основные направления психолого педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения
Психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях интегративного образования
Одним из центральных вопросов, который сегодня обсуждается специалистами образования, является внедрение в практику принятого Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, устанавливает нормы и положения, обязательные для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Стандарт включает в себя требования:
• к структуре образовательной программы,
• к результатам, освоения образовательной программы,
• к условиям ее реализации.
Наряду с тем, что ФГОС определяет структуру программы, он определяет и те принципы (принцип развивающего образования, комплексно-тематический и др., по которым педагогам необходимо выстраивать образовательную работу.
Для реализации данных принципов требуется переосмысление своей деятельности всеми специалистами образования, в том числе и психологами.
На данном этапе развития образовательной системы актуальность деятельности педагога-психолога возрастает.
Психологическое сопровождение образовательногопроцесса является требованием федерального документа: «Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области с обязательным психологическим сопровождением».
Психологическое сопровождение должно включать:
• содействие построению развивающего и коррекционного образования,
• психологический анализ образовательного процесса,
• мониторинг результатов освоения детьми образовательной программы.
Наряду с этим, в соответствии с ФГОС, новыми задачами психологического сопровождения становится:
• оптимизация образовательной ситуации для максимального раскрытия и развития познавательных возможностей детей,
• создания оптимальных условий для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей.
Эти задачи является актуальными для психологов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу с детьми с о. в. з.
Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с о. в. з. и оказание помощи детям этой категории в освоении основной общеобразовательной программы.
Программа коррекционной работы содержит:
• перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с о. в. з., их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы.
• систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с о. в. з. в условиях образовательного процесса, включающего
-психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых потребностей,
— мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы,
— корректировку коррекционных мероприятий.
• описание специальных условий, программ и методов обучения и воспитания детей с о. в. з., в том числе
-создание безбарьерной среды их жизнедеятельности,
-использование специальных образовательных программ,
— использование специальных методов воспитания и обучения,
— проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
• механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий, который должен обеспечиваться в единстве воспитательно-образовательного процесса в учреждении и вне его,
• планируемые результаты коррекционной работы.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
• возможность освоения детьми с о. в. з. основной образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Психологическое сопровождение должно включать:
• содействие построению развивающего и коррекционного образования,
• психологический анализ образовательного процесса,
• мониторинг результатов освоения детьми образовательной программы.
Грамотно выстроенная деятельность психолога, сочетающая все направления работы, позволит оптимизировать образовательный процесс и реализовать образовательную программу на высоком уровне.
Организация образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей дошкольного возраста, представленным Перед вами программа «Детство», которое является результатом многолетней научно-иследовательной работы коллектива кафедры дошкольной педагогики.
План внедрения ФГОС дошкольного образования на 2014–2016 годы На основании приказа Министерства образования и науки Самарской области №42-од от 06.02.2014 «Об обеспечении введения ФГОС ДО в Самарской.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения обусловлены переосмыслением задач специального образования, интегративными тенденциями в образовании, реализацией принципов гуманизации, гуманитаризации и демократизации в современной школе. Меняются приоритеты образования. Существовавшая долгие годы ориентированность на формирование знаний, умений и навыков уступает приоритетные позиции воспитанию и социализации. В связи с изложенным попытаемся определить основные понятия, передающие сущностную характеристику процесса психолого-педагогического сопровождения.
Педагогическая поддержка рассматривается как система средств и деятельность педагога, обеспечивающие оказание профессиональной (коррекционно-педагогической) помощи в индивидуальном развитии и саморазвитии, обучении и воспитании, в самоактуализации и самореализации ребенка.
Психолого-педагогическо сопровождение видится как в
преодолении трудностей в обучении в условиях образовательной интеграции, так и в успешном развитии, воспитании, социальной адаптации, социализации, самореализации, укреплении здоровья, защите прав ребенка.
Можно выделить с известной мерой относительности два направления психолого-педагогического сопровождения: актуальное и перспективное. Актуальное ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с преодолением имеющихся трудностей в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития, формировании межличностных отношений,социализаиии. Психолого-педагогическое сопровождение решает задачи конкретной помощи ребенку в условиях его совместного обучения.
Перспективное направление психолого-педагогического
сопровождения нацелено на развитие, становление личности и индивидуальности каждого ребенка, на коррекцию его психофизического развития, на формирование социально жизнеспособной личности. Оба направления между собой неразрывно связаны, между ними не всегда можно провести грань. Корригируя, сопровождая развитие ребенка, одновременно решаются все его повседневные проблемы, т.е. оказывается конкретная помощь в преодолении имеющихся учебных затруднений.
Обратимся к интерпретации психолого-педагогического
сопровождения в специальной литературе в области коррекционной педагогики. Е.И.Казакова (2000) под сопровождением понимает метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в ситуациях жизненного выбора. Л.И.Шипицина (2003) подчеркивает, что сопровождение не является синонимом таких понятий и процессов как поддержка, помощь, обеспечение. Сопровождение рассматривается как сложный процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является решение и действие, ведущие к прогрессу в развитии сопровождаемого.
Белорусские ученые ( А.Н.Коноплева, Т.Л.Лешинская, В.Ч.Хвойницкая) рассматривают сопровождение с позиции междисциплинарного взаимодействия. Психолого-педагогическое
сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Оно включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития. Психолого-педагогическое сопровождение представляется не суммой методов коррекционно-развивающей работы с детьми. Это комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Поскольку в процессе обучения реализуются когнитивная и
эмоционально-личностная парадигмы и обеспечивается формирование жизнеспособной личности, то это расширяет задачи психолого-педагогического сопровождения. Решаются не только проблемы, связанные с интеллектуальной и эмоционально-личностной сферами, но и оказывается помощь ребенку в решении актуальных для него проблем, определяемых социальной ситуацией его развития. Процесс сопровождения включает не только ребенка, но и значимых взрослых, так как анализируется и моделируется коррекционно-образовательное пространство и реальная ситуация обучения ребенка в условиях интеграции.
Ребенку с особенностями психофизического развития необходима такая система сопровождения, которая помогла бы ему преодолеть существующие ограничения жизнедеятельности (эффективного взаимодействия, общения с окружающими) и помогла, научила самостоятельно принимать решения, отвечать за них, а также приобретать трудовые или профессионально-трудовые навыки, которые позволят ему быть востребованным на рынке труда. Этому служат создаваемые в рамках психолого-педагогического сопровождения индивидуальные или фронтальные программы развития социальных, социально-эмоциональных навыков, программы личностного развития и самоопределения, программы углубленной социальной и профессиональной подготовки. В этом случае сопровождение будет служить решению таких задач как обучение конкретным предметам, находящимся в зоне актуальных интересов ребенка, профильное обучение, интеграция. Все вместе будет способствовать формированию личности, способной к максимально возможной социализации или социальной адаптации. Сопровождение при этом охватывает образовательный процесс, индивидуальное развитие в системе его взаимоотношений с самим собой, ближайшим окружением и социумом в широком значении слова. Иными словами, в систему сопровождения вовлекаются ребенок, его родители, педагоги, психологи, социальные педагоги, медики и другие специалисты.
Попытаемся проанализировать особенности социальной ситуации развития детей в условиях интегрированного обучения, специфичность и необходимость психолого-педагогического сопровождения. Для организации сопровождения важно проследить условия и причины возникновения когнитивного и адаптивного кризисов, формирования дезадаптивных явлений в условиях образовательной интеграции.
Ряд авторов указывают на то, что в условиях совместного обучения затруднена учебная деятельность детей с особенностями психофизического развития. К неблагоприятным факторам относят те обстоятельства, что учителя не учитывают своеобразие познавательной деятельности учащихся с психофизическими нарушениями, закономерности их психического развития, автоматически переносятся требования, ориентированные на обычных школьников. Особенно негативно влияют на возможности обучения детей ориентация педагогов на темповые характеристики учебной деятельности. Технологии обучения, основывающиеся на скорости чтения, скорости переработки информации, не соответствуют функциональным возможностям детей с особенностями психофизического развития. Темповые установки при обучении чтению, письму, решению математических задач тормозят формирование у детей учебных навыков. Снижается работоспособность детей, проявляется выраженное переутомление. Наиболее опасно использование учебников массовой школы без корректировки методики их использования, устранения перегруженности второстепенным материалом. Естественно, что учащиеся с тяжелыми нарушениями речи, с трудностями в обучении, не говоря уже о детях с интеллектуальной недостаточностью, не могут усвоить тот объем учебного материала, который предназначается для обычных школьников.
Еще один неблагоприятный фактор связан с недостаточной коррекционной направленностью учебного процесса. Учителя классов интегрированного обучения недостаточно ориентированы на формирование приемов мыслительной деятельности, на развитие коррекции речи и памяти, внимания. Школьники с особенностями психофизического развития не овладевают рациональными способами учебной работы. Главным становится заучивание, запоминание материала без достаточного осмысления и умения воспользоваться в практической деятельности. Учащиеся испытывают неудовлетворение, учителя ищут причину в неспособности школьников усвоить данный программный материал.
Важным фактором успеха учащихся в условиях интегрированного обучения является позиция родителей. Многие из них не осознают той ответственности, которая возлагается на них в связи с тем, что дети идут учиться в обычную школу. Распространенной ошибкой является предъявление к ребенку неадекватных требований, ориентировка лишь на приобретение школьниками знаний и учебных навыков, недооценка формирования жизненной компетенции и умения включаться в социальное взаимодействие. Родители, как и учителя, не понимают специфики обучения детей с психофизическими нарушениями. Не исключаются случаи формального отношения к учебе детей, проявления безразличия. Совместное обсуждение проблем детей приводит к обвинению учителя в невнимании к детям или проявлению агрессивных действий по отношению к школьникам. Имеют место случаи противостояния родителей и учителей. Ответственность за неуспех детей перекладывается друг на друга, контакты нарушаются, взаимодействие взрослых исключается.
Модель психолого-педагогического сопровождения и этапы ее реализации
Модель психолого-педагогического сопровождения характеризуется следующими принципами: системности, комплексности, интегративности, приоритета особых потребностей ребенка, непрерывности.
Системный принцип реализуется в модели в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям,
родителям. Помощь оказывается одновременно, усилия значимых взрослых координируются и согласуются с потребностями ребенка. Психолого-
педагогическое сопровождение оказывается в реальной ситуации обучения ребенка. Выявляются имеющиеся сложности, потенциальные возможности
школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учетом всех составляющих определяется, моделируется система
психолого-педагогического сопровождения. Процесс сопровождения является целостным, динамичным, открытым. К системообразующим
факторам относится социальная ситуация развития ребенка, адекватное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, скоординированность усилий, командный стиль организуемого сопровождения.
Комплексный характер психолого-педагогического сопровождения проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности.
Использование одной технологии, одного метода вряд ли принесет успех. Необходимо использование психотерапевтических и психолого-педагогических методов.
Психолого-педагогическое сопровождение требует выявления причин учебных затруднений ребенка, знания и учета его особых пофебностей. Дети с особенностями психофизического развития нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса. Важно не только осознавать, что дети с особенностями психофизического развития не могут учиться без специальных условий, без специализированной коррекпионно-педагогической помощи, но и делать все возможное для выявления сильных сторон ученика, чтобы использовать их в качестве обходных путей.
Принцип непрерывности отражает необходимость ранней, с первых дней жизни ребенка, диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всей жизни. В этом усматривается защита прав лица с нарушениями психофизического развития. Педагогическая поддержка нивелирует действие имеющегося нарушения и ограничения. Дети нуждаются в адаптации дидактических и информационных средств. Логичным представляется утверждение, что психолого-педагогическое сопровождение должно функционировать на всех ступенях образования.
Принципы психолого-педагогического сопровождения позволяют выстроить его модель, предполагаемый образ. Модель отражает структурно-организационные и содержательно-процессуальные особенности данного процесса в первом приближении. Попытаемся прокомментировать отдельные ее составляющие.
Автор: Т.Л.Лещинская, директор Центра специального образования Научно-методического учреждения «Национальный институт образования»
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях интегрированного обучения.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях интегрированного обучения. Подготовила: Кузина Мария Николаевна
Психолого-педагогическое сопровождение– это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования в отношении обучающихся с ОВЗ будут: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития; создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении; оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности; обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения; организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося; в отношении обучающихся с нормальным психофизическим развитием; предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, в том числе проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; психологическое обеспечение образовательных программ; в отношении семей обучающихся; систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся; повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей; повышение уровня реабилитационной компетентности родителей обучающихся с ОВЗ; оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ; формирование психологической культуры; в отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике; повышение профессиональной компетентности; формирование навыков командной работы; формирование психологической культуры.
Сопровождение в образовательном процессе могут обеспечить классный руководитель, учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог и т.д. Но более эффективное использование психолого-педагогического сопровождения может быть осуществлено в условиях ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум). Проблема увеличения количества детей, нуждающихся в психолого- педагогическом сопровождении специалистов разного профиля, ставит перед педагогическим сообществом задачу объединения с целью реализации эффективной коррекционно-педагогической работы, обучения, воспитания и социализации детей и подростков с ОВЗ в условиях многоуровневого междисциплинарного взаимодействия. Эта задача может быть решена посредством включения в образовательный процесс специалистов «помогающих профессий» в службы или консилиумы. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – это актуальная и практически значимая форма работы команды специалистов-единомышленников по сопровождению ребенка с ОВЗ в едином образовательном пространстве, предполагающая, в том числе, сетевое взаимодействие. Основной целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Важной составляющей организации сопровождения ребенка с проблемами в развитии и его родителей является психологическая поддержка образовательного процесса. Психологическая поддержка образовательного процесса – это целостная система деятельности специалистов психологов, ориентированная на поддержку эффективности деятельности участников образовательного процесса. Отсутствие четких представлений о содержании деятельности, о круге обязанностей специалистов в школе затрудняет построение продуманной, востребованной в образовательном пространстве школы системы психолого-педагогической работы.
Основные этапы индивидуального сопровождения ребенка в общеобразовательной школе Эффективность образовательного процесса во многом зависит от уровня знаний педагогам своих учеников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним. Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ направлено на определение индивидуального образовательного маршрута и обеспечение максимально эффективного его прохождения с целью оптимальной социализации.
Однако существует и более детализированный вариант разработки стратегии сопровождения, в котором большое внимание уделяется всесторонней диагностике, позволяющей получать данные о специфике, характере и динамике психического развития, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его здоровья и социального благополучия. Данный вариант, на наш взгляд, оптимален для использования, когда в ходе обучения у ребенка были выявлены определенные проблемы, а не в случае целенаправленного включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду. Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению ребенка выделяется сбор информации о ребенке. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: наблюдение, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, беседа, анализ продуктов учебной деятельности, школьной (психолого-педагогической) документации.
Второй этап – анализ полученной информации. На основе анализа определяется специфика психолого- педагогической помощи. Для создания технологий сопровождения ребенка с той или иной степенью выраженности проблем в развитии условно выделяют следующие группы учащихся (В.Е. Летунова, 1998): дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не имеющие проблемы в развитии в данный момент; дети, имеющие предпосылки (медико-биологические, социальные, психолого-педагогические, факторы риска) к возникновению тех или иных проблем в развитии; дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент; дети, имеющие стойкие отклонения в развитии. Такое выделение групп, конечно, условно, но оно помогает определить основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям и педагогам. Третий этап – совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной психолого-педагогической помощи для каждого обучающегося с ОВЗ. Четвертый этап – консультирование всех участников процесса сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка. Пятый этап – деятельностный, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения. Шестой этап – анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. (Что удалось? Что не получилось? Почему?) Седьмой этап – дальнейший анализ развития ребенка; изменение образовательного маршрута ребенка. (Что мы делаем дальше?) Все этапы условны, так как у каждого ребенка свой путь развития и обучения и здесь необходим индивидуальный подход. Однако для эффективного сопровождения важны заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.
М.Р. Битянова описала алгоритм цикла организации индивидуального сопровождения ребенка в образовательной организации, которую на современном этапе можно представить следующим образом: 1. Первичная диагностика. 2. ПМПк. 3. Разработка индивидуального образовательного маршрута. 4. Разработка адаптированной образовательной программы. 5. Реализация индивидуального образовательного маршрута. 6. Динамическая диагностика. 7. Оценка результатов определенного этапа сопровождения. Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной среды – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка с ОВЗ. Социальное сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ необходимо проводить по следующим направлениям: ● социально-педагогическая работа с учащимися; ● социальная помощь семьям с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; ● работа со специалистами сопровождения и педагогами; ● сотрудничество с представителями внешних учреждений.
Формами социально-педагогического сопровождения участников образовательных отношений являются: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, просвещение (формирование социальной культуры, развитие социально-педагогической компетентности обучающихся, администрации Школы, педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся), социально-диспетчерская деятельность. Работа социального педагога в рамках Программы комплексного сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ включает: посещение семей с целью изучения условий воспитания и проживания детей; контроль исполнения родительских обязанностей; консультации родителей (законных представителей) и детей по правовым вопросам; социальная поддержка семей; проведение мероприятий по адаптации детей в образовательном пространстве, профилактике пагубных привычек, отклонений социального поведения; вовлечение в различные кружки и спортивные секции, в ученическое самоуправление класса; привлечение к общественно-полезному труду и волонтерству, организация занятости в каникулярное время.