данного учреждения и личностей, его составляющих. Так возникают авторские модели психологических служб.
Итак, что это авторская модель, каким требованиям она должна отвечать, кто ее конструирует?
Под моделью деятельности психологической службы в образовательной организации понимается последовательность организационных форм работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса (с воспитателями, родителями и детьми), обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.
Схема построения модели службы:
1. Цель психологической службы (зависит от цели учреждения)
2. задачи психологической службы.
3. Теоретический подход.
4. Функционально-ролевое самоопределение психолога.
5. Приоритетные направления деятельности (в школе – развивающая, в армии – профилактика).
6. Содержание работы в рамках каждого из направлений деятельности (что диагностируете, консультируете, развитие, профилактика).
7. Приоритетные формы работы в рамках каждого из направлений.
8. Структура психологической службы.
9. Система взаимодействия службы с другими субъектами этого образовательного пространства (педагоги, администрация, логопеды, неврологи) с другими службами.
10. Продукт (должно быть сформировано то-то и то-то).
— Этапы реализации данной модели.
Все это является составляющими компонентами рабочей программы педагога-психолога, на основании которой осуществляется вся его деятельность.
Виды и типы моделей психологических служб.
Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед собой различные цели и занимает различные позиции по отношению к происходящему. Сложились различные модели деятельности психолога.
. модель определяется не столько квалификацией психолога (в рамках одной модели возможны разные уровни квалификации специалиста), сколько его профессиональной позицией, с одной стороны, запросом и позицией администрации — с другой.
В рамках концепции психологической службы образования можно выделить несколько вариантов модели ПС
Первая модель. Позиция психолога — «сторонний наблюдатель» за происходящим в образовательном учреждении, основная функция — консультативная (информативная идиспетчерская).
Отстаивает права и интересы ребенка. Работает на «территории» своего кабинета и ведет консультации по запросам с педагогами детьми и родителями. Психолог не ставит своейзадачей оказывать влияние ни на форму, ни на содержание того, что происходит как в рамках учебного процесса, так и в сфере сложившихся отношений.
Позиция психолога — это позиция стороннего специалиста, отстаивающего права и интересы ребенка.
Вторая модель. Позиция психолога — «фасилитатор» («тот, кто облегчает») взаимодействия других участников образовательного процесса, основные функции — диагностическая и консультативная.
К предыдущему функционалу добавляется: проведение диагностики детей разного возраста по запросам администрации образовательного учреждения. посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными детьми. При высокой квалификации психолог становится главным участников педагогических консилиумов, рассматривающих проблемы успеваемости.
IIIТретья модель. Позиция психолога — «активное включение», основные функции — диагностическая, коррекционная и профилактическая.
Пятая модель. Позиция психолога — «исследователь». Объектом исследования психолога является образовательный процесс, организуемый в соответствиями с целями и задачами развития ребенка, вклада всех участников образовательного процесса в создание условий для развития ребенка. Функции психолога — диагностическая, профилактическая и пропедевтическая, организационно-просветительская. Различные типы практико-ориентированных исследований. Объектом исследования является целостный учебно-воспитательный процесс… Направления деятельности и профессиональные цели, описанные в данном Положении, не обязывают психолога, работающего в образовании, выполнять их в полном объеме.
Модели деятельности психолога
в образовательном учреждении
Работа психолога, как и любого другого специалиста, если это действительно профессиональная деятельность, должна быть выстроена как определенная система действий, направленных на решение поставленных задач с помощью специально подобранных средств. То есть в основу должна быть положена организационно-содержательная модель деятельности. Мы предлагаем свой подход к типологизации таких организационно-содержательных моделей.
Предлагаемая типология проста и отражает реальную картину деятельности психологов образовательных учреждений в настоящее время. Для нас было очень важно создать такой подход к проектированию системы деятельности педагога-психолога и ее описанию, который приводил бы к понятным, «узнаваемым», уже так или иначе проросшим в практике вариантам. Чтобы реально работающему психологу и его директору было легко соотнести то, что уже реально делает специалист, с тем, что нужно школе, и найти наиболее экономичные и здоровьесберегающие пути превращения реального в требуемое. Основы данного подхода были заложены в первые годы этого века проектно-творческой группой московских школьных психологов и описаны в материалах газеты «Школьный психолог».
Итак, в основу типологии положены два вопроса и варианты ответа на них:
За первым вопросом для нас скрывается принципиальная позиция психолога данного образовательного учреждения относительно способа решения психологических задач. Один вариант — решение своих профессиональных задач посредством психологического обеспечения деятельности других специалистов: педагогов-предметников, классных руководителей и воспитателей, педагогов дополнительного образования и др.
Другой вариант — решение профессиональных задач в процессе непосредственной работы с учащимися и их родителями. И в том и в другом случае нелишним будет добавление слова «преимущественно». Отнесем к преимущественному то, что задано в функционале, определено как основное, внесено в перспективный план работы и т.д.
За вторым вопросом — преимущественный характер решаемых задач.
К задачам стратегического характера отнесем цели развития школы как системы, образовательные результаты, заложенные в программу развития школы, и государственные стандарты, задачи экспериментальной и инновационной деятельности, возрастные задачи развития учащихся и пр.
К тактическим относятся задачи индивидуального развития сегодняшних учеников, вытекающие из различных трудностей адаптации, усвоения знаний, вопросы профессиональной компетенции педагогов и родителей, сталкивающихся с такими проблемами и не готовыми их решать.
Два вопроса рождают варианты профессионального самоопределения психолога в образовательном учреждении, типологические «заходы» на модели деятельности. Мы для удобства описания подобрали им простые, понятные названия: «научный руководитель», «методист», «преподаватель психологии», «консультант» (см. табл.).
Варианты профессионального самоопределения
психолога в образовательном учреждении
Работа на стратегические задачи | Работа на тактические задачи | |
Работа с педагогами и администрацией | Научный руководитель | Методист |
Работа с учащимися и их родителями | Преподаватель психологии | Консультант |
Подробное описание каждой модели, анализ их возможностей и «ареала распространения» дано в следующем разделе. Пока — очень краткая характеристика.
Научный руководитель — «штучная» высокопрофессиональная деятельность психолога в образовании, слабо поддающаяся алгоритмизации. Научный руководитель разрабатывает или внедряет определенный методологический подход к построению всей образовательной системы школы, всех видов образовательной практики. Он — держатель теоретического подхода, модели образовательной системы, ключевой проектной идеи, которая будет преломляться в деятельности всех специалистов и приводить к достижению определенных образовательных результатов. Как? Научный руководитель вряд ли это знает, да и не может этого знать: у него другое образование, другой уровень обобщения знаний, другая профессиональная задача.
В качестве примера психологических идей, которые могут быть положены в основу такой деятельности, можно привести теорию развивающего обучения Эльконина–Давыдова, теорию личностно-ориентированного образования Якиманской, идеи психодидактики Холодной и др.
Психолог-методист — специалист, помогающий педагогам психологически грамотно осуществлять педагогическую деятельность, решать свои профессиональные задачи. Методист открывает педагогу «второе дно» процессов обучения и воспитания, раскрывает психологические механизмы эффективного усвоения знаний и присвоения социально одобряемых моделей поведения. Помогает настроить урок — по содержанию, форме, динамическим и стилевым характеристикам — на конкретную группу детей с теми или иными индивидуальными особенностями и возможностями.
При этом психолог хорошо знает и понимает специфику педагогической деятельности и задач, стоящих перед педагогом, разбирается в современных образовательных методах и технологиях, может помочь в них сориентироваться. Еще одно умение психолога-методиста: он видит педагогические возможности психологических методов и приемов и может показать их педагогам. Например, групповая дискуссия — разработанный в психологии метод принятия групповых решений. В «чистом виде» он не может быть использован в педагогической практике, а после умелой обработки психологом-методистом — может, и с большим эффектом.
Преподаватель психологии строит свою деятельность на основе стратегических задач. Он разрабатывает (или адаптирует) образовательные психологические программы, которые позволяют передавать учащимся необходимые для их культурного развития психологические знания, формировать компетенции и способности психологического содержания: коммуникативные, рефлексивные, личностные и др. Свои программы он может «упаковывать» в формы уроков, факультативов, выездных программ с погружением, проектную работу и др.
Важно, что он работает по заранее разработанному тематическому плану, который мало зависит от сиюминутных проблем и интересов детей или их педагогов. Настройка программ на текущие потребности школы может осуществляться в период планирования, весной или летом, в крайнем случае — по решению консилиума или педсовета (уроки психологии могут быть включены в большую общую программу, направленную на решение выявленной проблемы).
Психолог-консультант работает преимущественно по запросу и с проблемными ситуациями. Само название его позиции говорит само за себя. Деятельность психолога в рамках данной модели разворачивается, если можно так сказать, на «периферии» образовательной системы школы. Основная задача его профессиональной деятельности — помощь в решении психологических проблем развития, возникающих у учащихся в различных образовательных ситуациях и ситуациях жизнедеятельности в школьной среде.
Психолог занят профилактической работой в ее самых простых формах и преимущественно ориентирован на работу с теми, кому трудно удержаться в рамках общих школьных требований. Частично он самостоятельно оказывает помощь (в рамках своих возможностей и компетенции), частично организует работу с ребенком и его семьей тех специалистов, которые могут оказать квалифицированную и специализированную помощь. В силу этого последнего обстоятельства диспетчерская деятельность становится очень важным направлением работы психолога-консультанта. Он должен хорошо представлять себе, к какому специалисту необходимо переадресовать ребенка с данным типом проблемы и где такой специалист имеется.
Для психолога-консультанта образовательного учреждения одинаково важными являются как ситуации профессионально грамотного ответа на запрос, так и формирования запросов. Кроме того, и в этом его отличие от психолога-консультанта, работающего в специализированном учреждении (центре), он проводит собственную диагностику, чаще всего скрининговую, для выявления учащихся, нуждающихся в психологической помощи. Его профессиональное взаимодействие с педагогами осуществляется в форме передачи психологических рекомендаций и просветительских мероприятий.
Помимо четырех «чистых» вариантов построения деятельности, предложенный нами подход позволяет выделить и описать еще две очень интересные модели. Более многоплановые с точки зрения решаемых задач, более сложные с точки зрения организации. Они представлены в таблице.
Работа на стратегические задачи | Работа на тактические задачи | |
Работа с педагогами и администрацией | Проектировщик | |
Работа с учащимися и их родителями | Куратор |
Психолог-проектировщик своей деятельностью охватывает большую часть пространства верхнего этажа нашей схемы. В отличие от научного руководителя, он редко является автором ключевой проектной идеи или теоретической модели, внедряемой в деятельность учреждения. Зато он умеет превращать идею в проект и руководить его реализацией.
В отличие от методиста, он не может оказать педагогу детальной методической помощи в превращении ключевой проектной идеи в конкретную методику, сценарий урока или дидактическую разработку, но он помогает учителю так организовать процесс работы над методикой, сценарием урока, чтобы в практику воплотилась изначальная идея. Психолог-проектировщик вычленяет психологические проблемы, мешающие развитию школы, реализации ее образовательных возможностей, и выстраивает целостную проектную работу по ее решению теми средствами, с привлечением тех ресурсов, которые у школы есть.
Психолог-куратор — специалист, способный выстроить целостную систему психологической работы с группой детей, направленную на решение их возрастных и индивидуальных задач развития, достижение ими достойных образовательных результатов. В этой системе будут разные виды и формы работы: обучающие занятия, развивающие игры и тренинги, совместные с классным руководителем (воспитателем) образовательные или воспитательные мероприятия и наряду с этим индивидуальные коррекционные или консультативные встречи.
К решению задач развития такой специалист будет активно привлекать педагогов и родителей учащихся, его ближайший коллега и соратник — классный руководитель (воспитатель). «Единицей» деятельности психолога-куратора является сложившаяся учебная группа детей (класс, группа детского сада, спортивная секция, кружок). Основная направленность деятельности — развивающая. У данной модели очень много достоинств и один крупный недостаток: психолог-куратор не может осуществить свою работу более чем с 5–7 учебными группами.
Таким образом, набралось шесть основных моделей. Нет, даже пять, так как «научный руководитель» по названным выше причинам не будет нами рассматриваться как модель, рекомендуемая для внедрения в массовую практику. Остальные — будут. Среди них трудно выделить «лучшие» и «худшие». Каждая хороша на своем месте и в свое время.
В завершение — одно важное добавление. Все предлагаемые модели описывают «классическую» для нашего образования ситуацию: психолог является сотрудником школы, принят в школу директором, подчиняется ему. Мы знаем, что в настоящее время разрабатываются и внедряются модели «психологического десанта»: являясь сотрудниками большого специализированного центра, психологи работают в школах на временной (вахтовым методом) или практически на постоянной основе. Общее руководство их деятельностью осуществляется из психологического центра, ему же они административно подчиняются.
Такие варианты работы психолога в школе — это уже совсем другая история. Со своими понятными экономическими плюсами и колоссальными содержательными минусами. С нашей точки зрения, это варианты выживания, тактический ход при дефиците ресурсов и сильных психологических кадров, но никак не стратегия развития системы. Это отказ от многих возможностей, которые таятся и понемногу раскрываются в том варианте службы, который существует в нашей стране с середины 80-х годов прошлого века. Уникальном варианте! Такого количества психологов в системе образования нет нигде. Это достояние нашего образования, ценим мы его по-настоящему или нет.
Если для многих регионов сегодня такого рода модели — единственный вариант сохранить психологов образовании, пусть они существуют. Как временная мера. Мы же настаиваем на других вариантах функционирования службы, у которых существует большой потенциал развития.
Модель психологической службы в школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 11
села Золотое Красноармейского района Саратовской области»
Модель психологической службы
Ляховой Елены Викторовны
В основу моей психолого-педагогической практики в школе положена модель психологического сопровождения учащегося в процессе всего школьного обучения.
Цель моей работы, состоит в том, чтобы создание условий для его оптимального развития и обучения, стимулирование готовности к развитию его творческого потенциала, помощь в адаптации к жизни в новых условиях.
Для достижения этой цели я взаимодействую со всеми участниками учебно-воспитательного процесса: учащимися, педагогами и родителями. Работу веду по нескольким направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психоконсультирование и психокоррекция.
Деятельность школьного психолога тесно связана с работой завучей, организатора, социального педагога и старшей вожатой.
Работа ведется со всеми участниками образовательного процесса по направлениям:
1. Психологическое просвещение и психопрофилактика.
Курс повышения квалификации
Нейропсихология детского возраста
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ
Номер материала: ДВ-210254
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Виды психологической практики в образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Виды психологической практики в образовании
Основными видами психологической практики в системе образования являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция. В любой конкретной ситуации каждый вид может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.
Психологическое просвещение — это приобщение взрослых — воспитателей, учителей, родителей — и детей к пси хологическим знаниям.
Основной смысл психологического просвещения заклю чается в том, чтобы: 1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; 2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психоло гических исследований; 3) формировать потребность в пси хологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; 4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания; 5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.
Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, под борка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу — можно приглашать других специалистов.
Психопрофилактика — это специальный вид психологической практики психолога в образовании, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Психологическая профилактика предполагает:
ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
своевременное выявление таких особенностей ребен ка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
3) предупреждение возможных осложнений в связи с
переходом детей на следующую возрастную ступень.
Итак, мы говорим о психологической профилактике в тех случаях, когда психолог на основе своих знаний и опы та проводит работу по предупреждению возможного небла гополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.
Консультативная деятельность – существенный вид психологической практики в системе образования. Консультативная работа в детском саду, школе имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или иных консультациях по вопросам обучения и воспитания детей и школьников. Психолог образования находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов и детей, те или иные их каче ства, их успехи и неудачи и т. д. Он видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.
Консультации проводятся для воспитателей, учителей, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми. Обобщение опыта психологов образования пока зало, что учителя чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: причины трудностей в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумение детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэффективность собственных педагогических воздействий, общение детей разного возраста со сверстниками и формирование детского коллектива, пути расширения собственных профессиональных умений, возможности выявления и развития интересов, способностей и склонностей учащихся, методы профориентационной работы со школьниками.
Основные проблемы, по которым обращаются к психо логу родители: как готовить детей к школе, отсутствие ин тересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повы шенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятель ность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация и т.д.
Задачи консультативного вида психологической практики в школе :
Консультация администрации школы, учителей, родителей, по проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
Проведение индивидуального консультирования учащих ся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.
Консультирование групп учащихся по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.
Способствование повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родитель ских собраниях.
5. По запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций проведение психологической экспертизы психического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений, связанных с определением дальнейшей судьбы учащихся (лишение родительских прав, направление школь ника в специальные учебные заведения и пр.).
Психологическая диагностика и коррекция. Задача психодиагностики — дать ин формацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, — учителям, воспитателям, родителям.
Психодиагностика в системе психологической службы образования имеет свои принципиальные особенности. В ряде исследований отечественных и зарубежных психологов отмечается необходимость различать психодиагностику на учно-исследовательскую и научно-практическую. Научно-практическая психодиагностика ориентируется на различные задачи общественной практики, в нашем случае — на задачу психического развития и укрепления психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста.
Учитывая специфику диагностики в системе психологической службы образования, некоторые исследователи определяют ее как психолого-педагогическую диагностику и основными ее задачами считают, во-первых, контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, и коррекцию развития с целью создания оптимальных возможностей и условий развития для слабых и сильных учащихся, подтягивания их на более высокий уровень, а также установления правильного направления развития детей, обнаруживающих особые способности; во-вторых, сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.
Диагностико – коррекционное (диагностико-развивающее) направление работы психолога – одно из наиболее сложных, оно требует специальной психологической подготовки психолога-практика.
Психологический тест является средством, которое может привести к положительному результату только тогда, когда оно находится в руках человека, обладающего специальной психологической квалификацией, необходимыми качествами личности и соблюдающего этические принципы психологической работы с людьми.
В диагностике необходимо умение выделять психологи ческую проблему, правильно задать вопрос, получить нуж ную информацию от воспитателей, учителей, родителей, де тей, проанализировать эту информацию и сформулировать вывод, имеющий не просто практическую направленность, но направленность на анализ конкретного, единичного слу чая. Л. С. Выготский предупреждал: «Исследователь должен помнить, что отправляясь от данных, от признаков, от симптомов, он должен изучить и определить особенности и характер процесса развития, который непосредственно не дан ему, но который в действительности лежит в основе всех наблю даемых признаков. Таким образом, в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установлении известных симптомов и их перечислении или систематиза ции и не только в группировке явлений по их внешним, сход ным чертам, но и исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития Процедура диагностико-коррекционной деятельности практического психолога сложна, объемна, ответственна и очень слабо разработана
Этапы осуществления диа гностико-развивающей, диагностико-коррекционной работы: 1) изучение практического запроса; 2) формулировка психо логической проблемы; 3) выдвижение гипотез о причинах на блюдаемых явлений; 4) выбор метода исследования; 5) ис пользование метода; 6) формулировка психологического диа гноза, которая должна обязательно содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка, причем прогноз как бы в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевре менно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет; 7) раз работка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с учащимися; 8) осуществление этой про граммы, контроль за ее выполнением. [9]
Хотелось бы обратить внимание на то, что, конечно, это не жесткая схема. В реальной жизни психолог навряд ли будет постоянно фиксировать, на каком этапе диагностико-развивающей, диагностико-коррекционной работы он находится. Кроме того, каждый раз будут различны временные затраты на прохождение им того или иного этапа. Но ориентироваться на их совокупность и последовательность необходимо всегда.
Здоровьесберегающая деятельность. Основная цель данного направления – формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников учебно-воспитательного процесса.
Формами реализации данного направления являются: мониторинг психофизиологического и эмоционального состояния учащихся в учебно- воспитательном процессе; посещение уроков с целью наблюдения за соответствием режима учебных занятий, методов преподавания, структуры урока, условий внешней среды возрастным особенностям учащихся; информирование классных руководителей, педагогов – предметников об особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности учащихся.
Педагог – психолог на основании данных мониторингов выделяет группы для организации последующей психолого-педагогической работы.
Методическая работа. Цель методической работы – накопление психологических методических материалов для организации учебного и воспитательного процесса и предоставление возможности их использования учителями, классными руководителями, руководителями методических объединений, администрацией школы.
Методическая работа включает сотрудничество с заместителями директора школы по вопросам реализации поставленных перед учреждением образования задач, в том числе – участие в составлении плана работы школы, с педагогом социальным – разработку психологически адекватных программ воспитательного воздействия, с педагогами-предметниками – участие в подготовке заседаний предметных методических объединений.
По запросу администрации педагог-психолог выполняет психологический анализ мероприятий. Участвует в программах работы с молодыми специалистами.
Социально-психологическое обеспечение управленческих процессов
В рамках данного направления педагог-психолог участвует в разработке программ развития учреждения образования, проводит мониторинговые исследования социально-психологического климата в коллективе педагогов, продуктивности управленческой коммуникации в системах администрация – учителя, администрация – учителя – ученики, учителя – ученики.
Педагогом-психологом осуществляется поиск и апробация форм эффективного делового и досугового взаимодействия классных руководителей, педагогов-предметников, педагогов социальных и педагогов-организаторов. Он регулярно информирует членов педагогического коллектива о своих профессиональных обязанностях, плане работы, а также о системе взаимодействия с классными педагогами и учителями-предметниками.
Педагог-психолог в учреждении образования подчиняется руководителю (директору), свою деятельность координирует с заместителем руководителя (директора) по воспитательной работе.
Методическое руководство педагогами-психологами учреждений образования в районе осуществляют специалисты регионального социально-педагогического центра.
Координация деятельности педагогов-психологов учреждений образования района, города. Координацию психологической работы в районе, городе осуществляет специалист регионального социально-педагогического центра, который располагает базой данных о кадрах педагогов-психологов, психологических и социальных службах района, города; соответствующих специалистах, работающих в медицинских учреждениях.
Данный специалист участвует в подборе и расстановке кадров социально-педагогической и психологической службы в соответствии с целями, задачами и особенностями структуры учреждений образования. Организует систематическую учебу для педагогов-психологов по утвержденному плану, направляет на курсы повышения квалификации в областные и республиканские учреждения.
Является координатором коррекционно-развивающей работы в районе с учащимися. Совместно с руководителями центров, в которых работают психологи, в начале учебного года составляет план проведения коррекционных групп в соответствии с потребностями района, города, контролирует функционирование коррекционных групп.
Предметом деятельности практических психологов является психическая реальность людей, а также факторы, воздействующие на нее. Причем, если в академической психологии психическая реальность оказывается как бы поделенной на отдельные понятия и категории, мыслимые в рамках тех или иных объяснительных схем, научных теорий и направлений, то особенностью психологической практики является то, что человек в ней предстает целостно, в единстве своих специфических процессов, качеств, способностей. Поэтому психолог-практик вынужден использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики. Логика психолога-практика – это логика действия, направленного на использование результатов научного исследования в интересах тех, кто обратился к ним за помощью. Это означает, что практик работает с теми, кто сам обращается к нему за определенным видом услуг. Психолог работает с «клиентами» – лицами нуждающимися в психологической помощи. Психолог-практик всегда опирается на выявленную в ходе научных исследований норму. Он знаком со всеми пониманиями нормы в современной психологии. Практик переводит затруднения клиента на язык психологической науки, осмысливает их в терминах общей психологической теории и описывает в психологическом диагнозе. Психолог-практик применяет специальные профессиональные навыки и умения, помогающие корректировать отклонения от нормы у клиентов. Общую логику работы психолога-практика можно описывать через возврат состояния клиента к норме.
По мнению Р.В. Овчаровой, своей работе психолог-практик обязан руководствоваться профессионально-этическими нормами, выражающимися в этических принципах :
1) Принцип соблюдения тайны. Деятельности практического психолога, как и многим другим видам деятельности свойственна профессиональная тайна – следование правилу, согласно которому определенная информация может быть известна только узкому кругу специалистов. Этого требуют интересы клиента, а также самого психолога. Это задача не простая. Позиция и статус психолога в системе профессиональной коммуникации таковы, что он обязан предоставлять определенную психологическую информацию. Под этим видом могут предъявляться требования и относительно персональной информации. Профессиональный долг психолога не позволяет ему предоставлять информацию о клиенте большинству должностных лиц.
Прежде всего, психолог отстаивает права своего клиента, и конфиденциальность является их существенной частью. Соблюдение профессиональной тайны отражает принцип конфиденциальности, который разделяют все психологи мира. В то же время профессиональная тайна и конфиденциальность имеют свои границы. Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психолог примет меры для ее предотвращения. А это может потребовать вмешательства других людей и разглашения информации. Например, психолог не может оставить без внимания сообщение о задуманном самоубийстве, преступлении или побеге ребенка из дома. О возможности обсуждать проблему клиента с коллегами, также сообщается на начальной стадии работы. В группе психолог прикладывает усилия к формированию таких групповых норм, которые создают атмосферу конфиденциальности;
2) Принцип ненанесения ущерба. Принцип ненанесения ущерба – один из основных принципов деятельности практических психологов, предполагающий, что результаты, полученные в ходе взаимодействия с клиентом, ни в коем случае не должны причинить ему вред. Этот принцип имеет медицинское происхождение. Он призывает психолога к сдержанности и даже известному консерватизму во всем, что затрагивает здоровье, социальное положение и способность человека решать свои проблемы. Клиент может быть травмирован в процессе общения с психологом в результате получения ошеломляющей его информации о себе, своем поведении, с которой он не знает, что делать Он может укрепиться в мысли о невозможности найти нужную ему помощь. Неправильные действия психолога могут сформировать зависимость и пассивность клиента. Вред может быть нанесен неосторожным поведением психолога с людьми, которые имеют власть над клиентом, и могут употребить во зло все, что они узнали из общения с психологом. Психолог должен применять только апробированные методики, отвечающие современным научным стандартам. Всю свою работу психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Он уважает основополагающие человеческие права, определенные всеобщей Декларацией прав человека;
3)Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов;
4) Принцип комплексной диагностики и психологической помощи. Он предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетание методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения достоверности исследования;
5)Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог создает условия, чтобы обратившийся за помощью человек чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Психолог проявляет доброжелательное отношение, умение слушать, понимать, осмысливать, относиться серьезно к неприятностям и проблемам клиента;
6) Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации должны быть обязательно полезны для того, кому даются;
7) Принцип профессиональной компетентности и рефлексии профессиональных ограничений предполагает, что психолог должен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности. Он должен четко представлять границы своих профессиональных возможностей, применять только проверенные методы работы.