оптимизация и интенсификация процесса обучения
Интенсификация и оптимизация учебно-воспитательного процесса. Критерии и способы ее оптимизации
3.Задачи педагогики как науки. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, исторический и общественный характер воспитания.
Задачипедагогики;1.Воспитаниечеловека,2.Выявление состава и величины природных способностей и связанных с ними потребностей человека, в значительнойстепениопределяющихвозможностикегообучению.3.Выявлениясоставаивеличины общественных потребностей к обучению ивоспитаниювданномместеивданноевремя.4.Созданиеусловийиосуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и способностей как общественныхколлективов,такиобучаемогоКатегориипедагогики:1Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание – передача накопленного опыта младшему поколению. В узком социальном смысле воспитание – целенаправленное воздействие на человека со стороны общества, с целью формирования у него знаний и умений. В широком педагогич.смысле воспитание – специально организованное, целенаправленное воздействие на человека в образовательных учреждениях. В узком педагогич. смысле воспитание – процесс воспитательной работы, направленный на решение воспитательных задач.2.Обучение – целенаправленный, организованный и управляемый процесс,направленныйнаполучениезнаний,уменийинавыков3 Образование – объем систематизированных знаний, умений и навыков, которыми овладел обучаемый.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Интенсификация обучения
Интенсификация обучения.
Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения
Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности.
Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования:
— содержания учебного материала;
Рассмотрим вкратце параметры, способствующие оптимизации содержания учебной дисциплины. Совершенствование содержания предполагает как минимум:
— рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой части и дополнительной, второстепенной информации; соответствующим образом должна быть выделена основная и дополнительная литература;
— перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно;
— концентрацию аудиторных занятий на начальном этапе освоения курса с целью наработки задела знаний, необходимого для плодотворной самостоятельной работы;
— рациональную дозировку учебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учетом того, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу;
— обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование нового материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного;
— экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени.
Совершенствование методов обучения обеспечивается путем:
Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности. Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности.
Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения
При интенсивном групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются ее продукты: учащиеся непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию за счет включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении. Все это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.
К понятию «интенсификация обучения» примыкает понятие «активизация обучения». Под активизацией учебной деятельности понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, формировании умений, навыков их практическом применении, а также формировании способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения.
Одним из наиболее перспективных направлений развития творческих способностей личности, столь необходимых современному специалисту, является проблемное обучение.
Интенсификация образовательного процесса в целях повышения качества образования
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Управление образования мэрии г. Магадана
Муниципальное общеобразовательное учреждение
на педагогический совет по теме «Интенсификация образовательного процесса с целью повышения качества образования»
Лепешкина Л.Е., з аместитель директора по УВР, курирующая предметы
В статье 7 Конституции Российской Федерации определена цель политики социального государства: человек должен получить такое образование, которое позволит ему обеспечить достойную жизнь и свободное развитие. Создание условий, обеспечивающих развитие детей, реализацию их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач образования. Его основная стратегия заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты, свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Школа должна готовить своих учеников к переменам, изменениям, развивая в них такие личностные качества, как мобильность, динамизм, умение найти выход из сложной ситуации. Без современных подходов к обучению реализация этих задач невозможна. Главными направлениями модернизации обучения в современной школе остаются интенсификация и оптимизация учебного процесса.
Интенсификация обучения – это передача большого объема информации при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. Интенсификация обучения – это повышение производительности труда учителя и ученика в каждую единицу времени. Основные параметры, способствующие интенсификации и оптимизации содержания учебной деятельности
1.рациональный отбор учебного материала с четким выделением главной и второстепенной его части;
2. перераспределение по времени учебного материала с целью изложения наиболее сложного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых наиболее активно;
3. экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени;
4.индивидуализация и дифференциация обучения;
5.совершенствование навыков педагогического общения, активизация форм и методов обучения;
6. развитие навыков труда учащихся;
7.оснащение учебного процесса современными техническими средствами, в том числе компьютерами и мультимедийным оборудованием.
Любой урок, будь то урок закрепления полученных знаний или урок изучения нового материала, мы обязательно начинаем с проектирования его целей. От того, насколько продуманными они будут, зависит, в первую очередь, интенсивность учебной деятельности учеников. Интенсификация обучения предполагает, что его цели должны удовлетворять следующим требованиям:
Они должны быть ориентированными на максимум возможностей учеников и тем самым вызывать их высокую активность;
цели должны быть принципиально достижимыми. Нереальные, явно недостижимые цели приводят к самоотключению учащихся от решения поставленных задач;
цели достижения должны осознаваться учащимися, иначе они не становятся руководством к действию;
цели должны быть конкретными, учитывающими реальные учебные возможности данного ученического коллектива в зоне ближайшего его развития.
А вообще по функции обучения выделяют три вида целей:
1. образовательные (формирование знаний и практических умений);
2. воспитательные (формирование мировоззрения, нравственных, трудовых, эстетических качеств личности);
3.развивающие (развитие мышления, воли, эмоций, потребностей, способностей личности).
Наверное, далеко не к каждому уроку (а может быть, и вообще крайне редко) мы планируем все 3 вида целей. Но ведь эффективность урока зависит не только от того, насколько четко мы продумываем его содержание, отбираем необходимый материал, но в большей степени от того, насколько конкретно сформулированы цели и задачи, которые должны быть реализованы на учебном занятии. Все это хорошо известно, но, к сожалению, не всегда учитывается на практике. Как правило, учащийся выполняет то или иное задание только потому, что его нужно сделать по плану, не до конца осознавая, какими знаниями и умениями он может или должен овладеть в результате своего труда.
Мы, к сожалению, не всегда помним и о том, что результативность учебной деятельности напрямую зависит от мотивации учащихся, от стремления учителя сформировать интерес к предмету, ответственность учащихся за успехи в учении. Мы иногда в бессилии разводим руками и говорим, что не знаем, как заставить ребенка хорошо учиться, что испробовали уже все методы и формы воздействия, но что это не дает никаких результатов, что дела с учебой обстоят все хуже. И тогда мы используем последнее «оружие»: наказываем провинившегося ученика, выставляя ему большое количество двоек, при этом полагаем, что это заставит его изменить отношение к учению. Мы не отдаем себе отчета в том, что вызываем своими действиями у ученика негативные эмоции, формируем в нем равнодушие к результатам своего труда, уничтожаем доверие к себе. Вдумчивый, искренне заинтересованный учитель всегда глубоко осмысливает причины неудач, анализирует сложившуюся ситуацию и планирует те действия, которые будут способствовать скорейшему преодолению возникших трудностей.
Мотивация учащегося в достижении конкретных учебных целей – это, безусловно, мощный инструмент, который позволяет добиться нам серьезных результатов в обучении учащихся, но не менее важным в интенсификации учебного процесса является повышение информативной емкости содержания уроков. Чтобы добиться результативности, эффективности обучения при всё увеличивающемся объеме программных требований, при уменьшении количества часов на изучение конкретных тем, необходимо совершенствовать структуру содержания образования, учитывать следующие факторы:
1.практическую значимость учебного материала, его соответствие возрастным возможностям ученика;
2. взаимосвязь конкретного учебного материала с изученным ранее;
3. уровень сформированности общеучебных умений и навыков;
Как в такой ситуации работать учителю, как добиться того, чтобы знание предмета, его понимание не подменялось информацией о предмете, не имеющей для ученика ни существенной образовательной ценности, ни личностного смысла? Какие меры необходимо предпринять, чтобы не превратить процесс обучения в процесс «вкладывания» в голову ученика массы различных фактов, сводов правил, определений? Что необходимо сделать, чтобы поддержать интерес к предмету, активизировать мыслительную деятельность ученика, побудив его не к бессмысленному «поглощению» информации, а к осмыслению полученных знаний, к творчеству, к желанию проявлять индивидуальность?
Ответ на этот вопрос только один. Нужно пересматривать подходы к обучению учащихся. От того, какими методами и приемами пользуется учитель на уроке при достижении определенной цели, зависит степень активизации учебно – познавательной деятельности ученика, его заинтересованность в получении глубоких знаний по предмету. Другими словами, от выбора способов интенсификации учебного процесса (когда за небольшой временной отрезок мы должны эффективно и качественно изучить объемный учебный материал) напрямую зависит исходный результат. Большую, неоценимую роль в этом играют проблемно – поисковые формы работы: учебные дискуссии, уроки – собеседования, уроки – конференции, проблемные семинары. Современная дидактика настойчиво рекомендует непрерывно обновлять арсенал форм организации обучения, вносить в общую копилку опыта новые походы в работе с учениками. Это требует от учителя постоянного совершенствования, работы над методикой своих уроков, тщательного анализа своей деятельности. Без новых форм преподавания невозможна работа с детьми, учебные занятия в традиционном режиме, ориентированные на обученность, а не на обучаемость, кажутся им скучными и неинтересными. Но мы, к сожалению, об этом не всегда помним (об этом, например, говорит анализ посещенных уроков гуманитарного цикла). Нам удобнее вести работу с учениками по накатанному, уже много раз пройденному пути, планировать свои уроки так, что они зачастую, как близнецы, похожи друг на друга: закрепление изученного, объяснение нового материала, выполнение определенного набора заданий и упражнений. Но ведь одним из условий развития творческих способностей у учащихся выступает личность самого учителя, именно он является генератором и проводником новых идей. Чтобы быть интересным детям, надо постоянно стремиться к самосовершенствованию. Творческая личность рождается в творческой атмосфере. Изречение древних гласит: «Лошадь можно подвести к воде, но заставить ее пить невозможно». Невозможно ученика заставить любить физику или литературу, химию или историю, устремленность школьников к знаниям, его интерес к предмету нужно будить, воспитывать на каждом уроке. Труд педагога должен носить творческий, исследовательский характер. Как сказал известный немецкий педагог А. Дистерверг, без стремления к этому, учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности.
Но, стремясь активно использовать в своей работе технические средства обучения, мы не должны забывать о том, что их основное предназначение – оказать помощь ученику и учителю в достижении определенных учебных целей, решить задачу развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. Мы должны помнить, что никакой компьютер не может заменить живого общения с учителем, что компьютерные технологии хорошо развивают логическое мышление, обогащая учащихся новыми знаниями, формируя их компетенции, но не развивают, например, в полной мере их диалогическую и монологическую речь. Это может сделать только педагог.
1.осуществление жесткого отбора только необходимого программного материала, предназначенного для изучения и повторения на конкретном уроке;
2. подбор разнообразных, наиболее оптимальных (приносящих наибольшую пользу) видов деятельности, их чередование с перерывами для отдыха;
3. обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом состояния здоровья, особенностей развития учащегося, его потребностей и склонностей;
4. формирование у каждого ученика умений учиться, заботясь о своем здоровье;
Эти же ученые предлагают проводить самоанализ учебных занятий с количественно – качественными оценками по специальным критериям, чтобы, кроме вопросов обученности, решать в системе вопросы, касающиеся сохранения психического и физического здоровья детей. Вот эти критерии:
1.объем нового материала, распределение его на этапах урока, количество новых понятий, правил, теорем, законов;
2.насыщенность урока учебными действиями, количество видов деятельности: слушание, записывание, анализ, наблюдение, выполнение различных заданий, упражнений и т.д.;
3.характер выполняемой работы: воспроизведение без изменений, логические операции, умозаключения;
4.уровень эмоциональности учащихся и их учебного интереса: активное или пассивное участие в обсуждении изучаемого материала;
5. формы поддержания контакта с учащимися и общения с ними, способы контроля и оценивания (насколько последние корректны и объективны), отношение учащихся к оценкам и замечаниям;
6.проявление тревожности и утомления, признаки беспокойства, страха, причины такого нервозного состояния учащихся;
Проблемы сохранения здоровья детей не надуманные проблемы, об их актуальности говорят сегодня на всех уровнях. Наверное, далеко не случайно появился новый журнал «Здоровье для всех» (методика здорового образа жизни), он посвящен проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, его рубрики «Здоровье и учебный процесс», «Здоровье с ранних лет», «Детям о здоровье» содержат много практических советов, с которыми можно познакомить учащихся, например, на часе общения, родителей на родительском собрании.
1. Невдумчивое, неосмысленное, механическое чтение текста изучаемого материала, неумение выделять главное и второстепенное, отсутствие самоконтроля (или неумение его делать) за усвоением полученных знаний;
2. неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, контроля за этим режимом (особенно в среднем звене и младших классах) со стороны родителей;
3.выполнение письменных заданий осуществляется зачастую без предварительного усвоения, повторения теоретического материала, в связи с этим учащиеся не только допускают ошибки при выполнении заданий, но и не осмысливают той связи, которая существует между теоретическим материалом и практическими упражнениями.
Помочь ученику, да и, наверное, его родителям могли бы специально разработанные памятки. Вот, например, одна из них для школьников младших классов и среднего звена:
Как выполнять устные задания
1.Вспомни тот материал, который изучался на уроке.
2.Читай текст параграфа внимательно, в случае необходимости пользуйся словарями, картами, схемами, дополнительными учебными пособиями.
3.Читай внимательно, стараясь запомнить главное.
4.Для лучшего запоминания записывай в тетрадь даты, названия, имена.
5.Закрой книгу и мысленно представь себе часть прочитанного, перескажи материал.
6.Читай второй раз, обращая внимание на те места, которые забываются.
7.Воспроизведи прочитанное про себя;
8.Если учебный материал плохо запоминается, запиши кратко его план и пересказывай по нему.
9. Спустя некоторое время повтори то, что вызывало затруднение.
Примеры и образцы таких памяток можно составлять самим, а можно воспользоваться уже созданными, готовыми. И этот материал, на мой взгляд, очень заинтересовал бы родителей.
Подводя итоги, можно сказать, что такая многосторонняя, целенаправленная работа не только с учениками, но и с их родителями позволит добиваться решения поставленных задач, в целом повысить качество обучения учащихся. Не устарели слова известного педагога Ю.К. Бабанского, который утверждал, что учебно – воспитательный процесс в школе можно сравнить с сердцем школьной жизни. Как ритм биения сердца и наполненность пульса говорят о здоровье человека, так и качество педагогического процесса определяет в конечном счете все успехи школы (конец цитаты).
Работа педагога всегда была трудна. Как сохранить в себе силы, как не растерять, а преумножить творческий потенциал? Где черпать энергию? Конечно, в любви к детям. Настоящий учитель всегда был источником любви, излучал свет и душевное тепло. Вера учителя в силы своих учеников помогает им расправлять крылья и творить, каждому брать свою высоту, стремиться к самосовершенствованию. В этом, наверное, и заключается смысл нелегкого учительского труда: быть нужным детям, жить их жизнью, их интересами. Это, в конечном счете, и помогает нам преодолевать все возникающие проблемы и трудности, с оптимизмом смотреть вперед, в будущее.
Интенсификация обучения как фактор повышения качества образования
В данной работе представлены методы и формы обучения, которые развивают познавательную активность обучающихся. Методические рекомендации могут быть использованы педагогами дополнительного образования.
Чтобы воспитать умение самостоятельно и творчески мыслить, следует интенсифицировать процесс обучения, применяя активные методы, благодаря чему ребенок вынужден будет стать активным, независимо от того, желает ли он этого сам.
Многие педагоги не достаточно владеют такими методами и формами обучения, которые развивают познавательную активность обучающихся. В результате на занятиях все еще говорит в основном педагог, а обучающиеся молчат и в лучшем случае пассивно запоминают материал.
Из вышеизложенного следует, что основными направлениями перестройки обучения в современной образовании являются интенсификация и оптимизация учебного процесса.
Цель: повышение эффективности педагогического труда через интенсификацию процесса обучения.
изучить проблемы интенсификации процесса обучения;
рассмотреть зависимость мотивации учения и интенсивности учебной деятельности;
выявить стимулирующие способы активизации процесса обучения;
определить значение игры как эффективного способа интенсификации процесса обучения.
повышение целенаправленности обучения;
усиление мотивации учения;
повышение информативной емкости содержания образования;
применение активных методов и форм обучения;
ускорение темпа учебных действий;
развитие навыков учебного труда;
использование компьютеров и других новых технических средств.
Болгарский ученый, доктор наук Г. Лозанов еще в шестидесятые годы XX в. провел такой эксперимент. Он давал учащимся в течение одного урока различные объемы информации и исследовал как она усваивается. Если предъявить за одно занятие до 20—30 новых понятий, они, как правило, усваиваются. Если предъявить 50 новых понятий — кривая идет книзу. Если предъявить массив информации вдвое больший, то при некоторых условиях кривая усвоения растет. Затем где-то около 250 новых понятий опять наблюдается спад. А затем при увеличении предъявляемого массива кривая усвоения опять растет. Лозанов изучил и обосновал эти барьеры. Первый из них он назвал «Критически-логический», а второй он назвал «Интуитивно-аффективный». Вот эти барьеры благодаря существующей системе воспитания и развития человека предохраняют мозг от перегрузки ненужной ему информации. Но нельзя ли эти барьеры преодолеть, когда это нужно? В учебных целях, например? Лозанов разработал специальную методику, которую назвал «Суггестопедия», в которую воплотилась возможность преодоления этих барьеров. Суггестия — наука о внушении, об использовании неосознаваемых механизмов деятельности мозга. Благодаря специально построенному внушению в игровых формах обучаемые у Лозанова преодолевают эти информационные барьеры. Наилучший результат Лозанова — 1000 новых слов (новых понятий) за один урок обучения при использовании методики суггестопедии. Притом суггестия — внушение у Лозанова используется не в медицинском варианте, известным многим как гипноз. Суггестия используется в игровых формах и представляет собой фактически хорошо отрежиссированную актерскую игру преподавателя.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ
Подходы к интенсификации процесса обучения
Под интенсификацией процесса обучения понимается система технологических приемов, позволяющих задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности учебно-познавательного процесса.
Теоретической базой интенсификации процесса обучения является, прежде всего, педагогика, физиология высшей нервной деятельности, психология и акмеология — наука о совершенстве человека в личностном и профессиональном планах. В этой связи выделяют дидактический, психофизиологический подходы к интенсификации процесса обучения.
С позиции дидактического подхода наиболее существенным для процесса обучения является подбор дидактических принципов, использование различных методов педагогических систем обучения, а также всех входящих в них аспектов учебной деятельности. Можно выделить ряд наиболее выраженных дидактических систем:
традиционные методы обучения;
методы «оптимизации обучения»;
методы проблемно-развивающего обучения (Махмутов М. И.);
деловые игры (Вербицкий А. А.);
программированное обучение (Талызина Н. Ф., Беспалько В. П.);
интенсивное обучение (Лозанов Г. К., Китайгородская Г. А.);
методы стимуляции творчества (научное, техническое, художественное творчество);
методика активизации общеучебных умений и навыков;
психическая саморегуляция состояния (Ромен А. С.);
обучение приемам ускоренного восприятия информации (Ф. Лезер, А. Чурило);
составление опорных конспектов и рациональная работа с текстами (Шаталов В. Ф., Федорова А. А.).
Кроме того, можно отметить новые направления в дидактике:
активизация учебного процесса (Данилов М. А., Есипов Б. П., Огородников И. Т. Махмутов М. И.);
развитие теоретического мышления (Давыдов В. В., Эльконин Д. Б.);
формирование духовных потребностей (Шаров Ю. В.);
воспитание потребности в знаниях (Ильин В. С.);
развитие познавательных интересов (Щукина Г. И., Божович Л. И.);
мотивация в учебной деятельности (Маркова А. К.);
поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П. Я.);
проблемного обучения (Матюшкин А. М., Кудрявцев Т. В., Лернер И. Я.).
Имеется также ряд интенсивных методов обучения иностранным языкам (Лозанов Г. К., Китайгородская Г. А., Шехтер И. Ю., Гегечкори Л. Ш.), методики погружения в языковую среду (Плесневич А. С.).
Из всего многообразия методов и форм учебной деятельности для интенсификации процесса обучения представляют интерес наиболее универсальные, приемлемые для работы с различными видами представления информации и допускающие автоматизацию процесса обучения. За основу такой системы ученые выбрали последовательную совокупность видов учебной деятельности, обеспечивающую поэтапное восхождение по уровням усвоения учебной информации. На первых этапах обучения используются такие виды учебной деятельности, которые обеспечивают высокую пропускную способность в ущерб уровню усвоения. На заключительных этапах используются виды учебной деятельности, обеспечивающие высокий уровень усвоения в ущерб пропускной способности. Такая система позволяет получить не суммарный, а качественно новый эффект, т. к. работа осуществляется на разных уровнях с одной и той же учебной информацией. Система является рациональным обобщением достижений дидактики, т. к. в ней используются все положительные стороны как пассивных форм учебной деятельности, имеющих большой выигрыш в пропускной способности, так и активных методов, имеющих выигрыш в уровне интериоризации учебной информации.
Проблема подбора дидактических принципов и использования различных педагогических систем обучения тесно смыкается с рассмотрением психофизиологических возможностей человека.
С позиций психофизиологического подхода наиболее существенным для процесса интенсификации обучения является активизация психофизиологических возможностей человека, управление состоянием и использование неосознаваемой сферы обучаемого (Лозанов Г. К., Китайгородская Г. А., Ромен А. С.).
Психофизиологический подход к проблеме интенсификации обучения позволяет выявить потенциальные возможности человека для усвоения больших объемов информации и создания оптимальных условий для организации процесса обучения. Лозанов Г. К. ссылается на эффект «гипермнезии», в качестве условия для реализации которого требуется предъявление информации в объемах, превышающих психологические информационные барьеры. Использованию неосознаваемых механизмов для ввода информации, в частности во время сна, посвящены работы Свядоща А. М., Вахмистрова В. В., Близниченко В. А. Некоторые возможности для интенсификации обучения открывают способы восприятия информации в состоянии релаксации (Рейдер Э. Г., Либих С. С). Значение релаксации как средства интенсификации процесса обучения изучено также Шварцем И. Е. Состояние сниженного уровня сознания используется в гипнопедии (Свядощ А. М., Вахмистров В. В., Зухарь В. П., Близниченко В. П.).
С акмеологических позиций совершенство обучающего воздействия определяется оптимальностью психофизиологических условий восприятия информации, степенью раскрытия психофизиологических возможностей человека в учебном процессе. Акмеология как наука о возможностях человека позволяет всесторонне оценить особенности предъявления полимодальной информации в условиях интенсивного обучения и обобщить их в единую кибернетическую систему.
Стимулом для всплывания информации может служить различная игровая деятельность, в частности, деятельность по ускоренному просмотру текстов, их конспектированию и реферированию, ролевые игры, творческие соревнования учебных коллективов и т. д. Таким образом, выгодно на начальных этапах использовать весьма пассивные (созерцательные) индивидуальные формы учебной деятельности, позволяющие загрузить большие массивы информации с её неполным осмыслением. А весь дальнейший учебный процесс в такой системе должен быть направлен на активизацию пассивных знаний, т. е. поэтапное повышение уровня владения информацией в активной игровой деятельности. Такое повышение уровня активности может быть обеспечено в самых разных видах игровой деятельности. При этом, используются все положительные стороны как пассивных форм учебной деятельности, имеющих большой выигрыш в пропускной способности восприятия информации, так и активных методов, имеющих выигрыш в глубине (уровне) ее усвоения. Все этапы обучения строятся в форме игровых занятий. Учебные игры создают разнообразие форм учебной деятельности, содержат элементы развлекательности, включают элементы психотренинга, рациональной работы с текстами, ролевые игры, приемы самосовершенствования, творческие соревнования, аутогенную тренировку, взаимную оценку текущих результатов усвоения учебной информации и состояния обучаемых, элементы генерации идей и т. д.
Усиление мотивации учения как способ эффективности обучения
Интенсивность учебной деятельности в существенной мере зависит от мотивов учения. Усиление учебной мотивации надо рассматривать как важный способ повышения эффективности обучения.
Психологи установили, что сильный мотив существенно влияет на цель деятельности, при этом происходит явление сдвига мотива на цель. Отсюда следует, что нужна глубокая мотивация учения, устойчивые познавательные интересы, долг и ответственность обучающихся за успехи в учении. Настало время активно взяться за формирование мотивации учения на основе использования рекомендаций психологической и педагогической науки и достижений передового опыта.
Интерес к учению значительно возрастает, если педагог обстоятельно раскрывает практическую значимость темы, связь ее с актуальными проблемами современности. Большие возможности возбуждения интереса заложены в разнообразных педагогических приемах и формах обучения.
Однако в процессе обучения нельзя уповать только на интерес. Очень важно одновременно формировать волю, долг и чувство ответственности учащихся. При этом надо помнить, что не нотации, наставления и запугивания вызывают действительные мотивы учения, а подлинная убежденность и доходчивость аргументов.
Для интенсификации обучения надо не только сделать более напряженными цели и усилить мотивацию учения. Определенные изменения необходимо внести в содержание образования.
В психолого-педагогических исследованиях последнего времени придается большое значение новым подходам к отбору и структурированию содержания основ наук, чтобы сделать более продуктивным.
В условиях лавинообразного накопления научной информации целесообразной является тенденция подачи материала не мелкими дозами, а крупными блоками, чтобы вначале обучающиеся усвоили некоторый общий образ содержания, а затем более конкретно рассмотрели его составные части.
Осуществлен более строгий отбор знаний, умений и навыков по следующим критериям, научная полнота, теоретическая и практическая значимость, соответствие возрастным возможностям обучающихся, соответствие имеющемуся времени, учебно-материальной базе, другим условиям обучения. Применение каждого из этих критериев последовательно сжимало учебный материал, делало его более насыщенным.
Проведена работа по выделению основных понятий, законов, теорий, умений, навыков. На них акцентировано внимание учителей.
Большое внимание уделено формированию у обучающихся общеучебных умений и навыков. Наличие таких навыков позволяет усваивать больший объем учебной информации за меньшее время.
Подводя итог сказанному, можно так кратко охарактеризовать основные направления совершенствования структуры содержания образования в условиях интенсификации учебного процесса:
повышение информативной емкости каждого урока за счет максимального насыщения содержания при сохранении его доступности;
подача материала укрупненными блоками, усиление роли обобщения в процессе изучения материала, проведение обобщающих уроков;
повышение значимости теории в содержании образования;
расширение применения дедуктивного подхода там, где он оказывается особенно эффективным;
усиление межпредметных связей;
улучшение отбора упражнений с тем, чтобы минимумом упражнений решать больший круг учебно-развивающих задач;
применение алгоритмических указаний в процессе обучения;
использование компьютерных устройств;
формирование общеучебных умений и навыков;
концентрация внимания на усвоении ведущих понятий, умений и навыков, выделяемых в обновленных учебных программах.
АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Среди способов интенсификации обучения особое значение имеет применение методов, форм, средств, приемов, активизирующих учебно-познавательную деятельность обучающихся, стимулирующих их учение. Большую роль тут играют проблемно-поисковые методы, учебные беседы, дискуссии, исследовательские опыты, познавательные игры, самостоятельная работа учеников, алгоритмизация и т.д.
В педагогической практике все шире и шире находят применение методы проблемного обучения. Изданы учебно-методические разработки, в которых показываются пути их использования.
Интенсивная организация учебного процесса предполагает оперативную обратную связь, быстрое получение информации от эффективности применяемых мер и столь же оперативное регулирование и коррекцию обучения. Следовательно, необходимо значительно улучшить использование в учебном процессе методов контроля и оценки знаний.
Для интенсификации обучения важен не только темп контроля, но и его аналитичность. Педагогу надо знать не только пробелы в знаниях, но и их причины. Среди таких причин могут быть недостатки здоровья, дефекты воспитанности личности, плохие домашние условия, изъяны самого процесса обучения, в том числе отсутствие индивидуального подхода и т.д. Ценную информацию о причинах отставания учеников дают уже вошедшие в практику школ «педагогические консилиумы», проводимые классным руководителем с участием всех учителей класса, школьного врача, актива родителей.
Необходим глубокий анализ качества процесса обучения. Для этого важно знать реальные учебные возможности обучающихся перспективы роста, «зону ближайшего развития» каждого из них.
Соответствие успеваемости реальным возможностям детей будет свидетельствовать об оптимальности достигнутых результатов.
Характерной особенностью совершенствования форм обучения на данном этапе является стремление педагогов к применению разнообразных видов учебных занятий в общей системе изучения определенного раздела или темы. При чем у наиболее опытных педагогов складывается свой методический почерк, который позволяет им максимально раскрыть сильные стороны своего мастерства и за счет разнообразия форм активизировать познавательную деятельность учеников.
При имеющемся многообразии форм организации обучения было бы весьма опрометчиво попытаться навязать всем педагогам страны какую-то одну из них как панацею от всех бед. Дело в том, что в педагогике закономерно установлена возможность решать одну и ту же учебно-воспитательную задачу разными сочетаниями не только методов, но и форм организации
учебного процесса. Вместе с тем современная дидактика рекомендует непрерывно обновлять арсенал форм организации обучения, вносить в общую копилку опыта все новые и новые подходы к работе с учениками. Весьма важно как можно шире использовать собеседования, семинары, конференции, встречи с обучающимися. На таких занятиях монолог педагога заменяется диалогом с детьми.
Технические средства обучения всегда использовались в основном для усиления наглядности обучения. Внедрение компьютеров открывает принципиально новые возможности для управления учебно-познавательной деятельностью, для ее интенсификации.
Компьютеры позволяют значительно увеличить объем усваиваемой учениками информации, благодаря тому, что она подается в более обобщенном, систематизированном виде, причем не в статике, а в динамике.
Современные мультимедиа компьютеры позволяют сегодня обеспечивать учебные занятия на новом уровне возможностей. Если раньше показ слайдов или кино фрагментов на учебном занятии было возможен благодаря проекционной технике, сегодня им на смену приходит компьютер и мультимедиа проектор. С помощью одного такого проектора можно демонстрировать как видеофрагменты с видеомагнитофона, так и копировать экран компьютера. По системе видеотренинга можно заснять видеокамерой работу учебной группы и тут же на занятии продемонстрировать им самих себя на большом экране.
Современный лектор готовит рисунки на своем компьютере перед лекцией. Информация может быть самой свежей и оперативной, т. к. не требуется никакой обработки нового «слайда», нужно только этот рисунок записать на дискету, а перед лекцией ввести в проекционный компьютер. Программа Power Point позволяет оперативно создать целый курс из рисунков, видео или аудиофрагментов, необходимых для занятия. Изображение сопровождаются музыкой, а при необходимости и дикторским текстом. Получается лекция с мультимедиа сопровождением. Если лектор запишет свою лекцию на диктофон, этот звуковой текст потом можно ввести в компьютер и озвучить им зрительный ряд. Получается уже автоматизированная лекция. После каждого занятия на экране высвечиваются тестовые вопросы. После лекции слушатели каждый персонально набирают выбранный ими код правильных на их взгляд ответов (на это уходит всего 3-4 секунды) и получают на экране оценку и развернутое резюме об уровне усвоения ими материала занятия.
С внедрением компьютеров в учебный процесс появляется уникальная возможность для решения задач нового типа, называемых оптимизированными. Речь идет о задачах, в которых из ряда возможных вариантов выбирается один, наиболее рациональный с определенной точки зрения.
ИГРА КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
«Игра есть исключительная возможность человеческого бытия. Человек как человек есть игрок».
Увлечённость той или иной рационально-практической стороной игровой деятельности является следствием абсолютизации отдельных функций этого сложного культурного феномена и сказывается, прежде всего, на принижении творчески-преобразующего начала игры, свойственного именно природе человеческого игрового поведения.
Именно наличие потенциала двух возможностей, их единство в ролевом поведении личности в педагогической теории придает игре статус многофункционального явления; игровые ситуации предлагаются как модели общения, в которых решаются проблемы выхода из кризисного состояния группы, выработки новых решений, познания возможностей каждого в отдельности, определения своих «пределов», снятия стресса, развития коммуникативных навыков и т. д.
Для организации позиционных линий общения детей в игре педагогу необходимо знать, что дети в условиях игрового времени и игрового пространства могут выступать (по С. А. Шмакову):
как самостоятельные авторы роли, способные ее творчески богато развить, дофантазировать применительно к имеющемуся опыту знаний и впечатлений;
как лидеры, которые в любой (главной, второстепенной, эпизодической) роли выходят в игре на первый план;
как инициаторы и организаторы, способные воодушевить на игровые действия других, предложить новую идею, распределить иные роли, провести любые выборы, раздать атрибутику игры;
как версификатор, активный исполнитель, способный подавать предложения (версии) и хорошо исполнять правила игры;
как ведомый (его еще называют «дублером»), способный повторять, подражать, слепо идти за лидером;
как бунтарь, обычно конфликтный ребенок, постоянно с чем-то, с кем-то несогласный из «духа противоречия» или особых претензий;
как наблюдатель, т. е. ребёнок, который довольствуется ролью «запасного», зрителя, пассивного лица, участвующего в игре косвенно.
«Вхождение» обучающегося в игровую роль, создание игрового образа не является естественным и непринужденным, а в основе своей имеет специфический алгоритм.
Первая фаза алгоритма ролевого поведения ребенка представляет собой процесс своеобразного его освоения: приобретение «эмоционального опыта». Он включает:
освоение норм и правил действий конкретной игровой роли;
освоение, иногда опробование всего ролевого репертуара.
Вторая фаза алгоритма характеризуется процессом выработки личностной концепции действий ребенка («личностной окраски») в рамках ролевого репертуара.
Анализ интегративной природы ролевого поведения в игре, выявление его специфического алгоритма дает возможность в условиях учебно-воспитательной деятельности определять психолого-педагогические приемы стимулирования «эмоционального мышления» ребёнка, разрабатывать организационно-педагогические этапы моделирования различных игровых ситуаций с целью формирования и реализации игровой культуры обучающихся.
последовательность в выполнении игровых действий (композиция игры);
способы выполнения игровых действий («язык» игрового общения);
основные события игровых действий (сюжет игры);
нормы и предписания в игровом поведении (культурный опыт, социальное знание);
характер творчески-импровизационных отношений (предполагаемая свобода при исполнении игровой роли, возможная открытость игрового диалога для случайностей, неожиданностей, создающих волнующую непредсказуемость развития самого хода игры).
ОСОБЕННОСТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ИГРОВУЮ ФОРМУ
Все игровые занятия могут быть организованы как непосредственно преподавателем, так и техническими средствами в виде автоматизированного варианта на основе систем мультимедиа или с использованием любой аудиовизуальной техники. В этом случае используется фонограмма или видеофильм, которыми пошагово воспроизводятся приведенные в сборнике речевые инструкции по организации игр.
Для организации и управления ходом игры используется ведущий, который либо сам будет давать игровые инструкции, либо обеспечивать подачу речевых команд с магнитофона. Ведущий должен предварительно познакомиться с описанием игры и подготовить необходимый реквизит. Ведущий должен обладать качествами лидера. На первых порах ведущим может быть один из преподавателей, но по мере включения группы в игровую деятельность целесообразно выбирать ведущего из участников учебной группы.
Оценка результатов игрового обучения. Оценивает результаты игры, как правило, жюри и сами участники. В большинстве игр введен элемент состязательности за счет сравнения оценок результатов индивидуальных достижений или соревнования команд. Заранее заготавливаются призы и награды победителям. Лучше всего, если призы будут смешными, тогда проигравшим будет не так обидно — смех компенсирует разочарование от проигрыша. Надо принять за правило, что ведущий должен быть готов поощрить каждого участника и поднять мотивацию даже самых «малоуспевающих». При оценке учитываются разные показатели, например, «кто лучше», «кто быстрее», «кто остроумнее», «кто ярче», «кто увлекательнее», «кто правильнее» и т. д.
В учебном классе во время напряженных занятий или в перерыве между занятиями нужна психо-эмоциональная разгузка. Современная дидактика предлагает простую система игр, которую любой педагог может легко освоить. Эти игры хорошо использовать в качестве небольшой активной паузы прямо во время урока, если педагог видит, что внимание обучающихся рассеивается и активность падает.
Как активизировать резервы личности? Ведь ведущему игровые курсы нужно обладать целым рядом качеств, которые позволяли бы ему быть заводилой в игровой деятельности, лидером коллектива, примером для подражания. Сформировать в себе эти качества можно за счет приемов аутосуггестии (самовнушения). Аутосуггестия позволяет реализовать скрытые резервные возможности личности, освоить приемы актерского мастерства, повысить общий тонус, активизировать работоспособность. Такая работа над собой в принципе необходима любому человеку, любому.
Завершая характеристику основных факторов интенсификации обучения, подчеркнем, что все они должны применяться во взаимосвязи. Хочется выделить акмеологические, игровые и информационные технологии интенсификации процесса обучения, которые позволяют значительно повысить эффективность обучения и сократить сроки.
Но нельзя рассчитывать, что только отдельными из них можно решить проблему интенсификации. Недопустимо выводить тор или иной фактор в абсолют; надо искать в каждом случае оптимальные сочетания факторов интенсификации для конкретных условий, возраста обучающихся, специфики предмета и возможностей педагога. Только такой подход может принести действительные успехи в повышении эффективности и качества обучения.