органист кафедрального собора калининграда
Органист кафедрального собора калининграда
2 марта в Кафедральном соборе состоялись пресс-конференция и концерт, посвященные завершению конкурса на должность штатных органистов.
Евгения Авраменко представлять калининградцам не нужно. Он зарекомендовал себя не только как виртуозный исполнитель, но и как музыкант, тонко чувствующий произведения, отмеченные «печатью бессмертия», и современных авторов. Созданные им программы пользуются большим успехом. Концерт, проходивший 2 марта, Евгений открыл светлым и радостным произведением польского композитора-романтика Мечислава Суржински на тему Рождества.
Несмотря на то, что Мансур Юсупов только завершает обучение в консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, он уже дипломант и обладатель специального приза четырёх престижных российских конкурсов, участник международных летних органных академий в Бозау, Лейпциге, Граце, Алкмааре, где посетил мастер-классы выдающихся органистов мира.
Исполненные им прелюдия и фуга Ф. Листа, порадовали и техникой, и магической звуковой интерпретацией произведения великого венгра. Это была музыка отчасти драматичная, но устремлённая к добру и свету, дарящая человеку веру в будущее.
Контракт заключён с обоими музыкантами на один год с возможностью дальнейшего продления.
По словам, музыковеда, заслуженной артистки России Елены Станиславовны Романовой, все конкурсанты произвели очень хорошее впечатление. Все они очень молоды, но имеют за плечами большое количество побед в различных конкурсах, принимали участие в мастер-классах у знаменитых органистов мира.
На пресс-конференции директор Кафедрального собора Вера Гориславовна Таривердиева отметила, что «за последние годы российская органная школа совершила большой прорыв. Все участники состязания могли бы стать штатными органистами собора. Члены жюри отметили одаренность Мансура Юсупова, у которого также есть опыт работы органным мастером, что для нас очень важно».
Завершился вечер, как уже говорилось, фееричным концертом. Выступили мэтры органного исполнительского мастерства, члены жюри конкурса: Даниэль Зарецкий, Балис Вайткус, Роман Перуцки и Любовь Шишханова. Если Даниэля Зарецкого и Романа Перуцкого калининградцы знают достаточно хорошо, то выступление Балиса Вайткуса и Любови Шишхановой были приятным сюрпризом, как и произведения, ими исполненные.
Напомним, что на конкурс было подано 9 заявок, во второй тур прошли 7 конкурсантов: калининградец Евгений Авраменко, Мария Блажевич из Томска, Владимир Королевский из Волгограда (о нём большинство членов жюри говорило с большой теплотой), Ольга Жукова и Мансур Юсупов из Санкт-Петербурга, Мария Лесовиченко и Михаил Каталиков из Москвы.
«Ящик с ветром»: как устроен самый большой орган России
Самый большой орган России находится в Кафедральном соборе Калининграда. Вместе с хоровым органом он формирует единственный в стране органный комплекс. «Афиша Нового Калининграда» отправилась на экскурсию в собор и узнала, как устроен орган, кто ежедневно ухаживает за несколькими тысячами труб, что роднит органистов с танцорами-бальниками и почему орган можно настраивать только по ночам.
Температура воздуха — 21 градус, влажность — 54 процента. Если в соборе резко станет холоднее и суше или наоборот теплее, нарушится строй органа. Скачков температуры и влажности допускать нельзя — придётся перенастраивать 8525 труб. Раньше органы в храмах приходилось регулярно обновлять — инструменты не выдерживали холода и сырости. Сейчас комфортные условия регулируются электроникой. За показаниями гигрометра следит специалист по обслуживанию органного комплекса Галина Шашкова. И если стрелка прибора начинает тянуться в сторону, просит инженеров включить увлажнитель-паровик или терморегулятор. Мастер проверяет орган примерно так, как это делает терапевт во время приёма пациента: прослушивает 122 регистра — это «голоса» органа, заходит внутрь трёхэтажного инструмента и внимательно осматривает трактуру — ниточки, крючки и рычажки, связывающие клавиши органа с его трубами, слушает, не «захрипел» ли мотор.
Диапазон летучих мышек
Органному делу Шашкова училась в Германии. Её — ученицу первого калининградского органиста и популяризатора органной музыки Виталия Васильева — отправили на учёбу в органостроительную фирму Alexander Schuke, которой в 2005 году собор заказал инструмент. «Это старинная семейная фирма, поколение за поколением мужчины семьи Шуке становятся органными мастерами, — рассказывает Галина Шашкова. — Я тогда мало представляла, куда меня отправили: вокруг только мужчины, это ведь физическая работа, все говорят на немецком, никто не знает русского. Я не белоручка, но была в шоке. Начали мы со склейки мехов — растапливали костный клей на водяной бане, подрезали овечью кожу и склеивали детали так, чтобы не просачивался воздух. Другой мастер учил резать трубы. Даётся лекало, металлический лист — сплав олова и свинца, и ты начинаешь резать трубы разной величины, сгибать их, паять. Через две недели я начала задумываться, выдержу ли. Мотивацией продолжить учёбу стала мысль о том, что я немного прикоснусь к созданию органа, который будет стоять в Кафедральном соборе. Это меня спасло. Мастера потом рассказывали, что первое время они гадали, насколько меня хватит. Передо мной учился органист из Германии. Он сказал в итоге: „Достаточно с меня. Приедете, сами всё сделаете“. Наверное, они ждали такой же реакции и от меня».
Титулярный органист Кафедрального собора Евгений Авраменко
В 2006 году в собор привезли малый хоровой орган. Все 2224 трубы органа собрали в Германии, и в Калининград инструмент приехал уже в готовом виде. С большим органом дела обстояли сложнее. Его в 2008 году пришлось собирать на месте, а часть труб кроить на станках прямо в соборе. Например, самую большую — деревянную трубу длиной 10,5 метров. Это, кстати, заодно и самая низкозвучащая труба, «бас-профундо» органа. Длина звучащей части самой маленькой трубы — всего 11 миллиметров. Она имеет очень тонкий голос. «Диапазон летучих мышек», — шутит титулярный органист Кафедрального собора Евгений Авраменко.
После установки органа началась интонировка. Процесс занял около пяти месяцев: каждую трубу нужно было продуть и прослушать, подогнуть, подрезать, сжать, разжать, опять прослушать. Работать немецким настройщикам приходилось по ночам, днём мешал любой шорох: дребезжание трамвая на Октябрьской, свадьбы у могилы Канта, прогуливающиеся за стенами собора горожане и туристы. Сейчас за звучанием органа следят Галина Шашкова и органисты Мансур Юсупов и Евгений Авраменко. Немецкие специалисты фирмы Klais приезжают примерно раз в год для «главной» настройки.
Шпагат на октаву
Барочный фасад органа — копия того, что сгорел здесь в войну. Деревянные вензеля, фигуры Богоматери с младенцем, движущиеся ангелочки вырезались уже калининградскими мастерами. Специалисты из Потсдама покрывали резное дерево полутора килограммами сусального золота. Вместе с этим шёл монтаж электроники — органы в соборе соединены между собой оптоволокном в единственный в стране органный комплекс. Сидя за одним инструментом, музыкант может играть сразу на двух. Дело в том, что пульты на малом и большом органе повторяют друг друга и, по сути, отвечают за одни и те же звуки: четыре мануала (клавиатуры для рук), педальная клавиатура, по бокам — две створки со множеством круглых белых ручек — это те самые 122 регистра, выдвигая и задвигая которые органист выбирает «голоса» органа. Всего возможны 4000 комбинаций регистров. Запомнить их помогает встроенная в инструмент электроника. Можно выбрать нужные для того или иного произведения «голоса», сохранить номер комбинации и уже не подкручивать регистры во время игры.
Сложность ещё и в том, что в мире нет двух одинаковых органов. Перед игрой на новом инструменте, например, на гастролях органисты внимательно его изучают. Смотрят, какие есть регистры, где они располагаются, записывают нужные комбинации. «Бывают и разные мензуры. Ты приезжаешь на орган, а у тебя там не две с половиной октавы, а одна, но чтобы её взять, надо сесть на шпагат», — объясняет Авраменко.
Играют на органе не только руками, но и ногами. Для этого нужна специальная обувь — плотно облегающая стопу, чтобы чувствовать педальную клавиатуру, но обязательно с каблуком — так удобнее играть пяткой. «Есть специальная обувь для органистов, но она довольно дорогая, — рассказывает титулярный органист Мансур Юсупов. — Её легко заменяют танцевальные туфли, хотя каждому музыканту удобно по-своему. Есть органисты, которые предпочитают играть в кедах или просто носках». При этом ногой органисты должны успевать жать ещё и на педали, они открывают специальные жалюзи в органе — швеллер. Это механизм, регулирующий громкость инструмента. На вопрос, как справиться ещё и с педалями, когда твои руки перескакивают с мануала на мануал, а носки и пятки «бегают» по педальной клавиатуре, Евгений Авраменко отшучивается: «Так же, как и с педалями автомобиля, только там ответственности больше. Если нажму не ту педаль органа, максимум — уволят с работы».
Над пультами органов — небольшая видеокамера, а за деревянными створками над мануалами спрятаны мониторы. Если концерт дают два органиста, им легко вступить вместе, ориентируясь на изображение на экранах. Они могут даже выйти на связь друг с другом. По словам Евгения Авраменко, акустика Кафедрального собора устроена так, что произведённый звук «летает» в помещении ещё семь секунд. И при игре сразу на двух органах музыка смешивается в центре зала, получается живой «стереоэффект».
Воздух вместо крови
Одна из важных частей органа, можно сказать, его «сердце» — это мотор. Инструмент практически полностью построен механическим образом, и во время игры внутри него всё оживает и движется, но отказываться от электрического мотора в XXI веке, по меньшей мере, странно. Придётся использовать тяжёлый физический труд калькантов — нагнетателей воздуха в органные мехи. В современных органах мехи разгоняет мотор — орган начинает «дышать», воздух идёт по воздуховодам, попадает в виндлады («ящики с ветром» в переводе с немецкого), растекается по органу и доходит до труб — звучит музыка. «Воздуховоды протянуты по всему органу. Это как вены и артерии у человека, только у нас кровь, а у органа — воздух», — поясняет Галина Шашкова.
Свой первый концерт большой орган Кафедрального собора дал 10 января 2008 года. С тех пор он звучит почти каждый день. Несколько лет назад здесь придумали экскурсии к органу. Благодаря этому проекту зайти внутрь инструмента и даже сыграть на нём раз в неделю может любой желающий. Только когда придёте на такую экскурсию, будьте, пожалуйста, очень аккуратны — не заденьте ни одну из вен и артерий.
Текст — Алина Белянина, фото — Виталий Невар / Новый Калининград
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter
Афиша
«Шедевры мировой классики в Кафедральном соборе»
Калининградский областной симфонический оркестр
Художественный руководитель – заслуженный деятель искусств России Аркадий Фельдман
Дирижер – Михаил Кирхгофф
В программе: Карл Дженкинс
Титулярные органисты Кафедрального собора, лауреаты международных конкурсов Евгений Авраменко и Мансур Юсупов
В программе: сочинения победителей конкурса, западная и русская классическая музыка
Международный фестиваль «Орган плюс»
Калининградский областной оркестр русских народных инструментов
Художественный руководитель и дирижер – Андрей Степаненко
Главный органист и хранитель органа Московского концертного зала «Зарядье», заслуженная артистка Республики Татарстан, лауреат международных конкурсов Лада Лабзина
В программе: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, С. Рахманинов, В. Биберган
«Шедевры мировой классики в Кафедральном соборе»
Всемирный день философии
МузыКанты на острове Канта
Ремесло экстаза
Беседы за роялем с известным пианистом, доктором искусствоведения, заслуженным артистом России, композитором, философом Михаилом Аркадьевым
Вход свободный. Пригласительные можно получить в кассе Кафедрального собора. Количество мест ограничено.
«Шедевры мировой классики в Кафедральном соборе»
Всемирный день философии
МузыКанты на острове Канта
Ремесло экстаза
К проблеме антропного принципа в музыке
Открытая лекция
Доктор филологических наук, профессор Института гуманитарных наук БФУ им. Канта Владимир Гильманов
Вход свободный. Пригласительные можно получить в кассе Кафедрального собора. Количество мест ограничено.
«Шедевры мировой классики в Кафедральном соборе»
Всемирный день философии
МузыКанты на острове Канта
Ремесло экстаза
Заслуженный артист России Михаил Аркадьев (фортепиано)
Лауреат международных конкурсов Гаик Казазян (скрипка)
Лауреат международных конкурсов Дмитрий Прокофьев (виолончель)
Александр Добролюбов (литавры, колокольчики)
Титулярные органисты Кафедрального собора, лауреаты международных конкурсов Евгений Авраменко и Мансур Юсупов
Камерный оркестр Калининградской областной филармонии им. Е.Ф. Светланова
Художественный руководитель и дирижер — Заслуженный артист России Александр Андреев
В программе: Дж. Тартини, А. Вивальди, Л. ван Бетховен, З. Кодаи, М. Де Фалья, К. Сен-Санс, Н. Паганини, Р. Вагнер, А. Скрябин, М. Аркадьев
«Шедевры мировой классики в Кафедральном соборе»
Всемирный день философии
МузыКанты на острове Канта
Ремесло экстаза
Заслуженный артист России Михаил Аркадьев (фортепиано)
В программе: И.С. Бах – Хорошо темперированный клавир, II том, прелюдии и фуги №13-№24
«Шедевры мировой классики в Кафедральном соборе»
Струнный квартет Калининградской областной филармонии им. Е. Светланова:
Ирина Мельникова (скрипка)
Елена Юрченко (скрипка)
Елена Горшкова (альт)
Анна Иванова (виолончель)
Андрей Степаненко (бандонеон)
Титулярный органист Кафедрального собора, лауреат всероссийского и международных конкурсов Евгений Авраменко
В программе: И. Стравинский, Д. Шостакович, Альбенис, А. Шнитке, Я. Каде, К. Гардель, А. Пьяццолла
«Закрытие XIII Международного фестиваля «Шедевры мировой классики в Кафедральном соборе»
Всероссийский день органа
Автор проекта «В гостях у органного мастера» – титулярный органист Кафедрального собора, лауреат международных конкурсов Мансур Юсупов
Закрытие XIII Международного фестиваля «Шедевры мировой классики в Кафедральном соборе»
Всероссийский день органа
Титулярные органисты Кафедрального собора, лауреаты международных конкурсов Евгений Авраменко и Мансур Юсупов
Вячеслав Тимин (литавры)
В программе:
А. Чайковский – Увертюра для двух органов и литавр
И.С. Бах, М. Дюпре, А. Гильман, Г. Пьяцц, Б. Террени, И. Альбенис, Дж. Талбен-Болл, К. Сен-Санс
Закрытие XIII Международного фестиваля «Шедевры мировой классики в Кафедральном соборе»
Всероссийский день органа
Прозвучит музыка И.С. Баха, П.И. Чайковского, Л. Бёльмана
Титулярный органист церкви Святой Троицы в Гданьске, профессор Анджей Шадейко (Польша)
В программе: И.С. Бах, А. Шаде, Т.А. Фолькмар, И.Г. Мютель, В.Ф. Маркуль, А. Гильман, А. Шадейко
Солисты Калининградской областной филармонии имени Евгения Светланова
Елена Диброва (скрипка)
Елена Фурсова (скрипка)
Анна Иванова (виолончель)
Людмила Красных (фортепиано)
В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Э. Григ, И. Брамс, С. Франк, Ф. Шопен
Международный музыкальный фестиваль Орган+
Солисты оркестра исторических инструментов Pratum Integrum
Сергей Фильченко (барочная скрипка)
Наталья Косарева (барочная скрипка)
Павел Сербин (барочная виолончель)
Титулярный органист Кафедрального собора, лауреат всероссийского и международных конкурсов Евгений Авраменко
В программе: И.С. Бах, С. Росси, А. Вивальди, Б. Марини, М. Уччеллини, Д. Кастелло, Фр. Джеминиани, Г.Ф. Гендель
Международный музыкальный фестиваль Орган+
Декабристские вечера. Открытие
К 130-ти летию Осипа Мандельштама
Рассказывает и читает Светлана Крючкова
Лауреат международных конкурсов Александр Крючков (гитара)
Титулярный органист Кафедрального собора, лауреат всероссийского и международных конкурсов Евгений Авраменко
Прозвучит музыка И. Пахельбеля, Л. Боэльмана, А. Гильмана
Калининградский симфонический оркестр
Художественный руководитель – заслуженный деятель искусств России Аркадий Фельдман
Дирижер – Михаил Кирхгофф
Солист – Лауреат международных конкурсов Никита Мндоянц (фортепиано)
В программе: Ф. Лист, Э. Григ, Г. Шор
Текст А.С. Пушкина
Музыка Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, А. Бородина, А.К. Лядова
Русский фольклор
Мультипликация по оригинальной графике Олега Чернова
Оригинальные баллады Павла Кашина
Оригинальная «песочная» анимация Артема Нерсеса