основное требование к результату обучения иностранному языку на современном этапе является

О требованиях к результатам обучения иностранному языку в современном информационном обществе

основное требование к результату обучения иностранному языку на современном этапе является. 6602b09a365758f423bcf0ca3264ccb3. основное требование к результату обучения иностранному языку на современном этапе является фото. основное требование к результату обучения иностранному языку на современном этапе является-6602b09a365758f423bcf0ca3264ccb3. картинка основное требование к результату обучения иностранному языку на современном этапе является. картинка 6602b09a365758f423bcf0ca3264ccb3.

Дата публикации: 26.11.2013 2013-11-26

Статья просмотрена: 17984 раза

Библиографическое описание:

Ломакина, Г. Р. О требованиях к результатам обучения иностранному языку в современном информационном обществе / Г. Р. Ломакина, А. С. Скоробогатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 491-493. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8413/ (дата обращения: 04.11.2021).

Как показывает практика, ни отдельно взятый индивид, ни общество в целом, не способны существовать без общения, которое является одним из двигателей развития социума. Общаясь, люди обмениваются мыслями, идеями, то есть — информацией. Существует множество способов передачи и получения информации, причем как вербальных, так и невербальных. Однако постепенно источники информации, как и роль иностранных языков в нашей жизни меняется. Ни для кого не секрет, что сегодня большинство людей узнают новости о событиях в их стране или в мире из газет или же статей в интернете. Читая научные публикации, энциклопедии или учебники, человек получает новую информацию, повышая уровень своего интеллекта и тем самым уровень общей компетентности. Развитие средств электронной передачи данных, а также сети Интернет, равно как увеличение как академической, так и профессиональной мобильности, повышает роль практического владения иностранными языками как средства успешной социализации и профессиональной и личностной самореализации человека. Активные процессы глобализации и интернационализации, происходящие сегодня в мире, неизбежно приводят к тесным межкультурным контактам, и, как следствие, особую значимость приобретает межкультурная коммуникация. В виду происходящих процессов, в современном обществе значительно изменилась роль иностранных языков.

Повышение значимости языков, неизбежно влечет за собой изменения не только в методике их преподавания, но и в отборе содержания, а также в требованиях к результатам обучения иностранным языкам. Так, согласно примерной образовательной программе, основное назначение изучения иностранного языка состоит в формировании иноязычной коммуникативной компетенции (далее ИКК), т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Одним из компонентов ИКК является речевая компетенция, то есть коммуникативные умения в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме.

Требования к уровню владения иностранным языком, также как и требования к обучению в школе в целом, содержатся в таком нормативном документе, как Федеральный государственный образовательный стандарт (ФОГС). Для средней общеобразовательной школы (СОШ) стандарты разработаны с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей — ФГОС начального общего образования (1–4 классы), ФГОС основного общего образования (5–9 классы) и ФГОС среднего (полного) общего образования (10–11 классы). Остановимся на вопросе о том, что же такое ФГОС и каковы основные причины его введения. ФГОС — это «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [1].

Долгие годы в российской образовательной системе наблюдались несоответствия в требованиях, предъявляемых на новом этапе обучения, уровню знаний, полученных на предыдущей ступени. Так, зачастую выпускники школ сталкивались с подобной проблемой при поступлении в высшие учебные заведения, поскольку требования к вступительным экзаменам не соответствовали содержанию школьного образования. С целью решения обозначенной проблемы, а также модернизации образования, Министерство образования РФ разработало ФГОС, введение которого должно обеспечить единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность образовательных программ всех этапов образования.

ФГОС второго поколения содержат следующие требования:

— к результатам освоения основной образовательной программы;

— к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

— к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям [1].

ФГОС предусматривает формирование трех основных групп результатов обучения в школе: личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты касаются формирования личности школьника и предусматривают, что современный школьник должен быть, прежде всего, личностью с явно выраженной гражданской позицией и ответственностью, способной к постоянному самообразованию, подготовленный к профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики [2]. Метапредметные результаты касаются формирования универсальных учебных действий, то есть действий, которые помогут школьнику практически реализовать собственную готовность к самообразованию. Метапредметные результаты включают в себя формирование ученика способности к реализации следующего образовательного алгоритма: 1) определить и сформулировать цель обучения (например, применительно к иностранному языку: «Хочу научиться писать письма на французском языке, потому что хочу переписываться с девочкой, с которой познакомился этим летом в Париже»); 2) определить путь достижения поставленной цели («Я должен научиться писать слова и правильно «собрать» их в предложения, значит, мне нужно найти электронный словарь кого-то, кто сможет объяснить мне как правильно «складывать» слова в предложения»), определить, какой отрезок пути он может пройти сам, а где потребуется помощь (электронным словарем можно пользоваться самостоятельно, нужно только суметь его найти, а вот, чтобы понять структуру предложения и базовую грамматику, возможно, потребуется помощь «извне»); 3) сохранять мотивацию на протяжении всего обучения (не «забросить» обучение после того, как понял, как много среди самых распространенных французских глаголов — глаголов 3 группы, т. е. тех, которые спрягаются как хотят, без соблюдения базовых правил); 4) способность оценивать достигнутые результаты и анализировать причины неудач («Написать-то я написал, но вот ответы получил на совсем другие вопросы. Почему? М.б. электронный словарь что-то напутал или я где-то ошибся?»); 5) активно использовать интернет-технологии в обучении («Попробую сменить словарь»…). Таким образом можно сказать, что ФГОС предусматривает формирование совершенно нового уровня способности к самообразованию у учеников. Уровня, на котором они будут способны не только ставить цель, разрабатывать алгоритм ее достижения, но и критически оценивать свои собственные действия.

Что касается предметных результатов обучения иностранному языку, то их формулировки приведены в сводной таблице 1.

Результаты обучения предмету «Иностранный язык» в СОШ на ступени начального, среднего и общего (полного) образования

Начальное общее образование

Среднее общее образование

Общее (полное) образование

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка; освоение правил речевого и неречевого поведения;

2) освоение начальных лингвистических представлений;

3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы [2].

1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания;

2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; […] расширение лингвистического кругозора и лексического запаса;

3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком [3].

1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, как инструмента межкультурного общения в современном мире;

2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике;

3) достижение порогового уровня владения иностранным языком;

4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации [4].

Вышеприведенная таблица позволяет наглядно продемонстрировать насколько сместился акцент в обучении в СОШ, особенно в плане обучения иностранным языкам. Основные задачи учителя ИЯ — формирование у ученика способности к: а) коммуникации; б) поиску информации на ИЯ; в) самостоятельному углублению знаний; г) формирование способности к восприятию чужой культуры, толерантному и уважительному отношению к ней. Соответственно и критериями владения ИЯ должны быть: а) способность ученика к решению конкретной коммуникативной задачи; б) умение работать с иноязычной литературой; в) способность к самостоятельному поиску и усвоению знаний — то есть способности, имеющие весьма конкретное практическое применение и выражение. Иностранный язык постепенно из средства «тренировки разума» постепенно приобретает все более выраженную роль средства успешной социализации, самореализации и саморазвития ребенка. Владение ИЯ постепенно становится важным условием профессиональной компетентности будущего специалиста. Сформировать вышеперечисленные способности (компетенции) у учащихся можно только на основе системно-деятельностного подхода, который, в соответствии с ФГОС должен лежать в основе обучения в школе, а на практике может реализоваться только благодаря способности учителя ИЯ создавать и развивать условно-коммуникативные ситуации, использовать любой элемент урока, любой учебный материал для формирования коммуникативной компетенции учеников, для обучения их общению [5].

На основе требований к результатам образования, представленных в ФГОС второго поколения, составляются примерные программы по учебным предметам и, в частности, по иностранному языку. Примерная программа является своего рода образцом для составления рабочих программ по предметам и, определяя инвариантную часть учебного курса, оставляет свободу авторам учебников и рабочих программ в выборе содержания материала, его структурировании, определении последовательности его изучения.

Составляя программу обучения иностранному языку, автор обязательно должен соблюдать три основные содержательные линии:

— коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности;

— языковые средства и навыки оперирования ими;

— социокультурные знания и умения.

Несмотря на то, что первостепенными являются коммуникативные умения, все же все три содержательные линии настолько взаимосвязаны, что отсутствие хотя бы одной из них неизбежно ведет к нарушению единства учебного предмета «Иностранный язык».

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в современной школе, по крайней мере на уровне нормативных документов, происходят существенные изменения требований, предъявляемых не только к результатам обучения иностранным языкам в СОШ, но и к содержанию и организации всего учебно-воспитательного процесса. В современном обществе иностранный язык является не только и не столько учебным предметом, сколько — одним из средств социализации личности. В сложившихся обстоятельствах результатом обучения иностранному языку должно стать формирование базы иноязычной коммуникативной компетенции, а также способности к самостоятельному углублению и развитию данной компетенции.

1. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» [электронный ресурс] — http://www.rg.ru/2007/12/05/obrazovanie-stansart-dok.html, дата обращения 01.02.2013.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден Приказом Минобра РФ от 23.10.2009 № 373 [электронный ресурс] — http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp, дата обращения 01.02.2013

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержден Приказом Минобра РФ от 17.12.2010 № 1897 [электронный ресурс] — http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp, дата обращения 01.02.2013

4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего (полного) образования, утвержден Приказом Минобра РФ от 17.05.2012 № 413 [электронный ресурс] — http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp, дата обращения 01.02.2013

5. Ломакина Г. Р. Метакоммуникативный компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка/Г. Р. Ломакина//Человек и образование. — 2012, № 2. — С.83–86.

Источник

Ключевые аспекты обучения иностранному языку на современном этапе

основное требование к результату обучения иностранному языку на современном этапе является. 49d11cd1b0208ecf721e64236d70507e. основное требование к результату обучения иностранному языку на современном этапе является фото. основное требование к результату обучения иностранному языку на современном этапе является-49d11cd1b0208ecf721e64236d70507e. картинка основное требование к результату обучения иностранному языку на современном этапе является. картинка 49d11cd1b0208ecf721e64236d70507e.

Рубрика: 1. Общая педагогика

Дата публикации: 04.05.2015

Статья просмотрена: 2864 раза

Библиографическое описание:

Муллаголова, Э. Ш. Ключевые аспекты обучения иностранному языку на современном этапе / Э. Ш. Муллаголова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8111/ (дата обращения: 04.11.2021).

В настоящее время в мире происходят стремительные изменения, затрагивающие все наиболее важные сферы общественной жизни. И школьное образование, являясь одной из важнейших сторон общественной жизни, не могло остаться в стороне. Начавшийся процесс модернизации поставил перед педагогами новые цели и задачи, от успешного решения которых зависит успех проводимой реформы.

Очевидно, что предъявление новых требований к уровню образования и развития личности, изменения, происходящие в обществе, обусловливают появление новых концепций, технологий и методов обучения, главная цель которых состоит в повышении качества школьного образования.

Успешное достижение данной цели невозможно без четкого представления о том, на каких принципах базируется ее реализация, какие методы должны быть использованы в данном процессе, каковы новые требования, предъявляемые к уровню подготовки современного учителя. Важность перечисленных выше составляющих процесса модернизации свидетельствует об актуальности рассматриваемых в настоящей статье вопросов.

Мировая интеграция России выводит на первый план не только ценности мировой культуры, но культуры каждой отдельно взятой нации. А это значит, что изменился социальный заказ общества на личность: в настоящее время важнейшей ценностью становится развитие у человека способности продуктивно общаться с представителями других культур. В то же время, современная национально-культурная ситуация в современной России накладывает свой отпечаток на развитие культуры и языка каждого этноса, придавая ему большое значение.

В современных условиях на первый план выдвигаются такие качества личности, как готовность к диалогу и взаимодействию, умение работать в команде, умение находить общий язык с людьми разных культур, способность понимать особенности их менталитета, наконец, открытость и толерантность. Все перечисленные качества воспитываются совокупностью составляющих современной школьной системы, и «иностранный язык» как важная составляющая этой системы обретает все большее значение.

Специфика культурной и национальной составляющих современного российского общества выдвигают требования к концепции изучения иностранных языков как одной из ценностей национальной культуры как единого целого, способствующего формированию ценностного отношения и к собственной, и к чужой национальной культуре.

Именно поэтому в настоящее время исключительно важно осознать необходимость новой концепции обучения иностранным языкам, представляющим собой важнейшую ценность любой национальной культуры.

Реализация новой концепции призвана способствовать:

— формированию личностного самосознания;

— национальному и жизненному самоопределению учащихся;

— усвоению учащимися культурных ценностей;

— адаптации личности учащегося в современной социально-культурной среде;

— развитию ценностного отношения к родным традициям и культуре;

— формированию и развитию у учащихся навыков межкультурной коммуникации.

Важно помнить, что в настоящий момент происходит гуманизация всей системы образования и ее переориентация на ценностно-личностный подход, направленный на развитие личности и обеспечение ее социально-экономических и культурных отношений с окружающими.

Действительно, чтобы научиться понимать чужой язык, недостаточно выучить необходимые для этого слова. Необходимо разобраться в культурной картине мира носителей изучаемого языка, понять их способ мышления, что вызывает наибольшие трудности в процессе обучения. Однако овладение понятиями чужой культуры необходимо не только для того, чтобы иметь возможность общаться с людьми за пределами собственного государства, но и для того, чтобы учащиеся понимали, что их культура не является единственно возможной, что существуют другие представления о жизни, другие картины мира.

Очевидно, что важнейшими особенностями современного лингвистического школьного образования являются:

— получение навыков межнационального, межкультурного общения;

— ориентация учащихся на ценностное отношение;

— использование в обучении иностранному языку коммуникативного подхода.

Учитывая перспективы развития социальной сферы и экономики, выпускникам школы необходимо обладать новыми личностными и профессиональными качествами, такими как творческое, системное мышление, владение языковыми и коммуникативными компетенциями, развитыми способностями к анализу собственной деятельности, способностями к самостоятельным действиям в различных условиях. Развитие этих необходимых качеств обеспечивается при применении коммуникативного подхода, целью которого является приобретение умения свободно ориентироваться в условиях иноязычной среды, адекватно реагировать на возникающие в процессе общения с иностранцами ситуациях.

Использование коммуникативного метода обучения иностранным языкам позволяет развить у учащихся «чувство языка», что соответствует стоящим перед выпускниками задачам — научиться языку в целях общения.

Модернизация российской школы через внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является ключевым элементом данного процесса.

Приоритетными целями изучения иностранного языка в соответствии с данными стандартами становятся:

— формирование так называемой коммуникативной концепции, ориентированной на вхождение выпускников школы в различные сферы трудовой деятельности;

— овладение необходимыми во всевозможных жизненных ситуациях навыками и умениями;

— всестороннее развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, их познавательных интересов;

— воспитание позитивного отношения учащихся к людям и обществу в целом;

— получение навыков использования полученных в школьных стенах знаний и умений в повседневной жизни.

Используя новые информационные технологии, возможности глобальных сетей, учащиеся должны приобретать умение адекватно реагировать на происходящие в мире изменения, что является объективной необходимостью в свете нового подхода к политике образования.

Модернизация школьного образования подразумевает начало обучения иностранными языкам cо 2-го класса, что является признанием объективно существующей необходимости в удовлетворении социального интереса к изучению данного предмета, а также признанием его важности для решения задач всестороннего развития личности учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего начального образования второго поколения ориентированы на развитие личности школьника, поддержание у него интереса к обучению, формирование стойкого желания и умения учиться, получать новые знания, воспитание его нравственных и эстетических чувств, а также охрану и обеспечение психического и физического здоровья детей.

Реализуемые российской образовательной школьной системой программы обозначили следующие основные направления воспитания в процессе обучения:

— социальная адаптация учащихся;

— формирование у учащихся прочных нравственных принципов;

— формирование у учащихся гражданской ответственности, основанной на общепринятых духовных ценностях;

— передача в процессе обучения духовных богатств мировой и отечественной культуры.

Концептуальные принципы коммуникативного подхода к изучению иностранного языка таковы:

— обучение иностранным языкам должно вестись на основе деятельностного подхода;

— должно происходить непрерывное формирование у школьников коммуникативной компетенции;

— коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам должно происходить только в условиях аутентичного процесса социализации учеников.

Формирование коммуникативной компетенции происходит при всех видах речевой деятельности: чтении, письме, говорении, слушании и т. д.

Стандарты нового поколения предусматривают повышение коммуникативной мотивации учащихся через такие факторы, как доброжелательная обстановка на уроке, создание положительного эмоционального климата в детском коллективе, установление доверительных отношений между учащимися и учителем, а также и между самими учащимися.

Изменение целей обучения иностранным языкам на современном этапе не могло не отразиться и на требованиях, предъявляемых к подготовке современного учителя, выдвигая в качестве основных средств повышения качества образования непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, развитие педагогических компетенций, постоянное повышение квалификации, проведение самоанализа, обобщения накопленного опыта, обмен наиболее удачными находками с коллегами.

Необходимость реализации основных направлений модернизации школьного образования, и обучения иностранным языкам в частности, позволяет выделить следующие требования, предъявляемые к подготовке современного учителя иностранного языка:

— постоянное целенаправленное повышение уровня профессионализма, соответствующее приоритетам государственной образовательной политики;

— регулярное обновление собственных знаний о содержании нормативных документов, определяющих цели и задачи обучения;

— использование передовых методик и технологий обучения;

— регулярное пополнение знаний о психологических и физиологических особенностях учеников и применение полученных знаний при организации учебного процесса в школе;

— целенаправленное овладение современными подходами к оценке достигнутых учащимися в результатов, подразумевающее не только стандартизированные способы оценивания, но и обеспечение прозрачности и открытости системы оценивания, ее объективности и соответствия международным стандартам;

— постоянное использование в учебном процессе научных методов, вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность;

— развитие умений применять современные информационно-коммуникативные технологии, широко использовать интерактивные формы обучения, применять сетевые технологии.

Таким образом, анализ современных аспектов образовательной политики России, реализуемой в настоящее время, позволяет сделать вывод о том, что работа учителя иностранного языка должна строиться на концептуальных принципах коммуникативного подхода к изучению иностранного языка и планироваться исходя их стоящих перед системой школьного образования задач обеспечения высокого качества школьного образования при сохранении его фундаментальности и соответствия перспективным потребностям личности школьника.

Похожие статьи

Коммуникативное обучение иностранному языку и его.

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование метода. Коммуникативность — один из важных путей повышения.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как.

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как.

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения.

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных.

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков. Автор: Супрунов Семён Евгеньевич.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование метода.

Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная

Коммуникативная компетентность при обучении иностранному. Нуждина М. А. Коммуникативность языка и обучение.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при.

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, английский язык, процесс обучения.

Современные подходы в формировании коммуникативной.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при. иностранный язык, английский язык, учебный процесс, язык, коммуникативная направленность, метод проектов, лингафонный кабинет, ситуация общения, учебный материал, обучение.

Коммуникативность — один из важных путей повышения.

Коммуникативное обучение иностранному языку и его. Коммуникативный подход к обучению иностранному языку

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение, человеческая.

История развития электронных технологий в преподавании.

иностранный язык, школьное образование, язык, коммуникативный подход, процесс обучения, современный учитель, формирование, ценностное отношение, учащийся, коммуникативная компетенция.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *