обучение основано на модели слабых сторон учащегося что означает этот тезис
Обучение основано на модели слабых сторон учащегося что означает этот тезис
ПЕДКАМПУС | ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ запись закреплена
Пример итогового теста с ответами
Какая модель учебного процесса обеспечивает такой подход к его проектированию, при котором в условиях реального мира определяются «точки привязки» к конкретной проблеме или ситуации?
Теория когнитивной гибкости
Проблемно-ориентированное обучение
Ситуативное обучение
+ «Заякоренный» учебный процесс
Что представляет собой ассимиляция?
+ усвоение нового опыта, который пополняет уже приобретенные учащимся знания
приобретение исключительно позитивного опыта
утрату старого опыта, но приобретение нового опыта
приобретение исключительно негативного опыта
Новое «общество глобальной компетентности» характеризуется следующими особенностями:
+ объем информации, пересылаемой через искусственные спутники Земли в течение двух недель, достаточен для заполнения 19 миллионов томов
+ объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые два-три года
объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые двадцать лет
+ ежедневно в мире публикуется 7000 научных и технических статей
Что в рамках информационно-коммуникационного подхода к образованию и воспитанию означает тезис «Обучение – активный, а не пассивный процесс»?
+ В большинстве областей деятельности люди оказываются перед необходимостью создания знаний, а не их воспроизведения
Изучение чего-либо – это естественное состояние мозга, однако процесс обучения для каждого носит индивидуальный характер
Обучение тесно связано с интеграцией знаний и учетом контекста
Обучение, рассматриваемое как формирование системы знаний, должно происходить в коллективах
В рамках каких теорий проводятся исследования в области когнитивного обучения?
+ теория конструктивистских моделей учебного процесса
+ ситуативная модель процессов познания
+ социокультурная теория
модель учебного процесса «мастер–мастер»
Принцип интерактивности при обучении с применением ДОТ заключается в том, что (укажите наиболее полный ответ):
+ в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения и/или преподавателем-тьютором для получения дополнительной информации, указаний, разъяснений, оценки своей деятельности.
в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с преподавателем-тьютором для получения дополнительной информации, указаний, разъяснений, оценки своей деятельности.
в процессе обучения преподаватель постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения
в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения
Что представляет собой аккомодация?
разрушение сложившейся системы понятий с учетом приобретенного опыта
формирование новой системы понятий с учетом приобретенного опыта
+ модификация сложившейся системы понятий с учетом приобретенного опыта
формирование ложной системы понятий с учетом приобретенного негативного опыта
Укажите основные недостатки очной формы обучения:
+ сложность организации обучения социально-защищенных групп учащихся
обучение в традиционной форме, используемой в России в высших и средних учебных заведениях
+трудоемкость осуществления преподавателем контроля действий каждого ученика при выполнении практических заданий
+субъективизм в оценке работы учащихся и интерпретации программы обучения
Как и Пиаже, Брюэр подчеркивал, что обучение – это активный процесс, в ходе которого учащиеся создают новые идеи и концепции на базе ранее полученных знаний и опыта. Он выявил основополагающие принципы преподавания. Какие?
+ содержание учебного процесса необходимо спланировать так, чтобы облегчить учащимся экстраполяцию и/или заполнение пробелов в знаниях (возможность выхода за пределы предоставляемой учителем информации)
учебный процесс должен иметь максимальную эффективность, какой бы ценой это ни достигалось
+ учебный процесс следует структурировать таким образом, чтобы учащемуся было легко учиться (спиральная организация)
+ преподавание должно быть основано на опыте и контексте, которые обуславливают желание и способность детей учиться (готовность);
В противовес традиционной парадигме преподавания и учения сегодня формируется новая парадигма этого процесса, которая характеризуется следующими тезисами:
+Обучение – активный, а не пассивный процесс
+Обучение – естественный процесс
+Обучение – социальный процесс
Что в рамках информационно-коммуникационного подхода к образованию и воспитанию означает тезис «Обучение – естественный процесс»?
Обучение, рассматриваемое как формирование системы знаний, должно происходить в коллективах
Обучение тесно связано с интеграцией знаний и учетом контекста
+Изучение чего-либо – это естественное состояние мозга, однако процесс обучения для каждого носит индивидуальный характер
В большинстве областей деятельности люди оказываются перед необходимостью создания знаний, а не их воспроизведения.
Для эффективного использования новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и повышения качества образования необходимо выполнить следующие ключевые условия:
+следует предоставить в распоряжение преподавателей и учащихся высококачественные, значимые и представляющие общекультурную ценность цифровые учебные ресурсы
-учащимся надлежит ограничить доступ к сети Интернет
+преподаватели должны обладать достаточными знаниями и умениями для того, чтобы с помощью новых цифровых средств и ресурсов поддерживать высоких стандарты успеваемости учащихся
+преподавателям надлежит обеспечить доступ к цифровым технологиям и сети Интернет
1. Укажите недостатки дистанционной формы обучения:
• повышение требований к телекоммуникационной инфраструктуре
• сложность организации обучения социально-защищенных групп учащихся
• увеличение стоимости разработки курсов по сравнению с очной формой
• повышение требований к организации системы мотивации учащихся
2. Как и Пиаже, Брюэр подчеркивал, что обучение – это активный процесс, в ходе которого учащиеся создают новые идеи и концепции на базе ранее полученных знаний и опыта. Он выявил основополагающие принципы преподавания. Какие?
• преподавание должно быть основано на опыте и контексте, которые обуславливают желание и способность детей учиться (готовность);
• учебный процесс следует структурировать таким образом, чтобы учащемуся было легко учиться (спиральная организация)
• учебный процесс должен иметь максимальную эффективность, какой бы ценой это ни достигалось
• содержание учебного процесса необходимо спланировать так, чтобы облегчить учащимся экстраполяцию и/или заполнение пробелов в знаниях (возможность выхода за пределы предоставляемой учителем информации)
3. Какой подход основан на предположении о том, что учащиеся являются активными субъектами деятельности, формирующими собственные системы знания путем внесения в них новой информации?
• либерально-демократический
• лейбористский
• конструктивистский
• созидающий
4. Новое «общество глобальной компетентности» характеризуется следующими особенностями:
• объем информации, пересылаемой через искусственные спутники Земли в течение двух недель, достаточен для заполнения 19 миллионов томов
• ежедневно в мире публикуется 7000 научных и технических статей
• объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые двадцать лет
• объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые два-три года
5. Что означает тезис традиционного подхода к обучению «Обучение – это процесс передачи и восприятия информации»?
• Система обучения стремится выявить недостатки учащихся, которых затем – в соответствии с выявленными недостатками – оценивают, группируют по категориям, исправляют их недостатки или исключают.
• Модель учебного процесса формируется в большей степени на основе классификации и анализа фрагментов знаний, а не объединения («сшивания») таких фрагментов
• В настоящее время основной является модель образовательной деятельности, «ориентированная на информацию», в которой главное для учащихся – это воспроизведение полученных знаний, а не формирование системы собственных знаний.
• Преподаватель предлагает либо только один маршрут, который проходит через очерченный жесткими границами участок учебной дисциплины, либо цепочку стандартизованных блоков.
6. Традиционная парадигма образования часто характеризуется следующими взглядами на обучение:
• Обучение основано на модели «слабых сторон» учащегося
• Учиться тяжело
• Обучение – это индивидуальный процесс («ученик в одиночестве»)
• Обучение – это процесс передачи и восприятия информации
7. Какая их теорий построена на понятиях интерсубъективности и зоны ближайшего развития, предложенных Выготским?
• теория когнитивной гибкости
• ситуативная модель процессов познания
• теория проблемно-ориентированного обучения
• социокультурная теория
8. Что представляет собой способ организации совместной деятельности преподавателя и слушателя, при котором преподаватель передает содержание программы обучения, а слушатели воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти?
• Концепция передачи новых знаний
• Метод передачи новых знаний
• Направление передачи новых знаний
• Теория передачи новых знаний
9. Что означает тезис традиционного подхода к обучению «Обучение основано на модели «слабых сторон» учащегося»?
• В настоящее время основной является модель образовательной деятельности, «ориентированная на информацию», в которой главное для учащихся – это воспроизведение полученных знаний, а не формирование системы собственных знаний.
• Система обучения стремится выявить недостатки учащихся, которых затем – в соответствии с выявленными недостатками – оценивают, группируют по категориям, исправляют их недостатки или исключают.
• Преподаватель предлагает либо только один маршрут, который проходит через очерченный жесткими границами участок учебной дисциплины, либо цепочку стандартизованных блоков.
• Модель учебного процесса формируется в большей степени на основе классификации и анализа фрагментов знаний, а не объединения («сшивания») таких фрагментов
10. Использование ИКТ при методе отработки и закрепления навыков и умений дает возможность:
• Использование спорадический обратной связи при обучении повышает степень усвоения учебного материала.
• Создавать многократно используемую базу учебно-методических материалов
• Организовать не только доступ к материалам со стороны большого количества учащихся, но и вести с каждым из них диалог с помощью телекоммуникаций
• Использование регулярной обратной связи при обучении повышает степень усвоения учебного материала
11. Что представляет собой аккомодация?
• разрушение сложившейся системы понятий с учетом приобретенного опыта
• формирование новой системы понятий с учетом приобретенного опыта
• модификация сложившейся системы понятий с учетом приобретенного опыта
• формирование ложной системы понятий с учетом приобретенного негативного опыта
12. Что в рамках информационно-коммуникационного подхода к образованию и воспитанию означает тезис «Обучение – естественный процесс»?
• Изучение чего-либо – это естественное состояние мозга, однако процесс обучения для каждого носит индивидуальный характер
• В большинстве областей деятельности люди оказываются перед необходимостью создания знаний, а не их воспроизведения.
• Обучение, рассматриваемое как формирование системы знаний, должно происходить в коллективах
• Обучение тесно связано с интеграцией знаний и учетом контекста
13. Для эффективного использования новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и повышения качества образования необходимо выполнить следующие ключевые условия:
• следует предоставить в распоряжение преподавателей и учащихся высококачественные, значимые и представляющие общекультурную ценность цифровые учебные ресурсы
• учащимся надлежит ограничить доступ к сети Интернет
• преподавателям надлежит обеспечить доступ к цифровым технологиям и сети Интернет
• преподаватели должны обладать достаточными знаниями и умениями для того, чтобы с помощью новых цифровых средств и ресурсов поддерживать высоких стандарты успеваемости учащихся
14. Укажите основные достоинства дистанционной формы обучения:
• обучение по индивидуальным программам обучения без привлечения дополнительных сил со стороны преподавателя
• проведение обучения по месту жительства для социально-защищенных групп учащихся
• эффективность формирования навыков работы
• наличие средств оценки знаний и навыков слушателей в режиме реального времени, средств поддержки процесса проведения обучения
15. Какая форма организации учебного процесса обеспечивает интерактивное взаимодействие удаленных участников образовательного процесса через открытые каналы доступа?
• Очное обучение, без применения ДОТ
• Очно-заочное обучение, без применения ДОТ
• Заочное обучение, с применением ДОТ
• Очно-заочное обучение, с применением ДОТ
16. Что представляет собой способ организации учебного процесса с точки зрения технологии доставки материала до обучаемых?
• Методика обучения
• Система обучения
• Форма обучения
• Метод обучения
17. В противовес традиционной парадигме преподавания и учения сегодня формируется новая парадигма этого процесса, которая характеризуется следующими тезисами:
• Обучение – социальный процесс
• Обучение носит нелинейный характер
• Обучение – естественный процесс
• Обучение – активный, а не пассивный процесс
18. «Конструктивистские модели учебного процесса предполагают развитие учебных сообществ, состоящих из _____________________, занятых решением аутентичных задач, тесно связанных с деятельностью в реальном мире (то есть в аутентичных условиях)». Укажите, что пропущено?
• учащихся
• госорганов
• преподавателей
• экспертов
20. Какая из перечисленных теорий не строятся на следующем тезисе: «учащиеся являются активными субъектами процессов целенаправленного поиска и создания знаний в рамках значимого для них контекста»?
• теория проблемно-ориентированного обучения
• рефлексное обучение
• модель «распределенного сознания»
• ситуативная модель процессов познания
21. По сравнению с выполнением упражнений на реальной системе метод эмуляции имеет следующие преимущества:
• ученик может выполнять упражнение строго по расписанию, в то время как учебный экземпляр, являющийся разделяемым ресурсом, чаще всего будет доступен в любое время
• ученик может выполнять упражнение в любое время, в то время как учебный экземпляр, являющийся разделяемым ресурсом, чаще всего будет доступен строго по расписанию
• среда эмуляции программной системы обеспечивает контроль действий пользователя в процессе выполнения упражнений, в то время как при работе с учебным экземпляром программной системы задача обеспечения контроля действий слушателя требует выделения на каждого слушателя по личному консультанту, в противном случае качество контроля будет низким
• ученик всегда работает с консистентными данными, в то время как задача обеспечения целостности данных в учебном экземпляре программной системы практически невыполнима
22. Какая из перечисленных теорий описывает обучение как социальный процесс зарождения способности человека к осмыслению объектов и процессов в обществе или культуре?
• Конструктивистская теория Жана Пиаже
• Теория проблемно-ориентированного обучения
• Конструктивистская теория Джерома Брюэра
• Социокультурная теория обучения Выготского
23. В рамках каких теорий проводятся исследования в области когнитивного обучения?
• ситуативная модель процессов познания
• теория конструктивистских моделей учебного процесса
• модель учебного процесса «мастер–мастер»
• социокультурная теория
24. Что в рамках информационно-коммуникационного подхода к образованию и воспитанию означает тезис «Обучение – активный, а не пассивный процесс»?
• Изучение чего-либо – это естественное состояние мозга, однако процесс обучения для каждого носит индивидуальный характер
• Обучение, рассматриваемое как формирование системы знаний, должно происходить в коллективах
• Обучение тесно связано с интеграцией знаний и учетом контекста
• В большинстве областей деятельности люди оказываются перед необходимостью создания знаний, а не их воспроизведения
25. Какая модель учебного процесса обеспечивает такой подход к его проектированию, при котором в условиях реального мира определяются «точки привязки» к конкретной проблеме или ситуации?
• Теория когнитивной гибкости
• Проблемно-ориентированное обучение
• «Заякоренный» учебный процесс
• Ситуативное обучение
26. Принцип интерактивности при обучение с применением ДОТ заключается в том, что (укажите наиболее полный ответ):
• в процессе обучения преподаватель постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения
• в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с преподавателем-тьютором для получения дополнительной информации, указаний, разъяснений, оценки своей деятельности
• в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения и/или преподавателем-тьютором для получения дополнительной информации, указаний, разъяснений, оценки своей деятельности
• в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения
27. Что представляет собой ассимиляция?
• приобретение исключительно позитивного опыта
• приобретение исключительно негативного опыта
• утрату старого опыта, но приобретение нового опыта
• усвоение нового опыта, который пополняет уже приобретенные учащимся знания
28. Укажите основные недостатки очной формы обучения:
• субъективизм в оценке работы учащихся и интерпретации программы обучения
• трудоемкость осуществления преподавателем контроля действий каждого ученика при выполнении практических заданий
• сложность организации обучения социально-защищенных групп учащихся
• обучение в традиционной форме, используемой в России в высших и средних учебных заведениях
Обучение основано на модели слабых сторон учащегося что означает этот тезис
Методика развития творческого потенциала
Теория обучения и воспитания
Теория и практика дополнительного образования детей и взрослых
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей и взрослых
Итоговый тест_Педагог дополнительного образования (творческая деятельность)
Здравствуйте, есть вопросы к МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Сама прошла. Примеры вопросов
Логопедия. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Обучение основано на модели слабых сторон учащегося что означает этот тезис
3 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
Иллюстрациями теоретико-психологического обоснования этой модели служат принципы организации обучения, что их выдвинули в свое время Я. А. Коменский и современный психолог-дидакт Л. В. Занков. Как основные принципы организации обучения Я. А. Коменский выделял следующие:
• Природосоответствие содержания обучения. Учиться можно легко, только двигаясь по стопам природы, что означало учить ребенка не абстрактно, т.е. схоластическим догмам, запечатленной в текстах или в наблюдениях и свидетельствах о вещах других, а непосредственно изучать сами вещи. Для этого необходимо выкладывать через наглядные демонстрации предмета изучения.
• Принцип обоснованности учебной информации требует от педагога подкреплять каждую учебную тезис аргументами разума. Следует учить, опираясь только на один авторитет, а с помощью доказательств, основанных на внешних чувствах и уме. Обосновывать аргументами разума означает учить, указывая на причины явлений.
• Принцип основательности обучения заключается в том, что обучение нельзя довести до фундаментальности без частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений. В соответствии с этим учитель должен не только объяснить материал, но и обеспечить условия для полно-ценного воспроизведения его учащимися, что и засвидетельствует усвоения представленных знаний.
Современный вариант эффективной модернизации традиционной системы обучения разработал и экспериментально подтвердил Л. В. Занков. Психологическим фундаментом его концепции выступает следующий тезис автора: надежной основой сознательного и прочного усвоения знаний будет лишь тот учебно-воспитательный процесс, который станет эффективным источником общего развития учащихся. Учитывая это, его теорию иногда классифицируют в литературе и как вариант концепции развивающего обучения. В основу своей экспериментальной дидактической системы он заложил 5 принципов, которые обеспечивают реализацию основной идеи:
1. Построение обучения на высоком уровне сложности, при строгом соблюдении степени сложности. Только такое обучение создает условия для напряженного умственного труда, способствует быстрому и интенсивному развитию учащихся.
2. Резкое повышение удельного веса познавательной стороны обучения, в частности, теоретического знания. Организация учащихся на овладение материалом путем глубокого осмысления полученных сведений в их органическом единстве между собой.
3. Быстрый темп обучения. Таким способом расширяя и обогащая систему знаний ребенка, развивать его тягу к самостоятельному поиску ответа на вопрос учителя.
4. Формировать осознанность учащимися процесса учения, развивать их рефлексии в учебной деятельности через анализ хода решения задачи, возможных ошибок на этом пути, самого процесса учения, самоконтроля и самопроверки сделанного.
5. Вести целенаправленную и систематическую работу над общим развитием всех учащихся (в том числе и слабых) в режиме дополнительных индивидуальных занятий и консультаций.
Результаты организованного экспериментального обучения по этой системе в начальной школе показали существенный прирост развития таких познавательных процессов учащихся, как деятельность наблюдения, развитие познавательного интереса и способности учащихся к самостоятельному планированию собственной деятельности.
Попытки теоретически разработать такую модель находим в творческих достижениях Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци и Дж. Дьюи, М. Монтессори и К. Д. Ушинского. Все их объединяет идея воспитания действительно свободной личности, способной к самостоятельной творческой деятельности.
Метод научного наблюдения и свободы психологически обосновал выдающийся итальянский педагог и теоретик психолого-педагогической науки Мария Монтессори. Она положила его в основу созданной в начале XX в. всемирно известной системы массовой дошкольного и начального образования детей.
Психологическая задача состоит в развитии природных склонностей детей, их способности к сенсорной дифференциации (воспитание чувств) и координации движений тела, в преодолении естественной беспомощности через развитие самообслуговуючої труда.
Ведущими путями реализации этой задачи выступают следующие:
• Внедрение воспитательной гимнастики в виде спортивных игр и трудовых действий (самообслуговуюча труд, уход за растениями и животными), направленных на содействие нормальному развитию физиологии движений детей.
Современным вариантом реализации второй модели обучения выступает идея целостного подхода в образовании. На просторах постсоветского пространства она известна как концепция личностно-ориентированного обучения, которая имеет целью построение «антропоцентричної образования», то есть такой развивающей педагогической системы, центром которой выступает личность ученика. Основная идея такого подхода заключается в зосереджуванні внимания педагога на целостной личности ученика, которая предполагает не только заботу о развитии его интеллекта и чувства гражданской ответственности, но и становление духовности молодого человека через актуализацию ее эмоциональных, эстетических и творческих задатков и возможностей развития.
Личностно-ориентированное обучение, как считает И. С. Якіманська, должно базироваться на необходимости признания уникальности личностного опыта каждого ученика, который состоит из:
• имеющихся представлений и ранее усвоенных понятий;
• практических и умственных действий;
• личностных смыслов установок и стереотипов.
Реализация указанных принципов требует коренного изменения всех компонентов современного образования в направлении их максимальной психологизации. Основной функцией педагога в условиях принятия их становится психолого-педагогический патронаж развития ребенка, что предполагает учебно-педагогическую диагностику и индивидуальное консультирование, проектирование хода познавательного и личностного развития каждого ученика, разработка индивидуальных стратегий их обучения. При этом меняются критерии эффективности форм и методов обучения: рядом с показателями сформированности знаний, умений и навыков вводятся как обязательные и индикаторы динамики определенных интеллектуальных качеств, показатели психологической и социальной зрелости ученика.
Принципиальная переориентация происходит и в вопросе содержания образования. В указанных условиях не человек должен «дотягиваться» до объема информации, утвержденной программы, а содержание программы обучения должно корректироваться с учетом психологических механизмов самореализации и развития человека определенного возраста.
В этой модели педагог так организует внешние источники поведения ученика в виде требований и предписаний, что они формируют определенные необходимые ценности и интересы школьника, а последние определяют активный отбор и использование учеником необходимой учебной информации. Характер учебного процесса здесь предполагает наличие направленной познавательной активности ученика. Ему соответствует концепция обучения как управления. Методами обучения, которыми в рамках этой концепции оперирует преподаватель, является постановка проблем и задач, обсуждение их, дискуссии, совместное планирование. Ученик при таких условиях овладевает учебными действиями решения задач (стратегии проб и ошибок, экспериментированием, способностью выдвигать и проверять гипотезы), действиями оценки результата и контроля учебной деятельности, выбора и применения понятий.
Примерами психологического осмысления и теоретической разработки третьей модели организации учебного процесса могут выступать много современных концепций обучения (теория развивающего обучения В. В. Давыдова, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, теория проблемного обучения А. М. Матюшкина, программируемое обучение Н. Ф. Талызиной и др.). Каждая из них в большей или меньшей степени использует проблемные задания. Психологический смысл применения таких концепций в педагогической практике подробнее рассмотрим на примере теории проблемного обучения А. М. Матюшкина.
Под проблемным обучением в психологии понимается метод обучения, основанный на получении учащимися новых знаний через решение теоретических и практических проблем.
Такое обучение базируется на самостоятельном поиске и открытии учениками определенных истин в ходе решения проблемных ситуаций, которые организует педагог. Суть обучения заключается в том, что педагог создает проблемную ситуацию, то есть ставит перед учениками проблему, познавательную задачу, учащиеся самостоятельно или с непосредственным участием учителя исследуют пути решения ее. На определенном этапе решения учитель вводит в учебный процесс информацию, которая подлежит плановому усвоению учащимися. Она, как правило, и служит ключом к решению проблемы. А вообще, проблемная ситуация возникает тогда, когда у человека есть познавательная потребность, соответствующий интеллектуальный потенциал ее удовлетворения и имеющиеся определенные осложнения. Последними могут быть: противоречие между старыми и новыми знаниями, неизвестным и известным, данным и необходимым, условиями и требованиями.
Проблемное обучение включает четыре схематично выделены этапы решения любого проблемного задания:
• Первый этап предполагает осознание учащимися общей проблемной ситуации. На этом этапе учащиеся используют все известные им способы решения аналогичных задач и убеждаются, что они не соответствуют конкретным требованиям проблемного задания. В психологической науке этот этап называют этапом «закрытого» решения проблемы, поскольку сосредоточен на собственном опыте ученик не готов к восприятию новой учебной информации извне, от педагога или другого носителя учебной информации.
• Второй этап проблемного обучения предполагает возникновение проблемной ситуации на основе анализа условий задачи и четкого осознания, что его невозможно решить имеющимися стандартными средствами. Так формируется конкретная проблема. Это сопровождается расширением учениками сферы поиска новых способов решения. Очевидно, что именно на этом «открытом» этапе уместно, чтобы педагог ввел в учебный процесс новую порцию необходимой учебной информации. После чего, как правило, у учащихся происходит переформулирование проблемы через осознание перспективности применения для решения ее нового, предложенного педагогом отношения или принципа действия.
• Четвертый этап организации проблемного обучения предполагает создание педагогических условий для проверки правильности полученного решения проблемы.
Описанный алгоритм деятельности учащихся в условиях проблемного обучения принципиально не отличается от работы интеллекта человека при научном исследовании. Эти процессы разворачиваются по аналогии с тремя фазами мисленнєвого акта, который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, ее решения и конечное умозаключение. Но в условиях школьного обучения при управлении процессом усвоения новых знаний педагоги не должны ставить ученика в сложное положение исследователя. Психологически достаточно лишь имитировать педагогические условия его творческой деятельности. Главными условиями такой имитации выступают:
• постановка проблемной задачи перед учащимися;
• сообщение информации, которая является тем неизвестным, необходимость в котором возникла в проблемной ситуации и которое подлежит усвоению.
Итак, проблемное обучение представляет собой, по сути, исследовательский тип обучения. Оно может быть разного уровня сложности. Это зависит от подготовленности учебной аудитории самостоятельно совершать определенные действия, характерные для различных этапов решения проблемы, которая на высших этапах может переходить в научное исследование.
На основе разделения действий учителя и учащихся при организации проблемного обучения В. А. Крутецький предложил схему возможных уровней проблемности обучения и проанализировал их в сопоставлении с практикой традиционного обучения.
Схема уровней проблемности обучения