основная организационная форма обучения в современной школе
Организационные формы обучения в современной школе
Под средствами обучения (дидактическими средствами) понимаются источники и носители учебной информации, а также приспособления, облегчающие ее передачу учащимся.
Средства обучения подразделяются на средства преподавания (для учителя) и средства учения (для учащихся).
Кроме того, средства обучения можно разделить на следующие группы: 1) учебная и учебно-методическая литература; 2) наглядные пособия; 3) натуральные объекты; 4) лабораторное оборудование; 5) технические средства обучения (ТСО); 6) кабинетные системы
Понятие учебной и учебно-методической литературы включает в себя учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия для учителей, словари, справочники, энциклопедии, атласы, рабочие тетради для учащихся на печатной основе и др.
2. Наглядные пособия бывают:
а) статические (неподвижные) средства наглядности – плакаты, картины, опорные конспекты, географические карты, макеты, муляжи и др.;
б) динамические (подвижные) средства наглядности – это, прежде всего, действующие модели (например, двигателя внутреннего сгорания).
3.Натуральные объекты –гербарии, зоологические коллекции, коллекции минералов, заспиртованные биопрепараты, а также живые растения (в горшках или на ботаническом участке) и животные, обитающие в школьном зооуголке.
4. Лабораторное оборудование – приборы, инструменты, установки для проведения опытов и экспериментов (увеличительные стекла, микроскопы, пинцеты, штативы, спиртовки, химические реактивы, телескоп и т. п.).
5. Технические средства обучения(ТСО):
а) аудиовизуальные устройства (магнитофон, видеомагнитофон, кинопроектор, графопроектор и др.);
б) обучающие машины на базе ЭВМ (персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска).
Кабинетные системы. Кабинетная система организации учебных занятий осуществляется в специально оборудованных школьных помещениях (классах, аудиториях). Кабинетная система повышает эффектность учебно-воспитательного процесса, поскольку при ней создаются реальные возможности систематически применять технические средства обучения, лабораторное оборудование, наглядное пособие, облегчая учебный труд учащихся, экономно используя учебное время.
Форма организации обучения (иначе: организационная форма обучения) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Общие формы организации обучения.В современной дидактике организационные формы обучения подразделяются на общие и конкретные. Общих форм организации обучения три: фронтальная, групповая и индивидуальная. К конкретным (частным) формам организации обучения относятся: урок, учебная экскурсия, домашняя работа учащихся, факультативные занятия, занятия в учебно-производственных мастерских и некоторые другие.
фронтальная (общеклассная) форма работы учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы.
результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не учитывает индивидуальные различия учащихся.
групповая форма организации обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью отдельных групп учащихся класса (их называют также малыми группами). Разновидности групповой формы организации обучения: звеньевая, бригадная, кооперативно-групповая и дифференцированно-групповая. Звеньевая форма организации обучения предполагает работу постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность временных групп учащихся, специально сформированных для выполнения определенных заданий. Кооперативно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма работы имеет ту особенность, что постоянные либо временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями.
Индивидуальная форма организации обучения не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По сути это самостоятельное учащимися заданий, которые могут быть различными (индивидуально подобранными для каждого ученика), так и одинаковыми для всего класса.
К основным (обязательным) формам организации обученияв современной школе, помимо урока, относятся учебные экскурсии, занятия по трудовому обучению в школьных мастерских и на производстве, домашняя работа учащихся, а в школах-интернатах самоподготовка.
1. Учебная экскурсия — это форма организации обучения, при которой учащиеся под непосредственным руководством учителя или самостоятельно, но под его контролем наблюдают, исследуют окружающую действительность или ее искусственное воссоздание (оранжерея, музей) в тесной связи с изучаемым программным материалом. Для этой формы учебных занятий характерны высокая степень самодеятельности учащихся, наглядность и предметность в обучении.
2. Занятия по производственному обучению. В I–IX классах проводятся в форме урока. Кроме того, учащиеся проходят летнюю производственную практику. Учащиеся X–XI классов один день в неделю посещают учебно-производственный комбинат (УПК) или осваивают начала какой-либо рабочей профессии на базе местного производственного предприятия (колхоза, совхоза).
3. Домашняя работа учащихся принципиально отличается от классной работы прежде всего тем, что протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Работая самостоятельно в домашних условиях, ученик лишен тех средств, которые может использовать учитель, чтобы сделать работу более увлекательной; Правильно организованное выполнение домашних учебных заданий — одно из эффективных средств повышения успеваемости школьников.
4. Самоподготовка. Выполнение домашних заданий в школах-интернатах и группах продленного дня осуществляется в процессе самоподготовки, которой руководит учитель или воспитатель. Преимущества самоподготовки состоят в том, что она проходит в продуктивные для самостоятельной работы часы (обычно после отдыха или прогулки); учащиеся могут обратиться за помощью к педагогу; можно мобилизовать силу коллектива на создание общественного мнения, организовать взаимоконтроль, взаимопомощь. Однако самоподготовка не лишена недостатков. Так, в частности, возможно списывание и подсказки, порождающие иждивенческие настроения отдельных учащихся; выполнившие задание, как правило, находятся в том же помещении, что и другие (мешают, вызывают торопливость); усложняется процесс подготовки устных заданий.
Дополнительные и стимулирующие занятияпроводятся с отдельными учащимися или группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, умениях и навыках, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.
1. Консультации, в отличие от дополнительных занятий, проводятся эпизодически, по мере необходимости.
2. Факультативы. После Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования факультативные занятия в школах стали основной формойдифференциации обучения. Их основная задача – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Различают факультативы предметной, общеразвивающей и профориентационной направленности.
3. Ученические конференции – комплексная форма обобщения результатов, подведения итогов самостоятельной (под руководством учителя) поисковой деятельности учащихся по какому-либо разделу программы. Конференция, как никакая другая форма внеклассной работы, формирует личностный аспект восприятия знаний, способствует формированию культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников. Ученические конференции требуют большой и длительной подготовительной работы (анализ литературных источников, проведение наблюдений, экскурсий, постановка опытов, и т. п.). Характерная черта конференции как формы обучения – подготовка и чтение учащимися докладов, сообщений. Ученические конференции призваны вырабатывать у учащихся мастерство лектора, что связано с развитием речи учащихся, ее правильности, выразительности, яркости, естественности, правильной интонации, простоты, научности, доступности, четкости.
4. Занятия в кружках и клубах по интересам, а также в спортивных секциях, предполагают, так же как и факультативные занятия, определенную программу деятельности. Однако эта программа менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая, клубная и секционная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Организационные формы обучения в современной школе. История и перспективы.
Существуют различные формы обучения, подразделяются по разным основаниям: по кол-ву обучающихся, времени и месту обучения, порядку осуществления. Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные (работа преподавателя со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами), коллективные (учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия), парные (между 2 учениками), аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения.
Форма организации обучения — конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия (урок,лекция,семинар,экскурсия,факультативное занятие,экзамен).
Истории известны разлные системы обучения, в которых преимущество отдавалось разным формам.
В первобытном обществе сложилась система индивидуального обучения как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему.
Индивидуальное обучение сохранилось в виде репетиторства, тьюторства, гувернерства. Тьютор — научный руководитель. Функции тьютора могут выполнять учителя при подготовке учащихся к выступлениям на конференциях.
Постепенно система трансформировалась в индивидуально-групповую: учитель занимался с группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер.
Индивидуально-групповое обучение, претерпев изменения, сохранилось. В сельских школах в одном классе 2—3 ученика могут заниматься по программе 1 класса, несколько человек — 2 класса.
В 16в в Белоруссии и Украине зародилась классно-урочная система, теоретически обоснована в 17в. Яном Амосом Коменским в книге «Великая дидактика».
Для урока которой характерно:
-учащиеся одного возраста и уровня образовательной подготовки объединены в группу постоянного состава;
-класс обучается по единому учебному плану и единым программам;
-работой на уроке руководит учитель.
Классно-урочная система получила распространение во всех странах и в основных чертах неизменна 400 лет. Однако уже в конце 18в. она подвергалась критике.
В совр практике есть и другие формы организации обучения. На Западе имеются неградуированные классы, когда ученик по одному предмету обучается по программе 7 класса,по другому — 6 или 5. Ведутся эксперименты по созданию открытых школ — обучение ведется в учебных центрах с библиотеками, мастерскими. Особая форма организации обучения — погружение, когда на протяжении определенного отрезка времени учащиеся осваивают только один или два предмета. Аналогично организуется обучение по эпохам.
Существуют разнообразные оргформы учебного процесса: урок, лекция, семинар, конференция, лабораторно-практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, домашняя самостоятельная работа, экзамен, мастерская, студия, научное общество, олимпиада. Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации.
Урок — оргформа, при которой педагог в течение установленного времени организует познавательную деятельность класса.
Лекция — оргформа, при которой преподаватель на протяжении занятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают.
Семинар — учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов.
Конференция (учебная) — оргформа, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Проводится с несколькими учебными группами. Конференция близка семинару.
Лабораторно-практические занятия — оргформы, на которых обучающиеся выполняют лабораторные, практические работы.
Факультативные занятия предусматривают углубленное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся
Экскурсия (учебная) — оргформа обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.
Домашняя самостоятельная работа — составная часть процесса обучения.
Экзамен — форма обучения, имеющая целью систематизацию, выявление и контроль знаний учащихся.
Формы организации обучения в современной школе.
Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями и т. д.
Форма организации обучения (синоним: организационная форма обучения) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Общие формы организации обучения. В современной дидактике организационные формы обучения подразделяются на общие и конкретные. Общих форм организации обучения три: фронтальная, групповая и индивидуальная. К конкретным (частным) формам организации обучения относятся: урок, учебная экскурсия, домашняя работа учащихся, факультативные занятия, занятия в учебно-производственных мастерских и некоторые другие.
Рассмотрим общие формы организации обучения. При фронтальной (общеклассной) форме работы учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не учитывает индивидуальные различия учащихся. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие – опережают и вынужденно бездействуют.
При групповой форме организации обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью отдельных групп учащихся класса (их называют также малыми группами).
Индивидуальная форма организации обучения не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По сути это самостоятельное учащимися заданий, которые могут быть различными (индивидуально подобранными для каждого ученика), так и одинаковыми для всего класса. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки.
В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой.
Рассмотренные общие организационные формы обучения применяются, как правило, в комплексе, чередуясь на одном уроке.
Иногда говорят о коллективной форме организации обучения. Но ни фронтальная, ни групповая формы обучения не являются на самом деле коллективными, хотя их и пытаются представить таковыми. Так, при фронтальной работе почти исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций. Но и не всякая групповая работа является коллективной. По утверждению X.Й. Лийметса, коллективная работа, возникает только на основе дифференцированной групповой работы и имеет следующие признаки:
1) класс (группа) осознает коллективную ответственность за выданное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
2) организация выполнения задания осуществляется самим классом (группой) под руководством учителя;
3) действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика в и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
4) есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.
По мнению В.К. Дьяченко, коллективное обучение – это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и каждый член коллектива активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.
ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
К основным (обязательным) формам организации обучения относятся: урок, учебная экскурсия, домашняя учебная работа учащихся, самоподготовка.
К вспомогательным формам организации обучения относятся: факультативные, стимулирующие и поддерживающие занятия, консультации, олимпиады по учебным предметам, конференции учащихся, предметные недели (декады), занятия в кружках, секциях и клубах по интересам и т. п.
Основные формы организации обучения
Урок – это основная форма организации обучения, при которой учитель в течение строго установленного времени (чаще всего 45 минут) осуществляет руководство познавательной и практической деятельностью постоянной группы учащихся (класса), сочетая фронтальную, индивидуальную и групповую работу.
Урок остается основной формой организации обучения в современной школе. Причина «живучести» урока заключается в том, что эта форма организации обучения весьма выгодна экономически, так как при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную чёткость и непрерывность процесса обучения.
Учебная экскурсия (см. дальше) – форма организации обучения, при которой учащиеся под непосредственным руководством учителя или самостоятельно, но под его контролем наблюдают, исследуют окружающую действительность или её искусственное воссоздание (музей, оранжерея) в тесной связи с изучаемым программным материалом.
Домашняя работа учащихся (см. дальше) выполняется учащимся самостоятельно; она органически связана с классным занятием и его содержанием.
Виды домашней работы разнообразны, из них основными являются: заучивание объясняемого на уроках материала по учебным и другим вспомогательным литературным источникам; выполнение письменных и устных упражнений; решение задач; проведение опытов; написание сочинений; изготовление моделей и чертежей; составление различных схем и диаграмм; собирание экспонатов (коллекций, гербариев) и др.
Самоподготовка – организованное выполнение домашних заданий в школах-интернатах и группах продлённого под руководством учителя или воспитателя.
а) она проходит в продуктивные для самостоятельной работы часы (обычно после отдыха или прогулки);
б) учащиеся могут обратиться за помощью к педагогу;
в) можно организовать взаимоконтроль, взаимопомощь.
Однако самоподготовка не лишена недостатков:
а) возможно списывание и подсказки, порождающие иждивенческие настроения отдельных учащихся;
б) выполнившие задание, как правило, находятся в том же помещении, что и другие (мешают, вызывают торопливость);
в) усложняется процесс подготовки устных заданий.
Вспомогательные формы организации обучения
Факультативные занятия – форма организации обучения во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний, навыков и умений учащихся по учебным предметам в соответствии с их запросами, склонностями и способностями, удовлетворение повышенного интереса к предмету.
Факультативные занятия являются одной из основных форм дифференциации обучения в современной школе. В этом плане их значение возросло после Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования», которым было отменено профильное обучение.
Группы для проведения факультативных занятий комплектуются из учащихся одного класса или параллельных классов в количестве не менее 5 учащихся в городских населённых пунктах и не менее 3 в сельских населённых пунктах. Учащиеся посещают факультативные занятия добровольно, на основании заявлений их законных представителей, но состав факультативных групп остаётся стабильным в течение года.
Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологичской, военно-патриотической, музыкальной, хореографичекской, художественной, театральной или иной направленности. Они проводятся по учебным программам, утверждённым Министерством образования Республики Беларусь (см.: www.adu.by), которые не дублируют программы по учебным предметам. Перечень программ факультативных занятий ежегодно пополняется. Издаются УМК для проведения факультативных занятий.
На факультативных занятиях широко используются различные виды самостоятельной работы учащихся (выполнение индивидуальных творческих заданий, обсуждение сообщений и докладов учащихся, подготовка и защита рефератов, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок и др.). При этом отметки не выставляются, учебные достижения учащихся оцениваются словесно на содержательно-оценочной основе.
Стимулирующие занятия – проводятся во внеурочное время с наиболее способными, хорошо успевающими учениками.
На стимулирующих занятиях решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, выходящие за рамки обязательной программы, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих вопросов, осуществляется подготовка школьников к участию в олимпиадах и конференциях.
Поддерживающие занятия – проводятся во внеурочное время с целью восполнения у учащихся пробелов в знаниях, умениях и навыках.
Стимулирующие и поддерживающие занятия проводятся по мере необходимости при наполняемости групп не менее 3 учащихся.
Консультации – особый вид вспомогательных учебных занятий, строящийся на основе индивидуального подхода к учащимся и имеющий целью помочь отдельным учащимся лучше понять и усвоить то из ранее пройденного материала, что почему-то ими не было в достаточной степени понято и усвоено в своё время.
Консультации проводятся эпизодически, по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие консультации (последние организуются, например, при подготовке к экзаменам). Консультации в школе обычно групповые, но не исключаются и индивидуальные консультации. Иногда в школах практикуется выделение специального дня консультаций.
Олимпиада – это товарищеское соревнование учащихся в выполнении учебных заданий творческого характера (повышенной сложности, занимательных) по тому или иному учебному предмету.
Олимпиада способствует проверке качества теоретической и практической подготовки учащихся, стимулирует их к более активной работе по усвоению знаний и умений, содействует выявлению одарённых учащихся.
Конференция учащихся – это комплексная форма обобщения результатов, подведения итогов самостоятельной (под руководством учителя) исследовательской деятельности учащихся. Характерная черта конференции – подготовка и чтение учащимися докладов, сообщений. Ученические конференции могут проводиться по различным учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ.
Конференция имеет, как правило, тематический характер. Ее задача – привлечь внимание как можно большего числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Поэтому тема конференции должна быть не только актуальной, но и интересной, доступной для большинства учащихся. В конференции могут принимать участие как учащиеся параллельных классов, так и разных параллелей. К работе конференции могут привлекаться учителя, представители науки, искусства и производства.
Учебная экскурсия и домашняя учебная работа
Учебная экскурсия – форма организации обучения, при которой учащиеся под непосредственным руководством учителя или самостоятельно, но под его контролем наблюдают, исследуют окружающую действительность или её искусственное воссоздание (музей, оранжерея) в тесной связи с изучаемым программным материалом.
Для этой формы организации обучения характерны высокая степень самостоятельности учащихся, наглядность и предметность в обучении, связь обучения с жизнью. На экскурсиях школьники учатся целенаправленно наблюдать и анализировать под руководством учителя или специалиста факты, явления в их взаимосвязи и взаимодействии, сравнивать их, обобщать, делать выводы. Экскурсии во многом способствуют задачам развития у учащихся познавательного интереса, эстетических качеств.
По месту проведения выделяют экскурсии:
Ø музейные (в музеи, на выставки, в галереи);
Ø по историческим местам;
Ø литрературно-эстетические (даннный вид экскурсий предложил Якуб Колас в своем учебном пособии «Методыка роднай мовы»);
Ø производственные (на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в узлы транспорта и связи);
Ø комплексные (например, краеведческие).
Экскурсия должна быть хорошо подготовлена: учитель выбирает объект, тщательно изучает относящиеся к теме экскурсии материалы, намечает цели, составляет подробный план, разрабатывает маршрут, уточняет подлежащие выяснению в ходе экскурсии вопросы, заранее разрабатывает и распределяет между учащимися задания, определяет порядок подведения итогов экскурсии.
Руководитель экскурсии обязан также подготовить к ней учащихся. Характер подготовки может быть различен. Это предварительный рассказ или объяснение, указание объектов для наблюдений, зарисовок, составления схем, инструктаж о порядке следования и правилах поведения детей в период осмотра объекта и т. п.
Домашняя учебная работа выполняется учащимся самостоятельно; она органически связана с классным занятием и его содержанием.
Виды домашней работы разнообразны, из них основными являются: заучивание объясняемого на уроках материала по учебным и другим вспомогательным литературным источникам; выполнение письменных и устных упражнений; решение задач; проведение опытов; написание сочинений; изготовление моделей и чертежей; составление различных схем и диаграмм; собирание экспонатов (коллекций, гербариев) и др.
Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно.
В I классе домашние задания не задаются. Учебники, тетради учащихся хранятся в учебном помещении. Во II–IV классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы. Домашние задания по трудовому обучению и музыке не задаются.
Основная причина перегрузки – объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам. Объем домашней работы не должен превышать 30% объема работы, выполненной в классе.
Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.
Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т. е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.
Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным. Это значит, что, сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично дифференцировать или индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.
Непременным условием успешного выполнения учащимися домашней учебной работы является подготовка школьников к ее выполнению под руководством учителя.
Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым инструктажем.
В помощь учащимся учитель разрабатывает и предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу, как учить наизусть стихотворение, как подготовить план пересказа, как выполнять работу над ошибками и др.).
При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования. Для учащихся II классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5–10 минут. Во время перерыва полезно сделать несколько физических упражнений, гимнастику для глаз. В III классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30–35 минут, а в IV – до 40–45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2–3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва учащиеся III–IV классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль).
Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которые отводятся на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся помощь в выполнении домашних заданий.
Домашнее задание, какого бы вида оно ни было, должно быть осознано каждым учащимся, как с точки зрения его содержания, так и с точки зрения путей и способов его выполнения. Поэтому учитель должен основательно инструктировать класс о путях его рационального выполнения. В практике работы школы сложились следующие виды инструктажа при задавании уроков на дом: предложение выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе; объяснение способа выполнения задания на 2–3 примерах; разбор наиболее трудных элементов домашнего задания.
Домашнее задание бывает общеклассное (фронтальное, обязательное для всех учащихся) и индивидуальное.
Для того, чтобы домашние задания стали действенными, эффективными, учитель должен строго руководствоваться следующими основными дидактическими требованиями:
1) домашнее задание должно вытекать из материала, объясненного на уроке в соответствии с программой;
2) учитель должен задавать домашнее задание в конце урока, после того, как материал был основательно объяснен и учащимися осмыслен;
3) объем домашнего задания должен быть строго дозирован и соответствовать установленному режиму дня, допустимой нагрузке учащихся данного возраста, гигиеническим нормам;
4) домашние задания должны равномерно распределяться на дни недели;
5) в начале следующего урока учитель обязан проверить выполнение классом домашнего задания и учесть качество его выполнения при оценке каждого учащегося.
Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум-максимум». Задания-минимум обязательны для всех. Задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Формы организации обучения в современной школе.
Формы организации обучения в современной школе.
Формы организации обучения в современной школе.