обучение регентов в москве
РЕГЕНТСКИЕ КУРСЫ КУСТОВСКОГО
Цель курсов: подготовить регента – руководителя церковного приходского хора.
Сроки: 1 учебный год (9 месяцев: сентябрь-май).
Московские Православные Регентские Курсы (ныне Отделение церковного пения и регентования Православного гуманитарного института «Со-действие») существуют с 1989 года. Создателем и руководителем Курсов является регент с огромным стажем и опытом Евгений Сергеевич Кустовский.
За 30 лет Евгений Сергеевич обучил не одну сотню регентов (его ученики служат не только в Москве и Подмосковье, но и за рубежом), подготовил и выпустил много сборников для клироса и учебных пособий.
ДЛЯ КОГО НАШИ КУРСЫ
Светских музыкантов, которые недавно пришли на клирос
Вы выпускник или учащийся муз. училища или Вуза, только начали петь в храме, но Вам уже предлагают подумать о месте регента – ведь Вы профессиональный музыкант! Однако Вы совсем не знаете Устав и несмотря на дирижёрское образование понятия не имеете как управлять хором во время пения стихир и прочих обиходных песнопений, да и гласы знаете пока весьма приблизительно;
Начинающих регентов
Вы – из вчерашних певчих, по воле обстоятельств неожиданно для самого себя назначенный на эту должность и также испытываете трудности с Уставом, потому что у Вас нет опыта самостоятельного ведения службы, да и управление пусть даже небольшим коллективом даётся Вам с трудом;
Практикующих регентов
Вы уже довольно ловко справляетеь с последованием службы, правда в основном при помощи Богослужебных указаний и различных готовых последований, а без них – чувствуете себя неуверенно, поёте с вашим хором без особых проблем привычный репертуар, но хотели бы подходить более осмысленно и профессионально к его подбору и разучиванию;
Наконец, Вы просто мечтаете
освоить это удивительное дело – управление церковным хором и могли бы быть полезным на своём приходе, и начальное музыкальное образование у Вас есть, но дальше жизнь сложилась иначе и Вы не знаете, с чего начать
У НАС ВЫ НАУЧИТЕСЬ:
На занятиях по Уставу и Богослужебной практике – составлять и вести любую службу, от будничной беззначной до бденной, а также великопостным, пасхальным и архиерейским чином.
На занятиях по Обиходу – не только уверенно исполнять любую партию в обиходных гласовых напевах, но и эффективно обучать этому своих певчих. Кроме необходимого минимума гласовых напевов, Вы будете знать также подобны и некоторые особые варианты гласов.
На лекциях по Истории церковного пения – ориентироваться в разнообразии стилей, как обиходных напевов так и авторских сочинений, и, как следствие – осмысленно и грамотно подбирать репертуар для своего коллектива.
На занятиях по Сольфеджио – усовершенствуете свои слуховые навыки и знания по теории музыки, исходя из своего стартового уровня.
Наконец, на лекциях по Литургике – глубже проникать в смысл богослужения, передача которого – главнейшая задача хора.
КАК ПРОХОДИТ ОБУЧЕНИЕ
ПОДРОБНЕЕ О КУРСАХ
Дисциплины: Дирижирование
Регент храма преп. Саввы Сторожевского в пос. Заря
Регентский стаж более 20-ти лет.
Образование: ГМПИ им. Ипполитова-Иванова, дирижерско-хоровое отд.
Особого внимания заслуживают мастер-классы, которые каждый год проводятся у нас с мастерами регентского искусства. Так, нашими гостями в разные годы (а некоторые и регулярно) были такие выдающиеся деятели как прот. Михаил Фортунато — регент Лондонского кафедрального собора, Людмила Георгиевна Стальская — педагог Регентской школы при МДАиС, Алексей Викторович Шиповальников — выдающийся регент и дирижёр, Владимир Александрович Горбик — главный регент Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Алексей Александрович Пузаков — регент Синодального хора и другие.
На каждом таком мастер-классе наши учащиеся имеют возможность не только послушать интереснейшие лекции и задать свои вопросы, но и петь в хоре под управлением выдающегося регента, а самые усердные и смелые — лично поработать с хором под его руководством.
https://www.youtube.com/watch?v=iq-C6YL79SA; Мастер-класс А. А. Пузакова;5:43;«Ничто так не раскрывает мастерство настоящего профессионала, как репетиция. Краткие, точные «диспетчерские» указания, предупреждения интонационных акцентов, но главное — РУКИ.
В скупых и очень функциональных жестах звук сосредоточен на кончиках пальцев, буквально сочится из каждого жеста! Только по этому одному эпизоду можно составлять учебник по дирижированию. Впрочем, нет — я бы не рискнул разложить на сумму технологий то, что делает Алексей Александрович. Только впитывать и удивляться про себя — «Как умеют эти руки эти звуки извлекать!?»»
(Е. С. Кустовский о работе А. А. Пузакова. Мастер-класс на Регентских Курсах, 2011 г.) https://www.youtube.com/watch?v=Nutf-7uJmxY; Мастер-класс А. В. Шиповальникова;3:27;16 января 2020 г. на наших Курсах прошёл традиционный мастер-класс замечательного дирижёра, регента и педагога, большого друга наших Курсов — Алексея Викторовича Шиповальникова.
Как всегда, в первой части была интереснейшая лекция (в этот раз, о Смоленском и Кастальском), а во-второй — занятия с нашими студентами. Работали над «Милость мира» Киевского распева в гармонизации С. В. Смоленского.
В заключение оба маэстро, Евгений Сергеевич Кустовский и Алексей Викторович Шиповальников по очереди сами дирижировали этим произведением. https://www.youtube.com/watch?v=uxD0OASFz0Y;Дирижирование — ауфтакт;0:54;Работа над ауфтактом — важнейшей частью дирижёрской техники, на примере тропаря Пасхи А. Д. Кастальского.
Занятие ведёт Евгений Сергеевич Кустовский. https://www.youtube.com/watch?v=SYeUY2-jnUc; On-line лекция по Истории церковного пения;3:01;На время карантина некоторые занятия были переведены в необычный для нас on-line режим.
Фрагмент лекции по Истории церковного пения.
Занятие ведёт Олег Вячеславович Мартынов. https://www.youtube.com/watch?v=kePYDrdeuSI;Обиход — показ басовой партии;1:28;На занятиях по Обиходу наши студенты в том числе делают такое упражнение: показывают одну партию (например, басовую), при этом поют другую (мелодию). Это требует очень хорошего знания КАЖДОЙ партии, а также умение дифференцировать показ руками от собственного пения.
Занятие ведёт Татьяна Витальевна Метелёва. https://www.youtube.com/watch?v=zoL2MLwOF3U&t=1s;Дирижирование — приём «добавления партий»;1:53;Репетиционный процесс, разучивание произведения. Работа с певчими.
На примере преодоления трудностей в произведении «О Тебе радуется» в обработке Е. С. Кустовского.
Один из приёмов разучивания партии с певчим это постепенное добавление к его голосу других партий. Для этого, в начале, лучше убрать те, которые ему «мешают» (не следует сразу соединять партии, создающие диссонирующие интервалы). А затем, добавлять их по одному, «складывая» гармонию.
Фрагмент урока по Дирижированию.
Занятие ведёт Евгений Сергеевич Кустовский.
Обучение регентов в москве
От поступающих на Регентско-певческие курсы требуется твёрдое и осмысленное знание следующих молитв:
Условия приема на ДНЕВНУЮ форму обучения:
Прием на ДНЕВНУЮ форму обучения производится в августе на Регентское и Певческое отделения по итогам экзамена и собеседования.
На Регентское отделение и Певческое отделение с музыкальным образованием принимаются лица, имеющие музыкальное образование в объеме музыкальной школы, колледжа или ВУЗа.
Перечень документов для поступления на ДНЕВНУЮ форму обучения:
Регентское отделение
На Регентское отделение принимаются лица, имеющие музыкальное образование (ДМШ, Колледж или ВУЗ) и опыт клиросного послушания.
К требованиям для поступающих на Регентское отделение относятся наличие слуха и такие музыкальные способности, как музыкальная память, певческий голос, чистота интонирования, четкая дикция, чувство ритма и музыкальность.
На экзамене абитуриент должен продемонстрировать:
Певческое отделение с музыкальным образованием
На Певческое отделение с музыкальным образованием принимаются лица, имеющие музыкальное образование (ДМШ, Колледж или ВУЗ).
К требованиям для поступающих на Певческое отделение с музыкальным образованием относятся наличие слуха и такие музыкальные способности, как музыкальная память, певческий голос, чистота интонирования, четкая дикция, чувство ритма и музыкальность.
На экзамене абитуриент должен продемонстрировать:
Поступающим желательно иметь опыт клиросного послушания.
Условия приема на ВЕЧЕРНЮЮ форму обучения
Прием на ВЕЧЕРНЮЮ форму обучения производится в августе на Певческое отделение по итогам экзамена и собеседования. На Певческое отделение с музыкальным образованием принимаются лица, имеющие музыкальное образование в объеме музыкальной школы, колледжа или ВУЗа. На Певческое отделение без музыкального образования принимаются лица, не имеющие музыкального образования.
Перечень документов для поступления на ВЕЧЕРНЮЮ форму обучения:
Певческое отделение с музыкальным образованием
На Певческое отделение с музыкальным образованием принимаются лица, имеющие музыкальное образование (ДМШ, Колледж или ВУЗ).
К требованиям для поступающих на Певческое отделение с музыкальным образованием относятся наличие слуха и такие музыкальные способности, как музыкальная память, певческий голос, чистота интонирования, четкая дикция, чувство ритма и музыкальность.
На экзамене абитуриент должен продемонстрировать:
Поступающим желательно иметь опыт клиросного послушания.
Певческое отделение без музыкального образования
На Певческое отделение без музыкального образования принимаются лица, не имеющие музыкального образования.
К требованиям для поступающих на Певческое отделение без музыкального образование относятся наличие слуха и такие общие музыкальные способности, как музыкальная память, чувство ритма и чистота интонирования.
На экзамене абитуриент должен продемонстрировать:
Поступающим желательно иметь опыт клиросного послушания.
Певческая школа и регентские курсы
Закончила факультет церковного пения ПСТГУ (тогда еще ПСТБИ) в 2000 году.
Стаж моей певческо-регентской карьеры составляет 28 лет.
Показать полностью.
Также существует более углубленный курс подготовки регентов и псаломщиков, в программе: изучение богослужебного устава, церковнославянский язык, гармония, дирижирование, регентование. Возможна как очная, так и дистанционная формы обучения.
Певческая школа и регентские курсы запись закреплена
Новая группа с 1 ноября.
Певческая школа и регентские курсы запись закреплена
Сегодня день памяти Иверской иконы Божьей Матери
Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России.
Показать полностью. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы. Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.
Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 25 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами, где находится и по сей день. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.
Певческая школа и регентские курсы запись закреплена
Поздравляю вас с Днём памяти Святого Апостола Евангелиста Иоанна Богослова.
Вот несколько интересных фактов о нем:
1. Святой Апостол Евангелист Иоанн Богослов был родом из простецов. Его отец Зеведей был рыбаком, и св. Иоанн вместе со своим братом, Апостолом Иаковом, занимались с ним тем же ремеслом.
Показать полностью.
2. Мать св. Иоанна – Соломия – одна из жён-мироносиц, пришедших ранним утром ко гробу уже воскресшего Спасителя. По преданию она была дочерью святого Иосифа Обручника, а стало быть, Иоанн приходился Воплотившемуся Господу названым племянником.
3. Св. Иоанн со своим братом Иаковом получили прозвище от Господа Иисуса Христа «Сыновья Громовы». По толкованию святых отцов это наречение означало то, что как сыны грома, они будут проявлять, и в слове, и в деле, силу и стремительность. Это касалось разных ситуаций. Были и такие моменты, когда эти особенности характера они проявили, попросив у Иисуса позволения свести с неба огонь на не принявших Его Благовестия в одном самарянском селении, на что Спаситель ответил: «не знаете, какого вы духа».
4. Святой Иоанн – любимый ученик Христа. В Евангелии, написанным его рукой, апостол Иоанн ни разу не упоминает о себе в первом лице, но называет себя «учеником, которого любил Иисус». Святой Иоанн – единственный из евангелистов, кто писал о Христе преимущественно как Боге. В Евангелие от Иоанна удивительным образом описаны тончайшие богословские истины простым, незамысловатым языком. За такое повествование о Боге Слове ему дано и наименование – Иоанн Богослов.
5. Иоанн Богослов единственный из апостолов, кто присутствовал при Крестных страданиях и Смерти Иисуса Христа. В его лице все верные Христу люди получили усыновление Пречистой Богородицей, к которой теперь христиане обращаются не только как только к матери Христа, но и как к своей.
6. Святой Иоанн написал Евангелие, предварительно ознакомившись с другими вариантами повествований о жизни Иисуса Христа на земле. В числе них особенно были отмечены три: написанные руками апостолов Матфея, Марка и Луки, которые позже и вошли в канон Новозаветных книг. Евангелие от Иоанна дополнило повествования этих апостолов и также вошло в канон священных книг.
7. Долгое время апостолу Иоанну пришлось пробыть в ссылке на острове Патмос после неудавшихся попыток при гонениях императора Нерона казнить его при помощи отравления и варки в кипящем масле. Там ему надлежало трудиться на каменоломнях, однако при этом он не оставлял дела проповеди, что привлекло к Христовой вере множество жителей этого острова. Там же он сподобился получить от Господа Откровение (по-гречески – Апокалипсис) о судьбах Церкви и мира. Так появляется одна из самых таинственных книг Библии, записанная учеником апостола, святым Прохором, с его слов.
8. Помимо Евангелия св. Иоанн Богослов является автором трёх соборных посланий. По большому счёту только первое из них самое содержательное и значимое, в то время как два других представляют собой небольшие письма или даже вернее сказать – записки. Однако из-за несомненной принадлежности 2-го и 3-го посланий перу святого евангелиста, они были также включены в канон новозаветных книг.
9. Иоанн Богослов – единственный из апостолов, который не принял мученическую кончину. Апостол окончил свой земной путь удивительным образом: предчувствуя скорое своё отшествие из мира, он попросил учеников вырыть на холме для него своего рода могилу в виде креста, куда он лёг с распростёртыми руками, после чего велел немного присыпать его землёй. Исполнив просьбу, ученики со слезами ушли с места погребения. Но вскоре, вернувшись обратно на этот холм, обнаружили, что могила пуста. Таким образом, кончина Иоанна Богослова так и осталась окутанной тайной. В этом эпизоде многие отцы видят исполнение слов Иисуса Христа, который на вопрос ап. Петра о святом Иоанне о его дальнейшей судьбе, ответил: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» (Ин 21:22). Отсюда получает своё начало предание о том, что во времена антихриста, перед самым Вторым Пришествием Христа, Иоанн вместе с пророком Илией вернётся для последней проповеди слова Божия.
10. Память святого Иоанна Богослова Православной Церковью празднуется дважды в году: 9 октября и 21 мая (по новому стилю). Первая дата относится к его таинственному преставлению, вторая – к таинственному появлению на месте его погребения чудодейственной пыли, благодатные свойства которой способствовали исцелению болезней. Об этом упомянуто в памятнике древнерусской литературы «Хождение игумена Даниила», описывающем путешествие русского паломника на Святую Землю и прочие места, связанные с Новозаветной историей. Это хождение совершалось в период между 1106 и 1108 годами.
Обучение регентов в москве
Епископ Алексий вручил дипломы выпускникам
Регентско-певческих курсов
Во второй день праздника Пресвятой Троицы – в день Святого Духа в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре традиционно вручают дипломы и свидетельства выпускникам Регентско-певческих курсов.
21 июня 2021 года в Троицком соборе обители по окончании Божественной литургии был совершен благодарственный молебен, участие в котором приняли выпускники сразу двух отделений курсов (дневного и вечернего).
Литургию пел сводный хор выпускников дневного отделения со своими наставниками.
После молебна епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова монастыря вручил дипломы 4 регентам и свидетельства 40 певчим церковного хора.
Благословляя каждого выпускника, владыка Алексий сказал: «Обитель князя Даниила рассылает своих певцов, которые будут петь в разных уголках Москвы, а может быть, и страны. Благодарим Бога Всесвятого, князя Даниила – нашего помощника, благодарим преподавателей, которые много потрудились, способствовали своими мыслями, чувствами, сердцем своим, своими молитвами преодолеть трудный барьер».
Учащиеся поблагодарили наместника Данилова монастыря за прекрасное время, которое они провели под покровом гостеприимной обители князя Даниила, за молитвенную поддержку, отеческую любовь и участие в жизни Регентско-певческих курсов, которые дали многим людям возможность участвовать в богослужениях.
В прощальном слове выпускники признались, что оставляют в обители князя Даниила частичку своего сердца и надеются, что смогут достойно понести дух обители во все уголки Божьего мира. Певчие также высказали теплые слова благодарности всему преподавательскому составу за трудолюбие, терпение, мудрость, любовь, которые они дарили им на этом порой нелегком пути. «Теперь, когда настала пора двигаться дальше, с грустью приходит понимание, как будет не хватать чувства наставничества и человеческой поддержки, теплой и дружеской атмосферы!» – поделились выпускники.
Много лет курсы возглавляет кандидат искусствоведения, музыкант, талантливый педагог, автор и составитель уникальных для обучения книг – Варапаева Ирина Михайловна. В 2021 году, впервые на курсах состоялся экспериментальный выпуск учащихся двух групп вечернего отделения, в одну из которых вошли люди без начального музыкального образования. Авторские методики Ирины Варапаевой способствовали успешному завершению их обучения и претворению заветной мечты – петь в церковном хоре.
В этом году из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции певчие были вынуждены несколько месяцев обучаться дистанционно. Приходилось слушать записи лекций, отправлять выполненные задания педагогам и получать в ответ ценные замечания и комментарии. Это был новый опыт для учащихся и педагогов.
Примечательно, что учащимися Регентско-певческих курсов стремятся стать люди самых разных профессий, имеющие высокий уровень профессионализма в своей области (врачи, учителя и преподаватели школ и ведущих вузов страны, артисты оперы и театра, художники, библиотекари, работники атомной энергетики, руководители крупных предприятий и производств и даже военачальники – генералы армии!).
О регентском факультете
Регентский факультет Московской духовной академии занимается подготовкой регентов церковных хоров и специалистов в области церковно-певческого искусства.
Содержание и организация образовательного процесса регламентируются учебным планом, календарным учебным графиком, рабочими программами учебных дисциплин, программами практик, программой итоговой аттестации. Рабочие программы дисциплин разработаны педагогами Регентского отделения, среди которых – многолетние труженики на ниве регентского образования, известные специалисты в области церковно-певческого искусства, выпускники ведущих музыкальных вузов России, ближнего и дальнего Зарубежья.
Учебный план предусматривает проведение индивидуальных и групповых занятий богословской, церковно-певческой, музыкально-теоретической и практической направленности. Музыкально-теоретический модуль включает в себя такие предметы, как сольфеджио, гармония, полифония, анализ музыкальных форм, музыкальная литература, история музыки и др. К числу индивидуальных музыкальных дисциплин относятся занятия по дирижированию (регентованию), фортепиано, чтению хоровых партитур и постановке голоса. В процессе обучения учащиеся осваивают теорию и практику богослужебного пения, основные стили церковно-певческого искусства: от раннехристианской, византийской, древнерусской богослужебной практики до современных духовно-музыкальных сочинений. Изучаются григорианский хорал и знаменный роспев, церковные гласы, подобны, монастырские распевы. Учащиеся приобщаются к богатым богослужебно-певческим традициям Троице-Сергиевой Лавры, изучают опыт известных регентов: Николая Васильевича Матвеева, архимандрита Матфея (Мормыля), церковного композитора диакона Сергия (Трубачева) – в разное время трудившихся в Регентской школе Московской духовной академии.
Одним из основных предметов является хоровой класс, на котором раскрываются знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе изучения других дисциплин. Вышеназванные предметы, в том числе и богословской направленности, такие как Священная Библейская история, церковный устав, нравственное богословие, общецерковная история и др., способствуют личностному и профессиональному становлению будущих регентов и позволяет студентам получить полный комплекс знаний и навыков, необходимых для регентского служения.
Образовательный процесс обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам Академии, формируемым по полному перечню дисциплин основной образовательной программы. Библиотечный фонд Регентского отделения включает издания основной учебной, методической и нотной литературы, а также специальные хрестоматийные издания, партитуры, аудио- и видеофонд, которые предназначены для реализации образовательной программы в области церковно-певческого искусства.
Воспитательная работа в Московской духовной академии ведется в соответствии с православными церковными традициями. Академия располагается в Троице-Сергиевой Лавре, что даёт возможность студентам приобщаться духовной жизни одного из ведущих монастырей России. В Академии действуют храмы Покрова Пресвятой Богородицы, преподобного Иоанна Лествичника, а также великомучениц Варвары, Анастасии и мученицы Акилины, в которых студенты принимают регулярное участие в богослужениях, исповедуются, причащаются Святых Христовых Тайн, несут обязанности чтецов, певцов, регентов.
Воспитательная работа включает в себя также деятельность, направленную на приобщение студентов к православной культуре, отечественной истории, делам милосердия. Совершаются паломнические поездки по святым местам России и Зарубежья. Регулярно проводятся творческие вечера, концерты, юбилейные и тематические мероприятия, а также встречи с известными учеными, священнослужителями и духовниками по интересующим студентов вопросам. В Московской духовной академии работают кружки различной направленности, действует Студенческий совет.
Студенты Академии обеспечиваются проживанием в общежитии, питанием, медицинским обслуживанием.
Возможность обучения и получения профессиональных навыков в центре русского Православия – Троице-Сергиевой Лавре – уникальная особенность учебного процесса Регентского отделения Московской духовной академии.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.