основание собора в кронштадте
Морской собор: что нужно знать о «русской Софии»
Приблизительное время чтения: 4 мин.
На самом деле он называется Никольским. Это самый большой морской храм. И самый последний собор Российской империи. Он не только храм, но и памятник погибшим морякам. В его возведении участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В советские годы его пытались уничтожить, но не смогли. Сейчас его отреставрировали и вновь сделали храмом. Пять лет назад, в мае 2013 года, он вновь был освящен. И вновь он — больше чем просто храм.
Досье собора
Строительство: 1902–1913 годы
Закладка камня: 8 мая 1903 года
Освящение: 1913 год, после реставрации — 2013 год
Настоятель: архимандрит Алексий (Ганьжин)
Архитектурный стиль: неовизантийский
Статус: главный храм Военно-морского флота России
Адрес: г. Кронштадт, Якорная площадь, 1
Архитектурные особенности
Прообразом Морского собора-памятника в Кронштадте стала одна из самых известных православных святынь — Константинопольская София. Морской собор в Кронштадте по всем размерам немного меньше своего прототипа. При этом, за счет купола, он немного выше.
Кликните, чтобы сравнить Морской собор с собором Святой Софии
Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.
Пространство храма внутри кажется необъятным: два полукупола — с востока и запада — примыкают к огромному основному куполу. Эта особая конструкция из металлических перекрещивающихся арок позволяла не дробить храм внутренними опорами и хорошо видеть богослужение из любой точки собора. Открытые интерьеры двухъярусных галерей создают ощущение еще большего простора.
Интерьер собора Василий Косяков задумал в виде сочетания звездного неба над головой и морской глуби под ногами. Тогда пространство собора превращалось во вселенную, замкнутую между высоким куполом, расписанным звездами на синем поле, и мраморным полом, украшенным фигурами морских обитателей, подводных растений. Морская тематика начиналась со входа: рыбы мурены, словно верные стражи, охраняли собор, встречая посетителей на дубовых дверях храма и на полу при входе. Сверху, в звездном небе сиял лик Спасителя.
Фризы большого купола украшают 12 лепных якорей и вписанные в них спасательные круги — одновременно и морские атрибуты, и древние христианские символы Креста.
8 фактов о Никольском Морском соборе
1
Василий Косяков задумал собор как книгу, чтобы через символы и знаки можно было прочесть и историю христианства, и историю русского флота. Кстати, в соборе хранились штандарты и иконы со списанных кораблей со времен создания российского флота.
Авторские эскизы с личной подписью В. Косякова:
2
700 рублей передал на строительство собора святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он был первым, кто пожертвовал деньги на строительство. Он опубликовал воззвание в газете с призывом присоединиться к сбору средств, а впоследствии постоянно торопил власти со строительством. Сейчас в музее собора хранится мастерок, который использовал отец Иоанн во время церемонии закладки 8 мая 1903 года.
3
К открытию собора в 1913 году все было сделано по последнему слову техники. В подвале расположились пылесосная станция для уборки здания и станции парового отопления, вентиляции, электрооборудования и кладовые.
4
Главные образы в оформлении собора были выбраны неслучайно. Покровитель моряков — святитель Николай. Сцены из его жития расположены рядом со входом.
Апостолы Петр и Павел — как напоминание о создателе русского флота Петре I. Святой Иоанн Рыльский — небесный покровитель святого праведного Иоанна Кронштадтского. Южный фасад собора украшен мозаикой со святителем Митрофанием Воронежским: именно он оказал поддержку Петру I в организации верфей и строительстве флота.
5
Один из колоколов собора, весом 4840 кг, в 1930 году не удалось сбросить, и он провисел на звоннице до времен реставрации. Во время Великой Отечественной войны в куполе собора был наблюдательный пункт, и при отключении электричества во время немецких авианалетов наблюдатели били в этот колокол, предупреждая жителей об опасности. Этот колокол восстановлен и сейчас действует. Остальные были утрачены, и пришлось отливать новые.
6
Морской собор в Кронштадте — не только место молитвы, но и памятник всем погибшим российским морякам. Там были размещены 130 памятных черных мраморных досок с именами и фамилиями 1500 моряков, погибших с 1696 по 1913 годы. После закрытия собора в 1930 году эти доски были сняты и разбиты, ими вымостили дорогу к кронштадтскому Летнему саду. В свое время историку русского флота А. С. Краткову (1848–1917) понадобилось пять лет, чтобы собрать все имена для памятных табличек. Ему удалось установить всех погибших на флоте с 1696 года. Но его рукописи были утеряны, и при реставрации собора список погибших моряков пришлось восстанавливать с нуля.
7
Благодаря Попечительскому совету по восстановлению и специально созданной художественной комиссии храм удалось воссоздать, а также фактически довоплотить замысел архитектора и художников. В начале ХХ века многое не успели закончить, собор сильно пострадал за годы советской власти, многое было безвозвратно утеряно, а многое пришлось создавать заново. Завесой алтаря собора служит Андреевский флаг — военно-морской флаг Российской империи, а теперь и России.
Современный вид Морского собора. Фото:
Фото Юлии Маковейчук
Подготовила Алена Душка
Редакция благодарит за консультацию и помощь в подготовке материала руководителя сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову, профессора кафедры русского искусства Российской академии художеств Нину Кутейникову и руководителя иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрия Мироненко
На заставке: использовано фото Станислава Забурдаева/ТАСС
Архивные фотографии предоставлены Музеем истории Кронштадта
История Никольского собора Кронштадта
Содержание:
На фото: Морской Никольский собор во время Великой Отечественной войны.
Начиналась история Морского Никольского собора поистине блистательно. Но, увы, период благополучия оказался совсем коротким.
С самого начала Морскому Никольскому собору Кронштадта была уготована особая роль — быть не только храмом, но и памятником погибшим русским морякам. И вместе с тем — прибежищем для всех живущих: это не столько собор города Кронштадта и один из крупнейших храмов в пригородах Санкт-Петербурга, сколько собор всех русских моряков, независимо от того, где они живут и на каких морях-океанах служат.
Столь уникальной ролью частично объясняются и огромные размеры храма, и его исключительное положение — собор стоит не просто в центре города, но в центре огромной площади, несоразмерной скромному Кронштадту; его кварталы как бы расступаются, жмутся к морским берегам, чтобы дать храму-колоссу побольше места и оставить его пребывать в тишине — вечной почтительной тишине по жертвам моря. Громадный купол собора виден издалека — в том числе, в ясную погоду, и с далеких Васильевского и Елагина островов северной столицы.
Никольский собор Кронштадта памятник погибшим морякам
В Никольском Морском соборе Кронштадта было собрано множество реликвий, связанных с историей флота. Они доставлялись сюда со всей России. Это редкий пример храма, в интерьере которого можно увидеть не только хоругви, но и светские флаги — конечно, Андреевские, российского флота, с поперечным голубым крестом на белом фоне. Однако «последнюю» уникальность храму сообщают, в конечном счете, не реликвии и необычное оформление, а размещенные на его стенах таблицы с именами всех погибших русских морских офицеров и многих простых моряков —- начиная с 1695 года.
Увековечить память о них здесь, в храме, было задумано еще при его основании. Для этого нижнюю часть стен изнутри отделали красным мрамором, на котором разместили черные доски — на них высекались имена и истории павших за отечество. Все офицеры перечислялись поименно, низшие чины — числом, за исключением тех, кто совершил особые подвиги, описание которых приводилось.
Вообще, мемориал представляет собой целую книгу в мраморе — все сюжеты в ней изложены в хронологическом порядке. Вероисповедание поминаемых в расчет не бралось — вместе с православными назывались и католики, и протестанты, и мусульмане. Имена погибших морских священников выделены особо — они высечены не на черных, а на белых досках, размещенных в алтарной части.
Работы по устройству мемориала представляли собой целое историческое исследование. Его начал выполнять историк флота генерал Аполлон Кроткое по заказу товарища морского министра И. Григоровича еще до начала строительства собора. Идея мемориальной «книги» ярко иллюстрирует гуманистический подход к памяти, характерный для цивилизованного общества, где ценится жизнь каждого человека, и утраченный после революции, когда тоталитарное государство стало относиться к конкретным людям как к взаимозаменяемым «винтикам». Эта утрата после революции проявилась вполне «материально» — все мраморные доски были отколоты и использованы в «народном хозяйстве». Восстановить мемориал погибшим морякам удалось лишь в новейшее время, когда Никольский собор вернули верующим.
По освящении в 1913 году Никольский собор занял уготованное ему место главного храма Балтийского флота, которому молитвенная помощь была нужна более, чем когда-либо, — вскоре полыхнула Первая мировая война, и наряду с молебнами о ниспослании удачи русским воинам в храме служились панихиды по погибшим в сражениях морякам.
Никольский Морской собор Кронштадта после революции 1917 года
Годы войны и лишений ожесточили нравы населения, состоявшего в основном из моряков и их семей. Как следствие, революционные события 1917 года в Кронштадте отличались почти зверствами. Случались кровавые стычки; уже 1 марта, за день до отречения Николая II, в городе установилась новая власть. Вскоре произошла трагедия прямо перед Никольским собором, на Якорной площади, — здесь был убит последний царский военный губернатор Кронштадта вице-адмирал Р. Вирен, которого заколола штыками толпа моряков. Вместе с ним на площади казнили несколько десятков адмиралов и офицеров.
Военные действия против Русской Церкви большевики открыли сразу же после захвата ими власти в стране. Первым среди храмов Кронштадта в 1929 году закрыли именно Морской Никольский собор — он мозолил глаза руководству города своей торжественной огромностью и прямой связью с эпохой Николая II. Впрочем, его судьбу еще можно назвать относительно счастливой — большинство кронштадтских церквей были безжалостно разрушены; собор же уничтожать все же не решились: его архитектурное значение было всем очевидно.
«Национализированному» зданию, по обыкновению тех времен, пытались найти новое применение. Еще до закрытия храма подумывали об устроении в нем дома культуры и кинотеатра. 14 октября 1929 года, когда храм официально упразднили, его имущество передали городу.
Несколько десятков предметов церковной утвари поступили в распоряжение Военно-морского и Русского музеев в Ленинграде, серебро пошло в казну, а книги, от которых отказались библиотеки, — на макулатуру. Был уничтожен уникальный резной мраморный иконостас, смыта позолота орнамента, закрашены мозаики и росписи, ликвидированы кресты. Собор превратился в провинциальный дом культуры.
Шестнадцать из семнадцати соборных колоколов сбросили на землю при большом стечении народа. По воспоминаниям свидетелей, многие женщины рыдали и даже падали в обморок, когда огромные колокола с грохотом раскалывались, но в официальных источниках все это было выдано за митинг трудящихся, вдохновенно протестующих против мракобесия. На своем месте остался лишь самый большой колокол — весом 1038 пудов.
Во время Великой Отечественной войны Кронштадт разделил страшную участь Ленинграда, пережив тяжелую блокаду. Сейчас в городе установлен памятник маленькой рыбке колюшке — водившаяся во внутренних каналах города, эта рыбешка спасла многих кронштадтцев от голодной смерти зимой 1942 года. Все военные годы собор напрямую участвовал в боевых действиях — на его крыше (самой высокой точке города) был установлен наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. Во время обстрелов несколько снарядов угодили в собор. Один из них можно увидеть и сейчас — пробив стену, он застрял в полу храма. При реставрации его оставили на месте «на память», огородив и поместив под стекло.
После войны собор отремонтировали. В 1950-е годы интерьеры переустроили — да так, что в новом здании уже трудно было опознать бывший храм; он теперь более походил на киноконцертный зал. На протяжении десятилетий собор под именем клуба Кронштадтской крепости вместимостью 1200 человек функционировал как центр досуга. Так как в Кронштадте никуда не деться от морской тематики, его украсили росписями на сюжеты из военно-морской истории, выполненными по эскизам художника А. Трескина.
Кронштадтский Морской Никольский собор главный храм морского флота России
В 1975 году кронштадтский Морской Никольский собор был официально признан памятником архитектуры местного значения, эту дату можно считать «нижней точкой» истории храма. Теперь за дальнейшую его сохранность можно было не переживать. В то время собор исполнял роль театрального зала, и о возвращении его Церкви никто даже не мечтал.
1990-е годы, когда русские храмы в массовом порядке принялись отдавать верующим, показали, что «невозможное» вполне «возможно». Но пока не для Морского собора. Он оставался светским учреждением, чему способствовала, в частности, и «закрытость» Кронштадта — в закрытые города перемены приходят с опозданием. Тем не менее, архитектурный статус собора в 1995 году повысили — до памятника архитектуры федерального значения. Художественная и историческая ценность псевдовизантийской архитектуры рубежа веков уже не вызывала никаких сомнений. Тогда же заговорили о реставрации храма.
В 2002 году на центральный купол установили новый крест, а вскоре храм наконец передали Санкт-Петербургской епархии. В 2005 году его освятили, и в соборе была отслужена первая после десятилетий забвения литургия.
Восстановительные работы начались в 2011 году и спустя два года были завершены. Единственный сохранившийся колокол, ставший главным, дополнили ансамблем новых колоколов. Обновленный собор засиял новыми красками снаружи, а внутри просто преобразился. Были очищены и восстановлены все дореволюционные росписи и мозаики, а там, где это оказалось невозможно, созданы новые.
28 мая 2013 года состоялось великое освящение храма, сопровождавшееся торжественным военным парадом на Якорной площади. Собор вновь стал главным храмом российского Военно-морского флота.
Какие тайны хранит «Храм моряков» в Кронштадте, и Почему он так похож на Собор святой Софии в Константинополе
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Собор для моряков
Вопрос о том, чтобы в Кронштадте появился величественный «храм для моряков» поднимался в России еще с 1830-х. Высочайшее разрешение на сбор средств для возведения собора было принято только к концу XIX века, когда ходатайство подал вице-адмирал Николай Казнаков.
В качестве места для возведения храма выбрали Якорную площадь. Купол было решено делать настолько высоким, чтобы на него и венчающий его крест могли ориентироваться приближавшиеся к Кронштадту морские суда.
Первоначальный проект, выполненный архитектором А.Томишко, морякам не понравился, хотя его и одобрил император. Тогда проект было поручено сделать Василию Косякову, работавшему над созданием храма совместно с инженером Александром Викселем. Именно по этому проекту и возведен собор.
Было решено, что храм будет построен по образу и подобию собора св. Софии в Константинополе. Перед проектированием Косяков специально ездил в Турцию делать замеры Софийского храма.
Перед постройкой Морского собора был отслужен молебен, который совершил лично Иоанн Кронштадтский. На состоявшейся в мае 1903-го торжественной закладке собора присутствовала царская семья. После молебна прогремел салют. Затем император Николай II вместе со своим окружением высадил вокруг будущего храма молоденькие дубы.
О важности возведения этого собора для моряков говорят суммы, которые люди давали на его постройку. Так, 280 тысяч рублей пожертвовали моряки разных чинов (от матросов до адмиралов) со всех российских флотов, 2 тысячи собрал экипаж канонерской лодки «Храбрый» на запрестольный крест, 2800 тысяч – портные портовой швальни на мозаичную икону, 700 рублей пожертвовал Иоанн Кронштадтский. Офицерские жены на свои деньги купили и вручную вышили для ступеней храма серебром и жемчугом ковры. Из госказны было выделено 1, 7 млн. рублей и еще 1450 рублей поступило из бюджета Кронштадта на хоругви.
Символичность собора
Собор спроектирован в неовизантийском стиле, и он действительно повторяет общую структуру храма св. Софии в Константинополе. Хотя он немного уже и выше своей «старшей сестры» Софии, во всех основных элементах (центральный купол с многочисленными окнами, внутренние арки, столбы и пилоны, боковые полукупола) два этих здания очень схожи. Как и в соборе св. Софии, в кронштадтском храме росписи и мозаики выполнены в византийском стиле.
По задумке Василия Косякова, в этом соборе все символично. Посетитель может одновременно познакомиться и с историей христианства, и с историей морского флота, да и вообще, здесь все пропитано морским духом.
Интерьер представляет собой сочетание неба и моря. Поэтому купол расписан звездами на небесно-синем фоне, где также изображен лик Спасителя, а мраморный пол украшен фигурами обитателей моря. Вход «охраняют» рыбы, которые можно видеть на массивных дверях и на полу. А на фризах большого купола храма – 12 лепных якорей и спасательные круги.
Главные образы при оформлении собора выбраны тоже неслучайно. Святитель Николай, именем которого назван храм – как известно, покровитель моряков. Апостолы Петр и Павел напоминали об отце русского флота Петре. Святой Иоанн Рыльский считался святым покровителем Иоанна Кронштадтского. Ну а южный фасад собора украшает мозаика с изображением святителя Митрофания Воронежского, который в свое время поддержал Петра I в его начинаниях.
Собор при большевиках
После Революции, а октябре 1929 года, собор закрыли, и он был разорен. Алтарь Господень большевики осквернили, кресты и колокола храма были сброшены.
Один из колоколов, вес которого составляет 4840 кг, святотатцам сбросить так и не удалось, и его так и оставили висеть на звоннице. Во время Великой Отечественной, когда в куполе собора располагался наблюдательный пункт, этот колокол очень пригодился – его звон предупреждал местных жителей об авианалетах.
При реставрации храма героический колокол был восстановлен, сейчас он действует. Увы, остальные были утрачены навсегда.
У собора была и еще одна очень досадная утрата – черные и белые памятные мраморные доски. На черных были высечены имена погибших в боях моряков, а на белых – погибших флотских священников. После Революции эти доски сняли и разбили. Их пустили на изготовление ступенек, надгробий. В частности, из черных плит была сделана дорожка к Летнему саду Кронштадта.
А между тем имена моряков, павших смертью храбрых с 1696 по 1913 годы, выдающийся историк, генерал-майор Аполлон Кротков собирал в течение пяти лет. В наше время, при восстановлении табличек, оказалось, что рукописи историка утеряны, так что пришлось собирать эти имена с нуля.
В годы Великой Отечественной войны на куполе храма были установлены зенитки. Сам храм неоднократно подвергался вражеским обстрелам, и хотя в него попало несколько немецких снарядов, он остался цел.
В сравнении с другими храмами, большая часть которых после Революции была разрушена, собору в Кронштадте еще «повезло». После войны в нем размещался Дом культуры, затем его использовали как Дом офицеров, в нем устраивали кинопоказы, концерты. А с 1980-х здесь сделали музей.
Сейчас уникальный храм-памятник отреставрирован и действует. Увы, несмотря на все старания военных моряков и историков, удалось восстановить лишь малую часть первоначального внутреннего убранства.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Центральный военно-морской музей
История Кронштадтского Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца
Главная святыня Российского флота Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца возвышается над островом и морем. Его могучий купол, символ Города воинской славы Кронштадта, виден со всех точек Невского фарватера, с Васильевского и Елагина ос тровов в Санкт-Петербурге. Велико и уникально его предназначение – служить Собором морской славы России, собирать флотские реликвии, хранить память о моряках-героях, отдавших жизни во имя воинского долга, во имя Родины. На памятных мраморных досках, установленных на внутренних стенах Собора, были помещены около тысячи имен флотских офицеров, погибших с 1695 по 1913г., всех без исключения: православных и иноверцев, героев Гангута и Цусимы, моряков всех эскадр и сражений. Тогда были оставлены места и для новых героев – наших с вами современников.
Идея строительства в Кронштадте храма-памятника русскому флоту возникла очень давно. Первый морской храм появился здесь в 1728 г. По указу Петра I от 13 июля 1722 г. Деревянный храм освятили в честь Богоявления, и простоял он более 100 лет. Высокая колокольня со шпилем, напоминавшим шпиль Петропавловского собора, была видна со всех точек Невского фарватера. Вероятно, именно это стало причиной того, что при строительстве нового Морского собора одним из основных требований к нему была видимость креста с большого расстояния.
В Богоявленском соборе ежедневно совершались тожества, связанные с празднованием годовщин великих побед русского флота, а также важных событий истории флота. Петр I повелел, чтобы все в храме напоминало о неизменном покровительстве Божием тем, кто вверяет свою жизнь грозной и опасной стихии моря. Храм почитался как памятник основателю Кронштадта Петру Великому и за время своего существования собрал в своих ризницах немало реликвий, связанных с историей русского флота.
К началу XIX в. старинный храм обветшал, и в 1829 г. особая комиссия совместно с архитектором А.Н. Акутиным признала необходимость строительства новой церкви. Однако, у Морского министерства не оказалось необходимых средств. Проект каменной церкви был утвержден 26 января 1849 г., но остался не осуществленным. Деревянный храм за ветхостью разобрали в 1841г. В 1862 г., до строительства каменной церкви, по проекту архитектора А.С. Кудинова была выстроена временная деревянная церковь, просуществовавшая до 1932 г.
Попытки выстроить каменный Богоявленский собор не увенчалась успехом, но идея храма-памятника не забылась и со временем наполнилась новым содержанием.
Зачинателем строительства каменного Морского собора стал главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н.И. Казнаков. В марте 1897 г. Начался сбор пожертвований. Возвести собор он предложил на Якорной площади. 15 октября 1896 года Н.И. Казнаков представил управляющему Морским министерством план и расценку на сооружение большого каменного собора. 9 декабря 1896 г. это предложение было одобрено императором Николаем II.
Николаевский Морской собор построен в 1903-1913 годах по проекту В. А. Косякова и стал не только украшением, но и высотной доминантой Кронштадта (высота здания — 70 м). Закладка храма происходила в присутствии императорской семьи и была освящена святым праведным Иоанном Кронштадтским. Собор назван в честь Святителя Николая, небесного покровителя мореплавателей, и строился на средства морского ведомства, пожертвования моряков и жителей города как храм-памятник погибшим морякам.
Через год после освещения Морского собора началась Первая мировая война, и храм был готов принять в свои ризницы новые реликвии и пополнить каменный синодик новыми именами для вечного поминовения.
Октябрьская революция прервала естественный ход жизни собора. Как храм он действовал лишь четыре года, в 1918 году здание было передано Кронштадтскому Совету. В 1929 году собор был переделан под кинотеатр и матросский клуб. Долгое время основные помещения здания занимал театр Балтийского флота.
В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1200 мест с театральной сценой.
В 1975 г. здание Морского собора приняли под охрану государства как памятник архитектуры местного значения, и во второй половине 1970-х гг. на средства Военно-Морского флота были проведены большие ремонтные и реставрационные работы.
Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527 утвержден перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге, в который внесен Собор Никольский Морской.
В дальнейшем, по личному гранту Президента России был разработан «Проект воссоздания памятных досок Кронштадтского Морского собора с именами моряков, погибших за Родину» и подготовлена историко-архитектурная документация для полной реставрации храма.
Силами Балтийской Строительной Компании 24 октября 2002 г. на главном куполе Кронштадтского Никольского Морского Собора был установлен новый долгожданный крест – символ Христианства и Торжества Православия.
В 2003 г. Николаевский собор передали Санкт-Петербургской епархии, и вскоре начались реставрационные работы. 2 ноября 2005 г., в день рождения св. праведного Иоанна Кронштадтского, в соборе была отслужена первая со времени его закрытия Божественная литургия, которую провел назначенный настоятелем храма протоиерей Святослав Мельник.
5 марта 2009 г. состоялось первое заседание Общественно-попечительского совета Кронштадтского Николаевского Морского собора под патронатом супруги Президента Российской Федерации С.В. Медведевой и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
1 июня 2009 года, связи с началом реставрационных работ в Кронштадтском Морском соборе, филиал ЦВММ «Кронштадтская крепость» прекратил прием посетителей. В июне 2009 г. была произведена проверка наличия музейных предметов, позальная и попредметная цифровая фотофиксация в залах экспозиции филиала музея.
29 мая 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Морской собор и принял участие в заседании Общественно-попечительского совета по возрождению храма.
31 июля 2011 г., в День Военно-Морского флота России, на якорной площади состоялось освещение новых колоколов и открытие после реставрации фасада Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца.
С 7 июля 2013 года после реконструкции Кронштадтский Морской собор открыт для посещения. Собор можно посетить ежедневно с 11.00 до 18.00, кроме понедельника и вторника.