опытные учения красной армии

Шепетовские манёвры: подготовка

опытные учения красной армии. 8w ateastpk. опытные учения красной армии фото. опытные учения красной армии-8w ateastpk. картинка опытные учения красной армии. картинка 8w ateastpk.

Среди манёвров середины 1930-х годов особое место занимают учения, проходившие в сентябре 1936 года в окрестностях украинского города Шепетовка. С одной стороны, это были последние масштабные манёвры Киевского военного округа (КВО) перед Большим террором 1937–1938 годов. С другой, на момент их проведения они считались одними из самых масштабных и успешных учений. На заседании Военного совета при наркоме обороны Климент Ворошилов отмечал некоторые преимущества задействованных в них войск перед участниками манёвров в Белорусском военном округе (БВО). Даже в 1937 году Ворошилов заявлял, что учения были успешными, но обвинял командующего КВО Иону Якира в очковтирательстве: якобы все действия участников манёвров были заранее проработаны. Вопрос, насколько Шепетовские манёвры были близки к реальности и насколько «показушным» был их характер, до сих пор будоражит умы любителей истории. Прежде чем переходить к разбору учений, посмотрим, как проходила подготовка к ним.

Условия проведения манёвров

1936 год стал определённой вехой в развитии Красной армии. Время массовых репрессий ещё не наступило, но уже летом начались аресты командиров, связанных с «червонным казачеством», — тех, кто в своё время служил в РККА в одноимённом корпусе. С другой стороны, армия продолжала расширяться. В неё массово поступала новая техника, формировались новые соединения. И техника, и люди требовали проверки.

К середине 1930-х годов правилом стали масштабные учения, проводившиеся ежегодно ранней осенью в Киевском (КВО) и Белорусском военных округах (БВО). В 1935 году манёвры прошли под Киевом. В следующем году для учений был выбран район около городов Казатин и Житомир на территории Правобережной Украины, по соседству с Польшей.

Подготовка к манёврам сопровождалась немалыми сложностями, весьма необычными на современный взгляд. Первоначально для учений был выбран район Житомира и Бердичева. Но место их проведения пришлось изменить из-за тяжёлой эпидемиологической обстановки. Хотя в 1930-х годах вспышки тифа, сапа и других болезней были вполне обычным явлением для сельской местности, в данном случае их масштаб был признан слишком большим.

Мир того времени был совсем другим. Сейчас трудно представить, но в районе учений шоссеированных дорог не было вообще, а грунтовые лишь на 15–20% были профилированными. Состояние дорог оставляло желать лучшего, многие мосты требовали ремонта. Поэтому ещё до манёвров пути сообщения привели в порядок, привлекая к работе в том числе местных жителей. Впрочем, ремонт дорожной сети был обыкновенным делом и перед операциями Великой Отечественной войны, и в этом плане нельзя говорить о «показушности» манёвров.

Масштаб учений пришлось уменьшить, а район их проведения сдвинуть к западу, к городу Шепетовка на территории современной Хмельницкой области.

Участники манёвров

Войска делились на две условные стороны: «красных» и «синих».

Первоначальный состав войск, вызываемых на учения:

100-я стрелковая дивизия

23-я кавалерийская дивизия

44-я стрелковая дивизия

26-я кавалерийская дивизия

3-я кавалерийская дивизия

2-я кавалерийская дивизия

12-я механизированная бригада

15-я механизированная бригада

72-й стрелковый полк 24-й стрелковой дивизии

135-я стрелково-пулемётная бригада

13-я авиабригада особого назначения (парашютисты)

1-й дивизион бронепоездов

Как видно, планировалось задействовать 100-ю и 44-ю стрелковые дивизии, а также 72-й стрелковый полк из 24-й Железной стрелковой дивизии. Однако в итоге из стрелковых соединений в мероприятии участвовала только 100-я стрелковая дивизия. При этом действовала она на стороне «синих».

«Красную» сторону представляло управление 7-го кавалерийского корпуса, а «синюю» — управление 8-го стрелкового корпуса. Силы «красных» входили в условную 3-ю армию, а силы «синих» — в 4-ю. Действия на армейском уровне не отрабатывались.

Итоговый состав войск:

Наименование частей и соединений

1 (7-й кавалерийский корпус)

1 (8-й стрелковый корпус)

Зенитный артиллерийский дивизион

Кроме того, на стороне «красных» в манёврах участвовал колхозный кавалерийский полк, а на стороне «синих» — сводный отряд ОСОАВИАХИМа Шепетовки.

Численный состав войск и количество задействованной техники:

Примечательные моменты учений

Бо́льшая часть дивизий и бригад была недавно сформирована, и только 100-я стрелковая дивизия, напротив, была опытным соединением.

Когда речь заходит о проблемах Красной армии, часто недостаток командирских кадров, их необученность и нехватку опыта связывают с репрессиями. Однако эти проблемы стали для РККА привычными ещё с 1920-х годов и постоянно обострялись в моменты её расширения. И хотя для Красной армии в целом 1936 год не был ознаменован масштабным расширением, именно в коннице и мотомеханизированных войсках в приграничных округах в это время формировались новые соединения. Тем с бо́льшим интересом руководство армии и страны следило за Шепетовскими манёврами.

Привлекало внимание и обилие новой техники. Истребители И-16 и штурмовики Р-Z войска только осваивали. Танки БТ и Т-26, хотя уже и были задействованы в больших количествах, например, на Больших манёврах под Киевом, всё равно оставались для армии новинкой.

Не хватало опыта в применении механизированных бригад. Такие части обладали большой ударной мощью. Каждая состояла из двух или даже трёх танковых батальонов, насчитывая всего более сотни танков. Артиллерийские и мотопехотные части были, можно сказать, рудиментарными. Одного батальона мотопехоты было совершенно недостаточно для поддержки огромной танковой массы. Но об этом в Красной армии ещё не знали. В состав советских мехкорпусов для компенсации недостатка мотопехоты часто включалась так называемая стрелково-пулемётная бригада. По сути, это была именно мотострелковая бригада из трёх батальонов. Хотя в данных учениях мехкорпус не участвовал, одна такая бригада выступала на «красной» стороне.

Войска должны были брать в полковом обозе продовольствие, фураж и горючее из расчёта на два дня. Тылы войск считались нейтральными, и мелкие подразделения могли получать довольствие с любых ближайших складов, а не только «своих» — «красных» или «синих». Проблемы с тылами у Красной армии будут возникать практически во всех крупных военных конфликтах 1930-х — начала 1940-х годов. Не следует полагать, что тыловых учений не было совсем. Однако отсутствие отработки тылов сильно влияет на оценку манёвров, даже удачно проведённых, ведь самая блестящая операция может быть провалена из-за проблем со снабжением. Отлично организованные манёвры не отражают полностью готовность армии, если в ходе их проведения не учтены вопросы снабжения.

Для двух «противников» требовалось ввести знаки различия. Кроме обыкновенных различий в значках, флажках на машинах, полосах на бронетехнике, пехота получила необычный отличительный признак. «Синие» должны были носить фуражки, являвшиеся основным головным убором с середины 1920-х годов. «Красные» надевали только что принятые на снабжение пилотки.

Руководство манёвров во главе с Якиром вместе с посредниками — специально назначенными командирами, которые решали исход столкновения войск, давали вводные офицерам противоборствующих сторон и т.д., — выезжало на место и разрабатывало предварительный план учений. Впрочем, в документах отдельно оговаривалось, что этот план не являлся догмой. Были выбраны места для переправ через реку Хомора, на берегах которой предстояло разыграться основным событиям учений.

Оперативная обстановка на момент начала учений

Успешно наступающие «красные» имеют задачу овладеть Шепетовско-Славутским районом и выйти на реку Горынь. В образовавшийся между двумя армиями «синих» разрыв командующий 3-й армией «красных» бросает в бой 7-й кавалерийский корпус, объединявший все реально участвовавшие в манёврах силы «красных». После 60-километрового марша с тяжёлыми боями против резервов «синих» корпус к 12 сентября выходит в район Староконстантинова. С утра 13 сентября он продолжает наступление на Шепетовку, чтобы уничтожить находящийся там резерв «синих». После этого кавалерия «красных» наступает в направлении города Полонное, где совместно с другими частями 3-й армии должна ликвидировать полонскую группировку «синих».

«Синие» собирают оперативную группировку в составе 100-й стрелковой дивизии, 26-й кавалерийской дивизии, 22-го стрелково-пулемётного батальона, а также 15-й механизированной бригады. Все эти части и соединения подчиняются командованию 8-го стрелкового корпуса, объединившего все силы «синих». Его задачи заключаются в следующем:

Таким образом, предполагалось встречное сражение с активным участием подвижных соединений.

С определённой натяжкой можно сравнить его со сражением на плато Жамблу в 1940 году. Тогда французские танковые войска были также выдвинуты вперёд, чтобы прикрыть пехоту, маршировавшую к оборонительной полосе. Но в учениях 1936 года с обеих сторон активно участвовала кавалерия, а в 1940 году ни немцы, ни французы конницу не использовали, хотя формально танковый корпус генерала Приу назывался кавалерийским. В 1940 году столкновение привело к массированным танковым боям, которые стоили и наступавшим, и оборонявшимся огромных потерь. Корпус Приу свою задачу выполнил, хотя обернулось это почти полной небоеготовностью двух танковых дивизий.

Как мы увидим далее, танковые бои происходили и на Шепетовских манёврах, хотя и не в столь крупных масштабах.

Источник

Новое в блогах

Учения.

В январе 1941 года прошли военные учения которые получили название—январьские игры.

В них пехотные и бронетанковые войска показали хороший уровень взаимодействия,мобильности и хорошо отработанную стратегию.

РККА показала что готова к отражению внешней угрозы.По итогам игр генерал армии Г.Жуков стал начальником генштаба РККА.

Однако в этих играх был один очень важный момент—войска регулярно отрабатывали приёмы создания…..«котлов».

Жуков верно просчитал что будущая война будет прежде всего манёвренной войной с попытками окружения войск противника.

Интересно что командование РККА имело не меньтше,если не больше практических знаний об создании «котлов» чем командование вермахта.

«Котлы»—случайно,спонтанно никогда не создаются.

На войне может происходить всякое—но окружение армий одного фронта—требует планирования и подготовки с взаимодействиями армий различных фронтов.

Командование вермахта вовсе не планировало окружать и создавать 2 самых страшных «котла»—Киевский и Харьковский….

Так как же эти катастрофы могли случится?Кто преднамеренно спланировал гибель целых армий.

И причём здесь январьские игры.

ПЛАН ЯНВАРЬСКИХ ИГР

Между прочим, Ватутин распорядился обозначать части «западных» подлинными номерами немецких частей!

НАЧАЛО

Для Красной армии это было поистине насущным делом: в большинстве своем высшие командиры поднялись на свои должности с дивизионного и полкового уровня после репрессий 1937—1938 года и не имели необходимых опыта и знаний.

Недаром и Всеармейское совещание, предшествующее играм, стало, по существу, чтением лекций по основам современного оперативно-командного искусства. Те уроки, которые военачальники Красной армии получили в штабных играх, они потом и пытались применять в ходе реальных военных действий 1941—1942 годов.

При подготовке к оперативно-тактическим играм были составлены специальные списки с распределением ролей высшего комсостава, обязанностей офицеров Генштаба по обслуживанию игры, функциями технического персонала. Машинистки упоминались там довольно своеобразно: «Токарева Ася, Простякова Клава».

Командующий Северо-Восточным фронтом «западных» Г. Жуков (командующий Киевским округом) получил единственную установку: продержаться до подхода резервов, чтобы затем ударить с севера в основание Белостокского выступа.

Таким образом, войска «восточных» могли оказаться в «котле».

Спустя всего полгода советский Западный фронт действительно попал в «котел» в Белостокском выступепримерно также как это было на учениях в январе

Включение аналогичных ударов в начальные условия игры свидетельствует, что в Генштабе «не дураки сидели» и прекрасно понимали, каковы возможные действия противника против Белостокского выступа.

По ходу игры Жуков, имевший гораздо меньше войск, действовал активно и изобретательно: отводил части из-под удара превосходящих сил за линию укрепрайонов, активно перегруппировывал их к наиболее угрожающим участкам, совершал ночные контратаки и даже создал преимущество на узком участке, нанеся Павлову контрудар во фланг.

Тем не менее именно отдельные действия Жукова были признаны ошибочными.

Но дело было не столько в реальных ошибках, сколько в привычке руководства игр (и это было стойкой довоенной традицией) старательно подыгрывать «своим».

Жуков как видно не позволял даже на учениях войскам попадать в «Котлы»…но это было только в первой части игр.

ПАВЛОВ НЕ ПРОИГРАЛ ЖУКОВУ

Откуда же взялась версия о «поражении» Павлова?

Как видно из результата игр Павлов воевал не хуже Жукова….Павлов был хорошим полководцем

РЕПЕТИЦИЯ ХАРЬКОВСКОЙ КАТАСТРОФЫ

Тот подход к ведению наступательных операций, который был одобрен в первой игре, во второй получил свое закрепление и развитие. Вторая оперативная игра по своим масштабам и сложности намного превосходила первую. Здесь, на пространстве от Кракова до Кишинева, происходило сразу несколько крупных сражений. Наступали обе стороны, преимущество в силах и инициативе было на разных участках то у одних, то у других.

Как сказано в конспекте к разбору игры, «наступательная фронтовая операция разворачивалась на фронте около 1480 км, и в ней участвовало со стороны Юго-Западного фронта «восточных» до 75 стрелковых дивизий, шесть кавалерийских дивизий, до 10 000 танков. против двух фронтов «западных» в составе 85 пехотных дивизий, четырех кавалерийских, 5500 танков» (также около 6000 самолетов у «восточных» и 4500 у «западных»).

Казалось бы, эта игра самим размахом должна была привлечь больше внимания мемуаристов и исследователей, даже и в советскую эпоху. Однако о ней известно мало. Причина, по-видимому, в «неудобных» условиях игры. Если в первой хотя бы во вводных данных упоминалось, что это «западные» начали войну, во второй этого фигового листка не было, напротив, сказано о предшествующем началу игры наступлении «восточных» на краковском, люблинском, варшавском направлениях, которое «западные» остановили только на рубеже Вислы.

При этом наступательные действия Южного фронта «западных» названы контрнаступлением, из чего окончательно ясно, что именно «восточные» начали боевые действия. Ко всему начальная директива Ставки для «восточных» требовала бомбежками дальней авиации «разрушить военно-промышленные центры Будапешт, Бухарест».

Командование фронта и ВВС «восточных» старательно повторили эту формулировку в своих приказах. В общем, неудивительно, что во многих советских публикациях о том периоде упоминалась только одна, первая игра.

Позже командир 5-й армии Южного фронта И. Конев предложил перенести тяжесть удара еще левее, на Станислав (Ивано-Франковск), для соединения с Юго-Восточным фронтом и окружения 13-й армии «восточных».

Правда, никаким идеям «западных» сбыться было не суждено: продолжался подыгрыш «своим».

ЖУКОВ СОВЕРШАЕТ ОШИБКИ КОТОРЫЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОЙ ВОЙНЫ НЕМИНУЕМО ПРИВЕЛИ БЫ К «КОТЛАМ »

Не успел начальник ВВС Юго-Восточного фронта «западных» П. Жигарев издать директиву №1, о бомбежке аэродромов противника и мостов через Буг для срыва сосредоточения «восточных», как ему тут же пришлось писать к ней дополнение:

Жуков как видно постоянно импровизировал….

Какая судьба ждала одинокий мехкорпус, наступающий более чем на 200 км в глубину, можно даже не гадать— «котел» №3.

РАЗБОР ОШИБОК И ИХ НЕДОПУЩЕНИЕ В БУДУЩЕМ

Состоявшийся после игр разбор вскрыл некоторые недостатки.Были выявлены ошибки командования которые приводили армии под угрозу окружения.

Генералы РККА уяснили все ситуации в которых армии могут попасть в окружение,уяснили что можно делать и чего нельзя.

Такие ошибки никто более не имел права повторить

КОМАНДОВАНИЕ РККА ВО ВРЕМЯ ВОВ СИСТЕМАТИЧЕСКИ СОВЕРШАЛА ИМЕННО ТЕ ДЕЙСТВИЯ КОТОРЫЕ БЫЛИ ВЫЯВЛЕНЫ КАК ВЕДУЩИЕ К АРМИИ В ОКРУЖЕНИЕ

В ВОВ командующие—Павлов,Кирпонос и Тимошенко воевали именно так как воевал Жуков на январьских играх.

Результат—7 котлов в которых сгинули миллионы красноармейцев

ЖУКОВ РАБОТАЛ НАД СВОИМИ ОШИБКАМИ И В ВОВ ИХ НЕ СОВЕРШАЛ…

Широко известно свидетельство советского военного историка В. Анфилова о разговоре с Жуковым в 1965 году.

«Была ли возможность широкомасштабного удара по противнику в начале войны?»

«Могла бы произойти катастрофа гораздо более крупная, чем та, которая постигла наши войска в мае 1942-го под Харьковом».

Зная обстоятельства штабных игр 41-го года, ясно, что именно имел в виду маршал.

По-видимому, он припомнил свои условные удары на Краков и на Будапешт, которые, как и бросок Павлова в первой игре, оказались репетицией харьковской катастрофы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Г.К.Жуков признал свои ошики в Январьских играх и за всё время ВОВ ни одна армия под его командованием не попала в «котёл»…

Маршал Тимошенко наоборот—систематически совершал именно те ошибки которые выявили в результате разбора январьских игр…

Именно он Тимошенко справедливо заметил в январе 1941 года что действия Жукова привнели бы к окружению….

И ВОВ он всё делал именно так как делал Жуков на тех январьских играх

Источник

Новое в блогах

Провал больших военных маневров Красной армии 1935-1936 годов.

опытные учения красной армии. 1936 01. опытные учения красной армии фото. опытные учения красной армии-1936 01. картинка опытные учения красной армии. картинка 1936 01.

Парад по окончании маневров Белорусского военного округа. Сентябрь, 1936 г.

В отечественной историографии господствует тезис о репрессиях 1937-1938 годов как об одной из главных причин поражений Красной Армии в 1941 году. При этом считается, что репрессированные в 37-м командиры не только владели передовым оперативным и тактическим искусством, но и умели хорошо готовить войска. Большие маневры 1935-1936 годов, пишет, например, в своей работе военный историк В.А. Анфилов, «показали высокую боевую мощь Красной Армии, хорошую выучку красноармейцев и навыки командного состава». Но соответствует ли этот вывод реальной подготовке и выучке войск в тот период?

Эскадрильи легких бомбардировщиков и штурмовиков Р-5, ССС и Р-Зет, которые должны были расчистить путь наступающим танкам, сделать этого, по существу, не смогли. Их взаимодействие с механизированными бригадами и полками «не удавалось» (БВО), «терялось совершенно или осуществлялось эпизодически» (КВО): подводила организация связи между авиационными и танковыми штабами. В КВО хромало и взаимодействие танков с артиллерией. А ведь именно отсутствие авиационной и артиллерийской поддержки послужило одной из причин неудачи контрударов наших мехкорпусов в июне 41-го. Так, 28-я танковая дивизия, наступая 25 июня 1941 года западнее Шяуляя, потеряла от огня немецкой артиллерии до 3/4 своих танков.

опытные учения красной армии. 1936 02. опытные учения красной армии фото. опытные учения красной армии-1936 02. картинка опытные учения красной армии. картинка 1936 02.

Маневры войск Белорусского военного округа. 1936 г.

опытные учения красной армии. ub. опытные учения красной армии фото. опытные учения красной армии-ub. картинка опытные учения красной армии. картинка ub.

Командарм 1-го ранга Иероним Петрович Уборевич (1896-1937)

Таким «толпам» не помогли бы и танки непосредственной поддержки пехоты, тем более, что в КВО (даже в его лучших 24-й и 44-й стрелковых дивизиях) ни пехотинцы, ни танкисты взаимодействовать друг с другом не умели. Не спасла бы и артиллерийская поддержка атаки, тем более, что в КВО «вопрос взаимодействия артиллерии с пехотой и танками» еще к лету 1937 года являлся «самым слабым», а в БВО артиллерийскую поддержку атаки часто вообще игнорировали.

Подводя итог работе войск БВО и КВО на Белорусских и Полесских манверах, А.И.Седякин вскрыл главный, на наш взгляд, порок РККА эпохи Тухачевского, Якира и Уборевича: «Тактическая выучка войск, особенно бойца, отделения, взвода, машины, танкового взвода, роты, не удовлетворяет меня. А ведь они-то и будут драться, брать в бою победу, успех за рога». Еще нагляднее выразил эту мысль (уже после расстрела «талантливых военачальников» 21 ноября 1937 года) С.М.Буденный: «Мы подчас витаем в очень больших оперативно-стратегических масштабах, а чем мы будем оперировать, если рота не годится, взвод не годится, отделение не годится?».

Хуже всего было то, что подобная ситуация не обнаруживала никакой тенденции к улучшению. Так, разведку и охранение флангов в БВО игнорировали еще на осенних учениях 1935 года (когда за это поплатились «поражением» части 2-й, 29-й и 43-й стрелковых дивизий). В КВО «слабость организации разведки» проявлялась еще на знаменитых Киевских маневрах 1935 года, где отмечали также и скученность боевых порядков атакующей пехоты. Слабую выучку одиночного бойца, отделения, взвода и роты, неумение командиров управлять огнем и «полное отсутствие взаимодействия огня и движения», когда «основной (и почти единственной) командой является громкое «Вперед!», повторяемое всеми от ком[андира] батальона до командира отделения», войска БВО также демонстрировали еще в 35-м.

опытные учения красной армии. 1936 03. опытные учения красной армии фото. опытные учения красной армии-1936 03. картинка опытные учения красной армии. картинка 1936 03.

Заправка танков Т-26 во время учений. Лето 1936 года.

45-й мехкорпус, так восхитивший иностранных наблюдателей на Киевских маневрах 1935 года, обучался вождению «на плацу танкодрома на ровной местности» и, как выяснилось уже в июле 1937 года, даже небольшие препятствия брал «с большим трудом». Тогда же сменивший Якира командарм 2-го ранга И.Ф. Федько обнаружил, что на дивизионных учениях «все необходимые арт[иллерийские] данные для поддержки пехоты и танков оказываются очковтирательными, показаны лишь на бумаге и не соответствуют реальной обстановке, поставленным задачам и местности».

Следует отметить, что пороки войск Уборевича и Якира были типичными и для Особой Краснознаменной Дальневосточной армии знаменитого В.К.Блюхера. Таким образом, командиры, репрессированные в 37-м, не сумели (или не захотели) подготовить Красную Армию к войне с Германией.

Автор: к.и.н. А.Смирнов. Журнал «Родина». 2000, №4

Источник

№ 00105

Поднялась и качественно улучшилась военная, политическая и общеобразовательная подготовка всего личного состава Красной армии.

Впервые неравномерность в подготовке внутри округов и морей и между округами, отмечавшаяся ежегодно ранее, начинает постепенно сглаживаться, что свидетельствует о качественном росте руководства на всех ступенях командования.

Основные достижения

1. Все рода войск вполне удовлетворительно владеют своей техникой.

2. Во всех округах к концу учебного года были проведены многочисленные дивизионные, корпусные и окружные оперативно-тактические учения и маневры, в которых принимали участие большинство соединений и большое количество техники. На маневрах дальневосточных округов и морей (ОК ДВА, ЗабВО и ТОФ), а также и в ЗакВО и САВО войска тренировались в разрешении разнообразных боевых задач в характерных особенностях этих театров войны. На специальных маневрах ЛВО и ХВО прорабатывался армейский тыл. На маневры в КВО и МВО было привлечено большое количество войск и технических средств, в частности в МВО впервые были широко применены химические средства. На тех и на других хорошо организованных учениях командиры и штабы действовали уверенно как в управлении боем, так и в использовании значительных масс разнообразной техники.

Большие окружные маневры Белорусского военного округа были проведены в сложной оперативно-тактической обстановке с использованием больших танковых, авиационных, артиллерийских и авиадесантных средств. Главное руководство маневрами, командиры и штабы частей БВО не только хорошо справились с организацией весьма сложных маневров, но в оперативном и тактических розыгрышах показали дальнейший рост в искусстве управления современным боем, во взаимодействии всех родов войск и в быстро меняющейся обстановке.

Впервые была произведена массовая автопереброска войск и грузов (переброска на 280 км Московской Пролетарской стр. дивизии); в МВО была произведена переброска на самолетах 84-й стр. дивизии из Тулы в район Горького без каких-либо происшествий. На маневрах БВО и КВО вполне удовлетворительно маневрировали вновь сформированные в 1936 г. механизированные бригады и кавалерийские дивизии. С успехом проводились массовые железнодорожные переброски войск.

Успех маневров, достижение ими поставленных учебных целей, отсутствие потерь и аварий с личным составом и техникой при больших ее количествах свидетельствуют о возросшей способности войск вести современный бой и способности командиров управлять этим современным боем. Должный порядок проведения всех маневров свидетельствует об общем росте организованности в войсках и организационных навыков у начальствующего состава.

Освоение подводного флота, перекрытие значительной частью подлодок установленных норм автономности плавания на 200-250 и более процентов, а также непрерывного пребывания под водой на 400 процентов является крупным достижением флотов. Успешное применение авиации на маневрах в больших количествах для решения разнообразных задач является показателем непрерывного дальнейшего роста летно-технических кадров, а также уменья у части авиационных и общевойсковых командиров правильно использовать авиацию в бою.

3. Военные академии РККА, перестраивая работу на основе постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) о высшей школе и моего приказа № 154 с.г., улучшают подготовку квалифицированного командира и инженера.

Военные школы добились 100% укомплектования курсантским составом с более высокой общей подготовкой.

Профессорский, преподавательский и начальствующий состав академий и школ провел большую работу по дальнейшему улучшению методики, содержания и качества обучения.

4. Сухопутные войска:

а) Вполне удовлетворителен уровень стрелковой индивидуальной подготовки.

б) Артбатареи и дивизионы имеют дальнейшие успехи в огневой подготовке и повышении темпов готовности к централизованному огню; первые успехи в огневой подготовке имеют и зенитные артбатареи.

в) Улучшилась методика тактической подготовки, особенно в воспитании самостоятельной тактической сметки, инициативы и военной хитрости; в результате улучшились действия в бою стрелковых батальонов и кавалерийских эскадронов.

г) Управление стрелковыми, кавалерийскими и механизированными соединениями в бою стало более живым и организованным.

е) Авиадесанты получили широкое развитие и применялись в большом количестве.

ж) В большинстве краев и областей повысилось качество работы Осоавиахима по подготовке допризывников, вневойсковиков и, особенно, летно-технических кадров запаса.

5. По Воздушным силам.

а) Вполне удовлетворительно, особенно в легкой авиации, шло освоение скоростной материальной части. Несколько повысилась техническая эксплуатация материальной части, уход за нею и содержание ее.

б) Улучшилась оперативно-тактическая подготовка авиачастей и соединений, в частности, по взаимодействию с наземными войсками. Впервые приступлено к разрешению задач по самостоятельным действиям авиации.

в) Большое достижение в подготовке авиадесантов, особенно в части выброски парашютистов в тылу противника, а также массовой высадки войск. Первый и труднейший этап авиадесантного деламассовое освоение техники выброскиможно считать пройденным вполне удовлетворительно.

6. По Морским силам.

б) Крупных успехов во всех флотах достигли подводные лодки. Поставленная на 1936 г. задача на отработку полной их автономности выполнена, причем значительным числом лодок, с большим превышением. Хорошо проведены дальние ходы подлодок с длительным пребыванием под водой, повысилась их тактическая и огневая подготовка.

в) Хорошие результаты показала штурманская, электромеханическая и химическая специальности в подводном и надводном флоте.

Основные недочеты

1. Общий для всех родов войск недостаток — все еще малая организованность и культурность в службе, быту и учебе войск. Учебные планы частей, несмотря на специальные указания приказа № 0103, были и в этом году неустойчивы и часто срывались. Перегрузка ко-

2. В Сухопутных войсках:

а) Недостаточно участие артиллерии и танков в тактических занятиях с подразделениями стрелковых полков и с кавполками. Еще много недостатков в практике взаимодействия пехоты, артиллерии, танков, конницы. Нет натренированности в целеуказании танкам со стороны пехоты и конницы, а также внимания к целеуказаниям со стороны танков; в войсках не выработаны надежные средства целеуказаний и нет навыков по сигнализации.

Противовоздушная и противохимическая оборона все еще слаба и должна быть признана неудовлетворительной; значительно лучше противотанковая оборона.

Все еще имеет место скученность боевых порядков при атаках как в пехоте, так и в коннице (в конном строю). Нет иногда должного и непрерывного огневого обеспечения атаки.

б) Уровень подготовки общевойсковых штабов в ряде соединений не отвечает требованиям современного боя; все еще много времени теряется на передачу приказов и донесений, благодаря несовершенству штабной работы. Работа связи всех видов страдает неточностью передач и тактически недостаточно гибкая.

в) Разведка остается слабым местом подготовки большинства частей и соединений. Задачи разведывательной авиации ставятся малоконкретно и, как правило, авиация используется недостаточно.

г) В механизированных и танковых частях остаются недоработанными вопросы управления и связи как внутри танкового батальона, роты, взвода, так и внутри мехсоединения. Слаба разведывательная служба. Продолжает иметь место производство танковых атак на противотанковую оборону без достаточной артиллерийской поддержки.

3. По Воздушным силам:

а) Остается недопустимо высокая аварийность, причем в самых сложных условиях — при массированном использовании авиации на маневрах и на парадахни аварий, ни катастроф обычно не бывает. Но в учебной обстановке повседневных занятий эти безобразные и позорящие воздушный флот явления не прекращаются.

б) Управление частями и соединениями с командного пункта с земли и в воздухе не отработано.

Подготовка к полетам в сложной метеорологической обстановке на большие радиусы, а также высотные полеты не получили должного развития, особенно в тяжелой и дальнеразведыватель-ной авиации.

в) Тренировка по воздушному бою и воздушной стрельбе недостаточна; наблюдение за воздушным противником с самолета слабое; мало было практики в слепых и ночных полетах даже по сравнению с прошлым годом.

Не отработана скрытность маневра и управления в полете от радиопеленгации и радиоперехватов противника.

Использование данных метеослужбы для расчета полета остается неудовлетворительным.

Не отработана ПВО аэродромного узла; слаба химическая подготовка.

4. По Морским силам:

а) Задача овладения сложными формами морского глубокого боя, тактикой сосредоточенного удара различных соединений флота остается все еще неразрешенной.

в) Морская авиация в оперативно-тактическом и летном отношениях подготовлена совершенно недостаточно; аварийность в морской авиации недопустимо высока.

Основные задачи на 1937 учебный год

I. По Сухопутным силам

1. В центре внимания поставить боевую подготовку, воспитание, тактическую и специальную выучку пехоты во взаимодействии с другими родами войск.

Накопленный на протяжении последних лет опыт в стрелковой подготовке войск должен в 1937 г. получить войск.

2. Поднять боевую готовность территориальных дивизий. Отработку для них младшего командного состава производить в полковых школах с 11-месячным сроком обучения. Моему заместителю Маршалу Советского Союза т. Тухачевскому и начальнику Генерального штаба РККА Маршалу Советского Союза т. Егорову представить мне к 1 декабря 1936 г. доклад о мероприятиях по поднятию боеспособности второочередных дивизий и приписного состава кадровых дивизий.

3. Танковым частям и мехсоединениям главной задачей считать отработку тактики применения и действия в бою различных танковых масс. Начальнику Генерального штаба РККА запланировать на 1937 г. специальные опытные учения в БВО, КВО и МВО, на которых под руководством моего заместителя Маршала Советского Союза т. Тухачевского с привлечением командования основных округов определить:

а) строи и боевые порядки танковых подразделений в различных видах боя (прорыв, атака оборонительной полосы, преследование противника, прикрытие выхода из боя, форсирование водных преград и т.д.);

б) приемы непрерывной разведки и наблюдения за полем боя; одновременно найти способы для увеличения видимости из танка;

в) систему и средства связи в роте, батальоне и бригаде;

г) взаимодействие танковых масс с артиллерией и пехотой в основных видах боя;

д) совместное маневрирование танков и пехоты и взаимные целеуказания на поле боя;

е) маневрирование танков огнем на поле боя;

ж) тактические приемы действия танковых частей и мехсоедине-ний в отрыве и

з) в завершение всех этих учений проработать вопросы тактики при использовании танковых масс (2—3 и более танковых корпуса) в армейской и фронтовой операции.

4. Кавалерийским соединениям и частям усовершенствовать свою тактику и приемы маневрирования в обстановке борьбы против механизированных и авиационных соединений противника и во взаимодействии со всей авиацией и мехвойскам.

Особое внимание обратить на использование своих и придаваемых артиллерийских, танковых, химических и инженерных частей и на дальнейшее совершенствование приемов ведения боя со спешиванием.

5. Всем родам войск обязательно отработать тактику и технические приемы противовоздушной, противотанковой и противохимической обороны. Особенно четкой и мобильной сделать службу противовоздушной разведки, оповещение и изготовку зенитных подразделений к отражению атаки самолетов. Обязательно добиться скрытности движения и расположения колонн, быстрого, своевременного их рассредоточения при воздушной тревоге и подготовку к зенитной стрельбе и самой стрельбы.

6. Всем родам войск ставлю непременной задачей тренировку в искусном использовании дымов в различной тактической обстановке и в различных видах боя.

7. Во всех дивизиях (бригадах) и полках на ротные (эскадронные), батальонные, полковые и дивизионные (бригадные) учения выводить их тыловые подразделения и части. Командирам дивизий (бригад) и полков своими учебными приказами установить соответствующий план привлечения подразделений и частей войскового тыла на полевые тактические учения. Командующие войсками должны особо внимательно следить за выполнением этого пункта приказа.

8. По особой программе провести в округах учения на бой дивизий и бригад в условиях сосредоточенного применения ОВ, крупных механизированных инженерных средств и учения с автопереброской войсковых соединений на большие расстояния.

Продолжать совершенствование техники и тактики выброски авиадесанта, усиленного артиллерией или минометами.

Одиночную подготовку построить на принципе отработки всесторонне технически подготовленных бойцов и командиров, способных к индивидуальным действиям в тылу противника. Начальнику УБП разработать, а моему заместителю Маршалу Советского Союза т. Тухачевскому утвердить специальную инструкцию для действий авиадесантных частей.

10. Наличие большого количества вновь выдвинутых командиров требует исключительного внимания от высших командиров и политорганов к их учебе и воспитанию из них знающих, инициативных и дисциплинированных командиров для службы в полевых условиях. Надлежит обратить особое внимание на подготовку младших командиров, выдвигаемых на должность взводных командиров.

II. По Военно-воздушным силам

11 .В 1937 г. в центре внимания поставить оперативно-тактиче-скую подготовку крупных авиасоединений в самостоятельных действиях и дальнейшее улучшение взаимодействия авиации с наземными войсками и морским флотом.

12. Основным видом летно-тактической подготовки для авиасо-единений считать межгарнизонные и межокружные ученья, с частым перебазированием на полевые аэродромы. В частности, отработать:

а) действия крупными авиасоединениями с движением к объекту нападения отдельными частями и даже их подразделениями (отрядными) по разным направлениям, с переменой курса следования и с атаками объекта сосредоточенно;

б) действия по завоеванию превосходства в воздухе на широком фронте, срыв сосредоточения противника и взаимодействие авиации с подвижными соединениями наземных войск;

в) отражение налетов ВВС противника в наш тыл во взаимодействии со стационарными и подвижными средствами противовоздушной и противохимической обороны территории;

г) тактику и технику выброски и поддержки авиационных десантов.

13. По специальной подготовке продолжать:

а) отработку смелого маневра и меткого огня путем дальнейшего усвоения теории и практики полета, теории и практики воздушной стрельбы и бомбометания;

б) овладение высотными и длительными полетами (на пределе) за облаками и ночью и безотказное управление при помощи радио, как в воздухе, так и с земного командного пункта;

в) отработку всеми родами авиации воздушного боя.

14. Поставить систематическую учебу тылов отдельных частей и соединений в условиях расположения на полевых аэродромах с частыми перебазированиями и научить обороне аэродромов против земного и воздушного противника и тылов при перебазировании.

15. Борьба с аварийностью, с целью доведения числа аварий до минимума и полного изжития катастроф, остается важнейшей и главнейшей задачей на 1937 г.

16. Основной задачей на 1937 г. по-прежнему остается — овладеть сложными формами морского глубокого боя и операции, основанными на тесном взаимодействии надводного и подводного флота с авиацией, для нанесения противнику мощных сосредоточенных ударов в открытом море, по его морским авиационным базам и при бое в своих укрепленных районах.

17. Для выполнения этой задачи:

а) сосредоточить особые усилия на подготовке морской авиации в самостоятельных действиях в морских операциях и во взаимодействии с флотом (надводным и подводным) и сухопутной авиацией в морском бою;

б) продолжать дальнейшее совершенствование подлодок для одиночного и группового действия в условиях дальних длительных операций и перейти к освоению массированного использования подводных лодок;

в) перестроить и резко улучшить систему боевого управления и связи, для чего прежде всего повысить качество оперативно-такти-ческой подготовки штабов, изжить их отставание, развивать и воспитывать самостоятельность и инициативу у флагманов и командиров.

19. В области воздушно-тактической подготовки морской авиации окончательно отработать способы.

а) боевых нападений авиации (бомбардировка, торпедные атаки и постановка мин) на корабли в море, базы флота и аэродромы, с преодолением ПВО противника;

б) воздушного боя мелкими подразделениями и крупными соединениями.

20. Военным речным флотилиям боевую подготовку вести в тесном взаимодействии с сухопутными войсками и авиацией.

IѴ. По политической работе

22. Командиры и особенно политработники должны объявить беспощадную борьбу неорганизованности и бескультурью в учебе,

быту и службе войск и на этой основе обеспечить бережное отношение к материальной части, образцовую организацию караульной службы, войскового хозяйства, высокую воинскую дисциплину, исключающую несчастные случаи и другие отрицательные явления.

Политаппарат должен в первую очередь добиваться строгого выполнения в частях установленного расписания учебного дня, не допуская срыва занятий и непредусмотренной загрузки командиров, политработников и красноармейцев.

Борьба за культурную и организованную часть должна стать важнейшей частью работы политаппарата.

23. Командиры, политработники, весь начальствующий состав должны еще ближе стать к красноармейским массам, еще больше заботиться о нуждах красноармейцев и всего личного состава, особенно учитывая омоложение призывных возрастов, грамотность, возросшую культурность, повышенные запросы к своим руководителям: и острое восприятие всего хорошего, и особенно нечуткого, бюрократического отношения со стороны начальников.

Командиры и политработники должны обеспечить конкретное руководство социалистическим соревнованием в частях, широко распространяя опыт организации внутриокружных соревнований батальонов (эскадронов, дивизионов) по родам войск и развернув широкую техническую учебу в клубах и ДКА.

24. Необходимо лучше, чем в прошлом году, вести политическую агитацию среди красноармейцев, командиров и их семей. Продолжать работу по организации чтения газет красноармейцами и командным составом, добиваясь, чтобы каждый красноармеец и командир ежедневно самостоятельно читал газеты, был всегда в курсе текущих политических событий, важнейших решений советского правительства и ВКП(б).

25. В целях дальнейшего улучшения политической подготовки возложить проведение политзанятий с красноармейцами непосредственно на политических руководителей. В подразделениях, где имеется больше трех групп политзанятий, к проведению политзанятий с красноармейцами и младшими командирами привлекать наряду с политруками и командный состав.

26. ПУ РККА организовать в 1937 г. марксистско-ленинскую учебу командного и начальствующего состава в соответствии с запросами и подготовкой различных групп командиров (по истории ВКП(б) и ленинизму, по истории народов СССР, по изучению отдельных произведений Маркса—Энгельса, Ленина, Сталина, по важнейшим проблемам текущей политической жизни). На марксистско-ленинскую подготовку командного и начальствующего состава отвести в системе командирской учебы 60 часов.

Переподготовку политруков в 1937 г. на МКУПС им. Ленина организовать таким образом, чтобы по окончании курсов каждый слушатель сдал экзамен за ВПШ.

28. В 1937 учебном году продолжать выполнение моего приказа № 112 об общеобразовательной подготовке красноармейцев и командиров. На общеобразовательную подготовку командного и начальствующего состава отвести в системе командирской учебы 80 часов; кроме того, организовать в добровольном порядке в вечерние часы общеобразовательную подготовку командного и начальствующего состава в ДКА и клубах, а также путем самообразования.

29. Указания по специальной и тактической подготовке, по организации учебного дела и программам даются дополнительными приказами, по сухопутным войскам за № 0106, по воздушным силам за № 00107, по морским силам за № 00108.

Народный комиссар обороны СССР

Маршал Советского Союза К. Ворошилов

[1] Здесь и далее слова, отмеченные курсивом, выделены в документе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *