Что делать если раздражает учитель
ГДЗ не поможет: что делать, если бесит учитель и школа вообще? 😩
Что делать, если одна мысль о походе на учебу вводит тебя в ступор?
Сложно найти человека, для кого школа прошла без каких-либо проблем, неудач и конфликтов. Скажу больше — это звучит фантастично. Школу мы проходим в тот период, когда формируется наша личность, привычки, характер. Мы познаем мир не только по предметам, но еще и через отношения с ровесниками и взрослыми 🤗
Иногда эти отношения насыщены конфликтами и неудачами. Особенно, когда дело касается подчинения, наказаний и действий, которые идут вразрез с правилами 😈 О, в каждом подростке живет бунтарь, даже в самой благопристойной отличнице. И даже таких учеников может раздражать школа, какой бы хорошей, современной и продвинутой она не была.
В этой статье я расскажу тебе реальные истории таких же школьников, как и ты. А еще покажу, что думают обо всем этом психологи. Как же тебе поступить, если отношения с учителями (или учителем) не строятся? Как избавится от мысли о том, что школа — сущее проклятье и «королевские игры», в которых ты обязательно проиграешь? Сейчас узнаешь 😘
📚 Урок 1. Разбираемся в себе
Взросление включает в себя контроль над своими эмоциями. Тебе нужно прочувствовать, что конкретно ты чувствуешь: лень, сезонный авитаминоз или реальное беспокойство, которое мешает сосредоточиться на учебе. Попробуй успокоиться накануне нового учебного дня и разобраться в плюсах и минусах своего обучения. Составь список, хотя бы у себя в голове: вот это меня бесит, эта достает, а это я в принципе не терплю. Так ты сможешь выпустить пар.
То, что ты испытываешь негативные эмоции в принципе — это не плохо. С этим согласна и психолог Вера Данилова, руководитель Школы осознанности и танца «Bellyrelax»: «Негативные эмоции нормальны, естественны, они сигнализируют о проблеме и призывают защищаться, а такое свидетельствуют о неудовлетворенности чем-то».
Как защитить ребенка от травли со стороны учителя
За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.
Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.
Пассивное безразличие
Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных. Как это может проявляться?
Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых. Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в Facebook, как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой. История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле. В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ. Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной». Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?
На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут. Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни». На следующий день этого мальчика травил весь класс. Да, именно за то, что он не такой, как все. Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы. Как в таких случаях стоит поступать родителям? Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках. Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.
Буква закона
Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей. Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия. Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.
Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.
Учитель придирается к ребенку, что делать: разбираем 5 ситуаций
Каждый из нас может вспомнить случай из своей школьной или студенческой поры, когда преподаватель был несправедлив к нам. У кого-то перед глазами жирная двойка в дневнике, хотя все было выучено, кто-то вновь слышит оскорбительные слова, вроде «тупой, недалекий, дуб-дерево, урод» или видит, как учительская указка надвигается прямо на руки и больно прибивает пальцы.
Думаете, что такое было только с вами? Ан нет, у ваших детей тоже могут быть такие проблемы. Как же помочь ребенку, если педагог начинает придираться?
Выслушать обе стороны
Когда сын Анастасии пришел из школы в слезах и спросил у нее, может ли учитель называть его «куском идиота» за то, что он случайно попал мячом в преподавателя на уроке физкультуры, первым порывом женщины было бежать к директору, звонить в районо, знакомым журналистам и сделать все возможное, чтоб уже к вечеру обидчика уволили, а лучше расстреляли.
Но она взяла себя в руки и стала расспрашивать ребенка обстоятельно – как было дело, что сказали одноклассники. На следующий день она подошла к педагогу и попросила рассказать о том, что же произошло на уроке и что именно было сказано.
Оказалось, что сын представил неполную версию.
Разобрав конфликт, решили, что на следующем уроке оба — и ребенок, и педагог – в присутствии класса принесут друг другу извинения, а еще поговорят о том, как это больно, когда мяч попадает в ногу случайно.
Вывод
Нельзя поддаваться сиюминутным порывам и с шашкой наголо бежать к педагогу-обидчику, нужно спокойно выслушать две стороны, желательно в качестве «третейского судьи» подключать психолога или классного руководителя.
Иногда можно все уладить, проговорив проблемы. А вот подключать к разбору полетов других родителей не стоит. Среди них могут найтись те, кто преподнесет все преподавателям в другом свете и появившаяся в отношениях трещина поползет в разные стороны.
Также нельзя оставлять такие ситуации без внимания, потому что ребенок еще не умеет решить конфликт сам.
К тому же он должен чувствовать, что родителям не все равно и что они готовы помогать.
Применить рычаги влияния
Предвзятое отношение первой школьной учительницы к третьекласснице Даше родители заметили не сразу. Просто как-то мама обратила внимание на то, что дочка перестала рисовать, хотя раньше это занятие было любимым. Оказалось, что учительница постоянно высмеивала дочкины работы, называла их «каляками-маляками», подтрунивала над девочкой при классе, вот, мол, и пишет как курица лапой, и рисует отвратительно.
Просматривая Дашины тетради, родители заметили, что свои замечания учительница пишет с каждым разом все более саркастично, а одну из работ перечеркнула крест-накрест так, что лист прорвался.
Разговор с педагогом не получился.
Она постоянно переводила тему на то, что деньги в классный фонд родители сдали не вовремя, и Даша пишет хуже всех в классе, потому что «заниматься с ребенком надо было еще с садика», и вообще в их «лучшем в параллели классе» девочка не прижилась.
Ошарашенные родители пошли к завучу, показав ей записи в тетрадях, попросили объективно оценить ребенка. Та провела тестирование девочки и попросила у родителей паузу в один день. Позже она предложила перевести ребенка в другой класс, где Даша за несколько месяцев «преобразилась».
Девочка стала намного лучше писать, с удовольствием рассказывала о новых друзьях и учителе, а к концу года ее рисунок занял первое место на школьной выставке.
Вывод
Антипатии между учителем и учениками встречаются так же часто, как и симпатии. Непрофессионализм педагога не позволял ей побороть это чувство, она допустила множество ошибок, и ее руководство сделало определенные выводы. Через полтора года контракт в этой школе данному педагогу не продлили.
Применив «рычаги влияния» в лице завуча, родители помогли выйти своему ребенку из «эмоционального тупика», куда ее загоняла горе-учительница.
Если в ходе разбирательства придирок педагог не ищет компромисс, а идет на открытый конфликт, то стоит поставить в известность о ее поведении руководство школы. Если это не помогает, можно звонить в вышестоящие инстанции.
Перевод ребенка в другой класс или школу тоже может быть вариантом разрешения ситуации.
Главное – самим не опускаться до уровня открытой вражды с педагогом.
Учить держать удар
В классе Вася был самым маленьким и по росту, и по возрасту. Он много болел и отставал в учебе. Но в начальных классах пробелы помогала ликвидировать любимая учительница, а вот с переходом в среднюю школу для мальчика наступили нелегкие времена. Учитель информатики откровенно презирала Васю. Особенно доставалось ему за то, что дома у парня не было ни планшета, ни ноутбука, ни компьютера. А задания по информатике были составлены так, что без этой техники не справиться.
Мама воспитывала сына одна и купить гаджет никак не могла. Тогда она договорилась с коллегой, и раз в неделю по субботам парнишка шел к нему в гости познавать азы компьютерной грамоты. Но учитель продолжала кривить губы и выставлять низкие оценки.
Эти 10 советов помогут пережить неприятный разговор с учителем
Вы чувствуете себя ужасно — болит голова, тошнит, холодеют руки, ноги становятся ватными от одной мысли: «Встреча с учителем». Знакомо?
Вас вызывают в школу для беседы. Вы знаете о проблеме и думаете: «Надо бы сходить, поговорить с учителем», — и на вас накатывает усталость, тревога и раздражение.
Что же делать? Для начала хорошо бы уловить, какие именно переживания приносят дискомфорт, с чем они связаны.
Как правило, дети поднимают в родителях их школьный опыт, негативный или позитивный.
Давайте рассмотрим, как вы можете помочь себе настроиться на разговор.
О том, как подготовиться к разговору
Вспомните, что вы уже взрослая
У вас, взрослой, нет причины бояться учителя или спорить с ним до хрипоты, доказывая, что вы правы.
Лучше подумайте, что вы хотите получить в результате разговора? Скорее всего, вы хотите решить проблему.
Этому может препятствовать ваш детский страх или подростковый протест, в которых отражается ваша школьная история. Помочь сможет только внутренняя взрослая позиция и ощущение равенства с учителем, которые помогут выйти на отношения сотрудничества.
Заранее определите цель встречи
Выделите задачу, которую вы хотите решить. Подумайте о возможных результатах встречи, которые вас бы удовлетворили: максимальный, минимальный.
Как может выглядеть результат? Например, понять требования педагога, соотнести их с возможностями ребенка, предложить поэтапную схему решения проблемы.
Разделите ответственность за процесс и результат поровну: между собой, учителем и ребенком
Когда мы взваливаем на свои плечи то, что не лежит в зоне нашей ответственности, мы испытываем вину. Давайте учиться разделять, кто в этой истории за что ответственен.
Задача учителя — качественно, доступно и интересно организовывать учебный процесс.
Дело ребенка — включаться в образовательный процесс, выполнять поставленные перед ним задачи, обращаться за помощью к учителю или родителю в случае необходимости.
Интерес родителя — давать необходимую помощь и поддержку своему ребенку для решения образовательных задач.
Не надо брать на себя чужую ответственность, но важно реализовать свою. Не надо учиться вместо ребенка или вместе с ним, лучше помогать организовывать процесс обучения там, где ребенок нуждается в помощи.
Уважайте себя, даже когда слышите, что плохо и неправильно воспитываете ребенка
Важно удерживаться в позиции: мы не ищем «хороших» и «плохих», а решаем ситуацию, в которой оказались.
Часто мамы начинают верить в то, что им транслируют: «Вы плохие родители (читай «плохая мать»). Надо больше детей контролировать, проверять выполнение домашних заданий… Ваш ребёнок ленится, отвлекается на уроках…».
Что делать? Искать то, что поможет вам сохранять ощущение «я — хорошая мама».
Например, я — хорошая мама, потому что даю возможность своему ребенку учиться самостоятельности, возможности получать свой негативный опыт и искать способы решения трудных ситуаций. Я помогаю и поддерживаю его в пути.
Прощайте себя за ошибки
Простая мысль: «Я остаюсь хорошей мамой своему ребенку, даже если совершила ошибку», — поможет этот промах пережить.
Принимая своё несовершенство, вам легче будет принять проблему ребёнка и сохранить близость и тепло в отношениях.
О том, как вести беседу
Вы настроились на встречу с учителем и пришли в школу. Предлагаю несколько рекомендаций построения эффективной беседы.
Констатируйте факт
Вы признаете и озвучиваете возникшую проблемную ситуацию. Например: «Я знаю, что у сына много двоек по математике. Он всем обещает их исправить, но ничего не меняется…»
Уважайте свои чувства и чувства педагогов
Вы говорите о своих переживаниях и чувствах ребенка. Допускаете, что педагог тоже может испытывать дискомфорт. Это даёт возможность не впадать в эмоции, а поддерживать конструктивный разговор.
Например: «Я знаю, что у сына много двоек по математике. Он всем обещает их исправить, но ничего не меняется. Меня это беспокоит, я думаю, что вас тоже, поэтому вы меня пригласили».
Избегайте резкой критики и обидных выражений, аккуратно говорите об ошибках или промахах учителя.
Ваша задача — не вывалить свои эмоции на учителя, а построить эффективный диалог.
Послушайте, что хочет от вас учитель
Результат в разговоре получить легче, прояснив цели и задачи обеих сторон. Если вы будете говорить про Фому, а учитель — про Ерёму, то и результат встречи будет соответственным.
Ищите наиболее эффективный и полезный для ребенка вариант решения проблемы
Помните о принципе разделения ответственности за процесс и результат на три стороны: учитель — ученик/ребенок — родитель.
Обсуждайте конкретную ситуацию, не говорите абстрактно об образовании и воспитании, ответственности. Обращайте внимание на содержание беседы. Помните, вы в школе ради своего ребенка. Вы — его опора, поддержка, человек, который покажет ему пути и способы решения трудных ситуаций.
Находите оптимальный или промежуточный вариант
Перед расставанием озвучивайте результаты встречи и достигнутые договорённости. Бывает, мы думаем, что поняли друг друга, а на деле совсем не так.
Ищите свои способы решения школьных проблем. Они точно есть.
Учитель травит моего ребенка, что делать?
Полная инструкция от мамы, сумевшей решить конфликт с учительницей.
Журналист и психолог Ольга Золоткова, столкнувшаяся с некомпетентным и агрессивным учителем, рассказала, как ей удалось разрешить ситуацию, и составила подробный план действий.
Когда сын учился в первом классе, учительница несколько раз инициировала травлю учеников. Я вмешивалась и протестовала, а учитель и администрация школы удивлялись: не вашего же, вам-то что. Я тоже удивлялась: педагогам в 21 веке странно не знать, что такое травма свидетеля.
Мы сменили школу. Во втором классе я попросила учительницу отпускать класс на перемены — в ответ она стала настраивать детей против моего сына. Я среагировала быстро и до настоящей травли дело не дошло, зато дошло до служебного расследования и прокурорской проверки. Прокуратура нашла нарушения.
Я проанализировала опыт родителей, которые сталкивались с учительской агрессией, учла ошибки и написала эту инструкцию.
Не бойтесь, хуже не будет
Не бойтесь, что из-за вашего вмешательства учитель будет плохо относиться к ребенку. Во-первых, учитель уже плохо относится к нему, если травит. Во-вторых, родители должны защищать своих детей.
К моему ребенку учительница после этой неприятной истории стала относиться нейтрально.
Записывайте в блокнот, файл, блог — не рассчитывайте на память. Фотографируйте, делайте скриншоты, сохраняйте видео и аудио. Не удаляйте переписку. Если причинен вред здоровью — фиксируйте документально (снимайте побои) в тот же день.
Важно: на встречах включайте диктофон и уведомляйте, что ведется запись. В начале записи проговорите дату, время, место, участников. Право на информацию вам гарантирует ст. 29 п. 4 Конституции РФ, самозащиту гражданских прав — ст. 12 Гражданского кодекса РФ.
В уставе школы написано, что пользоваться телефоном в школе запрещено? — такой устав нарушает законодательство.
Если официальные лица отказываются разговаривать при включенном диктофоне, вставайте и уходите, не тратьте время. Идите на следующий уровень.
Я сделала ошибку — не писала на диктофон встречу с директором и сильно пожалела об этом. При служебной проверке директор отказалась от того, что говорила на встрече, а у меня не оказалось доказательств.
Перед каждой встречей, телефонным разговором или перепиской определитесь, чего хотите на выходе. Чтобы учителя уволили или отстранили? Перевестись в другой класс или школу? Извинений учителя и администрации? Разбор случая вместе с классом? Работу с психологом?
Кстати. Если школа не соблюдает права ребенка, цель «устроить им, чтобы мало не показалось» — вполне экологичная. Систему образования это не изменит, но профилактикой насилия быть может.
Мне четко сформулированная цель помогала не тратить время на пустую болтовню с администрацией школы и не верить пустым обещаниям.
Сначала с классным руководителем. Если не решите на его уровне — к директору школы. Я ходила на встречи одна, но всегда лучше, если присутствуют оба родителя — это усиливает позицию.
Можно сначала встретиться с учителем — но будьте готовы, что это окажется бесполезно. Как показывает опыт, если учитель ведет себя настолько непрофессионально, что допускает травлю учеников, разговоры с ним ситуацию не изменят.
Почему не с завучем? Я не знаю ни одного случая, когда завуч помогла решить конфликт — поэтому сделала вывод, что лучше сразу к директору. Возможно, решение конфликтов это вообще не функция завуча.
Сохраняйте ясную голову
Успокоительное типа новопассита, валерьянки или пустырника лучше пить после важного разговора, а не до. На встрече нужна ясная голова и быстрая реакция.
Когда сын учился в первом классе, меня пригласили на комиссию по поводу жестокого поступка учителя. Я страшно волновалась и сделала ошибку — за час выпила новопассит и в разговоре потом тормозила. На будущее решила: ДО переговоров ничего успокоительного.
Не реагируйте на психологическое давление
Администрация школы использует старые недобрые приемы: газлайтинг (вам показалось, не может быть, ребенок фантазер, не нагнетайте, всем нравится, только вам не нравится, никто не жаловался), обвинение жертвы (что-то с ребенком не так, раз он всех раздражает, он довел учителя), забалтывание (все хорошо, мы работаем над этим вопросом, наш класс очень дружный, у нас не бывает конфликтов, это недоразумение, заслуженный педагог, 40 лет педстажа, все дети ее любят). Будьте к этому готовы.
Интерес администрации — не выносить сор из избы и тихонько замести его под ковер. А ваш интерес — защитить ребенка.
Оцените, нужен ли вам перевод в другую школу
Вы и ваш ребенок имеете право на базовое уважение в той школе, где вы находитесь сейчас. Меняться должны не вы, а школа.
Если директор школы адекватно не отреагировал, составляйте заявление в двух экземплярах. Секретарь в приемной их зарегистрирует и на вашем экземпляре поставит номер входящего.
В заявлении сухим канцелярским языком опишите события в хронологическом порядке, укажите на имеющиеся у вас доказательства, перечислите номера нарушенных статей закона.
ст. 21 Конституции РФ^;
ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ^;
ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ^;
цитаты из Устава школы про уважение к личности обучающегося.
Оставить заявление в прокуратуру, управление образования, департамент образования, государственную службу по контролю и надзору в сфере образования, уполномоченному по правам ребенка можно на их официальных сайтах. Подтверждение о приеме придет на вашу электронную почту. Ответить должны в течение 30 рабочих дней.
Из школы, управления образования и администрации города мне пришли лживые наглые отписки с одинаковым текстом. Будьте готовы к такому, возможно, писать заявления придется несколько раз.
Не рассчитывайте на поддержку других родителей
Если вы найдете единомышленников среди других родителей, это удача. Но будьте готовы к тому, что не найдете, или они решат остановиться на каком-то этапе — у меня так и вышло. В родительском чатике многие были жестко настроены против меня: наш класс – дружная семья, у всех все хорошо, а вы тут со своим негативом, нам учитель нравится, ну и что что дети ее боятся и ненавидят. Остальные молчали, потому что боялись.
Насилие любит молчание. Пишите о своей ситуации в соцсетях, обращайтесь на известные сайты — это даст мощную поддержку вам и силы многим людям.
В Фейсбуке меня очень поддержали друзья и незнакомые люди, я очень им благодарна. Когда становилось психологически совсем трудно — плакалась в подзамочных постах в Фейсбуке, и мне всегда помогали.
Можно остановиться на любом этапе
Вы живой человек, поэтому можете устать, передумать, отказаться, изменить мнение.
Я не стала оспаривать отписки из управления образования, уже не было сил, если честно.
Осторожно, зоновская этика
Это принципы из-за колючей проволоки: молчи, терпи, не высовывайся, хуже будет, тебе что, больше всех надо, ты что, самая умная, ишь, неженка. Я постоянно старалась помнить об этом и не уподобляться.
Рассказывайте ребенку, что происходит
Желательно в корректных выражениях. Мы говорили с сыном обо всех этапах, он воспринимал нормально. По мере развития событий сын стал мягче относиться к учительнице и в некоторых моментах даже жалеть ее.
Вы не проиграете в любом случае
Считаю, что я сделала все правильно, потому что у моего восьмилетнего сына есть гражданская позиция.