оптина пустынь монастырь мощи
Оптина Пустынь
Толкования
Священного
Писания
Трудно было бы жить на земле, если бы и точно никого не было, кто бы помог нам разобраться в жизни. А ведь над нами Сам Господь Вседержитель, Сама Любовь. Положись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя. Положись не словами, а делами. Оттого и трудна стала жизнь, что люди запутали ее все своим мудрованием, что вместо того, чтобы обращаться за помощью к Богу, стали обращаться к своему разуму да на него один полагаться. Не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний — все это посещения Божии, тебе же на пользу.
Милосердый Господь исполняет и обращает все в Свою волю и на пользу нашу, хотя по видимому и противными нам средствами и последствиями. Мы при помощи Премилосердого Господа Бога потерпим, да и посмотрим.
Господь Судия нелицемерный. В свое время рассудит все правосудно и воздаст комуждо по делам его. А наше главное дело, пока находимся в этой жизни, терпеть все, смиряться и просить от Господа помощи и помилования, и будет хорошо.
Оптинские
праздники
ноябрь ← →
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Последний фотоальбом
Видео
Духовные беседы с паломниками
Путеводитель по монастырю.
Подъезжая к монастырю личный и общественный транспорт оставляем на бесплатной охраняемой автостоянке.
Выходим с автостоянки и идем к монастырю.
Еще с древних времен свято соблюдается заповедь и повеление Божие о том, чтобы человек приходил в дом Божий в благоприличном виде, в одежде, не вызывающей соблазна. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф, 18,7) — строго предупреждает нас Господь. Поэтому должно знать, что всякий человек, входящий в монастырь и прикасающийся к святыне в одежде неприличной и не прикрывающей должным образом наготы его тела, за соблазн окружающих навлекает на себя Божие осуждение.
Запрещается вход на территорию монастыря женщинам без платка, в брюках, в короткой юбке, в юбке с большим разрезом, в прозрачном платье, в платье без рукавов, с глубоким декольте; а также мужчинам в шортах, майке. Кто забыл соответствующую одежду, должен попросить на вахте во временное пользование. На вахте можно позвонить в монастырь по местному телефону.
Идем к монастырю. Маршрутное такси из Козельска останавливается здесь.
Кто желает остановиться в гостинице, идет к зданию желтого цвета справа от монастыря.
Кто желает остановиться в гостинице, идет к зданию желтого цвета справа от монастыря.
Святые врата обители.
Справа от святых врат монастыря находится паломническая трапезная (2 –х этажное здание белого цвета).
Вдоль монастырской стены проходит дорога в скит.
При входе в монастырь располагаются информационные стенды, где Вы можете найти нужную информацию.
Экскурсионная служба располагается при входе в монастырь в Святых вратах на центральной вахте.
При входе в монастырь располагается иконная и церковная лавка.
Иконная лавка внутри.
Церковная лавка внутри.
Первым при входе в монастырь располагается Казанский храм.
В подвальном помещении храма находится монастырская книжная лавка.
Книжная лавка внутри.
Казанский храм. Внутренний вид.
В храме находятся мощи Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия.
Напротив Казанского находится Преображенский храм. Ежедневно в 14.00 в храме совершается водосвятный молебен. Здесь можно набрать святой воды.
Преображенский храм внутри.
Введенский собор – главный храм обители.
Здесь находятся мощи святых Амвросия и Нектария Оптинских.
Ежедневно в соборе совершается полунощница (начало в 5.30) и ранняя литургия (начало часов в 6.30).
Рака с мощами преподобного Амвросия Оптинского.
Ежедневно в 10.00 и 13.00 у мощей преп. Амвросия совершается молебен с акафистом.
Здесь находятся мощи святых Оптинских старцев Льва, Макария, Анатолия (Зерцалова), Иллариона, Иосифа, Варсонофия, Анатолия (Потапова).
Ежедневно с 6.00 до 12.00 в храме совершается таинство исповеди. Ежедневно в 15.00 служится молебен с акафистом Оптинским старцам.
Владимирский храм внутри.
Мощи преп. Льва и Макария Оптинских.
Рядом с Владимирским храмом располагается Воскресенская часовня, в которой находятся могилы убиенных на пасху 1993 г. иеромонаха Василия, инока Ферапонта и Трофима.
Каждую субботу в 13.00 в часовне совершается лития.
Любой православный священник может отслужить в часовне панихиду или литию по убиенным братиям, в часовне для этого имеется все необходимое.
Рядом с часовней находится братский некрополь.
Вход на братскую территорию паломникам запрещен, поэтому если вы хотите встретиться с кем- либо из братии монастыря, можете обратиться к дежурному на средней вахте, которая находится перед Введенским собором.
Ежедневно в обители совершается крестный ход вокруг монастыря. Начало хода из Введенского храма после окончания ужина.
Крестный ход совершается против часовой стрелки снаружи, вокруг монастырской ограды.
По воскресным и праздничным дням (когда накануне совершалось всенощное бдение) после окончания поздней литургии совершается чин «О Панагии».
Оптина Пустынь
Толкования
Священного
Писания
Обретение святых мощей и канонизация собора преподобных оптинских Старцев
В свое время глубокая любовь и почтение к Старцам подвигли монастырскую братию установить на местах их погребения часовни, и было даже намерение устроить особое капитальное сооружение. Но страшное кровавое лихолетье оставило от обители одни развалины, среди которых трудно было даже отыскать места погребений Старцев.
В 1987 году Оптина была вновь открыта, и первейшей задачей стала забота о том, чтобы привести святые могилы Старцев в благопристойный вид, удалив с них следы поругания.
Когда же начались работы по воссозданию храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, священноархимандрит Оптиной Пустыни, благословил устроить его так, чтобы он мог стать усыпальницей семи оптинских Старцев, погребенных на монастырском некрополе. И вот, лето 1998 года ознаменовалось радостным событием: строительство храма было благополучно завершено. 24 июня было получено благословение Его Святейшества на обретение святых мощей, а 7 июля, в день Рождества Честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, после молебна собору оптинских Старцев, работы на монастырском некрополе начались.
Вначале предполагалось потрудиться над обретением святых мощей четырех Старцев: Льва, Макария, Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия. Но обстоятельства сложились так, что через два с половиной дня были обретены мощи всех семи Старцев.
В разделе представлены фотографии из Оптинских архивов, а также летописные и опубликованные в печати материалы, раскрывающие историю захоронений того участка некрополя, где были погребены оптинские Старцы. Приведены также современные фотографии, иллюстрирующие основные моменты процесса работ по обретению мощей семи Старцев: Льва, Макария, Амвросия, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия и Анатолия (Потапова).
Места захоронений преподобных старцев
О месте захоронения старца Льва (Наголкина)
Первоначальный вид места захоронения старца Льва:
«. Погребено тело старца о. Леонида, по общему желанию настоятеля и братий, близ соборной Введенской церкви, за южным приделом св. Николая чудотворца, рядом с могилою его духовного сына и друга о Господе Алексея Ивановича Желябужского, скончавшегося несколькими месяцами ранее о. Леонида, 11-го июня того же 1841 года. При жизни своей о. Леонид как бы шуточно говаривал ему: «Старец! Мы с тобой рядышком ляжем, бок с боком». Об этих словах о. Леонида вспомнили уже после погребения и удивились точному исполнению их.»
(Житие иеросхимонаха Льва. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1994 г., стр. 318,319.).
О месте захоронения старца Макария (Иванова)
Часовня на месте захоронения старца оптинского Макария
«В два часа пополудни тело усопшего о Господе было перенесено из скитской церкви в монастырскую, где, по распоряжению настоятеля обители, было уготовано место для почившего Старца, по правую руку его духовного друга иеросхимонаха Леонида.
. Наконец опустили гроб в могилу, уготованную против алтаря Николаевского придела соборного храма, по правую сторону склепа, в котором почивает тело иеросхимонаха Леонида (Льва), духовного друга и сопостника Старца».
(Житие иеросхимонаха Макария. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1995 г., стр. 143 и 146.)
О месте захоронения старца Илариона (Пономарева)
Фотографий или рисунков с видом места захоронения преподобного оптинского старца Илариона пока не имеется.
С великим самоотвержением прп. Иларион нес подвиг старческого служения. Свою тяжелейшую, мучительную и долгую болезнь Старец до последнего вздоха преодолевал великою любовью к Богу и ближним. Ответная любовь братии к прп. Илариону выразилась в том, что он был погребен близ могилок своих знаменитых предшественников, прпп. Льва и Макария. А кроме этого, в память его был устроен больничный храм в честь прп. Илариона Великого, имя которого он носил, за южной стеной монастыря.
В то время между часовней старца Макария и могилой старца Илариона еще не было часовни преп. Амвросия, так как преп. Амвросий скончался на 18 лет позже старца Илариона.
«. По отпевании происходило прощание со Старцем монашествующей братией и мирских, и за сим тело усопшего было предано земле возле могилки старца о.Макария, через дорожку в сажень ширины от нея, в особом склепе.
. 29 сентября тщанием казначея о.Флавия было устроено в ожидании будущего памятника над могилой о.Илариона помещение за стеклом для распятия, перед которым неугасимо горела лампада».
(Житие иеросхимонаха Илариона. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1995 г., стр. 234, 235.)
В то время между часовней старца Макария и могилой старца Илариона еще не было часовни преп. Амвросия, так как преп. Амвросий скончался на 18 лет позже старца Илариона.
О месте захоронения старца Амвросия (Гренкова)
Первоначальный вид места захоронения трех старцев:
«. Посещавшие Оптину Пустынь без сомнения помнят близ юго-восточной стены летнего Введенского собора, слева от дорожки, белую часовню над могилой старца о. Макария. Рядом с этой часовней и приготовлена была могила для новопреставленного старца Амвросия. После заупокойной литии, совершенной Владыкой, и по возглашению почившему вечной памяти, гроб опущен был в приготовленный в могиле осмоленный ящик, который и закрыт был особой крышкой».
(Житие Преподобного Амвросия Старца Оптинского. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1997 г., стр. 169)
О месте захоронения старца Иосифа (Литовкина)
На фотографии запечатлен вид на захоронение трех оптинских старцев:
Цифрой (1) обозначено место захоронения старца оптинского прп. Иосифа.
«На могиле, приготовленной в ногах старца Амвросия, была совершена последняя лития и гроб опустили в склеп».
(Житие иеросхимонаха Иосифа. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1993 г., стр. 188.)
О месте захоронения старца Анатолия (Потапова)
Место захоронения старца Анатолия (Потапова):
Видна восточная стена Никольского придела с навесом, устроенным, по-видимому, для уличной иконы
«А близ алтаря Введенского собора готовили могилу. В той самой часовне, где были погребены старцы Амвросий и Иосиф, на том самом месте, где о.Анатолий долго стоял за две недели до своей кончины. Когда копали могилу, случайно задели гроб старца Макария. Тело блаженного Старца почивало нетленным».
(Житие иеросхимонаха Анатолия (Потапова). Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1995 г., стр. 164.)
О месте захоронения старца Анатолия (Зерцалова)
О месте захоронения старца Анатолия (Зерцалова) известно следующее:
«. Похоронили его между Введенским и Казанским соборами».
(Житие и поучения иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова). Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1994 г., стр. 36.)
О месте захоронения старца Варсонофия (Плеханкова)
Фотография часовни над местом погребения старцев оптинских схиархимандрита Варсонофия и иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова)
Позднее была для обоих Старцев построена общая часовня, внутри которой находились их надгробия. »
Установка памятника-часовни началась 24 мая 1914 года, как об этом сообщается в Летописи Скита.
(Житие схиархимандрита Варсонофия. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1995 г., стр. 445, 446)
О месте захоронения Киреевских
И.В. Киреевский (1806-1856) П.В. Киреевский (1808-1856)
На этой фотографии видим:
«Иван Васильевич Киреевский и брат его Петр вместе с супругой Ивана Васильевича, Натальей Петровной, погребены у Введенского храма Оптиной Пустыни, рядом с могилами великих Старцев: Леонида (в схиме Льва), Макария и Амвросия.»
(Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время. Изд. Свято-Сергиевой лавры 1995 г. Стр. 201-222)
Оптина Пустынь
Толкования
Священного
Писания
Двухтысячное лето от Рождества Христова ознаменовалось для Оптиной Пустыни радостным событием. Освященный Юбилейный Архиерейский Собор, рассмотрев свидетельства о чудесах, широком народном почитании в епархиях Русской Православной Церкви преподобных оптинских Старцев, причисленных в 1996 году к лику местночтимых святых,
«единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ:
Честные их останки считать мощами».
Икона «Собор святых, прославленных в двухтысячное лето от Рождества Христова»
На фоне Успенского собора Московского Кремля с находящейся на нем иконой Божией Матери Владимирской в три ряда изображены святые:
1-й ряд. Слева направо: прп. Алексий Зосимовский, прав. Алексий Московский (Мечев), прпмч. Парфений Кизилташский, митр. Московский Макарий (Невский), прп. Макарий Алтайский (Глухарев), свт. Иннокентий Пензенский, свт. Арсений (Мацеевич) Ростовский, прав. Алексий Бортсурманский, прп. Иов (в схиме Иисус) Анзерский и прп. Серафим Вырицкий.
2-й ряд. Оптинские старцы (слева направо): прп. Никон, прп. Варсанофий, прп. Исаакий I, прп. Моисей, прп. Антоний, прп. Лев, прп. Анатолий старший, прп. Макарий, прп. Иларион, прп. Иосиф, прп. Анатолий младший, прп. Нектарий и Исаакий II.
Оптина Пустынь
Толкования
Священного
Писания
В наших скорбях человеки лишь орудия, а власти над нами не имеют. Итак, потерпим все!
Скорби суть точно как жезл отеческий, поднимаемый от любви отца на бесчинствующих чад своих, дабы тем их исправить и сохранить в добронравии, что послужит им пользою на всю жизнь их. Божий же Промысл простирается к пользе душ наших, дабы спасти в будущей жизни.
Оставив несбыточные мечты о непосильных подвигах и возвышенных образах жития, начнем во смирении с терпения скорбей. Когда уготовятся души наши, аще будет воля Божия на то, дано будет нам и высшее.
Оптинские
праздники
ноябрь ← →
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Последний фотоальбом
Видео
Духовные беседы с паломниками
Поминовения в монастыре
Оптина Пустынь
Пожертвования на поминовения (одно имя):
Проскомидия (вынимаются частицы):
40 дней — 100 руб.
6 месяцев — 500 руб.
1 год — 1000 руб.
3 года — 3000 руб.
5 лет — 5000 руб.
Неусыпаемая псалтирь:
40 дней — 200 руб.
6 месяцев — 1000 руб.
1 год — 2000 руб.
Порядок оформления поминовений через сайт
Важно: Обязательно дождитесь третье уведомление, подтверждающее принятие пожертвования.
Если вы воспользовались банковским переводом по реквизитам, то вам следует сразу, не дожидаясь окончания прохождения перевода через платежную систему, сообщить об этом на rites@optina.ru, указав и номер Вашего заказа.
Если вы внесли пожертвование одним из способов, но вам на e‑mail не пришло третье уведомление, а также и по всем другим вопросам пишите на rites@optina.ru, указывая номер Вашего заказа.
Банковские реквизиты монастыря Оптина пустынь
Религиозная организация «Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
ИНН 4009003148
КПП 400901001
ОКПО 25909645, ОКОПФ 20300, ОКАТО 29216501000, ОКФС 54
ОГРН 1034004900973
Р/СЧ. 40 703 810 308 220 026 367
К/СЧ. 30 101 810 600 000 000 701
БИК 042 908 701
В АО «Газэнергобанк» г. Калуга
В графе «Назначение платежа» указывается: «Пожертвование на уставную деятельность, НДС не облагается (№ поминовения такой-то)» и номер заказа.
Порядок проскомидийного поминовения в монастыре Оптина пустынь
Разовые записки на Божественную Литургию о здравии и о упокоении отчасти поминаются совершающими Проскомидию священниками, отчасти раздаются для прочтения монашеской братии.
Имена, поданные на Проскомидию, записываются в монастырские синодики и ежедневно прочитываются в то время, когда в алтаре несколькими священнослужителями из просфор вынимаются частицы, которые затем на Божественной Литургии погружаются в Святую Чашу.
Во дни Великого поста, когда по уставу не совершается Проскомидия с выниманием частиц, все имена, поданные на длительные сроки и записанные в синодики, просто прочитываются во время богослужения.
Обращаем Ваше внимание, что поминовения, заказанные через сайт, передаются в храм каждые понедельник и четверг. Просим учитывать этот факт при оформлении заказов.
Поминовения на подворье
Оптиной пустыни
в Санкт-Петербурге
Также и на сайте Успенского подворья Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге можно заказать следующие требы: