охарактеризуйте основные положения методики обучения технологии в условиях реализации фгос
Основные положения методики обучения технологии в условиях реализации ФГОС.
Статья о положениях методики обучения технологии.
Просмотр содержимого документа
«Основные положения методики обучения технологии в условиях реализации ФГОС.»
Основные положения методики обучения технологии в условиях реализации ФГОС.
Методика обучения технологии определяется, как предметная дидактика, как теория обучения, раскрывающая закономерности процесса обучения технологии.
Предмет методики преподавания технологии включает в себя: изучение социально-педагогических основ обучения технологии; общую и частную (конкретную) методику обучения технологии; определение организационно-технических условий осуществления учебно-воспитательного процесса.
Общая методика обучения технологии рассматривает, главным образом, организационные формы и методы обучения, используемые в изучении технологии, специфику и особенности их применения.
Методика обучения технологии, исследуя закономерности процесса обучения технологии, разрабатывает теорию этого процесса и призвана ответить на следующие вопросы: 1. Для чего учить (то есть определять цели и задачи обучения технологии). 2. Чему учить (то есть разрабатывать содержание обучения). 3. Как учить (то есть исследовать процессы преподавания и учения, разрабатывать формы, методы и средства обучения). 4. Каковы должны быть условия обучения (то есть определять эти условия, требования к ним и т.д.).
Детализируя эти общие задачи методики обучения технологии, можно выделить ряд конкретных задач, к которым относятся следующие: 1. Формулирование образовательных и воспитательных задач обучения технологии, исходя из общих целей и задач обучения и воспитания в общеобразовательной организации, с учетом специфики изучаемого учебного предмета. 2. Разработка требований к содержанию обучения технологии учащихся разных возрастных групп и на этой основе определение практических рекомендаций по разработке государственного стандарта предметной области «Технология», учебных программ, учебников и учебных пособий. Проведение проверки этих рекомендаций в ходе опытно-экспериментальной работы в школе. 3. Отбор наиболее целесообразных форм учебно-воспитательной работы, методов и приемов обучения технологии, разработка рекомендаций по изучению отдельных разделов и тем учебной программы, проведению уроков и т.д. 4. Разработка путей осуществления связи теории и практики в процессе обучения технологии, а также связи изучения технологии с основами наук: физикой, математикой, и т.д. 5. Разработка принципов организации, содержания и методов внеурочной деятельности учащихся по технике и труду, исследование возможностей этой работы в удовлетворении интересов и склонностей учащихся, в развитии их творческих способностей и технического мышления. 6. Разработка материального оснащения процесса обучения технологии, требований к учебным мастерским, лабораториям, техническим кабинетам, учебным цехам, инструментам, приспособлениям и другому оборудованию для проведения уроков и организации внеурочной деятельности. 7. Выработка рекомендаций по планированию учебно-воспитательного процесса, выбору форм организации учебной деятельности учащихся. 8. Определение условий и факторов, влияющих на выбор типов уроков, их структуры, методов и средств обучения в соответствии с целями этих уроков.
Реферат на тему ««Особенности преподавания Технологии в условиях реализации ФГОС».»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа с. Ильинское
МО «Томаринский Городской Округ» Сахалинской Области
«Особенности преподавания Технологии в условиях реализации ФГОС».
по дополнительной профессиональной программе (переподготовка)
«Профессиональная деятельность в сфере основного и среднего общего образования: учитель ТЕХНОЛОГИИ в соответствии с ФГОС».
Сауракова Айана Александровна
2. Проблемы и перспективы преподавания «Технологии»
3. Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» при реализации ФГОС ООО.
4. Особенности преподавания «Технологии» в условиях апробации ФГОС ООО.
6. Использованная литература.
Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования и основой практико-ориентированной областью, отражающей в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и достижения в развитии перспективных технологий. Учебно-познавательная деятельность обучающихся в предметной области «Технология» базируется на естественнонаучных, научно-технических, технологических, предпринимательских, гуманитарных знаниях и нацелена на овладение способами их применения в различных областях деятельности человека.
Федеральные государственные стандарты основного общего образования (далее ФГОС ООО) представляет новые требования к реализации предметной области «Технология». Согласно ФГОС ООО изучение данной области должно обеспечить:
— развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
— активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
— формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
— формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;
— демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Следует отметить, что в настоящее время технологическое образование школьников переживает значительные изменения, связанные не только с новыми целевыми установками и ведение ФГОС ООО, но и с расширением содержания. Содержание предметной области «Технология» стало многогранным и всесторонним.
2. Проблемы и перспективы преподавания технологии в условиях ФГОС.
Главное преимущество высокоразвитой страны связано с её человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. определена миссия образования – реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала. Проблема качества образования, проблема подготовки молодёжи к активной образовательной и профессиональной деятельности, самореализации личности в современном обществе – одни из актуальных и многоаспектных проблем в образовании. В условиях наукоёмких и высокотехнологичных производств значительно повышаются требования к научной технологической подготовке школьников.
Таким образом, одной из важнейших задач модернизации Российского образования является разработка перспективной системы технологического образования. Становление новой системы технологического образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебного процесса. Происходит смена парадигмы образования: изменяется содержание образования, авторитарная система образования уступает место личностно-ориентированному образованию, педагогике сотрудничества, в котором личность ученика находится в центре внимания педагога. Ведущей становится познавательная деятельность учащегося, а не преподавание.
Использование образовательных технологий имеет большое значение в совершенствовании педагогических процессов, но сам процесс применения их вызывает большие трудности у учителей, как в отборе нужных технологий, так и в их усвоении. Причинами этого является недостаточная научно-теоретическая проработка технологий, вычленение и характеристика общих черт, различий и особенностей, слабое соблюдение «согласования» всех структурных компонентов целостного педагогического процесса: соотношения цели, задач, результата; содержания, форм, методов работы; средств обучения и воспитания.
Актуальной и пока ещё недостаточно решённой задачей методики технологического образования школьников остаётся отсутствие учебных ситуаций, задач, заданий, отражающих специфические особенности содержания учебной деятельности школьников на уроках технологии. Проектно-технологические ситуации должны определять систему задач, при решении которых у школьников будет складываться полноценный и доступный им опыт преобразовательной деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и требованиями учебных программ по технологии.
Таким образом, есть основание утверждать, что перед педагогической наукой и практикой остаётся важной проблема реального осмысления сущности профессиональной психолого-педагогической компетентности педагога в условиях проективной парадигмы образования, нового понимания функций, содержания и процедур управления становлением проективно-технологической компетентности учителя технологии через систему повышения квалификации.
3. Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях (ФГОС).
Важная роль в реализации этих приоритетов – компетентностного и деятельностного подходов в образовании принадлежит предмету «Технология». Применение концептуальных положений этих подходов в учебном процессе является важной особенностью преподавания данного предмета на современном этапе.
Компетенция (добиваюсь, соответствую, подхожу): 1) круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания, опыт в той или иной должности.
Предмет «Технология» формирует ряд предметных компетенций, среди которых можно выделить:
— умения применять основные технологические понятия в практической деятельности; знать назначение и технологические свойства материалов; знать назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; знать профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
— умения рационально организовывать рабочее место ; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручным инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготовляемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
— умения получать технико-технологические сведения из разнообразных источников информации; уметь организовывать индивидуальную и коллективную трудовую деятельность; уметь изготавливать или ремонтировать изделия или получать продукт с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; уметь осуществлять контроль качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; уметь обеспечить безопасные условия труда; уметь оценивать затраты, необходимые для создания объекта труда или услуги; уметь строить планы профессионального образования и трудоустройства.
Деятельностный подход направлен на организацию процесса обучения на основе применения различных видов деятельности. Технология фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы творческой преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. Именно в учебном предмете «Технология» успешно реализуется проектная деятельность с ее большими возможностями творческого развития школьников, их самостоятельного продвижения от возникновения идеи до выпуска готовых изделий (услуг) и их реализации. Она необходима для общеобразовательной подготовки всех учеников, предоставляет им возможность применять па практике знания основ наук.
Следующей особенностью преподавания предмета является использование разнообразных межпредметных связей для практической реализации их в новые идеи, продукты, услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства.
«Технология»— основная практикоориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая профессиональной ориентации, нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения. Это область знаний, содержание которой отобрано на интегративной основе в соответствии с концепцией модернизации современной школы, способной формировать у учащихся умения видеть, ставить и решать актуальные задачи, стоящие перед людьми постиндустриального социума.
В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности перехода от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
Рабочие программы составляются на основе примерных программ по технологии. Учитель подробно излагает содержание программы, дает перечень практических заданий, проектов, разрабатывает поурочное планирование, составляет список литературы.
Еще одной особенностью является наличие необходимой материально-технической базы.
4. Особенности преподавания «Технология» в условиях апробации и внедрения ФГОС ООО.
Предмет «Технология» изучается по 3 направлениям: Индустриальные технологии (бывший Технический труд), Технологии ведения дома (бывший Обслуживающий труд), Сельскохозяйственные технологии (бывший сельскохозяйственный труд).
Какие результаты обучения получат учащиеся?
Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
Программа предмета «Технология» обеспечивает формирование у школьников технологического мышления. Схема технологического мышления (потребность – цель – способ – результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т. д.) и жизненными задачами.
Кроме того, схема технологического мышления позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов. Таким образом, предметная область «Технология» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Предмет «Технология» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление обучающихся. Проектная деятельность как способ преобразования реальности в соответствии с поставленной целью оказывается адекватным средством в ситуациях, когда сформировалась, или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте обучающегося нет отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения целей или имеется противоречие между представлениями о должном, в котором выявленная потребность удовлетворяется, и реальной ситуацией.
Основные положения методики обучения технологии в условиях реализации ФГОС.
Статья о положениях методики обучения технологии.
Просмотр содержимого документа
«Основные положения методики обучения технологии в условиях реализации ФГОС.»
Основные положения методики обучения технологии в условиях реализации ФГОС.
Методика обучения технологии определяется, как предметная дидактика, как теория обучения, раскрывающая закономерности процесса обучения технологии.
Предмет методики преподавания технологии включает в себя: изучение социально-педагогических основ обучения технологии; общую и частную (конкретную) методику обучения технологии; определение организационно-технических условий осуществления учебно-воспитательного процесса.
Общая методика обучения технологии рассматривает, главным образом, организационные формы и методы обучения, используемые в изучении технологии, специфику и особенности их применения.
Методика обучения технологии, исследуя закономерности процесса обучения технологии, разрабатывает теорию этого процесса и призвана ответить на следующие вопросы: 1. Для чего учить (то есть определять цели и задачи обучения технологии). 2. Чему учить (то есть разрабатывать содержание обучения). 3. Как учить (то есть исследовать процессы преподавания и учения, разрабатывать формы, методы и средства обучения). 4. Каковы должны быть условия обучения (то есть определять эти условия, требования к ним и т.д.).
Детализируя эти общие задачи методики обучения технологии, можно выделить ряд конкретных задач, к которым относятся следующие: 1. Формулирование образовательных и воспитательных задач обучения технологии, исходя из общих целей и задач обучения и воспитания в общеобразовательной организации, с учетом специфики изучаемого учебного предмета. 2. Разработка требований к содержанию обучения технологии учащихся разных возрастных групп и на этой основе определение практических рекомендаций по разработке государственного стандарта предметной области «Технология», учебных программ, учебников и учебных пособий. Проведение проверки этих рекомендаций в ходе опытно-экспериментальной работы в школе. 3. Отбор наиболее целесообразных форм учебно-воспитательной работы, методов и приемов обучения технологии, разработка рекомендаций по изучению отдельных разделов и тем учебной программы, проведению уроков и т.д. 4. Разработка путей осуществления связи теории и практики в процессе обучения технологии, а также связи изучения технологии с основами наук: физикой, математикой, и т.д. 5. Разработка принципов организации, содержания и методов внеурочной деятельности учащихся по технике и труду, исследование возможностей этой работы в удовлетворении интересов и склонностей учащихся, в развитии их творческих способностей и технического мышления. 6. Разработка материального оснащения процесса обучения технологии, требований к учебным мастерским, лабораториям, техническим кабинетам, учебным цехам, инструментам, приспособлениям и другому оборудованию для проведения уроков и организации внеурочной деятельности. 7. Выработка рекомендаций по планированию учебно-воспитательного процесса, выбору форм организации учебной деятельности учащихся. 8. Определение условий и факторов, влияющих на выбор типов уроков, их структуры, методов и средств обучения в соответствии с целями этих уроков.
Реализация ФГОС на уроках технологии: индивидуальный подход к учащимся средней общеобразовательной школы
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Дата публикации: 17.07.2016
Статья просмотрена: 3232 раза
Библиографическое описание:
Гордеева, С. И. Реализация ФГОС на уроках технологии: индивидуальный подход к учащимся средней общеобразовательной школы / С. И. Гордеева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10901/ (дата обращения: 06.11.2021).
В условиях перехода основной общеобразовательной программы на работу по ФГОС нового поколения перед учителем технологии встает вопрос о проведении урока на основе индивидуального подхода к учащимся. В данной статье автор рассматриваем основные условия необходимые для реализации индивидуального подхода к учащимся, учет индивидуальных особенностей и их развитие.
Ключевые слова: урок технологии, индивидуальный подход, индивидуализация, учет и раскрытие особенностей учащихся, ФГОС
Великие отечественные и зарубежные педагоги во все времена особое внимание уделяли индивидуальному подходу к воспитанию и образованию ребенка. В работах Каменского Я. А., Руссо Ж-Ж., Оуэна Р. мы выделяем наиболее интересные выводы. Ян А. Каменский отметил первым, что обучение должно выстраиваться, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, которые выявляются систематическим наблюдением. Так же данная проблема получила развитие в учениях отечественных прогрессивных педагогов: Ушинский К. Д. разработал методику приемов индивидуального подхода к детям. Макаренко А. С. считал, что индивидуальный подход это неотъемлемая часть педагогики. Цель воспитания, по Л. Н. Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоничному развитию всех сил и способностей детей, через изучение внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений.
Образование, осознается людьми главенствующей социальной ценностью современности: в обществе формируется устойчивый спрос на образовательные услуги, отчетливо прослеживается динамика профессиональных ориентаций молодежи. Уроки «Технологии» в школе являются первым шагом к профессиональной ориентации молодежи, особенно актуальных на сегодняшний день рабочих специальностей.
В российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение требований инновационной экономики, основанной на стремительно изменяющихся технологиях, а также запросов общества.
Основная задача здесь — построение приоритетов и структуры среднего образования в соответствии с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг.
По сравнению с выпускниками прошлых лет, нынешние выпускники более конкурентоспособны, готовы к быстрой трансформации своих представлений и ценностей, профессионально социализируются, проявляя большую целеустремленность, мотивированность в трудовой деятельности, которую начали формировать еще со школы. На таких выпускников всегда есть спрос на рынке труда.
Учреждения образования, в том числе и наша школа, формируя профессиональную культуру и профессиональные качества на уроках «Технологии», ориентируют учащихся на становление и поддержание на соответствующем уровне своей профессиональной репутации, на уважение таких традиционных ценностей труда, как долг, ответственность.
Формирование у учащихся системного мышления, профессиональной и творческой активности, социальной компетентности и проходит как в образовательной среде, так и за счет проведения внеучебных мероприятий, выставок творческих достижений учащихся, ярмарок-распродаж и многое другое.
Современная тенденция в системе образования направлена к индивидуализации обучения, к максимальному учету возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Но, при всем количестве публикаций, проблема индивидуального подхода раскрыта скудно, совсем мало сущности принципа и технологии осуществления.
«Индивидуальный подход» — это дидактический принцип обучения и воспитания, сущность которого состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических способностей.
Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на индивидуализацию обучающихся. В процессе индивидуального подхода, обучающийся осваивает УУД, развивается как личность.
ФГОС ставит цели подготовки учащихся по технологии в виде образовательных результатов и предполагает уровневый подход к организации и диагностике учебной деятельности. [4]
Одной из важнейших профессиональных компетенций учителя технологии является его способность к реализации индивидуального подхода к учащимся. Особое значение приобретает эта компетенция в современных условиях перехода основной общеобразовательной школы на работу по ФГОС.
ФГОС указывает на реальные виды деятельности и образовательные результаты обучения учащихся: личностные, метапредметные и предметные. Для учителя технологии они представлены в Примерной программе по предмету «Технология», так например к личностным образовательным результатам относятся: осознание необходимости общественное полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации и др.; к метапредметным: диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям и др.; к предметным: выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений и др. [3]
Основной формой организации обучения учащихся технологии является урок. Главная проблема встает перед учителем, как вести учет особенностей и организовать индивидуальную работу с обучающимися в процессе урочной деятельности. Наиболее востребованные на уроках технологии современные образовательные технологии. Метод проектов, личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, проблемного обучения, саморазвития личности, игровые технологии, технологии групповой деятельности, к которым применим также индивидуальный подход к учащимся.
Рис. 1. Дифференцированный подход в индивидуальной работе с учащимися на уроках «Технология»
Именно сочетание коллективной и индивидуальной работы со школьниками на уроке технологии обеспечивает необходимую продуктивную педагогическую действенность учебно-воспитательного процесса.
Индивидуальная работа учащихся на уроках технологии плавно должна переходить в групповые занятия и обратно. На уроках по технологии некоторые учащиеся проявляют интерес к моделированию, технике, другие к декоративно-прикладным искусствам, проектированию и др. Педагог, поддерживая и подкрепляя интерес учащихся, консультирует, оказывает необходимую помощь, распределяет между учащимися привлекательную именно для них самостоятельную работу, тем самым удовлетворяя их индивидуальные интересы. Распределив работу по интересам среди учащихся, далее образуются группы по интересам для коллективного взаимодействия и представления своих и общих работ перед классом.
Таким образом, обеспечиваются благоприятные психолого-педагогические условия для проведения групповых занятий по предмету «Технология» и обеспечивается реализации ФГОС.
Результативность от правильного введения ФГОС на уроке заключается не только в прохождении и усвоение программы, но и в личностном росте учащихся, которое помогает стать компетентным: умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющий проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру.