обыденский храм ильи пророка в москве

О храме

Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга (память 11 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.

обыденский храм ильи пророка в москве. hram 2 medium. обыденский храм ильи пророка в москве фото. обыденский храм ильи пророка в москве-hram 2 medium. картинка обыденский храм ильи пророка в москве. картинка hram 2 medium.В Москве, на Остожье, которое прежде именовалось Скородомом, москвичи часто строились после пожаров, пригоняя лес по воде, что облегчало подготовку строительства. Здесь строили, так сказать, наскоро, с целью последующего размещения предварительно собранных конструкций в других районах города, поэтому это место и получило название «Скородом». Удобно было строить на месте продажи лесного материала. Здесь и был построен деревянный храм во имя святого пророка Божия Илии. Строительство совершилось за один день — «обыдень», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». Предполагаемый год возведения — 1592 г. По имени храма три ведущих к нему переулка стали Ильинскими, а затем — Обыденскими.

С тех пор название храма достаточно часто фигурирует в различных исторических документах. Это место становится свидетелем широко известных исторических событий Смутного времени: в 1612 году близ храма возносится молитва духовенства и земского ополчения перед изгнанием «студных» еретиков-иноземцев, осквернивших святыни Московского Кремля.

Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения в храме совершали предстоятели Русской Церкви.

обыденский храм ильи пророка в москве. hram 1867 big. обыденский храм ильи пророка в москве фото. обыденский храм ильи пророка в москве-hram 1867 big. картинка обыденский храм ильи пророка в москве. картинка hram 1867 big.В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранились доныне в неизменных формах, прослужив Богу и людям уже более 300 лет.

Строителями нового храма были братья Деревнины: думный дьяк Гавриил Феодорович (†1728) и комиссар Василий Феодорович (†1733), на средства которых производилась постройка и в память о которых на стенах арки при входе в построенную ими центральную часть храма установлены памятные мраморные доски.

В течение 300 лет в храме совершаются богослужения. В период безбожного лихолетья храм не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. Известно, что в 1930 году храм дружно отстояли верующие, которых в то время в общине было 4000 человек.

По преданию, власти собирались закрыть храм после службы 22 июня 1941 года, в день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших, но этого не произошло — началась война.

обыденский храм ильи пророка в москве. new hram big. обыденский храм ильи пророка в москве фото. обыденский храм ильи пророка в москве-new hram big. картинка обыденский храм ильи пророка в москве. картинка new hram big.Общины закрывавшихся в те годы московских храмов, вливаясь в приход Обыденного храма (порой вместе со своим духовенством), приносили свои святыни и добрые вековые традиции, бережно сохраняемые духовенством прихода. Традиции собравшихся в Ильинской церкви приходов слились воедино, передавая последующим поколениям полноту духа дореволюционной приходской жизни православной Москвы.

Чтимые святыни храма — чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская». В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима передал храму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (†2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима в храме был освящен приставной престол.

Большое количество частиц мощей святых угодников Божьих находится в трех мощевиках, расположенных в центральной части храма и в правом приделе. В специальном ковчеге хранится частица честного пояса Пресвятой Богородицы.

Богослужения в храме проводятся ежедневно: в будни часы и Божественная литургия начинаются в 7.40, вечерняя служба — в 17.00; в воскресные и праздничные дни — две литургии, в 7.00 и 10.00. По понедельникам совершается вечерня с акафистом (на Саровско-Дивеевский распев) преподобному Серафиму Саровскому, в среду — вечерня с акафистом пророку Божию Илии, в пятницу — вечерня с акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери «Нечаянная Радость».

Храм открыт ежедневно с 07.00 до 23.00.

Источник

Храм Илии пророка в Обыденском переулке (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Илии пророка в Обыденском переулке (Москва)

обыденский храм ильи пророка в москве. 225px %D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC %D0%98%D0%BB%D0%B8%D0%B8 %D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0 %D0%B2 %D0%9E%D0%B1%D1%8B%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC %D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B5 (%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0). обыденский храм ильи пророка в москве фото. обыденский храм ильи пророка в москве-225px %D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC %D0%98%D0%BB%D0%B8%D0%B8 %D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0 %D0%B2 %D0%9E%D0%B1%D1%8B%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC %D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B5 (%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0). картинка обыденский храм ильи пророка в москве. картинка 225px %D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC %D0%98%D0%BB%D0%B8%D0%B8 %D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0 %D0%B2 %D0%9E%D0%B1%D1%8B%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC %D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B5 (%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0).

Содержание

История [ править ]

Царская Россия [ править ]

Храм, возведённый на рубеже XVI—XVII веков, первоначально деревянный, вероятнее всего, был сооружён по случаю засухи. Дата его построения точно не известна; первое упоминание о нём относится к концу XVI века. Существование церкви подтверждал Синодик, составленный при святителе Патриархе Иове между 1589 и 1607 годами и хранившийся в ризнице храма ещё в начале XX века. Но первым упоминанием о храме считается сочинение Авраамия Палицына «История в память предъидущим родом» (известное под названием «Сказание Авраамия Палицына»), описывавшее события 1584—1618 годов. По свидетельству «Сказания», 24 августа 1612 года, в день решающего сражения русских с поляками, князь Дмитрий Пожарский служил молебен перед образом Святой Троицы, Богородицы и чудотворцев Сергия и Никона, «молящеся о побеждении на враги на месте, идеже был обыденный храм во имя святаго пророка Илии.»

В иконостасе главного алтаря нынешнего храма от этой древней деревянной церкви предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанский образ Божией Матери, написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым.

Вероятно, в деревянной церкви находились иконы: храмовая — святого Илии Пророка с 20 клеймами жития, «Святая Троица Ветхозаветная», Владимирский образ Богоматери, «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи», «Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)».

В 1702 году на месте деревянного начали строить каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах. Сохранилось документальное свидетельство о начале строительства в книге подрядных записей[4]. Из этого документа следует, что в качестве образца для строительства был выбран соборный храм Николо-Перервинского монастыря, однако, возможно, из-за нехватки средств этот замысел не осуществился, и на месте деревянной церкви была возведена не двухэтажная, а одноэтажная церковь с семиярусным иконостасом, первоначальный каркас которого сохранился до нынешнего времени. О создателях храма братьях Деревниных напоминают мраморные плиты, находящиеся внутри храма[2]. В «Синодальном справочнике» было указано: «Построена в 1702 г. думным дьяком Гавриилом Деревниным на месте прежней деревянной».

6 октября 1706 года был выдан антиминс в построенный придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который вскоре сильно пострадал во время пожара 1748 года и был возобновлён «усердием и стараниями бригадира Никиты Андреевича Болкунова». В ноябре 1819 года освящён южный придел во имя апостолов Петра и Павла.

Современный архитектурный облик храм приобрёл в настоятельство протоиерея Иоанна Матвеевича Лебедева. Это было пореформенное время, когда в России многое менялось. В это время произошёл значительный рост числа предпринимателей, большинство из которых принадлежали к купеческому сословию. Многие предприниматели не только являлись жертвователями, но и лично участвовали в приходской жизни церквей, многие были церковными старостами.

В 1867 году одновременно с назначением настоятелем протоиерея Иоанна Лебедева церковным старостой Ильинского храма стал купец первой гильдии Владимир Дмитриевич Коншин. Первой своей задачей настоятель и староста сочли капитальный ремонт трапезной и колокольни из-за образовавшейся в западной части свода трещины.

К составлению проекта Коншин привлёк архитектора А. С. Каминского. Оба были женаты на сёстрах П. М. Третьякова, который часто бывал в Ильинском храме, поскольку рядом с 1865 года проживала его мать Александра Даниловна, а позже, неподалеку, на Пречистенском бульваре поселился и брат Сергей Михайлович. Вместе с Коншиным Третьяковы пожертвовали значительную сумму на реконструкцию храма и постройку колокольни. Освящение новой трапезной и колокольни было совершено 9 июня 1868 года митрополитом Иннокентием, отслужившим в храме свою первую литургию после прибытия в Московскую митрополию.

В. Д. Коншин был инициатором создания первой церковно-приходской школы храма и стал её попечителем. Занятия начались в январе 1875 года; учебной частью руководил действительный статский советник А. Г. Кашкадамов. В 1882 году при храме было построено отдельное здание для школы и богадельни.

Во времена СССР [ править ]

В 1930 году храм дружно отстояли от закрытия верующие: 1 марта было принято постановление о закрытии, а 20 мая власти приняли новое постановление: «Имея в виду, что в районе нахождения закрываемой церкви уже закрыты 4 церкви: Антипьевская, Ржевская, Бариковская и Зачатьевский монастырь и что особо острой нужды в здании обыденской церкви не видно… церковь оставить верующим.»

По преданию, храм собирались закрыть после службы 22 июня 1941 года, но началась война.

15 июня 1944 года сюда была перенесена из храма Воскресения Христова в Сокольниках почитаемая как чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость». В храме хранится ряд иных святынь, в частности, связанных с деятельностью митрополита Серафима (Чичагова): икона «Спаситель в белом хитоне». Высота колокольни — 36 метров. С южной стороны звонарской площадки можно увидеть отсутствие ажурной кованой решётки — след от колокола, сброшенного во время антирелигиозной кампании в 1940-м году.

Современное состояние [ править ]

обыденский храм ильи пророка в москве. 200px %D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC %D0%98%D0%BB%D0%B8%D0%B8 %D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0 %D0%B2 %D0%9E%D0%B1%D1%8B%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC %D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B5 (%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)1. обыденский храм ильи пророка в москве фото. обыденский храм ильи пророка в москве-200px %D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC %D0%98%D0%BB%D0%B8%D0%B8 %D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0 %D0%B2 %D0%9E%D0%B1%D1%8B%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC %D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B5 (%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)1. картинка обыденский храм ильи пророка в москве. картинка 200px %D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC %D0%98%D0%BB%D0%B8%D0%B8 %D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0 %D0%B2 %D0%9E%D0%B1%D1%8B%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC %D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B5 (%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)1.

В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Максим (Шевцов). На приходе действует воскресная школа для детей и лекторий для взрослых. Кроме того приход занимается социальным служением, молодежной и миссионерской работой, организуются паломнические поездки, в храме проводятся экскурсии, организуются паломнические поездки.

Источник

Духовенство

обыденский храм ильи пророка в москве. nastoyatel big. обыденский храм ильи пророка в москве фото. обыденский храм ильи пророка в москве-nastoyatel big. картинка обыденский храм ильи пророка в москве. картинка nastoyatel big.Протоиерей Максим Шевцов — настоятель храма с августа 2012 года.
Родился 11 июля 1977 года в городе Ставрополе.
В 1998 году окончил Московскую духовную семинарию.
В 2002 году окончил Московскую духовную академию.
Кандидат богословия.
8 января 1999 года рукоположен в сан диакона ректором Московской Духовной Академии епископом Верейским Евгением. Им же 20 мая 1999 года, на праздник Вознесения Господня, рукоположен во иерея в Покровском академическом храме.
С 2003 по 2012 год являлся клириком кафедрального соборного Храма Христа Спасителя.

обыденский храм ильи пророка в москве. 3 skurat big. обыденский храм ильи пророка в москве фото. обыденский храм ильи пророка в москве-3 skurat big. картинка обыденский храм ильи пророка в москве. картинка 3 skurat big.Протоиерей Николай Скурат — клирик храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке в Москве.
Родился 8 июня 1959 года в Москве.
В 1982 году окончил Московский институт электроники и информатики.
В 2003 году окончил Московскую духовную академию.
В марте 1996 года рукоположен во диакона архиепископом Одинцовским Иовом.
В марте 1998 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II рукоположен во иерея.
Женат, имеет семерых детей.

обыденский храм ильи пророка в москве. 5 dorohin big. обыденский храм ильи пророка в москве фото. обыденский храм ильи пророка в москве-5 dorohin big. картинка обыденский храм ильи пророка в москве. картинка 5 dorohin big.Иерей Андрей Дорохин — клирик храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке в Москве.
Родился 8 июля 1970 года в Москве.
В 1992 году окончил Московский авиационный технологический институт им. К.Э.Циолковского.
В 1998 году — окончил Финансовую академию при Правительстве РФ.
С 1995 года нес послушание алтарника и чтеца в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках в Москве.
В 2004 году окончил Московскую духовную семинарию.
В 2007 году окончил Московскую духовную академию.
В марте 2004 года архиепископом Верейским Евгением (Решетниковым), ректором МДАиС, рукоположен во диакона.
В 2006 году архиепископом Верейским Евгением (Решетниковым), ректором МДАиС, рукоположен в иерея.
С 2002 года по настоящее время несет послушание в Учебном комитете Русской Православной Церкви.
Женат, имеет шестерых детей.

обыденский храм ильи пророка в москве. o vladimir big. обыденский храм ильи пророка в москве фото. обыденский храм ильи пророка в москве-o vladimir big. картинка обыденский храм ильи пророка в москве. картинка o vladimir big.Иерей Владимир Сердюк — клирик храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке г. Москвы.
Родился 5 июля 1992 года в Москве.
В 2012 году окончил Московское государственное училище музыкального исполнительства им. Фредерика Шопена.
В 2017 году окончил бакалавриат Сретенской Духовной семинарии.
В 2019 году окончил магистратуру Сретенской Духовной семинарии.
Магистр богословия.
17 апреля 2016 года рукоположен в сан диакона ректором Сретенской Духовной семинарии епископом Егорьевским Тихоном в Соборном храме Владимирской иконы Божией Матери Сретенского ставропигиального мужского монастыря.
7 мая 2019 года рукоположен во иерея митрополитом Истринским Арсением, первым викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в Архангельском соборе Московского Кремля.
С 2016 года по настоящее время несет послушание в Управлении Московской Патриархии по г. Москве.
Женат, воспитывает сына.

Духовенство в истории

Причт храма в XVII столетии состоял из cвященника, диакона, дьячка и пономаря. О происхождении священников того времени, образовании и деятельности ничего неизвестно. Имеющиеся источники (в основном, Приходные книги Патриаршего приказа) не позволяют воссоздать последовательность и время их служения в целом. Однако следует обозначить имена, дошедшие до наших дней.

Известно, что в 1625 году в Обыденской церкви служил священник Игнатий. Через него внесена от Илии-Обыденской церкви дань в количестве 12 алтын с деньгою (приходная книга Патриаршего приказа 1625 года). О. Игнатий значится в приходных книгах по 1629 год включительно.

В документах 1642 года упоминается священник Иоанн (по приходной книге 1642 года). О. Иоанн упоминается настоятелем в 1652–1684 годах. С 1643 по 1653 год, очевидно, вторым священником «был священник Семен».

В 1686 году здесь служил священник Иродион Афанасьев (по приходным книгам того же года). Иродион «был священником» в 1686–1689 годах. В 1687 году упоминается Иоанн Иосифов (приходная книга того года).

О служении в храме священника Василия известно с 1702 года. При нем началось строительство каменной церкви на иждивение думного дьяка Гавриила Федоровича Деревнина. К этому же времени относится упоминание первого диакона прихода — Иоанна (приходные книги Патриаршего приказа 1694, 1701 и 1704 годов).

О жизни храма и прихода в Х VIII — первой половине ХIХ века сохранились лишь отрывочные сведения: имена жертвователей, иногда — священников. Со второй половины ХIХ века о жизни храма известно гораздо больше.

Много лет, с 1867 года до конца ХIХ века, настоятелем храма был протоиерей Иоанн Матвеевич Лебедев. Двадцатипятилетие его служения было торжественно отпраздновано в 1892 году. В «Московских церковных ведомостях» читаем: «В адресе указывалось на серьезные заслуги юбиляра перед приходом, для которого он возобновил храм, бывший до него в запущенном состоянии, учредил попечительство о бедных, устроил еще около двадцати лет назад церковноприходскую школу и постоянно заботился об ее процветании, открыл богадельню при церкви и вообще всеми силами старался содействовать улучшению духовного и материального состояния своих прихожан».

Священник Андрей Иванович Соколов служил на этом приходе с конца 90-х годов ХIХ века до 1917 года. Его послереволюционная судьба неизвестна, однако до начала 1920-х годов он был здесь настоятелем; его сменил протоиерей Виталий Лукашевич. Приблизительно с 1920-х годов он стал настоятелем, до начала 1930-х годов единственным священником прихода. Доброжелательный и бескорыстный протоиерей Виталий снискал любовь и глубокое уважение пасомых. Отвергнув обновленчество, он запрещал бывать на богослужении в оскверненном храме Христа Спасителя; сурово порицал увлекавшихся А. И. Введенским. В эти годы диаконами в храме был сначала отец Сергий Меньшов, художник-самоучка, а затем отец Симеон Балабанов. В 1930-е годы многие диаконы ушли на государственную службу, в том числе и отец Симеон.

С 1930-х годов в храм стали вливаться общины верующих из закрытых к тому времени церквей: Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах с протоиереем Георгием Чинновым и протодиаконом Александром Любимовым, Воскресения Словущего на Остоженке с протоиереем Николаем Митропольским и протодиаконом Николаем Мороювым, Успения Пресвятой Богородицы на Остоженке с протоиереем Сергием Орловым и диаконом Сергием Вознесенским. Отец Виталий всех по-братски принимал.

По доносу в 1936 году протоиерей Виталий был переведен в единственную тогда действовавшую церковь в Загорске. Через год его арестовали. Из Уссурийского лагеря он писал родным, даже присылал засушенные им растения. Истинно добрым пастырем проявил он себя и в лагере, духовно заботясь о товарищах по заключению. О. Виталий умер 27 ноября 1938 года, посмертно реабилитирован.

30 марта 1936 года указом Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) настоятелем Обыденского храма был назначен протоиерей Александр Васильевич Толгский (1880–1962). На этом посту он служил непрерывно 26 лет до дня своей кончины, удостоен всех возможных церковных наград.

В 1938 году на Обыденский приход был переведен отец Николай Павлович Тихомиров (1896–1981).

В конце войны клир состоял из двух священников — отца Александра Толгского и отца Николая Тихомирова — и протодиакона Николая Орфенова. До смерти протоиерея Александра Толгского отец Николай был вторым священником, а после кончины настоятеля заступил на его место (1962–1985).

В послевоенные годы возникла настоятельная необходимость увеличить число священников до трех-четырех, не считая «помогавших». Третьим, а по смерти отца Александра Толгского вторым, священником, отдавшим храму всю жизнь, был замечательный пастырь — протоиерей Александр Николаевич Егоров (1927–2000), служивший на приходе с сентября 1951 года.

Следующим настоятелем стал протоиерей Ерос Дамианович Ясенчук. В декабре 1986 года его сменил и в течение 20 лет нес обязанности настоятеля протоиерей Алексей Сергеевич Лапин. С сентября 2006 года отец Алексий являлся почетным настоятелем храма — вплоть до 1 сентября 2018 года, когда батюшка отошел ко Господу.

Добрую память в сердцах прихожан оставил протоиерей Владимир Иванович Смирнов (1903–1981), служивший в Обыденском храме в 1954–1978 годах. Третьим священником стал отец Петр Дьяченко. К печали прихода, он неожиданно умер еще не старым 10 июня 1991 года.

На Обыденском приходе непродолжительное время служил незабвенный многолетний прихожанин, а затем священник протоиерей Глеб Каледа.

Невосполнимой для храма была потеря скончавшегося в начале 1995 года замечательного протодиакона Николая Николаевича Орфенова, служившего здесь с начала 1940-х годов.

Вечная память всем почившим священнослужителям!

Источник

Приход храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке г. Москвы

Официальный приходской сайт

Храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке г. Москвы

обыденский храм ильи пророка в москве. i. обыденский храм ильи пророка в москве фото. обыденский храм ильи пророка в москве-i. картинка обыденский храм ильи пророка в москве. картинка i.

Контактная информация

В Москве, на Остожье, которое прежде именовалось Скородомом, москвичи часто строились после пожаров, пригоняя лес по воде, что облегчало подготовку строительства. Здесь строили, так сказать, наскоро, с целью последующего размещения предварительно собранных конструкций в других районах города, поэтому это место и получило название «Скородом». Удобно было строить на месте продажи лесного материала. Здесь и был построен деревянный храм во имя святого пророка Божия Илии. Строительство совершилось за один день – «обыдень», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». Предполагаемый год возведения – 1592 г. По имени храма три ведущих к нему переулка стали Ильинскими, а затем – Обыденскими.

С тех пор название храма достаточно часто фигурирует в различных исторических документах. Это место становится свидетелем широко известных исторических событий Смутного времени: в 1612 году близ храма возносится молитва духовенства и земского ополчения перед изгнанием «студных» еретиков-иноземцев, осквернивших святыни Московского Кремля.

Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения в храме совершали предстоятели Русской Церкви.

В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах, прослужив Богу и людям уже более 300 лет.

Строителями нового храма были братья Деревнины: думный дьяк Гавриил Феодорович (†1728) и комиссар Василий Феодорович (†1733), на средства которых производилась постройка и в память о которых на стенах арки, при входе в построенную ими центральную часть храма, установлены памятные мраморные доски.

В течение 300 лет в храме совершаются богослужения. В период безбожного лихолетья храм не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. Известно, что в 1930 году храм дружно отстояли верующие, которых в то время в общине было 4000 человек.

По преданию, власти собирались закрыть храм после службы 22 июня 1941 года, в день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших, но этого не произошло – началась война.

Общины закрывавшихся в те годы московских храмов, вливаясь в приход Обыденного храма (порой вместе со своим духовенством), приносили свои святыни и добрые вековые традиции, бережно сохраняемые духовенством прихода. Традиции собравшихся в Ильинской церкви приходов слились воедино, передавая последующим поколениям полноту духа дореволюционной приходской жизни православной Москвы.

Чтимые святыни храма – чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская». В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима передал храму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима в храме был освящен приставной престол.

Источник

Икона Божией Матери «Казанская»

обыденский храм ильи пророка в москве. 03 kazanskaya big. обыденский храм ильи пророка в москве фото. обыденский храм ильи пророка в москве-03 kazanskaya big. картинка обыденский храм ильи пророка в москве. картинка 03 kazanskaya big.

У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд,
Жены, дочери и матери
Перед ней с мольбой стоят.
С. М. Городецкий

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, / Пресвятая Дево/ Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления // всем с верою притекающим.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

После пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне Онучиной явилась во сне Богородица, велевшая откопать Её икону на пепелище. В указанном месте действительно была найдена икона. День явления Казанской иконы — 8 июля по юлианскому календарю — ныне общецерковный праздник в Русской Церкви.

Чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления в храм: исцелились двое слепых, участвовавших в процессии. Будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский, в 1594 году, будучи митрополитом Казанским, составил Повесть о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани.

Русской Церковью особо почитались два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери, дважды сопутствовавших русскому воинству в борьбе против иноплеменников: Московский и Санкт-Петербургский. Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 г., был передан дружинам северных городов под руководством князя Дмитрия Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков. 22 октября русские выбили поляков из Китай-города, и затем сами захватчики сдали Кремль.

До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее князем Пожарским Казанском соборе на Красной площади. После разрушения собора почитаемый список Казанской иконы был перенесён в Богоявленский собор в Елохове.

Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.

Казанская икона — вне сомнения, самый почитаемый в нашей стране Богородичный образ. Уже к началу XX века по различным епархиям Российской империи были десятки официально чтимых местных списков Казанской иконы Божией Матери.

«КАЗАНСКАЯ» В НАШЕМ ХРАМЕ

Казанскую икону Божией Матери, расположенную в местном ряду иконостаса слева от царских врат, принято считать работой Симона Ушакова. Несмотря на отсутствие авторской подписи, такое предположение основано на ее «парности» образу Спаса Нерукотворного, который бесспорно принадлежит этому иконописцу. Однако Богородичная икона отличается и размерами, и некоторыми особенностями живописного исполнения. Несомненно, она создана одним из лучших мастеров оружейной палаты — так профессионально и тонко, в соответствии с новыми «живоподобными» тенденциями, написаны лики Богоматери и Младенца. По художественным качествам, по характеру мягкого, «световидного», с нежной подрумянкой, письма личного она может принадлежать кисти Симона Ушакова, но доличное на иконе, к сожалению, пострадало и сохраняет прописи более позднего времени. Вероятно, этот образ был заказан в другое время, позднее, чем «Спас Нерукотворный». Как и все иконы местного ряда, в начале ХХ века он был закрыт серебряным окладом.

ТРОПАРЬ, глас 4-й

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, / в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею / и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

МОЛИТВА

О Пречистая Владычице Богородице, Царице небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая помощнице и всем людем утверждение и во всяких нуждах избавление! Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице чтимая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо, грешнии, не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебя рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша, Ты еси обидимым защищение. Скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем и на Твой пречистый образ с превечным на руку Твоею держимым младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *