опишите познавательные психические процессы сопровождающие процесс обучения музыке
Опишите познавательные психические процессы сопровождающие процесс обучения музыке
Помогите пожалуйста с ответами. Итоговая аттестационная работа. Педагогика и методика начального образования
Задание 1
Какие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Вы считаете наиболее эффективными в практике начального образования? Какие ИКТ Вы находите наименее приемлемыми для данного уровня образования? Ответ аргументируйте.
Раскройте основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в начальном образовании. Приведите примеры их реализации на практике.
Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие начальное образование.
Задание 4
Охарактеризуйте основные направления воспитания личности младшего школьника. Какие из них Вы считаете наиболее адекватные (подходящие) современным требованиям общества?
Опишите приемы определения психологической готовности детей к школе, а также методы и инструменты коррекции школьных страхов и тревожности. Приведите практические примеры.
Охарактеризуйте этапы инновационного образовательного процесса. Что представляет собой педагогическая технология? Приведите практические примеры педагогических технологий в обучении английскому языку.
Задание 2
В чем состоит специфика педагогических нововведений? В чем она проявляется в обучении английскому языку?
Задание 3
Какие факторы (силы) способствуют нововведениям в образовании, а какие препятствуют их развитию? Приведите практические примеры действия таких факторов. Какие выделяют типы новаторов?
Задание 4
В чем состоит сущность технологического подхода в обучении? Охарактеризуйте технологии развивающего обучения. Какие технологии развивающего обучения могут быть использованы в обучении английскому языку?
Задание 5
В чем состоит сущность сознательно-коммуникативного метода обучения? Изложите основные закономерности речевого общения. Охарактеризуйте связь между заданиями в структуре занятия.
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20
Тема: Познавательные процессы в деятельности музыканта
1. Понятие «внимание»
3. Понятие «Ощущение».
4. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Взаимодействие ощущений
5. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Музыкальный слух и его виды
6. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Музыкально-слуховые представления.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>1. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Внимание
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Внимание это сосредоточенность деятельности в определенный момент.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Внимание в музыкальном искусстве, как и в других видах человеческой деятельности важное и необходимое условие эффективности всех процессов сенсорной /чувственной/, интеллектуальной /умственной/ и моторной /двигательной/ активности человека.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Существуют в основном два вида внимания. Это:
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- непроизвольное
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- и произвольное.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Но можно выделить ёще один особый вид это » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>послепроизвольное » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>внимание, которое характеризуется длительной сосредоточенностью. Это наиболее интенсивная и плодотворная умственная деятельность, высокая производительность всех видов труда.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>В современной психологии в структуре внимания принято рассматривать также его качественные свойства. К ним относятся:
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- устойчивость,
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- переключение,
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- распределение
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- и объем внимания.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Сюда же можно отнести и » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>расстройство внимания. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Внимание это один из самых важнейших компонентов учебного процесса. Все великие музыканты обладали феноменальным вниманием. Так, например, Моцарт мог спокойно сочинять музыку, находясь в комнате в присутствии многих людей и посторонних звуков. Польский пианист и композитор И. Гофман на вопрос о единственно целесообразном способе работы отвечал, что сосредоточенность это первая буква в алфавите успеха.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Кроме того, И.Гофман говорил, что «работа плодотворна только тогда, когда выполняется с полной умственной сосредоточенностью». Но «помните, что в занятиях сторона количественная имеет значение лишь в сочетании с качественной». Внимательность, сосредоточенность, старательность делают излишними всякие расспросы насчет того, сколько нужно работать. Гофман рекомендовал через каждые полчаса делать паузу и никогда не заниматься больше одного часа подряд или самое большее, двух часов с перерывом.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>А русский композитор и пианист Н. Метнер говорил, что «….необходимо перед началом работы как следует сосредоточиться и знать, что и как делать», тогда музыкант меньше будет утомляться и уставать.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Приемы тренировки внимания для музыкантов, разрабатывал Л.Баренбоймом. В частности он предлагал следующие упражнения для тренировки внимания:
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>1. Закрыть глаза и в течение некоторого времени сосредоточиться только на слуховых восприятиях (на музыкальных).
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>2. Дослушать извлечённый в среднем или низком регистре фортепианный звук до полного его затухания.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>3. Представить себе этот же звук внутренним слухом и также «дослушать» его до момента воображаемого затухания.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>4. Играя (или только представляя в своём воображении) медленную мелодию с предельной сосредоточенностью, следить за переходом одного звука в другой.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>К этим упражнениям рекомендуется:
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- проигрывание музыкального произведения при включённом радио, при ярком свете, бьющем в глаза, сидя на неудобном стуле. При всей спорности этих приёмов, они заставляют лучше концентрировать внимание, что создаёт более сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, более прочное образование исполнительских рефлексов.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>С.Станиславский отмечал, что внимание актера может тренироваться и без специальных упражнений, если только в своей повседневной работе он предельно собран и дисциплинирован, если сознательно и ответственно относится к своему профессиональному делу. Также все музыканты отмечают, что ключом к формированию внимания является умение » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>слышать себя со стороны. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Поэтому слуховой контроль того, что музыкант играет, умение слышать себя со стороны основа основ музыкального искусства. Внимание музыканта может быть различным: широким и узким, опаздывающим и опережающим. Автоматизация движений облегчает сосредоточение внимания.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Помимо общей сосредоточенности на качество исполнения влияет и умение распределять внимание. В процессе игры музыкант вынужден обращать своё внимание и на точноть игры, и на общий художественный образ, и на свободу своих движений. Иными словами во время исполнения внимание движется и по горизонтали и по вертикали. По горизонтали сосредоточенность на непосредственном моменте исполнения, а вертикаль охватывает координацию рук, фактуру, голосоведение и т.д.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Известный методист А.П. Щапов говорит также » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>об узком и широком внимании » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Узкое » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> исполнение текущей интонации, предвосхищение следующей. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Широкое » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> переживание целого музыкального произведения.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Внимание, направленное на последующее это предвосхищение играемого, направленное на предыдущее оценка и восприятие уже сыгранного.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Главное в опережающем внимании это его правильное распределение. Умение во время игры мыслить забегая вперёд, предвосхищать способы преодоления трудностей оборотная сторона сосредоточенности внимания.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Качество внимания исполнителя проявляется в тех звуковых картинах, которые рождаются под пальцами музыканта. Поэтому слуховой контроль основа музыкального искусства.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Таким образом, внимание, означающее способность человека сосредотачиваться на выполняемой им деятельности и умение отключаться от всех прочих побочных раздражителей, является одним из важнейших условий осуществления любого вида деятельности.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>2. Ощущения
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Окружающий нас мир мы познаем через органы чувств и через ощущения, получая необходимую информацию.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Ощущения это простейший психологический процесс отражения в нашем сознании отдельных образов, свойств предмета, явлений окружающей нас действительности, которые мы получаем через органы чувств. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- зрительные,
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- слуховые,
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- обонятельные,
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- вкусовые,
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- кожные,
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- мускульно-двигательные
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- и органические » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>В музыкальном искусстве наибольшее значение имеют:
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- слуховые,
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- тактильные /ощущения прикосновения/,
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- двигательные
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- и ритмические ощущения.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Для вокалистов, духовиков и струнников большее значение имеют также » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>вибрационные » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>ощущения, дающие звуку характерную полноту и окраску тембра.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> К закономерностям ощущений можно отнести такие их свойства, как6
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- качество,
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- интенсивность,
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- продолжительность
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- и пространственная локализация.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>На основе инерции слуховых ощущений у музыкантов развиваются внутренний слух и музыкально-слуховые представления. Наши анализаторы обладают способностью к адаптации, т.е. привыканию к воздействию раздражителя. Слушая долгое время громкую музыку, мы становимся малочувствительны к тонким градациям в изменении силы звучности на пиано или меццо-форте. Пробыв долгое время в тишине, мы даже звук средней силы воспринимаем как громкий. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Ф. Шопен, например, никогда не играл громко. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Но он достигал мощности звучания на рояле за счет того, что мастерски владел игрой на нюансе пиано, пианиссимо, меццо-форте.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Взаимодействие ощущений
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Взаимодействие ощущений протекает в двух основных процессах » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>сенсибилизации и синестезии. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Сенсибилизацией » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>называют повышение чувствительности одного из анализаторов в процессе
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>взаимодействия с другим. Например, балетная музыка воспринимается лучше, полнее, если мы слушаем ее в театре, а не по радио, т.к. сочетание зрительных и слуховых анализаторов обогащает наше восприятие.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>К » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>синестезии » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> относят такое взаимодействие ощущений, при котором под влиянием раздражения одного анализатора возникают ощущения, характерные для другого анализатора. Например, об этом говорят такие выражения как «тонкий вкус», «кричащий цвет», «сладкий звук» и др.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Наиболее часто встречается явление » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>зрительно-слуховой синестезии, » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> известное как феномен » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>цветного слуха. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Такого рода слух был у Римского-Корсакова, Скрябина, Чюрлениса.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Скрябин, например, впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую партитуру специальную партию света / «Прометей», «Поэма огня», 1910/, что связано с обращением к цветному слуху, цветомузыке.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Литовский композитор Чюрленис /1815-1911/ свое художественное творчество связывал с музыкальным искусством. Его картины имели такие музыкальные названия как «Соната весны», «Соната солнца», «Прелюдия и фуга» и т.д.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Ощущения от обертонов
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Ощущение звонкости и полетности голоса свидетельствует о наличии в нем высокой певческой форманты. Ее наличие в низких голосах придает им характерный и высоко ценимый признак, называемый «металлом» в голосе. Существует также и » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>низкая » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> певческая форманта, которая придает голосу ощущение мягкости, массивности, бархатистости. Тембры музыкальных инструментов также имеют свою окраску, необходимую для передачи характера того или иного произведения.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Слуховые ощущения
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Главными в музыкальном искусстве являются слуховые ощущения. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Музыкальный слух это способность человека полноценно воспринимать музыку. С физиологической стороны слух это восприятие звуковых колебаний органами слуха. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Звуки улавливаются наружным ухом, проходят через среднее и внутреннее ухо посредством слуховых нервов /которых насчитывается до 3000, по 300-400 на одну октаву/ достигают слуховых анализаторов головного мозга. Также анализаторы воспринимают звук через потрясения, вибрацию черепной кости при игре на некоторых музыкальных инструментах /скрипка, альт, духовые/, при звучании на ff и при собственном разговоре и пении.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Музыкальный слух чувствителен к восприятию высоты, громкости, тембра и длительности звука. Пороги чувствительности слуха: самые низкие звуки имеют частоту колебаний около 16 герц /16 колебаний в секунду/ до субконтроктавы, самые высокие около 20000 герц (20000 колебаний в секунду) ми бемоль седьмой октавы. Колебательные движения вне этих порогов, вне этого диапазона /инфразвуки внизу и ультразвуки в верху/ вообще не воспринимаются как звуки.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>К изменениям высоты, громкости и тембра музыкальный слух наиболее чувствителен в среднем регистре. Здесь музыканты могут различить: изменения высоты в 5-6 центов /около 1:20 целого тона: 1 цент одна сотая тона/, изменения громкости в один децибел /единица громкости/.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Музыкальный слух имеет следующие разновидности:
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- абсолютный слух,
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- относительный
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- и внутренний.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Имеется также слух настройщика /термин Б.Теплова/, выработанный технической деятельностью, способный различать минимальные /до2 центов/ изменения высоты звуков. Среди музыкантов, про которых точно известно, что они имели » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>абсолютный слух, это Моцарт, Лист, Скрябин. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Внутренний слух » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>это способность мысленно представлять /по нотам или по памяти/ музыку со всеми ее компонентами.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>С психологической стороны музыкальный слух это своеобразный механизм первичной переработки музыкальной информации и выражения отношения к ней анализ и синтез ее внешних акустических проявлений, ее эмоциональной оценки. В этой связи говорят о чувстве ритма, лада, мелодии, гармонии, динамики, тембра и других видах слуха.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Важнейшим компонентом музыкального слуха является » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>общая музыкальность, » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> которая выражается в эмоциональной отзывчивости на музыку и ее переживания.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Музыкальный слух в своих различных проявлениях развивается в процессе музыкальной деятельности. Исключение составляет абсолютный слух, который, по-видимому, не может быть приобретен специальными упражнениями: развить можно только так называемый «ложный» абсолютный слух /термин Б.Теплова/, помогающий определять высоту звука косвенным путем, по тембру или определенной позиции голоса и т.д. Для развития музыкального слуха разработана специальная дисциплина » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>сольфеджио. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Также существует зонная природа музыкального слуха. Это теория разработана Н.Гарбузовым. По этой теории звук, тембр, лад, динамика, ритм имеют свою различную зону. Например, интервал целого тона /б.2/ имеет количественный показатель в 200 центов. Однако, 190 центов и 210 центов это тоже б.2, только с другой зоной.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Мелодический слух.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Именно благодаря мелодическому слуху мы узнаем мелодию, будь она сыграна на рояле, трубе или дутаре. Мелодический слух включает в себя интервальный и ладовый слух. При развитии музыкального слуха в процессе сольфеджирования ориентировка на интервальный слух дает гораздо меньшую точность интонирования, чем при ориентировке на ощущение ладового чувства. На принципах ладового слуха построена система развития музыкального слуха венгерского композитора и педагога Золтана Кодая, которая получила название «система относительной /релятивной/ ладовой сольмизации» \в системе применяются разные знаки и слоговые названия \. Мелодический слух легко и естественно развивается у вокалистов, струнников, духовиков. При обучении игре на фортепиано методисты рекомендуют и вокализацию исполняемых мелодических линий или их утрированное выделение.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Полифонический слух.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Воспитание этого вида слуха связано с умением слышать в звуковой ткани движение одновременно двух и более голосов. Развитый полифонический слух помогает музыканту в коллективном исполнительстве слышать остальные партии, а пианисту, например, слышать кроме основной мелодии все другие элементы фактуры движение баса, подголосков, а в полифоническом произведении не только верхний голос, но и все остальные голоса.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Гармонический слух.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Темброво-динамический слух.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Тембр это окраска звуков. Динамика это сила звука. Динамика звука, т.е. сила его звучания, напрямую связана с тембром. Красочность исполнения достигается за счет умения обращаться с тембровыми возможностями инструмента, а они, в конце концов, зависят от мельчайших динамических градаций, подвластных музыканту-исполнителю.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Тембровый слух лучше развит у оркестрантов, которые постоянно слышат звучания различных инструментов. Симфонический оркестр с его более двадцатью разновидностями инструментов охватывает богатейшую палитру красочных звучаний.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Профессионализм музыканта во многом оказывается обусловленным мерой развитости темброво-динамического слуха, его точностью и ясностью.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Музыкально-слуховые представления.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Музыкально-слуховые представления это способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение /Б.Теплов/. Внутренний слух и музыкально-слуховые представления связывают ее со способностью слышать и переживать музыку про себя, без опоры на внешнее звучание. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения. Метроритмические ощущения. Метроритмические ощущения это временная особенность музыки. Она имеет не только слуховую, но и двигательную природу как при исполнении, так и при восприятии. Метроритмические ощущения связаны с непрерывным чередованием различных длительностей, которые своим присутствием как бы заполняют мерное ритмическое движение более мелкими импульсами.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Отсутствие чувства ритма одна из тех способностей, которая очень сложно поддается развитию.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Двигательные ощущения. Способность к выполнению тонких, точных, быстрых и ловких движений является таким же высоко ценимым достоинством это и острый музыкальный слух, цепкая музыкальная память и хорошее чувство ритма. Искусство игры на любом музыкальном инструменте основывается на единстве художественного образа и технического мастерства.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Лучшим методом технического совершенства, закрепления двигательных процессов является крепкая и точная игра в медленном темпе.
Основы психологии музыкального образования
В пособии раскрываются основные аспекты психологии музыкального образования. Анализируется сущность и структура музыкальных способностей и музыкальнопознавательных процессов – восприятия, мышления, воображения. Освещается роль внимания и воли в музыкальной деятельности, а также психофизические основы формирования исполнительской техники. Предназначено для студентов высших и средних музыкально-исполнительских и музыкально-педагогических учебных заведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы психологии музыкального образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Исторические аспекты становления музыкальной психологии
Первые наблюдения и выводы, которые впоследствии были положены в основу музыкальной психологии, принадлежат древнегреческим философам. Платон создал учение о различном воздействии разных ладов на психику и поступки человека. Так, он считал, что фригийский лад способствует укреплению человека как воина, а дорийский благоприятствует мудрым действиям в мирное время.
Это учение развил Аристотель, подробно описавший, как под воздействием музыкальных ладов меняется поведение. Дорийский лад, по его утверждению, оказывает уравновешивающее воздействие, фригийский — возбуждающее, лидийский — жалобное и размягчающее. Аристотелю принадлежит также учение о катарсисе, согласно которому душа зрителя и слушателя в процессе восприятия древнегреческой трагедии освобождается от болезненных аффектов. Такое понимание механизмов психического воздействия искусства сыграло важную роль в дальнейших исследованиях музыкантов и психологов.
Еще один великий древнегреческий мыслитель — Пифагор — создал учение об эвритмии. Оно основано на наблюдении о том, что как музыка, так и вся жизнь человека, его мысли, поступки и речи, пронизаны ритмом, основываются на нем. Нахождение верного ритма ведет к гармонии, которая также понимается как гармония человеческих взаимоотношений. На этой основе Пифагором были установлены ритмы, с помощью которых можно было оказывать благотворное влияние на души молодых людей.
Большое значение воздействию музыки на психику человека придавалось в древневосточных цивилизациях — Древней Индии и Древнем Китае. Музыка являлась прямым продолжением древнекитайских философско-религиозных учений. Особенно широко использовались возможности влияния мажорной и минорной пентатоники с их внутренней детерминированностью на людей, которые под воздействием музыки в этих ладах становились более управляемыми и организованными.
В Древней Индии музыку широко использовали в качестве лечебного средства. Считалось, что произношение и пропевание определенных звуков ведет к выздоровлению от ряда болезней благодаря особым вибрациям, которые возникают в организме.
В средние века музыкальная психология развивалась в синкретическом единстве с музыкальной эстетикой и теорией музыки. В трудах Амвросия, Августина, Боэция, Кассиодора, Царлино, Гвидо Аретинского и др. рассматривались вопросы не только многоголосия, метра, ритма, видов музицирования и т. п., но и внутреннего воздействия музыки на человека.
Как научная дисциплина музыкальная психология стала оформляться только в середине XIX столетия. Этот процесс был связан с рядом открытий в физике, изучавшей свойства звука, и в частности, с определением немецкими учеными Э. Вебером и Г. Фехнером взаимосвязи между силой звукового раздражителя и интенсивностью вызванного им ощущения.
В 1859 г. появилась работа немецкого естествоиспытателя Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки», которую считают положившей начало развитию собственно музыкальной психологии. В этой работе проанализированы физические свойства звуков и особенности их переработки в слуховом органе, и на этой основе разработана резонансная теория слуха. Отличительным свойством исследований Гельмгольца, обусловившим их особую ценность, явилось единство трех подходов: физического, физиологического и музыкально-теоретического, что позволило дальнейшим исследованиям в области музыкальной психологии опираться на естественнонаучную основу. Этим не замедлили воспользоваться музыканты, и уже в 1873 г. появилась работа Г. Римана «Музыкальная психология», приводящая имеющуюся музыкально-теоретическую базу в соответствие с открытиями Гельмгольца.
Крупный вклад в разработку основ музыкальной психологии в конце XIX в. внес немецкий ученый К. Штумпф, изучавший явления консонанса и диссонанса. Направление его исследований получило название «тонпсихология» (в соответствии с наименованием его труда) и определенным образом ограничивало область изучения. Объектом исследования тонпсихологии, как указывает Е. В. Назайкинский, являлись относительно простые элементы — единичные тоны и их сочетания, интервалы, аккорды, а также отдельные свойства и стороны звучания и особенности их слышания [1. С. 16].
В том же направлении шли и последователи Штумпфа, в том числе Г. Ревеш и К. Сишор, проводившие исследования музыкального слуха. В их работах были сделаны важные наблюдения, характеризующие, по словам Е. В. Назайкинского, «микромир звуковых явлений и соответствующих им психических функций и форм отражения» [Там же].
Новый этап развития музыкальной психологии был связан с возникновением гештальтпсихологии, изучавшей психические явления на основе принципа целостности и опиравшейся на изучение механизмов восприятия, а не ощущений, как это было принято ранее. Теория восприятия музыки была впервые создана швейцарским ученым Э. Куртом. Его книга «Музыкальная психология» (более точный перевод — «Психология музыки») (1931) отличается анализом широкого круга музыкальных явлений в сочетании с изучением закономерностей целостного восприятия. Взгляды Э. Курта разделял А. Веллек, который считал музыкальную психологию центром систематического музыкознания.
Отечественная музыкальная психология заявила о себе в 1947 г., когда вышел масштабный труд Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей». Интересный анализ психологических закономерностей, действующих в искусстве, предложен в книге Л. С. Выготского «Психология искусства». Важнейший вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной психологии внесли российские музыковеды Е. В. Назайкинский и В. В. Медушевский, которые на основе анализа закономерностей музыки как вида искусства и специфики музыкального языка установили содержательные особенности и структуру музыкального восприятия и музыкального мышления.
В конце ХХ столетия различные аспекты музыкальной психологии стали объектом исследований не только психологов и музыковедов, но и музыкантов-инструменталистов, дирижеров, специалистов в области общего и профессионального музыкального образования. Различные аспекты психологии музыкальной деятельности представлены в трудах Ю. Б. Алиева, М. Г. Арановского, Н. В. Ветлугиной, Л. Е. Гаккеля, А. Л. Готсдинера, В. Ю. Григорьева, Л. А. Мазеля, В. Г. Ражникова, В. И. Петрушина, Г. С. Тарасова, К. В. Тарасовой, А. В. Тороповой, Г. М. Цыпина и других ученых.
В настоящее время идет процесс дифференциации психологии музыкальной деятельности и выделения в самостоятельные отрасли ее различных направлений.
1.2. Основные направления современной музыкальной психологии
В качестве основных направлений современной психологии музыкальной деятельности (музыкальной психологии) выделяют:
1. Психологию музыкального творчества
2. Психологию музыкально-исполнительской деятельности
3. Психологию музыкальных способностей
4. Психологию музыкального образования
5. Психологию музыкальной пропаганды и музыкально-критической деятельности
6. Музыкальную психотерапию и психологию функциональной музыки
Можно выделить и другие направления: к примеру, психология музыкального восприятия рассматривается как часть психологии музыкального образования, поскольку восприятие является одним из музыкально-познавательных процессов; но музыкальное восприятие представляет собой область настолько широкую, что логичным будет и его рассмотрение в качестве отдельного направления.
В. И. Петрушин выделяет в самостоятельное направление социологические исследования в области музыки, хотя нам представляется, что эта отрасль, несомненно, важная, в настоящее время недостаточно развита и может рассматриваться как часть психологии музыкальной пропаганды и музыкально-критической деятельности.
Можно считать самостоятельным направлением изучение индивидуально-психологических свойств личности в процессе музыкальной деятельности. Этот материал также может входить в психологию музыкального творчества и психологию музыкального образования.
В последнее время активно ведутся исследования музыкального сознания общества и личности, а также психологии музыкального бессознательного.
Кратко охарактеризуем названные направления.
Психология музыкального творчества является одновременно отраслью психологии творчества, изучающей закономерности продуктивного художественно-образного мышления, воображения, фантазии. Природа композиторского творчества, которую пытается разгадать психология музыкального творчества, пока еще остается неясной, во многом потому, что обладатели композиторского таланта в силу особенностей преобладающего у них невербального образного мышления не систематизируют свои поиски и находки, не пытаются зафиксировать закономерности рождения музыкальных образов. Те же музыканты, которые обладают склонностями к научному анализу, как правило, сами композиторами не являются и в тайны композиторского мышления проникнуть не могут; тем более не в состоянии сделать этого психологи-немузыканты.
Тем не менее, изучение с позиций достижений современной психологии биографий и особенностей личности великих композиторов, истории создания ими сочинений помогают приоткрыть завесу тайны над процессом создания музыки, сделать полезные выводы для осуществления музыкально-исполнительской деятельности — более демократичной разновидности музыкального творчества, а также содержат полезную развивающую информацию для музыкального образования.
Психология музыкально-исполнительской деятельности изучает широкий спектр вопросов, связанных с подготовкой к творческой передаче композиторского замысла и ее реализацией. Сюда входит часть психологии музыкальных способностей (профессиональные способности), психофизические основы формирования исполнительской техники, механизмы достижения оптимального концертного состояния и преодоления эстрадного волнения. Предметом изучения психологии музыкально-исполнительской деятельности должны стать также те аспекты психологии музыкального творчества, которые освещают творческие проявления интерпретатора, являющегося одновременно и выразителем воли композитора, и творцом новой художественной реальности.
Психология музыкальных способностей — направление музыкальной психологии, имеющее наиболее давние традиции в зарубежной и отечественной науке. Оно изучает структуру музыкальных способностей, их качественные признаки, особенности проявления и развития в разных видах музыкальной деятельности. На этом разделе психологии базируется диагностика музыкальных способностей, с которой начинается любое обучение музыке.
Психология музыкального образования (психология музыкального обучения и воспитания) изучает музыкально-познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление, воображение; но, как уже было отмечено выше, в сферу ее интересов входят также иные разделы музыкальной психологии, так или иначе связанные с музыкальным обучением и воспитанием: психология музыкальных способностей, механизмы формирования исполнительской техники и подготовки к концертному выступлению, особенности общения учителя и ученика в процессе занятий музыкой.
Психология музыкальной пропаганды и музыкально-критической деятельности — относительно новая научная отрасль, в задачи которой входит адекватная эстетическая оценка музыкально-художественных явлений, изучение музыкальных предпочтений и на этой основе — убеждение слушателя в том, что его внимание должно быть направлено на восприятие музыки высокого художественного уровня. Подобные проблемы в целом решаются только на основе комплекса социально-культурных и педагогических мер, однако при этом необходимо использование музыковедами и педагогами не только специальных знаний, но и информации в области психологии пропагандистского воздействия.
Музыкальная психотерапия и психология функциональной музыки также недавно выделилась в научную отрасль, хотя наблюдения о целебном воздействии музыки существовали еще в древности. Психологию функциональной музыки можно рассматривать и как отдельное направление (В. И. Петрушин); оно изучает возможности музыки разного стиля и характера для обеспечения оптимального ритма трудовой деятельности — повышения производительности труда, снятия накопившегося утомления.
Изучение индивидуально-психологических свойств личности в процессе музыкальной деятельности предполагает рассмотрение таких категорий, как личность и индивидуальность, темперамент, характер, эмоции, чувства, воля. Эти свойства изучаются как применительно к музыкантам-профессионалам, так и в отношении людей, получающих общее музыкальное образование, поэтому данное направление часто включается в сферу психологии музыкального творчества (музыкально-исполнительской деятельности) и психологии музыкального образования.
Исследования музыкального сознания общества и личности освещают вопросы генезиса музыкального сознания общества, его сущности, форм и способов функционирования; а также уровни музыкального сознания личности (уровень организма, социального индивида и личности) и проблемы музыкального самосознания.
Исследования сферы музыкального бессознательного развиваются в русле общей психологии бессознательного и изучают вопросы индивидуального бессознательного, связанные с неосознаваемым уровнем музыкального творчества (вдохновение, озарение, фантазия) и коллективного бессознательного (архетипы музыкального восприятия).
Все названные направления современной музыкальной психологии находятся в тесной взаимосвязи и процессе становления.
1. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
2. Немыкина И. Н. Основы музыкальной педагогики. Екатеринбург, 1993.
3. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М., 1997.
4. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г. М. Цыпина. М., 2003.