операционально деятельностный компонент обучения
Операционально деятельностный компонент обучения
В структуре учебного процесса это едва ли не самый главный компонент. Для его организации существенное значение имеет то, что, хотя овладение изучаемым материалом и происходит под руководством учителя, оно представляет собой своеобразный процесс самостоятельного «открытия» учеником уже имеющихся в науке знаний.
«Когда говорят, – писал психолог С.Л. Рубинштейн, – что человек как индивид не открывает, а лишь усваивает уже добытые человечеством знания. то это, собственно, значит лишь то, что он не открывает их для человечества, но лично для себя он все же должен их открыть, пусть «переоткрыть». Человек доподлинно владеет лишь тем, что сам добывает собственным трудом».
В этом смысле учение требует определенного «распредмечивания знаний», или «воссоздания», но только в более свернутом виде, тех мыслительных и практических операций (действий), которые когда-то совершались в процессе научного исследования (познания) тех или иных явлений или предметов. С этой точки зрения, как показано в педагогике, процесс этот включает в себя три взаимосвязанные стадии (этапы).
На первой стадии происходит восприятие, осмысление и запоминание изучаемого материала, или усвоение теоретических знаний.
На второй стадии осуществляется выработка умений и навыков по применению этих знаний на практике, что требует организации специальных тренировочных упражнений.
Третья стадия связана с дальнейшим повторением и углублением знаний по изучаемому материалу, их закреплением и совершенствованием практических умений и навыков. Иначе говоря, чтобы учащийся овладел изучаемым материалом, ему необходимо осуществить полный цикл учебно-познавательных действий: восприятие нового материала, его первичное и последующее осмысление, запоминание, упражнение в применении усвоенной теории на практике и затем повторение с целью углубления и более прочного усвоения знаний, умений и навыков.
ТОООНК Лекция «Функции и структура процесса обучения»
Лекция «Функции и структура процесса обучения» для курсов 1ппН, 2 опН специальности «Преподавание в начальных классах»
Задание к лекции: создайте логическую схему содержания процесса обучения (включая все известные вам понятия)
Просмотр содержимого документа
«ТОООНК Лекция «Функции и структура процесса обучения»»
Тема: Функции и структура процесса обучения
Процесс обучения выполняет ряд функций: образовательную, развивающую, воспитательную и организационную. Они выступают комплексно, но, для того чтобы правильно организовать практическую деятельность, спланировать задачи обучения, их следует рассмотреть отдельно.
Образовательная функция заключается в формировании у учащихся знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности. При этом учащиеся получают сведения по основам наук и видам деятельности, они усваивают способы сознательного оперирования полученными знаниями, использования их для решения жизненных задач.
Воспитательная функция связана с формированием у учащихся нравственности, эстетических представлений и вкусов, системы взглядов на мир, способности следовать социальным нормам поведения.
Развивающая функция состоит в том, что в процессе обучения происходит развитие ребёнка во всех направлениях: развивается его речь, мышление, эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная и сенсорно-двигательная сферы личности.
Организационная функция состоит в развитии и формировании приспособления воспитанников к жизни в реальных условиях, организации и самоорганизации их деятельности, воспитании умения распределять своё время, дисциплинированности.
Проблема единства и взаимосвязи функций обучения состоит с том, что для формирования у ученика базовой культуры личности, для его гармоничного развития учебный процесс должен осуществляться таким образом, чтобы его функции были неразрывны, реализовывались во всех компонентах обучения: в комплексе задач урока, в содержании учебного материала, в системе методов, приёмов, форм и средств обучения и т. д. Так, одним из общедидактических требований к уроку является наличие триединой цели, включающей образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Структура процесса обучения.
Чтобы раскрыть структуру процесса обучения, надо знать ту общую структуру, которая присуща всякой деятельности вообще. В философии структура деятельности характеризуется наличием следующих компонентов: целевого, потребностно-мотивационного, содержательного, операционно-деятельностного, эмоционально-волевого, контрольно-регулировочного и оценочно-результативного. В процессе обучения учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность. В этой деятельности мы также можем выделить все названные выше структурные компоненты. Таким образом, организуя учебную работу школьников, учитель должен направить ее таким образом, чтобы в учебном процессе присутствовали все эти компоненты. Следовательно, раскрыть процессуальную основу обучения – значит, уяснить, какой должна быть организация каждого из этих структурных компонентов.
Попытаемся дать характеристику каждого из них.
а) целевой компонент учебно-познавательной деятельности учащихся.
В обучении учитель и учащиеся должны хорошо представить себе цели этого процесса. Цель есть мысленное представление конечного результата учебно-познавательной деятельности. Поэтому учащимся нужно хорошо осмысливать цель предстоящей учебной деятельности.
Четкое определение цели обучения стимулирует учебно-познавательную деятельность, а также концентрирует внимание учащихся на достижении тех результатов учебной работы, которые определены целью. Обычно цель обучения конкретизируется в образовательных, воспитательных и развивающих задачах.
В реальном учебном процессе цель и задачи обучения определяются на основе:
требований учебной программы;
учета возрастных особенностей;
уровня подготовленности школьников;
учета возможностей учителя, его педагогического мастерства;
учета оборудования учебного кабинета и т.д.
б) потребностно-мотивационный компонент учебно-познавательной деятельности.
Этот компонент процесса обучения имеет важное стимулирующее значение. Для учащихся важно не только понимать, чего они должны достичь, но и иметь внутреннее стремление к активной учебно-познавательной деятельности.
А.Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…»
На формирование потребностей и мотивов активной учебно-познавательной деятельности учащихся оказывают влияние многочисленные факторы.
Психологический механизм воздействия этих факторов и приемов состоит в том, что они должны возбуждать у учащихся переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, и стимулировать их активность, стремление к овладению знаниями. Известный дидакт М.А.Данилов по этому поводу писал: «Движущей силой учения является противоречие между знанием и незнанием. В процессе обучения надо создавать условия, чтобы у учащихся возникало переживание этих внутренних противоречий и появлялась потребность в овладении изучаемым материалом».
В качестве важнейших условий формирования у учащихся потребности в овладении изучаемым материалом и возбуждения их познавательной активности выступают:
постановка познавательных задач и создание проблемных ситуаций;
оказание помощи учащимся в создании условий переживания ими радости успехов в овладении изучаемым материалом;
эрудиция учителя и его педагогическое мастерство;
в) содержательный компонент учебно-познавательной деятельности учащихся.
Содержание обучения определяется учебным планом, учебными программами и учебниками. Тем не менее, определяя содержание отдельных уроков, учителю необходимо подумать, каким конкретно должно быть это содержание. А именно:
обратить внимание на те вопросы, которые связывают новый учебный материал с ранее изученным:
определить основные представления и понятия в изучаемом материале;
выделить те мировоззренческие идеи, нравственные и эстетические отношения, которые заключены в учебном материале и которые должны усвоить школьники;
определить специальные и общие учебные умения и навыки, которые следует сформировать у учащихся в связи с изучаемым материалом;
определить объем учебного материала, который должны усвоить школьники.
г) операционно-деятельностный компонент процесса обучения.
Этот компонент отражает непосредственно процессуальную сущность обучения и в его структуре является главным. Для организации учебно-познавательной деятельности по овладению изучаемым материалом важное значение имеет положение о том, что этот процесс представляет собой своеобразное самостоятельное открытие учеником уже имеющихся в науке знаний.
В процессе обучения учащиеся в определенной мере воссоздают, но только в более свернутом виде те практические действия, которые совершались в процессе познания тех или иных предметов или явлений. Система познавательных действий включает в себя: восприятие изучаемого материала, его осмысление, запоминание, применение усвоенных знаний на практике, последующее повторение, обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков. Иногда эти познавательные действия называют этапами овладения знаниями (С.П.Баранов, В.А.Сластенин, И.Ф.Харламов).
д) эмоционально волевой компонент процесса обучения.
Положительные эмоции активизируют процесс и делают его для учащихся интересным и увлекательным. Эмоциональные переживания младших школьников вызываются специальным подбором содержания учебного материала и эмоциональным преподнесением его учителем.
Эффективность обучения во многом также зависит от намерений ученика, от его волевых усилий. «Слабое усвоение материала является не столько результатом плохой памяти, сколько отсутствием волевых усилий при его запоминании» (А.А.Смирнов).
е) контрольно-регулировочный компонент обучения.
Процесс обучения связан с решением разнообразных дидактических задач. В одном случае надо добиваться усвоения нового учебного материала, а в другом – главной целью учебной работы является применение знаний на практике и т.д.
В процессе обучения одни учащиеся как бы идут впереди и работают без должной умственной нагрузки, другие – испытывают затруднения в овладении новым учебным материалом. Первым надо давать дополнительные задания, а другим – больше помогать, чтобы они лучше усваивали учебный материал. Следовательно, в процессе обучения необходимо осуществлять регуляцию учебно-познавательной деятельности учащихся и контроль за результатами их учебного труда.
ж) оценочно-результативный компонент процесса обучения. Этот компонент предполагает оценку учителем и самооценку учениками достигаемых результатов в процессе обучения. Если ученик осуществляет самоконтроль, то, выявляя недостатки в своих знаниях, он побуждает себя к дальнейшей работе по изучению учебного материала. Поэтому очень важно учителю начальных классов проводить специальную работу по формированию у школьников приемов самоконтроля: воспроизведение учебного материала вслух или про себя, ответы на вопросы учебника, составление краткого плана прочитанного, решение задач и примеров, придумывание своих примеров и т.д.
В заключении отметим, что все рассмотренные выше компоненты процесса обучения взаимосвязаны между собой и в своей совокупности обеспечивают определенный результат учебно-педагогической деятельности школьников.
Тема: Психологические основы познавательной деятельности в процессе обучения (самостоятельный конспект)
Начальной ступенью учебного процесса является организация восприятия учащимися изучаемого материала. Эта ступень познавательной деятельности состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств, т.е. слуховых, зрительных, осязательных, обонятельных ощущений воспринимают внешние свойства. Особенности и признаки изучаемых предметов и явлений.
Восприятие есть отражение в сознании человека совокупности ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов и явлений.
А что же остается в сознании учащихся, когда ощущения прекращаются, когда учащиеся больше не воспринимают тот или иной учебный материал?
В сознании остаются следы восприятий в виде слуховых, зрительных, осязательных, обонятельных образов, или представлений.
Другими словами, в результате восприятия изучаемых предметов и явлений у учащихся образуются представления о них. Представление – это сохранение в сознании человека образов воспринятых предметов и явлений.
Представления есть низшая, эмпирическая форма знания, в нем не раскрывается сущность изучаемых предметов и явлений, а только их внешние свойства. Тем не менее чувственное познание имеет большое значение в обучении младших школьников. У учащихся начальных классов преобладает конкретно-образное мышление. Поэтому учебный материал ими усваивается в основном на уровне представлений. Представления о каком-то предмете или явлении будут у них богаче, полнее, если в восприятии этого предмета или явления будет участвовать как можно больше органов чувств. А это достигается при использовании в обучении наглядности. Благодаря применению наглядности учащиеся воспринимают изучаемый материал не только с помощью органов слуха, но и зрения, у них формируются не только слуховые, но и зрительные представления.
Однако в процессе обучения, как и в познании, необходимо осмысливать сущность предметов и явлений, заключенные в них причины и следствия. Это достигается с помощью мышления. Мышление «работает» тогда, когда в сознании младших школьников имеется необходимый материал, и в частности, наличие определенного количества представлений. Поэтому представления очень важны для раскрытия сущности предметов и явлений. Чем больше в сознании учащихся представлений о свойствах и признаках изучаемых предметов и явлений, чем эти представления ярче, богаче и полнее, тем больше имеется материала для «работы» мышления.
Сущность предметов и явлений раскрывается в процессе их осмысления. Это весьма важный этап в организации познавательной деятельности младших школьников, поскольку в этом возрасте осуществляется переход от конкретно-образного мышления к абстрактному. Если в процессе организации познавательной деятельности этому этапу учитель начальных классов не будет уделять должного внимания, то в последующие годы будет трудно, а порою даже и невозможно наверстать упущенное в развитии мышления школьников.
Сущность осмысления школьниками учебного материала состоит в том, что они анализируют воспринятые свойства и признаки изучаемых предметов и явлений, выделяют из них главные и существенные.
В процессе осмысления делаются обобщения, формулируются понятия.
Понятия – форма знания, в которой раскрывается сущность изучаемых предметов и явлений, и которые выражаются в ясных и точных формулировках.
В результате осмысления изучаемого материала достигается его понимание, т.е. осознание сущности, причин и следствий изучаемых предметов и явлений.
Кроме того, процесс осмысления оказывает существенное влияние на умственное развитие младших школьников, формирование у них общих учебных умений и навыков (умений сравнивать, анализировать, обобщать, самостоятельно делать выводы и т.д.).
Однако овладение изучаемым материалом не сводится к его пониманию и формулированию научных понятий. Часто бывает, что ученик все понимает, если кто-то отвечает другой, а когда учитель спросит его самого, он оказывается не в состоянии воспроизвести учебный материал.
Знанием учебный материал становится тогда, когда школьники не только его понимают, но и сохраняют в памяти, умеют свободно воспроизводить «Мы хорошо знаем лишь столько, сколько можем сказать. Мы хорошо знаем лишь то, что можем выразить словами» (А.Дистервег).
В этой связи запоминание изучаемого материала является также важной ступенью его усвоения. Запоминание осуществляется тогда, когда изучаемый материал хорошо осмыслен и понят. Если учебный материал как следует не осмыслен, то его заучивание превращается в механическую зубрежку.
Обычно запоминание (усвоение) осуществляется путем воспроизведения, повторения изучаемого материала. Еще К.Д.Ушинский писал: «Повторение может быть двух родов, из которых одно мы назовем активным, а другой – пассивным. Пассивное повторение состоит в том, что ученик воспринимает то, что воспринимал прежде… Активное повторение состоит в том, что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых прежде представлений. Это активное повторение гораздо действительнее пассивного, а способные дети инстинктивно предпочитают его первому: прочитав урок, они закрывают книгу и стараются проговорить его на память».
В качестве активных способов воспроизведения изучаемого материала выступают: пересказ учебного материала вслух или про себя, устные ответы на вопросы учебника, устное или письменное составление плана, тезисов по изученному материалу, придумывание своих примеров и т.д.
Запоминание бывает концентрированным и рассредоточенным. При концентрированном запоминании знания переходят в кратковременную память и быстро забываются. При рассредоточенном запоминании знания переводятся в долговременную память.
Существенной частью операционно-деятельностного компонента процесса обучения является применение усвоенных знаний на практике и формирование практических умений и навыков.
Для применения знаний на практике важнейшее значение имеют два положения. Первое из них заключается в том, что прежде чем переходить к применению знаний на практике, нужно добиться, чтобы учащиеся хорошо усвоили теоретический материал. Второе положение – применение знаний на практике является для учащихся слишком трудным учебно-познавательным действием. Например, школьники знают, что при перемене мест слагаемых сумма не меняется. Однако на практике им всякий раз приходится думать над этим вопросом. Следовательно, в применении знаний на практике нужна очень хорошая натренированность, которая достигается с помощью многократных упражнений. Поэтому, учебно-познавательная деятельность учащихся по формированию умений и навыков включает в себя как первичное применение знаний на практике, так и дальнейшую работу по их совершенствованию.
Организация тренировочных упражнений по применению знаний на практике включает в себя:
а) показ учителя, как нужно выполнять те или иные действия по применению изученного материала на практике;
б) первичное воспроизведение учащимися показанных учителем действий;
в) последующую тренировку в решении более сложных задач.
Однако овладение знаниями не сводится к одному познавательному акту, искомое не раскрывается сразу во всем многообразии форм и связей, а требует дальнейшей умственной и практической работы по повторению, обобщению и систематизации знаний, умений и навыков.
Почему обязательно необходимо организовывать работу школьников по повторению, обобщению и систематизации знаний, практических умений и навыков?
Во-первых. На каждом последующем этапе познания открываются новые грани в изучаемом материале. Повторение и обобщение учебного материала поможет глубже, полнее и всестороннее его осмыслить.
Во-вторых. Усвоение изучаемого материала бывает концентрированным и рассредоточенным. При концентрированном усвоении знания переходят в кратковременную память, и если учебный материал не повторять, они быстро забываются. Поэтому в обучении надо организовывать рассредоточенное усвоение изучаемого материала, т.е. его повторение и обобщение, неоднократное обращение к его изучению.
В-третьих. Для овладения знаниями очень важно, чтобы они усваивались в системе, чтобы ученик осмысливал те взаимосвязи, которые существуют в содержании изучаемого материала. Это достигается также его повторением и систематизацией.
Такова система учебно-познавательных действий (или этапов) по овладению учащимися новым учебным материалом.
Статья «Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (операционно-деятельностный компонент)»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ «Кировская школа-гимназия № 2»
Тема: Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (операционно-деятельностный компонент).
На первой стадии происходит восприятие, осмысление и запоминание изучаемого, или усвоение теоретических знаний.
На третьей стадии осуществляется повторение, углубление и закрепление знаний, совершенствование практических умений и навыков. То есть, для того, чтобы овладеть новым материалом, ученику необходимо осуществить полный цикл учебно-познавательных действий: восприятие нового материала, его первичное и последующее осмысление, запоминание, упражнение в применении теории на практике, повторения с целью углубления и усвоения знаний, умений и навыков. Рассмотрим подробнее каждую из названных стадий.
а) анализ воспринятых, зафиксированных в представлениях внешних свойств и признаков предметов и явлений, подлежащих изучению;
б) логическое группировки признаков и свойств предметов и явлений, изучаемых и выделение из числа наиболее общих;
в) мыслительных постижение сущности (причин и следствий) предметов и явлений, подлежащих изучению, формирования теоретических понятий, обобщающих выводов, правил и т.п.;
Учитель географии в 6 классе, изучая распределение на земной поверхности материков и океанов, обращает внимание учеников на диаграмму «Площадь суши и океанов на земном шаре », которую они должны проработать самостоятельно. Но поскольку это первый урок по географии, учитель проводит такую беседу: «Рассмотрим на диаграмме, которая площадь отдельных океанов. Площадь всей суши 149 млн. кв. км. Много это или мало? Если вы внимательно присмотритесь к диаграмме, то заметите, что площадь суши составляет менее одной трети всей поверхности земного шара (29%). Один Тихий океан занимает площадь большую, чем вся суша (180 млн. кв. Км). Площадь Атлантического океана чуть больше половины площади Тихого океана, а Индийский океан занимает площадь, равную половине площади всей суши. Площадь Северного Ледовитого океана (13 млн. кв. Км) почти такая же, как Антарктиды (14 млн. кв. км).
После краткого объяснения (география, 8 класс) учащиеся самостоятельно работали с учебником. Перед ними ставились задачи такого характера: «Рассмотрите карту размещения промышленности в нашей стране, обратите внимание, что азотные удобрения изготавливаются у крупных центров металлургии. Чем это можно объяснить? Фосфорные удобрения основном изготавливаются далеко от места добычи сырья. Почему »
Сточки зрения времени, который выделяется на запоминание, выделяют запоминание концентрированное, которое осуществляется за один присест, и рассредоточено, когда усвоение учебного материала осуществляется несколькими приемами и рассредоточивается во времени. При концентрированном запоминании знания переходят оперативную, кратковременную память и быстро забываются. Рассредоточенное запоминание способствует переводу знаний в долговременную память. Именно поэтому использование учениками приемов рассредоточенного запоминания является результативным.
Существенным условием успешного запоминания является его произвольность, что вызывает мобилизацию волевых усилий ученика с целью прочного усвоения учебного материала. Правильная организация процесса запоминания позволяет добиваться усвоения теоретического материала школьниками, предупреждает его механическое зазубривание, способствует более глубокому осмыслению знаний, развивает мышление, память, морально-волевые качества.
2. Организация упражнений на применение знаний на практике и формирование умений и навыков. Важность данного этапа в процессе овладения новым материалом проявляется не только в том, что знания нужны человеку для практической деятельности и ее духовного развития, а в том, что формирование практических умений и навыков способствует более глубокому осмыслению материала, который изучается, развитию сообразительности и творческих способностей. Например, с помощью упражнений учащиеся вырабатывают навыки осмысленного и выразительного чтения, грамотного письма, умение решать задачи по математике, ориентироваться по карте при изучении географии и истории.
Для организации упражнений существенное значение имеют два положения:
1) до выполнения тренировочных упражнений учащиеся могут приступать только тогда, когда они хорошо овладели теорию, осмыслили и усвоили знания,
2) процесс применения усвоенных знаний на практике испытывает трудности, связанные с тем, что общее проявляется в большом разнообразии конкретного, когда сложившееся правило, вывод или закон ученик должен применить в новой ситуации. В современной дидактической системе упражнений первые задания имеют репродуктивный характер. Они направлены на актуализацию (оживления) ранее приобретенных знаний, чувственного и практического опыта, на которые должно опираться усвоение новых навыков и умений. Они выполняются с помощью учителя. Переход к следующим видам упражнений предусматривает постоянное нарастание трудностей и сложности задач, повышение самостоятельности учащихся в их выполнении и творческий подход к их решению.
Последовательность упражнений в процессе усвоения учащимися навыков и умений иллюстрирует. Все это необходимо учесть, организуя занятия, на которых вырабатываются умения и навыки применения усвоенных знаний на практике.
Дидактическая цель (задача)
Актуализация опорных знаний и навыков
Усвоение знаний (правил, понятий) Вводные упражнения (познавательные, мотивационные) Дидактика современной школы:
Первичное применение знаний Пробные упражнения
Овладение навыками в стандартных условиях
Тренировочные упражнения (по образцу, инструкции заданию)
Творческое перенос знаний и навыков в нестандартные условия (усвоение умений)
Контроль, коррекция и оценка навыков и умений
3. Повторение, обобщение и систематизация изученного материала с целью углубления знаний и совершенствование практических умений и навыков. Исходной основой стадии повторения, обобщения и систематизации является положение о том, что познание есть не прямой, а кривой линией, бесконечно приближается к спирали. Это означает, что овладение знаниями не сводится к одному познавательного акта, суть знания не раскрывается сразу всей своей многогранности, а требует дальнейшей умственной и практической деятельности с целью более глубокого его усвоения. Имеет значение здесь и другое, известное нам положение. Усвоения (запоминания) материала, который изучается, имеет концентрированный характер, при котором знания переходят в оперативную, кратковременную память и быстро забываются. Для того, чтобы предупредить это забывание, необходимо перевести знания в память долговременную, то есть осуществить рассредоточенное запоминание, что также требует организации повторения изученного материала, а именно: каждой темы, отдельных разделов учебной программы, а также повторения в конце учебного года. Под обобщением понимают мысленное выделение каких-то свойств, принадлежащих определенному классу предметов, переход от единичного к общему. На основе обобщения учащиеся усваивают понятия, законы, идеи, теории, есть отдельные знания, их системы и структуры.
Обобщение и систематизация являются сложными взаимосвязанными процессами: шире обобщения вызывает большее количество связей и отношений и, соответственно, шире круг знаний, объединенных в систему.
С учетом роли и места в учебном процессе определяют такие виды обобщения и систематизации:
первичное обобщение, которое реализуется во время восприятия и осознания учебного материала, в результате которого образуются общие представления о предметах и явлениях;
локальное обобщение, которое осуществляется на этапе осмысления нового материала, когда раскрываются причинно-следственные и другие связи в предметах и явлениях, то есть внутренняя суть объектов изучения, его результатом является усвоение отдельных понятий;
мижпонятийни (поурочные) обобщение и систематизации, когда устанавливаются общие признаки и свойства изученных понятий, осуществляется переход от менее общих к более общим понятиям, объединения усвоенных понятий в систему, его результатом является система понятий;
тематические обобщения и систематизации, обеспечивающих усвоение целой системы понятий, изучаемая течение длительного времени;
итоговые обобщения и систематизации служат для установления связей и отношений между системами знаний, усвоенными в процессе овладения всем курсом;
курсами (межпредметные) обобщения и систематизации осуществляются по ряду родственных предметов, например, биологических ( ботаника, зоология), географических (физическая география материков, физическая география Украины), физических, математических, исторических, филологических.
Такова система и сущность учебно-познавательной деятельности на разных этапах овладения материалом, который подлежит изучению. Отсутствие одного из этапов, то есть нарушение целостности системы, ведет к низкому результату учебно-познавательной деятельности. Только осуществление учащимися полного цикла учебно-познавательных действий обеспечивает глубокое и прочное овладение программным материалом, их умственное и общее развитие, формирование научного мировоззрения, всестороннюю воспитанность.