обучение техническим приемам игры в волейбол
Методическая разработка «Обучение основным техническим элементам в волейболе на этапе начальной подготовки»
Ключевые слова: волейбол
ВВЕДЕНИЕ
Техника волейбола включает в себя стойки и перемещения, подачи и приём мяча, передачи, нападающие удары и блокирование. Хотя, на первый взгляд, отдельные технические приёмы кажутся довольно простыми, но в игре их применить эффективно довольно затруднительно.
а) принцип постепенности при обучении технике игры (не закрепив один двигательный навык, не переходить к другому).
б) целенаправленная физическая подготовка.
в) знание биомеханических закономерностей движения при выполнении технических приёмов в волейболе.
г) знание причин возникновение ошибок при обучении и исправление этих ошибок.
д) подводящие упражнения, тренажеры, собственный пример делают технику движений у детей без искажения их сущности.
Для качественного изучения техники нужна точная и доступная информация и если тренер может не просто рассказать, но и показать технические приёмы, дети усваивают информацию лучше.
1. Обучение основным техническим элементам в волейболе
Каждый технический элемент допускает несколько способов его выполнения с учётом конкретной ситуации.
Для игры в волейбол на начальном этапе очень важно хорошо владеть тремя элементами:
Существуют следующие виды стоек:
При всех видах стоек ноги согнуты в коленях. Центр тяжести тела вынесен вперёд. Ступни стоят на одном уровне или одна вынесена вперёд.
Руки в стойке для приёма нападающего удара должны быть вынесены вперёд на уровне пояса по причине высокой скорости полёта мяча.
Основные виды перемещений к мячу:
Также очень важны остановки. Которые можно классифицировать:
1.1. Основные стойки (исходные положения) и перемещения
Многие дети просто боятся мяча. При обучении начинающих элементам волейбола необходимо начинать с простейших упражнений на развитие специальной ловкости:
Сочетание бросков и ловли мяча с перемещением по площадке одного или двух игроков.
2. Средняя стойка самая важная: в ней игрок готовиться принять подачу, сделать передачу снизу или сверху, или атаковать.
Подводящие упражнения к перемещениям:
Дети, которые выполняют эти упражнения быстро и точно быстрее осваивают нижнюю передачу после перемещения с остановкой.
Второй очень важный элемент при обучении на начальном уровне это приём мяча снизу двумя руками.
От успешного освоения этого приёма во многом зависит обучение волейболу вообще. При кажущейся простоте здесь очень много нюансов.
1.2. Обучение приёму мяча снизу
Обучение приёму мяча снизу начинается с теории, с правильной постановки рук и ног. Надо показать на своём примере, чтобы дети видели куда мяч летит, если стойка правильная и куда мяч полетит если занять не правильную стойку. Подводящие упражнения к освоению приёма снизу:
При выполнении нижней передачи возможны ошибки на них нужно сразу указывать, объясняя причину.
Пока команда подаёт подачу, она диктует игру.
Подачи можно классифицировать:
Требование к технике нижней подачи:
Требование к верхней прямой подачи:
1.3. Подача. Обучение подачи
Обучение прямой верхней подачи должно проходить одновременно с обучением нижней подачи.
Примерные упражнения для обучения:
Если у детей в процессе обучения начинает получаться подача, любая или нижняя, или верхняя они начинают её совершенствовать с особым интересом. В этой ситуации нужно на собственном примере показать, что, обладая сложной подачей, можно добиваться значительного успеха в игре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На начальном этапе обучения очень важно обучить детей правильным стойкам, перемещениям и остановкам одновременно, обучая подавать подачу и принимать мяч снизу. Если дети будут владеть этими тремя основными элементами они уже могут играть в волейбол через сетку. У детей появиться интерес к тренировкам, к игре в волейбол. Их уже можно будет обучать другим техническим элементам и улучшать технику и качество исполнения того, что они умеют. Тренировочный процесс будет проходить интереснее для самих детей. Можно уже формировать команду для участия в соревнованиях.
Методика обучения техническим приемам волейбола
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методика обучения техническим приемам волейбола
учитель физической культуры
МАОУ-СОШ №1 им. В.И. Фадеева
Марченко Нина Григорьевна
Техника и ее значение
По целевому признаку организации действий технику волейбола делят на два раздела: технику нападения и технику защиты. В свою очередь, каждый из этих разделов состоит из двух групп — это техника перемещения и техника владения мячом (техника противодействий). Каждая группа подразделяется на ряд технических приемов. В технике перемещения их четыре: стойки, ходьба, бег, скачок; в технике нападения — три: подача, передача, нападающий удар; в технике защиты — два: прием мяча и блокирование.
Каждый технический прием представляет собой систему движений, состоящую из связанных воедино отдельных частей, определенным образом взаимодействующих друг с другом.
Значение правильного выполнения технических приемов в волейболе очень высоко, и судят за это очень строго: сначала оценивается качество, а затем результат. Но это не означает, что волейболисты не должны уделять внимание физической подготовке: без нее будет невозможно выполнить некоторые технические приемы. Например, слабый прыжок существенно усложняет выполнение нападающего удара.
В процессе обучения школьников большую роль играет использование подготовительных и подводящих упражнений, что позволяет предупредить появление ошибок.
Овладеть основами техники волейбола помогают и подвижные игры. Например, в игре «Охотники и утки» бросок мяча сверху одной рукой помогает правильной работе кисти.
При обучении технике волейбола будет уместно дифференцировать учащихся в зависимости от их способностей. К первой группе относятся дети с высоким уровнем физической подготовленности. Они сообразительны, общительны, подвижны. Вторую (основную) группу составляют учащиеся, хорошо координированные, легко усваивающие новый материал. Третью группу составляют дети, которым сложно дается освоение материала: они часто бывают невнимательны к показу упражнений учителем. К таким детям учителю нужно чаще подходить при проверке правильности выполнения упражнений для дополнительного показа и объяснения.
При обучении технике владения мячом в волейболе применяются следующие методы организации занятий:
фронтальный — все учащиеся выполняют одно и то же задание;
групповой — по отделениям или парами. Дети получают разные задания;
Выделяют четыре этапа обучения техническим приемам.
Первый этап предусматривает ознакомление учащихся с разучиваемыми приемами. Здесь важно придерживаться следующих рекомендаций:
Показ приема должен быть правильным и дополняться наглядными пособиями: макет площадки, схемы.
Объяснение должно быть понятным для учащихся: следует чередовать его с показом.
На втором этапе необходимо правильно подобрать подводящие упражнения, близкие по структуре к техническому приему. При изучении технических приемов используется метод целостного обучения, если он не представляет сложности для обучающихся школьников, и расчлененный метод — когда технический прием делится на части, выделяя при этом основное звено. Важно правильно подобрать подводящие упражнения, не задерживаться долго на отдельных частях упражнения и как можно быстрее подвести учащихся к выполнению упражнения в целом.
Третий этап — это разучивание приема в условиях, приближенных к игровым моментам, чему способствуют многократные повторения для становления и закрепления навыка.
Четвертый этап — закрепление технических приемов в процессе учебных игр, которое предполагает правильное их выполнение в быстро изменяющихся условиях. Одновременно с совершенствованием техники происходит развитие тактических умений.
Ниже предлагаются упражнения, при помощи которых учащиеся быстрее осваивают основные технические приемы, а учитель может включать их в программу занятия в зависимости от поставленных задач.
Обучение техническим приемам волейбола на уроках физической культуры целесообразно проводить в такой последовательности:
Подготовительные упражнения, с помощью которых происходит развитие специальных физических качеств, а также органов и систем, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого приема.
Подводящие упражнения, которые необходимы для овладения техникой приема в целом или его отдельных элементов.
Упражнения, благодаря которым происходит соединение частей технического приема в целостный двигательный акт.
4. Совершенствование технического приема в специально подобранных подвижных играх и в учебной игре.
В соответствии с комплексной программой по физическому воспитанию (В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2010) учащимся предлагаются для изучения следующие элементы волейбола:
1. Стойка волейболиста, имитация приема сверху, снизу. Перемещение приставными шагами влево, вправо, спиной вперед с приемом мяча сверху и снизу.
Броски баскетбольного мяча вверх стоя на месте и с перемещением.
Прием мяча сверху и снизу стоя на месте и у стены.
То же с перемещением вправо, влево, вперед, назад.
Передача мяча сверху, снизу в парах, через низкую сетку.
Подача мяча в стену, прием мяча.
Прием мяча после подачи.
Нижняя прямая подача в сетку.
Нижняя боковая подача.
Упражнения в движении
1. Бег в сочетании с выполнением круговыми движениями руками, перебрасыванием мяча из одной руки в другую, бросками мяча из-за спины вперед по ходу движения.
2. Бег с ускорением.
3. Передача мяча сверху двумя руками после предварительного перемещения. Следует обращать внимание на своевременность выхода к мячу.
Учащиеся выстраиваются в круг, в центре — 1—3 человека, которые по очереди набрасывают мяч игрокам, перемещающимся по кругу приставными шагами. Те в ответ должны выполнить передачу мяча водящему сверху или снизу двумя руками.
Учащиеся распределяются по парам и по моему сигналу начинают передвижение приставными шагами, выполняя передачи друг другу.
На стене нарисован квадрат. Учащиеся выстраиваются в колонну на расстоянии 5 м от стены и по очереди выполняют броски по нему снизу или сверху двумя руками, стараясь попасть точно в цель. Выполнив передачу, игрок встает в конец колонны.
Нижняя прямая подача
Обучение технике этого элемента начинается с имитации данной подачи. Затем выполняется подача мяча партнеру без сетки, а затем через сетку, расположенную на высоте 2 м. Расстояние от игроков до сетки — 4 м. Постепенно овладев этим приемом, дети отходят от сетки, приближаясь к лицевой линии.
Нижняя боковая подача
В современном волейболе данную подачу используют очень редко. Сначала нужно научить ребят правильно выполнять стойку, затем — бросок мяча, стоя боком, движением руки через голову. После этого учащиеся пробуют выполнить подачу через сетку высотой 2 м, затем отходят от сетки подальше, выполняют подачу, и так до лицевой линии.
Для закрепления техники подачи можно провести игру «Двадцать пять», попутно объясняя детям правила игры в волейбол, — игра идет до 25 очков. Очко разыгрывается с каждой подачи. Две команды располагаются на разных лицевых линиях. Игроки по очереди подают мяч. За каждую выполненную подачу команда получает 1 очко. Побеждает та команда, которая раньше наберет 25 очков.
На уроках волейбола после ОРУ, специальных упражнений, беговых, прыжковых упражнений изучаются следующие технические приемы:
Послать мяч двумя руками сверху или снизу в стену; после его падения на пол выполнить прием снизу двумя руками.
То же в движении приставными шагами.
Упражнение в парах. Прием мяча сверху и снизу после несильного удара или набрасывания партнером.
Упражнение в парах. Прием мяча сверху и снизу после удара через сетку. Партнер посылает мяч через сетку в зоны 5, 1 и 6.
Передача мяча после собственного подбрасывания на точность: из зоны 6 в зону 3, из зоны 6 в зону 4, из зоны 2 в зону 3 и т.д.
Упражнение в парах. Игрок выполняет передачу мяча сверху двумя руками на партнера, который принимает его снизу.
Встречная подача мяча через сетку в зонах: 3-3,2-4,4-2,2-2,2-5,2-1.
Нижняя прямая подача в стену и прием отскочившего мяча.
Нижняя прямая подача из-за лицевой линии через сетку.
Нижняя боковая подача из-за лицевой линии через сетку.
В подготовительной части урока могут быть использованы следующие игры.
Играющие перемещаются приставными шагами в указанной мною стойке: прыжками на двух ногах в приседе, прыжками на одной ноге.
Дети делятся на две команды. Мяч подбрасывается вверх. Игроки стараются отбить его, используя передачи сверху и снизу, и начинают передавать друг другу. Участники другой команды стараются завладеть мячом. Побеждает команда, игроки которой сумеют сделать больше передач между собой.
Учащиеся располагаются по кругу и, передавая мяч друг другу сверху или снизу, стараются попасть им в водящего в центре круга, который старается увернуться.
Обучение нападающему удару
Доставание подвешенного на веревке мяча одной рукой в прыжке, отталкиваясь двумя ногами с предварительного разбега.
Броски баскетбольного мяча двумя руками из-за головы в прыжке с места через сетку и без нее. Перед выполнением упражнения мяч держать перед грудью, в момент прыжка активным движением рук заносить его за голову.
Имитация прямого нападающего удара в прыжке, толчком двух ног с места и с 1—3 шагов разбега.
Многократные удары по мячу в стену. Расстояние до стены — 3-4 м.
Удары мяча в пол с таким расчетом, чтобы он затем ударился в стену и отскочил в руки. Выполняются после собственного набрасывания кистью прямой руки на расстоянии 1 —1,5 м от стены.
Удары в прыжке с места по мячу, наброшенному партнером.
Удары через сетку с собственного набрасывания мяча.
1. Верхняя передача мяча над собой с перемещением.
Прием мяча снизу после набрасывания партнером.
Прием и передача мяча сверху и снизу в парах стоя на месте и через сетку.
Прием мяча от сетки. Один ученик бросает мяч в сетку, другой, подбегая к ней, принимает снизу двумя руками.
Верхняя прямая подача мяча. Игроки располагаются у стены на расстоянии 3—4 м и ударом сверху выполняют верхнюю подачу в стену.
Дети располагаются на расстоянии 3—4 м от сетки и выполняют верхнюю прямую подачу, затем постепенно увеличивают расстояние от сетки.
Подача и прием мяча в тройках. Двое участников располагаются у сетки с мячами, третий — на расстоянии 6 м от нее. Стоящие у сетки игроки поочередно выполняют верхнюю прямую подачу партнеру. Через пять подач партнеры меняются местами.
8. Повторить подготовительные упражнения для обучения нападающему удару:
Учебная игра с соблюдением всех правил. Свободные от игры ученики выполняют силовые упражнения: лазанье по канату, подтягивание, упражнения с гантелями. Участник, не выполнивший подачу, заменяется игроком, выполняющим силовые упражнения. Таким образом, в игре участвуют все учащиеся класса.
Круговой волейбол. Класс делится на 4 равных (по количеству участников) команды, которые выстраиваются в круг. Игроки стараются выполнять различные передачи мяча, стараясь как можно дольше продержать его в воздухе, и ведут подсчет выполненных без потерь передач до первой ошибки. Потом отсчет начинается заново. Побеждает команда, которая сумеет выполнить больше передач.
1. Индивидуальные упражнения:
передача мяча сверху над собой — 50 раз;
передача мяча снизу над собой — 50 раз;
жонглирование: чередование приема сверху и приема снизу.
2. Упражнения в парах:
Класс делится на группы по 6 человек в каждой. Трое располагаются в колонне, по одному на одной стороне площадки, трое в таком же построении — на другой. Игроки выполняют передачи мяча сверху и снизу со сменой мест. Ученик, который выполнил передачу, встает в конец своей колонны. Побеждает команда, которая сумеет продержать мяч в воздухе дольше других.
Игроки в зонах 4 и 2 выполняют нападающие удары на игроков в зонах 5 и 1 соответственно. Те принимают мяч и выполняют передачу в зону 3. Через 2 мин. ученики меняются местами.
Верхняя прямая подача. Класс делится на две группы, которые выстраиваются на лицевых линиях: одна выполняет подачу, другая принимает, потом подает.
Учебная игра проводится по тому же принципу, что и в 7-м классе: не подал — садись. Можно разнообразить уроки волейбола, включив в них следующие подвижные игры.
Класс делится на три-четыре команды по 7—8 человек в каждой. В игре участвуют две команды, которые располагаются на разных половинах спортивного зала. Две другие команды выполняют силовые упражнения. По сигналу команды стараются перебросить все имеющиеся в зале мячи на сторону соперника. Но это можно делать только над сеткой. Команда, которая нарушила это правило, проигрывает. Игра заканчивается по истечении определенного времени или в тот момент, когда одна из команд сумеет перебросить все мячи на сторону другой. Проигравшая команда сменяется одной из команд, участники которой выполняли силовые упражнения, а сама приступает к их выполнению и ждет своей очереди.
Класс делится на две команды: одна — принимающая, другая — подающая. Первый номер подающей команды выполняет подачу заранее оговоренным способом на сторону противника, а сам бежит вокруг площадки за боковыми и лицевыми линиями и возвращается на свое место. Игроки противоположной команды в это время принимают мяч и разыгрывают его между собой, стараясь выполнить как можно больше точных передач. Чем больше они их сделают, тем больше очков получат. Потом подачу выполняет и начинает бег второй игрок, и т.д. После того как все игроки подающей команды выполнят задание, команды меняются местами. Побеждает команда, которая наберет больше очков.
1. Индивидуальные упражнения.
передача мяча над собой сверху — 50 раз:
передача мяча снизу двумя руками — 50 раз;
жонглирование: чередование приемов сверху и снизу.
2. Упражнения в парах:
одна передача — сверху над собой, следующая — сверху партнеру;
— одна передача — снизу над собой, следующая — сверху партнеру.
Верхняя передача мяча за голову.
Игроки первой шеренги выполняют передачу к сетке игрокам второй шеренги, стоящим к ним лицом, те, в свою очередь, — за голову над сеткой игрокам четвертой шеренги, которые передают мяч вперед таким же образом ( рис. 1). Смена участников в шеренгах происходит после 10 передач.
5. Прием мяча двумя руками снизу после подачи с последующей передачей за голову. Игрок 1 подает мяч на игрока 3, который выполняет прием и передачу игроку 2, стоящему спиной к сетке, тот, в свою очередь, делает передачу за голову игроку 1 ( рис. 2). Через 10 передач участники меняются местами.
Передача мяча сверху двумя и одной руками в прыжке через сетку.
«Методика обучения техническим приёмам в волейболе»
«Методика обучения техническим приёмам в волейболе»
Мастер-класс для учителей физической культуры
-способствовать расширению запаса разнообразных навыков и умений игры;
-способствовать овладению рациональной техникой волейбола;
-способствовать улучшению деталей техники, за счет выявления причин появления ошибок;
-совершенствовать технику за счет изменения формы движений, создавая определенные трудности при выполнении технических приемов;
— совершенствовать технику игры в соревновательных условиях
Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс: разновозрастная группа
Технический прием – это система рациональных движений, сходных по структуре и направленных на решение однотипных задач. Каждый технический прием включает способы действий, которые отличаются друг от друга деталями выполнения движения. Основными классифицирующими признаками являются количество рук, участвующих в ударном движении, место удара кистей по мячу, положение тела игрока относительно сетки.
Разновидности техники детализируют описание способов и характеризуют движение по различным признакам условий выполнения приема, как то: отношение к опоре, параметры передачи, после которой выполняется данный прием и т. д.
Варианты техники – конечный уровень классификации, описывающий особенности выполнения технического приема при тактической реализации.
Каждый технический прием представляет собой систему движений, то есть нечто целое, состоящее из связанных воедино частей, определенным образом взаимодействующих друг с другом. Такие части принято называть фазами.
Техническая подготовка – это процесс обучения волейболиста технике движений и действий, служащих средством ведения игры, а также их совершенствования. Спортивная техника должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств. Чем выше уровень физической подготовленности, тем успешнее идет обучение и совершенствование.
Основными задачами технической подготовки являются:
— расширение запаса разнообразных навыков и умений, что позволяет правильно выполнять новые движения и быстрее овладевать ими;
— овладение рациональной техникой;
— улучшение деталей техники, за счет выявления причин появления ошибок;
— совершенствование техники за счет изменения формы движений, создавая определенные трудности при выполнении технических приемов;
— совершенствований техники игры в соревновательных условиях;
Техническая подготовка – это многолетний процесс, который условно можно разделить на два этапа: начальное обучение технике игры и ее дальнейшее совершенствование.
Верхняя передача мяча.
В волейболе технику составляют приемы и способы, необходимые для ведения игры. Техника волейбола состоит из следующих приемов: стоек и перемещений, передач, подач, нападающих ударов и блокирования. В игре место и роль отдельных технических приемов различны. Так, например, подачи составляют 12—16 % от общего числа технических
приемов, используемых в игре, передачи — 44—60 %, нападающий удар— 15-21 %, блокирование — 10—18 %.
В волейболе применяются два основных способа передачи: верхняя и нижняя. Прием-передача снизу относится к защитным действиям.
но фиксируются судьями, и мяч передается сопернику, что в конечном итоге сказывается на результате встречи.
Учитывая высокий удельный вес верхней передачи в общем количестве технических приемов игры в волейбол, высокие требования к технике выполнения, предъявляемые судейством, большое тактическое содержание, значительная часть времени в учебном и тренировочном процессе по волейболу отводится на обучение и совершенствование верхних передач. Упражнения по технике верхних передач включаются в каждое учебно-тренировочное занятие, независимо от других задач, решаемых в нем. В изученной нами литературе все авторы единодушно признают тот факт, что обучение техническим приемам игры в волейбол должно начинаться с верхней передачи.
При обучении верхней передаче ученики, кроме того, знакомятся с основными способами перемещений, учатся оценивать траекторию и скорость полета мяча, дифференцировать усилие в момент выполнения передачи, решают простейшие тактические задачи, получают представление о правилах игры.
Полученные при этом навыки оказывают положительное влияние на обучение другим элементам техники и во многом определяют успешность овладения ими.
Прежде чем рекомендовать комплекс примерных упражнений, способствующих начальному овладению навыком верхних передач, рассмотрим некоторые моменты техники верхней передачи.
Специальные упражнения для обучения верхней передачи мяча
Обучение верхней передачи лучше всего начать с постановки правильного положения кисти и пальцев. Волейболист должен касаться мяча двумя фалангами указательного и среднего пальца, большой палец должен быть направлен на себя, локти при этом разведены. Для этого надо следить за указательными пальцами. Они должны образовывать угол 90 градусов.
Чтобы сформировать у учащихся правильное положение кисти и пальцев, я в своей практике использую следующие упражнения:
-дриблинг от пола в высокой и низкой стойке;
-дриблинг, стоя на одной колени (высота отскока 10-20 см.);
-передача мяча в стенку (расстояние отскока 10-20 см ), мяч на уровне головы;
-то же, с приседанием,
-то же, с движением вправо, влево.
-передача мяча над собой (высота отскока 10-20 см ).
После того, как освоили правильное положение кисти и пальцев, даю упражнения для совершенствования верхней передачи мяча:
— передача над собой после отскока от пола ;
-передача вверх над собой ( высота 2-3 метра);
-чередование высокой и низкой передачи над собой;
-передачи над собой, хлопок;
— передача над собой, поворот на 360градусов;
-передача над собой, коснуться руками пола;
-передача мяча в стенку с расстояния 1,5-2 метра;
( В зависимости от освоения верхней передачи мяча, можно усложнять упражнения.)
-передача мяча над собой, упор лежа;
— передача мяча над собой, упор лежа и отжаться.
Нижняя передача мяча.
-в момент передачи руки должны быть прямые в локтях;
-при передаче принимающий должен видеть свои локти;
-локти вывернуты так, чтобы мягкая часть предплечья была обращена вверх;
-кисти опущены вниз;
-нижняя передача выполняется только за счет выпрямления ног.
При выполнении передачи предплечьями и нижнем приеме также встречается большое количество ошибок, которые нужно своевременно отслеживать и исправлять. Так, например, дети часто принимают мяч на кисти рук. Происходит это от того, что волейбол – единственная игра, в которой так активно используются предплечья. Дети же привыкли при игре с мячом ловить его именно кистями. Для устранения этой привычки предлагаем школьникам выполнить «выбивание неподвижного мяча». Ученики в парах, лицом друг к другу. Один держит мяч на вытянутых руках на уровне пояса. Второй – в низкой стойке, старается выбить мяч у партнера. При этом мяч должен пролететь над партнером. После нескольких повторений ученики меняются ролями. Следующая ошибка – прием мяча, согнутыми в локтевом суставе руками – является следствием недостаточного сгибания ног в коленях, или, как и в предыдущем случае, попытки отбить мяч кистями рук. Упражнение «черепаха» помогает нам исправить ситуацию: сцепленные руки вытянуты вперед, ученик выполняет низкую стойку и, втягивая голову, пытается достать плечами мочек ушей. Кроме того, при начальном обучении нижнему приему целесообразно использовать мячи более мягкие или полуспущенные.
Специальные упражнения для обучения передачи мяча снизу двумя руками.
Для обучения приему мяча снизу двумя руками использую следующие упражнения:
Часто при начальном обучении нижнему приему дети не сгибают ноги в коленях, что приводит к искажению техники этого важного элемента. Поэтому очень важно с первых уроков использовать ряд упражнений, направленных на развитие этого навыка. Это: 1. Броски и ловля мяча от стены, при этом мяч должен ударяться в стену ниже головы ученика. 2. То же, но выполнять в парах, перебрасывая мячи друг другу с отскоком от стены под углом. 3. То же, но выполняет один ученик двумя мячами (кидает мячи поочередно, при этом они сначала ударяются о стену, затем в пол). Когда это упражнение будет освоено, можно попробовать выполнить его без отскока от пола. 4. Броски и ловля мячей под натянутой волейбольной сеткой в парах. Это упражнение в дальнейшем можно выполнять, используя нижнюю передачу. 5. Выполнение нижней передачи над собой после отскока мяча от пола.
-подбросить мяч, присесть, выполнить нижний прием;
-нижняя передача над собой выполнить после отскока от пола;
— нижняя передача над собой;
-нижняя передача в стенку;
После овладения навыками верхней и нижней передач мяча даю упражнения в парах. Для того чтобы ориентировались в пространстве и чувствовали размер сетки, использую построение в парах от сетки.
Упражнения в парах.
2.нижняя передача в парах, после отскока от пола.
3.Верхняя передача мяча в парах.
4.Нижняя передача мяча в парах.
5.Нижний прием мяча, верхняя передача партнеру.
6.Две передачи мяча над собой, передача партнеру.
8.Передача мяча партнеру, поворот на 360градусов.
9.Прием мяча снизу после выполнения партнером нападающего удара.
10.Передача мяча в движении.
12.Первый выполняет одну передачу над собой и передачу партнеру, в это время второй выполняет один раз сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
Построение то же, но отойти на середину волейбольной площадки.
Такое построение использую для обучения приема подачи. При этом выполняем следующие упражнения:
1.Партнер перебрасывает мяч через сетку двумя руками – выполнить прием мяча двумя руками снизу.
Это упражнение даю только на начальном этапе обучения, так как задача принимающего – оставить мяч на своей площадке для розыгрыша, атаки. Поэтому упражнения комбинирую.
2.То же, после приема мяча снизу верхней передачей отправить через сетку.
3.То же, прием мяча снизу над собой, нижней передачей мяч через сетку.
Построение то же, но партнер становиться около сетки. При таком построении удобно тренировать розыгрыш мяча в три касания.
6.После переброски партнером мяча верхней передачей послать его игроку, стоящему у сетки. Тот выполняет скидку.
Глава 3.
Упражнения для обучения и совершенствования техники верхней прямой подачи мяча.
1.Подача мяча из положения, стоя на колене.
2.Подача мяча из положения сидя.
3.Подача мяча с 3, 6, 9 метров.
4.Подача мяча по зонам.
При прямом нападающем ударе ударное движение выполняют в сагиттальной плоскости. Начальное положение аналогично стойке при выполнении передачи. Подготовительная фаза включает разбег, прыжок в замах. Разбег служит для достижения достаточной горизонтальной скорости движения и его максимального использования для прыжка
1. прыжок вверх с места толчком двумя ногами с махом рук;
2. разбег вместе с прыжком и замахом;
Упражнения для обучения:
1.Прыжок с места вверх с махом руками.
2.То же, но с поворотом на 90, 180, 360гр..
3.Прыжок вверх толчком двумя ногами после одного шага вперед, в сторону.
4.Прыжки с подкидного мостика.
5.Спрыгивание с возвышения
Это упражнение поможет научиться правильно накладывать кисть на мяч.
7.Разбег и бросок мяча двумя руками через сетку – для тренировки правильного разбега и положения тела при атаке.
8.Метание теннисного мяча через сетку с разбега в один шаг в два шага.
12. Мяч удерживается пальцами левой руки. В прыжке вынести мяч выше сетки и ударить правой рукой, не подбрасывая.
13.То же, подбрасывая мяч.
14.Подбросить мяч, поймать в верхней точке.
15.Подбросить мяч, верхняя передача в верхней точке.
В волейболе техника приобретает ведущее значение, так как подвергается оценке судий и тем самым непосредственно влияет на результат.
Высокий уровень технической подготовленности мастера волейбола характеризуется следующими критериями:
— надежностью – стабильным выполнением технических приемов, несмотря на сбивающие факторы;
— разносторонностью – владением всеми техническими приемами и умением выполнять их совершенными способами;
— приспособляемостью – умение использовать арсенал технических приемов и способов в различных игровых ситуациях при активном противодействии соперника;
— специализацией – владением в совершенстве комплексом приемов при выполнении определенных функций в команде;
Процесс совершенствования техники сугубо индивидуален, но основная направленность тренировок для всех волейболистов такова, чтобы посредством различных упражнений и методических приемов выработать у игроков надежность, разносторонность и помехоустойчивость технических действий в процессе соревнований. Этого совершенства можно добиться только многократным повторением упражнений, создавая определенные трудности (сбивающие факторы) при выполнении технических приемов ( дополнительная физическая нагрузка, нестандартное выполнение заданий, психическая нагрузка, тренировки неидеальными мячами, в залах с недостаточным освещением).
За многие годы деятельности в школе у меня выработалась определенная система технической подготовки волейболистов.
На протяжении 6 лет работы со сборной школы по волейболу я на практике апробировал эту систему. За это время сборная гимназии становилась 3год подряд чемпионом города по волейболу, призером зональных соревнований, что подтверждает высокую эффективность данной системы подготовки волейболистов.
1. иера. Волейбол. Шаги к успеху: перев. с англ. –М. Астрель, 2006г.
3. Волейбол. Пер. с нем. Под общ. Ред. М. Фидлер. – М.: Физкультура и спорт, 1972
5. портивные игры на уроках физкультуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2001г.
7. Основы волейбола./Сост. О. Чехов. М.: Физкультура и спорт, 1979 и др.