охарактеризовать этапы обучения движениям

Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям

При обучении двигательным действиям ставится задача довести до определенной ступени совершенства двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные части, наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

1-й этап Ознакомление, первоначальное разучивание движения. Краткая характеристика этапа: замедленное выполнение; нестабиль­ный итог; невысокая устойчивость, непрочное запоминание; осознан­ный контроль действий

2-й этап Формирование двигательного умения, углубленное, детализированное разучивание. Краткая характеристика этапа: невысокая быстрота, нестабильный итог; невысокая устойчивость; непрочное запоминание; осознанный контроль действия

3-й этап Формирование двигательного навыка. Достижение двигательного мастерства. Краткая характеристика этапа, высокая быстрота, стабильный итог, высокая устойчивость, прочное запоминание, автоматизм двигательно­го действия

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:

Первый этап – ознакомление, первоначальное разучивание дви­жения. Цель: обучить основам техники двигательного действия, до­биться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого тре­буется решить следующие задачи:

— создать общее представление о двигательном действии;

— научить частям (элементам) техники этого действия;

— сформировать общий ритм двигательного акта;

— предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.

Второй этап – углубленное детализированное разучивание, фор­мирование двигательного умения.

Цель обучения достигается путем детализированного освоения тех­ники на основе разучиваемого двигательного действия, сформирован­ного на первом этапе обучения.

Основные задачи этого этапа:

— углубленно понять закономерности движений действия;

— уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивиду­альными особенностями обучаемого;

— усовершенствовать ритм выполнения движения;

— создать предпосылки для вариативного выполнения этого дейст­вия.

Техника уточняется в процессе многократных

Третий этап – формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.

Задачи третьего этапа:

— закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно увели­чиваются требования к результату без нарушения техники двига­тельного действия;

— избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий резуль­тат в двигательном действии;

— совершенствовать технику двигательного действия в нестандарт­ных условиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном со­стоянии, на фоне сильного утомления, эмоциональной напряжен­ности; усложняются задания (подключаются дополнительные движения) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются;

— облегчить технику движения. Ознакомиться с прикладными спо­собами его выполнения, когда применяются варианты этого дви­жения из бытовой, производственной или военной практики (плавание в военном обмундировании и т.п.).

3. Основные факторы, определяющие содержание ППФП

— К факторам, непосредственно обусловливающим содержание ППФП студен­тов, принято относить формы труда специалистов данного профиля, условия и ха­рактер их труда, режим труда и отдыха, особенности изменений работоспособности в процессе труда.

Формы труда. Нужно отметить существенное взаимопроникновение умствен­ного труда в профессии людей физического труда при постоянном повышении доли последнего. К таким видам деятельности можно смело отнести труд геологов в пе­риод полевых работ, космонавтов в полете, хирургов при длительных операциях, труд представителей военных специальностей (танкистов, моряков, десантников). В то же время разделение труда на умственный и физический весьма условно и тре­бует как бы «адресного» применения средств ППФП на основе данных изучения конкретной трудовой деятельности.

Условия труда – это продолжительность рабочего дня, напряженность труда, комфортность или вредность условий работы. Эти факторы определяют необходимость возможного устранения недостатков условий труда (шума, загазованности, плохого освещения, неправильного располо­жения рабочего места и т.д.), а также – защиту работника от этих факторов, в том числе – рационализацию режима труда и отдыха, улучшение ППФП, в зависимости от условий труда.

Характер труда – необходимость наличия знаний о величине физических и эмоциональных напряжений в будущей профессии. Следует знать, что «внутри» любой профессии имеются различные физические и психиче­ские нагрузки, поэтому необходимы разные по уровню требований знания, умения и навыки. Это может зависеть от определенной должности, специализации и пр. В связи с этим требуются: направленное применений средств физической культуры и спорта в ре­жиме труда и отдыха; специальные знания по применению физических упражне­ний с целью профилактики профессиональных заболеваний.

Правильный режим труда и отдыха – создание предпосылок к повышению производительности труда при сохранении работоспособности и здоровья работаю­щих. Это понятие включает: рациональное время начала и окончания труда; правильную организацию внутрисменного труда, использование пассивного и активного отдыха, производственной гимнастики; график сменности работы; рациональный график очередных отпусков; применение средств физической культуры в свободное время.

Динамика работоспособности в процессе труда определяется «кривой» работоспособности. Она может составляться на основе объективных данных изменения психофизиологических и технико-экономических показателей деятельности, в том числе, величины выработки; времени выполнения трудовых операций; частоты пульса; величины АД; мышечной силы; тремора; частоты дыхания; показателей внимания; скорости сенсомоторного реагирования и др. Здесь же необходимо учесть колебания работоспособности в течение суток, недели, месяца и т.д. Планируя применение ППФП, следует учесть наличие трех фаз изменения ра­ботоспособности – врабатывания, высокой и устойчивой работоспособности и, на­конец, снижения работоспособности.

Билет №15

Основные понятия системы физического воспитания

Первостепенную роль в приобщении людей к систематическим заня­тиям физическими упражнениями, использовании, усвоении, передаче и умножении многообразных ценностей в сфере физического совершенство­вания человека играет система физической культуры. Она представляет собой относительно самостоятельное, целостное сложноорганизованное образование динамического характера. Как и в любой другой социальной системе (науке, экономике, политике и др.), в системе физической куль­туры можно выделить составные части (элементы) и их определенные вза­имосвязи, взаимоотношения (структуру).

Ядром системы физической культуры является непосредственная дея­тельность по использованию физической культуры по государственной и общественно-самодеятельной линии.

Необходимо отметить, что каждая составная часть системы физичес­кой культуры тоже своего рода система, только более мелкая, подчинен­ная, и называется подсистемой. Иначе говоря, все элементы системы могут выступать в качестве систем и, наоборот, несколько систем вместе могут рассматриваться как одна система. В частности, можно говорить о системе управления физической культурой на федеральном и муниципаль­ном уровнях, системе научно-методического обеспечения, системе физ­культурно-оздоровительной и спортивно-рекреационной работы среди на­селения, системе подготовки спортсменов и т.д.

С переходом России в начале 90-х гг. к новой политико-экономичес­кой модели общественного развития, существенные изменения претерпе­ла и система физической культуры.

Разработка и обоснование новых концептуальных основ развития фи­зической культуры потребовали коренного пересмотра направленности функционирования системы физической культуры, которая концентриро­ванно выражается в целях, задачах и наиболее общих принципах, исходя из которых осуществляется деятельность по воспитанию в обществе. Так, если на протяжении многих десятков лет в системе физической культуры доминировала утилитарная направленность (физическая подготовка к тру­ду, защите Родины), которая привела к деформированной оценке роли физической культуры как жизненно важной ценности, то в последние годы наблюдается смешение цели физической культуры в сторону при­оритета психофизического развития личности, формирования ее физи­ческой культуры.

Стратегической целью системы физической культуры является форми­рование физической культуры человека как неотъемлемого компонента всесторонне развитой личности, характеризующегося деятельностным са­моопределением к творческому освоению физкультурных ценностей.

Развитие силы

Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способ­ность человека преодолевать внешнее сопро­тивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжении.

Развитие силы сопровождается утолщением и ростом мышеч­ных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно из­менять телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся ат­летической гимнастикой. Различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила – суммарная сила всех мышечных групп, участвующая в данном движений.

Относительная сила – величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека. Сила измеряется с помощью динамометров.

Методы воспитания силы могут быть очень разнообразными, их выбор зависит от цели.

Методы максимальных усилий. Упражнения выполняются с при­менением предельных или околопредельных отягощений (90 % от ре­кордного для данного спортсмена). При одном подходе выполняется от 1 до 3 повторений и 5–6 подходов за одно занятие, отдых между которыми составляет 4–8 мин (до восстановления). Этот метод ис­пользуется, чтобы максимально нарастить возможные результаты для конкретного занимающегося и связан с воспитанием «взрывной силы», которая зависит от степени межмышечной и внутримышечной координации, а также от собственной реактивности мышц, т.е. нерв­ных процессов.

Метод повторных усилий (или метод «до отказа») предусматрива­ет упражнения с отягощением, составляющим 30–70 % рекордного, ко­торые выполняются сериями по 4–12 повторений в одном подходе. За одно занятие выполняется 3–6 подходов. Отдых между сериями 2–4 мин (до неполного восстанов­ления). Этот метод чаще исполь­зуется с целью наращивания мышечной массы. Оптималь­ным весом отягощения для раз­вития мышечной массы будет тот, который студент может под­нять (отжаться, подтянуться), выполнив 7–13 движений за один подход.

Метод динамических усилий связан с применением малых и средних отягощений (до 30 % ре­кордного). Упражнения выпол­няются сериями по 15–25 повторений за один подход в максимально быстром темпе. За одно занятие выполняется 3–6 подходов, отдых между ними 2–4 мин. С помощью этого метода преимущественно раз­виваются скоростно-силовые качества, необходимые в легкоатлети­ческих метаниях, в беге на короткие дистанции.

3. Дополнительные факторы, влияющие на содержание ППФП

Индивидуальные особенности будущих специалистов. Выпускникам полезно знать особенности организации ППФП с женским контингентом, а также с лицами, отнесенными к специальной медицинской группе. Необходимо также учитывать возраст и его психофизические реакции на труд. Считается, что наиболее продук­тивным возрастом для трудовой деятельности является возраст от 20 до 40 лет. В этот период наблюдается наименьшая утомляемость и быстрое восстановление после нагру­зок, наблюдаемые по многим показателям (например, время реакции). Однако при соответствующей тренировке эти показатели могут сохраняться и даже улучшаться и в более позднем возрасте.

Географо-климатические особенности региона и условия будущей работы специалистов, такие как Крайний Север и Юг, степная и болотистая местности, замкнутые пространства, центр и периферия, безусловно, вносят свои особенности в ППФП. Направленность ППФП в связи с условиями предстоящей работы должна обеспечи­вать специальную подготовленность к труду, неспецифическую адаптацию к силь­нодействующим раздражителям, таким как жара, холод, горная гипоксия, устойчи­вость к влиянию радиации, инфекций. В этом направлении используются как кон­кретные виды спорта, так и отдельные упражнения, направленно формирующие не­обходимые знания, умения, навыки, специальные качества.

Источник

Основы обучения движениям

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Основы обучения движениям

Любому учащемуся помимо индивидуальных и высококлассных навыков следует иметь крепкое состояние здоровья и физическую подготовку. Основную роль в решении данной проблемы представляет развитие здорового образа жизни.

Актуальность данной работы состоит в том, что приобщение молодого поколения к физической культуре — существенное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Совместно с обширным развитием и последующим совершенствованием организованных форм уроков физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями: здоровье и обучение студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче состояние здоровья студента, тем продуктивнее обучение, по-другому конечная цель обучения теряет подлинный смысл и значимость.

Чтобы учащиеся успешно приспособились к условиям обучения в учебном заведении, сберегли и укрепили состояние здоровья за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и систематическая оптимальная двигательная активность. Целью данной работы является изучение основ движения, исследование атлетической гимнастики и составление комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть основы обучения движения;

выделить основные этапы обучения;

изучить основы атлетической гимнастики;

рассмотреть основы самостоятельных занятий;

составить комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики.

1 Основы обучения движениям. Этапы обучения

При обучении двигательным действиям устанавливается цель довести до определенной степени безупречности двигательные умения, способности и связанные с ними познания.

Определим понятия «двигательное умение» и «двигательный навык», для того чтобы исключить неурядицы, когда эти определения неверно используются как синонимы.

В ходе неоднократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции делаются все наиболее привычными, осваиваются и со временем автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык.

Прочный двигательный навык сберегается в течение многочисленных лет. Классический пример: обучившись ездить на велосипеде либо плавать, а это трудные двигательные навыки, разучиться уже нельзя.

Основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский весьма высоко оценивал значимость навыков в жизни человека. Он сказал, что в случае если бы человек не имел способностей к навыку, то не мог бы продвинуться ни на одну ступень в собственном развитии, и оно постоянно задерживалось бы бесчисленными трудностями, какие возможно преодолеть только лишь навыком, освободив ум и волю с целью новейших работ и свершений.

Процесс обучения двигательному действию содержит три этапа:

Целью первого этапа является обучение основам техники двигательного действия.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

создать общее представление о двигательном действии;

научить элементам техники двигательного действия;

сформировать общий ритм двигательного акта;

предупредить или устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.

Общее представление о двигательном действии создается с помощью демонстрации разучиваемого движения и акустической демонстрацией (ритма движения).

Выполняя двигательное задание впервые, разумно разучивать движения по частям и с помощью подводящих упражнений.

В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном занятии. Но длительные перерывы в занятиях на первом этапе больше задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых двигательных рефлексов.

Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе обучения.

Основные задачи этого этапа:

понять закономерности движений действия;

уточнить технику действия в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;

усовершенствовать ритм выполнения движения;

создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

Техника устанавливается в ходе неоднократных повторений. По мере её освоения возрастает число движений, исполняемых автоматически. С повышением автоматизации движений увеличивается количество повторений упражнения. Однако на данном этапе при совершенствовании качества выполнения действия в целом возможны кратковременные смещения в худшую сторону, которые со временем происходят все реже и реже.

Второй этап обучения завершается в тот момент, когда занимающийся обучился верно выполнять главную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания. Непосредственно в это время необходимо переходить к следующему этапу обучения.

На базе двигательного умения создается двигательный навык.

Этот этап способен продолжаться весьма долгое время в ходе занятия высококвалифицированных спортсменов, так как перемена уровня развития физических качеств потребует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным характеристикам.

зафиксировать навык и улучшать технику движения, для того чтобы увеличить достижения (результат). Для этого со временем увеличиваются требования к результату без нарушения техники двигательного действия;

избирательно улучшать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии;

улучшать технику двигательного действия в необычных обстоятельствах, т.е. повышать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном состоянии, на фоне сильного утомления, психологической напряженности; усложняются задания (подключаются вспомогательные движения) или, напротив, условия его выполнения упрощаются;

упростить технику движения. Познакомиться с прикладными методами его выполнения, когда используются варианты этого движения из бытовой, производственной либо военной практики (плавание в военном обмундировании и т.п.).

Успех либо провал студентов в изучении упражнений зависит от уровня формирования у них тех качеств, которые считаются ведущими при освоении двигательного действия. Таким образом, необходима самостоятельная работа отстающих студентов над развитием данных физических качеств.

2 Атлетическая гимнастика. Основы самостоятельных занятий

Атлетическая гимнастика — это комплекс физических упражнений, который развивает силу, в сочетании с разносторонней физической подготовкой. Занятия атлетической гимнастикой развивают силу, выносливость, ловкость, формируют гармоничное телосложение.

Развитие силы достигается выполнением следующих специальных силовых упражнений:

упражнения с гантелями (масса 5 — 12 кг): наклоны, повороты, круговые движения туловищем, выжимание, приседание, опускание и поднимание гантелей в различных направлениях прямыми руками, поднимание и опускание туловища с гантелями за головой, лежа на скамейке;

упражнения с гирями (16, 24, 32 кг): поднимание гири к плечу, на грудь, одной и двумя руками, толчок и жим одной и двух гирь, рывок, бросание гири на дальность, жонглирование гирей;

упражнения с эспандером: выпрямление рук в стороны, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах из положения стоя на рукоятке эспандера, вытягивание эспандера до уровня плеч;

упражнения с металлической палкой (5—12 кг): рывок различным хватом, жим стоя, сидя, от груди, из-за головы, сгибание и выпрямление рук в локтевых суставах;

упражнения со штангой (масса подбирается индивидуально);

подъем штанги к груди, на грудь, с подседом и без подседа;

приседания со штангой на плечах, на груди, за спиной;

жим штанги лежа на наклонной плоскости, скамейке; толчок штанги стоя, от груди, то же с подседом;

повороты, наклоны, подскоки, выпрыгивания со штангой на плечах;

классические соревновательные движения: рывок, толчок;

различные упражнения на тренажерах и блочных устройствах, включая упражнения в изометрическом и уступающем режимах работы мышц.

При выполнении упражнений с тяжестями и на тренажерах нужно следить за тем, чтобы не было задержки дыхания. Оно должно быть ритмичным и глубоким. Каждое занятие следует начинать с ходьбы и медленного бега, затем переходить к гимнастическим упражнениям для всех групп мышц (разминка).

После разминки необходимо выполнить комплекс атлетической гимнастики, включающий упражнений для плечевого пояса и рук, для туловища и шеи, для мышц ног и упражнения для формирования правильной осанки.

В последней части осуществляется медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление с глубоким дыханием.

Чтобы провести разностороннюю физическую и функциональную подготовку, в занятия необходимо включать подвижные и спортивные игры, легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания), плавание, ходьбу и бег на лыжах и т.п.

Атлетическая гимнастика полезна как мужчинам, так и женщинам. С ее помощью укрепляются опорно-двигательный аппарат и мышечная система. Особенно полезны женщинам упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна. Используя упражнения, можно обеспечить стройное, пропорционально развитое телосложение, уменьшить или увеличить массу тела.

К средствам атлетической гимнастики следует отнести шесть групп гимнастических упражнений, отличающихся характером и условиями выполнения:

Для обеспечения действенного эффекта силовой тренировки и управления тренировочным процессом можно выделить вспомогательную группу упражнений, в которую входят: физические упражнения, сопутствующие силовому развитию (на гибкость, ловкость, быстроту), для двигательного переключения и активного отдыха, на растягивание и расслабление.

Ценность атлетической гимнастики и для общества, и почти для каждого конкретного человека гораздо выше, чем гимнастики спортивной и художественной вместе взятых и, тем более, гимнастики силовой, то есть тяжелой атлетики.

3 Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики

Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами.

Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия.

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы утреней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления). Можно включать упражнения со скакалкой, эспандером и резиновым жгутом, с мячом (элементы игры в волейбол, баскетбол, футбол с небольшой нагрузкой).

При составлении комплексов и их выполнении рекомендуется физическую нагрузку на организм повышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К окончанию выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным.

Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений и постепенно увеличивать ее до средних величин.

Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туловища и рук (5—7 мин) и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания.

Пример комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики:

Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, перейти на бег.

Длительность упражнения 1-3 минуты. Следить за дыханием и осанкой.

поменять наклон влево.

Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

на 2 – исходное положение (вдох).

Повторить 8-12 раз в среднем темпе.

на 2 – исходное положение (вдох);

Повторить 8-10 раз в среднем темпе.

Повторить 6-8 раз в среднем темпе. Дыхание произвольное.

Прыжки на месте. Выполнить 30-40 прыжков. Дыхание произвольное.

Ходьба на месте с постепенным замедлением темпа. Длительность упражнения 1 минута.

В данной работе были выполнены все поставленные цели и задачи.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:

Атлетическая гимнастика—это система физических упражнений, развивающих силу, в сочетании с разносторонней физической подготовкой. Занятия атлетической гимнастикой способствуют развитию силы, выносливости, ловкости, формируют гармоничное телосложение.

Развитие силы обеспечивается выполнением следующих специальных силовых упражнений:

упражнения с гантелями (масса 5 — 12 кг);

упражнения с гирями (16, 24, 32 кг);

упражнения с эспандером;

упражнения с металлической палкой (5—12 кг);

подъем штанги к груди, на грудь, с подседом и без подседа;

приседания со штангой на плечах, на груди, за спиной;

жим штанги лежа на наклонной плоскости, скамейке;

толчок штанги стоя, от груди, то же с подседом;

повороты, наклоны, подскоки, выпрыгивания со штангой на плечах;

классические соревновательные движения;

различные упражнения на тренажерах и блочных устройствах, включая упражнения в изометрическом и уступающем режимах работы мышц.

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы утреней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления). Можно включать упражнения со скакалкой, эспандером и резиновым жгутом, с мячом (элементы игры в волейбол, баскетбол, футбол с небольшой нагрузкой).

А также был составлен комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики, состоящий из девяти упражнений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Гигиена физической культуры и спорта. Учебник [Электронный ресурс] / СпецЛит, 2010.

Физическая культура. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Вышэйшая школа, 2011.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *