обучение навыкам самообслуживания пожилых людей

Травма спинного мозга и позвоночника

Обучение бытовым навыкам и самообслуживанию

Прогресс в совершенствовании бытовых навыков самообслуживания существенным образом зависит от изобретательности пациента и ухаживающих за ним. Прямой уход уменьшает двигательные возможности больного и рано или поздно приводит к тяжелому межличностному конфликту.

Восстановление жизненно необходимых навыков имеет не только социальную значимость, снижая зависимость больного от окружающих и позволяя выполнять некоторые рабочие операции, но и оказывает важное психотерапевтическое влияние на больного, способствует формированию его активных установок на лечение.

Однако следует учесть, что такое восстановление возможно на основе достигнутого уровня двигательной активности. К нему приступают не ранее 3—4 мес. после травмы. В противном случае неуспех может только нанести дополнительную психическую травму больному, снизить активную позицию в занятиях или вовсе вызвать отказ от них.

Самообслуживание представляет собой реализацию функций хватания, стояния и передвижения в условиях функционального дефекта мышц. При грубых выпадениях усилия направлены на замещение функций, нейромоторное перевоспитание мышц, в норме не участвующих в данном двигательном акте, и приспособление к дефекту. Обучение больного приемам самообслуживания позволяет ему не только освободиться от опеки и обрести независимость, эти занятия сами по себе являются методом развития и коррекции движений. Получается замкнутая связь: уровень движения обусловливает ту или иную степень свободы, последняя как бы шлифует эти движения.

Для самообслуживания в бытовом плане особенно функционально значимо воспитание сложных разноплановых движений кисти и пальцев (рис. 17) [37, 45-48, 51, 65].

обучение навыкам самообслуживания пожилых людей. reabilitaciya tbsm 11 17 prisposobleniya oborudovanie. обучение навыкам самообслуживания пожилых людей фото. обучение навыкам самообслуживания пожилых людей-reabilitaciya tbsm 11 17 prisposobleniya oborudovanie. картинка обучение навыкам самообслуживания пожилых людей. картинка reabilitaciya tbsm 11 17 prisposobleniya oborudovanie.

Рис. 17. Приспособления и оборудование для восстановления функции кисти и пальцев

В первую очередь отрабатываются рычаговые и толкательные движения кисти и пальцев. В этих целях применяют шарики разного диаметра, укрепленные резинкой на подставке (для отработки отталкивания всей кистью и каждым пальцем в отдельности), горсть мелких предметов (для проведения сортировки), клавиатуру портативных музыкальных инструментов (детский рояль, гармоника, флейта). Следующим этапом является отработка захватов. Описано 12 различных видов захвата по G. Schlesinger [12,69]. Однако практическое значение для больных имеют три вида — копчиковый, пальмарный и ключевой, при этом доминирует пальмарный захват [6, 12, 55].

Учебно-тренировочные стенды

Для тренировок движений кистей и пальцев применяют учебно-тренировочные стенды с закрепленными на них предметами, с которыми больному предстоит общаться в быту (водопроводный кран, телефон, штепсель, различные замки, задвижки, застежки и т. п.) (рис. 18, 19).

обучение навыкам самообслуживания пожилых людей. reabilitaciya tbsm 11 18 nastennaya panel. обучение навыкам самообслуживания пожилых людей фото. обучение навыкам самообслуживания пожилых людей-reabilitaciya tbsm 11 18 nastennaya panel. картинка обучение навыкам самообслуживания пожилых людей. картинка reabilitaciya tbsm 11 18 nastennaya panel.

Рис. 18. Настенная панель из ламинированного пластика с 12 различными тренажерами для реабилитации верхних конечностей

обучение навыкам самообслуживания пожилых людей. reabilitaciya tbsm 11 19 stendy. обучение навыкам самообслуживания пожилых людей фото. обучение навыкам самообслуживания пожилых людей-reabilitaciya tbsm 11 19 stendy. картинка обучение навыкам самообслуживания пожилых людей. картинка reabilitaciya tbsm 11 19 stendy.

Рис. 19. Различные стенды для тренировки бытовых движений

От степени овладения этими манипуляциями зависит переход к тренировкам функции тонкого захвата, обеспечивающей застегивание пуговиц, шнуровку, завязывание. Первоначально занятия также следует проводить на стендах или макетах (лиф с набором пуговиц различного диаметра, корсет, ботинок). Овладев этими движениями, больной может уже самостоятельно одеваться. Одновременно проводятся тренировки в проведении процедур простейшего самообслуживания — умывание, чистка зубов, причесывание, бритье.

Самостоятельный прием пищи. Адаптированные столовые приборы

Как показали исследования С. Банкова [55], сила захвата увеличивается с удлинением исходной позиции пальцев в пределах 4,5 см. Поэтому у больных с высоким уровнем повреждения спинного мозга при обучении самостоятельному приему пищи следует использовать столовые приборы с утолщенными ручками (рис. 20).

обучение навыкам самообслуживания пожилых людей. reabilitaciya tbsm 11 20 stolovye pribory. обучение навыкам самообслуживания пожилых людей фото. обучение навыкам самообслуживания пожилых людей-reabilitaciya tbsm 11 20 stolovye pribory. картинка обучение навыкам самообслуживания пожилых людей. картинка reabilitaciya tbsm 11 20 stolovye pribory.

Рис. 20. Столовые приборы с утолщенными ручками, комбинированные столовые приборы

В.М. Угрюмов и соавторы [63], а также О.Г. Коган [18] рекомендуют при этом применять кольцевые фиксаторы для пальцев (рис. 21).

обучение навыкам самообслуживания пожилых людей. reabilitaciya tbsm 11 21 adaptirovannye nozhi. обучение навыкам самообслуживания пожилых людей фото. обучение навыкам самообслуживания пожилых людей-reabilitaciya tbsm 11 21 adaptirovannye nozhi. картинка обучение навыкам самообслуживания пожилых людей. картинка reabilitaciya tbsm 11 21 adaptirovannye nozhi.

Рис. 21. Адаптированные ножи с длинным лезвием и фиксатором для руки

Упражнения по обучению самостоятельному приему пищи начинают с приема твердой пищи, затем — полужидкой, проводится тренировка умения пользоваться ложкой, вилкой, ножом. Сила захвата возрастает при увеличении длины сгибателей, но зависит также от угла натяжения мышц. Максимальная сила при захвате будет при угле дорсального сгибания в пределах 30-40°. По мнению С. Банкова [93], на максимальную силу захвата влияет позиционное положение предплечья. По данным A. Swanson и соавторов (1970) 44, фиксация предплечья снижает силу захвата.

Восстановление навыка письма. Адаптированные приборы для письма

Следующий этап тренировок — восстановление навыка письма. При этом для обучения применяют ручки, карандаши, фломастеры с утолщенным корпусом, оснащенные ременными креплениями и кольцевым приспособлением (рис. 22). Многие больные в процессе занятий переходят к обычным письменным принадлежностям.

обучение навыкам самообслуживания пожилых людей. reabilitaciya tbsm 11 22 adaptirovannye pribory. обучение навыкам самообслуживания пожилых людей фото. обучение навыкам самообслуживания пожилых людей-reabilitaciya tbsm 11 22 adaptirovannye pribory. картинка обучение навыкам самообслуживания пожилых людей. картинка reabilitaciya tbsm 11 22 adaptirovannye pribory.

Рис. 22. Адаптированные приборы для письма

Обучение бытовым навыкам носит однотипный характер. С течением времени в результате многократного повторения действий улучшается координация движений, они становятся более завершенными, вырабатывается автоматизм. Повышение мышечной силы в руках в результате занятий ЛФК и массажа, улучшение координации движений и овладение простейшими бытовыми навыками способствуют общей мобильности больного.

При небольшой тренировке он обучается самостоятельно пересаживаться в кресло-каталку, управлять ею, самостоятельно или с некоторой помощью надевать ортопедические аппараты, вставать и обучаться передвижению с подручными средствами. Повышение мобильности больного расширяет диапазон его общений со средой, делает независимым в бытовом плане, позволяет вести активную жизнь и подготовить себя к общественно-полезной деятельности в будущем.

Источник

Программа занятий в Школе ухода

ПРОГРАММА

обучения в Школе ухода ГАУСО «КЦСОН «Радость» МТЗ и СЗ РТ в Заинском муниципальном районе»

Школа ухода являются неотъемлемой частью системы долговременного ухода (СДУ). Ее работа направлена на развитие надомного ухода и поддержку семей.

Школа ухода (ШУ) – это комплекс мероприятий, направленных на информирование, консультирование и обучение и психологическую поддержку лиц, осуществляющих уход за людьми с выраженным снижением способности к самообслуживанию, необходимым навыкам качественного ухода в соответствии с потребностями нуждающегося в помощи человека.

Основное направление работы Школы ухода – обучение родственников граждан пожилого возраста и инвалидов навыкам ухода и методам реабилитации в домашних условиях.

Целевые группы (социальные категории), на которые ориентирована деятельность школы ухода – родственники, законные представители, иные граждане, осуществляющие уход за пожилыми и инвалидами, утратившими (полностью или частично) способность к самообслуживанию и передвижению в связи с преклонным возрастом или болезнью и нуждающимися в постороннем уходе. Обучение для целевой категории граждан в рамках Школы ухода осуществляется на бесплатной основе

Цель Школы ухода: Обеспечение родственного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в домашних условиях в условиях максимально длительного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в домашних условиях.

Основные задачи Школы ухода:

Ожидаемые результаты от деятельности Школы ухода

Формы функционирования школы:

Формы организации занятий:

Типы организуемых занятий:

Кадровое обеспечение: штатные сотрудники КЦСОН «Радость», прошедшие специальное обучение, специалист по социальной работе, психолог, медицинские работники ГАУЗ «Заинская центральная районная больница

Краткое описание: Занятия в Школе ухода проводятся в форме курса лекционных и практических занятий по изучению теоретических основ и практического освоения навыков ухода за тяжелобольными людьми, обучению методам наблюдения и контроля за изменениями в состоянии здоровья, использованию технических средств реабилитации, изучению психологических аспектов, связанных с вопросами организации ухода, информированию о видах социальной поддержки. Рекомендуемые количество занятий в рамках курса – 6 – 8, периодичность – 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия – 1 час 20 минут. Занятия в Школе ухода проводятся в группах по 4 – 6 человек.

Работа с новой группой начинается с её формирования. Слушатели зачисляются в группу на основании личного заявления. Далее составляется План – график проведения занятий в Школе ухода в определённой группе. Тематика занятий подбирается исходя из запросов слушателей. В План – график включаются групповые теоретические занятия по общим актуальным темам, индивидуальные теоретические, тематика которых подбирается на основании потребностей каждого слушателя, практические, на которых отрабатываются навыки ухода. Так же в План – график могут быть включены выездные занятия на дому у слушателей или их подопечных. Выездные занятия имеют консультативно – практическую направленность.

С целью получения обратной связи и изучения удовлетворённости слушателей организацией обучения на последнем занятии проводится анкетирование (Приложение 1)

Примерная тематика групповых теоретических занятий

Примерная тематика индивидуальных теоретических занятий

Примерная тематика практических занятий

Примерная тематика занятий с выездом на дом

При организации и проведении занятий в Школе ухода целесообразно использовать литературные источники и интернет – ресурсы. Информация об уходе за людьми с дефицитом самообслуживания постоянно обновляется. Появляются новые средства и технологии ухода. Для оказания качественных услуг персоналу школы необходимо заниматься непрерывным самосовершенствованием. Ухаживающим лицам также в большинстве случаев необходима информация о заболевании их близкого человека и поддержка, выходящая за рамки возможностей, предоставляемых школой. Для этих целей специалистам и ухаживающим лицам могут быть полезны различные информационные ресурсы и тематическая литература.

Рекомендуемые информационные ресурсы:

Просветительский проект о паллиативной помощи «Про паллиатив»

Источник

Эрготерапия для пожилых

Эрготерапия — это раздел клинической медицины, специализирующийся на оценке, развитии и восстановлении активности людей, которые в результате болезни или травмы потеряли способность двигаться, координировать движения или заниматься повседневными делами.

Как отдельная медицинская специальность эрготерапия появилась после второй мировой войны, когда во многих странах остро встал вопрос реабилитации и возвращения к активной жизни ветеранов-инвалидов. В 1951 году была основана Международная организация эрготерапевтов (WFOT), членами который сейчас являются 105 стран и более 580 тысяч специалистов. В 2001 году была основана Русская Профессиональная Ассоциация Эрготерапевтов, которая с 2004 года является полноправным членом WFOT. Основной задачей ассоциации является распространение знаний о новой специальности на территории России и обучение медицинских и социальных работников основам эрготерапии.

Цель эрготерапии — максимально возможное восстановление способности человека к самостоятельной жизни (самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху), независимо от того, какие у него есть нарушения, ограничения жизнедеятельности или ограничения участия в жизни общества. Эрготерапия основывается на том, что осмысленная, целенаправленная деятельность помогает улучшить различные функциональные возможности человека – физические, когнитивные, эмоциональные и психические.

В эрготерапии используются знания из нескольких специальностей – медицины, психологии, педагогики, социологии, биомеханики и физической терапии. В результате такого комплексного подхода методы эрготерапии позволяют улучшать не только двигательные, но и когнитивные и эмоциональные возможности пациентов.

«Занятость» (occupation) в эрготерапии подразумевает не только работу или трудотерапию, но и повседневную активность, выполнение бытовых задач, игровую активность, активный досуг и занятия искусством, то есть любые виды деятельности, встречающиеся в жизни человека и придающие ей смысл.

Эрготерапия для пожилых

Различные заболевания в преклонном возрасте приводят к физическим и когнитивным нарушениям, ограничивающим возможность для пожилого человека вести привычный образ жизни – самим обслуживать себя, выполнять простые бытовые задачи, ходить самостоятельно в магазин или поликлинику, свободно передвигаться по городу, активно отдыхать или заниматься любимым хобби. Из полноценного члена семьи и общества такой человек превращается в обузу для окружающих, становится объектом их заботы. Задача эрготерапии – максимально вернуть утраченные навыки и способность к самообслуживанию с учетом реальных физических и умственных возможностей пожилого человека. Многолетний опыт показывает, что занятия эрготерапией также ускоряют процесс реабилитации после инсультов и инфарктов, хирургических операций, воспалений и травм. Эрготерапия не заменяет медицинскую реабилитацию, а является важной частью программы восстановления.

При занятиях эрготерапией с пожилыми пациентами с неврологическими и психиатрическими диагнозами важной задачей является восстановление частично утраченных двигательных функций и восстановление бытовых навыков. Такие занятия увеличивают подвижность суставов, улучшают мышечный тонус и координацию движений. Чтобы достичь оптимального эффекта, занятия эрготерапией нужно сочетать с лечебной физкультурой и массажем.

Кроме очевидного положительного влияния на физическое состояние, эрготерапия также благотворно действует на психоэмоциональное состояние пожилого человека. Пожилые люди, особенно с ограниченными возможностями, часто чувствуют одиночество, невостребованность и ненужность. Занятия эрготерапией позволяют отвлечься от мрачных мыслей, улучшают настроение, укрепляют эмоциональную сферу, формируют более оптимистическое отношение к окружающему миру, помогают создавать социальные связи.

Важную роль играют занятия эрготерапией для пожилых людей с когнитивными нарушениями – болезнью Альцгеймера и деменцией. Пожилые люди с этими заболеваниями постепенно утрачивают навыки самообслуживания, забывают как выполнять те или иные действия. Благодаря постоянным повторениям и тренировкам на выполнение бытовых задач, такая потеря навыков может замедлиться, и человек получит возможность дольше жить самостоятельно.

обучение навыкам самообслуживания пожилых людей. ergotherapy2. обучение навыкам самообслуживания пожилых людей фото. обучение навыкам самообслуживания пожилых людей-ergotherapy2. картинка обучение навыкам самообслуживания пожилых людей. картинка ergotherapy2.

Виды эрготерапии для пожилых

Восстановительная терапия

Это комплекс мероприятий, направленный на восстановление навыков самообслуживания и выполнения простых бытовых задач пациентами пожилого возраста, которые перенесли тяжелое заболевание, травму или имеют когнитивные нарушения. При использовании этой терапии восстанавливаются и поддерживаются жизненно необходимые навыки. Постоянная тренировка и выполнение полезных действий оказывают важное психотерапевтическое влияние на пожилого человека, способствуют формированию веры в свои силы и активной установки на лечение и физическую реабилитацию. Для пожилых людей крайне важно как можно дольше чувствовать себя независимыми и сохранять возможность к самообслуживанию.

Даже если пожилой человек что-то делает долго или неловко, не нужно его торопить или пытаться сделать за него, в данном случае самостоятельность важнее скорости или качества.

Игровая терапия

Для этого вида терапии используются все доступные виды игр – настольные и интеллектуальные, викторины, конкурсы и соревнования, кроссворды и сканворды. Игровая терапия является способом восстановления сразу в нескольких областях – социализации, релаксации, образования, самореализации, социальной адаптации. Она позволяет отвлекать пожилых людей от тревожных мыслей, волнений и навязчивых состояний, дарит позитивные эмоции и дает возможность самовыражения в новой роли.

Арт-терапия

Гарденотерапия

Метод терапии, основанный на приобщении к выращиванию растений и уходу за ними. Пожилые люди обычно с удовольствием занимаются гарденотерапией, что позволяет использовать ее положительный психотерапевтический эффект для улучшения эмоционального состояния пациентов с различными заболеваниями. В теплое время года гарденотерапией лучше заниматься на свежем воздухе, а зимой можно ухаживать за комнатными растениями. Занятия этой терапией дают наглядные результаты, которые напрямую зависят от труда и усилий, которые вложил человек. Выращивание растений восстанавливает моторные навыки и координацию движений, дает возможность развиваться и получать новые знания, стимулирует проводить больше времени на свежем воздухе и получать положительные эмоции от общения с природой, восстанавливает сенсорные каналы.

Источник

Тренировки повседневных навыков бытового самообслуживания

Конечная цель реабилитационного лечения состоит в том, чтобы научить пациента выполнять максимальный объем бытовых навыков в пределах неизбежных остаточных физических ограничений.

Для достижения этой цели нельзя медлить с началом тренировок навыков самообслуживания.

В план реабилитационного лечения, с самых ранних и на всех последующих его этапах, может и должна быть включена тренировка.

Практический опыт свидетельствует о том, что такие действия, как повороты в постели с боку на бок, прогибание «мостиком», поднятие обеих рук, повороты и дотягивание до прикроватного столика, повороты с последующим усаживанием, переходы из положения «сидя» в положение «стоя» и наоборот являются необходимыми ступенями в программе реабилитации.

Они являются шагами, приближающими к самообслуживанию. Пациенты, перенесшие инсульт, должны также научиться самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, принимать пищу и следить за личной гигиеной. Тренируя перечисленные действия, надо осваивать нормальные стереотипы движений. Эти движения помогут восстановлению нормальной чувствительности.

обучение навыкам самообслуживания пожилых людей. insult 96. обучение навыкам самообслуживания пожилых людей фото. обучение навыкам самообслуживания пожилых людей-insult 96. картинка обучение навыкам самообслуживания пожилых людей. картинка insult 96.

Умывание

Если пациент, за которым вы ухаживаете, не способен умываться стоя, он может делать это сидя на пластиковом стуле или табурете.

Как вымыть здоровую руку с помощью парализованной руки

Для вытирания следует использовать такую же рукавицу, только сухую.

Как мыть ноги (рис. 98, 98.1, 98.2).

С помощью обеих рук пациент кладет парализованную ногу на здоровую ногу. Вы можете помочь пациенту мыть ногу, поддерживая парализованное плечо. Обеими руками пациент моет парализованную ногу.

Источник

Школа заботы: москвичи старшего поколения смогут освоить новую профессию

обучение навыкам самообслуживания пожилых людей. Depositphotos 225669004 xl 2015(11). обучение навыкам самообслуживания пожилых людей фото. обучение навыкам самообслуживания пожилых людей-Depositphotos 225669004 xl 2015(11). картинка обучение навыкам самообслуживания пожилых людей. картинка Depositphotos 225669004 xl 2015(11).

Центр занятости «Моя карьера» совместно со школой патронажного ухода «Внимание и забота» запускает программу «Сиделка. Помощник по уходу». Курс рассчитан на москвичей от 50 лет и старше, которые хотели бы освоить новую профессию или углубить свои знания по специальности.

«Уход за людьми очень непростой и кропотливый труд. Квалифицированный помощник — это прежде всего милосердный и терпеливый человек. В центре “Моя карьера” мы хотим помочь людям лучше познакомиться с профессией, развить свои навыки, сберечь силы и моральный настрой. В рамках партнерской школы мы стремимся изменить восприятие профессии сиделки в социуме, повысить ценность людей, которые занимаются таким важным делом», — рассказала Ирина Швец, директор центра занятости «Моя карьера».

Это уже третий курс, посвященный подготовке специалистов по уходу за людьми с ограниченными возможностями здоровья. Опыт прошлых потоков показал живой интерес со стороны соискателей, которые решили посвятить себя заботе о других.

Новый курс рассчитан на полное погружение в профессию сиделки. Наставники поделятся знаниями и навыками по уходу, участников ждут как лекции, так и практические занятия.

«Мы проанализировали рынок и поняли, какой кадровый голод существует в этой сфере. Многим людям действительно нелегко самостоятельно ухаживать за родственниками, а найти хорошего специалиста по уходу бывает очень сложно. Хорошего — это значит ответственного, вовлеченного, профессионального. Мы даем все необходимые знания, не упуская ни малейшей детали: как правильно помогать и общаться с подопечными, а также не допустить эмоционального выгорания», — рассказала Елена Сухачева, координатор проектов автономной некоммерческой организации «Внимание и забота».

В программу обучения включены модули по профстандарту и организации своего дела, самозанятости, а также тренинги по развитию soft skills. Это поможет специалистам по уходу оставаться в тонусе и не терять мотивацию. Еще один модуль посвящен цифровой грамотности. Наставники рассказывают, как искать клиентов в соцсетях, как представляться и вести беседу.

Обучение начнется 12 марта на площадке центра «Моя карьера». Продолжительность курса — три месяца. После окончания программы участники получат диплом о профессиональной переподготовке государственного образца. Зарегистрироваться для участия можно по ссылке. Проект реализуется с использованием гранта Мэра Москвы, предоставленного Комитетом общественных связей и молодежной политики города Москвы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *