опыт творческой деятельности формируется у учащихся при использовании метода обучения

Творческие методы обучения

Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности. Прием создания ситуаций занимательности студентов. Проблемное изложение материала урока. Использование игр в учебной работе. Игровой имитационный метод обучения.

РубрикаПедагогика
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления28.05.2014
Размер файла22,5 K

опыт творческой деятельности формируется у учащихся при использовании метода обучения. ba. опыт творческой деятельности формируется у учащихся при использовании метода обучения фото. опыт творческой деятельности формируется у учащихся при использовании метода обучения-ba. картинка опыт творческой деятельности формируется у учащихся при использовании метода обучения. картинка ba.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО Восточно- Сибирская Государственная Академия

Культуры и Искусств.

Институт Режиссуры Актерского Изобразительных Искусств.

Контрольная работа на тему:

Творческие методы обучения

1. Творческие методы в обучении

Преимущества методов творческого обучения, среди которых выделяют следующие:

1. Постоянная мобилизация умственных сил учащихся, не позволяющая им отвлекаться от процессов овладения знаниями, навыками и умениями и все возрастающая заинтересованность учением.

2. Обеспечение необходимых условий деятельности вовлечения учащихся в учебный процесс, что приводит к формированию и развитию не только кратковременной, но и долговременной памяти учащихся как основы «выживаемости» знаний.

3. Приобретение учащимися навыков самостоятельной творческой выработки решений.

4. Наличие постоянного взаимодействия учителя с учащимися и учащихся между собой.

5. Обеспечение направленности на преимущественное развитие интеллектуальных, профессиональных, поведенческих умений и навыков.

6. Повышение степени мотивации и эмоциональности восприятия изучаемого материала, его переработки и усвоения.

По источнику получения знаний:

— Словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

— Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

— Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Словесные методы обучения:

— Работа с учебником и книгой.

Наглядные методы обучения:

Практические методы обучения:

Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся:

— Частично-поисковый метод, или эвристический метод.

Краткое содержание метода

Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д.

Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации

2. Репродуктивный метод.

Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения

Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий

Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т.д.

Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.)

. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы

Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д.

Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д.

Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д.

2. Приёмы и методы творческого обучения

Прием создания ситуаций занимательности. Эмоциональные переживания вызываются путем применения приема удивления перед необычностью приводимого факта, приема сопоставления научных и житейских толкований явлений.

«Элемент детектива». Прием состоит в том, что в начале занятия учитель рассказывает какую-то занимательную историю, но останавливает свой рассказ на самом интересном месте. Последнее является ключом к поведанной истории и может быть пояснено использованием основного учебного материала занятия.

1. Учебный терминологический словарь для студентов «Режиссура Театрализованных Представлений и Праздников»; Улан-Удэ; Издательский- полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ; 2010 год.

2. Методы обучения. http://ppt4web.ru/pedagogika/metody-obuchenija.html

3. Классификация методов обучения по способам деятельности учащихся. http://www.bibliofond.ru/download_list.aspx?id=563168

4. Режиссура массового театрализованного действа. http://gigabaza.ru/doc/68312-pall.html

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Дидактическое обоснование методов проблемного обучения. Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения. Методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе. Классификация проблемных ситуаций, пути и способы их создания.

дипломная работа [88,4 K], добавлен 11.05.2008

Определение методов и средств обучения, их выбор в зависимости от дидактических целей урока и от содержания проходимого материала. Структура объяснительно-иллюстративного и частично-поискового, репродуктивного и исследовательского методов обучения.

презентация [1,5 M], добавлен 05.10.2014

Метод наглядного обучения как важный компонент процесса обучения. Классификация методов наглядного обучения, применяемых на уроке географии. Требования к плоскостным образным наглядным методам обучения. Характеристика мультимедийных технологий обучения.

дипломная работа [753,6 K], добавлен 16.11.2015

Метод обучения как способ организации познавательной деятельности учащихся. Классификация методов обучения, их виды. Информационно-развивающие, практические, проблемно-поисковые методы. Программированное обучение. Метод решения ситуационных задач.

контрольная работа [25,5 K], добавлен 28.08.2011

Сущность и содержание познавательной деятельности обучающихся на уроке. Понятие «игровые методы обучения». Разработка игровых методов обучения на уроке французского языка в старших классах. Методические рекомендации использования игровых методов обучения.

дипломная работа [148,7 K], добавлен 22.07.2017

Основные методы и приемы обучения. Взаимодействие учителя и ученика. Классификация методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности. Основные функции средств обучения. Основные формы организации учебно-познавательной деятельности.

презентация [488,8 K], добавлен 14.11.2014

Классификация методов обучения по уровню активности учащихся, источнику получения знаний, дидактической цели, характеру познавательной деятельности учащихся, на основе целостного подхода к процессу обучения. Активные и интенсивные методы обучения.

реферат [17,3 K], добавлен 01.08.2010

Источник

Доклад Тема: «Формы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках технологии»

опыт творческой деятельности формируется у учащихся при использовании метода обучения. 20210413 vu tg sbscrb2. опыт творческой деятельности формируется у учащихся при использовании метода обучения фото. опыт творческой деятельности формируется у учащихся при использовании метода обучения-20210413 vu tg sbscrb2. картинка опыт творческой деятельности формируется у учащихся при использовании метода обучения. картинка 20210413 vu tg sbscrb2.

Одной из задач нашей школы это подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Требования современной школы в сложных экономических условиях заставляют нас использовать свой творческий потенциал для реализации поставленной задачи. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развития у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. Предмет технология это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой разносторонней личности. Я реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество.

опыт творческой деятельности формируется у учащихся при использовании метода обучения. empty avatar. опыт творческой деятельности формируется у учащихся при использовании метода обучения фото. опыт творческой деятельности формируется у учащихся при использовании метода обучения-empty avatar. картинка опыт творческой деятельности формируется у учащихся при использовании метода обучения. картинка empty avatar.

Содержимое разработки

ГБОУ Валуйская общеобразовательная школа-интернат

Тема: «Формы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках технологии»

Учитель: Федосеев Александр Васильевич

Формы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках технологии

Одной из задач нашей школы это подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Требования современной школы в сложных экономических условиях заставляют нас использовать свой творческий потенциал для реализации поставленной задачи. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развития у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. Предмет технология это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой разносторонней личности. Я реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. В своей работе использую следующие принципы обучения:

Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении;

Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;

Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;

Поддержка альтернативности, множественности мнений;

Развитие функции общения на уроке, как условие обеспечения взаимопонимания, побуждение к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;

Дифференциация по возможностям, интересам, склонностям, способностям.

Использование оценки в качестве формирующего, а не только результативного инструмента.

Для формирования и развития у учащихся ключевых компетенций необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка, в том числе и способствующие повышению уровня его познавательной и творческой активности которую нужно рассматривать как один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающий качество образования.

Выбор методов, средств, технологий обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями учащихся:

— Освоение предметных знаний;

— Умение применять эти знаний на практике

— Овладение междисциплинарными, коммуникационными умениями, умениями работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблему и т.д.

Для формирования творческой личности школьника я стараюсь использовать все методы, которыми располагает современная дидактика:

— Объяснительно-иллюстративные: (рассказ, объяснение, опыты, таблицы и др.) Это способствует формированию у школьников знаний об основных элементах производства, материалах, технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.

— Репродуктивные (воспроизводящие) Эти методы содействует развитию у учащихся практических умений и навыков.

— Проблемно-поисковые: проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские.

При выборе методов обучения необходимо ориентироваться на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют у них политехнический кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности. При подготовке к занятию я продумываю каких итогов в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности школьников буду добиваться на данном уроке, какие для этого буду использовать методические приемы.

Понятно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих повысить качество образовательного процесса, является метод проекта. В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными проектные творческие технологии обучения. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Наиболее эффективными в образовательном смысле являются: метод проектов; современные методы создания новых технических и технологических решений; технология игры.

Метод проектов — это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса.

Целесообразно знакомить учащихся и с индуктивными, и с дедуктивными способами разрешения проблем. Решение проблем методом восхождения от абстрактного к конкретному может рекомендоваться как более предпочтительное. Установление различных аналогий тоже является эффективным средством поиска принципиально новых решений.
Главнейшей задачей является всемерное повышение технологической грамотности учащихся.

На сегодняшний день известны многие методы активизации процессов поиска новых решений. Наиболее эффективным из них для использования в общеобразовательной школе являются: мозговой штурм, морфологический анализ и синтез, метод контрольных вопросов, метод сфокусированных объектов и ассоциаций, функционально-стоимостный анализ.

Эти методы позволяют облегчить и интенсифицировать творческую деятельность. Обучение школьников применению данных методов носит явно выраженную политехническую направленность, поскольку учащиеся знакомятся с закономерностями и перспективными направлениями развития общества, техники и технологий. При этом у школьников формируются политехнические умения и навыки.

Метод проектов дает ощутимый эффект в работе с детьми. Чаще всего учащиеся для проектов выбирают темы при изучении таких разделов как: Обработка древесины, Художественная обработка материалов. Именно здесь детям легче всего раскрыть свои способности, выразить себя, проявить свою индивидуальность, свое творчество. В кабинете технологии нашей школы, созданы все условия для работы над творческим проектом: имеется видеоинформация, презентации, где можно найти всю необходимую информацию: примеры проектов, правила написания пояснительной записки, лучшие работы, которые участвовали в разных конкурсах. Все это побуждает учащихся к выполнению проектов.

Вся проектная деятельность учащихся требует учета их возраста, интересов и возможностей. Это очень важно при выборе темы проекта и при организации работы по его выполнению. Для школьников 5-6 классов характерны стремления к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха. В 7, 8 классах учащиеся имеют представление о том, что такое проект, и более осознанно выбирают тему своей работы. Это такие темы как изготовление кухонного набора, изготовление табурета, изготовление изделия по выбору, рамка для фото и многие другие. В старших классах учащиеся выбирают много тем, связанных с исследовательской деятельностью: Этикет и имидж делового человека, Здоровый образ жизни и т.д.

В роли приема, входящего в методы развития творческих способностей учащихся, выступают занимательные аналогии, кроссворды, шарады, которые я так же использую в своей работе.

На уроках технологии изготавливается немало интересных и полезных изделий и поделок. Чтобы заинтересовать детей, избежать однообразия на своих уроках применяю творческие задания. К выбору заданий подхожу дифференцировано. Ведь каждый учащийся имеет различный темп обучения, активность восприятия нового материала, скорость его усвоения. Некоторым ученикам советую не слишком сложную модель, для того чтобы ученик не утратил интереса к выполнению задания. А некоторым – более сложную модель, учитывая его успехи по предмету.

Создание красивых вещей – процесс творческий. А творчество основывается на мастерстве, а мастерство оттачивается на уроках. Важно только вовремя их научить, помочь раскрыть свои способности, поверить в себя. На уроках ребята, выполняя творческие задания, наблюдают друг за другом, у кого что получится, у кого интереснее изделие, у кого-то оригинальнее. Всё это повышает интерес к выполняемым работам

Эта форма работы дает: привлекательность для детей и учителей участия в менее традиционных видов деятельности, нежели урок; ребенок является активным участником педагогического процесса; праздничные мероприятия – это совместная деятельность педагогов и учащихся, это творческий процесс, увлекающий как одних, так и других. Учащиеся любят технически оформлять всякие общешкольные мероприятия.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.

Проведение внеклассных мероприятий является одним из приемов развития творческих способностей учащихся. В нашей школе проводится неделя технологии, где у нас проходят разные мероприятия: открытые уроки и конкурсы, мастер-классы, выставки творческих и проектных работ.

Участие учащихся в конкурсах, выставках развивает не только познавательную и творческую активность ребят, но и воспитывает в них чувство ответственности за выполненную работу, умение ценить прекрасное.

Развитие творческих способностей может достигаться приемами проблемного обучения. Проблемная ситуация создает атмосферу удивления. Это способствует пробуждению познавательной активности, т.е. истинное познание всегда сопровождается эмоциями. Эмоциональные переживания вызывают приемы удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, грандиозность цифр все это вызывает глубокие эмоциональные переживания у ребят. Психологи выделяют неизвестное как один из главных компонентов проблемной ситуации.

Знакомимся с предметами искусства, например, при изучении народных промыслов в обработке разных материалов и при изготовлении поделок, рассматриваем примеры изделий, виды народных промыслов. Учащимся любят знакомится с историческими сведениями, все это вызывает у них интерес.

Для успешной работы по применению различных форм и методов работы с учащимися в нашей школе оборудован хороший кабинет технологии. Имеются все виды приспособлений и инструментов, собран дидактический материал по разделам и темам программы. Для каждого класса разработано поурочное планирование, имеются инструкционные карты, практические работы, образцы поделок, широко используем ИКТ.

Все это способствует развитию познавательной и творческой активности, поэтому многие учащиеся стремятся в мастерскую и после уроков. Учащиеся считают технологию интересным предметом, который придает достаточную мотивацию к учебе как самым слабым, так и самым сильным.

1.Выгодский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.

2.Павлова М.Б., Пит Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана – Граф, 2003.

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. ТЦ Учитель, 2003

Источник

Статья «Роль творческих методов в развивающем обучении».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Роль творческих методов обучения в развивающем обучении.

Учебная деятельность в контексте развивающего обучения рассматривается как собственная мыслительная деятельность самих учащихся по добыванию и усвоению научных знаний, как деятельность по самоизменению, ее продукт – те изменения, которые произошли при ее выполнении на самом субъекте.

В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие самобытности ребенка. В такой образовательной среде ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности.

В развивающем обучении ребенок является субъектом деятельности. Активно выбирающий новые формы и методы обучения.

Метод обучения – более сильное средство, чем содержание обучения. Спросите выпускников школы о том, что им запомнилось больше: чему их обучали или как это происходило? Именно методы (их ещё называют способами) деятельности имеют более универсальный общечеловеческий характер, поскольку их можно переносить в различные сферы образования. Применяемый метод всегда относится непосредственно к действиям ученика, тогда как содержание изучаемого предмета может оставаться отчужденным от его реальной жизни.

Рассмотрим методы обучения, называемые нами эвристическими . Такое название они получили потому, что результатом их применения всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, закономерность, эксперимент, знаковое или текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т.п.

Группа методов эмпатии.

Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Опираясь на древнейшую идею соответствия макро- и микрокосма, познание человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным. Миссия человека здесь – вселение в свой дом, во Вселенную.

Метод эмпатии вполне применим для «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Условием успешного применения метода эмпатии является определенное состояние учеников, создаваемый учителем настрой. Сначала это может быть как игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ученики уже не будут относиться к данному методу как экзотическому и примут его в разряд действительно учебных методов.

Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку задействует неиспользуемые обычно возможности детей. Детям младшего школьного возраста свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их «очеловечивания».

Метод смыслового видения. Это продолжение и углубление предыдущего метода. Одновременная концентрация учеников на образовательном объекте своего зрения и «пытливо настроенного» разума позволяет им понять (увидеть) первопричину объекта, заключённую в нём идею, первосмысл, то есть внутреннюю сущность объекта. Так же, как и в методе эмпатии, здесь требуется создание у ученика определённого настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Учитель может предложить ученикам следующие вопросы для смыслового «вопрошания»: Какова причина этого объекта, его происхождения? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся таких познавательных качеств, как наитие, озарение, инсайт.

Следующие два метода также относятся к группе методов вживания.

Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в словесной или графической образной форме, то есть ученики проговаривают, записывают или рисуют результаты своего исследования.

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определённых умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приёмов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого объекта.

Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень солёный огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннесса», находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.

Ученики, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: а) информационный результат наблюдения; б) применённый способ наблюдения; в) комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень творчества ученика в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него ранее.

Метод фактов. Осознанное владение учащимися физическими органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) требует их последовательного развития в дальнейшей познавательной деятельности. Прежде всего, это относится к такому этапу познания, как поиск фактов, отличение их от «нефактов». Оказывается, что очень непросто отличить ученикам то, что они видят, слышат, чувствуют, от того, что думают.

Метод сравнения применяется для сравнения версий разных учеников, их версий с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые при сравнении различных аналогов между собой. Для обучения данному методу ученикам предлагаются вопросы: Что значит сравнить? Всегда ли и все можно сравнивать? Укажите, что, на ваш взгляд, не подлежит сравнению, и попытайтесь всё же сравнить несравнимое.

Метод конструирования понятий. Формирование у учеников изучаемых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у них представлений. Например, младшим школьникам уже известны термины «число», «слово», «небо», «зима «, «движение»; старшим ученикам – «алгоритм», «величина”, » молекула» и др.

Одновременно учитель предлагает детям познакомиться с другими формулировками понятия, которые приведены, например, авторами разных учебников или других книг. Различные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.

Метод конструирования правил. Изучаемые в общеобразовательных курсах правила могут быть созданы, «открыты» учениками. Например, из предложенного учителем текста ученики выявляют орфограммы, лежащие в их основе правила, и создают затем на данные правила свои тексты. Исследование проводится по указанному учителем алгоритму, который зависит от вида текста и поставленной задачи. Например, для изучения на уроках литературы былины, алгоритм деятельности имеет следующий вид: а) сформулировать особенности стиля былины; б) обнаружить орфограмму, правило, лежащее в основе текста; в) сформулировать языковые особенности былины.

Метод гипотез развивается при решении прогностических задач типа «что будет, если …». Метод путешествия в будущее эффективен в любой образовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования, гипотетичности.

Метод прогнозирования отличается от метода гипотез тем, что применяется к реальному или планируемому процессу. Например, ученикам предлагается исследовать динамику изменений помещённого во влажную среду семени гороха. Дети делают наблюдения, выполняют зарисовки. Учитель предлагает ученикам задание: нарисовать росток таким, каким тот станет через 3 дня, через неделю и т.д. Ученики, опираясь на прежние наблюдения, обнаруженные закономерности и на собственные прогностические способности, выполняют рисунок. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью, проводится обсуждение результатов, делаются выводы.

Метод ошибок. Данный метод предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок (и псевдоошибок) для углубления образовательных процессов. Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении общепринятым. Внимание к ошибке может быть не только с целью её исправления, но и для выяснения её причин, способов её получения. Отыскание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учеников, приводит их к пониманию относительности и вариативности любых знаний.

Метод конструирования теорий. Ученикам предлагается выполнить теоретическое обобщение проделанной ими работы следующими способами:

1) обнаруженные учениками факты классифицируются по заданным учителем основаниям, например: факты о строении объекта, факты о его функциях, факты о процессах, факты о взаимосвязях;

2) выясняются типы позиций наблюдателей, например, хронологическая позиция (последовательная фиксация и описание событий), математическая (исследуются количественные характеристики объекта, его формы и пропорции), образная (находятся выразительные словесные характеристики объекта, его символические черты);

3) формулируются вопросы и проблемы, относящиеся к наиболее примечательным фактам, например: Влияет ли цвет воска на цвет пламени свечи? Куда девается сгоревшая часть фитиля? Почему нельзя взять пламя в руки?

Метод рефлексии (осознание деятельности). Это, пожалуй, главный метод обучения творчеству. Дело в том, что действительно образовательным результатом обучения является только тот, который осознан учеником. Если же ученик не понимает, что он делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, то его образовательный результат находится в скрытом, неявном виде, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования.

Организация осознания учениками собственной деятельности имеет два основных вида: 1) текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса; 2) итоговая рефлексия, завершающая логически или тематически замкнутый период деятельности.

Текущая рефлексия предполагает организацию мыслительной деятельности учеников по типу челнока: после выполнения цикла предметной деятельности (математической, исторической, языковой и др.) происходит: а) остановка предметной деятельности; б) активизация рефлексивной деятельности, то есть возврат внимания детей к основным элементам осуществлённой предметной деятельности: её направлениям, видам, этапам, проблемам, противоречиям, результатам, использованным способам деятельности.

Рефлексивная деятельность структурирует предметную деятельность. Цель рефлексивного метода – выявить методологический каркас осуществлённой предметной деятельности и на его основе продолжить предметную деятельность. Результатом применения рефлексивного метода может стать сконструированное понятие, сформулированное противоречие, найденная функциональная связь или закономерность, теоретическая конструкция по изучаемому предмету и т.п. Рефлексивная деятельность вплетается в ткань предметных действий, осуществляя функцию несущей методологической конструкции всего образовательного процесса.

Итоговая рефлексия отличается от текущей увеличенным объёмом рефлексируемого периода, а также большей степенью заданности и определённости со стороны учителя. Формы, методы и содержание итоговой рефлексии входят в образовательную программу учителя. В конце урока, дня, недели, четверти, учебного года ученикам предлагается специальное занятие, на котором они осуществляют рефлексию своей деятельности, отвечая на вопросы: Каково моё самое большое дело за учебный год? В чем я изменился за год? Каков мой самый большой успех? Почему и как я его достиг? Какова моя самая большая трудность? Как я её преодолевал или буду преодолевать? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? Каковы изменения в моих знаниях? Что я понял о своём незнании? Чему я научился по математике, словесности и т.п.? Что я научился делать? Какие новые виды и способы деятельности я применял и усвоил? Каковы основные этапы моего образования в этом учебном году, в чём их специфика?

Методы контроля. Творческое обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности. В традиционном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени его приближения к заданному образцу, то есть чем более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценка его образовательной деятельности. В творческом обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от заданного, то есть чем большего научно- и культурно-значимого отличия от известного продукта удаётся добиться ученику, тем выше оценка продуктивности его образования.

Бесспорно, кроме методов обучения творчеству, существуют соответствующие им формы занятий, педагогические технологии и многое другое. Но именно методу по праву отводится главная роль в развивающем обучении. Совокупность инновационных технологий, форм и методов делает обучение действительно развивающим. Направленным на становление всей целостной совокупности качеств личности в зоне ближайшего развития ребенка.

Таким образом, в процессе обучения вырабатывается знание и понимание ребенком самого себя, запускаются все механизмы его «само»: самовыражение, самооценка, саморазвитие.

Неменский Б.М. Педагогика искусства. М. Просвещение 2007

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *