основные формы обучения военнослужащих войск связи
Основные формы обучения военнослужащих войск связи
3.4.2. Формы обучения военнослужащих
Формы обучения – это организационная сторона учебного процесса, отражающая условия, в которых он осуществляется.
Формы обучения определяют состав и группы обучающихся, структуру занятия (учения), место и продолжительность его проведения, специфику деятельности обучающих. Они отражают организационную сторону процесса обучения и представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности офицеров (педагогов) и обучаемых военнослужащих, осуществляемой в установленном порядке и в определенном режиме.
Формы обучения подразделяются на общие и специфические.
Общие формы обучения классифицируются:
• по направленности подготовки личного состава – на теоретические и практические;
• по организации обучающихся – на коллективные, групповые, индивидуальные;
• по месту проведения занятия – на классные и полевые;
• по месту в учебном процессе – на учебно-плановые, служебно-плановые, внеслужебные.
Специфическая форма обучения может применяться во время боевых стрельб, пусков ракет, ведения разведки, проведения имитации.
В военной педагогике сложилась следующая классификация форм обучения военнослужащих:
• учебно-плановые;
• служебно-плановые;
• внеслужебные;
• специфические и др.
Служебно-плановые формы обучения представляют собой парковые и регламентные дни в части (на корабле).
К внеслужебным формам обучения обычно относят различные школы воинского опыта, военные кружки, состязания, конкурсы и др.
Специфические формы обучения включают конкретные занятия, характерные для каждого вида Вооруженных Сил России, например в авиации – различные виды наземных тренировок.
Практика показывает, что единичная форма обучения (вид занятия) решает частные учебные задачи, и только объединение их в дидактические циклы занятий позволяет достигать цели профессионального становления военнослужащих в части (на корабле).
Необходимость объединения единичных форм обучения в дидактические циклы занятий, а далее в систему обучения военного специалиста диктуется также комплексным характером деятельности военнослужащих и особенностями усвоения ими полученных знаний. Вышеназванные причины обусловливают применение адекватных форм обучения, определяют их содержание и характер реализации. Это продиктовано также целью занятия и категорией обучающихся.
Формы обучения непрерывно совершенствуются, появляются их новые разновидности. Необходимо отметить, что они используются в тесной связи с методами обучения. Такая совокупность и определяет вид занятий.
Формы обучения военнослужащих
Формы обучения– это организационная сторона учебного процесса, отражающая условия, в которых он осуществляется.
Формы обучения определяют состав и группы обучающихся, структуру занятия (учения), место и продолжительность его проведения, специфику деятельности обучающих. Они отражают организационную сторону процесса обучения и представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности офицеров (педагогов) и обучаемых военнослужащих, осуществляемой в установленном порядке и в определенном режиме.
Формы обучения подразделяются на общие и специфические.
Общие формы обучения классифицируются:
•по направленности подготовки личного состава – на теоретические и практические;
•по организации обучающихся – на коллективные, групповые, индивидуальные;
•по месту проведения занятия – на классные и полевые;
•по месту в учебном процессе – на учебно-плановые, служебно-плановые, внеслужебные.
Специфическая форма обучения может применяться во время боевых стрельб, пусков ракет, ведения разведки, проведения имитации.
В военной педагогике сложилась следующая классификация форм обучения военнослужащих:
•учебно-плановые;
•служебно-плановые;
•внеслужебные;
•специфические и др.
Служебно-плановые формы обучения представляют собой парковые и регламентные дни в части (на корабле).
К внеслужебным формам обучения обычно относят различные школы воинского опыта, военные кружки, состязания, конкурсы и др.
Специфические формы обучения включают конкретные занятия, характерные для каждого вида Вооруженных Сил России, например в авиации – различные виды наземных тренировок.
Практика показывает, что единичная форма обучения (вид занятия) решает частные учебные задачи, и только объединение их в дидактические циклы занятий позволяет достигать цели профессионального становления военнослужащих в части (на корабле).
Необходимость объединения единичных форм обучения в дидактические циклы занятий, а далее в систему обучения военного специалиста диктуется также комплексным характером деятельности военнослужащих и особенностями усвоения ими полученных знаний. Вышеназванные причины обусловливают применение адекватных форм обучения, определяют их содержание и характер реализации. Это продиктовано также целью занятия и категорией обучающихся.
Формы обучения непрерывно совершенствуются, появляются их новые разновидности. Необходимо отметить, что они используются в тесной связи с методами обучения. Такая совокупность и определяет вид занятий.
Виды учебных занятий
Важнейшая часть образовательного процесса военно-учебного заведения, подготовки войск, в ходе которой реализуются дидактические принципы и методы обучения, – учебные занятия. На них осуществляется теоретическое обучение и привитие обучающимся практических навыков и умений по специальности.
•лекции;
•семинары;
•лабораторные работы;
•практические занятия;
•групповые упражнения и занятия;
•тактические (тактико-специальные) занятия и учения;
•командно-штабные учения;
•военные (военно-специальные) игры;
•теоретические (научно-практические) конференции;
•контрольные работы (занятия);
•самостоятельная работа обучающихся;
•консультации;
•войсковая (флотская) стажировка и практика;
•выполнение курсовых работ (проектов, задач) и выполнение выпускной квалификационной работы.
В высшем военно-учебном заведении могут проводиться другие виды учебных занятий, вводимые по решению ученого совета вуза.
Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
Они в значительной мере определяют содержание других видов занятий, последовательность их проведения, развитие творческих навыков и самостоятельную работу обучающихся над учебной дисциплиной.
Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала (лекционный метод), сопровождающееся демонстрацией презентаций, видео– и кинофильмов с использованием электронно-вычислительной техники, схем, плакатов, показом моделей, приборов и макетов.
Как вид учебных занятий лекция организует мыслительную деятельность обучающихся над конкретной проблемой в одной аудитории, под руководством одного преподавателя и при использовании общих для всех обучающихся учебных и наглядных средств. Это требует от лектора – руководителя занятий – хороших организаторских способностей, знания психологии восприятия лекции, умения управлять вниманием, учебной работой большой массы людей, использовать средства активизации творческого мышления обучающихся и т. д.
В соответствии с руководством по организации работы высшего военно-учебного заведения МО РФ лекции читаются начальниками (заведующими) кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как правило, для лекционных потоков. В порядке исключения к чтению лекций приказом начальника военного вуза могут допускаться наиболее опытные преподаватели, имеющие ученую степень или педагогический стаж не менее пяти лет. Лекции по актуальным проблемам военной теории и практики имеют право читать руководящие должностные лица видов и родов войск Вооруженных Сил, управлений Министерства обороны и руководящий состав военного вуза (факультета). Для чтения отдельных лекций могут приглашаться видные ученые и профессора из других вузов, ведущие специалисты из войск (сил), научных учреждений, с предприятий оборонных отраслей промышленности.
Каждая учебная дисциплина начинается, как правило, с чтения вводной лекции. В ней дается определение изучаемой учебной дисциплины, сообщается краткая историческая справка о развитии соответствующей отрасли науки, освещается роль отечественных ученых в ее развитии. Лектор четко формулирует цели и задачи своей учебной дисциплины, указывает ее место в общей системе обучения в военном вузе и взаимосвязь с другими дисциплинами. Обучающиеся ориентируются лектором на основной метод ее изучения, на распределение времени по видам обучения и по семестрам, на виды контроля. Им сообщается основная и дополнительная литература и даются методические указания по самостоятельной работе над освоением материала, рекомендуются конкретные формы участия в научной работе.
В последующих лекциях раскрываются основные закономерности изучаемой дисциплины, в научной и логической последовательности излагаются ее основные вопросы, показывается связь теоретических положений науки с практикой.
В заключительной лекции подводятся итоги изучения учебной дисциплины, особое внимание обращается на проблемы, требующие разрешения, и перспективы развития соответствующей отрасли науки и техники.
Каждая лекция должна представлять собою, как правило, логически завершенное целое. Она должна основываться на современном состоянии науки и техники и читаться на высоком научном уровне. Лектор обязан разъяснять сущность новых понятий, положений, формул и их прикладное значение, широко иллюстрируя изложение практическими примерами и наглядными пособиями. Лекция должна вызывать у обучающихся необходимость самостоятельной работы и направлять ее.
В структуру лекции входят: вводная, основная часть, краткие выводы по каждому из учебных вопросов, заключение, список использованной литературы. Структура лекции должна отражать основные идеи раскрываемой военной проблемы. Работа начинается с составления плана лекции, который включает не более 1–2 вопросов. Затем обосновывается вводная часть занятия.
В ней офицер кратко характеризует место и роль данной темы в обучении воинов; обстановку, в которой решалась и исследовалась военно-теоретическая проблема; называет учебные вопросы и отмечает их значение; руководитель занятия дает обзор важнейших источников и литературы.
В основной части занятия офицер должен уделять внимание полному изложению учебных вопросов. Здесь особое значение имеет установление и поддержание учебного контакта с аудиторией, возбуждение интереса у воинов к теме лекции. Для этого используются яркий пример или остро поставленный вопрос, подчеркивающий практическую значимость лекции. Поддержание внимания воинов, их интереса достигается также и логикой изложения учебного материала, глубиной и новизной его содержания, четкой формулировкой теоретических положений, применением на занятиях ТСО (технических средств обучения), включением в материал лекции данных о жизни части (корабля) и опыте работы с различными категориями личного состава.
В заключительной части лекции обобщаются наиболее важные и существенные положения, делаются выводы по учебным вопросам и изучаемой проблеме в целом, ставятся задачи для самостоятельной работы. В конце лекции всегда необходимо оставлять время для ответа на вопросы аудитории.
В процессе обучения воинов последующие лекции взаимосвязаны и образуют цикл, который должен обеспечить систематизированное и последовательное усвоение военнослужащими содержания учебной дисциплины, отражающего квалифицированные требования к военному специалисту.
Современные лекции бывают следующих видов: лекция-беседа, лекция-дискуссия, проблемная лекция, лекция-консультация и др.
Семинарыпроводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы для того, чтобы углубленно изучить учебную дисциплину, привить обучающимся навыки самостоятельного поиска и анализа учебной информации, сформировать и развить у них научное мышление, умение активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение. Это один из основных видов учебно-практических занятий в военных вузах, заключающийся в обсуждении обучающимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. Семинар – важное звено в общей системе теоретического обучения.
Его главная цель – углубить и закрепить теоретические знания, полученные обучающимися на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом, а также привить им навыки устного изложения материала, научить защищать развиваемые ими научные положения и выводы. Кроме того, семинары служат средством контроля самостоятельной работы обучающихся.
Они проводятся, как правило, не ранее чем через 5–6 дней после лекции по рассматриваемой теме. Продолжительность составляет не менее 4 часов.
Офицер должен разработать план семинара, который включает список изучаемой литературы, 2–3 учебных вопроса для 4-часового занятия, расчет времени, тезисы своего вступительного слова, порядок работы на семинаре, дополнительные проблемные ситуации и вопросы, заключительное слово.
Проведение семинара обычно начинается со вступительного слова офицера, который формулирует цели и задачи семинара, обращает внимание военнослужащих на основные проблемные вопросы и активное участие в их обсуждении. Семинары следуют, как правило, за лекциями через 6–7 дней, за это время воины должны ознакомиться с планом семинара, изучить литературу и учебные вопросы. При этом они выполняют следующие виды учебной деятельности: консультируются у руководителя или у его помощника; подбирают рекомендованную литературу; изучают и конспектируют литературные источники; усваивают содержание ответа на поставленные офицером учебные вопросы (целесообразно составлять план ответа на каждый семинарский вопрос); формируют у себя психологическую готовность к выступлению на занятии.
После вступительного слова офицера обычно следует доклад одного из военнослужащих продолжительностью 15–20 минут. Обсуждение услышанного происходит в ходе рассмотрения учебных вопросов. Их лучше всего рассматривать в соответствии с планом семинара и по порядку. В ходе семинара офицеру педагогически разумнее первому давать слово тому воину, кто слабее подготовлен, реже выступает. Регулирование выступлений на семинаре усиливает контрольные функции занятия и способствует более тщательной подготовке слушателей к последующим занятиям. Выступления на семинаре не должны превышать 10 минут, военнослужащим нужно учиться излагать свои мысли кратко, содержательно, логично и ясно. На семинаре иногда практикуется организация творческих дискуссий по наиболее острым, спорным вопросам жизнедеятельности части (корабля).
В заключение занятия офицер должен сделать анализ хода семинара, оценить вклад в работу каждого его участника. При оценке выступлений руководитель занятия обращает внимание на активность воинов, на их подготовленность к решению профессиональных проблем. Заключительное слово офицера завершается выводами по теме семинара и методическими советами по дальнейшей самостоятельной работе личного состава.
В настоящее время в войсковой (флотской) практике применяются следующие виды семинаров: семинар-круглый стол, семинар-дискуссия, семинар-взаимообучение и др.
Практические занятия– это вид учебных занятий. В его основе лежит практическая работа каждого из обучающихся. Она нацелена на выработку практических умений и приобретение навыков в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении рабочих карт, разработке и оформлении боевых и служебных документов; практическое овладение иностранными языками; отработку упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами; освоение вооружения и военной техники (объектов), овладение методами их применения, эксплуатации и ремонта.
Так, игра «Анализ военно-профессиональной ситуации» включает несколько этапов.
Перед практическими занятиями обучающимся дается задание на повторение и отработку лекционного материала, самостоятельное изучение специальной литературы (технических описаний, наставлений, инструкций и т. д.).
Преподаватель проводит опрос и организует изучение наиболее сложных технических решений, реализованных в образце вооружения, и особенностей работы лиц боевого расчета.
На каждое такое занятие обычно выносится одна лабораторная работа, посвященная исследованию какого-либо физического явления, устройства, системы. Поэтому эти занятия часто называют лабораторными работами.
После выполнения лабораторной работы обучающиеся представляют отчет и защищают его. Защищенные отчеты хранятся на кафедре до завершения обучения слушателей по данной учебной дисциплине.
Групповые упражненияпроводятся по оперативно-тактическим, тактическим и тактико-специальным дисциплинам с целью накопления обучающимися практического опыта в планировании, организации боевых действий; обеспечения их управления войсками (силами).
На групповом упражнении все обучающиеся действуют, как правило, в одной и той же роли, выполняя функции определенного должностного лица.
Это форма практического обучения главным образом по оперативно-тактической и тактико-специальной подготовке. Занятия проводятся также для закрепления обучающимися теоретических знаний и привития им навыков в организации боевых действий и управления войсками.
Особенность организации групповых упражнений состоит в том, что они проводятся на фоне решения комплексной задачи, связанной единым смыслом и оперативно-тактической обстановкой. При этом каждое последующее занятие выступает логическим продолжением и развитием предыдущих. Занятия организуются одной или несколькими оперативно-тактическими и смежными с ними кафедрами. В групповом упражнении обычно отрабатывается несколько учебных вопросов. Все слушатели исполняют обязанности одного или нескольких должностных лиц и индивидуально или коллективно решают поставленную тактическую задачу.
Групповые занятияпредлагаются для того, чтобы изучить вооружения и военную технику (объектов), и составляют основу обучения организации их применения, эксплуатации и ремонта. Они проводятся в специализированных классах, с максимальным использованием тренажерной, полевой учебной базы и базы для общевоенной подготовки.
Это средство, позволяющее углубить и закрепить знания, полученные обучающимися на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом, детально изучить отдельные теоретические вопросы, военную технику и вооружения, а также совершенствовать практические навыки в решении задач, производстве инженерных расчетов и т. д. на материальной части вооружения. Служат они рассмотрению и других вопросов, вынесение которых на лекции нецелесообразно по методическим соображениям.
В зависимости от характера учебной дисциплины и изучаемых аспектов целями групповых занятий могут быть:
•систематизация, закрепление и углубление теоретического материала;
•обучение применению теории к решению практических задач;
•обучение методике и приемам решения задач и выполнения расчетов, специфических для данной учебной дисциплины;
•обучение тому, как оценивать порядок физических величин, встречающихся в теоретической и расчетной частях дисциплины;
•обучение применению знаний, полученных при освоении смежных учебных дисциплин, для решения конкретных инженерных задач;
•изучение некоторых новых теоретических и практических вопросов.
Групповые занятия, на которых излагаются новые вопросы, проводятся методом объяснений, как правило, в специализированных классах, лабораториях, аудиториях с широким привлечением наглядных пособий. Допускается проведение групповых занятий комбинированным способом. Часть вопросов при этом излагает преподаватель, другую часть обучающиеся отрабатывают самостоятельно.
Тактико-строевые занятия– это один из видов тактико-специальных занятий. Они проводятся в целях обучения военнослужащих способам действий в составе подразделения и привития начальных практических навыков в выполнении обязанностей командиров при организации и ведении боя. Также могут проводиться перед тактическими учениями в целях слаживания боевых подразделений, сформированных для учений. На этих занятиях обучающиеся (курсанты, слушатели) действуют в составе боевых расчетов или в роли командиров подразделений.
Учебные вопросы на таких занятиях отрабатываются вначале по элементам, а затем в целом, пока курсанты не научатся выполнять их правильно, слаженно и быстро. Занятия обычно проводятся на оборудованной в инженерном отношении местности (как с материальной частью, так и без нее).
Тактические (тактико-специальные) занятиянаправлены на подготовку обучающихся в вопросах организации, ведения и обеспечения боевых действий подразделений (отделения, взвода и им равных) и управления ими в бою. Это основной вид занятий в высших военных училищах по практическому обучению курсантов на местности и на полигоне. Они проводятся, как правило, с материальной частью после теоретических, тактико-строевых занятий и групповых упражнений на местности (картах). На этих занятиях курсанты действуют в качестве номеров боевых расчетов или в роли командиров подразделений, совершенствуя ранее приобретенные или приобретая новые навыки и умения по выполнению обязанностей солдат и командиров в бою. Учебные вопросы на них отрабатываются последовательно, в соответствии с замыслом и созданной тактической обстановкой, во время и в темпе, определяемом характером изучаемого вида боевых действий.
Для тактических (тактико-специальных) учений разрабатывается замысел и составляется план. По окончании учений проводится их разбор.
Командно-штабные учения и военные (военно-специальные) игрыотличаются комплексным характером и проводятся по важнейшим темам оперативных, оперативно-тактических, тактических (тактико-специальных) и военно-специальных дисциплин с целью обеспечения формирования у обучающихся практических навыков в исполнении конкретных должностей при планировании, организации и ведении боя (операции, боевых действий) и его всестороннем обеспечении.
Руководителями тактических (тактико-специальных), командно-штабных учений и военных (военно-специальных) игр выступают, как правило, начальник военного вуза, его заместители, начальники факультетов и кафедр.
В процессе учений посредники помогают руководителю в достижении поставленных целей; учат слушателей выполнять функциональные обязанности по соответствующим должностям.
Командно-штабные учения заканчиваются частными разборами в учебных отделениях и игровых коллективах, сформированных на период учений, и общим разбором для всех участников.
Теоретические (научно-практические) конференцииобычно организуются на завершающем этапе изучения дисциплины в интересах систематизации и углубления полученных знаний и с тем, чтобы выработать у обучающихся навыки сбора, анализа и обобщения информации, умение подготовки докладов и сообщений, снабдить опытом публичных выступлений и ведения научных дискуссий. План проведения конференции выдается обучающимся не менее чем за месяц до ее проведения.
Контрольные работы (занятия)реализуются в виде письменных ответов на вопросы, решения задач, контрольных заданий или проверки выполнения обучающимися упражнений, приемов и нормативов. Содержание заданий на контрольную работу (занятие) и порядок ее выполнения устанавливаются кафедрой (предметно-методической комиссией).
Самостоятельная работаобучающихся – составная часть учебных обязанностей. Она имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Обязательный компонент самостоятельной работы – внеаудиторный практикум по иностранному языку.
Самостоятельная работа воинов как форма обучения предназначена для осмысления, углубления и закрепления усвоенных военнослужащими на различных занятиях знаний и умений работать в качестве военного специалиста.
Она организуется командирами подразделений обучающихся, обеспечивается и контролируется кафедрами. Время для нее отводится распорядком дня из расчета не менее 3–4 часов ежедневно. Учебный отдел военного вуза (учебная часть факультета) систематически осуществляет контроль за организацией самостоятельной работы обучающихся, результаты контроля анализируются в вузе (на факультете) не реже одного раза в месяц.
Консультации –одна из форм руководства самостоятельной работой слушателей и курсантов и оказания им помощи в освоении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной работы и в основном индивидуально. При необходимости, в том числе перед проведением семинаров, тактических (тактико-специальных) занятий и учений, командно-штабных учений и военных (военно-специальных) игр, экзаменов (зачетов), могут назначаться групповые консультации.
Войсковая (флотская) стажировкаорганизуется в целях приобретения обучающимися опыта в исполнении обязанностей по должностному предназначению на командных, штабных, инженерно-технических и других должностях в войсках в течение установленного срока.
Учебно-методическое руководство стажировкой осуществляют соответствующие кафедры вузов. Для этого они выделяют опытных преподавателей.
Срок стажировки, ее содержание и индивидуальные задания определяются учебными планами и программами войсковой стажировки. Программы разрабатывают соответствующие кафедры и утверждают начальники военных вузов.
Командиры частей организуют стажировку слушателей, утверждают и высылают в вузы письменные отзывы об их работе. По окончании стажировки слушатели составляют отчеты, которые рассматриваются и визируются руководителями стажировки, назначаемыми от вуза и войсковой части. Защита отчетов производится на кафедре, осуществляющей учебно-методическое руководство стажировкой.
Практика(учебная, производственная, ремонтная, корабельная и др.) – организационная форма практического обучения слушателей (курсантов). Ее проводят по отдельным дисциплинам или их группам в целях закрепления знаний и приобретения (совершенствования) практических навыков с учетом должностного предназначения обучающихся. Практику проходят в военном вузе и его структурных подразделениях, в войсках (силах) и организациях Вооруженных Сил, а также в организациях других федеральных органов исполнительной власти.
Прохождение практики организуется:
•в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил – по указаниям главнокомандующих видами Вооруженных Сил, в воинских частях и организациях военных округов – по распоряжениям начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
•в воинских частях и организациях центрального подчинения, не входящих в виды Вооруженных Сил, – по указаниям заместителей министра обороны Российской Федерации, командующих родом войск Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны (по подчиненности);
•в организациях других федеральных органов исполнительной власти – в соответствии с порядком, устанавливаемым Минобразования Российской Федерации.
Вид, сроки и содержание практик определяются учебными планами и программами. Программы разрабатываются кафедрами и утверждаются начальником вуза.
По окончании практики слушатели составляют отчеты и защищают их на кафедре, осуществляющей учебно-методическое руководство практикой.
Выполнение курсовой работы (проекта, задачи)имеет целью научить слушателей и курсантов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проектирования, производства расчетов, проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений. Курсовая работа (проект, задача) выполняется в часы, отведенные на изучение дисциплины. Количество курсовых работ в семестре должно быть не более двух.
Для каждого курсового проекта (работы, задачи) кафедра разрабатывает задание, в котором определяются наименование темы, основные исходные данные, необходимые для выполнения задания, перечень рекомендуемой литературы и вопросы, подлежащие разработке. Из числа профессорско-преподавательского состава назначается руководитель курсового проекта (работы, задачи). Курсовой проект (работа, задача) содержит пояснительную записку и необходимое количество схем, чертежей, карт, выполненных от руки в одном экземпляре.
Выполнение выпускной квалификационной работы позволяет систематизировать и расширить знания, умения и навыки обучающихся в решении сложных комплексных задач с элементами исследований, а также определить уровень их подготовленности к выполнению должностных обязанностей в соответствии с полученной специальностью. Выпускная квалификационная работа выполняется на заключительном этапе обучения в виде дипломной работы, дипломного проекта или дипломной задачи.
Дипломная работа – это теоретическое и (или) экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по какой-либо специальности. Оформляется в виде текстуальной части с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем.
Дипломный проект – решение конкретной инженерной задачи по специальности. Он разрабатывается обучающимися инженерных, командно-инженерных и отдельных командных специальностей и оформляется в виде чертежей и пояснительной записки. К дипломному проекту могут прилагаться расчетно-графические материалы, программные продукты, рабочие макеты, материалы научных исследований и другие материалы.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.