обучение основанное на решении учащимися проблемных ситуаций это
Методы проблемного обучения на уроке: что это такое, как создавать проблемные ситуации на уроке? Советы учителя
Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению.
Методы проблемного обучения — это?
Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа. Для обучения детей этот метод был предложен американским ученым и педагогом Джоном Дьюи в 1894 г. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам советского ученого С. Рубинштейна, который и предложил способ развития сознания детей через постановку познавательных проблем.
Особенности проблемного обучения в школах и педагогике вообще
Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:
Из недостатков методики можно выделить следующие:
Несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.
Когда возможно использование метода проблемного обучения?
Итак, суть метода проблемного обучения заключается в искусстве создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.
Самое сложное в этом методе — создать правильную проблемную ситуацию.
Способы создания проблемной ситуации на уроке
В зависимости от чувства, которые испытывают ученики при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением. Рассмотрим приемы подробнее.
С удивлением
1. Учитель одновременно предлагает противоречивые факты, теории по теме.
Например, при изучении романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Проблемный вопрос: Что спасет мир? Учитель предлагает несколько высказываний других классиков: Достоевский считает, мир спасет красота, Л. Толстой — что целомудренная женщина, в Библии говорится, что спасение мира — в любви.
2. Ученикам предлагается вопрос или задание, при решении которого выявляются противоречивые мнения детей.
Пример: На уроке биологии предлагается вопрос: Почему комнатные растения цветут и зимой, когда в живой природе происходят изменения и все живое засыпает?
3. Предложить задание или пример, содержащий ошибку, недостаточную информацию, переизбыток данных, противоречивые данные.
Например, на уроке математики в начальной школе при знакомстве с задачами предложить такую задачу: Ваня съел 5 яблок, а Маша съела больше яблок. Сколько яблок съела Маша?
4. Предложить рассмотреть явление, ситуацию с разных точек зрения (например, с позиции юриста, педагога, ученого, бизнесмена, эколога и т.д.).
С затруднением
1. Дается задание, отличающееся от тех, которые уже известны ученикам.
Например, на уроке математики вы изучали трапецию. Предложите теперь задачу, которую невозможно решить, не зная правила средней линии трапеции.
2. Предлагается практическая ситуация (из жизни), для решения которых у детей нет достаточных знаний.
Например, на уроке географии учитель задает вопрос: «Известно, что большинство рек впадают в моря и океаны. Почему же тогда океаны не переполняются и не затапливают сушу?».
Построение урока по методу проблемного обучения
1. Постановка проблемной ситуации, вопроса.
2. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Но! Учитель не должен сам указывать на противоречие. Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы.
3. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).
4. «Ага-реакция» — выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.
5. Применение нового знания и рефлексия. По сути — это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.
6. Проверка, контроль знаний.
Классификация методов проблемного обучения
В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения применяются следующие виды методов:
Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.
Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, опыт работы около 20 лет.
История возникновения
Теорию о проблемном обучении первым изложил американский философ Джон Дьюи. В 1894 году этот учёный основал специальную школу в г. Чикаго. В ней классический план учёбы заменили играми и трудом. Учёный в своём методе преподавания опирался на инстинкты детей. То есть привычные занятия чтением, счётом и письмом проходили лишь тогда, когда ученики самостоятельно приходили к решению, что эти знания им необходимы.
Философ полагал, что существует четыре инстинкта:
Чтобы дети могли удовлетворить указанные инстинкты, им предоставлялись такие средства познания, как слова, произведения искусства и технические устройства. Учеников вовлекали в игровую и практическую деятельность.
В Советском Союзе уроки на основе идеи американского учителя были впервые проведены в 1923 году. Прежнюю систему обучения при этом объявили отжившей и заменили лабораторно-бригадной. В 1932 году Центральный комитет ВКП (б) объявил указанный способ преподавания прожектёрством и официально отменил.
Определение и характеристика
Современное проблемное обучение — это организация уроков, предполагающая создание учителем проблемных ситуаций, для решения которых учащимся необходимо провести активную самостоятельную работу. Такой процесс позволяет детям творчески овладеть профессиональными знаниями и умениями, развить мышление.
Проблемное обучение характеризуется как учебно-воспитательный процесс, который строится на полном взаимодействии преподавателя и обучающихся детей. Его цель в том, чтобы ученики не только усвоили готовый научный материал, но и сумели овладеть способами получения этой информации.
Такое обучение формирует и развивает интеллектуальную, мотивационную и эмоциональную сферы, а также индивидуальные способности. При этом основной упор делается на общее развитие ребёнка, а не на передачу ему научных выводов.
Главные понятия
Автор технологии проблемного образования выделял два главных понятия: учебная проблема и проблемная ситуация. Каждое из них имеет свои характерные черты.
Так, к признакам проблемы относятся:
Проблемная ситуация представляет собой один из видов взаимоотношений учителя и ученика, при которой у учащегося возникает психическое состояние, побуждающее его найти, изобрести или освоить новые знания и способы действия, необходимые для выполнения поставленного преподавателем задания. Она возникает в результате учебных или практических действий, которые содержат известные и неизвестные обучаемому ребёнку факторы.
Подобная ситуация характеризуется наступлением у ученика состояния интеллектуального затруднения, вызывающего у него желание выйти из возникшего затруднения. Это положение обычно возникает в случаях, когда у задачи с ограниченной первоначальной информацией существует несколько вариантов решения.
Условия реализации
Для того чтобы применять подобную модель обучения детей, нужно учитывать условия её реализации. К таковым относятся:
Классификация технологии
Подобно другим научным дисциплинам проблемное обучение классифицируется по разным признакам. Так, по форме применения оно является общепедагогическим. Его тип управления — система малых групп. По способу взаимодействия с учащимся этот вид образования классифицируется, как свободное воспитание, в котором преобладает проблемный метод. Проходить обучение по нему могут все категории детей, то есть по этому типу учёба является массовой.
Кроме того, технология подразделяется на следующие виды:
Отдельно можно выделить классификацию технологии по характеру содержания. По указанному критерию выделяют такие формы преподавания, как:
Цели и концепция
Проблемная технология ориентирована на достижение трёх основных целей. К ним относятся следующие:
Концептуальные взгляды проблемного преподавания были изложены его основателем Джоном Дьюи. Учёный сформулировал следующие положения:
Философ полагал, что такая концепция непременно приведёт к достижению положительного результата. Но для этого преподавателям необходимо создать для учеников наиболее благоприятные условия обучения:
В свою работу учителям рекомендуется включать специальные игровые процессы. Для этого подойдут такие виды игр, как:
Методы обучения
Существует несколько приёмов обучения, основанных на создании проблемы, которая контролируется педагогом. Их делят на три основных вида:
Технологическая схема
Преподаватель создаёт проблему и направляет учеников на её решение. Сложность управления этим видом обучения состоит в том, что проблемная ситуация должна быть индивидуальной, а потому представитель педагогического коллектива должен применять дифференцированный подход к каждому ученику.
Алгоритм решения
Преодоление любой проблемы представляет собой последовательность определённых действий. Так, для решения задачи, поставленной в рамках обучения, детям нужно пройти четыре этапа:
Моделирование уроков
Моделируя урок, построенный в соответствии с нормами проблемной технологии, необходимо обратить внимание на то, что детям потребуется самостоятельно выполнить определённое количество заданий на каждом этапе урока.
У всех подобных заданий должна быть общая дидактическая цель, а также взаимосвязанный учебный материал.
Указанную цель необходимо формировать согласно процессу обучения. Для этого подбираются задания, соответствующие следующим характеристикам:
Преимущества и недостатки
Основанная Джоном Дьюи форма обучения довольно широко применяется как в школах, так и при изучении отдельных дисциплин. Дети, получающие знания по такой программе, учатся находить причины различных явлений и событий, выявлять их признаки, устанавливать следственные связи. Поэтому к преимуществам технологии проблемного обучения следует относить:
Несмотря на ряд безусловных достоинств обучения, основанного на постановке проблем, специалисты отмечают и некоторые недостатки указанного метода. К таковым относят следующие ограничения:
Проблемность, как один из видов педагогики, впервые была использована американским учителем Джоном Дьюи.
При применении проблемной технологии преподавания основной функцией учителя становится правильная постановка задачи, которую учащиеся должны будут решить. Лишь в этом случае дети смогут самостоятельно освоить учебный материал.
Проблемное обучение
1. Причины возникновения проблемного обучения
Какая же деятельность считается творческой?
Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке, инсайту, “ага-реакции”. Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение.
Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. [8;96]
2. Понятие «Проблемное обучение»
Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления.
В осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышлени. [6;124]
Проблемное обучение (как и любое другое обучение)может способствовать реализации двух целей:
Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.
Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. [1;56]
В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии:
— процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;
— проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;
— условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;
— закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.
Дидактические основы проблемного обучения определяются содержанием и сущностью его понятий. По мнению М. И. Махмутова, основными понятиями теории проблемного обучения должны быть «учебная проблема», «проблемная ситуация», «гипотеза», а также «проблемное преподавание», «проблемное учение», «проблемность содержания», «умственный поиск», «проблемный вопрос», «проблемное изложение».
Учебная проблема — явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли. Задача — явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме (в звуках или знаках, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания. Важным является и то, что формой реализации принципа проблемности в обучении является учебная проблема. [6; 46]
М. И. Махмутов предлагает дидактическую классификацию учебных проблем,которая строится на следующих переменных:
1) область и место возникновения;
2) роль в процессе обучения;
3) общественная и политическая значимость;
4) способы организации процесса решения.
Психологическая классификация учебных проблем основана на таких показателях,как:
1) характер неизвестного и вызываемого затруднения;
3) характер содержания и соотношения известного и неизвестного в проблеме.
Определяя проблемную ситуацию, М. И. Махмутов отмечает, что она является начальным моментом мышления, вызывающим познавательную потребность ученика и создающим внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. При этом можно выделить два типа проблемных ситуаций, возникающих при постановке как теоретической, так и практической проблемы. [6;56]
Классификация способов создания проблемных ситуаций основана на характере противоречия,возникающего в процессе учения:
1. Столкновение учащихся с явлениями и фактами, требующими теоретического объяснения.
2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий.
3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения,
4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, сталкивающих их с противоречиями между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
5. Выдвижение гипотез, формулировка выводов и их опытная проверка.
6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает познавательное затруднение.
7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.
8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.
9. Организация межпредметных связей[6;172].
М. И. Махмутов выделяет три вида проблемного обученияпо типу реализуемой творческой деятельности:
1) научное творчество;
2) практическое творчество;
3) художественное творчество.
Что лежит в основе каждого вида обучения и творчества? Научное творчество основано на постановке и решении теоретических учебных проблем. Практическое творчество базируется на постановке и решении практических учебных проблем. Художественное творчество — «это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и т. д.» [6; 265].
3. Значение и функции проблемного обучения
Технология проблемного обучения позволяет:
— определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;
— ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче;
— осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов;
— выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации.
Проблемное обучениемногофункциональное и решает следующие задачи:
1. Стимулирует мотивацию учения;
2. Повышает познавательный интерес;
3. Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
4. Развивает творческие способности;
5. Формирует убеждения;
6. Формирует навыки исследовательской деятельности;
7. Развивает коммуникативные компетенции.
Чрезвычайно важной функцией проблемного обучения можно назвать повышение мотивации студентов, особенно при изучении нового материала. Как говорил еще Г. Галилей, “вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя”. Вообще без мотивации учебная деятельность, как и любая другая, практически невозможна. В традиционной системе преподавания мотивация осуществляется известным методом кнута и пряника или же основные усилия педагога по мотивации студентов направлены на объяснение важности обучения для будущей профессиональной деятельности студентов.
В этом отношении проблемное обучение, опять же, имеет более выигрышное положение, так как его характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность, студенты получают больше возможности самореализоваться в процессе обучения, постоянная постановка и решение проблемных задач является более приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности. [7;34]
4. Плюсы и минусы проблемного обучения
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся[8;69]
Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.
Таким образом, объяснительно-иллюстративное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.
Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной, а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они «выращиваются». Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы «выращивать» эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Идеи проблемного обучения получили реализацию в системах развивающего обучения. [8;73]
Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада.
-развитие логического мышления, умения решать проблемные задачи;
-знакомство с понятием «Таблица», с ее составляющими – сроками и столбиками.
— Формирование аналитико–синтетического мышления.
-Формирование умения делать выводы, работать в паре, коллективно решать поставленную задачу.
Материал к занятию: Таблица –дом для геометрических фигур на каждого ребенка, схем выкладки геометрического узора для работы в паре.
Ход занятия
-Ребята, Вы когда-нибудь переезжали в новый дом или квартиру?
-Воспитатель предлагает ребятам вспомнить, что такое новоселье.
Чтобы заселиться в новый дом, нужно собрать вещи, упаковать, перевезти вещи. Дело это очень хлопотное.
— Есть волшебная страна. Ее нет на карте. Там живут геометрические фигуры.
Для них построили новый дом. Им надо в него заселиться. Вы знаете, какое это хлопотное дело. Вы им поможете.
Дети садятся за столы и получают расчерченную таблицу –дом и 9 геометрических фигур.
— Перед вами дом. Этот дом недостроенный. Это чердак. Это подсобные помещения. Они закрыты.
— Сколько этажей в этом доме?
— Проведите пальчиком по нижнему этажу?
-Проведите пальчиком по среднему этажу.
-Проведите пальчиком по верхнему этажу.
-В доме кроме этажей есть подъезды. Рядом с подсобными помещениями первый подъезд. Покажите его.
-Покажите второй подъезд.
-Покажите третий подъезд.
-Заселились жители, расставили вещи, повесили шторы, развесили карины, чайник поставили. Решили посмотреть, что находится вокруг. Где например детский сад, магазин…Что еще они могли бы поискать (остановку, парикмахерскую, почту, школу?
-Вот они вышли и пошли по району. Ходят, уже есть захотелось, решили вернуться в свою квартиру, там же их вещи.
-Смогли ли они их найти?
— Дети пытаются вспомнить, где располагались геометрические фигуры и располагают их на квадратах.
— Ребята, каждая фигура попала в свою квартиру?
Дети затрудняются ответить. Некоторые, считают, что они правильно их вернули в свои квартиры. Но точно это утверждать не берутся.
Воспитатель подтверждает их опасения:
— Желтый круг говорит: У меня в квартире были другие шторы, это не моя квартира.
— Синий квадрат утверждает, что у него был другой диван.
— А красный треугольник уверен, у него в квартире были другие картины.
-Что же надо делать, чтобы жильцы запомнили свои квартиры и не терялись.
Ребят предлагают разделить фигуры по цвету.
Чем ваши фигуры отличаются?
(по цвету и по форме)
-Разделим фигуры на три кучки по цвету: синие, красные, желтые.
-Давайте на верхний этаж поселим синие фигуры, на средний – желтые, на нижний красные
-Давайте теперь расколотим подсобные помещения.
-О чем говорят эти пятнышки? (Нарисованы цветные пятнышки, обозначающие синий, желтый, красный цвета).
— Эти пятнышки говорят, что на верхнем этаже живут синие фигуры, на среднем – желтые, на нижнем- красные.
-А теперь можно раскрыть чердак.
— Уберем строительный мусор (собирает зажимы и бумажную полосу, закрывающую подсобные помещения чердак).
— Что нарисовано на чердаке?
— О чем говорят эти изображения фигур, расположенные на чердаке?
-Они говорят,что в первом подъезде живут круги, во втором подъезде живут квадраты, в третьем – треугольники.
— Давайте расставим фигуры по подъездам.
-Теперь давайте вспомним, какие фигуры живут на среднем этаже? (желтые)
-Какие фигуры живут на нижнем этаже?
-Какие фигуры живут на верхнем этаже?
-Какие фигуры живут в первом подъезде? (круги)
-Какие фигуры живут во втором подъезде? (квадраты)
-Какие фигуры живут в третьем подъезде? (треугольники)
-Теперь если они выйдут, найдут свои квартиры?
— Теперь можно устроить новоселье. Что такое новоселье?
Физминутка (дети выполняют ритмичные движения под музыку).
Пошли фигуры погулять. Куда могли они пойти? (в магазин, в кино, в кафе, в офис, в детский сад и т. д.)
Дети раскладывают геометрические фигуры на столе.
-Первым пришел с работы красный круг.
-Потом пришел из магазина синий треугольник.
-Потом пришел из детского сада красный треугольник.
— Потом пришел из школы грустный желтый круг.
— Потом с рынка пришел синий квадрат.
— Потом с почты пришел синий круг.
— Вы смогли расселить фигуры по квартирам? Почему?
-Есть значки по цвету и по форме.
В стране геометрии – дом –это таблица.
У нас этажи, а у них строки.
-Теперь давайте вспомним, какие фигуры живут на верхней строчке? (синие)
-Какие фигуры живут на нижней строчке? (красные)
-Какие фигуры живут на средней строчке? (желтые)
-У нас подъезды, а у них столбики.
-Какие фигуры живут в первом столбике (круги)
-Какие фигуры живут во втором столбике? (квадраты)
-Какие фигуры живут в третьем столбике? (треугольники)
Представьте, что вы сидите возле подъезда. Подходит бабушки и просит помочь найти квартиру внука, который недавно заселился.
— Где живет мой внук- синий круг?
Дети: (верхняя строка, первый столбик).
-Какая строка? (верхняя) Какой столбец? (первый)
-Где живет мой внук красный треугольник (нижняя строка)
Дети: (нижняя строка, третий столбик).
-Какая строка? (нижняя) Какой столбец? (третий).
В: в вашем доме скрывается опасный преступник красный квадрат.
Дети: Нижняя строка, второй столбец.
В: Нужно найти преступника – синий треугольник.
Дети: Верхняя строка, третья строка.
Люди живут в квартире,и со временем им хочется сделать ремонт. Выложить плитку в ванной. Есть еще силы. Обычно работает бригада, будете работать вдвоем.
Дети получают карточки со схемой выкладки плитки. Задание выполняется в паре, поэтому надо найти своего напарника, у которого такая же схема.
Обучение через диалог — успешное обучение. «Обучение через диалогическое обучение» Один из модулей, который ближе мне, который я буду внедрять в свою практику, это – диалоговое обучение.
Обучение детей прыгучести. Развивать прыгучесть можно в любое время: на прогулке, на занятии, в свободной деятельности. Дети старшего возраста очень любят играть в.
Обучение диалогической речи Составила воспитатель Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных.
Обучение дошкольников чтению При обучении дошкольников чтению я ставила следующие задачи работы: 1. Развивать фонематический слух. 2. Познакомить детей с понятиями.
Обучение рассказыванию детей с ОНР Методика обучения детей с ОНР рассказыванию разработана В. П. Глуховым, Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, С. А. Мироновой, Н. А. Никашиной,.
Обучение тому, как учиться «Обучение тому, как учиться» В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько.
Проблемное обучение в ДОУ «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.
Развивающее обучение КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПреобразования в социальной, культурной, экономической жизни.
Обучение эстетике питания у воспитанников МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Сообщение на тему: «Обучение эстетике питания у воспитанников. Культурно-гигиенические.