организация индивидуально ориентированного обучения дошкольников
Организация индивидуально-ориентированного обучения дошкольников
Цель индивидуально-ориентированного обучения: развитие ребенка как особенного, единичного существа, носителя своеобразных индивидуальных черт, отличающих его от других.
Принципы развивающего индивидуально-ориентированного обучения:
2. Принцип свободы выбора: предоставление ребенку права выбрать содержание деятельности, определить ее задачи, подобрать способы их решения, партнера для совместной деятельности; подбор материала и создание условий для самостоятельной деятельности детей.
3. Принцип открытости дидактического процесса: корректировка содержания обучения в зависимости от реальных условий протекания, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей детей; индивидуализация заданий и условий их выполнения; организация взаимодействия со сверстниками, когда обучающее воздействие взрослого дополняется процессом взаимообучения.
Формы организации индивидуально-ориентированного обучения.
2 вариант: обучение с обеими подгруппами одновременно, когда одна группа занята самостоятельной дидактической игрой, а другая занимается под непосредственным руководством педагога; затем группы меняются местами.
3. Обучение в повседневной жизни (в ходе содержательного общения со взрослым, ситуативного общения ребенка со взрослым, в ходе самостоятельной деятельности).
Изучение динамики развития детей.
4. Изучение результатов индивидуальной деятельности детей: изобразительной, конструирования, дидактических игр и др. Форма фиксации этой информации должна выбираться самим педагогом. Наиболее удобной является запись данных в личной записной книжке. Очень важно, чтобы своими впечатлениями о том, как прошел день, воспитатели делились при передаче смены. Этим обеспечивается единство педагогического воздействия.
Сравнительный анализ полученных результатов позволяет увидеть общую картину эффективности образовательной работы с детьми конкретной группы, качество педагогического влияния на развитие каждого ребенка.
Не нужно ожидать от всех детей высокого уровня развития по всем направлениям. Основное внимание необходимо уделять тому, чтобы каждый ребенок продвигался в соответствии со своими возможностями. Главным показателем качества образовательной работы является прогресс в развитии. В связи с этим низкий показатель выполнения заданий ребенком может расцениваться как положительный, если он выше, чем предыдущий.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 415 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Методика обучения дошкольников
Становление теории дошкольного образования. Методы, приемы (наглядные, практические, словесные, игровые) и педагогические средства (материальные и идеальные) обучения детей дошкольного возраста. Формы организации индивидуально-ориентированного обучения.
Рубрика | Педагогика |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.04.2015 |
Размер файла | 61,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Таблица 2 Словесные методы и приемы обучения
1- Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы).
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте). По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
4- Чтение художественной литературы.
· вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);
· указание (целостное и дробное);
· беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т.п.).
Таблица 3 Игровые методы и приемы обучения
1. Дидактическая игра
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
внезапное появление объектов; выполнение воспитателем игровых действий; загадывание и отгадывание загадок; введение элементов соревнования; создание игровой ситуации.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
— содержания учебного материала;
— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);
— формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы);
— оснащенности педагогического процесса;
— личности воспитателя [15, с. 83].
2. Педагогические средства и организация обучения дошкольников
2.1 Педагогические средства обучения дошкольников
I. Материальные средства обучения
1. Предметы материальной культуры:
· натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы (объекты);
· изобразительная наглядность (объемные изображения): чучела птиц, животных, муляжи овощей, фруктов и др.
— сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.;
— дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки, бирюльки и др.), мозаики, настольные и печатные игры;
— игрушки-забавы: смешные фигурки людей, животных, игрушки-забавы с механическими, электротехническими и электронными устройствами; наборы фокусов;
— спортивные игрушки: направленные на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи); содействующие развитию навыков бега, прыжков, укреплению мышц ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки); предназначенные для коллективных игр (настольные баскетбол, хоккей, пинг-понг);
— музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, гармошки, барабаны, дудки, музыкальные шкатулки и др.); сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль); наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей;
— технические игрушки: фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и др.;
— строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, в т.ч. конструкторы нового поколения: «Lego», «Квадро», «Акваплэй» и др., легкий модульный материал;
— игрушки-самоделки из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина);
· оборудование для опытов, игровое оборудование и пр.;
· учебно-игровые пособия: «Логико-малыш» и др.;
· дидактический материал (раздаточный материал).
Технические устройства (аппаратура):
— технические устройства экранной статической проекции (проекционные аппараты): кадропроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, эпидиаскопы, фильмоскопы, кинопроекторы, специальные видеокамеры, кодоскопы (графопроекторы, оверхеды), мультимедийный проектор;
— звуковая аппаратура (аудиотехника): электрофоны (проигрыватели), магнитофон, диктофон, стриммер, компьютер, музыкальные центры (аудиосистемы), плеер, радиоприемник;
— экранно-звуковая аппаратура: кинопроекционная аппаратура (кинокамера, кинопроектор), телевизор, видеоаппаратура (видеомагнитофон, видеокамера, видеопроигрыватель дисков), мультимедиа-компьютеры;
— вспомогательные технические средства: экраны, плазменные панели, электронные доски, периферийные устройства (монитор, клавиатура, манипуляторы, принтер, плоттер, сканер, звуковые колонки и др.), цифровой фотоаппарат, лазерная указка, пр.
Дидактические средства обучения (носители информации):
· экранные: статические (диапозитивы, диафильмы, транспаранты (кодопособия), эпиобъекты); динамические (немое кино, неозвученные анимационные фильмы);
· звуковые: граммофонная запись, магнитофонная запись, радиопередачи, цифровая запись;
· экранно-звуковые (комбинированные): звуковое кино, озвученные диафильмы и слайды, видеозаписи, телепередачи, учебное кино (кинопособия).
3. Учебно-методическое обеспечение: пакеты прикладных программ по различным образовательным областям; учебные пособия и др. тексты (первоисточники, издания справочного характера, периодические педагогические издания и пр.); тестовый материал; методические разработки (рекомендации) [16, с. 91].
II. Идеальные средства обучения
1. Художественные средства (произведения искусства и иные достижения культуры): произведения живописи, музыки, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная, общие и тематические энциклопедии для дошкольников), произведения национальной культуры (народные песни, танцы, фольклор, костюмы и пр.).
2. Средства наглядности (плоскостная наглядность):
· картины: дидактические картины (серии картин), репродукции картин известных художников, книжная графика, предметные картинки;
· предметно-схематические модели (календарь природы и пр.);
· графические модели (графики, схемы и т.п.)
3. Средства общения:
· вербальные средства (речь). Требования к речи: правильность, богатство, сжатость, ясность и точность, логичность, простота, чистота, эмоциональность, использование лексических средств изобразительности Основные характеристики голоса: четкая артикуляция звука, интонационная выразительность, мелодичность, владение верхними и нижними регистрами, сила, полетность, богатство тембральной окраски, наличие смысловых акцентов.
· невербальные средства: визуальное взаимодействие; тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве.
4. Средства стимулирования познавательной деятельности:
· помощь в обучении: помощь-замещение (педагог дает готовый ответ на вопрос, подсказывает ход решения задачи); помощь-подражание (демонстрация образцов действий); помощь-сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из нее); помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач); помощь-упреждение (опережая события, педагог подстраховывает ребенка, помогает выбрать адекватные решения);
· противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеть, т.е. «сопротивление» познавательного материала.
Выбор средств обучения зависит от:
— закономерностей и принципов обучения;
— общих целей обучения, воспитания и развития;
— конкретных образовательных задач;
— уровня мотивации обучения;
— времени, отведенного на изучение того или иного материала;
— объема и сложности материала;
— уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;
— возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
— типа и структуры занятия;
— взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность);
— материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
— особенностей личности педагога, его квалификации[17, с. 28].
2.2 Организация индивидуально-ориентированного обучения дошкольников
Цель индивидуально-ориентированного обучения: развитие ребенка как особенного, единичного существа, носителя своеобразных индивидуальных черт, отличающих его от других.
Принципы развивающего индивидуально-ориентированного обучения:
2. Принцип свободы выбора: предоставление ребенку права выбрать содержание деятельности, определить ее задачи, подобрать способы их решения, партнера для совместной деятельности; подбор материала и создание условий для самостоятельной деятельности детей.
3. Принцип открытости дидактического процесса: корректировка содержания обучения в зависимости от реальных условий протекания, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей детей; индивидуализация заданий и условий их выполнения; организация взаимодействия со сверстниками, когда обучающее воздействие взрослого дополняется процессом взаимообучения[18, с. 32].
Формы организации индивидуально-ориентированного обучения.
2 вариант: обучение с обеими подгруппами одновременно, когда одна группа занята самостоятельной дидактической игрой, а другая занимается под непосредственным руководством педагога; затем группы меняются местами.
3. Обучение в повседневной жизни (в ходе содержательного общения со взрослым, ситуативного общения ребенка со взрослым, в ходе самостоятельной деятельности) [19, с. 82].
Изучение динамики развития детей.
4. Изучение результатов индивидуальной деятельности детей: изобразительной, конструирования, дидактических игр и др. Форма фиксации этой информации должна выбираться самим педагогом. Наиболее удобной является запись данных в личной записной книжке. Очень важно, чтобы своими впечатлениями о том, как прошел день, воспитатели делились при передаче смены. Этим обеспечивается единство педагогического воздействия [20, с. 84].
Сравнительный анализ полученных результатов позволяет увидеть общую картину эффективности образовательной работы с детьми конкретной группы, качество педагогического влияния на развитие каждого ребенка.
Не нужно ожидать от всех детей высокого уровня развития по всем направлениям. Основное внимание необходимо уделять тому, чтобы каждый ребенок продвигался в соответствии со своими возможностями. Главным показателем качества образовательной работы является прогресс в развитии. В связи с этим низкий показатель выполнения заданий ребенком может расцениваться как положительный, если он выше, чем предыдущий.
Таким образом, проанализировав сложившиеся в отечественной дошкольной дидактике подходы к организации образовательного процесса в рамках традиционных и новационных систем, можно сделать вывод о том, что обучение детей дошкольного возраста ориентируется на общедидактические положения, а также имеет собственную специфику, связанную с психологическими особенностями детей данной возрастной группы.
Планирование своей деятельности учитель осуществляет посредством составления календарно-тематических и поурочных планов. Примерные календарно-тематические планы публикуются соответствующими методическими журналами, и учителю в них приходится вносить лишь некоторые коррективы, вытекающие из особенностей данной школы и класса. Разработке поурочных планов могут помочь специальные пособия по методике преподавания соответствующего предмета. В этих пособиях даются советы по характеру задач, которые надо решить в ходе урока, подчеркиваются особенно важные и трудные элементы содержания, рекомендуются наиболее ценные демонстрации, опыты, упражнения для закрепления, повторения и домашней работы. Постоянное использование учителем таких методических пособий значительно экономит его время при планировании уроков, позволяет выбирать из ряда возможных вариантов наиболее подходящий для данного класса.
Вывод: Из всего, выше перечисленного следует, что независимо от возраста ребенка (ходит он в садик, школу, высшее учебное заведение), построение плана учебного процесса (у воспитателя, учителя, преподавателя) строится на основе выбранного метода обучения. Единственное различие методов у детей дошкольных, школьных и т.д. учреждений заключается в том, что по мере взросления ребенка увеличивается степень эмоциональных и умственных нагрузок.
дошкольный педагогический ориентированный обучение
2. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика /учебное пособие Н.И. Проковьев, Н.В. Михалкович. Мн.: ТетраСистемс, 2002г
4. Педагогика, изд. 4-е, И.Ф. Харламов, Москва, 2003г
5. Педагогика, под ред. Ю.К. Бабанского, Москва, 1983г
6. Методы обучения в современной общеобразовательной школе, Москва, Ю.К. Бабанский, 1985г
7. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. Москва, изд. «Знание», 1992г К.М. Гуревич, Е.И. Горбачева.
12. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М., 2008.
20. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей.- М., 2000.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
20. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей.- М., 2000.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Особенности и методы обучения детей дошкольного возраста. Педагогические средства и организация обучения дошкольников. Стратегия образовательного процесса в современных дошкольных учреждениях. Организация индивидуально-ориентированного обучения.
курсовая работа [51,6 K], добавлен 14.04.2015
Характеристика процесса обучения детей дошкольного возраста, основные методы и приемы. Конспект дидактической игры с математическим содержанием. Методика игровой деятельности с развитием речи «Поможем мишке». Воображаемая игра как метод обучения.
курсовая работа [30,1 K], добавлен 25.04.2014
Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Развитие познавательной активности и интересов старших дошкольников. Принципы занятий с детьми дошкольного возраста. Основные средства обучения. Особенности процесса обучения для детей-дошкольников.
курсовая работа [195,6 K], добавлен 19.02.2014
Педагогические подходы к взаимодействию семьи и дошкольного учреждения в деле обучения и воспитания ребенка. Принцип учета возрастных особенностей и преобладания игровой деятельности в воспитании. Зарубежный опыт обучения детей дошкольного возраста.
курсовая работа [26,5 K], добавлен 18.06.2014
Характерные черты психологического развития дошкольников. Методы выявления особенностей формирования лексического запаса на начальном этапе обучения дошкольников английскому языку. Педагогические приемы активизации лексики у детей дошкольного возраста.
дипломная работа [62,5 K], добавлен 27.12.2010
Рассмотрение психологических и физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста. Основные цели обучения английскому языку дошкольников. Методы и приемы обучения иностранному языку детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
курсовая работа [91,5 K], добавлен 13.08.2011
Виды, характеристика и методика обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. Практические аспекты особенностей обучения детей рассказыванию из личного опыта. Обогащение речевой деятельности на основе рассказов о прогулках и экскурсиях.
курсовая работа [47,4 K], добавлен 10.02.2016
Реализация личностно-ориентированного подхода в современном ДОУ
Татьяна Обухова
Реализация личностно-ориентированного подхода в современном ДОУ
Утверждение Федерального государственного стандарта в дошкольном образовании дало возможность воспитателю по-новому взглянуть не только на систему образования и воспитания дошкольника, но и на самого ребенка.
Для меня, педагога с небольшим опытом работы, все новое интересно, поэтому я стала изучать стандарт, пыталась использовать на практике, пока не поняла, что его основой является личностно-ориентированный подход, сущность которого состоит в признании основной ценностью образования становление личности ребенка как индивидуальности в её самобытности, уникальности, неповторимости, а также в предоставлении каждому ребёнку права выбора собственного пути развития на основе выявления его личностных особенностей, жизненных ценностей, устремлений.
Очень важна позиция педагога, которая предполагает отношение к ребёнку как субъекту деятельности, как к личности, способной проявлять собственную активность, а также стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала воспитанника и умение максимально стимулировать это развитие им же самим с помощью адекватных средств.
Одним словом, педагогу нужно увидеть каждого ребенка, понять его желания, стремления, индивидуальные особенности, вооружиться навыками партнерского общения и обеспечить условия для развития и саморазвития, ведь обучение должно быть предназначено не абстрактному ребёнку (ребёнку «вообще», а конкретному человеку с его личным, присущим только ему комплексом качеств. Эта тема поднималась на районных методических объединениях педагогов дошкольного образования, которые я посещала. Здесь я знакомилась с опытом коллег и планировала новые подходы к своей работе.
Досконально изучив теорию, я перешла к практике и хочу рассказать о методах реализации личностно-ориетированного подхода из опыта работы.
Первое, что я применила на практике, это позиция педагога, как во время занятий, так и во время беседы и игр с детьми. Воспитатель должен быть только на уровне ребенка, это общение «глаза в глаза». При таком положении, когда фигура воспитателя не довлеет, ребенок расслаблен, ему легче высказывать свои мысли и предположения, делиться сокровенным. Поэтому провожу занятия с детьми на ковре, сидя напротив или рядом на стуле, стараясь избегать статичности, и передвигаться по группе для выполнения заданий.
Чтобы создать атмосферу заинтересованности каждого воспитанника и включить его в образовательную деятельность использую сюрпризные моменты, новый дидактический материал, но больше всего детям хочется помочь какому-то герою, раскрыть запутанное дело или тайну, став сыщиком.
Поддерживая интерес детей, активно участвую в диалоге, показывая свою вовлеченность, ведь педагог должен быть сам заинтересован тем, что предлагает детям. Во время бесед с детьми проявляю эмоции и очень радуюсь, когда получаю отклик.
Стремлюсь к тому, чтобы дети получали не готовые знания, а открывали их сами, путем наблюдений, сравнений, сопоставлений, опытов. Хотя это не всегда у меня получается. Причиной, по моему мнению, иногда становится недостаточная информационная осведомленность детей. Эту проблему стараюсь решать через более тесную работу с родителями и совместную проектную деятельность.
А вот авторы программы по формированию элементарных математических представлений «Игралочка» Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, которую я использую в работе с детьми уже два года, предлагают для решения проблемной ситуации в некоторых случаях использовать способ «спроси у того, кто знает». Этот способ используется только тогда, когда ребенок не сможет найти решения самостоятельно или при поддержке педагога.
В этой программе ярко демонстрируется принцип успешности, заложенный в личностно-ориетированном подходе. Например, при сравнении нескольких предметов,нет одного ответа на вопрос: «Что лишнее?», потому что каждый предмет чем-то отличен от другого. Таким образом, каждый ребенок может проявить себя, показать свою внимательность и порадоваться своему успеху.
Чтобы ребенок мог высказать свое мнение, поделиться своими мыслями, учился рассуждать, строю диалог на основе проблемной ситуации или проблемного вопроса. Особенно ярко это можно продемонстрировать на примере чтения художественной литературы. Например, после прочтения произведения,задаю вопрос: «А как бы поступил ты?» или «Что бы сделала ты?»
Ответы детей на такие вопросы, конечно, могут быть непредсказуемы, а иногда и противоречат нормам морали. В такие моменты стараюсь мягко, без осуждения, попытаться показать ребенку, что такой поступок может кому-то навредить, кого-то расстроить. Предлагаю совместно поискать решение, которое понравится всем.
Обязательно поощряю детей за активность и инициативу при выполнении заданий, а тех ребят, у кого что-то не получилось, поддерживаю,настраивая их на самоанализ: «Давай вместе подумаем, почему у тебя не получилось», «Что сделать, чтобы получилось в следующий раз». При оценке работы важно сравнивать результаты деятельности ребенка с его предыдущими, но ни в коем случае не с результатами других детей.
Чтобы определить и развить индивидуальные особенности воспитанника провожу индивидуальную и коллективную творческую деятельность, благодаря которой ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Для реализации творческого замысла предлагаю детям различный материал, не ограничиваю в выборе цветовой гаммы. Так работы детей приобретают индивидуальность, неповторимость и особую ценность.
Такое взаимодействие на занятиях позволяет выстраивать партнерские отношения, чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя важным и нужным, ведь каждому малышу хочется быть понятым и услышанным.
Так каков же он – современный ребенок? Да, с одной стороны, наши дети чутки и ранимы, а с другой, активны, целеустремленны, любознательны и непоседливы, им не сидится на месте, они в поиске, они почемучки. Поэтому выстраивая свою работу, воспитатель должен идти от интересов детей, становиться для них той искрой, способной зажечь пытливый ум, направить энергию ребенка в русло созидательности. А для этого педагогу нужно идти в ногу со временем, использовать новые технологии и многому учиться у детей.
Работу по освоению личностно-ориентированного подхода планирую продолжать, потому что хочу, помочь каждому воспитаннику совершенствовать свои индивидуальные способности и развиваться как личность.