обучение навыкам поведения в быту и общественных местах тематический план
Перспективное планирование по работе над воспитанием безопасности в быту у детей средней группы
месяц Виды деятельности
Беседа «Мир предметов»
Программное содержание: Развить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. Воспитывать послушание и терпеливость.
Материал: картинки с изображением инструментов для работы по дому, фломастеры, бумага.
Дидактическая игра: «Подбери игрушку Танюше»
Цель: закреплять представление о предметах быта, которыми можно (нельзя) играть; развивать внимание, память.
Работа с родителями.
Анкетирование по теме: «Безопасное поведение в быту»
Беседа «Безопасность в быту»
Программное содержание: на основе имеющегося опыта учить обнаруживать опасные ситуации, выявлять, кому и чем она грозит. Обогащать опыт детей по осмотрительному и осторожному обращению с потенциально опасными предметами.
Материал: Плакат «Безопасность в быту», загадки, об опасных предметах, символы «можно» и «нельзя», клоун-марионетка, карандаши, листы бумаги.
Дидактическая игра: «Соедини по точкам»
Цель: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользовании карандашом, умение вести линию по точкам.
«Нарисуй самый опасный предмет»
Цель: закреплять знания детей о предметах быта. Упражнять в умении аккуратно раскрашивать рисунок. Объяснять свои выбор.
Работа с родителями.
«Азбука для родителей»
Беседа: «Наша группа»
Программное содержание: учить находить на плане групповой комнаты те места, в которых опасно ходить и играть в те периоды времени, когда накрывают на стол, несут еду и другие. Учить соблюдать правила безопасного поведения в этих ситуациях. Создание предупреждающих знаков.
«Раз, два, три, что может быть опасно – найди»
Цель: закреплять представления об источниках опасности в доме, развивать
Создание макета комнаты
Цель: развивать мелкую моторику. Аккуратность
Работа с родителями:
«10 нельзя для ребёнка»
Программное содержание: учить обнаруживать опасные ситуации, которые могут возникнуть в ходе игр. Учить определять связь между силой воздействия на предмет и изменением его движения. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Цели: учить детей находить в ситуации выход – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: Закрепить правила поведения в различных ситуациях.
Работа с родителями.
Консультация: «Безопасный новый год»
Беседа: «Острые предметы»
Программное содержание: учить соблюдать осторожность при обращении с острыми предметами. Упражнять в выборе безопасных способов обращения с предметами. Воспитывать бережное отношение к себе и окружающим людям.
«Найди опасные предметы»
Цели: помочь детям запомнить предметы опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними.
Цель : закреплять правила поведения детей в различных бытовых ситуациях. Упражнять в аккуратной штриховке.
Работа с родителями.
папка-передвижка: «Поиграйте с детьми»
Беседа : «Электроприборы и газ»
Программное содержание: Развивать у детей представление об электроприборах и газовых приборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими. Воспитывать умение правильно пользоваться приборами. Познакомить с возможной опасностью, которой таит в себе электрический ток и газ. Познакомить с правилами использования электроприборов.
Материал: иллюстрации электроприборов, газовых приборов, знаки «нельзя», «осторожно пользоваться», загадки о приборах.
Цель: закреплять представления об бытовых предметах и их назначении. Учить правилам безопасного поведения в быту с предметами. Развивать память, внимание.
Цель: продолжать учить пользоваться ножницами.
Работа с родителями: индивидуальные беседы с родителями.
март Беседа: «Пожароопасные предметы»
Программное содержание: Знакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожно обращаться с огнём. Воспитывать уважение к труду пожарников и героических поступкам. Знакомство с правилами поведения при возникновении пожара.
Материал: картина, на которой изображено тушение пожара в жилом доме, серия сюжетных картинок на тему возникновения пожара
Дидактическая игра: «Горит или не горит»
Цель: закрепить знания детей о горючих материалах. Учить правильному
обращению с предметами. Развивать охранительное самосознание.
Аппликация: «Пожарная машина»
Цель: закреплять знания детей о специализированном транспорте. Уточнить представления о частях автомобиля. Воспитывать аккуратность при работе с ножницами и бумагой.
Работа с родителями: конкурс рисунков «огонь добрый – огонь злой»
Беседа: «Службы «01», «02», «03» всегда на страже»
Программное содержание: познакомить со службами спасения «01»,»02», «03». Учить детей рассказывать по предложным картинкам, по впечатлениям из личного опыта. Воспитывать желание помогать людям в беде, чувство сострадания и ответственности
Материал: произведение С. Маршака «Дядя Стёпа – Милиционер», жезл, свисток, картинки с изображением правил как вести себя дома одному, знаки «можно» и «нельзя»
Экскурсия в медицинский кабинет
Программное содержание: Познакомить детей с работой медика, учить детей в случае серьёзного заболевания взрослого или ребенка быстро реагировать на ситуацию. Воспитывать уважение к нелёгкой профессии врача
Дидактическая игра «Что мы знаем о вещах»(лото)
Цель: расширять представления детей о правилах безопасности в быту; развивать внимание, память, развивать чувство сотрудничества.
Сюжетная игра: «Больница»
Цель: отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины.
Работа с родителями: индивидуальные беседы с родителями
май Беседа «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности»
Программные задачи: Учить замечать опасные предметы вокруг детей. Учить отличать опасные для жизни ситуации, воспитывать желание соблюдать правила безопасности. Закреплять знания правил безопасности в быту, на улице. Продолжать формировать основы правильного поведения в критических ситуациях. Воспитывать бережное отношение к здоровью.
Дидактическая игра: «Так и не так»
Цель: учить отличать опасные для жизни ситуации от не опасных. Воспитывать
желание соблюдать правила безопасности. Развивать внимательность.
Презентация: «Правила поведения»
Работа с родителями:Буклет: «Безопасное поведение в быту»
Дополнительный материал Беседа: «Узнавать и выделять опасные ситуации дома»
Программное содержание: Продолжать учить правилам безопасного поведения в быту. Закрепить представление о бытовых предметах, которыми нельзя играть. Закреплять бережное отношение к здоровью. Напомнить номер телефона «01», «02», «03», воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Беседа: «Будь осторожен с огнём»
Программное содержание: Обучить детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей. Воспитывать умение во всём слушаться родителей, соблюдать меры предосторожности в быту.
Материал: иллюстрации возникновения пожара, тушения его, загадки, пословицы и поговорки об огне, атрибуты с сюжетно-ролевой игрой.
Дидактическая игра: «Убери на место»
Цель: закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность. Воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.
Отгадывание загадок о предметах быта
Цель: закреплять представления о предметах быта, находить отгадку.
Календарно-тематический план работы в старшей группе по ОБЖ по программе Р. Стёркиной, Н. Авдеевой, О. Князевой Решила выложить календарно-тематическое планирование «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» по программе Р. Стёркиной,.
Перспективное планирование НОД (безопасное поведение) по программе «Детство» Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)Образовательная область «Безопасность»: Безопасное поведение1.
Календарно-Тематическое планирование по «Самообслуживанию» (4 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Программа направлена на формирование у умственно отсталых детей необходимого для дальнейшей бытовой и социальной адаптации запаса знаний, практических умений и навыков.
Самообслуживание детей со сложными нарушениями развития существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и различных двигательных нарушений. С большим трудом ими усваиваются навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, использование табличек, указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах. Глубоко умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения элементарных бытовых и социальных задач, достигнуть этого они могут только при условии целенаправленного обучения и воспитания.
Для успешного усвоения учебного материала важно формировать представления детей в процессе экскурсий, осуществлять целенаправленные наблюдения за реальными объектами и жизненными ситуациями, моделировать их и выполнять практические действия в реальных условиях. В обучении детей большое место должны занимать игровые методы и приемы: дидактические, сюжетно-ролевые, игровые ситуации и сюрпризные моменты.
Система работы вначале направлена на полноценное восприятие детьми необходимых сведений, формировании действий и приемов, а затем – на разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Таким образом, педагогическая работа имеет своей целью достижение каждым ребенком максимально возможного для него уровня социально-бытовой умелости.
Свои имя, фамилия, возраст. Члены семьи, их имена, профессии. Домашний адрес (город, улица, дом). Правила учащихся. Помещения школы: прачечная. Предметы личной гигиены. Гигиенические процедуры: душ. Одежда и обувь: сезонные изменения. Навыки одевания и раздевания. Уход за одеждой: складывание. Уход за обувью: мытье. Повторение.
День рождения. Гости, подарок. Правила культурного общения со взрослыми, сверстниками. Детский театр: правила поведения, посещение. Режим дня, сон и его значение. Кухня. Оборудование и посуда для приготовления пищи. Варка и чистка овощей (наблюдение), правила техники безопасности. Столовая посуда и приборы. Сервировка стола к чаю (посильная помощь).
Домашний адрес. Многоэтажный дом: лифт и мусоропровод. Предметы наполнения жилого помещения. Гигиена жилого помещени: подметание пола. Бытовая техника: пылесос (назначение, правила техники безопасности, использование). Комнатные растения: поливка.
Медицинские учреждения: поликлиника. Виды медицинской помощи: амбулаторный прием врача. Культура поведения в поликлинике и на приеме у врача. Врач: стоматолог. Профилактика болезней зубов.
Правила пешехода. Правила поведения в общественном транспорте. Наземный транспорт: поезд.
Продовольственный магазин. Ассортимент. Правила поведения. Выполнение штучной покупки.
Методическая разработка классного часа на тему: «Культура поведения в быту и общественных местах»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство образования Саратовской области
ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
Методическая разработка классного часа на тему:
«Культура поведения в быту и общественных местах»
подготовил преподаватель ГАПОУ СО «БТМСХ»
на методическую разработку классного часа, на тему: «Культура поведения в быту и общественных местах».
Автор преподаватель : Черкасова И.Е.
Учебное заведение: ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
Объем работы 18 листов.
Внутренний мир человека, его интеллект, разум и чувства отражаются в его внешности, глазах, чертах лица, а также в осанке и поведении. Богатому внутреннему соответствует и высокая культура поведения.
Методическая разработка предназначена для классных руководителей в помощь при организации и проведения классного часа соответствующей тематики
В данной методической разработке представлен материал по проведению классного часа в форме лекционно-информационной конференции, с элементами беседы со студентами 1 – го курса, на тему «Культура поведения в быту и общественных местах».
Цель: формирование понятия об этикете, необходимости его соблюдения в современном обществе, о важных вопросах, связанных с воспитанностью, развитие способности вести диалог, воспитание требовательности по отношению к себе, формирование навыков самоанализа и самооценки, воспитание эстетических норм и правил бесконфликтного общения с младшими, ровесниками и с взрослыми. убеждение в том, что знания правила поведения в обществе необходимы для получения хорошей работы и карьерного роста.
Задачи: осознать значимость проблемы культуры поведения, сформировать установку на воспитание правильных норм поведения и общения.
Форма проведения: лекционно-информационная конференция, с
Оснащение и оформление: доклады, вопросы теста, задания, слайд-презентация, мультимедиа проектор.
Преподаватель заранее предлагает тематику для докладов, подсказывает источники информации, направляет мысль студентов в нужном направлении для самостоятельного поиска. В результате студенты должны самостоятельно или в совместных усилиях обобщить материал и представить результат. Таким образом, работая над докладом в группах, студенты осваивают ряд общих компетенций.
1 Объявление темы мероприятия, цели его проведения.
2 Вступительное слово классного руководителя
3 Информационный блок выступления студентов с докладами:
3.1 «Этикет и этикетка»
3.3 «Что надо знать, чтоб джентльменом стать»
4 Подведение итогов. Выполнение заданий и тестирование
Вступительное слово классного руководителя
«Люди никогда не бывают
ни безмерно хороши,
Информационный блок выступления студентов с докладами:
Доклад на тему: «Этикет и этикетка».
Казалось бы, что между этими словами общего? Этикетку все видели, все знают. Яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают наше внимание, и рассказывает о предмете. Этикетка – словно маленький представитель вещи. И от того, как она нам понравилась, во многом зависит отношение к этой вещи. А этикет? Этикет определяет, как человек обращается с людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Но ведь жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом, вкус в одежде и т п. тоже являются своеобразной ЭТИКЕТКОЙ. Именно эти наши свойства и особенности, прежде всего, бросаются в глаза при знакомстве, и по ним нередко судят о нас самих. Но воспитанность и хорошие манеры – не просто этикетка. Они прочно связаны с внутренней культурой человека.
Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Англию и Францию называют обыкновенно «классическими странами этикета». Однако родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе столетиями господствовало в обеих странах. Одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в 14 веке. Короче говоря, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названой родиной этикета. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями. Различают несколько видов этикета, основными из которых явл.:
— придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
— дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
— воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большое значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.
Доклад на тему: «Хорошие манеры»
Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.
Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, общения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.
В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязанность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ. Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма. Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.
Вежливость . Всем известны выражения «холодная вежливость», «ледяная вежливость», «презрительная вежливость», в которых эпитеты, прибавленные к этому прекрасному человеческому качеству, не только убивают его сущность, но превращают ее в свою противоположность. Эмерсон определяет вежливость как «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения. К сожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она – одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в доме, где живет, в общественных местах. С товарищами по работе, со многими знакомыми в быту вежливость может перейти в дружбу, но органическая благожелательность к людям вообще – обязательная база вежливости. Подлинная культура поведения – там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им. Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена. Вот как об этом говорит Д. Карнеги « Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в самых доходчивых и самых действенных способа завоевать расположение окружающих – это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значимости».
Тактичность и чуткость. Содержание этих двух благородных человеческих качеств, внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость – это чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних. Уважение к другим – обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Тактичность, чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных случаях самокритично, без чувств ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не уронит достоинство, но, наоборот, укрепит его во мнении мыслящих людей, показав им вашу исключительно ценную человеческую черту – скромность.
Доклад на тему: « Что надо знать, чтоб джентльменом стать»
В современном обществе в повседневной жизни, и особенно в официальной обстановке, большое значение приобретают элементарные знания этикета. Большое значение имеет внешний вид человека. Джентльмен по-английски означает « мягкий человек ». В более широком смысле, джентльмен – человек с приличными манерами, знающий правила поведения, воспитанный и вежливый. Это, прежде всего человек, который знает, чего не следует делать.
— класть носовой платок на стул, диван, и в особенности, на стол;
Рабочая программа по формированию безопасного поведения в быту.
Настоящая рабочая программа разработана на основе парциальной программы «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» автор Тимофеева Л.Л. с учетом требований, отраженных в федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по формированию безопасного поведения в быту.»
Цели и задачи реализации Программы …………………………………….
Принципы и подходы к формированию Программы …………………………
Возрастные особенности дошкольников ………………………………………
Планируемые результаты освоения Программы дошкольниками ………….
II Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в различные возрастные периоды ….
2.1.1. Старшая возрастная группа ………………………………………………………
2.1.2. Подготовительная к школе группа ………………………………………………
III Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы ……………………………
3.2. Особенности организации предметно-развивающей образовательной среды….
Приложение № 1 Календарно-тематическое планирование.
Приложение № 2 План взаимодействия с родителями
Настоящая рабочая программа разработана на основе парциальной программы «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» автор Тимофеева Л.Л. с учетом требований, отраженных в федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155
СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;
Основная образовательная программа МБДОУ ПГО «Детский сад № 51»
Цели и задачи реализации программы.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста и направлена на формирование навыков безопасного поведения в быту.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
обеспечение овладения ребенком способами безопасного осуществления различных видов деятельности, формирование умений, навыков необходимых для определения тактики безопасного поведения в различных ситуациях, развитие способности выбирать себе род занятий с учетом соблюдения норм безопасного поведения;
развитие мотивации к безопасной деятельности, способности осуществлять саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих, соответствия требованиям со стороны взрослых, первичным ценностным представлениям, элементарным общепринятым нормам;
развитие воображения, прогностических способностей, формирование умения предвидеть возникновение потенциально опасных ситуаций, их возможные последствия, различать игровую (виртуальную) и реальную ситуации;
развитие коммуникативных способностей, помощь в овладении конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, навыками выбора тактики и стиля общения в зависимости от ситуации;
формирование умения применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения задач (проблем) в соответствии с особенностями ситуации (выявлять источник опасности, определять категорию опасной ситуации, выбирать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения);
формирование основных физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций;
формирование начала психологической готовности к осуществлению безопасной жизнедеятельности;
формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Принципы и подходы к формированию программы
Принципы отбора содержания программы:
принцип научности, обеспечивающий объективность предлагаемой вниманию детей информации; представленность в содержании программы компонентов структуры культуры безопасности (системность содержания): соответствие основным положениям культурологического, аксеологического, личностно ориентированного, системно-структурного, синергетического, полисубъектного и комплексного подходов;
принцип сбалансированности, определяющий равнодолевое соотношение компонентов содержания, ориентированных на развитие когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личности дошкольника;
принцип комплексности, предполагающий наличие компонентов содержания, обеспечивающих становление субъективного отношения к вопросам личной безопасности, развитие мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и познавательной сфер личности; становление ценностно-смыслового, ответственного отношения к выбору и осуществлению безопасного поведения; формирование сознания безопасной жизнедеятельности;
принцип адекватности возрастным особенностям (уровень восприятия, самостоятельности, направленность интересов и др.) на каждом этапе развития детей; принцип событийности, определяющий возможности содержания как основы созидательного, взаиморазвивающего общения детей и взрослых;
принцип концентричности содержания, определяющий постановку различных задач при изучении одних и тех же разделов программы в разные возрастные периоды;
принцип антропоцентрической направленности интеграции содержания образовательных областей, предполагающий применение
знаний (навыков, компетенций, опыта), полученных в ходе его освоения, в процессе формирования культуры безопасности; активность ребенка в образовательном процессе.
Принципы построения образовательного процесса:
ориентация на ценностные отношения определяет профессионального внимания педагога к формирующемуся отношению воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте;
субъектность — принцип, предписывающий педагогу максимально содействовать развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений;
принятие ребенка как данности — принцип, определяющий признание за дошкольником права быть таким, какой он есть, ценности его личности; предполагающий сохранение уважения к личности каждого ребенка вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей;
субъект-субъектный характер взаимодействия всех участников образовательных отношений, выбор приемов, методов и форм организации детских видов деятельности, обеспечивающих интеллектуальную, эмоциональную, личностную активность детей, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников;
природосообразность как принцип организации образовательного процесса предполагает, что выбор форм и методов воспитания, обучения и развития детей должен определяться «естественными основаниями», то есть тем, как, в каких формах и видах деятельности, на основе каких механизмов в каждом возрастном периоде происходит приобщение ребенка к культурным ценностям;
разнообразие приемов, методов и форм организации детских видов деятельности, обеспечивающее включение в образовательный процесс и заинтересованное участие детей с различными типологическими и индивидуальными особенностями, уровнями сфорсированности отдельных аспектов культуры безопасности;
учет объективных потребностей, мотивов детей (познавательный интерес, стремление к активности, самоактуализации, самореализации в разных видах деятельности);
построение образовательного процесса на диагностической основе, позволяющее менять компоненты педагогической системы в соответствии с данными обратной связи, социальное развитие каждого ребенка на основе устойчивой обратной связи воспитательной деятельности с характером общественных отношений, обеспечивающих саморегулирование социальных контактов;
построение образовательной среды, способной обеспечивать весь комплекс потребностей субъектов образовательных отношений, разнообразие вариантов выбора оптимальной траектории развития и взросления личности; создавать мотивацию активности, условия для самоопределения в разнообразных видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами, для амплификации развития дошкольников;
обеспечение индивидуальной комфортности для всех субъектов образовательных отношений;
взаимодействие семей воспитанников и ДОО на основе определения объективных оснований сотрудничества по решению задач формирования навыков безопасного поведения.
Возрастные особенности дошкольников.
Старшая возрастная группа (5-6 лет)
Шестой год жизни ребенка характеризуется относительной стабилизацией физиологических функций и процессов. Начинается овладение сложными видами движений, разными способами их выполнения, требующими развитой координации движений, ловкости. Дети быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений. Таким образом, в старшей группе появляется возможность целенаправленного формирования физических качеств и видов движений, определяющих физическую готовность к осуществлению безопасной жизнедеятельности.
Источником познания, эталоном поведения в различных ситуациях для ребенка остается взрослый, общение с ним становится вне ситуативным, приобретает форму сотрудничества. Дети стремятся обсуждать темы, связанные с жизнью собеседника, высказывать свое мнение, находить его подтверждение в словах взрослого. Дошкольники испытывают потребность в уважении, понимании, в совпадении своих оценок поведения других людей с оценками значимых для них взрослых, в подтверждении знакомых правил. Это определяет тактику взаимодействия педагогов (родителей) с детьми в образовательном процессе (в ходе семейного воспитания), делает актуальными различные формы работы, предполагающие анализ ситуаций, отдельных действий людей с точки зрения их соответствия правилам, нормам, требованиям.
Более значимыми партнерами для общения становятся сверстники, возникает личностное отношение к ним, осуществляется выбор друзей, обладающих определенными личностными качествами, во взаимодействии с ними у дошкольников складывается образ самого себя. Возникают достаточно устойчивые социальные роли, для поддержания (или изменения) которых дети прилагают определенные усилия. Старшие дошкольники учатся по аналогии с имеющимся опытом понимать позицию другого человека, начинается переход от эгоцентризма к децентрации. Актуальными становятся темы программы, связанные с общением людей, различными ситуациями взаимодействия.
Ведущим является наглядно-образное мышление. Активно развивается воображение, что дает качественно новый толчок к совершенствованию всех видов детской деятельности. На основе аффективного воображения возникают механизмы психологической защиты. Педагогу и родителям важно поддерживать и оптимизировать процессы развития воображения, активно опираться на него в образовательном процессе. Также необходимо принимать во внимание гот факт, что благодаря определенному уровню развития воображения ребенок способен приписывать свои проблемы, отрицательные поступки другим, жить в воображаемом мире.
Повышается объем внимания, оно становится более опосредованным. Возникает произвольное и опосредованное запоминание и припоминание, хорошо развита механическая и эйдетическая память, легче запоминается эмоционально значимая информация. На основе развития речи, мышления, памяти, приобретающей интеллектуальный характер, возникает способность рассуждать.
Поведение детей старшего дошкольного возраста определяется соподчинением мотивов. В этот период важной задачей взрослых становится правильное формирование мотивационной сферы дошкольников. Становление умения самостоятельно выделять цель, планировать свою деятельность, реализовывать план, достигая цели, наряду с задачами развития мотивации разных видов деятельности, определяет структуру и содержание личностно ориентированных образовательных ситуаций.
Целеустремленность поведения окончательно приобретает общественную направленность. Эмоциональная сфера становится более устойчивой, дети учатся соотносить свое поведение и эмоции с принятыми нормами и правилами. Открытость, искренность, впечатлительность ребенка шестого года жизни обусловливают высокую эффективность воспитательных воздействий. Эти же качества определяют актуальность формирования аспектов культуры безопасности, связанных с контактами с незнакомыми людьми.
Растет роль сюжетно-ролевой игры, с развитием которой становится возможным моделирование и осознание дошкольниками социальных отношений, применение и осмысление знаний, освоенных в ходе восприятия произведений художественной литературы, фильмов, мультфильмов, рассказов взрослых, полученных в личном опыте. Накопление, осмысление и применение представлений активно происходит и в различных видах продуктивной деятельности
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Дети седьмого года жизни осознанно упражняются в различных действиях, пытаются ставить двигательную задачу, выбирать разные способы ее решения. Возникает произвольное регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, осознанное отношение к качеству выполнения упражнений. Формируется умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и результата, различных условий. Активно развиваются скоростные, скоростно-силовые качества, гибкость, ловкость, выносливость. Это позволяет активизировать работу по формированию соответствующих возрасту видов движения, определяющих физическую готовность к осуществлению безопасной жизнедеятельности, качеств, связанных с психологической готовностью, — инициативы, выдержки, настойчивости, решительности и смелости.
Зарождается внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, устойчивыми становятся социальные роли в группе, формируются внутренняя позиция детей в социальном взаимодействии, осознание себя субъектом социальных отношений. Вырабатывается эмоциональное отношение к нормам поведения, стремление им соответствовать; формируется умение оценивать себя и других с точки зрения соблюдения норм, вычленять суть несоответствия, определять последствия нарушения правил. В ходе взаимодействия дошкольники учатся ставить себя на место другого, дифференцировать стиль общения в зависимости от ситуации, выбора партнера, понимать побуждения других и скрывать свои чувства и эмоции. В этот период большой интерес у дошкольников вызывают вопросы организации общения, ситуации, требующие применения освоенных правил, задачи, связанные с разъяснением норм и требований младшим дошкольникам.
Уровень представлений о свойствах предметов, природных объектов и явлений позволяет формировать способы безопасного осуществления различных видов деятельности, действий в групповом помещении, дома, на игровой площадке, на улицах города, в природных условиях. Развитие способности ориентироваться в пространстве дает возможность формировать соответствующие практические навыки, широко использовать схемы, макеты.
Память становится произвольной, старшие дошкольники умеют использовать различные приемы запоминания, лучше запоминается и легче включается в долговременную память информация, получение которой было подкреплено положительными эмоциями. Развивается механическая, смысловая, эйдетическая память. Внимание также становится произвольным, растет его объем, оно становится более опосредованным.
Воображение становится произвольным, опосредованным и преднамеренным, может выполнять защитную функцию (уход от проблем в мир фантазий). Оно развивается под влиянием всех видов детской деятельности, становясь в свою очередь трамплином для их развития. К 7 годам на основе знаний и опыта дошкольники могут представить течение опасной ситуации, назвать ее возможные последствия, предложить несколько вариантов развития событий.
Дети 7-го года жизни теряют непосредственность, возникает четкое соподчинение мотивов, ведущими становятся моральные, общественные мотивы, формируются новые — стремление действовать как взрослый, получать одобрение, поддержку; мотивы самоутверждения и самолюбия в отношениях со сверстниками. Педагогам и родителям необходимо учитывать и развивать данные мотивы как основу и залог успешного осуществления различных видов детской деятельности, личностного становления детей. У воспитанников подготовительной к школе группы сформированы основы самооценки, самокритичности, внутренней позиции в общении и деятельности.
В рамках всех видов деятельности с той или иной долей самостоятельности дети могут выделить учебную (познавательную, практическую, игровую, творческую) задачу, выбрать пути и построить план ее решения, оценить полученный результат с точки зрения достижения поставленной цели. В этот период при правильной организации образовательного процесса активно формируются важнейшие предпосылки учебной деятельности: позиция субъекта деятельности, умение выделять в предложенном задании адаптированную учебную задачу, работать по инструкции, способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач, контроль за способом выполнения своих действий и умение оценивать их, сформированность личностного (мотивационного) компонента деятельности.
Сюжетно-ролевая игра достигает пика своего развития. Дошкольники активно используют свои знания и опыт, моделируют отношения между людьми, воспроизводят мотивы и морально-нравственные основания, общественный смысл человеческой деятельности; игра становится символической. Вместе с этим игра начинает вытесняться на второй план практически значимой деятельностью.
Планируемые результаты освоения Программы дошкольниками
Ребенок владеет основными культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности; способен выбирать себе род занятий с учетом соблюдения норм безопасного поведения.
Ребенок имеет представление о своем статусе, правах и обязанностях, семейных взаимоотношениях, некоторых источниках опасности, видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде; владеет базовыми способами безопасного поведения в различных ситуациях.
Ребенок имеет развитую мотивацию к безопасной деятельности, способен осуществлять саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих.
Ребенок обладает развитым воображением, может представить варианты развития потенциально опасной ситуации, описать возможные последствия, различает игровую (виртуальную) и реальную ситуации.
У ребенка сформированы основные физические качества, двигательные умения, определяющие возможность выхода из опасных ситуаций.
Ребенок способен к волевым усилиям, действия преимущественно определяются не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями, элементарными общепринятыми нормами, правилами безопасного поведения.
Ребенок способен самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, в природе, на улице и т. д.), в различных видах детской деятельности, в неординарных и опасных ситуациях.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, способен менять стиль общения в зависимости от ситуации, конструктивно разрешать конфликты, избегать их; выполняет правила поведения при общении с незнакомыми людьми.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для безопасного осуществления различных видов детской деятельности, он владеет навыками безопасного поведения в различных ситуациях, элементарными способами оказания помощи и самопомощи.
Ребенок может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), может преобразовывать способы решения задач (проблем) в соответствии особенностями ситуации (способен выявить источник опасности, определить критерию опасной ситуации, выбрать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения).