обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это

Как запомнить материал урока: 4 эффективных метода

В статье расскажем про эффективные методы запоминания уроков. Используйте их и получайте от занятий в «Экстернате Фоксфорда» максимум пользы.

обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. 5ae47db9e8c2bb9e584b8208 wall clock. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-5ae47db9e8c2bb9e584b8208 wall clock. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка 5ae47db9e8c2bb9e584b8208 wall clock.

Если вас волнует вопрос, как быстро запомнить уроки, ответ один — использовать лайфхаки для мозга. Запоминание учебного материала — биологический процесс, обусловленный нейронными связями. Всё, что нужно, — тренировать их.

1. Повторение

Repetitio est mater studiorum — гласит латинский афоризм о родственных связях повторения и учения.

Психологи считают, что рациональнее всего повторять материал по определённой схеме. Например, такой:

Так запоминание станет наиболее эффективным.

2. Ассоциации

Ассоциации — это связи между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, которые возникают сами собой и закрепляются в памяти человека.

обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. 6023f11fbeb846ab5cedf2dd 5e7998e3ffca08ef50bc68ef 5bba801a002d8a8651072d41 %D0%91%D0%B5%D0%B7%20%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8 2%20(2)%20(1)%20(1). обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-6023f11fbeb846ab5cedf2dd 5e7998e3ffca08ef50bc68ef 5bba801a002d8a8651072d41 %D0%91%D0%B5%D0%B7%20%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8 2%20(2)%20(1)%20(1). картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка 6023f11fbeb846ab5cedf2dd 5e7998e3ffca08ef50bc68ef 5bba801a002d8a8651072d41 %D0%91%D0%B5%D0%B7%20%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8 2%20(2)%20(1)%20(1).

Ассоциативное мышление для запоминания материала можно развить тренировками. Вот простое упражнение на создание мысленных образов и умение находить аналогии.

Шляпа, телефон, господин, кактус, пирог, конверт, деньги, угорь, стол (письменный), дом, карандаш, куртка, кружева, пуговица, носок, отвёртка, кот, книга, фара, рыболовный крючок.

Читайте эти слова в течение двух минут. Постарайтесь запомнить их с помощью яркой образной истории. Чем более странными или комичными будут ваши ассоциации, тем лучше. Главное — всё это представить себе зрительно, чтобы лучше запомнить. Вот пример ассоциативной истории:

Шляпа, в которую поместили телефон. Телефонная трубка утыкана колючками, потому что это кактус. Эту трубку-кактус неприятно держать в руках господину, который звонит, и к тому же он говорит с набитым пирогом ртом. В пироге находится маленький конверт, из которого неожиданно выпадают деньги. Один из банковских билетов сворачивается и превращается в своего рода угря, который, спасаясь, прячется под письменный стол, имеющего форму дома, труба которого сделана из огромного карандаша. и так далее.

Придумав свою историю, выпишите слова из упражнения в верной последовательности — так у вас получится хорошо запомнить учебный материал.

3. Мнемокомната

Это метод запоминания оратора Цицерона. Он никогда не использовал в своих выступлениях шпаргалки, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имён.

При подготовке к выступлениям Цицерон прогуливался по своему дому и мысленно размещал в нём ключевые моменты выступления. Этот приём назвали мнемокомнатой.

Суть метода: запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определённом порядке. Затем достаточно будет вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести информацию. Первый раз лучше пройти по комнате реально, расставляя при этом элементы мысленно. В последующих случаях запоминания материала достаточно представлять помещение. Главное — договориться о последовательности «обхода» комнаты, то есть о порядке мест, на которых будет размещена информация, которую необходимо быстро запомнить.

Потренируемся. Возьмём комнату, а в ней шесть предметов. Для удобства пронумеруем их.

обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. 5e79991dccd66c4fda59e3dc 5bba80df8848099820e0c9db image4 11 e1516170994336%20(1). обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-5e79991dccd66c4fda59e3dc 5bba80df8848099820e0c9db image4 11 e1516170994336%20(1). картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка 5e79991dccd66c4fda59e3dc 5bba80df8848099820e0c9db image4 11 e1516170994336%20(1).

Теперь разместите в комнате нужную вам информацию, чтобы запомнить урок. Например, к горшку на столе можно «привязать» процесс образования глюкозы, а к часам — компоненты фотосинтеза.

4. Метод запоминания ОГПУ

Случалось ли вам, пытаясь что-то вспомнить, видеть перед глазами страницы учебника, когда буквально видишь, где начинается параграф, слева или справа, над картинкой или под, крупный шрифт или мелкий?

Если да, значит, у вас есть эффект зрительной привязки. Ваши глаза запоминают, как текст расположен на страничке, и это можно использовать с помощью метода ОГПУ.

обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. 5bba81b76b929f477d6e423f %D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%200. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-5bba81b76b929f477d6e423f %D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%200. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка 5bba81b76b929f477d6e423f %D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%200.

Это комбинированный метод запоминания, название которого расшифровывается так: ознакомление → главные мысли → повтор → умозрение.

Суть метода в том, что необходимо прочитать параграф учебника, свой конспект или теоретический материал к уроку четыре раза:

Резюме

Чтобы хорошо и быстро запоминать уроки, используйте специальные методы запоминания материала. Например, не пренебрегайте повторением, подключайте ассоциации, сортируйте информацию по принципу Цицерона или запоминайте информацию по методу ОГПУ.

обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9.

обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9.

обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9.

обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. 615457c63eba5932bf2b77d0 Vector. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-615457c63eba5932bf2b77d0 Vector. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка 615457c63eba5932bf2b77d0 Vector.

обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. 61545185aadddd79c11c9568 mailbox img. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-61545185aadddd79c11c9568 mailbox img. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка 61545185aadddd79c11c9568 mailbox img.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. 6152f4560deb49c32c16e5a3 demo img. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-6152f4560deb49c32c16e5a3 demo img. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка 6152f4560deb49c32c16e5a3 demo img.обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. 6152f454acc4017a835befaf demo img mob. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-6152f454acc4017a835befaf demo img mob. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка 6152f454acc4017a835befaf demo img mob.Попробовать бесплатно

Источник

Всё переплетено: как чередование изучаемых тем помогает надолго запомнить материал

Рассказываем о подходе под названием интерливинг и о том, почему разбирать с учениками одну тему «до последнего» — не самая лучшая идея.

обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. 6b50ae040fa2b36737f3aac86ff4a31c. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-6b50ae040fa2b36737f3aac86ff4a31c. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка 6b50ae040fa2b36737f3aac86ff4a31c.

обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. 51e4c5a6e29146549a4d580e6ee8d050. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-51e4c5a6e29146549a4d580e6ee8d050. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка 51e4c5a6e29146549a4d580e6ee8d050.

Обложка: Оля Ежак для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:

обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. 07355710022021 d6e7d4699a711662c2ff6e4127a41f4a3bd7fc01. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-07355710022021 d6e7d4699a711662c2ff6e4127a41f4a3bd7fc01. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка 07355710022021 d6e7d4699a711662c2ff6e4127a41f4a3bd7fc01.

Журналист. Пишет и переводит статьи о самобытной культуре и образовании. Ведёт Telegram-канал «Работник культуры».

Чем плоха традиционная система запоминания

Во время учёбы в колледже Джен Шванке, американская преподавательница с более чем двадцатилетним стажем, работала официанткой. Чтобы ей хватало на оплату жилья, она подрабатывала ещё и поваром. Сейчас она вспоминает те годы с ностальгией. За короткое время она научилась быстро и вкусно готовить: работать с ингредиентами для многих блюд разом, резать овощи и помешивать содержимое сковородки одновременно.

«Когда я училась готовить, я не тратила пару недель, чтобы освоить приготовление лука, затем пару недель — на морковку и ещё несколько — на чеснок, — говорит Шванке. — Если бы я пошла по такому пути, я бы только сейчас добралась до варки бульона».

То же самое можно сказать и о любой учёбе, считает Шванке. «Изучение тем по порядку может казаться разумным — кто будет спорить с идеей о необходимости закрепить одну концепцию, прежде чем переходить к другой? Но на практике это довольно проблематично, — рассуждает она. — Во-первых, это долго. К тому же скучно».

Представьте, что вам нужно познакомить учеников с темой горных пород, предлагает американская преподавательница со стажем больше 25 лет Мег Риордан. Горные породы бывают трёх видов: магматические, осадочные и метаморфические. При блочном обучении учитель посвятил бы один урок магматическим породам, второй — осадочным, третий — метаморфическим. При интерливинге же каждый из уроков содержал бы информацию о каждом из трёх видов.

Применяя интерливинг на уроке математики, вместо того чтобы научить детей сначала умножению, а потом перейти к делению, педагог знакомит учеников с обеими темами почти сразу, чередуя задачи из них. А начинающий пианист, используя такой подход, практикует вперемешку арпеджио, гаммы и аккорды.

Такой подход может показаться контринтуитивным, говорит психолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Роберт Бьорк. Блочный подход, в отличие от интерливинга, создаёт ощущение хорошо освоенной, пройденной темы. Поэтому большинство учеников отдают предпочтение блокингу. Однако те, кто занимается, следуя правилам интерливинга, впоследствии гораздо лучше справляются с тестами по изученным темам, нежели те, кто применяет традиционный подход, рассказывает Бьорк.

обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. 11425529102021 9dc007c05cb747e58d38a311887c67f42806c8c9. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-11425529102021 9dc007c05cb747e58d38a311887c67f42806c8c9. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка 11425529102021 9dc007c05cb747e58d38a311887c67f42806c8c9.

Поверить в пользу интерливинга непросто — по крайней мере, когда речь идёт об умственной деятельности. Но теперь вообразите, что вы занимаетесь баскетболом, и ваш тренер заставляет вас сто раз подряд выполнять штрафной бросок. Это же просто утомительно.

Или, скажем, вы занимаетесь теннисом, и в один день наставник отрабатывает с вами удары только правой рукой, а в другой — только левой. А ваш друг и его тренер в это время, напротив, работают с обеими руками. Исследования показывают, что ваш друг преуспеет с большей вероятностью, потому что его подход ближе к условиям настоящей игры, а кроме того, требует больше умственных усилий, объясняет школьный консультант Маргарет Сёрл.

Когда мозг регулярно переключается на новую задачу, недостаточно просто извлечь подходящее решение из краткосрочной памяти. Ученику придётся постоянно спрашивать себя: «Какого рода задачу я решаю?» Для этого понадобится извлекать знания из долгосрочной памяти, таким образом закрепляя их. Такую практику постоянного возвращения к ранее изученному на английском языке называют retrieval practice (буквально — «практика извлечения»). Другое её название — интервальные повторения.

обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. 12071229102021 c4fe8aa2688e38e4c9c6b26dd8d9475798d6607f. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-12071229102021 c4fe8aa2688e38e4c9c6b26dd8d9475798d6607f. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка 12071229102021 c4fe8aa2688e38e4c9c6b26dd8d9475798d6607f.

«Информацию нужно повторять. Снова и снова, и через регулярные временные интервалы, — поясняет исследователь мозга и преподаватель Джон Медина. — Было доказано, что такой попеременный подход улучшает долгосрочное извлечение информации буквально по всем измеримым показателям».

Но что это за исследования, о которых говорят педагоги? Рассмотрим некоторые из них.

На 34% эффективнее: учёные о пользе интерливинга

Одна из первых научных работ, посвящённых интерливингу, была опубликована в 1986 году в американском научном журнале Motor Control and Learning. В ней был описан эксперимент, в котором участвовали 30 женщин, отрабатывавших три вида подач в бадминтоне. Часть испытуемых тренировалась по блочной системе, часть — сериями упражнений, часть — по принципу интерливинга (разные виды подач практиковались в случайном порядке). Женщины занимались по три дня в неделю в течение трёх недель. На следующий день после окончания практики они прошли тестирование, в котором проверялось, как хорошо они освоили новые навыки и насколько эффективно способны воспроизводить изученные действия в изменившихся условиях — например, при подаче с противоположной стороны корта. Группа, тренировавшаяся по принципу интерливинга, превзошла группу, занимавшуюся блочной практикой, по всем показателям.

Похожие результаты были зафиксированы в исследованиях с баскетболистами и бейсболистами.

Работает ли этот метод в интеллектуальном обучении? Да, в 2003 году вышла одна из первых научных статей об интерливинге вне спортивного контекста. Оказалось, что эта практика может быть полезна в том числе для студентов-медиков. Благодаря интерливингу они ставили более точные диагнозы по электрокардиограмме, чем те, кто обучался по блочной системе.

обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. 12071229102021 491773e1ba3da048aac1de959330f99933ee379d. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-12071229102021 491773e1ba3da048aac1de959330f99933ee379d. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка 12071229102021 491773e1ba3da048aac1de959330f99933ee379d.

В исследовании 2008 года, одним из организаторов которого был уже упоминавшийся психолог Роберт Бьорк, интерливинг помог испытуемым с большей точностью распознавать стили разных художников.

Наконец, The Guardian упоминает исследование, в котором интерливинг показал эффективность при обучении математике. Испытуемые, занимавшиеся по блочной системе, показывали результаты выше, чем у тех, кто учился по принципам интерливинга, если проверочный тест проводился сразу после обучения. Однако, если тест устраивали позднее, последователи интерливинга превосходили занимавшихся блокингом.

Один из авторов этого исследования, психолог Даг Рорер, участвовал и в других экспериментах на тему интерливинга. Об одном из них, получившем название «Тампский эксперимент» (по-английски — Tampa experiment), рассказала The New York Times.

Рорер с двумя коллегами из Университета Южной Флориды в городе Тампа выбрали в качестве испытуемых 140 семиклассников, обучавшихся математике. «Мы не предлагали ничего нового и не просили учителей делать дополнительную работу, — говорит Рорер, сам в прошлом учитель математики. — Мы просто перегруппировали материал, который они уже использовали».

Материал состоял из задач четырёх типов:

Учеников поделили на две группы. Первая решала уравнения и задачи с пропорциями, чередующиеся по принципу интерливинга. А решение задач последних двух типов (графики и поиск угла наклона) было организовано по блочному принципу.

Задания для второй группы были устроены ровно наоборот: блочный подход для решения уравнений и задач с пропорциями, а интерливинг — для решения задач с графиками и углами. Задачи, предлагаемые по принципу интерливинга, были перемешаны и не содержали пояснений, как их решать: ученики должны были сами выбрать нужную стратегию.

Интерливинг-задания сначала занимали у детей больше времени, но б ольшая часть учеников в итоге привыкла к ним. «Мне обычно нужно много времени для подготовки к тестам, — сказала одна из учениц, — но благодаря работе над этими смешанными домашними заданиями времени понадобилось меньше, чем обычно, потому что знания в голове были ещё очень свежи».

Спустя две недели после последнего домашнего задания исследователи неожиданно для учеников провели финальный тест по всему пройденному курсу. Средняя оценка по материалу, который подавался обычным блочным принципом, составила всего 38%. А средняя оценка за задания, работа над которыми была смешанной, достигла 72%. То есть интерливинг показал результаты на целых 34% выше.

обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. 11425429102021 accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-11425429102021 accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка 11425429102021 accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c.

Ещё в одном исследовании с участием 126 учеников Рорер и его коллеги решили проверить, какой эффект интерливинг оказывает на долгосрочное запоминание информации. В целом эксперимент повторял предыдущий. Часть заданий нужно было выполнять по блочному принципу, часть — по принципу интерливинга.

Разница заключалась в методах проверки. Тут было два финальных теста: один провели спустя день по окончании практики, а второй — спустя месяц. В первом случае результаты интерливинга были на 25% выше, чем результаты блочного обучения. Но спустя месяц отрыв интерливинга от блокинга составил уже 76%. То есть интерливинг способствует гораздо лучшему долгосрочному запоминанию, чем традиционный подход.

Игра в ассоциации: чем объясняют пользу интерливинга

Преимущества интерливинга со ссылками на научные работы разобрал научно-популярный журнал Scientific American. Авторы одной из упоминаемых работ предполагают, что интерливинг оказывает благоприятный эффект на обучение из-за того, что он требует постоянной концентрации и повышает способность к различению сходных концепций. При блочном обучении такие различия стираются: например, ученики могут путать слово «иллюзия» с «аллюзией» или выбирать из двух похожих стратегий для решения математической задачи неправильную. Интерливинг же лишён этого недостатка, поскольку в нём более заметны различия между идущими друг за другом идеями и задачами.

В другой работе исследователи указывают на то, что интерливинг укрепляет ассоциациативные цепочки. Как уже упоминалось выше, при блокинге часто бывает достаточно обращаться к кратковременной памяти, поскольку каждое новое задание из одного блока не сильно отличается от предыдущих. При интерливинге же решения приходится извлекать из долгосрочной памяти, а это приводит к закреплению на нейронном уровне связей между различными задачами и их правильными решениями.

Как применять интерливинг

На сайте об обучении на основе знаний о работе мозга Ness Labs предлагают при применении интерливинга помнить о трёх его характеристиках:

В дополнение к этой памятке Маргарет Сёрл, которая консультирует школы по темам социально-эмоционального и инклюзивного обучения, приводит такие примеры использования интерливинга:

обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. 11425529102021 6896a8696b8038f4fc8989ab005e4fccc3b90047. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-11425529102021 6896a8696b8038f4fc8989ab005e4fccc3b90047. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка 11425529102021 6896a8696b8038f4fc8989ab005e4fccc3b90047.

Каша в голове: за что критикуют интерливинг

Было бы странно, если бы у этого подхода не появились и противники. Конечно, они есть.

«Интерливинг в лабораторных условиях показывает значительный эффект в том, что касается эффективного запоминания, и у меня, безусловно, нет никаких замечаний к этому конкретному исследованию, — комментирует упомянутый „Тампский эксперимент“ психолог из Виргинского университета Дэниел Уиллингем.
— Я гораздо больше обеспокоен тем, как эти лабораторные техники будут сочетаться со всеми другими составляющими работы в классе: разной динамикой, разными детьми, разными учебными стилями. Например, какой-то процент учителей скажет: „Это не сочетается с тем, как я преподаю математику“. Точка».

Кроме того, когда темы подаются блоками, преподавателю проще планировать учебную программу. Поэтому блокинг остаётся доминирующим не только в школах, но и на курсах дополнительного образования, и при других формах обучения, добавляют в Scientific American.

Это же издание обращает внимание и на один важный недостаток интерливинга с точки зрения учеников. Поскольку темы в интерливинге чередуются, учебный процесс ощущается как более растянутый, постепенный: быстро покончить с одним блоком информации и поставить галочку в чек-листе не получится. К тому же такое обучение, как уже упоминалось, требует от учеников постоянной концентрации, а значит, и больших усилий.

Ещё одна проблема интерливинга — его неправильное применение. Британский преподаватель Марк Энсер, возглавляющий факультет географии в Хитфилдском общественном колледже, поделился такой историей. Один из его знакомых учителей услышал на курсах совет о внедрении интерливинга в учебный план. Вместо того чтобы рассказать ученикам о тектонике в рамках одного блока, а затем перейти к другой теме, предлагалось провести урок по тектонике, на котором советовали также рассказать о реках и урбанизации.

«Это не только не интерливинг — это, скорее всего, даже не самый эффективный вариант интервальных повторений. Перерыв между первым и вторым уроком по тектонике будет слишком большим, и такой подход приведёт только к путанице для всех участников процесса и очень разобщённому учебному плану», — комментирует Энсер.

Золотая середина: как использовать преимущества интерливинга без ущерба для учебной программы

Энсер предлагает подход, который он называет интервивинг (по-английски — interweaving, то есть «переплетение»). «При таком подходе мы определяем основные мысли и идеи, которые повторяются в рамках разных тем, и планируем, как подавать их в контексте этих тем», — говорит Энсер.

Например, рассказывая о тектонике, можно преподнести её в одном блоке, а можно, как нить, протянуть отдельные идеи, относящиеся к ней, через множество разных тем, поясняет Энсер. Допустим, посвятить первый урок тектоническим плитам, а также образованию вулканов. На следующем уроке — разобраться в географии Восточной Африки, а тема тектоники могла бы появиться в рассказе о Восточно-Африканской рифтовой долине и о том, как она влияет на жизнь современных людей. Темой следующего занятия может стать ландшафт Великобритании и роль тектонических процессов в образовании антиклинальных складок. Наконец, на ещё одном занятии можно разобрать географию Гаити, а заодно — феномен землетрясений (снова тектоника) и его влияние на жизнь гаитян. Такой подход сделает постоянное возвращение к теме тектоники более естественным, объясняет Энсер.

Конечно, выстроить весь учебный план на основе только интерливинга или другой экспериментальной методики — задача не самая простая. Но вкрапление отдельных новаторских тактик сделает занятия более живыми и разнообразными.

Маргарет Сёрл заключает: «Ни блочное обучение, ни интерливинг по отдельности не приводят к глубоким знаниям. Эффективнее сначала изучить основы темы за счёт постоянных повторений, чтобы с помощью блочной практики закрепить идею в памяти. А затем связывать эту идею с другими, чтобы применять знания на практике и углублять их за счёт интерливинга».

Источник

Анализ урока информатики «Понятие как форма мышления»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. hello html 2ef5ba5c. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-hello html 2ef5ba5c. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка hello html 2ef5ba5c.обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. hello html 2ef5ba5c. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-hello html 2ef5ba5c. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка hello html 2ef5ba5c.обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. hello html 2ef5ba5c. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-hello html 2ef5ba5c. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка hello html 2ef5ba5c.обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. hello html m551e3b1f. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-hello html m551e3b1f. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка hello html m551e3b1f.обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. hello html m545c8718. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-hello html m545c8718. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка hello html m545c8718.обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. hello html m545c8718. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-hello html m545c8718. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка hello html m545c8718.обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. hello html 496e7f32. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-hello html 496e7f32. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка hello html 496e7f32.обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. hello html m551e3b1f. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-hello html m551e3b1f. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка hello html m551e3b1f.обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. hello html 496e7f32. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-hello html 496e7f32. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка hello html 496e7f32.обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. hello html m551e3b1f. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-hello html m551e3b1f. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка hello html m551e3b1f.обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. hello html m545c8718. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-hello html m545c8718. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка hello html m545c8718.

Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ФИО учителя , проводившего урок

Дата посещения урока 24.01.2014.

Предмет Информатика и ИКТ

Учащихся по списку 5

Учащихся по факту 5

закрепить представления учащихся о восприятии окружающих нас объектов, признаках объектов, о понятии и мышлении;

развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели

воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля

Учащиеся готовы к уроку. Учащиеся организованы и дисциплинированы.

Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика

Урок оснащен проектором, компьютерами, раздаточным материалом, презентацией, учебниками, рабочими тетрадями.

Санитарное состояние класса

Соответствует санитарным нормам. Перед началом урока проведена влажная уборка, проветривание кабинета.

Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные)

Тип урока: объяснение нового материла

II Проверка Ранее изученного материала

III.Сообщение темы и целей урока.

V.Закрепление нового материала.

Место в системе уроков по данной теме:

Четвертый урок в разделе «Человек и информация».

закрепить представления учащихся о восприятии окружающих нас объектов, признаках объектов, о понятии и мышлении;

систематизация полученных знаний.

развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

Организация проверки домашнего задания:

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

Использовались различные методы: привлечение сильных учащихся для помощи отстающим.
На уроке использовались такие формы работы, как индивидуальная, групповая, практическая работа, самостоятельная работа.

Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся.

Учащиеся не только изучают материал в том виде, в каком он сообщается учителем или излагается в учебнике, но и значительно шире и глубже проникают в суть предлагаемых им знаний, раскрывают новые стороны изучаемых явлений, высказывают свои суждения.

Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся оптимальное

Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.

Для лучшего запоминания учебного материала учитель использовал следующие приемы: постановка цели запомнить; включение в деятельность путем наглядного восприятия материала и усиленного повторения изученных моментов нового материала.

Выполнение санитарных норм:

— Чередование видов деятельности: слушание, счет, письмо, практика. Устная работа сменялась письменной.

— Проведение физминутки осуществлялось

— Соблюдение правильной рабочей позы. Учитель неоднократно напоминал о правильной посадке ученикам.

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения осуществлялась в соответствии с этапами урока

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления. Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности

Наличие межпредметных связей

Налицо связи с такими предметами как

Какие числа закодированы кругом, треугольником, квадратом и прямоугольником, если верны приведенные ниже равенства?

Сосчитайте, сколько треугольников в фигуре обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. hello html m43048c8e. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это фото. обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это-hello html m43048c8e. картинка обучение направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления это. картинка hello html m43048c8e.(24)

Моря есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя. Что это? (карта)

Включение в содержание урока упражнений творческого характера

На всех этапах урока учитель использовал в том числе и задания творческого характера: загадки, пословицы, творческое домашнее задание.

Атмосфера на занятии была доброжелательная, дети активно общались друг с другом, с педагогом. Хочется отметить такой момент, что дети, которые справились с заданием быстрее, помогали другим детям.

Планирование задания на дом:

Прежде чем задать домашнее задание, учитель подводит итоги урока. Сначала просит воспроизвести понятия, изученные на сегодняшнем уроке.

Домашнее задание задаётся в соответствии с требованиями: комментируется его выполнение

1. РТ №11 (с. 45); №17 (с.48)

2. Творческое задание: придумать систему, которую можно будет проанализировать, обобщить, сделать синтез и сравнить

Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

Между учителем и учениками была атмосфера взаимопонимания, в работе были задействованы почти все ученики. Учителя отличает такт в отношении к ученикам. Учащихся привлекает также грамотная речь учителя и доброжелательный тон.

Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность

Педагогическое поведение учителя на уроке.

Я считаю Бартеневу Татьяну Александровну профессиональным педагогом. Она прекрасно владеет классом, видит каждого ученика на уроке. Работа на каждом этапе урока была организована рационально и соответствовала типу и цели урока. Так на этапе повторения было опрошено достаточное количество учеников, которым были выставлены оценки.
Учитель показал умение организовать класс на учебную деятельность и поддерживать дисциплин у. Речь учителя – четкая и уверенная. Внимательно и вдумчиво относится к вопросам учащихся. В беседе с учащимися доминировал педагогический такт и этика взаимоотношений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *