охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития

Взаимосвязь обучения и развития детей дошкольного возраста

охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. 6563eee98f938975165ae5d30886ab8c. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития фото. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития-6563eee98f938975165ae5d30886ab8c. картинка охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. картинка 6563eee98f938975165ae5d30886ab8c. Елена Стоцкая
Взаимосвязь обучения и развития детей дошкольного возраста

Взаимосвязь обучения и развития является одной из центральных про-блем педагогической психологии. Вопрос о взаимосвязи обучения и развития является принципиально важным, поскольку существуют различные точки зрения на этот вопрос.

В течение многих лет гипотеза Выготского оставалась блестящей интуицией. Дальнейшее развитие культурно-исторической теории осуществляли в своих исследованиях А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, П. И. Зинченко, В. В. Давыдов и др. Они показали, что развитие обобщений основано не на общении языкового типа, а на непосредственной практической деятельности субъекта. А. Н. Леонтьев обосновал концепцию ведущей деятельности в развитии ребенка; смена различных видов ведущей деятельности в ходе онтогенеза связана с появлением новых мотивов, которые формируются в рамках ведущей деятельности, предшествующей данному этапу развития, и которые побуждают ребенка менять свое положение в системе отношений с другими людьми.

Следующий шаг в развитии идей Л. С. Выготского был подготовлен работами П. Я. Гальперина и А. В. Запорожца, посвященными анализу структуры и становления субъектного действия, выделению в нем ориентировочной и исполнительной частей. Так началось продуктивное изучение функционального развития психики ребенка, предсказанное Л. С. Выготским.

охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. detsad 378574 1589397335. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития фото. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития-detsad 378574 1589397335. картинка охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. картинка detsad 378574 1589397335.Дидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста удмуртскому языку Гольянский детский сад структурное подразделение МБОУ №»Гольянская СОШ» Дидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста.

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. detsad 1451800 1528954018. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития фото. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития-detsad 1451800 1528954018. картинка охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. картинка detsad 1451800 1528954018.Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. detsad 1404974 1589872596. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития фото. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития-detsad 1404974 1589872596. картинка охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. картинка detsad 1404974 1589872596.Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию,.

Источник

Обучение и развитие. Взаимосвязь обучения и развития

Проблема соотношения обучения и развития – одна из центральных тем психологии развития. Решая данную проблему, мы получаем ответы на вопросы: в какой мере социальное окружение человека оказывает влияние на его развитие? Всякое ли обучение развивает ребенка?

К началу 30-х гг. ХХ в. более или менее отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития. Они и были описаны Л.С. Выготским.

Первая теория: между обучением и развитием отсутствует связь

1. Согласно первой точке зрения, высказанной известным швейцарским психологом Ж. Пиаже и развиваемой его школой, отрицается связь между обучением и развитием ребенка. Эта независимость выражается, в частности, в том, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. А относительность независимости этих процессов состоит в том, что для того, чтобы обучение стало возможным, развитие должно подготовить для этого соответствующую основу. Обучение в этом случае «идет в хвосте развития», оно как бы надстраивается над созреванием.

2. Считается, что ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть обучение, а обучение и есть развитие. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика. Ребенок приобретает индивидуальный опыт, научается по мере созревания. В этом случае он полностью зависит от той культурной среды, в которой растет, и его можно научить всему, что необходимо взрослому. По мнению У. Джемса и Э. Торндайка, развитие и обучение – совпадающие по времени процессы. Ребенок провозглашается пассивным существом, личностно не включенным в процесс обучения. Он не субъект,
а объект обучения.

Третья теория: между обучением и развитием существует тесная связь

3. пытается объединить первые две (К. Коффка). Она рассматривает само развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение. А отсюда следует, что созревание как-то влияет на обучение, а обучение, в свою очередь, влияет на созревание. При этом обучение понимается как процесс возникновения новых структур и усовершенствования старых, а поэтому обучение может идти не только вслед за развитием, но и впереди него, вызывая в нем новообразования. Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение – не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимозависимость.

А.К. Маркова называет это явление развиваемостью. Это определяется:

o способностью, возможностью к дальнейшему развитию;

o готовностью к переходу на новые уровни развитости;

o проявлением динамики в самом умственном развитии, в становлении интеллекта, мышления, активности, инициативы и т.д.

o откликаемостью на воспитательные воздействия извне;

o готовностью к переходу на новые уровни развития личности.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 15 ; Нарушение авторских прав

Источник

Взаимосвязь обучения и развития

охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития фото. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития фото. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития фото. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития фото. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития фото. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития фото. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Связь между развитием и обучением ребенка –одна из центральных проблем педагогической психологии. Каждая психологическая концепция старается выявить в первую очередь законы развития ребенка. Существуют разные точки зрения на характер соотношения обучения и развития: обучение и есть развитие (У. Джеймс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка); только внешние условия становления являются обучением, т. е. «обучение идет в хвосте развития» (В. Штерн); «мышление ребенка с необходимостью проходит все фазы и стадии развития независимо от того, обучается ребенок или нет», т. е. развитие не зависит от обучения (Ж. Пиаже); «обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» (Л. С. Выготский, Дж. Брунер).

По концепции ВЫгодского психическое развитие индивида происходит более успешно, если обучение осуществляется в «зоне ближайшего развития» – ребенок под руководством взрослого должен выполнить то, чего он не мог бы выполнить самостоятельно, он должен обучиться, несколько опережая свои актуальные возможности.

Обучением именуется деятельность учителя по передаче учащимся знаний и жизненного опыта, формированию у них умений и навыков.

Понятие «учение» подразумевает активность самого учащегося, его действия, направленные на приобретение знаний, умений и навыков, развитие способностей, самосовершенствование. Таким образом, процесс образования протекает как единство активности учителя (педагогической деятельности) и ученика (учебной деятельности). Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс практически всегда представляет собой единство обучения и воспитания. В-третьих, сам процесс такого воспитывающего обучения с позиции обучающегося включает освоение знаний, практические действия, выполнение учебных задач, а также личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.

Термин «развитие» указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.Установление приблизительных возрастных норм компетентности ребенка в основных сферах жизнедеятельности позволяет оценить, насколько конкретный ребенок опережает сверстников в своем развитии (или, наоборот, отстает от них).

Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторные (или двигательные) навыки. Когнитивная область (от лат. «cognitio» – знание, познание) охватывает все умственные способности и психические процессы, включая даже конкретную организацию мышления. К этой области относятся такие процессы, как восприятие, рассуждение, память, решение задач, речь, суждение и воображение. В психосоциальную область входят свойства личности и социальные навыки. К ней относят присущий каждому из нас индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования, т. е. то, как люди воспринимают социальную действительность и реагируют на нее. Развитие человека в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязано, что можно продемонстрировать на примере развития ребенка в первый год жизни.

Физическое, когнитивное и психосоциальное развитие в период младенчества. Основные новообразования младенчества.

ПОНОМАРЕВА: Уточните, пожалуйста, чьей периодизацией развития пользоваться.

Ответ: В классическом варианте ПР мы опираемся на периодизацию Выготского. Есть период 0-1 год – младенчества, в котором выделяют период новорожденности, как кризисный период (первые 10-15 дней).Также есть период раннего детства (1-3). Дошкольное (среднее) детство от 3 до 6-7. Младший школьный возраст от 6-7 до 10-11лет, подростковый с 11 до 16, юность с 16 до 20.

Дошкольный просто не включили в билеты, поэтому не выделен отдельно. Рекомендую опираться на периодизацию Выготского. Рекомендует опираться на методичку Сорокоумова Возрастная психология.

Физическое и моторное развитие

охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. 640 1. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития фото. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития-640 1. картинка охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. картинка 640 1.

Период младенчества считается от о до 1 года. Обычно вес новорожденного удваивается к моменту достижения им возраста 4 месяцев, утраивается к 12 месяцам и учетверяется к 18 месяцам. Большинство рефлексов исчезает в течение 2-го и 3-го месяца, по мере того как мозговые центры принимают управление организмом на себя, начиная осуществлять произвольный контроль. Зрительно направленное доставание является важной вехой, достигаемой младенцем примерно к возрасту 5-6 месяцев. Мелкая и грубая моторика, усложняясь, прогрессируют в течение первых 2 лет жизни и далее; у младенцев наблюдаются значительные временные различия научения ходьбе, но большинство из них ходят к возрасту 18 месяцев. Большинство младенцев обладают хорошо развитым пинцетным захватом приблизительно к возрасту 12 месяцев.

Сенсорное и перцептивное развитие

Уже при рождении органы чувств высоко развиты – зрение бинокулярное, хорошо воспрвинимают и узнают лица матери уже с 2 х недель, слух- реагируют на разные звуки, предпочитают голоса, вкус, обоняние и осязание хорошо развито при рождении.

Когнитивное развитие

Ж. Пиаже придерживался мнения, что младенцы являются активными учениками; в ходе сенсомоторного периода обучение начинается с рефлексов и усложняется через адаптацию (Теория сенсомоторного развития). Игра с предметами проходит несколько стадий в период младенчества и важна для когнитивного развития. За время младенчества подражание все более усложняется; в настоящее время доказано, что младенцы способны к отсроченной имитации уже к середине 1-го года жизни, гораздо ранее, чем считал Пиаже.

Понимание постоянства объектов в младенчестве развивается стадиально; незрелое представление об объектах, очевидно, присутствует во второй половине 1-го года жизни, если не раньше. Навыки запоминания проявляются очень рано; младенцы обладают особенно хорошей зрительной памятью.Символическая репрезентация в период младенчества развивается стадиально, что доказывается «игрой понарошку»; играть понарошку младенцы начинают в возрасте от 6 до 12 месяцев.

Развитие речи

Прежде, чем младенцы начинают говорить, они развивают навыки восприятия речи; ограниченные способности к различению речи отмечаются у них еще до рождения. Пассивный словарь превосходит по объему активный словарь, как в младенчестве, так и на всем протяжении жизненного пути человека. Ранняя коммуникация и развитие речи всегда и везде начинаются с крика, за которым следуют гуление, лепет и первые слова. Сначала в лепете младенца присутствуют все возможные звуки человеческой речи; в течение второй половины 1-го года жизни количество звуков, проявляющихся в лепете, сужается и ограничивается лишь теми, которые характерны для родного языка ребенка.

Источник

Взаимосвязь обучения и развития

Личность – человек как общественное существо, проявление сущности, инди­видуальных психических свойств (темперамент, характер, способности и др.) и со­циальных функций: отношение, поведение, деятельность (С.Ф. Петрушкин).

охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. image024. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития фото. охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития-image024. картинка охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития. картинка image024.

Человек становится личностью в процессе своего роста и развития.

Существуют две концепции развития. В первой концепции развитие рассматривается как процесс количественного накопления свойств (метафизическая). Качественную сторону изменения эта кон­цепция не рассматривает. Вторая концепция предусматривает переход количественных накоплений в новое качество (диалектическая).

Наука рассматривает развитие как закономерный процесс количественных и качественных изменений, обуславливающих определенное движение.

Развитие – это объективный закономерный процесс внутреннего, последовательного, количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

В целом развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от низших форм жизни и дея­тельности к высшим. Задача школы, образования – сделать из природного существа (ребенка, индивида) сильную, самостоятельную, творческую личность.

Путь этот длительный, сложный. Необходимо обеспечить полноценное, разностороннее развитие личности ребенка. С.Ф. Петрушкин предполагает осуществлять развитие по пяти направлениям.

Первое – обеспечить физическое развитие (изменение роста, веса, пропорций тела, мышечной силы и т.п.).

Второе: физиологическое развитие– обеспечить развитие функций организма в области деторождения, пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной систем.

Третье: физическое и физиологическое развитие лежат в основе психического развития. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущение, восприятие, память, мышление, чувства, воображение. Меняются (как правило, в сторону усложнения) психические образования, потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации.

Четвертое: социальное развитие – постепенное вхождение в общество, в обще­ственные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профес­сиональные и другие отношения.

Пятое: духовное развитие – осмысление своего предназначения в жизни, по­явление ответственности, постоянное стремление к совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психологическое и социальное развитие.

Развитие обеспечивается через образование, которое по современной трактовке включает в себя и обучение, и воспитание. В процессе образования человека происходит его личностное развитие, уровень которого влияет на воспитание и обучение, изменяет, углубляет его. Более совершен­ное воспитание и обучение ускоряет темпы развития.

Взаимосвязь обучения и развития находится в числе ведущих проблем теории обучения по нескольким причинам:

1. Главной целью современного образования является разностороннее развитие гармоничной личности, что предполагает и овладение знаниевой базой, и развитие личностных качеств и психических процессов.

2. Современная наука постоянно расширяет границы своего знания, но содержание школьного образования не может вместить все новейшие научные открытия, так как срок обучения ограничен. Поэтому необходимо выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы дети сами смогли бы в дальнейшем продолжать и углублять свое образование, а для этого необходимо обеспечить ребенку в процессе обучения соответствующее личностное развитие, которое и станет основой самообразования.

3. Долгое время придавалось огромное значение возрастным особенностям ребенка и считалось, что никакое обучение не в силах преодолеть ограниченные возможности того или иного возраста. Выяснение взаимосвязи обучения и развития позволит, и уже позволило, показать преодолимость возрастных ограничений специально организованным обучением.

Сегодня можно выделить три взгляда на соотношение обучения и развития, которые проявлялись в истории исследования данной проблемы.

1. Обучение и развитие признавались тождественными процессами. Каждый шаг обучения считался и шагом развития. Любое обучение становилось Развивающим. Этого взгляда придерживался американский ученый Э. Торндайк. При этом Э. Торндайк не видел разницы между обучением человека и животного, не придавал значения роли человеческого сознания. Сегодня эта точка зрения практически никем не поддерживается.

2. Связь между обучением и развитием отрицается.Этот подход предложен психологом Жаном Пиаже и его школой, поддерживался З. Фрейдом, А. Тезеллом. Развитие психических качеств и свойств личности считается следствием самостоятельного, внутреннего (спон­танного) развития личности, на которое обучение влияния не имеет. Более того, с этой точки зрения обучение целиком зависит от постепенного изменения уровня развития личности. Развитие «должно совершить определенные законченные циклы и определенные функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению конкретным знаниям и навыкам ребенка. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения» (Л.С. Выготский). Принимается до сих пор рядом западных педагогов и психологов, например, школой М. Монтессори.

3. Обучение и развитие единые, но не тождественные процессы.Данный взгляд сформулирован Л.С. Выготским. «… Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу… Между процессами развития и обучения устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой» (Л.С. Выготский). Обучение – источник развития, и при этом взрослый, обучая, дол­жен иметь в виду «зону ближайшего развития», т. е. учитывать тот уровень развития, который достигнут учащимися, и продвигать их в следующую, доступную им зону. «… Обучение не есть развитие. Но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека» (Л.С. Выготский). Принимается сегодня большинством российских ученых и лежит в основе психологического аспекта сущности обучения. Специалисты многих стран признают, что по уровню своей перспективной научно-практической значимости гипотеза Л.С. Выготского стоит выше всех теорий, относящихся к связи обучения и развития.

Итак, современная педагогика и дидактика стоят на позициях взаимосвязи обучения и развития. Развитие в обучении может рассматриваться:

2) как результат обучения.

Говоря оразвитии как процессе, мы будем вести речь оразвитии восприятия, памяти, наблюда­тельности, мышления, речи, воображения в ходе обучения знаниям и умениям. Вместе с тем, не всякое обучение знаниям и действиям (умениям) приводит к высокому развитию, а только такое, которое уделяет значительное место самостоятельной работе учащихся, особым развивающим методам обучения; кото­рое учитывает как содержание, так и операции с ним. Таким образом, развитие в обучении обеспечивается:

1) содержанием образования;

2) применяемыми методами и формами работы, которые должны стимулировать собственную активность учащихся.

Раскроем эти положения.

Ведущая роль в развитии учащихся в процессе обучения принадлежит содержанию образования.Обучение не должно акцентироваться только на знаниях и программных умениях и навыках. Рассматривая учение, мы говорили, что овладение системой знаний, умений и навыков является вторичным в обучении, первичным является усвоение интеллектуальных умений и практических способов оперирования усвоенным содержанием. Поэтому обучение знаниям и умениям может и должно сопровождаться таким же обуче­нием интеллектуальным, познавательным действиям и операциям, составляющим содержание умственного развития. Обучение приемам умственной деятельности может осуществляться как на программном содержании, так и с привлечением специального учебного материала, который затем позволит решать и основные предметные задачи.

Усвоение содержания помогает усвоить не только информацию, но и те операции, которые важны для усвоения структуры знаний. Знания, построенные в виде умо­заключения, с посылкой, развертыванием мысли и конечным выводом, постепенно научают структуре умозаключения эмпи­рически. Учитель, явно раскрывая структуру, создает у учащихся ориентировочную основу действия, а неоднократное вариативное воспроизведение умозаключения формирует обобщен­ное умение и готовность к переносу. Так же обстоит дело и с другими мыслительными действиями и операциями: обобще­нием, абстрагированием, сравнением. Точно также возможно обучение и творческой деятель­ности. Оно осуществляется на про­граммном предметном содержании, а при необходимости – на спе­циально построенных учебных задачах. Усваивая опыт творческой деятельности, характерные для нее процедуры, учащиеся приобре­тают способность видоизменять те стереотипы мышления, которым их научили в ходе привития навыков и умений, отказываться от них, конструировать новые подходы к осмыслению ранее усвоенного или нового содержания. Тем самым обучение знаниям, регламентированным способам деятельности, творческой деятельности в совокупности и обеспе­чивает интеллектуальное развитие. Содержание изучаемого в ука­занных сферах деятельности (знания, умения, творческая деятель­ность) составляет и содержание умственного развития.

Развитие в процессе обучения зависит также от используемых методов и способов научения. Научение – спонтанное приобретение знаний, умений и навыков. Целенаправленное управляемое научение трансформируется в учение. В литературе много писали, что развитие происходит не толь­ко в обучении, но и за пределами его, «на периферии детской жизни». Это верно, но данный факт означает, что развивает всякое научение, стихийное или целенаправленное. Весь вопрос в способах, которыми дости­гается научение, и полноте видов усваиваемого содержания.

Способы научения должны соответствовать ведущему типу деятельности, например, для дошкольника наиболее эффективно обучение в игре, для школьника становится важным учет мотивов учения. Важным условием эффективности учебной деятельности становится ее личностная значимость, личностный смысл.

И в любом случае используемые методы и способы учения и обучения должны создавать условия для активной мыслительной и практической деятельности учащихся, которая и является залогом личностного развития.

Выполняя, помимо образовательной, еще и воспитательную функцию, обучение также способствует развитию общих свойств личности:

1. Развитие личностной направленности: учебной, познавательной, коммуникативной. Учет личностной направленности, по мнению Н.Ф. Добрынина, – главное условие эффективности обучения.

2. Развитие психологической структуры деятельности: мотив, цель, операции, способ, объект. В обучении ребенок овладевает умением устанавливать связи между целью деятельности и мотивом, подбирать необходимые операции, развивается умение планировать свою деятельность. Например, в 1-м классе в зависимости от поставленной задачи дети не меняют существенно тип и способ выполнения действий, а в 4-м классе в зависимости от задачи изменяются и цель, и способ деятельности.

3. Развитие механизмов сознания. Изменяются содержание, структура и механизмы идеального отражения действительности в сознании детей, развиваются механизмы мышления, происходит овладение системой понятий.

При современной модели школы умственно развитой человек – это знающий, умеющий и творчески подготовленный человек. Недо­статочная развитость есть одновременно и недостаточная обученность знаниям, умениям и интеллектуальной деятельности. Овладение знаниями и умениями есть необходимое условие интеллектуаль­ного развития, а последнее – предпосылка овладения более высоким уровнем знаний и умений. Уровень обучения и развития обеспе­чивается сложностью структур знаний, сложностью тех проблем, которые способен ставить и решать обу­чающийся.

Развитие как результат обучения мы обозначим как готовность к самостоятельной организации своей умственной деятельности в соответствии с возникшими или поставленными за­дачами разного уровня сложности. Такое определение акцентирует внимание на самоорганизации личностью своей интеллектуальной деятель­ности и дает возможность измерять развитие сложностью задач.

Разные авторы выделяют разные признаки развития:

Ø способ­ность индивида к движению от абстрактного к конкретному, и нао­борот, дисциплинированность мышления (П.П. Блонский);

Ø обучае­мость, т. е. способность достигать в более короткий срок более вы­сокого уровня усвоения (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская);

Ø сочетание системности и динамичности знаний, т. е. умения их при­менять в разнообразных условиях (Ю.А. Самарин);

Ø перенос прие­мов умственной деятельности (Е.Н. Кабанова-Меллер);

Ø чувствен­ный опыт, познание сущности явлений, решение практических за­дач, связанных с материальным воздействием на окружающее (Л.В. Занков);

Ø теоретическое мышление, в том числе способность к «внутреннему плану действий» (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *